Российская федерация 16

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

Экспериментальная психология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 030300.62 «Психология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы ___________________И.А. Видт, __________________ В.В. Гришин

«7» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии,

«8» июня 2011г., протокол № 14

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 28 стр.

Зав. кафедрой _____________________Е.Л. Доценко

«8» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИПиП, протокол №___ от «___»_______2011

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________А.В. Арефьева

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ__________________С.А. Федорова

«______»_____________201__ г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Видт И.А., Гришин В.В.

10 стр., 4772 слов

Психология 39

... образования, продукты творческой, созидательной деятельности человека, а также животные и группы животных – выступают в качестве … +{00}объекта психологии Возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, медицинская психология ... задач, определяется понятием… +{00}надсознательное Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании ...

Экспериментальная психология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 030300.65 «Психология»

Тюменский государственный университет

2011

Видт И.А., Гришин В.В. Экспериментальная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.65 «Психология» Тюмень, 2011, ___ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экспериментальная психология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой общей и социальной психологии Доценко Е.Л.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Видт И.А., Гришин В.В., 2011.

1.Пояснительная записка

  1. Цели и задачи курса

Цель курса– обеспечение освоения студентами представлений о сущности научно-исследовательской работы, знаний и умений по организации и проведению и описанию результатов научных исследований.

Задачами изучения курса являются:

Знакомство студентов с основными категориями и понятиями экспериментальной психологии.

Освоение студентами классических и современных подходов к решению некоторых психологических проблем.

Освоение и применение на практике студентами методов экспериментального исследования психики животных, сознания, поведения человека.

Формирование у студентов основ профессионального мышления психологов.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Экспериментальная психология» предназначен для студентов 3-го курса Института психологии и педагогики. Данная дисциплина реализуется в рамках направления 030300.65 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент.

Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ооп впо

    В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

    1. применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5)
    2. описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
    3. выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
    4. ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8)

    В результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология» студент должен:

    • Знать: основные понятия экспериментальной психологии, историю становления экспериментальной психологии, представления о различных экспериментальных планах (доэкспериментальные, экспериментальные, квазиэкспериментальные), иметь представление о сущности научно-исследовательской работы, принципам организации, проведения и описания результатов научных исследований.
    • Уметь: самостоятельно работать с научной литературой по проблеме исследования, организовать и провести научное исследование, описать результаты научных исследований,написать научную статью по результатам исследования.
    • Владеть: навыками поиска и работы с научной литературой по проблеме исследования, организации и проведения научного исследования, описания и интерпретации результатов научных исследований, написания научной статьи по результатам исследования

    1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 6. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.

    1. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план

    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Итого количество баллов

    Лекции*

    Семинарские (практические занятия)*

    Лабораторные занятия*

    Самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Модуль 1

    1.

    Введение в методологию науки

    1-3

    6

    6

    6

    9

    27

    0-15

    2

    Методология психологического исследования

    4-6

    6

    6

    6

    9

    27

    0-15

    Всего

    1-6

    12

    12

    12

    18

    54

    0-30

    Модуль 2

    1.

    Методология психологического исследования

    7-9

    6

    6

    9

    21

    0-13

    2

    Эксперимент как метод психологического исследования

    10-12

    6

    6

    6

    9

    27

    0-21

    Всего

    7-12

    6

    12

    12

    18

    48

    0-34

    Модуль 3

    1.

    Эксперимент как метод психологического исследования

    13-17

    12

    12

    18

    0-36

    Всего

    13-17

    12

    12

    18

    42

    0-36

    Итого (часов, баллов):

    18

    36

    36

    54

    144

    0 – 100

    *- если предусмотрены учебным планом ООП.

    Таблица 2.

    Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

    № темы

    Устный опрос

    Письменные работы

    Информационные системы и технологии

    Итого количество баллов

    ответ на семинаре

    Деловая игра

    констект

    Задание для сам работы

    отчет

    Программа

    STATISTICA

    Модуль 1

    Введение в методологию науки

    0-3

    0-6

    0-6

    0-15

    Методология психологического исследования

    0-3

    0-6

    0-2

    0-4

    0-15

    Всего

    0-6

    0-12

    0-2

    0-6

    0-4

    0-30

    Модуль 2

    Методология психологического исследования

    0-3

    0-6

    0-4

    0-13

    Эксперимент как метод психологического исследования

    0-3

    0-6

    0-10

    0-2

    0-21

    Всего

    0-6

    0-12

    0-10

    0-4

    0-2

    0-34

    Модуль 3

    Эксперимент как метод психологического исследования

    0-6

    0-8

    0-6

    0-6

    0-10

    0-36

    Всего

    0-6

    0-12

    0-6

    0-6

    0-10

    0-100

    Итого

    0-18

    0-32

    0-18

    0-10

    0-12

    0-10

    0-100

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов

    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1

    1.1

    Введение в методологию науки

    Задание для сам работы

    1-3

    9

    0-6

    1.2

    Методология психологического исследования

    Конспект

    отчет

    4-6

    9

    0-6

    Всего по модулю 1:

