Организационно- методические рекомендации

Пояснительная записка

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет — 43% от всех осмотренных детей.

В настоящее время, к сожалению, нет программы для работы с детьми, имеющими различные нарушения осанки, сколиозы. Существующая государственная программа 1981 года не дифференцирует виды заболеваний детей. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.

Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача высшей категории по спортивной медицине И. П. Осинцевой, в нашей специальной (коррекционной) школе создана программа «Лечебная физическая культура».

Цель программы:

овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.

2. Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

В 6 — 10 — летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного — связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

11 стр., 5470 слов

Теоретические аспекты развития внешнего дыхания детей 4 -5 лет средствами физического воспитания

... движении, от степени удовлетворения которой, зависят здоровье и физическое развитие детей [2, 37]. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в дошкольном ... физической нагрузки на детей в зависимости от группы здоровья, типологических особенностей детей, в частности уровня двигательной активности. Коррекционная и лечебно-профилактическая работа с детьми (часто болеющие дети, дети ...

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно — кишечного тракта и других органов брюшной полости.

У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... , чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко. Упражнения, растягивающие мышцы тела Дети ненавидят читать, писать, ... Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует ... , грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников ...

Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Новизной программы являются элементы хатха-йоги, массаж, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).

ЛФК, проводимая в специально оборудованном кабинете, спортзале, тренажерном зале, бассейне, стадионе при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.

Занятия ЛФК должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.

Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 6 до 13 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.

Общее количество учебных часов — 272.

К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Оздоровительное плавание можно проводить в любую из четвертей или в течение всего года.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Цель:

стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.

1 период — вводный (1-ый год обучения):

Задачи:

1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период — основной (2-ой и 3-ий года обучения)

Задачи:

1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы

2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период — заключительный (4-ый год обучения)

Задачи:

1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).

4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.

Формы контроля.

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений, выявляются причины заболеваний. При повторении и закреплении учащимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, проверка домашнего задания, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля.

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3−4 раза в год — для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся — 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся, родителям. Данные осмотра заносятся в ф. 26.

Учебно — тематический план

на четыре года обучения (2 раза в неделю)

№ п/п Раздел учебной программы 1 год 2 год 3 год 4 год Всего часов
1. Основы знаний и умений В процессе занятий
2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки 3,5 14,5
3. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника
4. Дыхательные упражнения: 1) обучение правильному дыханию 2) гимнастика Стрельниковой 3) упражнения для укрепления мышц диафрагмы 4) упражнения для восстановления дыхания при физических нагрузках 5) очистительное дыхание 7,5 В - В 5,5 процессе - процессе занятий В процессе занятий занятий 5,5
5. Развитие выносливости: 1) общая выносливость 2) специальная выносливость 4,5 1,5
6. Развитие силы: 1) динамическая сила 2) статическая сила 3) упражнения в парах, оказывая помощь и сопротивление друг другу В 4,5 процессе 4,5 5,5 занятий 34,5
7. Развитие координации движений: 1) упражнения с предметами и без них 2) ритмическая гимнастика - - На каждом уроке —
8. Игры: 1) подвижные игры целенаправленного характера 2) подвижные игры тренирующего характера 3) спортивные игры - На каждом На - уроке каждом - уроке
9. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы + 1,5 16,5
10. Аутогенная тренировка - - - 1,5 1,5
11. Оздоровительное плавание -
12. Упражнения Хатха — йоги: 1) элементы Хатха-йоги 2) оздоровительная Хатха-йога - - + - - +
13. Профилактика плоскостопия 2,5 - 10,5
14. Элементы самомассажа - - 3,5 - 3,5
15. Массаж мышц спины - - -
16. Проведение контрольных мероприятий: 1) тесты 2) медицинский контроль 3) педагогический контроль 4) самоконтроль + В В + течение процессе + всего каждого + курса урока
17. Задания на дом По выбору учителя ЛФК
Итого:

Примечание: при 3-разовых (и более) занятиях в неделю время на развитие отдельных двигательных способностей пропорционально увеличивается

Учебно — тематический план

на первый год обучения (2 раза в неделю)

№ п/п Раздел учебной программы 1 год 2 год 3 год 4 год Всего часов
1. Основы знаний и умений В процессе занятий
2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки
3. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника
4. Обучение правильному дыханию: 1) брюшному 2) грудному (среднему и верхнему) 3) полному 4) упражнения для тренировки дыхательных мышц 5) упражнения на восстановление дыхания 1,5 2,5 1,5 7,5
5. Развитие выносливости 1,5 4,5
6. Развитие силы мышц
7. Развитие координации движений
8. Профилактика плоскостопия -
9. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы
10. Подвижные игры 1,5 2,5
11. Проведение контрольных мероприятий: 1) тесты 2) медицинский контроль 3) педагогический контроль + В - + процессе - + каждого + урока
12. Задания на дом По выбору учителя ЛФК
Итого часов:

Учебно — тематический план

на второй год обучения (2 раза в неделю)

№ п/п Раздел учебной программы 1 год 2 год 3 год 4 год Всего часов
1. Основы знаний и умений В процессе занятий
2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки 1,5 4,5
3. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника
4. Повторение полного дыхания + + + +
5. Развитие выносливости: 1) общая 2) специальная - 0,5 - 7,5
6. Развитие силы мышц 1) динамическая сила 2) статическая сила -
7. Развитие координации движений, в том числе подвижные игры На каждом уроке
8. Профилактика плоскостопия 1,5 - 3,5
9. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы
10. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога 1,5 7,5
11. Упражнения для укрепления диафрагмы
12. Проведение контрольных мероприятий: 1) тесты 2) медицинский контроль 3) педагогический контроль + В - + процессе - + каждого + урока
13. Задания на дом По выбору учителя ЛФК
Итого часов:

