Российская федерация 7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (экология, уровень профессионального образования) очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы Загвязинский В.И., Белякова Е.Г.

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики 15 июня 2011 г. протокол № 11

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 18 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Емельянова И.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики 22 июня 2011 г. протокол № 15

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ Арефьева А.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

12 стр., 5566 слов

Педагогика 21

... медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение общего и профессионального обучения. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов ... Терапия может включать комбинацию из следующих компонентов: специальное структурированное образование, которое направлено на уникальные потребности ребенка; модификация поведения включает ...

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

Загвязинский В.И., Белякова Е.Г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (экология, уровень профессионального образования)

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Загвязинский В.И., Белякова Е.Г. Педагогика и психология высшего образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (экология, уровень профессионального образования) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 18 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогика и психология высшего образования. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Емельянова и.Н

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Загвязинский В.И., Белякова Е.Г. 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, которая содержит:
    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса: формирование у обучающихся формирование целостного и системного понимания педагогики и психологии высшей школы и методов совершенствования высшего образования, ее значения для организации обучения и воспитания в вузе.

Задачи раздела курса:

— сформировать у обучающихся системные знания в области педагогики и психологии высшего образования;

— научить использовать методы, позволяющие организовывать эффективное педагогическое взаимодействие в вузе;

21 стр., 10298 слов

Задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогика ...

... Просвещение, 1980. Тема 8. Психология технического мышления 1.Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. 2.Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. - М.: Высшая школа, 1972. 3.Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд ...

— сформировать знания об особенностях развития личности студентов в период обучения в вузе;

— сформировать представление о составе профессионально-педагогических компетентностей преподавателя вуза.

  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «Педагогика и психология высшего образования» относится к блоку специальных дисциплин. Освоение дисциплины взаимосвязано с эффективным изучением курсов: «Педагогика высшей школы», «Психология высшей школы», «Методология и методы социально-педагогических исследований».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

— готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

— владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основную проблематику педагогики и психологии высшего образования; основные используемые термины и определения данной предметной области;ориентироваться в основных теоретических и практических вопросах и проблемах высшего образования.

Уметь: самостоятельно разбираться в постановке и решении педагогических и психологических проблем, иметь прочные навыки работы с учебной и научной литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психолого-педагогических исследований.

Владеть: навыками психологического анализа личности, ее индивидуально-психологических особенностей, средствами рефлексии и интерпретации собственных психических свойств и состояний, понимания путей оптимизации педагогической, учебной и развивающей деятельности студентов.

Конечные результаты освоения предполагают знание студентами основных педагогических и психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению психологии высшего образования, его проектирования и совершенствования.

  1. Трудоемкость дисциплины.

Семестр 3, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 72 часа. Из них: 12 ч. – лекций, 10 ч. – семинары, 50 ч. — самостоятельная работа, 2 контрольные работы, 1 реферат.

  1. Тематический план.

Тематический план изучения дисциплины должен включать две формы (Таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Тематический план

Тема

Всего часов

виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

Фор-мы конт-роля

лекции*

семинарские (практические) занятия*

лабораторные занятия*

самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

8

6

7

8

1

Состояние и цели высшего образования в России

2

3

2

Структура обучения. Принципы вузовской дидактики

2

2

10

3

Учение о методах и средствах обучения и воспитания

2

2

12

К.р., реферат

4

Предмет, задачи, методы психологии высшего образования

2

2

8

5

Психология обучения и воспитания в высшей школе

2

2

8

6

Профессиональная деятельность преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства.

2

2

9

К.р.,

Итого:

12

10

50

из них часов в интерактивной форме

6

10

Примечание: * — если предусмотрены учебным планом ООП.

Таблица 2

Планирование самостоятельной работы аспирантов

Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Состояние и цели высшего образования в России

Обзор литературы

Предложения по реформированию ВШ

3

2

Структура обучения. Принципы вузовской дидактики

Конспектирование литературы, анализ источников

10

3

Учение о методах и средствах обучения и воспитания

Конспект лекции, плана семинарских по изб. теме

Сценарий диспута, обучающей игры

12

4

Предмет, задачи, методы психологии высшего образования

Конспектирование первоисточников

Сравнительный анализ источников

8

5

Психология обучения и воспитания в высшей школе

Конспектирование первоисточников

Подготовка сообщений

8

6

Профессиональная деятельность преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства.

