Производственная практика 2

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа и методические рекомендации

для студентов специальности

«Педагогика и методика дошкольного образования»

Смоленск

2014

Смоленский государственный университет

Психолого-педагогический факультет

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа и методические рекомендации

для студентов специальности

«Педагогика и методика дошкольного образования»

Смоленск

2014

Пояснительная записка

Производственная практика, являясь связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной профессиональной деятельностью, занимает важное место в общей системе подготовки специалиста дошкольного образования.

Нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию и проведение производственной практики в педагогическом училище, являются Устав Смоленского государственного университета, положение о производственной практике студентов педагогических специальностей, государственный образовательный стандарт и учебные планы специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

9 стр., 4326 слов

Субъективное благополучие студентов разных специальностей

... 44-48]. Цель исследования: Изучить субъективное благополучие студентов разных специальностей. Задачи: 1. Изучить психологическую литературу по проблеме; 2. Подобрать методики и провести исследование; 3. Обработать результаты исследования; ...

Производственная практика в учреждениях СПО для студентов психолого-педагогического факультета в соответствии с нормативными документами предусмотрена в следующие сроки.

Форма

обучения

Семестр

Количество

недель

Очная

10

4

Заочная

11

2

Базовыми образовательными учреждениями данного вида практики являются педагогические училища (колледжи) и другие средние специальные образовательные учреждения, в учебном плане которых предусмотрены предметы психолого-педагогического цикла.

Цель практики – приобретение практических умений и навыков преподавания педагогики в средних специальных учебных заведениях, получение опыта педагогической деятельности.

Задачи практики

  1. Закрепить и углубить теоретические знания, научиться при­менять их в практической работе в качестве преподавателя педагогики.
  2. Изучить структуру и организацию среднего специального учреждения, формы и методы ведения учебно-воспитательной работы со студентами.
  3. Овладеть умением наблюдать, записывать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую преподавателями, самостоятельно делать выводы на основе анализа.
  4. Научиться планировать учебно-воспитатель­ный процесс по предметам специального цикла, проводить уроки с применением разнообраз­ных методов и приемов, анализировать их.
  5. Воспитывать стремление к совершенствованию учебно-воспи­та­тель­ного процесса, к поиску эффективных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся среднего специального учебного заведения.
  6. Формировать умение использовать методы научных исследо­ваний для изучения образовательного процесса среднего специального учебного заведения, определения путей его совершенствования.
  7. Углубить интерес к педагогической профессии, стремле­ние к совершенствованию своих педагогических способностей, к более глубокому изучению психолого-педагогических дисциплин.

Содержание и организация практики

Содержание практики

В период практики студенты осуществляют следующие виды деятельности:

  1. Знакомятся с педагогическим колледжем, его историей, материально-техни­ческой базой, составом преподавателей и учащихся.
  2. Изучают и анализируют годовой план работы педагогического колледжа, государственный образовательный стандарт ССО, учебный план и учебные программы по предметам психолого-педагогического цикла.
  3. Знакомятся с работой преподава­телей, с педагогическими проблемами, над которыми они работают.
  4. Посещают уроки разного типа по дисциплинам психолого-педаго­ги­ческого цикла преподавателей и студентов-прак­тикантов, анализируют их.
  5. Со­ставляют конспекты уроков, обсуждают и согласовывают их с руководителями практики.
  6. Проводят уроки по психолого-педагогическим дисциплинам, анализируют их.
  7. Проводят воспитательную работу с учащимися, развивают их интерес к выбранной профессии.
  8. Формируют научно-исследовательскую компетентность.