    0-12

    Модуль 2

    2.1

    Методология психологического исследования

    Задание для сам работы

    7-9

    9

    0-4

    2.2

    Эксперимент как метод психологического исследования

    Конспект

    отчет

    10-12

    9

    0-12

    Всего по модулю 2:

    0-16

    Модуль 3

    3.1

    Эксперимент как метод психологического исследования

    Конспект

    Отчет

    Программа

    STATISTICA

    18

    0-18

    Всего по модулю 3:

    0-18

    ИТОГО:

    54

    46

    1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    № п/п

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1

    2

    3

    1.

    Курсовая работа

    +

    +

    +

    2.

    Производственная практика

    +

    +

    +

    3

    Преддипломная практика

    +

    +

    +

    4

    Выпускная квалификационная работа

    +

    +

    +

    1. Содержание дисциплины.

    Тема 1. Введение в методологию науки

    Наука как особая форма психологического познания. Основные парадигмы исследования в психологии. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии научности. Эмпирический и теоретический уровень познания. Научное сообщество, личность ученого.

    Соотношение понятий “факт” и “явление”. Различные философские подходы к интерпретации понятия “факт”. Требования, предъявляемые к научному факту. Проблема взаимовлияния рационального и эмпирического, теории и регистрируемых фактов. Различие эмпирических и теоретических понятий, описательные и объяснительные термины.

    Понятие метода науки. Требования, предъявляемые к научному методу. Основные методы психологии (классификации Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Е.Л. Доценко).

    Эксперимент как один из методов психологии. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественно-научных и поведенческих).

    Психологическое понимание причинности. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Возможности и ограничения экспериментального метода.

    Познание как процесс. Логика научного исследования. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания. Основные этапы исследования. Цели и задачи теоретических и эмпирического этапа исследования. Основные проблемы, возникающие на всех этапах проведения исследования. Проблема поиска темы (идеи) эксперимента. Технология обзора литературы по теме и выяснения степени разработанности проблемы. Принципы формирования выборки испытуемых. Стратегии отбора испытуемых в группы.

    Тема 2. Методология психологического исследования

    Объект и предмет психологии. Психическое и физическое в определении предмета психологии. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии. Вопрос о субъекте поведения. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.

    Понятие переменных. Виды переменных и способы их контроля. Виды независимых переменных. Понятие уровней независимых переменных. Специфика субъектных независимых переменных. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности «психологических» переменных и опытных данных.

    Понятие гипотезы исследования. Требования к выдвижению гипотез. Индуктивные, дедуктивные и комбинированные по характеру выдвижения гипотезы. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные и альтернативные гипотезы. Виды гипотез с различным количеством переменных. Экспериментальные и квазиэкспериментальные гипотезы.

    Проблема определения качества эксперимента. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами. Понятие валидности и ее виды. Угрозы внутренней и внешней валидности (по Д. Кемпбеллу).

    Эффект смешения и способы его контроля. Понятие репрезентативности и ее виды.

    Специфика человека как субъекта и объекта исследования. Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на ход и результаты исследования. Способы контроля эффектов. Этические требования к психологу во время проведения эмпирических исследований на животных и человеке. Согласие на участие испытуемых в эксперименте. Этика отношений в научном сообществе. Этические стандарты Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.

    Тема 3 Эксперимент как метод психологического исследования

    Понятие экспериментальной схемы (плана, дизайна).

    Доэкспериментальный, экспериментальный, квазиэкспериментальный планы (по Д. Кемпбеллу).

    Основные экспериментальные планы: внутригрупповой и межгрупповой. Их преимущества и недостатки. Лабораторный и естественный эксперимент. Методы генетических исследований.

    Исследование единичного случая. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. План с однократным итоговым тестированием неэквивалентных групп. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных доэкспериментальных планов.

    План с контрольной группой и тестированием только после воздействия. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План Соломона для 4-х групп.

    Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий. Эффект последовательности и способы его контроля. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. Планы с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных квазиэкспериментальных планов.

    Специфика гипотеза, проверяемых в корреляционных исследованиях. Корреляция и каузальная связь. Специфика переменных в корреляционных планах. Типы корреляционных исследований. Особенности контроля в корреляционных исследованиях. Планы ex post facto.

    Специфика гипотез и переменных в факторном плане. Принцип формирования групп испытуемых. Виды факторных планов и их схематичные изображения. Преимущества и недостатки планов. Интерпретация результатов факторных экспериментов. Графические иллюстрации эффектов.

