Рекомендации по подготовке мультимедийной презентации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине

« СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ »

направление подготовки: 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Квалификация выпускника: специалитет

 

Ялта, 2018

Горобец Д. В. рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Социально-педагогическое проектирование»для студентов направления подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

 

Реценент:

Богинская Ю. В. доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Института педагогики, психологии и инклюзивного образования.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины «Социально-педагогическое проектирование», разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и уровнем подготовки по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»

 

     ББК 74.66+73                                                                                                   

 

© Горобец Д.В., 2018

© Гуманитарно-педагогическая академия, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….. 4
2 Почасовое распределение занятий…………………………………………… 8
3 Практические занятия……………………………………………………….. 8
4 Тесты для самоконтроля………………………………………………………… 14
5 Тематика социальных проектов……………………………………….. 18
6 Программа подготовки к экзамену………………………………………….. 19
7 Критерии оценки результатов по запланированным формам……. 21
8 ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………….. 21
9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….. 23

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к социально-педагогическому проектированию в системе высшего образования достаточно велик.

 Актуальность данной проблематики еще более возросла в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки: специалитета.

Социально-педагогическое проектирование — определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность, которая предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата. Проектирование в вузе является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций будущих специалистов психолого-педагогической направленности, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, способствует развитию коммуникативных навыков, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях, конкурсах и грантовой деятельности.

Использование учебного пособия позволит расширить знания по проектированию, овладеть понятийным аппаратом, углубить навыки проектной деятельности, воспользоваться методическими рекомендациями по оформлению проектов, представляемых на конкурсы.

При составлении учебного пособия использовались теоретические разработки в области проектирования: Г.В. Воробьева, В.В. Гузеева, В.И. Загвязинского, Е.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат, М.М. Поташника, А.С. Сиденко, М.Н. Скаткина, И.Д. Чечель и других.

Учебно-методическое пособие «Социально-педагогическое проектирование в образовательном процессе высшей школы» содержит шесть разделов: проектирование в образовательной деятельности, социальное проектирование, проектирование систем образования, проектирование как педагогическая технология, теоретические подходы к экспертизе проектов, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов.

В пособии рассматривается: сущность проектирования и основные факторы, необходимые для осуществления проектной деятельности; этапы проектирования, теоретические основы управления проектами; функции и структура, содержание инновационного проекта. Особое внимание обращается на показатели результативности проектной деятельности.

В процессе работы с данным пособием у обучающихся должны быть сформированы слеедующие компетенции:

— учебно-познавательные (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, формирование способности к систематизации знаний), которые направлены на овладение общими знаниями и частными способами проектирования; формирование умений по внедрению инноваций в образовательные учреждения, что способствует повышению проектной культуры личности.

В пособии обоснована практика социального проектирования, при изучении которой обучающиеся предлагается познакомиться с алгоритмом разработки проектов, механизмами социального заказа, социального гранта, конкурсного финансирования. Рассматриваются основные требования к социальному проекту; дается сравнительная характеристика социального и грантового проекта.

• Социальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, ведению дискуссий; формирование готовности к согласованным действиям, направленных на достижение поставленных целей).

Коммуникативные компетенции (формирование умений работать в коллективе, выполнять совместную деятельность в проектной группе).

Данное пособие расширяет представления обучающихся о проектировании; раскрываются возможности проектирования и оценки эффективности воспитательных и образовательных систем.

• Общекультурные компетенции (проявление личностных качеств — гражданских, нравственных, интеллектуальных, общекультурных).

В пособии проектирование рассматривается как педагогическая технология. Обучающиеся знакомятся с методическими рекомендациями по оформлению проектной папки, проведению в школе предметной недели, созданию портфолио проекта, использованию проектных технологий в вузе.

Представлены теоретические подходы к экспертизе проектов. Знакомство с процедурой проведения экспертизы проектов поможет обучающимся оценить предполагаемые изменения образовательной системы в самом начале, избежать негативных последствий педагогических новшеств.

• Ценностно-смысловые компетенции (адекватное оценивание собственных способностей и возможностей при экспертизе проектов).

Социально-коммуникативные компетенции (расширение понятий о социальных ролях: генератор идей, координатор, исполнитель, эксперт).

В пособии раскрываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов, что способствует усвоению требований к оформлению проектов и их презентации; расширяются возможности проектантов в представлении результатов проекта.

• Специальные компетенции (формирование способности самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации).

Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь научиться: находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать, правильно оформлять документацию проекта, оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи, составлять четко структурированный план проекта, разрабатывать экономичный бюджет проекта, организовывать достойную презентацию проекта.

 

Рекомендации по подготовке мультимедийной презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов — то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).

Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ объем текста на слайде – не больше 7 строк;

▪ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

▪ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

▪ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

На слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

 

Фон Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представ­ления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.  

 

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков — не меньше 24 пунктов, для информации — для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.).

Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

— удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

— к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

— не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?