В ходе первой недели практики студент-практикант:

  • составляет индивидуальный план работы на весь пе­риод прохождения практики, утверждает его у факультетского руководителя;
  • знакомится с базой практики: получает общие сведения об административном, преподавательском и студенческом составе образовательного учреждения, его истории и перспективах развития, изучает правила внутреннего распорядка, расписание уроков в закреплённой группе;
  • анализирует условия для обучения и воспитания студентов (оборудование и оформление помещений, обеспеченность педагогическими пособиями и учебной литературой, технологии ведения педагогического процесса), составляет и оформляет характеристику базы практики;
  • знакомится с педагогической документацией — изучает стандарт, учебные планы, программы, по­урочные планы преподавателей, планы внеклассной работы кураторов, классные журналы;
  • посещает все уроки преподавателя-методиста, анализирует их, изучает опыт работы преподавателя-методиста (индивидуальный стиль педагогической деятельности, применяемый методический и технологический инструментарий);
  • планирует формы и методы работы с закрепленной учебной группой, продумывает методы научно-исследовательской работы (анализ продуктов учебной деятельности и данных педагогической документации, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы и др.);
  • составляет конспекты уроков по педагогике, обсуждает их с руководителем практики.

Начиная со второй недели и до конца практики студент-практикант:

  • посещает и анализирует уроки студентов-практикантов (не менее 8 уроков для студентов очной формы обучения, не менее 4 — для студентов заочной формы обучения), наблюдает за учебной деятельностью студентов;
  • проводит самостоятельно в соответствии с расписанием занятия по педагогике (не менее 8 уроков для студентов очной формы обучения, не менее 4 — для студентов заочной формы обучения);
  • готовит, проводит, анализирует групповые и индивидуальные формы воспитательной работы с учащимися педагогического училища (колледжа);
  • проводит научно-исследовательскую работу;
  • участвует в итоговой конференции, на которой обсуждаются результаты производственной практики.

Организация практики

Перед началом практики факультетский руководитель распределяет студентов по базам практики, проводит совместную установочную конференцию студентов факультета и преподавателей базовых образовательных учреждений.

Итоги педагогической практики подводятся сначала в образовательных учреждениях, в которых проходила практика.

На основании анализа представленной отчетной документации, с учетом мнения преподавателей базы практики факультетский руководитель выставляет студентам оценки по производственной практике. Работа студентов очной формы обучения по данному виду практики оценивается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; работа студентов заочной формы обучения, в том числе слушателей заочного отделения на базе высшего образования, оценивается отметками «зачтено» и «не зачтено».

После проверки отчетной документации организуется итоговая конференция, на которой обсуждаются результаты производственной практики.

Методические рекомендации по выполнению программы практики

Педагогическая практика в учреждениях СПО способствует профессиональному формированию студента, развитию его психических и личностных свойств и качеств. Поэтому практиканту следует ориентироваться на достижение определенных уровней развития педагогических умений как одну из личностно значимых целей. Постановка такой цели направлена на обеспечение самоконтроля, самооценки, самодиагностики и самоанализа достигнутых результатов, что способствует совершенствованию педагогического мышления, педагогической рефлексии, мотива­ции профессиональной деятельности.

В ходе практики студентам важно самостоятельно отслеживать динамику своего уровня готовности к преподавательской деятельности. При оценивании имеющихся знаний и умений можно воспользоваться, например, следующими уровнями:

1 уровень (нулевой) — студент не владеет педагогиче­скими умениями, пытается интуитивно осуществить профессио­нальные действия, но безуспешно;

2 уровень (репродуктивный) — студент сознательно стре­мится применить знания на практике, допускает ошибки и недо­четы, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов;

3 уровень (продуктивный) — студент проявляет самостоя­тельность в выборе и осуществлении профессиональных дейст­вий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;

4 уровень (творческий) — студент стремится осуществ­лять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстри­рует свободное владение педагогическими умениями.

Знание своего текущего уровня готовности к практической деятельности преподавателя педагогического училища (колледжа) помогает ставить и достигать индивидуальные цели в рамках программы практики, что отвечает современным требованиям личностного и деятельностного подходов.

