Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Практические занятия способствуют глубокому усвоению знаний и их систематизации, способствуют формированию научного мышления, совершенствуют практические умения работы с научной и учебно-методической литературой, способствуют формированию профессиональных знаний и умений.

Подготовка к практическому занятию главный и самый ответственный этап обучения студента, она требует значительных усилий, ответственности, времени. На подготовку к практическому занятию необходимо выделить, как минимум, 3-4 свободных вечера. Должна быть подготовлена вся литература по теме занятия.

Изучение вопросов рекомендуется начинать с лекционного материала. Далее, используя всю имеющуюся литературу необходимо найти все определения, понятия, правила и заучить их наизусть. Изучив рекомендуемую литературу, надо подготовить полный ответ на каждый вопрос занятия. В рабочей тетради к каждому вопросу следует выписать цитаты ученых, тщательно продумать своё выступление по данному вопросу на занятии. Цитаты необходимы для подтверждения своих высказываний. Фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых рекомендуется конспектировать полностью, так как к ним придется обращаться очень часто в период всего обучения в университете.

Типичные ошибки при подготовке к занятию:

  • подготовка к ответу на вопрос с использованием одного первоисточника;
  • невнимательное прочтение вопроса и, как следствие, ответ не по теме;
  • незнание лекционного курса преподавателя, освещение устаревших или не оправдавших себя установок.

На каждый вопрос в тетради записывается полный ответ (все записи только рукописные, ксерокопии и распечатки с компьютера не принимаются).

Тема каждого занятия записывается полностью и выделется (цветом, подчеркиванием и т.п.).

Тетради сохраняются и проверются преподавателем на всех зачетах (весь комплект с первого дня).

Аккуратность ведения тетради является условием выставления итоговой оценки.

Сециальный курс

Сабуров В.В.

Воспитательная работа в государственных учереждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Практические занятия

Тема 1(4 часа) Основные категории педагогики

  1. Что такое воспитание в широком и узком смысле?
  2. В чем исторический и классовый характер воспитания?
  3. Что называется обучением?
  4. Что такое образование?
  5. Что такое политехническое образование?
  6. Что такое развитие личности?
  7. Что называется формированием личности?
  8. Какими признаками характеризуется научная педагогическая теория ?
  9. Охарактеризуйте систему педагогических наук.
  10. Что такое методологическая основа педагогики?
  11. Зачем педагогике опираться на психологию?
  12. Что вы знаете о новых отраслях педагогики ?

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 9-42.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988.
  3. Гончаров Н.К. Основы педагогики. — М., 1947.
  4. Измайлов В.Ф. Народная педагогика: педагогические воз­зрения народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991.
  5. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  6. Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. — М., 1967.
  7. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990.

Тема 2 (4 часа) Воспитание и закономероности развития

1. Что такое развитие личности?

12 стр., 5778 слов

Семинарское занятие 1 тема: Развитие личности как педагогическая проблема

... Д. Теории личности. С-Пб: Питер, 2000. Вопросы для самопроверки по теме Почему для науки педагогики важно определить, что такое личность? Какие факторы влияют на развитие личности и чем ... примеры аналогичных народных изречений в вашем родном языке и прокомментируйте их. Семинарское занятие 2 тема: Обучение как двусторонний процесс: сущность, функции, виды. Основные понятия: Процесс ...

2. Что является движущей силой развития?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?

4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности ?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части темы включают наследственные программы раз­вития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к детям?

9. Что такое задатки? Наследуются ли они?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми?

11. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?

14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую точку зрения?

15. Как влияет на развитие личности воспитание?

16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека ?

17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» ?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос­новные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности ? Как ?

20. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется?

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 71-99.
  2. Рубинштейн СП. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.
  3. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. —М., 1980.
  4. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комп­лексного подхода в процессе воспитания школьников. — М.,1983.
  5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Пра­га, 1978.

Тема 3 (4 часа) Возрастные и индивидуальные особенности развития

1. Что такое возрастная периодизация ?

2. Что составляет основу возрастной периодизации ?

3 стр., 1377 слов

Особенности воспитания педагогически запущенных детей

... 2. Интерпретационные – метод логического исследования. Теоретическая значимость выражается в определении особенностей воспитания педагогически запущенных детей.......... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андрющенко Р.Я. И Индивидуальный ... В надзаг.: АПН СССР.- том 1. 298с. 41. Прохорова С.Ю. Управление развитием педагогически запущенного младшего школьника в учебно- воспитательном процессе: Автореферат дисс. ...