Конспектирование первоисточников

Подготовка сообщений

9

ИТОГО:

50

  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Общая педагогика, история педагогики и образования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Развивающие возможности новых ИКТ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Прогнозирование, моделирование и проектирование педагогических систем

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Содержание дисциплины.

Модуль: Педагогика высшего образования.

Тема 1. Состояние и цели высшего образования в России

Высшая школа России в системе непрерывного образования, традиции российской высшей школы. Университетское образование в России. Кризис образования и перспективы высшей школы, ее цели и задачи.

Требования к специалисту высшей квалификации, вытекающие из гуманистической парадигмы профессиональная и общекультурная компетенция специалиста. Способы конструирования и содержания модели современного специалиста. Цели воспитания и обучения в основных типах высших учебных заведений. Особенности университетского образования. Проблема подготовки специалиста и задачи развития личности. Способы разностороннего развития и профессиональной подготовки в вузе. Состав и структура содержания образования. Роль общенаучных и специальных дисциплин в содержании высшего образования. Содержание воспитательной внеаудиторной работы и организации жизнедеятельности студентов.

Вузовская автономия. Болонский процесс и высшая школа в России.

Тема 2. Сущность и структура обучения в высшей школе

Социальная роль вузовского обучения. Обучение как руководство деятельностью по освоению новыми поколениями социальной культуры. Специфические способы овладения знаниями. Действиями и операциями развития теоретических способностей формирования и эмоционально- оценочной сферы. Гносеологические основы вузовского обучения. Учебный процесс как единство учебного познания, общения и исследования.

Студент как объект и субъект обучения. Обучение и развитие личности. Педагогическая цель и познавательная задача. Понятие о развивающем и личностно- ориентированном обучении и их видах. Образовательная ситуация, «задачный» характер деятельности педагога и студента. Зона ближайшего развития человека. Интеграция и генерализация как механизмы развития. Основное противоречие обучения (между требуемым и достигнутым уровнями деятельности и развития обучаемых).

Структура учебной деятельности студента.

Принципы вузовской дидактики

Принцип как способ воплощения целей на основе объективных закономерностей. Принцип как способ достижения меры противоположных тенденций педагогического процесса. Система принципов как выражение их иерархичности, взаимообусловленности и взаимодействия. Интегральные свойства системы принципов. Современная трактовка принципов: развивающего обучения, единства общего и профессионального образования, единства научной, учебной и общественной работы студента, активности и самостоятельности, доступности, систематичности, связи теории с практикой, наглядности, прочности, сочетания индивидуального подхода с коллективной организацией учебного процесса. Педагогические основы сотрудничества и сотворчества студентов и педагогов.

Тема 3. Учение о методах, средствах и методологических системах обучения

Сущность и структура метода обучения. Общее и специфическое в методах изучения основных циклов дисциплин. Понятие о средствах обучения и их разнообразии. Проблема классификации и выбора методов. Ошибки «уединенного средства» (А.С. Макаренко).

Методическая система как единство теоретических концепций, принципов и конкретных методик. Понятие об ученом комплексе репродуктивное и догматическое обучение: гипнопедия, релаксопедия, суггестопедия. Информационное обучение и его функции.

Социальное, психолого- педагогические обоснование проблемного обучение как методической системы; его виды и методические средства.

Программированное обучение как методическая система. Технические средства обучения, их виды и функции. Способы уплотнения и подачи учебной информации. Новые информационно-коммуникативные технологии.

Дифференцированное обучение студентов в процессе индивидуальных, групповых и коллективных занятий. Уровневая и типологическая дифференциация. ТСО в учебном процессе. Новые интеграционные технологии в вузе. Комплексное обучение. Дистанционное обучение. Кейсовая методика. Электронные пособия. Модульное и модульно- рейтинговое обучение. Диалоговое обучение. Имитационное моделирование. Контекстное обучение. Обучение как исследование. Обучающие игры.

