Педагогическое мастерство

Введение

Решение задач модернизации образования возможно сегодня лишь на основе совершенствования мастерства педагога. В современной психологии мастерство понимается как целостное социально-психологическое образование, синтезирующее научные знания, умения, навыки, методическое искусство и личностные качества, обеспечивающие высокую эффективность педагогической деятельности. В настоящее время изменились представления о сущности и структуре педагогического мастерства. Традиционная образовательная парадигма рассматривала мастерство как способность педагога найти ответ на вопрос — чему и как учить. Современная образовательная парадигма заключается в ответе на вопрос о том, кто и как стимулирует самостоятельную творческую активность учащегося. Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога системы качеств, характеризующих его как творческую личность — эрудиции, креативности, рефлексивности, способности предвидеть и проектировать, активности воли и др. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью и универсальностью.

Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое мастерство определяют как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности.

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний: умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания.

Проблема исследования — формирования педагогического мастерства у преподавателей.

Объект исследования — педагогическое мастерство как высший уровень развития педагогической деятельности.

Предметом исследования — формирование педагогического мастерства в процессе педагогической деятельности.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности   Структура педагогической психологии I. Психология обучения.Исследует специфику учебной деятельности, особенности учебной мотивации, особенности формирования познавательных процессов II. Психология воспитания. Изучает ...

Цель курсовой работы — определение основ педагогического мастерства как важнейшей стороны профессиональной культуры.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть особенности педагогического мастерства;

2. Рассмотреть содержание и элементы педагогического мастерства;

3. Проследить роль творчества в структуре педагогического мастерства;

3. Выделить личностные и профессионально значимые качества учителя;

4. Определить роль педагогической техники в деятельности учителя-мастера.

Глава 1. Сущность педагогического мастерства

1.1 Педагогическое мастерство как важная сторона профессиональной культуры

Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А.С. Макаренко

С момента возникновения человека на Земле существует процесс учения и воспитания. Профессия учителя и воспитателя является сложным и тяжелым трудом, востребованным во все времена и во всех обществах.

Для выполнения важного поручения государства преподаватель должен соответствовать определенным социальным, политическим, педагогическим и личностным требованиям. Он должен быть преданным идеям суверенитета государства, научно мыслить, владеть знаниями в соответствии со своей профессией, владеть знанием методики, педагогики, психологии, мастерством чувствования различных педагогических ситуаций, умением оценивать их, владеть оптимальными методами и средствами педагогического воздействия.

Воспитание и обучение будущего поколения является трудом тонким, ответственным, полным противоречий. Поэтому педагоги должны непрерывно повышать свое мастерство, овладевать знаниями и опытом в соответствии с современными требованиями, стремиться работать творчески.

Основное требование современности есть обеспечение процесса непрерывного обучения квалифицированных кадров. Педагогическое мастерство является прирожденным и требует длительного, тяжелого, изнурительного труда. Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень его зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Мастерство преподавателя проявляется в аудиторных, классных и лабораторных занятиях. Учебные занятия являются основной работой преподавателя. В процессе этих занятий между преподавателем и учениками происходит взаимный диалог, обмен мнениями и сотрудничество. Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы после занятия в ученике возник положительное отношение к изучаемому предмету, научное мышление, преданность к предмету и к преподавателю. Влияние обучения на ученика зависит от научного потенциала педагога, его авторитета, личностных качеств, педагогического мастерства. Педагогический потенциал учителя связан со знаниями его, умением объяснять, наблюдательностью, дикцией, авторитетом. Каждый преподаватель должен иметь достаточные знания по своему предмету, высокую профессиональную подготовку и моральную устойчивость.

Профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени. Есть просто умелый преподаватель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть преподаватель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же преподаватели, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Есть преподаватели — новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащают педагогическую науку.

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... сопоставляются и выводится «результирующая картина» уровня владения данным учителем педагогическими компетентностями. Данная методика позволяет не только фиксировать и ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем поведении на уроке ...