3. Что такое возрастные особенности?

4. Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?

5. Что такое акселерация?

6. Какие педагогические проблемы ставит акселерация?

7. Сформулируйте закономерности физического развития.

8. Какая зависимость существует между возрастом и темпами

духовного развития ?

9. В чем сущность закона неравномерности развития?

10. Какие периоды называются сензитивными?

11. Когда наступает сензитивный период развития навыков ре­шения проблем?

12. Охарактеризуйте особенности физического развития младших школьников.

13. Какие особенности духовного и социального развития харак­терны для младших школьников?

14. Охарактеризуйте особенности физического развития учеников среднего школьного возраста.

15. Какие особенности духовного развития характерны для учени­ков среднего школьного возраста?

16. Что такое социализация личности и как она происходит ?

17. В чем причины переживаемых подростками трудностей разви­тия ?

18. Охарактеризуйте особенности духовного и социального разви­тия учеников старшего школьного возраста.

19. Как формируются нравственные и эстетические качества старшеклассников?

20. Что такое индивидуальные особенности и какие взгляды су­ществуют на их учет в учебно-воспитательной работе?

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 99-126.
  2. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодапева. — М., 1980.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  4. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенно­сти школьников. — М., 1988.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980.
  6. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психиче­ское развитие личности. — Киев, 1989.
  7. Курганов С. Школа диалога культур // Народное образо­вание, 1990—1992.
  8. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991.
  9. Особенности обучения и психического развития школьни­ков 13—17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, B.C. Круглова. — М., 1988.
  10. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. — М., 1986.
  11. Формирование личности в переходный период / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1987.

Тема 4 (4 часа) Цели воспитания

1. Что такое цель воспитания?

2. Что такое задачи воспитания?

3. Почему существует многообразие целей воспитания?

4. Какая цель воспитания в современной отечественной школе?

5. Какие составные части выделяются в цели воспитания?

6. Что такое умственное воспитание ? Каковы его задачи ?

7. Что такое физическое воспитание? Какие задачи оно ста­вит?

8. Что такое трудовое и политехническое воспитание?

9. Что такое нравственное воспитание? Перечислите задачи.

10. Что такое эмоциональное (эстетическое) воспитание? Какие задачи оно ставит ?

11. В чем сущность педагогической концепции прагматизма?

12. В чем сущность неопозитивизма?

4 стр., 1655 слов

«Особенности социального развития дошкольников»

... учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка. В процессе социализации детей отличаются последующие особенности: 1. В отличие от совершеннолетних, ... на 3 году его жизни. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения ...

13. Назовите основные положения педагогики экзистенциализма.

14. В чем сущность педагогики неотомизма?

15. Выделите основные положения бихевиоризма.

16. Какие цели воспитания ставит педагогика прагматизма?

17. Какие цели воспитания преследуют педагоги-экзистенциали­сты?

18. В чем отличие целей воспитания в педагогике неотомизма, неопозитивизма и необихевиоризма?

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 99-126.
  2. Шварцман К.М. Философия и воспитание. – М., 1989г.

Тем 5 (4 часа) Педагогический процесс

1. Что такое педагогический процесс?

2. Что представляет собой педагогический процесс как систе­ма?

3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо­вой?

5. Что означает целостность педагогического процесса?

6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес­сов?

7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?

8. Как вы определите динамику педагогического процесса?

9. Как развивается личность в педагогическом процессе?

10. Как управлять педагогическим процессом ?

11. Дайте определение закономерности стимулирования.

12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут­ренней деятельности?

14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес­кого процесса.

15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?

17. Что такое педагогическое взаимодействие?

18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?

Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 161-179.
  2. Амонашвили Ш.А. Л ичностно-гуманная основа педагоги­ческого процесса. — Минск, 1990.
  3. Волков И.П. Цель одна — дорог много. — М., 1990.
  4. Ибука Масару. После трех уже поздно. — М., 1991.
  5. Иванов А.Ф. Сельская школа. — М., 1987.
  6. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. — М., 1991.
  7. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.
  8. Ильин Е.Н. Искусство обучения. — М., 1982.
  9. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988.
  10. Караковский В.А. Любимые мои ученики. — М., 1987.
  11. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981.
  12. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.
  13. Педагогический поиск. — М., 1988.
  14. Соловейчик С. Л. Вечная радость. — М., 1986.
  15. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987.
  16. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М., 1976.
  17. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.