Важно помнить, что примерная номенклатура целей профессиональной педаго­гической деятельности включает следующее:

  • совершенствование педагогического мастерства;
  • овладение конкретной педагогической технологией;
  • разработку собственных вариантов про­граммного обеспечения преподаваемого предмета;
  • достижение высоких результатов в обучении;
  • создание собственной образовательной технологии;
  • реализацию современных подходов к пе­дагогическому процессу;
  • достижение признания коллег;
  • изучение новаторского опыта;
  • организацию работы с коллегами по решению актуаль­ных психолого-педагогических проблем;
  • анализ собственного опыта работы с учащи­мися (или их родителями) и обобщение его;
  • развитие профессионально значимых свойств и качеств индивидуальности и личности. 1

Самостоятельное определение индивидуальных целей педагогической практики на основе данных диагно­стики и номенклатуры педагогических умений, профессио­нально значимых свойств и качеств способствует развитию целеполагания как компонента педагогической деятельности.

Примерная номенклатура индивидуальных целей:

  • формирование конкретных умений;
  • применение умения в деятельности преподавателя педагогического училища (колледжа);
  • проверка эффективности умений (уже сфор­мированных) в реальных педагогических ситуациях;
  • рефлексия в реальном педагогическом процессе;
  • формирование качеств педагогического мышления;
  • развитие учебной и профессиональной мотивации;
  • развитие профессионально значимых качеств (например, терпения, отзывчивости, доброты и др.);
  • овладение приемами управления собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с учащимися, коллегами.

Практиканту важно помнить, что качествен­ными характеристиками педагогического мышления являются гибкость, системность, оперативность, мобильность, креатив­ность. В ходе практики от преподавателя требуется либо мгно­венно принять решение (проявить оперативность мышления), либо изменить что-то в своих словах или действиях (проявить гибкость мышления), либо интуитивно, неожиданно для себя найти необычный ход рассуждений, неизвестный ранее способ обучения (проявить креативность мышления).

При наблюдении уроков преподавателей колледжа, коллег-практикантов, при анализе самостоятельно проведенных уроков целесообразно отмечать в дневнике те учебные ситуации, в которых возможны другие способы педагогической деятельности, продумывать и описывать эти способы, выделять связь между этапами одного урока, между серией уроков по теме. Выполнение данного указания позволит практиканту увидеть, как развиты гибкость и системность его педагогического мышления, наметить перспективы своего развития.

В целом, в ходе производственной практики в учреждениях СПО совершенствуется комплекс характеристик будущего специалиста ДО, отражающих его готовность к самостоятельному выполнению про­фессиональных действий и проявлению профессионально значи­мых свойств и качеств личности: уровень владения психолого-педагогическими, общенауч­ными и методическими знаниями и умениями; уровень сформированности педагогических умений; уровень развития мотивации педагогической деятельности; уровень развития педагогического мышления; уровень сформированности самоанализа и самооценки как компонентов педагогической деятельности.

Отчетная документация

По окончании практики студент представляет факультетскому руководителю следующую документацию:

  1. Дневник практики.
  2. Отчет по производственной практике.
  3. Конспекты двух уроков по психологии и/или педагогике.
  4. Психолого-педагогическая характеристика учащегося педагогического училища (колледжа).
  5. Конспект формы воспитательной работы.
  6. Материалы научно-исследовательской работы.
  7. Оценочный лист.

Требования к оформлению отчетной документации

Документация 1-6 представляется на электронном носителе в указанном порядке; документация 2, 7 представляется в печатном виде (на одной стороне листа формата А4) в файле с титульным листом следующего образца:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Смоленский государственный университет»

Отчетная документация

по производственной практике в учреждениях СПО

студента психолого-педагогического факультета

51 Группы очной (заочной) формы обучения

………..ФИО………………………….

Факультетский руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

ЗАЙЦЕВА Л.М.

Преподаватель педагогического училища

……….ФИО……………………………..

Смоленск

2014

1. Дневник практики включает:

  • титульный лист
  • характеристику базы практики (название образовательного учреждения, сведения о его задачах, функциях, педагогическом коллективе, особенностях учебного процесса, разделах, основных темах учебных программ по психологии и педагогике, список учащихся закрепленной группы, расписание их занятий);
  • индивидуальный календарный план работы студента;
  • ежедневные записи (фиксация, анализ, самоанализ всех видов деятельности, предусмотренных программой практики).

