Результаты диагностики особенностей семейного воспитания

9.4 Анализ в социально-педагогическом управлении

Одной из функций управления социально-педагогическим процессом является анализ.

Анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

Аналитическая функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Проведение качественного анализа требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать факты и явления.

Для совершенствования профессиональной деятельно­сти социального педагога важное значение имеет систематический учет, анализ работы и ее результатов.

В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, осо­бенности организации воспитательного, социально-педагогического процесса в учреждении и микросоциуме, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.

Результаты деятельности социального педагога могут быть оце­нены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, прове­дения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посе­щающих школу, и т.п.) и т.д.

Источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности высту­пает и его документация, отчетность.

Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, они разрабатываются в соответствии с особеннос­тями социально-педагогической практики, развитостью социально-педагогической инфра­структуры в регионе, уровнем и спецификой профессиональной подготов­ки специалистов, их специализацией.

Аналитический отчет социального педагога (в зависимости от места его работы) может включать следующие блоки информации:

12 стр., 5591 слов

Совершенствование социально-культурной деятельности школьных ...

... обратить внимание на осуществление социально-культурной деятельности в школе, поднять вопрос об оптимизации работы педагогов и социально-культурных специалистов и выработать ... стадии изучения. Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы (педагогической, культурологической, методической, психологической); изучение опыта деятельности социально-культурного учреждения на примере ...

  • о выполненной работе по охране детства за истекший период;
  • об организации профилактической работы с определенным контингентом воспитанников;
  • о формах и содержании профессионального взаимодействия с различными службами (правоохранительными, социальной защиты населения, службами занятости населения и др.)
  • об успеваемости и здоровье подопечных детей;
  • об устрой­стве детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание;
  • об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
  • об оказании материальной помощи различным категориям семей (многодетным, безработных, малообеспеченных и др.);
  • о продолжении обучении, трудоустройстве выпускников детского дома, школы-интерната.

Можно выделить два подхода к анализу эффективности социально-педагогической деятельности.

Первый — это соотношение между достигнутыми результата­ми и затратами, связанными с их обеспечением. Например:

  • затраты сохра­няются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравне­нию с прежними периодами;
  • затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;
  • затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими.

На практике при­ходится считаться с так называемыми предельными результата­ми, когда количественные и качественные характеристики не воз­растают из-за ограничения возможностей ряда факторов (напри­мер, ограничения, связанные с возрастными возможностями воспитанников, личностными ресурсами социального педа­гога, других специалистов, родителей воспитанников).

Второй подход рассматривает эффективность работы как фак­тически достигнутые и необходимые результаты. По­скольку результаты и затраты могут планировать­ся в виде конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и фактической (реально достигнутой).

Существуют различные классификации анализа в педагогической деятельности в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д.

В зависимости от содержания анализа (каково оно во временном и фактологическом отношении) выделяют следующие виды анализа: параметрический, тематический, аспектный, итоговый.

Параметрический анализнаправлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в учреждении, выявление причин, нарушающих его. (Например, посещение уроков учащимися, стоящими на внутришкольном контроле).

Тематический анализнаправлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах социально-педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности детского и педагогического коллективов. (Например, содержание тематического анализа социального педагога могут составлять такие комплексные проблемы, как система работы учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по формированию правовой культуры школьников; система работы педагогического коллектива по повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей).

27 стр., 13439 слов

Анализ психологического воздействия социальной рекламы

... Актуальность настоящей работы обусловлена вниманием общественности к социальной рекламе. Внимание к социально-полезной, социально-этичной рекламе хорошо согласуется с концепцией социального этичного маркетинга. ... как действие рекламы растягивается во времени. Целью настоящей работы является анализ психологического воздействия социальной рекламы. Для достижения выше указанной цели были поставлены ...

Аспектный анализнаправлен на изучение какого-либо одного аспекта деятельности социального педагога, например, на изучение организации профилактической (правозащитной, реабилитационной, профориентационной и т.п.) работы.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные (взаимодействие социального педагога с различными социальными институтами) и содержательные рамки. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций, последовательных и взаимосвязанных этапов нового управленческого цикла.