Тема 6 (4 часа) Педагогические инновации

1. Что подразумевается под педагогическими инновациями?

2. Из каких компонентов состоит педагогическая система?

3. Что подтверждает закон сохранения ПС?

12 стр., 5508 слов

Инновационная сущность педагогики А.С. Макаренко

... сущность педагогики А.С. Макаренко .1 Новаторство как педагогическая проблема В 90-е гг. стала культивироваться гуманистическая идея личностно ориентированного воспитания, но при этом был отброшен прогрессивный принцип воспитания ... уникальность. В отдельных работах выдвигается идея, согласно которой сущностью педагогического процесса является разрешение противоречий (Э.И. Моносзон, В.И. Загвязинский, ...

4. Почему не удается улучшить ПС по всем критериям одновре­менно ?

5. Чем отличаются интенсивный и экстенсивный пути разви­тия ПС?

6. Какие направления относятся к общим педагогическим инно­вациям?

7. Какой из уровней инноваций имеет настоящее преобразующее влияние?

8. Сформулируйте принцип природосообразности.

9. Почему педагогика должна вернуться к принципу природосо­образности?

10. Какие последствия для отечественной педагогики повлечет возврат к принципу природосообразности?

11. Какая парадигма наиболее перспективна для отечественной педагогики?

12. Какие основные требования гуманистической педагогики ?

13. Перечислите основные требования критерия инновационности учебного заведения.

14. Сравните по основным показателям инновационные и неинно­вационные учебные заведения.

15. Правильно ли утверждать: инновации — это возврат к ста­рым, проверенным принципам?

16. Является ли инновационным учебное заведение, достигают более высоких результатов за счет перегрузки учащихся и учителей?

17. Что такое оптимизация ПС?

18. Что такое критерий оптимальности ?

19. Какие способы практической оптимизации используются?

20. Что дает оптимизация учителям и учащимся ?

Литература для самообразования

  1. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 1 .С 179-229.
  2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.,1989.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. —М., 1989.
  4. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. — Киев, 1998.
  5. Берулава М.М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. — Бийск, 1995.
  6. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. B.C. Гиршович. — М., 1995.
  7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. — М., 1995.
  8. Коротяев Б. Педагогика на распутье. — Славянск, 1996.
  9. Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. — М., 1991.
  10. Декларация прав ребенка // Нар. образование. — 1993. — № 5.
  11. Конвенция о правах ребенка // Нар. образование. —1993. —№5.

Практическое занятие 7 Учитель современной школы

  1. Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»?
  2. Перечислите функции учителя.
  3. Какая функция педагога является главной?
  4. Как связаны функции учителя с этапами разработки педагогических проектов?
  5. Что означают требования к учителю?
  6. Какова структура педагогических способностей?
  7. Какие способности относятся к главным?
  8. Что означает понятие «педагогическое мастерство»?
  9. Раскройте особенности педагогического общения?
  10. Можно ли научиться мастерству?
  11. Какова формула профессионального потенциала педагога?
  12. Какие компоненты входят в систему профессионального потенциала педагога?
  13. Раскройте сущность понятия «идеальный педагог».
  14. Что такое мастерство учителя как система?
  15. Какова структура педагогического мастерства?
  16. Какие качества педагога занимают первые места по оценкам учащихся?
  17. Что изучает педагогическая квалиметрия?
  18. По какому принципу проводится аттестация учителей за рубежом?
  19. Проанализируйте двухзвенную модель квалификации.
  20. Дайте оценку шестизвенной модели аттестации.

Литература для самообразования

5 стр., 2254 слов

1.Современная трактовка воспитания, его сущность и современные подходы

... гармоничное сочетание разных видов воспитания); организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий); принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий). Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования ...

Подласый И.П. Педагогика М. 1999 с. 229-287

Симонов ВЛ. Педагогический менеджмент. — М., 1997

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.— М., 1988.

Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор общественный процесс. — М., 1989.

Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М., 1991.

Эверт Н.А., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. — М., 1991.

Симонов ВЛ. Диагностика личности и профессионально­го мастерства преподавателя. — М., 1995.

Шереги Ф.Э., Харчева ВТ., Сериков В.В. Социология об­разования: прикладной аспект. — М., 1997.

Скульский РЛ. Учиться быть учителем. — М., 1986.