    Описательная статистика. Экспериментальные данные и их значения. Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).

    Операции, разрешенные для каждого типа шкал. Популяция или генеральная совокупность. Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства. Проверка распределения на нормальность. Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез. Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения. Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ.

    Правила интерпретации. Ситуации подтверждения и неподтверждение гипотез. Выдвижение новых гипотез. Артефактные выводы. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).

    Экспериментальный контроль и контроль за выводом.

    1. Планы семинарских занятий.

    Семинарское занятие №1 Специфика научного подхода к действительности (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Вопросы для обсуждения

    1. Какова задача исследователя: творение или обнаружение реальности?
    2. Психология – единая наука или конгломерат разных противоречащих друг другу наук (направлений)?
    3. Существуют ли в психологии законы?
    4. Является ли практика критерием истинности психологических законов?
    5. Выступают ли теории в качестве критериев оценки эффективности практической деятельности психолога?
    6. Каким образом в психологии сосуществуют вера и знание?
    7. Каковы границы человеческого познания в сфере психического?
    8. Возможно ли преодоление субъективности в гуманитарном познании?

    Семинарское занятие №2 Проблема научного факта и метода исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Вопросы для обсуждения

    1. Оформление психологии как экспериментальной науки
    2. Предпосылки становления экспериментального метода в психологических исследованиях
    3. Теоретические программы естественно-научной перестройки психологии
    4. Организация первых психологических лабораторий
    5. Первые экспериментальные изучения ощущений и восприятия
    6. Первые экспериментальные изучения эмоций
    7. Первые экспериментальные изучения ассоциаций и памяти
    8. Первые экспериментальные изучения мышления

    Семинарское занятие №3 Этапы научного исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Вопросы для обсуждения

    1. Познание как процесс. Логика научного исследования.
    2. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания.
    3. Цели и задачи теоретических и эмпирического этапа исследования.
    4. Основные проблемы, возникающие на всех этапах проведения исследования.
    5. Проблема поиска темы (идеи) эксперимента.
    6. Технология обзора литературы по теме и выяснения степени разработанности проблемы.
    7. Принципы формирования выборки испытуемых.
    8. Стратегии отбора испытуемых в группы.

    Семинарское занятие №4 Проблема реального предмета психологии (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Объект и предмет психологии.
    2. Психическое и физическое в определении предмета психологии.
    3. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма.
    4. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии.
    5. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки.
    6. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.

    Семинарское занятие №5 Виды переменных в психологическом исследовании (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие переменных. Виды переменных и способы их контроля.
    2. Виды независимых переменных. Понятие уровней независимых переменных. Специфика субъектных независимых переменных.
    3. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода.
    4. Проблема репрезентативности «психологических» переменных и опытных данных.

    Семинарское занятие №6 Гипотезы психологического исследования (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие гипотезы исследования.
    2. Требования к выдвижению гипотез. Индуктивные, дедуктивные и комбинированные по характеру выдвижения гипотезы.
    3. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.
    4. Экспериментальные и альтернативные гипотезы.
    5. Виды гипотез с различным количеством переменных.
    6. Экспериментальные и квазиэкспериментальные гипотезы.

    Семинарское занятие №7 Критерии оценки качества психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Проблема определения качества эксперимента.
    2. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия.
    3. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.
    4. Понятие валидности и ее виды.
    5. Угрозы внутренней и внешней валидности (по Д. Кемпбеллу).
    6. Эффект смешения и способы его контроля.
    7. Понятие репрезентативности и ее виды.

    Семинарское занятие №8 Психология психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Специфика человека как субъекта и объекта исследования.
    2. Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на ход и результаты исследования.
    3. Способы контроля эффектов.

    Семинарское занятие №9 Психология и этика психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Этические требования к психологу во время проведения эмпирических исследований на животных и человеке.
    2. Согласие на участие испытуемых в эксперименте.
    3. Этика отношений в научном сообществе.
    4. Этические стандарты Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.

    Семинарское занятие №10 Классификация экспериментальных планов (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Понятие экспериментальной схемы (плана, дизайна).
    2. Доэкспериментальный, экспериментальный, квазиэкспериментальный планы (по Д. Кемпбеллу).
    3. Основные экспериментальные планы: внутригрупповой и межгрупповой. Их преимущества и недостатки.
    4. Лабораторный и естественный эксперимент.
    5. Методы генетических исследований.

    Семинарское занятие №11 Доэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Исследование единичного случая.
    2. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.
    3. План с однократным итоговым тестированием неэквивалентных групп. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных доэкспериментальных планов.