Проблема формирования педагогического мастерства учителя в нашей педагогике исследуется довольно активно и носит несколько противоречивый характер. Одни авторы в качестве исходного положения при определении сущности понятия мастерства учителя берут его профессионально-личностные свойства и качества. Другие же исследователи освещают сущность профессионального мастерства педагога с точки зрения совершенства его педагогической деятельности. Как тот, так и другой подходы, конечно, имеют право на существование. И все же возникает вопрос о том, какой из них является наиболее предпочтительным и, следовательно, более верным. Ряд ученых при определении сущности учительского мастерства исходит из наличия у педагога развитых профессионально-личностных свойств и качеств (А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, И.А. Зязюн и др.).Так, А.И. Щербаков, педагогическое мастерство определяет как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя. Украинские педагоги (И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.) определяют педагогическое мастерство, исходя из его понимания «как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности».

К таким важнейшим свойствам педагога они относят гуманистическую направленность его личности, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику учителя. Перекликается с вышеуказанным определением и в некоторой степени дополняет его характеристики та дефиниция, которая дается В.А. Сластениным: мастерство учителя, по его мнению, — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В частности, автор выделяет в нем четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.

Приведенные определения в некоторой степени дают представление о сущности педагогического мастерства учителя. Однако понятие «мастерство», которое изначально обозначает деятельность, названные авторы определяют главным образом через свойства и качества личности учителя. Мастерство же проявляется не столько в свойствах личности как таковых, сколько в ее деятельности, для осуществления которой, конечно, нужны и определенные свойства. Но свойства — это предпосылки мастерства, условия его проявления и развития. Семантически педагогическое мастерство связывается с высоким уровнем профессиональной деятельности учителя, которая основана на умениях, навыках и личностных свойствах. Значит, для достижения высокого уровня профессионализма учителю необходимо развивать, формировать и шлифовать профессиональные умения и навыки, определенные личностные качества и на этой основе совершенствовать свою педагогическую деятельность. Две эти задачи, хотя и тесно связаны между собой, все же не являются тождественными. Их единство достигается только на высших уровнях педагогической деятельности, которые и находят свое выражение в педагогическом мастерстве учителя.

5 стр., 2233 слов

Мастерство учителя в управлении собой

Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятниково-образные движения. Упражнение 2. Использование слова для релаксации. Кон­центрируем внимание и даем самоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мои предплечья и плечи ...

А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации»(А.С.Макаренко).

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна.

Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.

«Мастер» (в переводе с лат. — начальник, учитель) — это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство (высший уровень профессионализма) — это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... творческого состояния. Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения своего собственного вклада в общественный прогресс и поэтому неминуемо становится творцом. Виды творчества ... музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ...

Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи):«Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель — это…человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно» (В. А. Сухомлинский).

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни.

Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно иметь в силу, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». (С.С. Голъдентрихт отмечает, что «природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку».

Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры » общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность. которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность, либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик — это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают, или переключаются на решение других творческих задач.

Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления, возможно, определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение.

Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе.

Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы’.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик): временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата несоответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи — приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятетьности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на (явление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, (выделение новых функций методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др.

Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (выделяют следующие уровни педагогического творчества:

-уровень элементарного взаимодействия с классом (педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», по шаблону», по опыту других учителей);

-уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

-эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

-высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный.

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В, А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:

-педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог-«премьер»);

-педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог-«дирижер»);

-педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог-«зеркало»);

-педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников.

учитель школа личностный творческий

4 стр., 1697 слов

Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности ...

... о готовности к профессионально-педагогической деятельности и совершенствованию подготовки студентов ... деятельности умениям проведения экскурсионного показа, воспитать  , развить речь. Время Деятельность учителя Деятельность учащихся 1045-1055 Учитель ... заранее ·      оценка результатов деятельности (а не личности) ·      разнообразие форм контроля ...

4 стр., 1546 слов

Личностные особенности учителя в педагогической деятельности

... субъект педагогической деятельности. 1.1. Педагог в мире профессиональной деятельности. 1.1.1. Педагогическая профессия. Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел – «психология учителя», где подчёркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, ...