Материалы для семинарских занятий

1. Познакомьтесь с итоговым анализом работы социального педагога клуба «Школы выживания» И.В. Макаренковой (по материалам дипломной работы студентки РГСУ И.В. Макаренковой «Система работы социального педагога клубного объединения по реабилитации подростков группы риска», научный руководитель – Н.И.Никитина).

Содержит ли приведенный ниже анализ элементы аспектного, параметрического, тематического анализов. Оцените эффективность социально-педагогического управления жизнедеятельностью клуба.

Социально-педагогическая работа клуба «Школа выживания» по профилактике и коррекции асоциального поведения подростков носила комплексный характер. Она была направлена на оздоровление условий воспитания и развития подростка, устранения неблаготворного влияния со стороны ближайшего окружения, на формирование у подростка положительной «Я-концепции», повышение мотивированности обучения, коррекцию его негативных поведенческих реакций, развитие коммуникативных способностей и нравственных личностных ориентаций.

После проведенной диагностической работы, анализа полученных данных педагогами клуба «Школа выживания» была составлена социально-педагогическая программа по профилактике и коррекции поведения подростков (30 человек, что составляло 50% от общего числа членов клуба).

Были выработаны следующие основные направления работы:

  • социально-педагогическая, психологическая, коррекционная и образовательная работа с семьями подростков;
  • комплексная (психолого-социально-педагогическая) работа с педагогическим коллективом школы № N, на базе которой работал клуб;
  • комплексная социально-педагогическая, психолого-коррекционная и образовательная работа непосредственно с подростками.

В деятельность клуба были вовлечены: школьный социальный педагог, психолог, педагоги клуба «Школа выживания», учителя и администрация школы № N, родители и сами подростки.

Социально-педагогическая работа с семьями подростков.

Целями работы педагогов клуба с семьями подростков были: оздоровление семейных отношений, влияющих на подростка, укреплению взаимоотношений родителей и подростка, психолого-педагогическое образование родителей.

Для достижения поставленных целей в клубе была создана родительская группа взаимопомощи. Педагогами клуба были определены следующие этапы работы:

  • анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке;
  • организация и проведение лекций по конкретным, необходимым родителям, темам возрастной, семейной, педагогической психологии;
  • организация и проведение психологических тренингов и ролевых игр для родителей;
  • вовлечение родителей в жизнь клуба (участие в походах, праздниках, экскурсиях, летних лагерях и т.д.)

Результаты диагностики особенностей семейного воспитания (30 семей подростков)

Недостатки и особенности семейного воспитания

Количество семей

Высокая выраженность эмоционального отвержения ребенка в отношениях подросток – родители

10

Принятие родителями ребенка, его особенностей

5

Авторитаризм родителей по отношению к своему ребенку

16

Враждебное отношение родителей к ребенку, его недостаткам

18

Позитивный интерес к ребенку

4

Эмоциональная несдержанность по отношению к подростку

19

Непоследовательный стиль воспитания

18

Незнания родителями своего ребенка, непонимание его поведения, возрастных особенностей формирования их личности

26

Родители не способны справиться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей

28

Не умения родителями пользоваться психологическими и педагогическими приемами воспитания

27

Социально–педагогическая работа с педагогическим коллективом школы № N, имеющего непосредственное отношение к подросткам, занимающимся в «Школе выживание». В работе приняли участие 14 учителей, преподававших в классах, где учатся подростки.

Целями социально-педагогической деятельности клуба «Школа выживания» по профилактике и коррекции поведения подростков по этому направлению были:

  • оздоровление внутригруппповых отношений в классах подростков;
  • повышение мотивации обучения подростков;
  • оказание учителям необходимой помощи в установлении продуктивного контакта с подростками.

В диагностический период было проведено анкетирование учеников классов, где учатся подростки, с целью выяснения их отношений с учителями. Использовалась анкета «Учитель—ученик».

Общие результаты диагностики внутриклассных отношений и отношений с учителями подростков, занимающихся в «Школе выживания» (30 человек), представлены в таблице:

Результаты диагностики внутриклассных отношений

и отношений с учителями членов клуба «Школа выживания»

Параметры анализа

Чел.