Каждый день практики предполагает выполнение студентом предусмотренных программой задач и видов деятельности. Например: знакомство с базой практики, с ведением педагогической документации; подготовка к уроку, проведение урока по педагогике, воспитательной работы, анализ, самоанализ, посещение уроков преподавателей, студентов-практикантов, их обсуждение, сбор данных для выполнения научно-исследовательских заданий, для составления психолого-педагогической характеристики учащегося педагогического училища.

Ежедневные записи в дневнике ведутся по форме:

Дата

Содержание работы

Анализ работы

Для самоанализа уроков целесообразно использовать схему, приведенную в приложении 1, для анализа уроков — схемы приложения 2, для анализа форм воспитательной работы — схему приложения 3.

Все уроки, проведенные практикантом, оцениваются преподавателем педагогического училища (колледжа).

Темы уроков вносятся в индивидуальный план.

В конце каждого учебного дня практики преподаватель училища подтверждает оценкой (отметкой, подписью) выполнение студентом индивидуального плана.

2. Отчет по производственной практике

Содержание отчета по производственной практике определяется развернутыми ответами на следующие вопросы.

  • Каковы особенности базы практики?
  • В каком объеме выполнена программа практики?
  • Какие виды деятельности Вам наиболее удались, почему?
  • Какие сложности возникали при выполнении программы практики, как Вы с ними справлялись?
  • Каковы Ваши предложения по совершенствованию организации практики?

В заключение отчета приводится обобщенная характеристика педагогической деятельности, составленная практикантом на основе самооценки. В ней указываются конкретные умения, полученные в ходе практики в области познавательной, проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной деятельности, в области педагогического мышления, в области педагогической рефлексии, в области управления своей эмоциональной сферой. Формулируются индивидуальные цели и задачи для следующего этапа практики, для будущей профессиональной деятельности.

3. Конспект урока по педагогике

К каждому уроку студент тщательно готовится, составляет подробный кон­спект, отражая в нем тему, цель, задачи урока, оборудование, хронометраж этапов урока, использованную литературу, про­думывает содержание и методику проведения каждой структурной части урока, целесообразность привлечения технических средств обучения.

Структура конспекта урока

  • Тема.
  • Цель.
  • Задачи.
  • Оборудование.
  • Хронометраж урока по этапам.
  • Ход урока (подробное поэтапное описание).
  • Литература.

Оформление обложки конспекта урока:

Конспект урока по педагогике,

проведенного ………ФИО практиканта ……

в….группе…место прохождения практики…

…………..…….дата проведения урока….……

Преподаватель базы практики …..ФИО……

4. Для составления психолого-педагогической характеристики учащегося педагогического училища (колледжа) целесообразно использовать следующую схему, составленную на основе концептуальных подходов Е.Е. Соловцовой, Н.В. Ковалёвой, М.И. Станкина.

Схема психолого-педагогической характеристики учащегося

Общие сведения о семье и условиях жизни учащегося:

  • Ф.И.О. учащегося;
  • дата рождения;
  • социальный статус родителей;
  • материальные условия жизни семьи;
  • характер внутрисемейных отношений.

Состояние здоровья:

  • количество пропусков занятий по болезни за время обучения в педагогическом училище;
  • наблюдаемые признаки предрасположенности учащегося к нарушениям здоровья (тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, невнимательность, обидчивость, депрессивность, упрямство, агрессивность, навязчивые привычки, другие признаки).

Учащийся в системе воспитательных отношений.

А) В системе «учащийся-педагог»:

  • отношения с большинством педагогов строятся на взаимном уважении и доверии;
  • отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, остальные носят ситуативный характер;
  • отношения с педагогами пока не складываются;
  • отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер (указать, по каким причинам).