Модуль: Психология высшего образования.

Тема 4. Предмет, задачи, методы психологии высшего образования

Предмет, задачи и методы психологии высшего образования. Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии высшего образования.

Психодиагностика в высшей школе.

Системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов. Структура и методы психолого-педагогических исследований. Классификация психодиагностических методик. Малоформализованные и высокоформализованные методики. Тестирование. Тесты интеллекта. Тесты достижений. Тесты способностей. Личностные тесты. Проективные техники. Анкетирование и опросы. Социометрия.

Тема 5. Психология обучения и воспитания в высшей школе

Психологическая структура деятельности и ее психологические компоненты. Структура и характеристики сознания. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность. Функциональная структура познавательных процессов. Учение как деятельность. Формирование умственных действий и понятий. Развивающее обучение в вузе. Психология воспитания в высшей школе. Биологические и психологические основы развития и обучения. Психологические особенности юношеского возраста. Особенности развития и психологические характеристики личности студента в определенном возрастном периоде. Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студента. Профориентация и профессиональный отбор в высшую школу. Психологические особенности воспитания студентов. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения. Методология научного творчества. Творческая деятельность. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект. Социальные и индивидуально-психологические мотивы научного творчества. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Тема 6. Профессиональная деятельность преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства

Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Пути формирования педагогического мастерства. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания. Механизмы, снижающие эффективность взаимодействия преподавателя с аудиторией, способы их коррекции.

Педагогическая коммуникация. Стили педагогического общения. Основы коммуникативной культуры педагога. Психологические основы проектирования и организации ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.

  1. Планы семинарских занятий.

Модуль: Педагогика высшей школы

Семинар № 1. Современная образовательная парадигма

  1. Понятие о парадигме образования. Историческая смена и взаимопроникновение парадигм (полипарадигмальность).
  2. Социологическая и личностная парадигмы образования.
  3. Авторитарная и гуманистическая педагогика. Гуманистические традиции зарубежного и отечественного образования.
  4. Понятие о развивающем обучении. Культура как основное содержание образования. Общее профессиональное образование в высшей школе. Компетентностный подход в высшем образовании.

Семинар № 2. Основные формы обучения в вузе

  1. Проблемы совершенствования вузовской лекции. Функции лекций и их типология. Способы проблемного построения вузовской лекции. Работа студента на лекции и после нее. Основные требования к подготовке и чтению лекций. Психологические условия контакта лектора с аудиторией.
  2. Назначение и функции семинарских, лабораторных и практических занятий, способы их активного проведения. Роль задач и упражнений в изучении разных дисциплин. Спецсеминары, коллоквиумы.
  3. Проведение консультаций. Учебно- исследовательская работа студентов. Курсовые и дипломные работы. Производственная практика.
  4. Организация самостоятельной работы студентов и контроль за ней.
  5. Комплексное планирование учебного процесса. Учебно- методический комплекс. Современный учебник и его электронные варианты. Дистанционное обучение и его возможности.

Семинар № 3. Психолого- педагогические основы и общие принципы воспитательной работы в вузе.

  1. Студент как объект и субъект воспитания. психологические основы и условия эффективного воспитания.
  2. Особенности воспитания в современной социальной ситуации. Профессиональное и личностное становление как цель осуществления комплексного подхода в воспитании.
  3. Принципы воспитания в высшей школе.
  4. Комплексное планирование воспитательной работы в вузе.
  5. Роль студенческих организаций, деканата, кафедры, куратора в воспитательной работе. Воспитание личности в студенческом коллективе. Роль традиций в воспитании, традиции университетского воспитания. Система воспитательной работы в студенческой группе. Формы планирования коллективной общественно- полезной деятельности в группе на основе перспективного плана воспитательной работы.

Модуль: Психология высшего образования

Семинар № 4. Введение в психологию высшей школы.

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические аспекты организации образовательного процесса в вузе.
  2. Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе.
  3. Психологическая служба в вузе.
  4. Классификация психодиагностических подходов.
  5. Методы исследования интеллектуальных и личностных свойств.
  6. Методы обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе.