Доверительные, эмоциональные отношения подростка с учителем

2 чел.

Эмоционально отрицательные отношения подростков с учителями

8 чел.

Чисто деловые отношения с учителями

19 чел.

Удолетворенность обучением

2

Низкая мотивация обучения

26

Невключенность в классную жизнь

29

Желание принимать более активное участие в классной жизни

17

Низкий социальный статус в классе

17

Дружеские отношения с классным коллективом

10

Наличие близких друзей в классе из социально-адаптированных подростков

6

Анализ эффективности работы учителей и их отношений с классами, где учатся подростки, показал, что многим из опрошенных учителей необходима помощь в: организации активной совместной деятельности класса, как на уроке, так и во внеурочное время; повышении мотивации обучения учащихся; развитии некоторых педагогических качеств, повышению креативности, установлению доверительных отношений с учащимися.

После проведенного анализа педагогами клуба и школы был выработан план совместной работы, включающий:

  • взаимные консультации педагогов клуба и учителей школы;
  • помощь классным руководителям в организации активной классной жизни;
  • совместное наблюдение за изменениями в поведении подростков и анализ полученных данных;
  • организация педагогами клуба помощи молодым специалистам школы в развитии их педагогических способностей;
  • вовлечение учителей школы в деятельность клуба «Школа выживания».

Социально-педагогическая работа клуба «Школа выживания» по профилактике и коррекции делинквентного поведения непосредственно с подростками, принимающими участие в эксперименте.

Коррекционная работа с подростками решала следующие задачи:

1) Коррекция отношения к себе.Достижение способности к объективной самооценке. Реабилитация «Я» в собственных глазах, дос­тижение уверенности в себе, развитие антивнушаемости, адаптивности, реставрация чувства собственного достоинства. Коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими и социальными возможностями подростка. Коррекция полоролевого самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.

2) Коррекция отношения к другим.Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния, инте­ресов других, способности к критическому, но доброжела­тельному отношению к восприятию достоинств и недостат­ков других лиц, реставрация альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправ­ного общения, способности к предотвращению и разреше­нию межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии.

Реа­билитация в глазах других и реадаптация среди других, за­воевание авторитета как конечный результат адаптации.

3) Коррекция отношения к реальности (жизни).Приобрете­ние навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых ка­честв, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жиз­ни, приобретение навыков преодоления трудностей и пре­град. Преодоление, коррекция неадекватного образа жизни.

Основным социально-педагогическим и психологическим вопросом коррекции делинквентного поведения подростка являлось создание психологически обоснованной системы воздействия на личность с целью изменения ее направленности, искоренения антиобщественных установок, вредных привычек, с целью приобретения новых знаний, умений, навыков, привычек.

Система целенаправленного воздействия на личность подростка предполагала последовательную реализацию следующих этапов: подготовительного, реконструктивного, поддерживающего (реабилитирующего).

На первом, подготовительном, этапе, проводилось изучение личности методом обобщения независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально-психологическими методами; устанавливались стадии педагогической запущенности; выяснялась биологическая «почва», особенности микросреды, в которой формировалась личность, реальные межличностные отношения, референтные группы и лица. Выяснялись уровни сложившихся отношений у конкретного подростка и механизмы делинквентного поведения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности, оппозиции, проявления эмансипации, отрицательного или положительного подражания, соперничества, стремления к лидерству и т.д.; уточнялось, какое отражение нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции и какую роль он играет в малой неформальной группе.

После сбора сведений о подростке-делинквенте проводился тщательный анализ информации: уточнялись особенности интересов, влечений, склонностей, стремлений, идеалов, убеждений, сложившийся системы отношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, привычек, а также то, какие положительные свойства личности угасли, а какие из них еще остались, какие социальные роли он исполнял, какие хотел бы исполнить.

После комплексного анализа намечались перспективы жизнедеятельности подростка, пути его самоутверждения, строился наиболее оптимальный план коррекции, формирования позитивных качеств.

В конце первого этапа на подростка составлялся анамнез, в который включаются все полученные сведения.

Анамнез. Составляется с целью получения максимальной информации о подростке-делинквенте (курсанте клуба «Школа выживания»), для последующей коррекционной работы с ним.