Азаров ЮЛ. Искусство воспитания. — М., 1985.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспита­ния будущего учителя. — М., 1989.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. — Киев, 1998.

Тема 8 Сущность и содержание процесса воспитания (4 часа)

1. Что такое воспитательный процесс?

2. Что означает целенаправленность воспитательного процес­са?

3. Почему процесс воспитания многофакторный?

4. Что обусловливает сложность воспитательного процесса?

5. Почему воспитательный процесс отличается длительностью?

6. Что означает непрерывность воспитательного процесса?

7. В чем выражается комплексность воспитательного процесса?

8. Что такое вариативность воспитательного процесса?

9. Что является движущими силами воспитательного процесса?

10. Какие противоречия относятся к «внешним», «внутренним»?

11. Каково значение личности воспитателя в воспитательном процессе?

12. Какова структура воспитательного процесса, выделенная по целевому критерию?

13. Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.

14. Что такое содержание воспитательного процесса?

15. Какие идеи лежат в основе перестройки процесса воспита­ния?

16. Перечислите основные компоненты содержания воспитания: а) гражданина; б) работника; в) семьянина.

17. В чем смысл диагностики воспитанности?

18. Какие критерии диагностики вам известны?

19. Как осуществляется диагностика воспитания?

20. Что такое проблемная воспитывающая ситуация?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тар­ту, 1973.

Тема 9 Принципы воспитания (4 часа)

1. Что такое принципы воспитания?

2. Какими особенностями они отличаются?

3. Какие проблемы требуют дополнительных исследований при определении системы принципов воспитания ?

5 стр., 2138 слов

1) Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания

... воспитание будет более эффективно: Опора на эмоциональную сферу ребёнка. Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей). Принцип ... за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая ... И другие науки. Психологическая сущность воспитания заключается: 1) в формировании ...

4. Какие общие положения входят в систему принципов воспи­тания?

5. Что значит общественная направленность воспитания?

6. Каковы требования данного принципа?

7. Каковы правила осуществления принципа общественной на­правленности воспитания?

8. Как требования данного принципа реализуются в зарубежной школе?

9. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, тру­дом?

10. Каковы правила реализации данного принципа?

11. В чем сущность принципа опоры на положительное?

12. Каковы правила реализации данного принципа?

13. В чем сущность принципа гуманизации воспитания?

14. Каковы правила осуществления этого принципа?

15. Как требования этого принципа реализуются в зарубежной школе?

16. В чем сущность личностного подхода к воспитанию?

17. Каковы правила реализации этого принципа?

18. Как требования данного принципа реализуются в зарубежной школе?

19. В чем сущность принципа единства воспитательных воздей­ствий?

20. Каковы правила реализации данного принципа?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Карпентер П. Воспитание во Франции. — Киев, 1985. Яковлев К.С. Величие здравого смысла: человек эпохи Просвещения. — М., 1992.

Тема 10 Воспитание личности в коллективе (4 часа)

1. Что такое формы воспитания, какими они бывают?

2. Что такое коллектив, чем он отличается от малой группы?

3. Почему идея коллективного воспитания называется ведущей?

4. Есть ли альтернатива коллективному воспитанию?

5. Укажите на специфические признаки коллектива.

6. Какими особенностями характеризуется коллектив как система?

7. Сформулируйте закон жизни коллектива.

8. Сколько и каких стадий выделяется в развитии коллектива?

9. Что такое актив?

10. Какими особенностями характеризуется коллектив на пер­вой, второй и третьей стадиях развития?

11. Что такое традиции коллектива и какое значение они име­ют?

12. Что такое перспективы и какими они бывают?

13. В чем суть принципа параллельного действия?

14. Какие типы взаимоотношений личности и коллектива вы знаете?

15. Какими причинами взаимообусловлены взаимоотношения лич­ности и коллектива ?

16. От каких факторов зависит эффективность педагогического руководства коллективом?

17. Изложите правила грамотного педагогического руководства коллективом.

18. За что критиковали бывшие советские школьные коллективы западные педагоги?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Иванов И.П. Воспитать коллективистов. — М., 1982.

Макаренко АС. Пед. соч. — М., 1985—1986.

Мудрость воспитания. — М., 1989.

Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспита­ния. — М., 1989.

Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М., 1985.

10 стр., 4746 слов

Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

... Составьте словарик основных понятий социальной педагогики, используя различные учебные пособия: социализация, воспитание, социальное воспитание, принцип социального воспитания, воспитательная организация, воспитательная система, образование, обучение, просвещение, самообразование, индивидуальная помощь, сопровождение, поддержка, контркультурная ...