    Семинарское занятие №12 Истинные экспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. План с контрольной группой и тестированием только после воздействия.
    2. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
    3. План Соломона для 4-х групп.

    Семинарское занятие №13 Квазиэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий.
    2. Эффект последовательности и способы его контроля.
    3. План с неэквивалентной контрольной группой.
    4. Сбалансированные планы.
    5. Планы с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках.
    6. Проблемы валидности, преимущества и недостатки различных квазиэкспериментальных планов.

    Семинарское занятие №14 Корреляционные исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Специфика гипотеза, проверяемых в корреляционных исследованиях.
    2. Корреляция и каузальная связь.
    3. Специфика переменных в корреляционных планах. Типы корреляционных исследований.
    4. Особенности контроля в корреляционных исследованиях.
    5. Планы ex post facto.

    Семинарское занятие №15 Факторные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Специфика гипотез и переменных в факторном плане.
    2. Принцип формирования групп испытуемых.
    3. Виды факторных планов и их схематичные изображения.
    4. Преимущества и недостатки факторных планов.
    5. Интерпретация результатов факторных экспериментов.
    6. Графические иллюстрации эффектов.

    Семинарское занятие №16 Методы статистической обработки данных. Описательная статистика (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Экспериментальные данные и их значения.
    2. Виды экспериментальных данных и типы используемых шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).
    3. Операции, разрешенные для каждого типа шкал.
    4. Параметры распределения: мода, медиана, среднее арифметическое, размах вариаций, среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Кривая нормального распределения и ее свойства.
    5. Проверка распределения на нормальность.

    Семинарское занятие №17 Методы статистической обработки данных. Статистическая проверка гипотез (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Индуктивная статистика или статистическая проверка гипотез.
    2. Нулевая и альтернативная гипотеза. Параметрические и непараметрические критерии, область их применения.
    3. Корреляционный анализ.
    4. Дисперсионный анализ.
    5. Факторный анализ.
    6. Кластерный анализ.

    Семинарское занятие №18 Интерпретация и представление результатов исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Вопросы для обсуждения

    1. Правила интерпретации.
    2. Ситуации подтверждения и неподтверждение гипотез. Выдвижение новых гипотез.
    3. Артефактные выводы.
    4. Условия реализации причинного вывода.
    5. Проблема специфики психологической причинности.
    6. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).
    7. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.
    1. Темы лабораторных работ.

    Лабораторная работа №1 Специфика научного подхода к действительности. (по теме 1. Введение в методологию науки)

    В группах из 2-4 человек письменно составьте портрет:

    ученого (исследователя), используя материалы художественных фильмов «9 дней одного года», «Монолог» или др.;

    психолога-исследователя, используя выше составленный портрет и главу 1 из учебника А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «Теоретическая психология».

    В портрете должны быть учтены следующие уровни организации (по Грегори Бейтсону):

    • миссия ученого (зачем, ради чего он проводит исследования);
    • образ Я ученого (кто такой, каковы ключевые отличительные признаки);
    • ценности (что важно и что второстепенно);
    • стиль (стратегии, способы) деятельности (жизни);
    • виды деятельности (что делает ученый?);
    • контекст (с какой реальностью имеет дело, с чем сталкивается ученый?).

    Лабораторная работа №2 Проблема научного факта и метода исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Занятие проводится в виде деловой игры. Участники разбиваются на команды исследователей по 2-4 человека. Каждой команде дается комплекс заданий для выполнения.

    1. В течение 10 минут совершите мысленную “прогулку” по учебному корпусу или совершите путь от дома до института и назовите пять феноменов, которые проявляются в поведении людей.
    2. К каждому из феноменов придумайте пять вопросов, которые бы носили причинно-следственный характер, то есть были бы обращены к причинам наблюдаемых феноменов.
    3. Выберите для дальнейшей разработки (исследования) тот круг вопросов, который отвечает следующим критериям:
    1. носит в психологии проблемный характер;
    2. отличается субъективным интересом со стороны команды исследователей;
    3. доступен для эмпирического изучения;
    4. содержит проблему исследовательского, а не обследовательского характера.
    1. Обозначьте круг ключевых слов, которые нужно использовать для обзора литературы по выбранной теме.

    Лабораторная работа №3 Этапы научного исследования (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Работа в интернете: фактуальное описание проблемы исследования

    Лабораторная работа №4 Проблема реального предмета психологии (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Занятие проводится в виде деловой игры. Участники разбиваются на команды исследователей по 2-4 человека. Каждой команде дается комплекс заданий для выполнения.

    В течение 10 минут совершите мысленную “прогулку” по учебному корпусу и назовите пять феноменов, которые проявляются в поведении студентов или преподавателей.