Семинар № 5. Психология обучения и воспитания в вузе.

Вопросы для обсуждения

  1. Учение как деятельность.
  2. Возможности и ограничения использования метода поэтапного формирования умственных действий в высшей школе.
  3. Развивающее обучение в вузе.
  4. Психологические особенности студенчества и проблема воспитания в вузе.
  5. Технологии работы со студенческим коллективом.
  6. Развитие системы профессиональных ценностей у студентов.
  7. Методы стимуляции творчества, развития творческого мышления в процессе вузовского обучения.

Семинар № 6. Профессиональная деятельность преподавателя вуза.

Вопросы для обсуждения

  1. Структура педагогических способностей в условиях высшей школы.
  2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.
  3. Установки преподавателя и стили педагогического общения.
  4. Профилактика психологического здоровья преподавателей высшей школы.

  1. Темы лабораторных работ. (Лабораторный практикум)

Не предусмотрены учебным планом.

  1. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрены учебным планом

  1. Учебно — методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Темы рефератов: Модуль Педагогика высшей школы

  1. Социальные и личностно-развивающие функции высшего образования.
  2. Традиции и особенности университетского образования.
  3. Основные педагогические категории: педагогика как наука и как искусство.
  4. Основные проблемы развития высшей школы России.
  5. Педагогика высшей школы как наука и как искусство.
  6. Механизмы развития личности в вузовском обучении.
  7. Современная трактовка принципов доступности и наглядности в обучении.
  8. О соотношении фундаментального и прикладного образования в вузе.
  9. Проблема компетентностного ориентированного образования.
  10. Электронный учебник и его развивающие возможности.
  11. О соотношении новой информационной и традиционной культуры в вузовском образовании.
  12. Организация самостоятельной учебной работы студентов.
  13. Требования к современной вузовской лекции.
  14. Эффективность рейтингово-балльной системы и метода учета учебных единиц в вузовском обучении.
  15. Единство профессионального и нравственного воспитания в вузе.
  16. Студенческая группа как коллектив.
  17. Студенческое самоуправление в вузе и роль тьютора (или педагога-куратора).

Модуль: Психология высшего образования

  1. Профессионализм вузовского преподавателя: факторы формирования и критерии измерения.
  2. Проблемы разработки моделей выпускников вузов и профессиограмм специалистов.
  3. Психологические особенности студенческого возраста.
  4. Психологические основы педагогического общения.
  5. Психодиагностика в высшей школе.
  6. Психологические основы научного творчества студентов в вузе.
  7. Психологический климат в студенческой группе как фактор учебной деятельности.
  8. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения.
  9. Условия продуктивного общения преподавателя и студентов.
  10. Девиантное поведение студентов. Проблемы профилактики.
  11. Молодежные субкультуры в студенческой среде.
  12. Мотивация учения студентов: проблемы формирования и изучения.
  13. Проблемы активизации НИР студентов в вузе.
  14. Педагогическое руководство развитием творческих способностей студентов.
  15. Игровые методы обучения в вузе.
  16. Методы и формы активизации познавательной деятельности студентов.
  17. Пути формирования педагогического мастерства и профессионального становления начинающего преподавателя.

Тематика контрольных работ (модуль: Педагогика высшего образования)

  1. Высшая школа в системе непрерывного образования.
  2. Кризис мирового образования и перспективы развития высшей школы.
  3. Современное понимание целей, ценностей и результатов образования.
  4. Образование и рынок. Образовательные услуги высшей школы.
  5. Воспитание как организация жизнедеятельности студентов.
  6. Образовательная мобильность будущих специалистов и её обеспечение на этапе двухуровневого высшего образования.
  7. Болонская система и проблемы её адаптации в российских условиях.
  8. ЕГЭ и его влияние на качество обучения в вузе.
  9. Понятие о развивающем обучении, его методы и механизмы.
  10. Связь вуза с системой корпоративного образования.
  11. Единство обучения, воспитания и приобщения к научной работе в вузе.
  12. Технический бакалавриат.
  13. Опыт обучения в магистратуре (отечественный и зарубежный).
  14. Соотношение личностной и социальной ориентации в вузовском образовании.
  15. Особенности современной вузовской лекции.
  16. Методика проведения семинарских занятий в вузе.
  17. Современная трактовка принципов вузовской дидактики.
  18. Роль проблемного обучения в вузе.
  19. Способы и условия смыслообразования в учебном процессе.
  20. Проблемы студенческого соуправления и самоуправления в высшей школе.