Б) В системе отношений «учащийся — учебная группа»:

  • пользуется авторитетом и доверием у большинства студентов учебной группы;
  • общается лишь с отдельными студентами учебной группы;
  • отношения с большинством студентов группы пока не складываются, имеют место конфликты;
  • учебная группа относится к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется.

В) Личностные качества, мешающие успешной адаптации в группе (безответственность, нечестность, эгоизм, лень, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, другие качества).

Г) Общественная позиция учащегося:

  • отношение к выполнению общественных поручений ответственное и добросовестное;
  • отношение к выполнению общественных поручений недостаточно ответственное (указать, по каким причинам).

4. Особенности учебной и профессиональной деятельности.

А) Отношение учащегося к учебной и профессиональной деятельности:

  • охотно посещает педагогическое училище, с интересом относится ко всем предметам, стремится хорошо учиться;
  • интерес к обучению не выражен, обучение воспринимается как долг, интерес вызывают отдельные предметы (указать, какие).

Б) Уровень развития основных характеристик учебной деятельности.

Уровень познавательной активности:

  • высокий на всех предметах;
  • высокий лишь на отдельных предметах;
  • в основном средний;
  • низкий.

Уровень самостоятельности:

  • учебные задания в основном выполняет самостоятельно;
  • учебные задания выполняет при условии оказания помощи стимулирующего характера;
  • учебные задания выполняет при условии оказания помощи направляющего характера;
  • учебные задания выполняет при условии оказания помощи обучающего характера.

Характер трудностей учащегося в обучении:

  • трудности в освоении знаний, умений и навыков проявляются по всем предметам (указать причины);
  • трудности в освоении знаний, умений и навыков проявляются по конкретному предмету (указать причины).

Обобщенная оценка итогов обучения в педагогическом училище:

  • успевает на «хорошо» и «отлично»;
  • успевает на «хорошо» и «удовлетворительно»;
  • успевает в основном на «удовлетворительно»;
  • успевает «неудовлетворительно» по следующим предметам (указать предметы).

5. Потенциал личности учащегося:

  • стремления и интересы;
  • специальные способности;
  • личностные качества.

5.Конспект формы воспитательной работы составляется по схеме:

Схема конспекта формы воспитательной работы2

  1. Место и значение данной формы воспитательной работы в системе воспитательной работы с данным классом учащихся.
  2. Тема, ее обоснование.
  3. Цель формы воспитательной работы, воспитательно-образовательные задачи.
  4. Организация подготовки.
  5. Содержание и методика проведения.
  6. Оборудование (наглядность, ТСО и др.).
  7. Литература (для классного руководителя и учащихся).

6. Материалы научно-исследовательской работы должны раскрывать цель локального исследования, описание используемых методик со ссылками на научные источники, анализ результатов.

7.Оценочный лист заверяется преподавателем педагогического училища, печатью образовательного учреждения и оформляется по следующей схеме:

Фио студента……………………………………………

База практики……………………………………………..

Сроки практики……………………………………………

Преподаватель педагогического училища………………

Дата

Вид деятельности

Присутствовали

Отметка,

роспись

студенты

преподаватели

Ведение дневника

Отчет по производственной практике

Конспекты уроков

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося педагогического училища

Конспект формы воспитательной работы

Материалы НИР

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ

(выставляется факультетским руководителем)

Приложения Приложение 1

Схема самоанализа урока3

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучаемых? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока?
  3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) развивающие? Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, как учтены в задачах особенности группы и отдельных учащихся?
  4. Почему выбранная структура урока была рациональная для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания? Логическая связь между этапами урока.
  5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается акцент на уроке и почему? Выделено ли четко и ясно главное?
  6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
  7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось (объем содержания, степень помощи, оказанной учащимся)?
  8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
  9. Целесообразно ли использовались средства обучения?
  10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
  11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения с группой?
  12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
  14. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Приложение 2