    К каждому из феноменов придумайте пять вопросов, которые бы носили причинно-следственный характер, то есть были бы обращены к причинам наблюдаемых феноменов.

    Выберите для дальнейшей разработки (исследования) тот круг вопросов, который отвечает следующим критериям:

    • носит в психологии проблемный характер;
    • отличается субъективным интересом со стороны команды исследователей;
    • доступен для эмпирического изучения;
    • содержит проблему исследовательского, а не обследовательского характера.

    Обозначьте круг ключевых слов, которые нужно использовать для обзора литературы по выбранной теме.

    Лабораторная работа №5 Виды переменных в психологическом исследовании (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Деловая игра (продолжение).

    Выделите переменные, которые могут быть задействованы в вашем исследовании. Продумайте, какие из них будут носить статус зависимых, какие – независимых. Проведите операционализацию переменных. Выделите возможные уровни независимых переменных. Продумайте, какие методы можно применить для измерения зависимых переменных? Обозначьте круг побочных переменных в вашем исследовании. Выделите среди них учитываемые и неучитываемые переменные.

    Лабораторная работа №6 Гипотезы психологического исследования (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Деловая игра (продолжение).

    1. Создайте гипотезу теоретического характера, которая может быть проверена для решения проблемы вашего исследования.
    2. Используя выделенные ранее переменные сформулируйте эмпирические гипотезы вашего исследования (о наличии связи между явлениями и/или о наличии причинно-следственной связи между явлениями).
    3. Сформулируйте альтернативные вышесоставленным предположениям гипотезы.
    4. Выберите рабочую гипотезу(ы) вашего исследования.

    Лабораторная работа №7 Критерии оценки качества психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Занятие посвящается анализу проблем валидности в ряде экспериментов. Студентам предоставляется обзор экспериментов, в каждом из которых допущена как минимум одна ошибка планирования. Студентам предлагается конкретизировать данные ошибки и предложить способ их разрешения. Обзор экспериментов см.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 88-90, 100-102.

    При выполнении задания необходимо выполнить следующее:

    1. выделить в описанном эксперименте независимую переменную и ее уровни;
    2. определить, являлась ли независимая переменная субъектной или она варьировалась самим экспериментатором;
    3. выяснить, присутствует ли в исследовании сравнение экспериментальных воздействий, необходимое для корректного планирования эксперимента;
    4. выделить в описанном эксперименте зависимую переменную и способы ее измерения;
    5. определить, было ли в эксперименте проконтролировано влияние побочных переменных;

    найти ошибку в планировании и/или выводах экспериментатора;

    1. установить, какие виды валидности нарушены в эксперименте;
    2. предложить варианты исправления выявленных ошибок.

    Лабораторная работа №8 Психология психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Занятие посвящается анализу проблем экологичности экспериментальных воздействий и соблюдения корпоративной научной этики в ряде экспериментов. Студентам предоставляется обзор экспериментов, в каждом из которых допущена как минимум одна ошибка этического характера. Студентам предлагается конкретизировать данные ошибки и предложить способ их разрешения. Обзор экспериментов см.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 52-55.

    Лабораторная работа №9 Психология и этика психологического эксперимента (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Деловая игра (продолжение).

    По образцу, который приведен в учебнике, создайте проект соглашения с испытуемыми об участии в вашем исследовании (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 52).

    Лабораторная работа №10 Классификация экспериментальных планов (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Деловая игра (продолжение).

    Выберите экспериментальный план, который соответствует гипотезам вашего исследования, то есть позволит проверить ваши предположения. Продумайте процедуру исследования: в каком порядке будут предъявляться уровни независимых переменных испытуемым, как будут контролироваться субъектные переменные. Подберите методы измерения зависимой переменной, способы фиксации эмпирических данных. Спланируйте, как вы проконтролируете влияние дополнительных переменных в вашем исследовании.

    После завершения процедуры планирования приступайте к проведению исследования и обработке полученных данных.

    Лабораторная работа №11 Доэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    На примере эксперимента Р. Новако (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 217-223) студентам предлагается обсудить проблемы, возникающие при проведении экспериментов на одном испытуемом в клинических условиях.

    1. Обсудите проблемы, связанные с объективным измерением зависимых переменных в клинических исследованиях.
    2. Почему автор не обсуждает результаты с точки зрения статистической достоверности?
    3. Зачем показания снимались до начала лечения?
    4. Почему исследователь решил использовать многомерные оценки поведения?
    5. Какие меры предосторожности были предприняты, чтобы обеспечить объективность поведенческих оценок?
    6. Почему составной частью этого исследования является подробная история болезни?
    7. Какие важные этические вопросы затронуты в этом исследовании?