Тематика контрольных работ (модуль: Психология высшего образования)

  1. Психология высшего образования: предмет и задачи.
  2. Требования к личности специалиста с высшим образованием.
  3. Психологический анализ деятельности студента.
  4. Студенческий коллектив: феноменология, структура и динамика, основные проблемы становления и развития.
  5. Психологические проблемы адаптации в вузе.
  6. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе.
  7. Психологический анализ деятельности преподавателя высшей школы.
  8. Развитие творческих качеств и креативности студентов в условиях высшей школы.
  9. Профилактика эмоционального и профессионального выгорания преподавателей высшей школы.
  10. Вузовское обучение как этап профессионального самоопределения личности.
  11. Проблемы профориентации в вузе.
  12. Методы формирования учебной мотивации в вузе.
  13. Психологические средства формирования студенческих коллективов в вузе.
  14. Психолого-педагогическая профилактика девиаций студентов.
  15. Формирование жизненных планов и ценностей в период студенческого возраста.
  16. Методы стимулирования и развития творческого потенциала студентов в условиях высшей школы.
  17. Психологические условия и средства формирования социально-значимых качеств личности у студентов.
  18. Психологические средства формирования профессионально-личностных ценностей студентов в период вузовского обучения.
  19. Активное социально-психологическое обучение в вузе: обзор основных методов.
  20. Структура компетенций специалиста с высшим образованием: психологический анализ.

Контрольные вопросы к зачету (модуль: Педагогика высшего образования)

  1. Социальная миссия и функции высшей школы.
  2. Современные проблемы развития высшей школы в России.
  3. Особенности и перспективы университетского образования в современной России.
  4. Общая структура содержания высшего образования.
  5. Педагогика высшей школы как часть современного человекознания и элемент социальных (общественных) наук.
  6. Основные педагогические категории (образование, воспитание, обучение, прогнозирование, педагогический процесс) и связь с категориями: развитие: социализация, индивидуализация.
  7. Вузовский педагог как популяризатор, ученый, воспитатель, методист.
  8. Научные школы в вузе, их роль в формировании личности студента.
  9. Цели и ценности культуры и образования. Их связь и способы реализации.
  10. Студент как объект и субъект образовательной системы. Проблемы формирования социальной, личностной и профессиональной компетентности будущих специалистов.
  11. Учет и преобразование жизненного опыта студента. «Витагенное образование» в вузе.
  12. Структура познавательной и научно-познавательной деятельности студента.
  13. Принципы вузовского обучения как способы воплощения закономерностей развития, профессионального и социального становления личности студентов.
  14. Технический и гуманитарный бакалавриат (проблемы и перспективы).
  15. Задачи и социальные функции магистратуры в высшей школе.
  16. Послевузовское образование, его роль, функции и перспективы.
  17. Система информационно-сообщающего, программированного и проблемного обучения в вузе.
  18. Имитационные способы обучения в вузе.
  19. Модульное обучение в традиционных и дистанционных формах учебного процесса.
  20. Методы учета учебной успешности студентов.
  21. Воспитательная миссии вуза.
  22. Вузовская образовательная среда и её роль в воспитательном процессе.
  23. Вуз как культурный центр региона.

Контрольные вопросы к зачету (модуль: Психология высшего образования)

1. Предмет, задачи психологии высшей школы.

2. Психологические особенности воспитания студентов.

3. Психологические особенности обучения студентов.

4. Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.

5. Структура деятельности преподавателя.

6. Психологические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя высшей школы.

7. Особенности педагогического мастерства преподавателя вуза.

8. Синдром «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности.

9. Направленность личности педагога и типы педагогов.

10. Педагогические способности.