17 стр., 8048 слов

Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта

... стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий добиваться высоких результатов?» Каждый ...

7 стр., 3057 слов

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...

... «Я решу эту задачу, если...» (далее формулируется гипотеза о недостающем знании) Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.С. 387.Для того чтобы научить ребенка знать о ... признания.В обучении, построенном на теории учебной деятельности, особое внимание к оценке детского творчества естественно: центральным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых, отсутствующих ...

1.2 Содержание и элементы педагогического мастерства

Педагогическое мастерство предполагает наличие у педагога комплекса качеств, характеризующих любую творческую личность:

· профессиональные: глубокие знания в области своей науки, специальности, дидактики профессиональной школы, педагогической психологии, методики обучения, умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (вскрыть взаимосвязь и субординацию проблем, т. е. рассматривать данную проблему как составную часть более общей);

· специальные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу; знание возрастной психологии, методов контроля и коммуникативных характеристик общения; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах; пользование аналогией и переносом; комбинирование известных элементов, создавая их новые сочетания; поиск альтернативы напрашивающемуся решению и др.

· моральные: честность, порядочность, принципиальность, простота и скромность, доброжелательность, высокая требовательность к себе и другим, вера в свои силы, раскованность, критичность и самокритичность, трудолюбие, собранность, терпеливость, аккуратность, справедливость в отношениях со всеми, развитое чувство ответственности;

· мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга.

Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы и выражается в применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, в высоком качестве их выполнения, в единстве науки и искусства, в индивидуализации педагогического воздействия и в умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта, в высокой мотивации труда.

Личные и моральные качества педагога тесно переплетены между собой и дополняют его профессиональные качества. Преподаватель уже не может быть только транслятором знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависят успешность педагогической деятельности. Преподаватель является целостной личностью, отвечающей современным требованиям в подготовке конкурентоспособного специалиста среднего звена.

Как показывает опыт, к основным характеристикам педагогического мастерства можно отнести следующее: умение в доступной форме излагать сложные проблемы; умение своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний; умение наблюдать, анализировать жизнь студентов, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания, достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя представляет собой достаточно устойчивую систему теоретически обоснованных и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия между преподавателем и студентами. Данное определение и функциональная структура деятельности педагога позволяют сформировать компоненты его педагогического мастерства:

· знания и высокий уровень общей культуры. К ним относятся общенаучные знания и научная эрудиция в избранной специальности. Понимание психологии студента и закономерностей формирования его личности с учетом возраста, пола, окружающей среды, национальных традиций и др. Овладение теорией обучения и воспитания, методикой преподавания своего предмета;

· практические умения и навыки, которые основываются на гностических умениях устанавливать внутренние связи и отношения между отдельными процессами, фактами, понятиями и явлениями. А также предметные и профессиональные умения и навыки, соответствующие функциям преподавателя;

· профессионально важные качества личности. К ним можно отнести любовь к детям и желание с ними работать, коммуникативность и педагогические способности, высокая интеллектуальная активность и познавательная самостоятельность, культура речи и культура общения.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности — способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, — умения в области педагогической техники.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести и такие, как управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева и т.п.; владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения; пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований; расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.

Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

1.3 Роль творчества в структуре педагогического мастерства

Современный учитель — творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован родом своей деятельности на творчество.

Созидать, творить, выдумывать, пробовать — это его обычное профессиональное состояние. Через творчество учитель пополняет свой багаж знаний и опыта, а самое главное, он стремится свое заинтересованное отношение к науке, культуре и творчеству сделать достоянием своих учеников.

Сегодня творчество на учебных занятиях рассматривается как обязательный компонент профессиональной деятельности учителя, призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных ситуациях. Творчество осознается субъектами педагогического процесса как личностная ценность, обеспечивающая внутреннюю свободу личности и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, предоставляющих каждому возможность для субъективного («открытие» для себя новых знаний) и объективного (создание нового продукта деятельности) творчества.