Тема 11 Общие методы воспитания (4 часа)

1. Чем отличается технология от искусства воспитания?

2. Какие новые качества приобретает процесс воспитания, раз­вивающийся по технологической схеме?

3. Будущее за искусством или за технологией воспитания? По­чему?

4. В чем сущность комплексного подхода к воспитанию?

5. Что такое воспитательное дело?

6. В чем сущность коллективных воспитательных дел?

7. Какова структура воспитательных дел ?

8. Каковы обязанности педагога на этапах планирования и организации воспитательных дел ?

9. Каковы обязанности педагога на этапах организации и ана­лиза?

10. Что такое социально-ориентированные воспитательные дела?

11. Как вырабатывается дисциплинированность школьников?

12. Как формируется активная жизненная позиция?

13. Что такое этические воспитательные дела?

14. Как формируются общечеловеческие ценности?

15. Как разрешаются нравственные проблемы полового воспита­ния?

16. В чем сущность эстетических воспитательных дел?

17. Какую цель преследуют физкультурные воспитательные дела?

18. В чем сущность экологических воспитательных дел?

19. Какую цель преследуют трудовые воспитательные дела?

20. Какие другие виды воспитательных дел вы можете назвать?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

Шуркова Н. Нравственное воспитание // Воспитание школьников. — 1990. — № 1—3.

Тема 12 Технология воспитания (4 часа)

1. Чем отличается технология от искусства воспитания?

2. Какие новые качества приобретает процесс воспитания, раз­вивающийся по технологической схеме?

3. Будущее за искусством или за технологией воспитания? По­чему?

4. В чем сущность комплексного подхода к воспитанию?

5. Что такое воспитательное дело?

6. В чем сущность коллективных воспитательных дел?

7. Какова структура воспитательных дел?

8. Каковы обязанности педагога на этапах планирования и орга­низации воспитательных дел ?

9. Каковы обязанности педагога на этапах организации и анализа?

10. Что такое социально-ориентированные воспитательные дела?

11. Как вырабатывается дисциплинированность школьников?

12. Как формируется активная жизненная позиция?

13. Что такое этические воспитательные дела?

14. Как формируются общечеловеческие ценности?

15. Как разрешаются нравственные проблемы полового воспита­ния?

16. В чем сущность эстетических воспитательных дел?

17. Какую цель преследуют физкультурные воспитательные дела?

18. В чем сущность экологических воспитательных дел?

19. Какую цель преследуют трудовые воспитательные дела?

20. Какие другие виды воспитательных дел вы можете назвать?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

Шуркова Н. Нравственное воспитание // Воспитание школьников. — 1990. — № 1—3.

Тема 13 Общественное и семейное воспитание (4 часа)

1. Что такое общественное воспитание?

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... человека как субъект воспитания. Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательную среду, воспитательный процесс. Ценности воспитания— это значимые для ... их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом. Воспитание осуществляется через воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия: индивид—индивид, индивид ...

2. В чем сущность социальной работы?

3. В чем причина кризиса современной семьи?

4. Какие могут быть пути выхода из кризиса?

5. Что такое семейное воспитание?

6. Охарактеризуйте наиболее распространенные модели семей­ных отношений.

7. Что входит в содержание семейного воспитания?

8. Какие стили родительского отношения получили наибольшее распространение?

9. Назовите общие методы семейного воспитания.

10. На каких условиях основывается выбор и применение методов родительского воспитания?

11. Укажите на наиболее распространенные ошибки семейного воспитания.

12. Проанализируйте правила семейного воспитания.

13. Какие виды отклоняющего поведения детей вы знаете?

14. Проанализируйте содержание системы «школа — семья».

15. Какие главные задачи педагогической поддержки семьи?

16. Какие направления связи «школа — семья* являются приори­тетными в нынешних условиях?

17. Проанализируйте главные формы деятельности классного ру­ководителя с семьей.

18. Какие правила должен соблюдать классный руководитель при посещении семьи?

19. Какие советы родителям должен дать классный руководи­тель?

20. Что такое педагогическая диагностика семьи и как она осу­ществляется?

Литература для самообразования

Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М,:Владос. 1999. – Т. 2

Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его пре­одоления. — М., 1990.

Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.,

1989.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родите­лями.— М., 1980.

Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.

Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.

Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. — М.,

1990. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.

253