Схема психолого-педагогического анализа урока4

  1. Место урока в системе уроков по теме, правильность постановки цели и задач.
  2. Организация урока: а) тип урока, б) структура, отдельные элементы, их последовательность и хронометраж, соответствие построения урока его цели и содержанию, в) подготовленность группы к уроку, г) организация учащихся для активной работы на уроке, сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы, д) плотность урока, рациональное использование времени.
  3. Содержание урока: а) научность материала, б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся, в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает преподаватель, г) воспитательная направленность урока, д) связь теории с практикой, раскрытие практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, е) связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторении, ж) межпредметные связи, з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, и) качество знаний, умений и навыков учащихся.
  4. Методика проведения урока: а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на разных этапах урока, б) методы и приемы, применяемые педагогом на каждом этапе урока, в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов, г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов, д) работа со слабоуспевающими, е) владение методами активного обучения, целесообразность их применения на данном уроке, ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
  5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с группой и отдельными учащимися.
  6. Работа и поведение учащихся на уроке: а) активность группы и отдельных учащихся на уроке, б) заинтересованность учащихся материалом урока, отношение к уроку, в) отношение к учителю, г) дисциплинированность, организованность, д) речь учащихся.
  7. Общие выводы по уроку.

Схема оценки эффективности и качества учебных занятий 5

Элементы урока

Оценки

0

1

2

1. Цель урока названа

2. Организованы действия учащихся по принятию цели дея­тельности

3. Соответствие содержания учебного материала (СУМ) три­единой дидактической цели (ТДЦ)

4. Методы обучения (МО) обес­печили:

4.1. Мотивацию деятельнос­ти;

4.2. Сотрудничество учителя и учащихся;

4.3. Контроль и самокон­троль

5. Соответствие МО, СУМ и ТДЦ

6. Формы организации познава­тельной деятельности (ФОПД) обеспечили:

6.1. Сотрудничество между учащимися;

6.2. Включение каждого уче­ника в деятельность по до­стижению ТДЦ

7. Формы организации познава­тельной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ

8. Уровень достижения ТДЦ:

8.1. Образовательный аспект;

8.2. Воспитательный аспект;

8.3. Развивающий аспект

Балльные оценки: 2 — реализовано полнос­тью, 1 — реализовано частично, 0 — не реализовано.

Эффективность урока рассчитывается по формуле:

Если Э > 85% и нет ни одной оценки «0», то урок признается отличным. Если 65% < Э < 84% — урок хороший. Если 45% < Э < 64% — удовлетворительный.

Приложение 3

Схема анализа формы воспитательной работы6

  1. Тема и цель формы воспитательной работы. Их соответствие задачам воспитания в педагогическом училище.
  1. Содержание.
  • соответствие принципам воспитания в педагогическом училище;
  • педагогическая ценность;
  • ориентация на социальные установки;
  • ориентация на совершенствование межличностных отношений;
  • информационная насыщенность;
  • познавательная значимость;
  • связь с профессиональной подготовкой.
  1. Методика проведения формы воспитательной работы:
  • степень самостоятельности студентов;
  • роль куратора;
  • уровень организации студентов;
  • эмоциональная окраска;
  • ресурсное подкрепление (ТСО, раздаточный материал, мультимедийные средства и др.);
  • методические ошибки;
  • методические находки.
  1. Уровень владения методикой воспитательной работы:
  • формальный (репродуктивный, компиляционный);
  • технологический (процедурный, целостный);
  • творческий (вариативный, конструкторский, новаторский).
  1. Предложения по совершенствованию формы воспитательной работы.

1 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос-Пресс, 2003. — С. 355.

22Лыкова В.Я. Практикум по «Методике преподавания педагогических дисциплин в педагогическом училище». – Одесса: ОГПИ, 1994. – С.34–35.

3 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Указ. соч. – С.83-85.

4 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. – С.12-15.

5 Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения: практико-ориентированная монография. – М.: Новая школа, 2001. – С. 141-142.

6Схема составлена на основе концептуальных подходов В.Я. Лыковой, Л.И. Новиковой, А.М. Сидоркина, Е.В. Титовой, С.Л. Вигман

2