Формирование творческого потенциала личности ученика будет эффективным при наличии следующих условий:

1) учебно-познавательная деятельность обучающихся организуется как учебно-творческая;

2) в учебном заведении создается развивающая культурно- образовательная среда;

3) осуществляется систематическое обучение учащихся решению и составлению учебных задач;

4) уделяется внимание эмоциональному развитию школьников.

Рассмотрим сущность каждого из представленных условий.

1. В ходе организации учебно-творческой деятельности школьников приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей духовностью, социальностью и креативностью.

Личностно- деятельностный подход предполагает использование в процессе обучения личностно-ориентированных технологий (технологии полного усвоения знаний, технологии разноуровневого обучения, технологии взаимного обучения, технологии модульного обучения и др.),

Условия развития творческого потенциала личности школьника, эвристических приемов и методов («мозговая атака», «мозговой штурм», «метод аналогий», «метод эвристических вопросов», «прием завышения оценки» и др.), определенных психологических механизмов развития личности (ассоциации как активизации ранее усвоенных знаний, анаксиоматизации как отбрасывания каких либо несущественных признаков для достижения решения), нетрадиционных учебных занятий (урок-панорама, урок-игра, урок-портрет, урок-аукцион, урок-конференция, урок-посвящение, урок-спектакль, урок-суд и др.).

Представленный выше личностно-деятельностный подход в процессе обучения содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт;

способствует повышению степени мотивации и эмоциональности познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, повышение эффективности любого вида деятельности.

Глава 2. Возможности реализации творческого подхода к организации преподавания в современной школе.

2.1 Развитие личностных и профессионально значимых качеств учителя

В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является «личностные качества» учителя.

Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

К началу 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:

1. высокоразвитое чувство ответственности;

2. благородство;

3. интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

4. самообладание и выдержка.

И базирующихся на них требованиях:

— общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

— глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

— фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

— владение методикой обучения и воспитания;

— любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;

— творческое отношение к работе;

— знание детей, умение понять их внутренний мир;

— педагогический оптимизм;

— владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;

— постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям.

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы: культурных традиций, свойственных городу или деревне; различных профессиональных и возрастных слоев населения. Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они предельно схематичны и обобщены.

Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя.

Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:

1. Связанные с общением ( добрый, справедливый, честный);

2. Внешности (чуткий, приятный для восприятия);

3. Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).

Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.

Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.

Исследователи выделяют профессионально — педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально — личностных параметров:

-потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально — культурной деятельности;

-тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

-понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;

-знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;

-способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагогические способности.

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально — значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры:

1. Убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры.

2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т.е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе.

3. Педагогические способности.

4. Профессионально — педагогические знания, умения и навыки.

Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и лёгкость овладения ими.

Педагогические способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельности. Педагогические способности — это своего рода «проекция педагогической деятельности на личность» отличие педагогических способностей от педагогических умений, заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения, это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, умение педагогически грамотно провести опрос учащихся, умение применить ТСО).

Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы:

-личностные (связанные с отношением к детям);

-дидактические (связанные с передачей информации детям);

-организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Личностные способности

1. Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним( не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, снисходительность и сентиментальность), в искренности и простоте обращения с ними.

2. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением.

3. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.

Дидактические способности

1. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, вызывает у учащихся активную, самостоятельную мысль.

2. Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний.

3. Речевая способность. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей.

Организационно — коммуникативные способности

1. Организаторские способности. Проявляются они в двух видах.

Во — первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во -вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

2. Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.

3. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. Способный учитель, по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чём говорят эти внешние признаки, правильно истолковывает их.

4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации.

5. Суггестивная способность (в переводе с латинского — «основанная на внушении»).

Это способность эмоционально — волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Данная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитания школьников, от убеждённости учителя в своей правоте!

6. Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.

7. Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем как излагает материал, как развёртывает свою мысль, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).

