Рекомендации по проведению психокоррекционных занятий

Коррекционно – развивающие занятия

По снижению тревожности у младших школьников

 Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению

 

Белгород 2007

 

 

Рекомендовано в качестве методического материала

Для проведения психокоррекционных занятий

С младшими школьниками

По снижению тревожности

Коррекционно – развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению / Сост. В.Пирогова. – Белгород, 2007. — 

 

 

Материалы занятий составлены на основе проведенного экспериментального исследования тревожности младших школьников и носят рекомендательный характер. Их содержание может быть переработано или дополнено в соответствии с особенностями группы учащихся, степени выраженности симптоматики тревожности и опыта работы школьного психолога или педагога.

Предназначены для школьных психологов, педагогов начального обучения, воспитателей групп педагогической поддержки.

 

 

От составителя

                                                                         

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности, отражая данную проблему в различных публикациях и исследованиях.

Психокоррекция школьной тревожности предусматривает проведение системы коррекционно-развивающих занятий, которые реализуются в условиях специально смоделированных коллективных упражнений. Рекомендованные в данном пособии занятия помогут школьному психологу, педагогу или воспитателю группы педагогической поддержки решать проблему по снижению тревожного состояния младших школьников путем специальных упражнений, рассчитанных на конструктивное взаимодействие.

11 стр., 5482 слов

Тревожность и страхи младших школьников

... не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, ... говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление ...

Программа направлена также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Опыт показывает, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.

Наши занятия носят рекомендательный характер и могут быть переработаны или дополнены в соответствии с особенностями группы учащихся, степени выраженности симптоматики тревожности и опыта работы школьного психолога или педагога.

       В.Пирогова

Рекомендации по проведению психокоррекционных занятий

Психокоррекционная работа включает три этапа:

I. Ориентировочный (2 занятия)

II. Реконструктивный (6 занятий)

III. Закрепляющий (2 занятия)

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

На занятиях целесообразно фиксировать внимание младших школьников на использование средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Рекомендуется в ходе групповых занятий анализировать с детьми проблемы, которые являются достаточно типичными для данного возраста.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Занятия проводились два раза в неделю, их продолжительность — не дольше одного школьного урока. Каждому ребенку нужно обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: понадобятся только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями они хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.

Эффективности работы способствуют игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения» и элементы психогимнастики.

Завершать занятия целесообразно специальными ритуалами, которые более всего нравятся детям и способствуют гуманизации отношений и оптимизации настроения.

 

Тематический план занятий

Тема занятия Цели коррекционной работы
Ориентировочный этап 1. Знакомство. Установление правил взаимодействия в группе.   Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2.Сплочение группы, закрепление правил Развитие способности слаженной работы в группе, закрепление правил.
Реконструктивный этап 3. Я и мои трудности Развитие мотивации, снятие напряжения, осознание своих трудностей
4. Ты да я, да мы с тобой   Развитие внимания к поведению другого и способности получения обратной связи
5. Расскажи мне о себе…   Развитие представлений о ценности другого человека, способности выражать свое эмоциональное состояние; преодоление барьеров общения
6. Давай с тобой поговорим…     Развитие навыков общения, снятие напряжения и скованности в общении, осознание различных черт характера и чувств
7.Тренировка гибкости поведения     Формирование положительной стратегии взаимодействия, закрепление коммуникативных навыков учащихся
8. Закрепление позитивных отношений     Осознание проблемы в отношениях с окружающими, повышение представлений о собственной значимости и ценности другого человека
Закрепляющий этап 9. Отработка полученных навыков     Закрепление и активизация самосознания, разрядка школьной тревожности
10.Итоговое занятие Осознание мотивов межличностных отношений, тренировка гибкости поведения, закрепление позитивного отношения к себе и окружающим, завершение группы.

Содержание занятий

I этап. Организационный