Содержание дисциплины психопатология

4

Содержание дисциплины «Психопатология» /Логопедия, З/О/

Тема 1. Предмет и задачи психопатологии.

Понятие психопатологии как науки. Её цель и задачи. Связь психопатологии с другими научными дисциплинами медико-биологического цикла: дефектологией, психологией, физиологией, генетикой и др.

Важнейшие этапы в развитии мировой и отечественной психопатологии: роль Ф. Пинеля, Конноли, Э. Крепелина, И.М. Балинского, С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, М.А. Чалисова и др.

Развитие психопатологии в России.

Тема 2. Симптомы и синдромы нарушения ощущений и восприятия.

Расстройства ощущений: количественные (гипер-, гипо- и анестезии) и качественные (парастезии и сенестопатии).

Патологические состояния, при которых они встречаются.

Психосенсорные нарушения, их особое место в психопатологии. Дереализация, деперсонализация. Состояния, при которых они встречаются.

Восприятие как совокупность ощущений. Восприятие и представление, их взаимосвязь, значение для процесса познания. Расстройства восприятия: иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии: определение, классификация и характеристика видов иллюзорного восприятия, физиологические основы (внутренние и внешние факторы).

Галлюцинации: определение, классификация, физиологические основы. Псевдогаллюцинации и критерии отличия от истинных галлюцинаций.

Тема 3. Расстройства внимания.

Активное и пассивное внимание. Объем внимания, факторы.

Патология внимания: истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость, затруднение переключения внимания, притупление, односторонняя направленность, полное выпадение внимания.

Особенности расстройства внимания при различных заболеваниях.

Тема 4. Расстройства памяти.

Память: определение, составные компоненты, свойства, значение для человека.

Патология памяти: количественные (гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Виды амнезии) и качественные (псевдореминисценции и конфабуляции – парамнезии).

Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях. Корсаковский синдром.

Тема 5. Расстройства мышления.

Мышление как высшее звено познавательной деятельности. Этапы развития, виды, свойства мышления. Этапы ассоциативного процесса.

15 стр., 7274 слов

19_Расстройство памяти

... и способность узнавания в значительной степени поглощаются процессом воспроизведения. Болезненные расстройства памяти проявляются в количественном и качественном отношениях; количественные поражения обнаруживаются в ... с состоянием ассоциативных процессов. Наиболее резко поражена память у идиотов, она не выходит за пределы памяти ощущений, инстинктов, влечений, органических чувствований; она глубоко ...

Нарушения ассоциативного процесса: по темпу (ускорение, замедление); по стройности (ментизм, перерыв, паралогичное, разорванное, бессвязанное, инкогеренция); по целенаправленности (резонерство, аутистическое, формальное, обстоятельность мышления, символическое, персеверации) и по продуктивности (доминирующие идеи, сверхценные идеи, навязчивости, бред).

Заболевания, при клторых они встречаются.

Сверхценные идеи, их особенности, отличия, диагностическое значение..

Навязчивые идеи (навязчивости): определения, виды, особенности, клиническое значение. Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особое значение фобий.

Бредовые идеи: определение, клинические критерии, свойства, отличия от заблуждений, суеверий и предрассудков. Первичный (интерпретативный, интеллектуальный) и вторичный (чувственный, образный) бред. Классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда.

Основные бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, Кандинского-Клерамбо, Котара, Капгра, парафренный .

Тема 6. Расстройства эмоций.

Эмоции: определение, виды, значение для человека и животных.

Патология эмоций: общее понятие, виды. Усиление (мания, гипомания, эйфория, экстаз, мория, депрессия, субдепрессия), ослабление (эмоциональное уплощение, эмоциональная тупость, апатия) и извращение (эмоциональная лабильность, слабодушие, дисфория, патологический аффект) эмоций.

Синдромы эмоциональных нарушений. Маниакальный синдром: его признаки, виды, особенности при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении, эпилепсии, психогениях, травматических, органических и сосудистых поражениях мозга., лекарственных отравлениях и лечении некоторыми препаратами.

Депрессивный синдром: его признаки, виды, особенности при шизофрении, биполярном аффективном расстройстве, психогениях, сосудистых, органических и предстарческих психозах. Прогноз и последствия. Возможность суицида. Скрытая (маскированная) депрессия.

Тема 7. Расстройства влечений и двигательно-волевой сферы.

Воля: определение, этапы, качества волевей деятельности. Значение волевой сферы для человека.

Собственно волевые (способности к сознательному и целенаправленному регулированию деятельности и поступков) расстройства: патологическое усиление (гипербулия), ослабление (гипобулия), отсутствие (абулия) и извращение (парабулия).

Особенности при различных заболеваниях.

Патология инстинктов (влечений): пищевого, самосохранения и полового.