Рассмотренные выше педагогические способности являются общепедагогическими способностями, так как они необходимы каждому учителю независимо от учебного предмета, который он преподаёт. Но кроме этих способностей можно выделить специальные педагогические способности, связанные с преподаванием определенного предмета.

Способности не являются врожденным образованием, они формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не составляют исключения. Они формируются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.

Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Например, где бы и когда бы ты ни выступал (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда специально продумывай не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думай над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, специально следи за дикцией, добивайся выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролируй свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать.

Готовясь к учебной и воспитательной практике в школе, совместно с преподавателем определите, какие педагогические способности здесь будут необходимы и в чем они должны проявляться. Хорошо, если в учебном заведении будут организованы специальные кружки по развитию способностей (например, кружок по развитию речи, по технике педагогического наблюдения, по развитию дидактических способностей и.т.д).

Активное участие в работе таких кружков способствует развитию педагогических способностей.

Начинающий учитель должен присматриваться к работе опытных учителей, перенимая их достижения, перерабатывая их (применительно к своим индивидуально — психологическим особенностям).

Каждый учитель должен постоянно самообразовываться, так как в современном обществе самообразование становиться условием успеха в деятельности, а также своего рода гарантией против интеллектуального оскудения личности. Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно — политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки (таким образом, это оказывает определённое значение на развитие дидактических, а конкретно академических способностей педагога).

Таким образом, в педагогической деятельности не может быть мелочей и в идеальном учителе должны сочетаться качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя, поэтому будущий учитель заранее должен готовить себя к этой двоякой роли, вырабатывая в ходе подготовки важнейшие профессионально — личностные качества необходимые для успешной деятельности.

2.2 Роль педагогической техники в деятельности учителя-мастера

Дальнейшее развитие нашего образования и воспитания, в значительной степени зависит от учителя, его целенаправленности, способности в новых экономических и политических условиях организовывать разнообразные виды деятельности учащихся, воспитывать их любознательными, нравственными, убеждёнными патриотами, трудолюбивыми людьми.

Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.

Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками (то есть, педтехникой), с другой — творчества, актёрского мастерства и саморегуляции.

Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что сближает педагогическую деятельность с производственной. По сути, школа, лицей, гимназия, колледж и вуз — это и есть педагогическое производство. Поэтому не удивительно, что в последние несколько десятилетий в научно-педагогической терминологии появились такие слова, как техника, технология, действие, разработка и другие, толкование которых является насущной проблемой современной педагогики и частных методик. Отсюда следует вывод: мы не можем оценивать учителя только как проводника знаний или простого методиста, сегодня он должен оцениваться также как педагог-технолог.

«Техника» (с греч.- искусство ремесла) — совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе — педагогического.

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами.

Как подчёркивал А.С.Макаренко, «…не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».

«Технология» (с греч. технос -искусство, ремесло, логос-наука) — это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педтехнику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Техника и технология — взаимосвязанные понятия, при этом технология проект процесса, определённый порядок действий, а техника — одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д.

Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит — требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто урок или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог — одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его ученики соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель -эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля — с другой. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.

Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников (воспитанников) проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.

Урок, воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии обучение и воспитание приведёт к развитию личности ученика, воспитанника.

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих учеников.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К.С.Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов великого режиссёра — каждую обязанность стараться превращать в инициативу — это поможет учителю избавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей.

Порой незначительная, на первый взгляд, грубость может вызвать у педагога и его воспитанников взаимное недовольство и обиды. Часто возмущение педагога бывает бесполезным, поскольку ученики его не понимают, эмоции педагога «не доходят» до их сознания, из-за чего он ещё больше нервничает. В таких случаях педагог должен уметь «разрядить» ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для её обсуждения более подходящий момент.

Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссёра и актёра, соответственно — педагога и учеников — необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие — совместное действие. Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «.. .ключом к объяснению поведения человека является скромность и импровизация».

Первая встреча педагога со своими учениками запомнится надолго, если учитель обладает способностью спокойно держаться, красиво говорить, быстро сближаться с ними, а также твёрдой уверенностью в себе и своих действиях.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и др.