  1. Фамилия______________________ Имя__________________ Отчество_________________
  2. Возраст ( число, месяц, год)______________________________________________________
  3. Пол (м, ж)
  4. Образование (сколько классов окончил) __________________________________________
  5. Адрес_________________________________________________________________
  6. Состав семьи: только мать, оба родителя, только отец, отец и мачеха, мать и отчим, сирота с опекунами родственниками, сирота с приемными родителями (опекунами)
  7. Появление мачехи, отчима: до 3-4 лет, до 7-8 лет, до 12-16 лет
  8. Воспитание у деда, бабушки: до 2-4 лет, до 8 лет, до 12-16 лет
  9. Воспитание у приемных родителей: до 2-4 лет, до 7-8 лет, до 12-16 лет
  10. Воспитание в детском доме с __________по____________

Причина:____________________________________________________________________

  1. Воспитание у других родственников: до 2-4 лет, до 7-8 лет, до 12-16 лет ( пометить у кого конкретно и где сейчас)_____________________________________________________
  2. Количество детей в семье ___________, половой состав по возрасту.
  3. Сводные братья, сестры ______(с чьей стороны )___________________________________
  4. Положение семьи: материальное, социальное , жилищно-бытовое
  5. Взаимоотношения в семье: — между родителями: ладят, не ладят______________________.

между родителями и детьми: пользуются авторитетом у детей, не пользуются авторитетом, оказывают на детей положительное влияние, грубо наказывают детей, балуют детей, контролируют поведение и учебу детей, не контролируют учебу и поведение детей.

  1. Источником отрицательного влияния являются: отец, мать, братья, сестры, другие родственники, соседи, товарищи, друзья, посторонние взрослые.
  2. Отношения в семье: ровные, конфликтные (часты скандалы, драки, конфликты с соседями)
  3. Культурный уровень семьи: интерес к наукам, искусству, технике, увлечение спортом, повышенная религиозность, обывательские интересы.
  4. Дурные примеры: алкоголизм (кто ___), наркомания (кто___), антисоциальное поведение (судимость) (кто___).
  5. Тип поощрения: словесное, подарки, деньги,_______________________________________
  6. Тип наказания: обсуждение, лишение удовольствия, физическое наказание,_____________
  7. Реакция на наказания: подчинение, уход в себя, злобность, активное сопротивление
  8. Отношение к окружающим лицам: в семье особенно привязан к (отцу, матери, брату, сестре, другим членам семьи ___________________________________________________), вне семьи привязан к (ребенку, сверстнику, к постороннему взрослому ____)
  9. Имеет товарищей: дружит с младшими, со старшими, со сверстниками
  10. В отношениях: активен, пассивен, руководит.
  11. Отношение к животным: любит, равнодушен, жесток.
  12. Начало обучения: своевременное, преждевременное, с запозданием (из-за условий в семье, болезни, задержки развития)
  13. Успеваемость: хорошая (до ________________), посредственная (до _____________), плохая (большие пробелы в знаниях, лень, по болезни, трудность в усвоении материала).
  14. Второгодничество ( ___________________________________________________________)
  15. Переводы в другие школы ( причины ________), исключения ( за что__________).
  16. Самооценка (адекватная, заниженная, завышенная).
  17. Развитость волевой сферы_______________________________________________________
  18. Степень социальной запущенности (ярко выраженная, средняя, низкая).
  19. Степень педагогической запущенности (ярко выраженная, средняя, низкая).
  20. Связь с криминогенными группировками (да, нет).
  21. Отношения с учителями ________________________________________________________
  22. Отношения с одноклассниками __________________________________________________
  23. Доминирующие мотивы поведения_______________________________________________
  24. Интересы и увлечения __________________________________________________________
  25. Когда и в каких кружках, секциях, занимался ______________________________________
  26. Какие социальные роли хотел бы исполнять _______________________________________
  27. Курит (нет, да, с какого возраста ________________________________________________)
  28. Употребляет алкоголь (нет, да; с какого возраста _______, эпизодически, систематически)
  29. Употребление наркотиков (нет, да ;что именно, когда ________)
  30. Начало половой жизни ( ___________________)
  31. Состоит на учете в милиции (нет, да; причины, когда, в каком____)
  32. Суицидальные попытки (нет, да; причины, время _________________________________)
  33. Уходы из дома (нет, да; причины, когда _________________________________________)

Второй этап, реконструктивный, включал в себя систему психолого-педагогического воздействия, комплекс различных приемов и методов: активное взаимодействие с бывшими воинами-десантниками – педагогами клуба; беседы, внушение, организацию режима, формирование референтных групп и коллективов, использование поощрений и наказаний, подача целенаправленной информации (примеры, встречи с бывшими воспитанниками колоний, музыка, книги, кино и т.д.).