    Лабораторная работа №12 Истинные экспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    На примере эксперимента Д.Б. Голд и и Д.М. Венгер (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 151-154) студентам предлагается обсудить проблемы:

    1. В чем проблема исследования?
    2. В чем состоит гипотеза исследования?
    3. Выделите переменные исследования.
    4. Какие методы использовались авторами для разделения испытуемых на группы?
    5. Какой план эксперимента использовался авторами?
    6. Какова практическая значимость данного эксперимента?

    Лабораторная работа №13 Квазиэкспериментальные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    На примере эксперимента Ф.Д. Тьюмена (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 134-139) студентам предлагается обсудить проблемы контроля, которые возникают при проведении внутригрупповых квазиэкспериментов.

    1. В чем состоит проблема исследования? В чем состоит гипотеза исследования?
    2. Выделите переменные исследования.
    3. Почему в эксперименте использовалось затемненное пространство? Как отразилось бы на результатах исследования изменение характера освещения?
    4. Почему испытуемый должен был каждый раз полоскать рот? Какая переменная контролировалась при этом автором?

    Лабораторная работа №14 Корреляционные исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Студентам предлагается обсудить возможности и ограничения корреляционных исследований на примере интерпретации их результатов.

    Корреляция между переменными А и В может интерпретироваться несколькими способами: А является причиной В, В является причиной А, некоторый третий фактор С является причиной Аи В, или может быть сочетание этих вариантов. Ниже представлено несколько примеров положительных корреляций, полученных в реальных, исследованиях. Для каждого из примеров: а) предложите как можно больше правдоподобных объяснений (интерпретаций) данных корреляций; б) перечислите, какие дополнительные данные помогли бы вам остановиться на одном из возможных объяснений; в) предложите план экспериментального исследования, который бы мог проверить наличие каузального характера названной связи.

    1. Использование родителями физического наказания и агрессия ребенка.
    2. Разъяснение родителями норм поведения и просоциальное поведение ребенка.
    3. Физическая привлекательность и популярность.
    4. IQ и школьная привлекательность.
    5. Представление о себе как об учащемся и школьная успеваемость.
    6. Уровень активности и умственная сохранность в пожилом возрасте.

    Лабораторная работа №15 Факторные планы (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    На примере эксперимента Д.Н. Спрафкин и др. (1975 г.) (См.: Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 225-229) студентам предлагается обсудить вопросы, возникающие при проведении факторных экспериментов.

    1. В чем проблема исследования? В чем уникальность подхода авторов к решению данной проблемы?
    2. В чем состоит гипотеза исследования?
    3. Выделите переменные исследования.
    4. Какие средства использовались авторами, чтобы проконтролировать действие побочных переменных?
    5. Были ли соблюдены авторами этические принципы проведения экспериментов и экспериментов на детях?
    6. Остаются ли данные этого исследования надежными до сих пор? Что можно было бы изменить в эксперименте, если бы он проводился сейчас?

    Лабораторная работа №16 Методы статистической обработки данных. Описательная статистика. (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Работа с программой STATISICA 6.0. Методы описательной статистики

    Лабораторная работа №17 Методы статистической обработки данных. Статистическая проверка гипотез.

    Работа с программой STATISICA 6.0. Параметрические, непараметрические критерии, кластерный, факторный, дисперсионный анализы

    Лабораторная работа №18 Интерпретация и представление результатов исследования (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Деловая игра (продолжение). Проинтерпретируйте результаты вашего исследования. Будьте внимательны к требованиям по соблюдению внешней и конструктной валидности исследований. При обобщении результатов порассуждайте о том, возможно ли было бы в вашем исследовании получение иных результатов при изменении параметров выборки, места и времени проведения, методов сбора данных и т.п.?

    После завершения этапа интерпретации и обобщения результатов приступайте к написанию отчета о проведенном исследовании.

    Структура отчета

    1. Введение.
      1. Постановка проблемы (основной вопрос исследования).
      2. Краткий обзор литературы по теме (кто, когда и как подходил к решению этой проблемы).
      3. Цель (что именно планируется получить или определить).
      4. Задачи (этапы достижения цели).
      5. Гипотеза (ы).
    2. Организация и методы исследования.
      1. План исследования (независимые переменные; характер и последовательность процедур по проверке гипотез(ы)).
      2. Зависимые переменные и методы их измерения.
      3. Характеристики участников (важные с точки зрения данного исследования).
      4. Условия проведения исследования (когда и где проводилось).
      5. Оборудование и материалы.
    3. Результаты.
      1. Методы обработки данных и их обоснование.
      2. Результаты и их графическая иллюстрация.
    4. Интерпретация (обсуждение) результатов.
    5. Выводы (резюме).
    6. Литература.
    7. Приложения.
      1. Стимульный материал.
      2. Протоколы работы испытуемых.