11. Проблема возрастных и профессиональных кризисов.

12. Педагогическое общение.

13. Стили педагогического общения.

14. Педагогическая социальная перцепция.

15. Структура учебной деятельности.

16. Индивидуальные стили учебно-познавательной деятельности студентов.

17. Психологические основы организации самостоятельной работы и самообразовательной деятельности студентов.

18. Учебная активность студентов.

19. Развитие творческого мышления студентов.

20. Типология личности студентов.

21. Проблема адаптации студентов к условиям вуза и профессиональной деятельности.

22. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

23. Психология студенческого коллектива.

24. Мотивация студентов и ее динамика в процессе высшего образования.

25. Особенности личности студента, обусловливающие успешность учебной деятельности.

26. Психология творческой личности.

27. Структура творческой деятельности.

28. Характеристика педагогических умений (гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, информационные).

29. Психологическая служба в вузе.

30. Проблема педагогического мастерства и компетентности в вузе.

  1. Образовательные технологии.

В процессе обучения используются активные и интерактивные формы проведения занятий, дискуссия, диспут (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги).

Используется методика контекстного обучения. Лекции носят проблемный характер.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

12.1. Основная литература

модуль: Педагогика высшего образования

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М., 2006.
  2. Арстанов Ж.Ж., Гарунов В.Г., Хайдаров Э.С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Алма-ата, 1979.
  3. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976.
  4. Беспалько В.П. Программированное обучение. М., 1970.
  5. Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. Киев, 1979.
  6. Воспитание общественно-политической активности студентов. М., 1976.
  7. Воспитательная работа в вузе. М., 1976.
  8. Воспитательная работа в вузе: некоторые вопросы теории и практики. М., 1976.
  9. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. М., 2008.
  10. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М., 2001-2010 (6 изданий).
  11. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2002-2010 (5 изданий).
  12. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. М., 2006.
  13. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. М., 2008.
  14. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… М., 2011.
  15. Закон о высшем и послевузовском образовании. М., 1998.
  16. Закон об образовании РФ. М., 1996.
  17. Зеер Э.Ф. Личностно- ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.
  18. Кобыляцкий И.И. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе. Львов, 1970.
  19. Кобыляцкий И.И. Научно- педагогические основы воспитательной работы в высшей школе. Одесса, 1974.
  20. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса обучения в высшей технической школе. М., 1976.
  21. Королев Ф.Ф., Гмурман В.Е. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 1967.
  22. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
  23. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978.
  24. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000.
  25. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.
  26. Педагогический словарь /Ред. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. М., 2008.
  27. Психопедагогика общего образования. М., 1997.
  28. Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976.
  29. Сериков Г.Н. Образование. Аспекты системного подхода. Курган, 1997.
  30. Сластенин В.А. Педагогика. М., 1997.
  31. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  32. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  33. Формирование учебной деятельности студентов/ под ред. В.Я. Ляудис.М., 1989.

модуль: Психология высшего образования

  1. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
  2. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов/н Дону, 2002.
  3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего и среднего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2003. – 302 с.
  4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности : учебное пособие для студентов вузов / Москва : Академия, 2009. — 376 с.
  5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Издательство: Харвест, 2006 г.

12.2. Дополнительная литература:

модуль: Педагогика высшего образования

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.
  2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности. М., 1981.
  3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  4. Ведерникова, Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию/ Л. В. Ведерникова //Педагогика.-2003. — N 8.-С. 47 — 53.
  5. Емельянова, И.Н. Компоненты воспитательно-развивающей среды университета/ И. Н. Емельянова  //Высшее образование сегодня.-2008. — № 6.-С. 63-65.
  6. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавания высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974.
  7. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978.
  8. Задорожнюк И. Е. Роль непрерывного образования в развитии человеческого потенциала // Труды СГУ. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. – 2002. – Вып. 89.
  9. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975.
  10. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для вузов — М.: Академия, 2002.-128с.
  11. Каган В.И., Сыченков И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М., 1987.
  12. Лазуткина, Л. Н.  Основы педагогического мастерства преподавателя/ Л. Н. Лазуткина  //Наука и школа.-2007. — № 5.-С. 36-37.
  13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  14. Матушанский, Г.  Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации/ Г. Матушанский //Высшее образование в России.-2008. — № 3.-С. 27-32.
  15. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
  16. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский.- М., 2004.
  17. Мятяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 (050706) — Педагогика и психология! / Н. В. Мятяш, Т. А. Павлова. — Москва : Академия, 2007. — 89 с.
  18. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студента. Казань, 1975.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
  20. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.
  21. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов/н Дону, 2002.
  22. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
  23. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.
  24. Попков В. А., Коржуев А. В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М., 2000.
  25. Смирнова Е.Э Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
  26. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов. Свердловск, 1985.