В начале второго этапа на каждого подростка составлялась индивидуальная карта коррекции, в которую были включены

  • все результаты первоначального диагностического тестирования подростков,
  • отметки об участии подростка в мероприятиях школы и клуба и его поведение на них,
  • изменения в поведении подростка в течение всего периода коррекции,
  • результаты повторного тестирования.

Начинался этот этап с разъяснения подростку особенностей его личности, взаимоотношений с окружающими, причин, сущности его правонарушений. В ходе совместного анализа преследует подросток осознавал свои сильные и слабые стороны, причины аномального поведения и привычек.

Стратегической целью этого этапа являлось формирование внутренней позиции на самоперевоспитание личности. В процессе перевоспитания выделялось взаимосвязанные ступени самокоррекции подростка:

• формирование понятий и представлений о нравственных нормах и правилах, существующих в обществе;

• убеждение в правильности и значимости этих понятий и представлений для себя лично;

• использование их в конкретной практической деятельности, в которую включен подросток; формирование на их основе соответствующих качеств личности.

Для достижения поставленных целей и задач этого этапа коррекции делинквентности подростков педагогами клуба использовалась адаптированная к условиям профилактической и коррекционной работе клуба «Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков»,разработанная Г.К. Селевко и Ю.Ю. Черво.

В результате проделанной социально-педагогической и психологической работы педагогами клуба «Школа выживания» по профилактике и коррекции делинквентного поведения подростков (30 человек), были замечены следующие изменения:

  1. В большинстве семей подростков (58 %) улучшился психологический климат. Отношения подростка с родителями стали более доверительные и доброжелательные. Существенно повысилась педагогическая культура родителей. В большинстве семей наметились тенденции к организации и проведению совместного досуга. Были заложены основы для постоянного сближения подростков и родителей.
  2. В классах, где учатся подростки, так же улучшилась психологическая атмосфера. Подростки-делинквенты заняли более высокий социальных статус, включились во внеурочную жизнь класса и школы. Учителя школы № N стали более активны в организации внеурочной деятельности в своих классах. Их отношения с учениками существенно улучшились.
  3. Почти во всех случаях делинквентного поведения подростков социально-педагогическая работа по профилактике и коррекции делинквентности подростков, проводимая педагогами клуба совместно с учителями школы № N, дала положительный результат. В личности подростков были замечены следующие изменения:

1998г.

2001г.

Склонность к агрессии и насилию

25 чел.

8 чел.

Легкая степень социально-педагогической запущенности

15 чел.

3 чел.

Выраженная степень социально-педагогической запущенности

10

3

Высокая степень социально-педагогической запущенности

5

1

Неадекватная самооценка

28

8

Отсутствие коммуникативных навыков

23

7

Низкий уровень правовой культуры

28

5

Неразвитость волевой сферы, самоконтроля

22

6

Желающие бросить школу

18

4

Отсутствие мотивировнности обучения в школе

26

6

Низкий социальный статус в классе

17

3

Принимают участие в жизни класса

8

24

Участники групп асоциальной направленности

13

0

Участники криминогенных групп

3

0

Курят

25

11

Употребляют алкоголь

15

2

Употребляют (пробовали) наркотики

2 (14)

0

Принимают участие (провоцируют) драки

21

3

Сквернословят

25

5

Совершали мелкое воровство

13

1

Порча имущества

23

3

Хулиганство

26

2

Литература

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991

Капустина З.Я. Организация аттестации социальных педагогов обще­образовательных школ //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1999. — № 2. —С. 3—13.

Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. —СПб., 2000.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998