    Литература

    Рекомендации по протоколированию хода исследования и составлению отчетов отражены в следующих источниках:

    1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 26-45.
    2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – С. 203-220.
    3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 385-424.
    4. Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб: Питер, 2002. – С. 210-220.
    5. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 114-129.

    Примеры описаний процедуры и результатов исследований можно найти в следующей литературе:

    1. Журналы, где публикуют статьи-отчеты отечественные ученые: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14: Психология» и др.
    2. Хок Роджер Р. 40 исследований, оторые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. — СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003.
    3. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.
    4. Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсона. В 2-х томах. — СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003.
    5. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2006. С. 130-263.
    1. Примерная тематика курсовых работ.

    Курсовые работы не предусмотрены учебным планом ООП.

    1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

    Задание для самостоятельной работы студентов №1 (по теме 1. Введение в методологию науки)

    В группах из 2-4 человек письменно составьте сравнительную таблицу парадигм психологии, используя классификацию парадигм В.М. Аллахвердова. Критериями для сравнения могут выступить следующие параметры:

    1. круг проблем, решаемых в рамках парадигмы;
    2. базовые допущения и мире;
    3. на что претендует парадигма;
    4. методы, используемые в парадигме;
    5. науки, кроме психологии, где используется данная парадигма;
    6. сфера применения данной парадигмы в психологии;
    7. основные школы, направления, течения в психологии, которые работают (работали) в рамках данной парадигмы.

    Задание для самостоятельной работы студентов № 2 (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Индивидуально или в диадах составьте сравнительную таблицу методов психологии (в классификации В.Н. Дружинина).

    Критериями для сравнения могут выступить следующие параметры:

    1. в рамках каких методологий может быть использован метод;
    1. какого рода результат модно получить с помощью метода;
    2. необходимые и достаточные условия реализации (применения) метода;
    3. основные достоинства метода;
    4. недостатки и ограничения метода;
    5. примеры классических исследований, проведенных с помощью этого метода.

    Задание для самостоятельной работы студентов №3 (по теме 1. Введение в методологию науки)

    Проведите обзор литературы по выбранной вами для изучения проблеме. В ходе обзора ответьте на следующие вопросы.

    1. Когда данная проблема была впервые поднята в психологии?
    2. Когда, кем и какие аспекты данной проблемы изучались с помощью эмпирических методов? Какие были получены результаты?
    3. Какие аспекты данной проблемы можно назвать утратившими свой проблемный статус в силу изученности?
    4. Какие аспекты проблемы сохраняют характер противоречивости и нуждаются в дальнейших эмпирических исследованиях?
    5. Какой аспект проблемы вы выбираете для дальнейшей разработки в рамках игры? Сформулируйте основной вопрос исследования.

    Задание для самостоятельной работы студентов №4 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №1 «Эксперименты, которые дублируют реальный мир» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.8-30.

    Задания для самостоятельной работы студентов №5 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Задание № 1

    Задание выполняется в группах по 3-4 человека.

    Просмотрите четыре блока телевизионных реклам на одном из федеральных телеканалов во время четырех категорий рекламного времени: будни-день, будни-вечер, выходной день-день, выходной день-вечер.

    Подсчитайте:

    1. сколько всего сюжетов входит в блок;
    2. сколько из всех сюжетов построены на сюжете, использующем наукообразную тематику (использующем науку как архитипический образ);
    3. сколько из рекламных сюжетов построены как эксперименты.

    Проанализируйте полученные результаты.

    Задание № 2

    Опишите пять телевизионных реклам, сюжеты которых напоминают вам проведение эксперимента. Для каждого из сюжетов:

    1. обоснуйте, что он похож именно на эксперимент;
    2. сформулируйте, с какой целью проводится эксперимент;
    3. выделите переменные (зависимую, независимую, побочные), которые задействованы в эксперименте;
    4. отметьте недостатки эксперимента, если таковые имеются.

    Задания для самостоятельной работы студентов №6 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Один и тот же конструкт может выступать в роли независимой и зависимой переменной, что определяется гипотезой исследователя. Возьмем в качестве примера следующие конструкты: тревожность, уровень активности, готовность к школьному обучению. Для каждого из конструктов спланируйте исследование, в котором бы он выступал в роли: а) независимой переменной, б) зависимой переменной, в) субъектной переменной, г) корреляционной переменой.

    Задания для самостоятельной работы студентов №7 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №2 «Основы планирования эксперимента» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.31-66.

    Задания для самостоятельной работы студентов №8 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Сформулируйте теоретическое и операциональное определение следующих понятий:

    Адаптация —

    воля —

    деятельность —

    дружба —

    конфликт —

    личность —

    любовь —

    установка —

    Задания для самостоятельной работы студентов №9 (по теме 2. Методология психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №3 «Эксперименты, которые «улучшают» мир» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С67-104.

    Задания для самостоятельной работы студентов №10 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №4 «Эксперименты на представительных выборках» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.105-143.

    Задания для самостоятельной работы студентов№11 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №5 «Выделение независимой переменной» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.144-177.

    Задания для самостоятельной работы студентов№12 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №6 «Значимые результаты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.178-203.

    Задания для самостоятельной работы студентов№13 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №7 «Многоуровневые эксперименты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.204-247.

    Задания для самостоятельной работы студентов№14 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №8 «Факторные эксперименты» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.248-291.

    Задания для самостоятельной работы студентов№15 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Сделайте конспект по главе №9 «Корреляционные исследования» Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Академия», 2005. –С.292-327.

    Задания для самостоятельной работы студентов№16 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    Подберите адекватный вашему исследованию математический метод обработки сырых данных и обработайте полученные вами экспериментальные данные.

    Задание для самостоятельной работы студентов №17 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    После завершения этапа интерпретации и обобщения результатов приступайте к написанию отчета о проведенном исследовании.

    Задание для самостоятельной работы студентов №18 (по теме 3 Эксперимент как метод психологического исследования)

    По результатам проведенного вами исследования напишите научную статью.

    Вопросы к экзамену

    1. Основные формы познания, основные парадигмы познания.
    2. Наука как особая форма познавательной деятельности. Специфика психологии как науки.
    3. История становления психологии как экспериментальной науки.
    4. Классификация эмпирических методов психологии.
    5. Сравнительный анализ эксперимента и других методов психологии (одного на выбор).
    6. Общая характеристика эксперимента как метода.
    7. Преимущества метода эксперимента.
    8. Недостатки и ограничения метода эксперимента.
    9. Представления об эксперименте как активном методе исследования.
    10. Этика экспериментального исследования.
    11. Основные этапы эксперимента.
    12. Теоретический этап исследования: цели, задачи, этапы.
    13. Эмпирический этап исследования: цели, задачи, этапы.
    14. Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от методов и средств сбора данных.
    15. Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от способов обработки данных.
    16. Эмпирический этап исследования: проблема зависимости результатов от влияния личности экспериментатора и испытуемого.
    17. Понятие научной гипотезы.
    18. Виды психологических гипотез.
    19. Требования к формулировкам гипотез.
    20. Виды переменных в психологическом эксперименте.
    21. Психическая переменная как гипотетический конструкт. Проблема операционализации психических переменных.
    22. Проблема измерения психических переменных.
    23. Виды репрезентативности при оценке психологического эксперимента.
    24. Понятие безупречного эксперимента и его виды.
    25. Понятие валидности исследования. Виды валидности.
    26. Внутренняя валидность исследования.
    27. Внешняя валидность исследования.
    28. Требования, которые необходимо соблюдать для реализации валидных выводов.
    29. Артефактные выводы: понятие, типы, источники.
    30. Условия реализации каузального вывода в экспериментальных и корреляционных исследованиях.
    31. Эффекты смешения и схемы их контроля.
    32. Эффекты последовательности и их контроль.
    33. Понятие планирования эксперимента.
    34. Критерии классификации экспериментальных планов. Виды экспериментов.
    35. Доэкспериментальные планы.
    36. Квазиэкспериментальные планы.
    37. Статистический контроль ex-post-facto.
    38. Истинные экспериментальные планы.
    39. Межгрупповые и внутригрупповые схемы экспериментов.
    40. Межгрупповые схемы. Основные стратегии отбора и подбора испытуемых в группы.
    41. Лонгитюдные и «срезовые» исследования.
    42. Естественные и лабораторные эксперименты.
    43. Факторные эксперименты.
    44. Корреляционное и экспериментальное исследование: сравнительный анализ.
    45. Типы гипотез, проверяемых в корреляционном исследовании.
    46. Схемы корреляционных исследований.

    1. Образовательные технологии.

    Деловая игра, работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций.

    1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

    11.1. Основная литература:

    1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
    2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: «Акаадемия», 2005. ‑368с.
    3. Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ. — 2001.
    4. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 81-114, 174-199.
    5. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВТОЗНАК, 2003. – С. 104-114.

    _______________________________________________________________________

    11.2. Дополнительная литература:

    1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб.: «Издательство ДНК», 2000.
    2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 608 с.
    3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 
    4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1999.
    5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных – СПб.: Речь, 2000. 392с.
    6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии– СПб.: Речь, 2008. 350с.

    ________________________________________________________________________

    11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

    Программа STATISICA 6.0

    ________________________________________________________________________

    1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

    Компьютеры

    _____________________________________________________________________________