модуль: Психология высшего образования

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академический проект, 2001. — 699 с.
  2. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. – М., 2005.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл : Academa, 2007. — 526 c.
  4. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учеб. пособие / Белинская, Елена Павловна, Тихомандрицкая, Ольга Алексеевна. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 285 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — Москва : Академия, 2007. – 367 с.
  6. Горянина В. А. Психология общения [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов социальной работы / В. А. Горянина. — Москва : Академия, 2008. – 415 с.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 2000.
  8. Корнилова Т. В. Психологические методы в практике высшей школы. – М., 1993.
  9. Крайг Г. Психология развития / Крайг, Грэйс. — СПб. : Питер, 2000. – 922 с.
  10. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях [Текст] : учебн. пособие / В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2009. — 256 с.
  11. Ларионова, М. Психологические условия и факторы профессионального развития личности вузовского преподавателя/ М. Ларионова  //Высшее образование в России.-2008. — № 6.-С. 114-118.
  12. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов вузов / Левина, Мария Михайловна. — М. : Академия, 2001. – 270 с.
  13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – Т. 1,2.
  14. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учебн. пособие / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2009. — 583 с.
  15. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность : науч. издание / А. Г. Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 352 с.
  17. Першина Л. А. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Першина. — 2-е изд. — Москва : Академический проект, 2005. — 254 с.
  18. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. – М., 2000.
  19. Психолого-педагогический практикум [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2008. — 221 с.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Т. 1, 2. – М., 1989.
  22. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
  23. Суховершина Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции : учеб пособие / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. — М. : Академический проект ; М. : Трикста, 2006. — 112 с.
  24. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание, творчество. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
  25. Хон Р. Л. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для вузов / Р. Л Хон. — Москва : Академический проект, 2005. — 734 с.
  26. Шульга Т. И. Психология учащихся начального профессионального образования [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Т. И. Шульга. — Москва : Академия, 2008. — 171 c.
  27. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.
  28. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. – М., 1934.
  29. Якунин В. А. Педагогическая психология : учеб.пособие / Якунин, Валерий Александрович. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 339 с.

12.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

Андреев А.А. Педагогика высшей школы. — http://www.twirpx.com/file/19229/

Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с. — http://www.pedlib.ru/Books/1/0266/index.shtml

Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.- http://www.gumfak.ru/pedagog.shtmlС

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. — http://window.edu.ru/

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — http://www.gumfak.ru/pedagog.shtml

Федеральный портал «Российское образование». — http://www.edu.ru/

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. —

http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике и психологии, а также наукам медицинского и гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.

http://www.psychology.ru/ Крупнейший отечественный психологический портал. Включает обширную библиотеку по психологии.

http://psyjournals.ru/ Ядром портала PsyJournals.ru являются полнотекстовые архивы психологических журналов издательства МГППУ: «Психологическая наука и образование», «Московский психотерапевтический журнал», «Культурно-историческая психология».

При знакомстве со статьей пользователь может найти информацию о названии статьи, сведения об авторе, прочитать краткую аннотацию и фрагмент статьи и ознакомиться со списком литературы к ней. Полные тексты статей указанных журналов доступны как в платном так и бесплатном доступе, и представлены в формате Adobe PDF.

Для удобства поиска все материалы, представленные на портале, систематизированы по темам. Темы портала объединяют рубрики каждого из представленных журналов.

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Компьютер, мультимедийное оборудование, множительная техника, бумага формата А-4.