Расстройства эффекторного (двигательного) компонента: болезненное усиление (возбуждение – виды: маниакальное, кататоническое, гебефреническое, эпилептиформное, тревожное, психогенное); болезненное снижение (заторможенность – виды); извращение (судорожные припадки, навязчивые, насильственные и импульсивные движения и влечения).

13 стр., 6306 слов

Сознание и бессознательное. 1. Определение что такое сознание и бессознательное

... в жизни человека; это высшая из способностей личности. Сознание – это такое состояние человека, при котором ... имела четкого определения. Декарт, утверждавший тождество сознательного и психического, полагал, что за пределами сознания может иметь ... можно представить в виде трех уровней: § сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение; § сознание — ясно осознаваемые ...

Тема 8. Расстройства сознания.

Сознание: определение, исторические этапы развития, значение, его свойства и характеристики. Признаки ясного сознания. Локализация сознания. Виды и стороны сознания. Соотношение в нашем сознании бессознательного, подсознания и осознаваемого.

Общие признаки расстройства сознания. Клиническая характеристика количественных форм расстройства сознания (обнубиляция, сомноленция, собственно оглушение, сопор, кома).

Патологические состояния, при которых они встречаются.

Клиническая характеристика качественных форм нарушений сознания — синдромы помраченного сознания: делирий, аменция, онейроид. Сумеречное расстройство сознания. Транс, фуга, амбулаторные автоматизм. Заболевания, при которых они встречаются.

Тема 9. Расстройства личности.

Понятие личности, качества личности. Типы нервной системы по И.П. Павлову.

Понятие темперамента, типы темперамента, гуморальная теория Гиппократа.

Свойства сформированной личности.

Характер: определение, этапы его развития. Понятие преморбида, его значение в психиатрической практике.

Акцентуации характера: определение, понятие, типы по А. Леонгарду и А. Е. Личко. Степени выраженности. Значение для психиатрической практики.

Причины, механизмы и клинические варианты патохарактерологического формирования личности. Лечебно-педагогические мероприятия при патохарактерологическом формировании личности.

Классификация форм нарушенного поведения: делинквентность, девиантность, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные девиации.

Общее понятие, терминология, распространенность. Коцепции формирования. Клинико-социальные аспекты проблемы отклоняющегося поведения. Семейная ситуация, учебная и трудовая деятельность, неформальные группы, криминогенное влияние среды, социально-психологическая деформация личности.

Расстройства личности (психопатии): определение, история изучения. Особая роль П.Б. Ганнушкина. Виды психопатий, причины развития. Статика и динамика психопатий.

Тема 10. Шизофрения.

Определение, история изучения, Общее понятие о шизофреническом процессе. Современные взгляды на природу шизофрении (значение эндогенных и экзогенных факторов).

Классификация шизофрении. Основные и факультативные симптомы. Особенности мышления и эмоционально-волевой сферы при шизофрении. Ядерные и краевые формы. Хроническое течение болезни. Патофизиологические механизмы патологического процесса.

Клинические признаки, стадии развития (инициальная, приступ, ремиссия, исход), трудности диагностики. Возрастные аспекты шизофрении, социальные вопросы. Общественная опасность больных. Лечение шизофрении: история, методы, современные аспекты. Реабилитация больных. Вопросы трудоспособности, военной и судебной экспертизы.

6 стр., 2794 слов

Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности ...

... расстройства и перемена личности. Единую причину развития токсикомании назвать невозможно. Большое значение ... состояние, сопровождающееся расстройством сознания когнитивных функций, ... расстройств личности и поведения. Токсикомания– это злоупотребление различными химическими, биологическими и лечебными препаратами, не входящими в перечень наркотических. Однако токсикомания и наркомания — общие понятия. ...

Тема 11. Эпилепсия.

Определение, история изучения. Значение в развитии заболевания эндогенных и экзогенных факторов. Наследственно органическая основа заболевания. Судорожная готовность мозга.

Основные проявления эпилепсии: судорожные и бессудорожные припадки, расстройства сознания, расстройства настроения, изменения личности, интеллектуальные нарушения.

Описание большого судорожного припадка (отдалённые и ближайшие предвестники, тоническая и клоническая фазы судорог, постприпадочное состояние).

Дифференциальная диагностика. Дневные и ночные припадки. Частота приступов. Эквиваленты припадков: фуги, состояния амбулаторного автоматизма. Эпилептический статус: причины, механизмы развития, клинические признаки, отличия, тактика, лечение.

Другие виды припадков: абсансы, малые, органические, психогенные. Отличия, прогностическое значение. Расстройства настроения.

Изменения личности, свойственные эпилепсии: мышление, интеллект, черты характера. Течение и прогноз при эпилепсии. Эпилептическое слабоумие.

Эпилептические психозы.

Сопутствующие симптомы болезни: энурез, ночные страхи, головокружения, неустойчивость настроения, снижение памяти, раздражительность, психовегетативные и соматические последствия.

Основные направления в работе педагога-дефектолога с больными, страдающими эпилепсией.

Тема 12. Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз)