ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения направление подготовки

6.010104.28 «Нефтегазовое дело»

Харьков

2013

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

УКРАЇНСЬКА ІНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГІЧНА АКАДЕМІЯ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Методические указания по изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения направление подготовки

6.010104.28 «Нефтегазовое дело»

Утверждено Научно-

методическим советом

Украинской инженерно-

педагогической академией

Протокол № 1

от 29.08.2013 г.

Харьков

2013

УДК 378.015.3 (075.5)

          Землянская , Е.В.

Психология высшей школы: метод.указ.по изучению дисциплину и выполнению контрольных работ для студ. заоч. формы обучения направление подготовки 6.010104.28 «Нефтегазовое дело» / Укр. инженер-пед. акад.; сост.: Е.В. Землянская, Т.С. Сапельникова, Ю.А. Белоцерковская, С.Г. Кисель — Х.: [ Б.в.] , 2013 . — 29 с .

Методические указания предназначены вопросам организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология высшей школы». В них изложены наиболее характерные для учебного процесса формы и методы организации самостоятельной работы, темы контрольных работ, вопросы для самопроверки по дисциплине, которые позволяют сформировать у студентов творческий подход к решению задач по дисциплине и закрепить полученные знания.

Психология высшей школы : данный учебный материал рекомендуется для использования в процессе самостоятельной учебно — познавательной деятельности студентов направления подготовки 6.010104.28 «Нефтегазовое дело» по дисциплине «психология высшей школы»

Рецензент : д. псих . н . , доц . И.М. Соколова

© О.В.Землянська,2013

© Т.С. Сапєльнікова,2013

© Ю.А. Белоцерковская,2013

© С. Г.Кисель, 2013

© УІПА, 2013

Введение

Современные требования к профессиональной деятельности специалиста — явление многогранное , отражающее сложности и противоречия процессов в обществе . Это вимогають высокой ответственности к профессиональной подготовке будущего специалиста . Ее отличительным признаком является неповторимость , которая обусловлена ​​прежде человеческим фактором, является найважливийшим фактором детерминирующих профессиональную деятельность специалиста . Это требует наличия у него таких качеств , как гибкость , мобильность , решительность , ответственность , трудолюбие и др. . , Которые вместе с пониманием глубинной сущности основ профессии , многогранными знаниями его теории и практики и особенностей их современного применения , умениями целесообразно использовать эти знания , проектировать и осуществлять профессиональную деятельность образуют профессиональную компетентность будущих специалистов .

Эффективная подготовка компетентных специалистов благодаря целесообразному сочетанию ряда компонентов , с одной стороны , теоретического — учебного материала общеобразовательных , психолого — педагогических и специальных дисциплин , а с другой , практического — учебного материала практических занятий , самостоятельной работы , контрольных работ .

Дисциплина «Психология Высшей школы » направлена ​​на формирование знаний основных категорий психологии Высшей школы для углубленного изучения сущности явлений , процессов по формированию и развитию личности студента , для представления спецефичности их проявления в педагогической психологии и в частности в области Высшей образования , умений анализировать знания по курсу дисциплины и использовать их в теоретической и практической подготовке будущего специалиста .

Закреплению этих знаний и умений способствует :

— Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология Высшей школы » , которая предусматривает активизацию их познавательной деятельности методами самообучения с целью формирования творческого подход в к усвоению , расширения и углубления знаний , умений и навыков ;

— Выполнение студентами лабораторных работ по психологии Высшей школы с учетом ее специфики в педагогической психологии , в учебном процессе , которая имеет поисково — творческий характер и предполагает установление актуальности по теме работы , формулирование категориального аппарата , структуры работы , обработка психологических источников по теме .

Методические указания по самостоятельной работе содержат ориентиры для изучения теоретического материала , относительно источников получения основного и дополнительного содержания учебного материала по дисциплине и требования к выполнению контрольной работы .

1 . Общие положения

Предметом изучения дисциплины «Психология высшей школы» являются психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе .

Главной целью изучения дисциплины «Психология высшей школы» является формирование у будущих специалистов современного психологического мышления и системы специальных психологических знаний в области высшего образования , понимания концептуальных основ системного представления человеческого фактора в учебном процессе , в изучении взаимосвязи психологических закономерностей и условий эффективности процесса обучения , специфики их влияния на производительность профессиональной деятельности специалиста и на цией основе содействие развитию их системного мышления , приобретение и закрепление у них умений использования принципов , методов , способов и средств рациональной организации теоретических и практических знаний для практической деятельности будущего специалиста .

Задача дисциплины — изучение :

— Сущности , закономерностей формирования и функционирования психологической структуры учебной деятельности ;

— Закономерностей формирования познавательных процессов студентов ( профессионального восприятия , мышления , памяти , внимания) ;

— Закономерностей формирования профессиональных способностей , черт личности , умений и навыков ;

— Специфики проявления возрастных психических и психофизиологических особенностей студентов ;

— Специфики проявления дифференциально — психологических характеристик студентов в процессе обучения и воспитания , методы их диагностики ;

— Социально — психологических закономерностей формирования студенческого коллектива;

— Социально — психологических закономерностей формирования коллектива преподавателей ;

— Психологических аспектов педагогического общения;

— Специфика деятельности психологической службы в Высшей учебном заведении .

Изучение дисциплины «Психология высшей школы » базируется на знаниях , полученных при изучении дисциплин вуза (психология , возрастная и педагогическая психология , психология труда) , в частности на знаниях сущности:

— Психологических явлений ;

— Понятий индивид — личность — индивидуальность ;

— Понятий деятельности и общения в психологии ;

— Возрастных особенностей развития личности ;

— Предмета педагогической психологии ;

— Предмета психологии труда ;

— Психологических особенностей профессиональной деятельности ;

— Особенности межличностного общения в профессиональной деятельности .

После изучения дисциплины «Психология высшей школы» у студентов должны быть сформированы практические умения и навыки , которые позволят им :

— Оперировать категориями психологии высшей школы для углубленного изучения сущности явлений , происходящих в сфере высшего образования ;

— Выбирать и применять методы исследования проблем психологии высшей школы ;

— Осуществлять анализ индивидуальных особенностей личности и межличностных отношений в коллективах .

Дисциплина «Психология высшей школы » изучается в течение одного семестра. После изучения дисциплины студенты сдают зачет.

2. Краткая рабочая программа дисциплины «психология высшей школи»

Модуль 1. Психологические особенности обучения в высшем учебном заведении. Развитие индивидуальных особенностей личности студентов

Содержательный модуль1

Тема 1 . Психологическая структура учебной деятельности студентов

Тема 2 Личность студента как субъекта процесса усвоения знаний. Методы изучения свойств личности студентов .

Содержательный модуль 2

Тема3. Психологические особенности студенческого возраста

Тема4. Развитие познавательных процессов в высшем обучении

Содержательный модуль 3

Тема 5. Развитие общих и профессиональных способностей студентов

Тема 6. Социально-психологические аспекты общения и воспитания студентов. Особенности общения преподавателя и студента. Психологическая служба в высшем учебном заведении.

4. Структура навчальної дисципліни

Названия содержа-тельных модулей и тем

Количество часов

дневная форма

Заочная форма

Всего

у тому числе

Всего

у тому числе

л

п

лаб

инд

с.р.

л

п

лаб

инд

с.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Модуль 1

Содержательный модуль 1. Психологические особенности обучения в высшем учебном заведении.

Тема 1.

Психологи-ческая структура учебной деятельно-сти студентов

2

2

15

1

10

Тема 2.

Личность студента как субъекта процесса усвоения знать. Методы изучения свойств личности студентов.

4

2

15

1

2

20

Вместе с содержате-льным модулем 1

6

4

30

2

2

30

Содержательный модуль 2. Развитие индивидуальных особенностей личности студентов

Тема 3.

Психологи-ческие особеннос-ти студенчес-кого возраста

4

2

15

1

20

Тема 4.

Развитие познавате-льных процессов в высшем обучении Развитие познавате-льных процессов в высшем обучении

2

2

15

1

2

20

Вместе с содержате-льным модулем 2

6

4

30

2

2

40

Содержательный модуль 3. Социально — психологические аспекты общения, развития способностей и воспитания студентов. Психологическая служба в системе вуза.

Тема 5 Развитие общих и профессио-нальных способнос-тей студентов

2

4

19

1

20

Тема 6

Социально – психологи-ческие аспекты общения и воспитания студентов. Особеннос-ти общения преподава-теля и студента. Психологическая служба в высшем учебном заведении.

2

4

20

1

27

Вместе с содержате-льным модулем 3

4

8

39

2

47

ИНДЗ

Всего часов

135

18

18

99

6

4

117

2.1 . Тематика лекций (заочная форма)

темы

Наименование темы лекции

Количество (ч.)

Название формируемых знаний

Модуль № 1

Психологические особенности обучения в высшем учебном заведении .

1.

Психологическая структура учебной деятельности студентов .

2,0

Понятие психологической структуры учебной деятельности . Компоненты структуры учебной деятельности — мотив , цель , содержание обучения операционный состав обучения.

2.

Личность студента как субъекта процесса

усвоения знаний. Методы изучения свойств личности студентов

1,0

Личность как психологическая категория. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Развитие личности.

3.

Психологические особенности студенческого возраста .

1,0

Возрастные особенности личности студентов . Возможности и особенности адаптации студентов к обучению .

Модуль № 2

Развитие индивидуальных особенностей личности студентов .

4

Развитие познавательных процессов в высшем обучении (восприятие, внимание, память, мышление, речь ) .

6,0

Специфика развития познавательных процессов студентов . Факторы и условия развития познавательных процессов . Развитие творческого мышления в процессе обучения

5

Развитие общих и профессиональных способностей студентов.

4,0

Специфика развития общих и профессиональных способностей студентов . Факторы и условия развития общих и профессиональных способностей студентов.

Модуль № 3

Психологические аспекты межличностных отношений студентов

6

Социально — психологические аспекты общения и воспитания студентов. Особенности общения преподавателя и студента .

2,0

Специфика общения студентов . Факторы и условия воздействия на общение студентов . Стили педагогического общения. Специфика общения преподавателей .

7

Психологическая служба в высшем учебном заведении .

2,0

Цель и задачи психологической службы в высшем учебном заведении .

Всього годин

18,0

2.2 . Тематика практических занятий (заочная форма)

№№

тем

Сожержание

Объем занятия (ч.)

1

2

3

Исследование личностных качеств студента. Определение уровня самооценки, уровня развития мотивации к обучению .

2

    Развитие познавательных процессов в высшем обучении (Волевые процессы).

    Определение уровня развития волевых качеств личности студента.

    2

    4

    2.3. Вопросы для самопроверки

    Содержание вопроса

    Модуль 1

    Психологические особенности обучения в высшем учебном заведении.

    1

    Понятие психологической структуры учебной деятельности.

    2

    Компоненты структуры учебной деятельности — мотив, цель, содержание обучения операционный состав обучения.

    3

    Студент как субъект усвоения знаний.

    4

    Личность как психологическая категория.

    5

    Индивид, личность, индивидуальность.

    6

    Структура личности.

    7

    Развитие личности — этапы , факторы влияния

    8

    Характеристика методов изучения свойств личности студента

    9

    Возрастные особенности личности студентов .

    10

    Характеристика психологических особенностей студенческого возраста

    11

    Возможности и особенности адаптации студентов к обучению .

    12

    Етапи адаптації студентів до навчання

    13

    Психодиагностика индивидуальных особенностей личности студента

    Модуль 2

    Развитие индивидуальных особенностей личности студентов

    1

    Особенности развития познавательных процессов студентов (восприятие , внимание , память, мышление , речь ).

    2

    Факторы и условия развития познавательных процессов

    3

    Развитие творческого мышления в процессе обучения.

    4

    Особенности развития общих способностей

    5

    Факторы и условия развития общих способностей

    6

    Особенности развития профессиональных способностей

    7

    Факторы и условия развития профессиональных способностей

    8

    Методы исследования динамики развития психических процессов и способностей студентов в процессе обучения

    Модуль 3

    Психологические аспекты межличностных отношений студентов

    1

    Психологические особенности общения студентов.

    2

    Факторы и условия воздействия на общение студентов .

    3

    Психологические особенности общения студента и преподавателя.

    4

    Стили педагогического общения.

    5

    Специфика общения преподавателей.

    6

    Характеристика психологической службы в высшем учебном заведении.

    2.5.2 . Методические разработки

    п/п

    Наименование учебной литературы

    Год издания

    Авторы

    1

    2

    3

    4

    1.

    Учебная программа по дисциплине «Психология Высшей школы «.

    2010

    С.Г. Кисель

    2.

    Рабочая программа по дисциплине «Психология Высшей школы » .

    2010

    С.Г. Кисель

    3.

    Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психология Высшей школы » .

    2010

    С.Г. Кисель

    4.

    Методические указания к выполнению самостоятельной и контрольной работы по дисциплине «Психология Высшей школы » .

    2010

    С.Г. Кисель

    5.

    Методические указания к организации и планированию самостоятельной работы по дисциплине «Психология Высшей школы » .

    2010

    С.Г. Кисель

    6.

    Методические рекомендации к практическим работам. “Общение”

    2001

    С.М. Кучеренко

    7.

    Методические рекомендации к практическим работам. «Определение эмоционального состояния человека по особенностям экспрессии лица».

    2002

    В.В. Плохих

    8.

    Методические рекомендации к практическим работам. «Темперамент»

    2002

    Т.С. Сапельникова

    3. Организация самостоятельной работы в процессе проведения зочных занятий

    3.1. Лекционные занятия

    Одной из форм организации самостоятельной работы является конспектирование. Конспект лекции — показатель активности работы студента на лекции, умение творчески воспринимать им содержание программного материала. Содержательное конспектирования мотивирует необходимость глубокого изучения учебной литературы, позволяет сделать самостоятельную работу целенаправленной.

    Общие требования к эффективному конспектирования лекционного материала:

    — Студент должен быть теоретически подготовлен к коспектування по теме дисциплины, лекции;

    — При конспектировании необходимо прослушивать отдельные положения лекции, делать с нии обобщенные выводы и только их конспектировать;

    — Определение необходимо коспектуваты в полном объеме ;

    — Поданную учебную информацию по теме лекции необходимо конспектировать кратко, использующие индивидуальные способы укорочения предложений;

    — Поданную учебную информацию по теме лекции целесообразно коспектуваты в виде логических конспектов — схем.

    Для облегчения восприятия и конспектирования учебного материала каждый студент должен использовать литературу по курсу дисциплины . Литературу необходимо получить в библиотеке в начале семестра, и пользоваться ею не только на аудиторных занятиях , а также при выполнении самостоятельной домашней работы , задач по модулям. Параллельно с этим целесообразно использовать учебный материал в виде схем, рисунков и диаграмм , который содержит литература по курсу дисциплины или подается преподавателем в аудитории.

    С целью активизации мыслительной деятельности во время лекции и сосредоточения внимания студентов на тех положениях, которые необходимы для изучения нового материала , стимулировании потребности у студентов в углублении полученных знаний, оценки усвоения материала лекции, необходимо:

    — Проведение краткого опроса (5-7 минут) в начале лекции по тем положениях ранее изученного материала, которые необходимы для раскрытия материала, заново изучается;

    — Проведение краткого опроса (5-7 минут) в конце лекции по положениям по теме проведенной лекции.

    Опросные листы представляют собой перечень элементарных вопросов по материалу лекции, на которые студенты, активно ее слушая (работая), могут без затруднений дать ответ . Вопросы должны быть нестандартными, ответы на которые невозможно сразу, без осмысливания, получить из конспектов лекций.

    После заполнения опросных листов они возвращаются преподавателю . В начале очередной лекции преподаватель информирует студентов о результатах опроса. Результаты опроса также используются преподавателем для оперативного реагирования на состояние самостоятельной работы. Частота выдачи опросных листов варьируется преподавателем.

    Опросные листы имеют нижеследующий вид (с образцом его заполнения).

    Форма опросного листа

    Кафедра_Психологии, философии и образовательных технологий_

    Дисциплина_Психология высшей школи_

    Опросный лист № __

    1. Указывается содержание вопроса:

    _В Чем заключается основное содержание понятия личности в психологии? _

    2. Ответ (указывается студентом)

    Студент групи____________________ Дата ____________

                                                (указывается группа, ФИО студента)

    3.2. Практические занятия

    Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются практические занятия.

    При проведении практической работы каждый студент выполняет свое индивидуальное задание. Индивиализация практической работы способствует активизации творческого поиска студентов, развития их самостоятельности в выполнении задания.

    С целью повышения уровня самостоятельности при выполнении практических заданий застосовуются следующие методы обучения:

    Инструктаж — короткие и четкие указания по выполнению тех или иных действий;

    Тренировочные упражнения — выполнение заданий по теме практической работы по приведенным в методических указаниях образцу;

    Творческие упражнения — выполнение осложненных, поисковых задач по теме пратичнои работы на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента;

    Исследовательские упражнения — проведение задач исследовательского характера.

    С целью усовершенствования организации самостоятельной работы студентов на итоговых практических работах проводятся аттестационные тестирования студентов по пройденному материалу.

    3.3. Организация самостоятельной работы, выполняемой студентами во внеурочное время

    К таким видам относятся:

    — Работа с учебной литературой , рекомендованной преподавателем ;

    — Работа с дополнительной литературой , самостоятельно выбранной студентом, которому должны помочь сведения о дополнительной литературе, предоставленные преподавателем;

    — Самостоятельный поиск литературы по теме дисциплины и работа с ней;

    — Работа с конспектами (работа по усвоению содержится в конспекте , а также их дополнения, а, возможно, и предварительное ознакомление с материалом лекции);

    — Выполнение домашних заданий , написание рефератов (по перечню задач методических разработок);

    — Подготовка практических занятий, семинаров (по методическим указаниям по этим видам занятий, а также сведениями о требованиях к подготовке к ним) ;

    — Подготовка к контрольным мероприятиям (по методическим указаниям по заданий для самопроверки и требований к ответам и критериев оценки результатов учебной деятельности (полный перечень контрольных мероприятий приводится в графиках организации самостоятельной работы студентов в приложениях методических указаний) ;

    — Выполнение курсовых проектов и работ ( по методическим указаниям по выполнению таких работ , а также графика их выполнения и контроля за ним).

    Кроме перечисленных видов организации самостоятельной работы , преподаватель дисциплины, кафедра могут предложить другие виды — проработка раздела монографии, отдельных статей и прочее.

    Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология Высшей школы » включает перечень работ , приведенных в таблице 3.1 .

    Таблица 3.1

    з/п

    Вид самостоятельной работи

    Краткая информация о виде работы

    Трудоемкость (ч.)

    1

    Робота з навчальною літературою

    Работа с учебной литературой

    — по материалу прослушанной лекции

    — С литературой, рекомендованной преподавателем;

    — С дополнительной литературой, самостоятельно выбранной студентом, которому должны помочь сведения о дополнительной литературе, предоставленные преподавателем;

    — Самостоятельный поиск литературы по теме дисциплины и работа с ней.

    Из расчета 0,5 часов на каждую лекцию;

    из расчета 0,5 часов на 1 печать. л.;

    из расчета 1,0 часов на 1 печать. л.;

      в целом по дисциплине 86 часов

    2

    Работа с конспектами

    Закрепление материала прослушанной лекции

    Из расчета 1,0 час на каждую лекцию, в целом по дисциплине 5 часов

    3

    Подготовка к практическим работам

    Предварительное ознакомление с методическими указаниями к практическим работам

    из расчета 1 час в каждую 2-х часовую практическую работу, в целом по дисциплине 4 часа

    4

    Выполнение домашних заданий

    Выполнение домашних заданий Выполнение домашних заданий по всем темам, которые изучаются в ходе выполнения практических работ

    В целом по дисциплине 10 часов

    5

    Подготовка к контрольным мероприятиям

    Подготовка контрольной работы

    Всего по дисциплине 12 часов

    6

    Модуль 1

    32

    7

    Модуль 2

    53

    8

    Модуль 3

    32

    9

    Общая трудоемкость самостоятельной работы составляет

    117

    Методични указания к выполнению контрольной работы по дисциплине « психология высшей школы »

    4.1 Общие положения

    Согласно рабочей программе по дисциплине предусмотрено самостоятельное выполнение студентами контрольной работы , целью которой является закрепление теоретических положений дисциплины и формирование у будущих специалистов умений и навыков решения практических задач будущей профессиональной деятельности.

    Контрольная работа является одной из форм организации самостоятельной работы студентов. Она имеет поисковый характер и предполагает обоснование целесообразности темы контрольной работы по реальным условиям осуществления конкретной профессиональной деятельности будущего специалиста .

    При такой работы происходит не только использование теоретических и практических знаний студентов , но и в определенной степени их воспроизведения.

    В процессе написания контрольной работы по дисциплине будущие специалисты приобретают умения:

    — «Видение» психологической проблемы задачи и соотношение с ней теоретического и практического материала ;

    — Планирование содержания темы задания;

    — Анализа процесса осуществления задачи ;

    — Делать итоги по обработанного материала котрольно работы .

    Цель контрольной работы . Контрольная работа по дисциплине направлена ​​на:

    — Индивидуальное формирование умений самостоятельной работы студента и обеспечивает:

    — Профессиональную направленность их будущей деятельности ;

    — Представление об основных понятиях и категории психологии Высшей школы и особенности их учета при осуществлении профессиональной деятельности будущего специалиста;

    — Умение устанавливать причинно — следственные связи между теоретическими и практическими знаниями ;

    — Способность к творческому поиску ;

    — Формирование качеств личности — ответственность , изобретательность , трудолюбие и т.д. ;

    — Закрепление теоретических знаний будущих специалистов , полученных при изучении учебного материала дисциплины .

    4.2 . Тематика контрольный работ

    Контрольная работа должна соответствовать выбранной теме по согласованию с преподавателем дисциплины .

    Краткое содержание контрольных работ

    №№

    контр.

    роботы

    Содержание вопроса

    1

    2

    1

    Псиихологична структура учебной деятельности студентов

    2

    Понятие учебной деятельности . Структурные компоненты учебной деятельности

    3

    Обучение как процесс управления

    4

    Мотивы и цели обучения

    5

    Содержание обучения , операционный состав обучения

    6

    Мотивация учебной деятельности студентов

    7

    Мотивация выбора профессии

    8

    Характеристика уровней усвоения знаний учебной информации

    9

    Сенсорные процессы в обучении

    10

    Процессы мышления в обучении

    11

    Память и эффективность обучения

    12

    Регуляторные процессы в обучении ( эмоционально — волевые )

    13

    Психолого — педагогические проблемы оптимизации обучения в Высшей учебном заведении

    14

    Факторы эффективности обучения

    15

    Особенности обучения в современном Высшей учебном заведении

    16

    Анализ структуры традиционных форм обучения

    17

    программированного обучения

    18

    Проблемное обучение

    19

    Понятие развития в психологии

    20

    Способности , общие и профессиональные способности

    21

    Способности и их развитие в обучении

    22

    Условия эффективного развития способностей студентов

    23

    Понятие личности в психологии

    24

    Вопрос гуманизации обучения

    25

    Возрастная периодизация развития личности

    26

    Психологические особенности студенческого возраста

    27

    Методы изучения личности студентов

    28

    Учет индивидуальных особенностей студентов в начального деятельности

    29

    Учет индивидуальных особенностей студентов в воспитательной деятельности

    30

    Проблема общения в психологии

    31

    Понятие о группах и коллективах

    32

    Психологическая совместимость в группах

    33

    Психологический климат в учебных группах

    34

    Руководство и лидерство в группах

    35

    Понятие коммуникативной деятельности . Виды и функции общения

    36

    Психологические аспекты общения студентов

    37

    Психологические аспекты общения студентов и преподавателей

    38

    Психорлогични аспекты общения между преподавателями

    39

    Характеристика стилей педагогического общения

    40

    Формы взаимодействия преподавателей и студентов

    41

    Критерии оценки студентами личности преподавателя

    42

    Психологическая служба в Высшей учебном заведении

    Предложенные темы ни в коем случае не ограничивают интересы и работу преподавателей и студентов. Тематика контрольных работ может быть увеличена за счет творческого подхода студентов к ее выполнению — самостоятельного формирования темы реферата по согласованию структуры ее написания с преподавателем.

    На выполнение контрольной работы отводится 12 часов времени самостоятельной работы согласно рабочей программе по дисциплине .

    4.3 Требования к выполнению контрольной работы

    Контрольная работа по дисциплине является поисковой и предусматривает изложение материала по ее теме по следующим требованиям .

    1 . Структура контрольной работы и общие методические указания .

    Контрольная работа имеет следующую структуру .

    — Титульный лист ( Приложение В ) .

    — Содержание . В нем последовательно излагаются названия разделов и подразделов плана контрольной работы . При этом формулировка должна точно совпадать с содержанием работы , быть лаконичным , четким , последовательно и точно отражать логику. Обязательно указываются страницы , с которых начинается раздел или подраздел .

    — Введение . Эта часть содержит обоснование актуальности темы работы , основные характеристики контрольной работы (проблема , объект , предмет , цель , задачи работы и др.).

    :

    — Актуальность — почему данную проблему необходимо изучать именно сейчас ;

    — Проблема — что нужно изучить , что раньше не было изучено ;

    — Объект — рассматриваемой

    — Предмет — как рассматривается объект , какие новые отношения , свойства , аспекты раскрывает данная контрольная работа ;

    — Цель — какой результат контрольной работы студент должен получить , каким он его видит ;

    — Задачи — что необходимо сделать , чтобы цель была достигнута ;

    — Гтпотеза — что неочевидно в объекте студент видит такого, чего не замечают другие .

    Не существует необходимости формулировать все характеристики. Количество обязательных характеристик согласовывается с руководителем контрольной работы .

    — Основная часть контрольной работы . Раскрывается история и теория содержания темы, ее вопросов, дается критический анализ литературы, показывается позиция студента выбранной проблемы. Изложение основного текста контрольной работы осуществляется в соответствии с планом , утвержденным руководителем контрольной работы .

    — Выводы . В заключении содержатся итоги работы ; отмечается практическая значимость в рамках контрольной работы . Важнейшее требование к выводам — их краткость и обоснованность . В целом выводы должны дать ответ на следующие вопросы :

    — Зачем он рассматривал данную тему контрольной работы ;

    — Какое практическое значение имеет данная контрольная работа.

    — Литература . Список использованных источников состоит в алфавитном порядке фамилий авторов или названий , при отсутствии фамилии автора или в последовательности упоминания источника в тексте курсовой работы . Для написания контрольной работы необходимо использовать менее 5 источников .

    Общий объем работы не превышает 10-15 стандартных листов печатного текста. Контрольная работа представляется на кафедру до начала следующей сессии. Работы , не соответствующие определенному преподавателем варианта или выполнены с нарушением указанных требований и содержат грубые ошибки , не допускаются к собеседованию и возвращаются студенту на доработку. Студент допускается к сдаче экзамена только при условии зачисления преподавателем контрольной работы по дисциплине .

    2 . Оформление контрольной работы

    Контрольную работу по дисциплине необходимо оформлять в соответствии с требованиями , предъявляемым к подобным материалам .

    Работа должна быть написана логически последовательно , литературным украинским языком . Не следует употреблять как лишних , так и сложно построенных предложений , а также очень коротких , лаконичных фраз, слабо связаны между собой и допускают двойное толкование и др. .

    Объем основного текста контрольной работы должен составлять 10-15 страниц печатного текста (шрифт текстового редактора Word размера 14 с полуторным межстрочным интервалом ; поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм , верхнее и нижнее — 20 мм ) . Контрольную работу печатают на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 ( 210×297 мм ) . Работы в рукописном варианте руководителем не принимаются .

    Текст контрольной работы разделяют на разделы, подразделы . Заголовки структурных частей контрольной работы « СОДЕРЖАНИЕ » , « ВВЕДЕНИЕ » , « РАЗДЕЛ » , «ПОДРАЗДЕЛ» , « ЗАКЛЮЧЕНИЕ » , « СПИСОК » ​​, « ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами симметрично к набору . Точку в конце заголовка не ставят. Каждую структурную часть контрольной работы начинают с новой страницы .

    В объем основного текста контрольной работы входят список использованных источников , приложения, а также таблицы и рисунки , которые занимают площадь страницы . Вместе все страницы, содержащие перечисленные компоненты текста , подлежат нумерации на общих основаниях.

    Первой страницей контрольной работы является титульный лист , который включают в общую нумерацию страниц котрольно работе, не проставляя его номера . Следующие страницы нумеруют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.

    Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела , разделенных точкой . В конце номера подраздела должна стоять точка , например « 2.3 . » (Третий подраздел второго раздела ) . Затем в той же строке идет заголовок подраздела .

    Иллюстрации ( фотографы , чертежи, схемы , графики , карты ) и таблицы следует подавать в контрольной работе непосредственно после текста , где они упоминаются впервые , или на следующей странице . Иллюстрации и таблицы , расположенные на отдельных страницах контрольной работы , включают в общую нумерацию страниц.

    Иллюстрации обозначают словом «Рис . » И нумеруют последовательно в пределах раздела , за исключением иллюстраций , приведенных в приложении . Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой . Например , Рис . 1.2 . (второй рисунок первого раздела ) . Номер иллюстрации , ее название и объяснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией . Если в контрольной работе представлена ​​одна иллюстрация, то ее нумеруют по общим правилам.

    Таблицы нумеруют последовательно ( за исключением таблиц , приведенных в приложении ) в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы размещают надпись « Таблица» с указанием ее номера . Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы , разделенных точкой , например « Таблица 1.2 » (вторая таблица первого раздела ) . Если в контрольной работе одна таблица , ее нумеруют по общим правилам.

    С целью точности воспроизведения цитируемого текста ( наименьшее сокращение приведенного извлечения может исказить смысл, заложенный автором) необходимо придерживаться общих требований к цитированию такие :

    а ) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в грамматической форме , в которой он представлен в источнике , с сохранением особенностей авторского написания ;

    б) цитирование должно быть полным , без произвольного сокращения авторского текста ; пропуск слов , предложений , абзацев при цитировании допускается и обозначается многоточием , они ставятся в любом месте цитаты ( в начале, середине , в конце) ;

    в ) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник из указанием страницы источника ;

    г ) при косвенном цитировании ( пересказе , изложении мыслей других авторов своими словами ) , что дает значительную экономию текста , следует быть максимально точным в изложении мыслей автора , корректным по оценке его результатов , и делать соответствующие ссылки на источник ;

    Ссылки в тексте контрольной работы на источники делают согласно их перечню в квадратных скобках , например , « в работах [ 1-7 ] » . Допускается приводить ссылки в сносках , при этом его оформление должно соответствовать библиографическому описанию по перечню ссылок с указанием номера .

    Список использованных источников содержит библиографические описания использованных источников и размещается после выводов . Библиографическое описание составляют непосредственно по печатному тексту .

    Приложения оформляют как продолжение контрольной работы на следующих ее страницах , размещая их в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы . Им дают заголовки , напечатанные вверху строчными буквами с первой большой симметрично относительно текста страницы. Посередине строки над заголовком строчными буквами с первой большой печатается слово «Приложение__ » и большая буква, обозначающая приложение .

    6 . Заключение

    Многолетний опыт обучения дисциплинам в высшем учебном заведении, включает проведение как аудиторных, так и вне аудиторных занятий, свидетельствует о целесообразности организации самостоятельной работы студентов . Анализ результатов организации самостоятельной работы студентов позволяет сделать следующие выводы:

    — Самостоятельная работа студентов в процессе проведения очных занятий в форме аудиторных контролей позволяет мобилизовать внимание студентов во время слушания лекций , по результатам выполнения конкретного практического задания , закрепить студентами приобретенные знания и сформировать определенные умения , а преподавателю сделать выводы об уровне доступности изложенного учебного материала и уровень его усвоения студентами ;

    — Самостоятельная работа студентов , выполняемая во внеурочное время , в форме проработки конспектов лекций и учебников позволяет студентам самостоятельно овладеть дополнительными знаниями , расширить свой ​​кругозор , приобрести умения работы с печатным учебным материалом и поиска необходимой информации , наилучшим образом подготовиться к следующим аудиторных занятий ;

    — Самостоятельная работа студентов , выполняемая во внеурочное время , в форме выполнения домашних заданий способствует формированию у студентов умений решения практических задач , умений организации своего свободного времени и распределения его с целью усвоения пройденного при аудиторных занятий учебного материала на более высоком уровне;

    — Самостоятельная работа студентов , выполняемая студентами во внеурочное время , в форме подготовки к итоговому контрольного тестирования позволяет студентам системно увидеть пройденный учебный материал с просмотром взаимосвязей между его отдельными составляющими , повторить все пройденные понятия , найти ответы на вопросы , которые появлялись протяжении изучения материала.

    В заключение — добросовестный , старательный и своевременная самостоятельная работа студентов в значительной мере способствует высокого качества их обучения и является основой формирования профессиональных знаний и умений майбутнего специалиста .

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Титульный лист контрольной работы по дисциплине

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

    УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    Кафедра практической психологии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине

    «Психология высшей школы»

    Тема: «___________________________________________________________________________________________________________»

    Выполнил (а ) студент

    гр. Петрова А.А.

    Руководитель: доц . Иванов И.С.

    Оценка___________

    Дата_____________

    Харьков 20__

     

    Учебное издание

    ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

    Методические указания по изучению дисциплины

    и выполнению контрольных работ

    для студентов заочной формы обучения

    направление подготовки

    6.010104.28 «Нефтегазовое дело»

    Упорядочили: Елена Владимировна Землянская

                  Татьяна Станиславовна Сапельникова

                           Юлия Александровна Белоцерковская

    Сергей Григорьевич Кисель

    Ответственный за выпуск: к. псих. н., доц. О.П.Никитина

    Формат 60×84 . 1 /16 . Услов.печат.лист . __ . Тираж ___ экз .

    ________________________________________________

    © Украинская инженерно — педагогическая академия

    ________________________________________________

    61003 , г. Харьков , ул . Университетская , 16 .

    © О.В.Землянська,2013

    © Т.С. Сапєльнікова,2013

    © Ю.А. Белоцерковская,2013

    © С. Г.Кисель, 2013

    © УИПА, 2013

    2