Память — это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить ту или иную информацию извне. Этот сложный процесс является основой психотехники как актёра, так и педагога. Представим, что педагог совершенно не запоминает прочитанное, увиденное или услышанное — в этом случае он не сможет выполнять свои основные функции — обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Внимание — также одно из составных элементов психотехники, поскольку любое действие педагога (также как и актёра), требует внимательного отношения к действиям и поведению учащихся. Невнимательный учитель не сможет эффективно провести урок, опросить учеников, организовать какое-либо мероприятие. Внимание само направляет работу мозга на какой-либо объект — реальный или идеальный, затем заставляет человека размышлять об этом объекте и совершать определённые действия.

Воображение — это создание нового образа или идеи на основе ранее полученной информации (посредством слуха, зрения, обоняния и осязания).

Можно привести множество примеров, когда, читая книгу, мы представляем тех или иных персонажей из этой книги, как бы «входим» в ту эпоху, когда они жили. Точно так же художник часто изображает пейзажи и сцены, никогда ранее не виденные им. Поэтому очень важно для педагога иметь хорошо развитое воображение — это поможет ему предвидеть результаты своего воздействия на учащихся, изменения в их поведении.

Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».

То есть, в процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего — речи. Культуре речи детей нужно учить с младенчества, развивая её в дальнейшем. Педагог же должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними.

В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний, а также жизненного опыта. В этой связи речь учителя должна отвечать определённым требованиям:

— речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной…

— по звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;

— речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции одновременно;

— она должна служить средством прямой и обратной связи;

— в речи должны быть пословицы, поговорки, обобщения и фразеологические выражения;

— речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;

— важное значение имеет учёт психолингвистических закономерностей при речевой передаче и приёме мнений.

Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие. Красноречивому учителю легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства. Особенно это важно для учителя начальных классов, ведь младшие школьники — это 6-10 летние дети и в общении с ними учителю чаще нужно употреблять такие слова, как молодец, умница, очень хорошо и другие.

В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.

Значимость речевых способностей для педагога очень велика, поскольку он должен посредством речи и с помощью мимики, жестов, пантомимики уметь точно выражать свои мысли и намерения.

В процессе занятий речь учителя должна быть направлена на учащихся, должна способствовать развитию их интереса к теме урока, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности — только тогда смысл учебного материала будет доступен учащимся.

Речь учителя должна активизировать мыслительную деятельность учащихся, их внимание. Для этого педагог должен уметь задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу, обращать их внимание на определённые элементы с помощью таких слов: посмотрите сюда, обратите внимание на это, подумайте и другие. Всё это помогает сделать уроки интересными, насыщенными и улучшает успеваемость школьников.

Речь учителя должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок. Замедленная, слишком тихая речь быстро утомляет детей и усыпляет их. Одни педагоги говорят быстро, другие медленно, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы ученики успевали воспринимать информацию. Громкая и крикливая речь портит учащимся настроение, а неправильное произношение затрудняет восприятие того, о чём говорит учитель.

Часто повторяющиеся выражения, слова, жесты раздражают учеников, отвлекают их.

Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство: на массовых мероприятиях (вечерах, собраниях, конкурсах, конференциях, семинарах) он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.

Педагогическое общение — это взаимодействие участников педагогического процесса. Его успешность зависит от умения партнёров совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения зависит от мастерства педагога.

Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты :

— правильное выполнение функций общения;

— правильный выбор стиля и позиции общения;

— предупреждение или своевременное устранение конфликта;

— обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.

Педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения. В этом ему должен помогать школьный психолог, однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинг, различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.

Заключение

Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы — это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале — совместно с семьёй).

Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества. Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Список использованной литературы

1. Асташова Н.А. «Введение в педагогическую деятельность»

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособ. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.

3. Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение»: Кн. Для старшеклассников. — М.: Просвещение, 1986. — 160с.

4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод. пособ. — Барнаул: АлтГТУ, 2002. — 152 с.

5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 2003.- 302с.

6. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Издательство БГУ, 2002. — 90 с.

7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М. .: Педагогика, 1990 — 319с.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002 — 510с.

9. «Учительская газета», Москва, №3 от 26 января 2010 года.

9. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000. — 201с.

10. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.

Приложение

Педагогическое мастерство. Что это такое?

Взгляд учителя русского языка и литературы гимназии №1558 Клипиной Л.А.

Что же такое педагогическое мастерство? Каковы его составляющие? Это искусство обучения и воспитания, требующее постоянного совершенствования. Только при соблюдении этого условия педагог может оказывать позитивное нравственное воздействие на личность ученика. Фундаментом развития профессионального мастерства учителя выступают его профессиональные знания. Учитель-мастер хорошо знает свой предмет, его методику, а также основы педагогики и психологии, но при этом продолжает учиться. «Навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в народе.

Какова составляющая педагогического мастерства и педагогические способности? Для учителя литературы, например, важно иметь творческое воображение, хорошую память, чувство языка, быть эстетически и эмоционально развитым человеком. Любому учителю необходимо обладать организаторскими и коммуникативными способностями. Да и без педагогического чутья не обойтись! Знания и педагогические способности учителя опираются на педагогическую технику, без которой немыслимы высокие результаты работы педагога. Учителю необходимо владеть всем: и своим телом, и своим голосом, и своим эмоциональным состоянием, а главное — техникой контактного взаимодействия с ученическим коллективом и с каждым учеником в отдельности. Каждый учитель-мастер отличается индивидуальным стилем работы. Поэтому обязательный компонент его творческой индивидуальности — артистизм. Без него учителю-словеснику уж точно не обойтись! Здесь важно все: и его тембр голоса, и его дикция, и как он читает стихи, и его речевая культура…

Вот, на мой взгляд, те каноны педагогического мастерства, которыми должен стремиться овладеть каждый учитель. Есть, конечно, еще такие понятия, как «новые информационные технологии», «новые педагогические технологии». Без их постижения современный учитель уже не мыслит своего существования, своей работы. И все-таки, как говорил Конфуций, «кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Сегодня, когда работа учителя довольно напряженная, мы говорим частенько о его профессиональном выгорании. Что можно противопоставить эмоциональному выгоранию учителя? Волей судьбы учитель становится своеобразным гуру для своих учеников, причем не только по своему предмету, поведению, внешнему виду и речи, но и в поступках, оценках и суждениях. Причиной эмоционального сгорания учителя может стать страх оказаться несостоятельным перед ожиданиями учеников, стать этаким лжегуру.

Противоядием этому, с одной стороны, становится высокий профессионализм, который дает учителю уверенность в себе, снимает страхи и комплексы, а с другой — его нравственная зрелость, внутренний стержень, который позволяет оставаться цельной личностью в эпоху перемен. Сегодня на сломе формаций меняются общественные ценности, взгляды на мир, государство, историю, этику, искусство, а вместе с ними учебные программы и учебники. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигаются высокая нравственность, твердая жизненная позиция педагога. То есть высокий профессионализм и твердая жизненная позиция — мой рецепт от эмоционального сгорания учителя. Учитель воспитывает будущих граждан — патриотов России. А патриотическое воспитание — пережиток, атавизм прошлого или, по выражению Л.Толстого, «самое интимное чувство»?

«Патриотизм начинается с семьи», — сказал английский философ Фрэнсис Бэкон. Не зная своих корней и истоков, не сберегая и не приумножая нажитое предками, не уважая семейные ценности, невозможно любить родину.

Поэтому воспитывать патриотизм надо начинать с таких понятий, как генеалогическое древо, семейный архив, семейные предания, традиции, происхождение фамилии. С другой стороны, многие ли взрослые знают, почему наш флаг — триколор, откуда именно эти цвета, что они символизируют? То же — про двуглавого орла и историю музыки и слов гимна России. Добавить ко всему этому историю земель российских народов, их населяющих, историю столиц и правителей — вот и будет информационный фундамент патриотизма. Нам, россиянам, есть чем гордиться!

Размещено на Allbest.ur