Учебно — тематический план

на третий год обучения (2 раза в неделю)

№ п/п Раздел учебной программы 1 год 2 год 3 год 4 год Всего часов
1. Основы знаний и умений В процессе занятий
2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки
3. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника
4. Самоконтроль В процессе занятий
5. Развитие выносливости: 1) общая выносливость 2) специальная выносливость 1,5 1,5 2,5 2,5 1,5 12,5
6. Развитие силы мышц: 1) динамическая сила 2) статическая сила 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
7. Развитие координации движений, в том числе подвижные игры: 1) игры тренирующего и целенаправленного характера 2) упражнения с предметами и без них 3) ритмическая гимнастика На каждом уроке
8. Профилактика плоскостопия -
9. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы На каждом уроке
10. Элементы Хатха-йоги
11. Элементы самомассажа - 1,5 4,5
12. Очистительное дыхание На каждом уроке
13. Проведение контрольных мероприятий: 1) тесты 2) медицинский контроль 3) педагогический контроль + В + + процессе + + каждого + урока
14. Задания на дом По выбору учителя ЛФК
Итого часов:

Учебно — тематический план

на четвертый год обучения (2 раза в неделю для 4 классов, 1 раз в неделю для 5, 6,7 классов)

№ п/п Раздел учебной программы 1 год 2 год 3 год 4 год Всего часов
1. Основы знаний и умений В процессе занятий
2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки 1/1 1/1
3. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника
4. Самоконтроль В процессе занятий
5. Развитие выносливости: 1) общая выносливость 2) специальная выносливость 1/1 2/1
6. Развитие силы мышц: 1) динамическая сила 2) статическая сила 1,5 1,5 1/1 2/1
7. Развитие координации движений, в том числе подвижные игры: 1) игры тренирующего и целенаправленного характера 2) спортивные игры 3) аутогенная тренировка На 1/1 каждом 1,5 уроке 13,5
8. Массаж мышц спины - - -
9. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы На 1,5 каждом уроке 1,5
10. Оздоровительная Хатха-йога, дыхательная гимнастика 3/2
11. Проведение контрольных мероприятий: 1) тесты 2) медицинский контроль 3) педагогический контроль + В + + процессе + + каждого + урока
12. Задания на дом По выбору учителя ЛФК
Итого часов: 10/20

Список литературы.

1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.

2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».

3. Зайцев Г. К. «Здоровье», Санкт — Петербург, 2005.

4. Крутецкий В.А."Психология обучения и воспитания школьников", Москва, «Просвещение».

5. Лахманчун Г. Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.

6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.

7. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.

8. Латохина Л.И. «Хатха — йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.

9. Малахов Г. П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.

10. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.

11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.

12. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).

13. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.

14. «Физкультура в школе», 1990 — 2006.

Содержание курса «Лечебная физическая культура»

Год обучения.

1. Основы знаний.

Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме (о правилах выработки и сохранении правильной осанки).

2. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима — положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).

3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Колено — локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед — назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед — назад в различных И.П.

4. Обучение правильному дыханию.

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания (см. Методические разработки).

5. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

6. Развитие силы.

Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы (наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа).

Комплексы упражнений с обручами, гантелями.

7. Развитие координации движений.

Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.

8. Профилактика плоскостопия.

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

9. Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

10. Подвижные игры.

Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.

Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь — дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.

11. Проведение контрольных мероприятий.

а).

Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника.

Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение — сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя; шпагаты, взмахи ногами и др. (см. Методические разработки).

б).

Медицинский контроль по плану.

в).

Педагогический контроль — наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.

12. Задания на дом.

Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки (под контролем родителей).

1. Основы знаний.

Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики.

2. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Упражнения для сохранения правильной осанки около стены, гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с напоминанием взрослого.

3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха — йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см. Методические разработки)

4. Повторение полного дыхания.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох — максимальный выдох и др. (см. Методические разработки).

5. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя», «Выпад, обнимая себя», «Насос — наклон назад, обнимая себя». (см. Методические разработки).

6. Развитие выносливости.

Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 — 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании статических поз Хатха — йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг», «Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени; оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.

7. Развитие силы.

Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде. Развитие статической силы в удержании поз Хатха — йоги: «Поза лодки», «Плуг», «Мост», «Натянутый лук». (см. Методические разработки).

Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.

8. Развитие координации движений. Подвижные игры.

Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений с гантелями, с гимнастической палкой, гимнастика А.Н. Стрельниковой; элементы Хатха — йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло — качалка», «Лодочка» и др.

Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в кругу», «Змейка на четвереньках».

9. Профилактика плоскостопия.

Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.

10. Упражнения для расслабления мышц.

Произвольное расслабление мышц — релаксация (мысленное отключение мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга).

Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым, тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа. Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук, плеч, спины, живота и всего тела.

11. Упражнения для укрепления диафрагмы.

Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.

12. Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой — ходьба, бег, прыжки, погружение под воду, упражнения с надувными плотиками. Подвижные игры в воде с мячом, с обручем, без предметов: «Кто первый», «Морской бой», «Пятнашки в кругу» и др.

13. Проведение контрольных мероприятий.

а).

Тесты — по выбору учителя; промежуточные и итоговые — по плану.

б).

Медицинский контроль — по плану.

в).

Педагогический контроль — постоянный в течение года. Знания, умения, навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года обучения.

14. Задания на дом.

Ежедневное выполнение 4 — 8 упражнений по выбору учителя и под контролем родителей.

1. Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил — главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

2. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т. д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы Хатха — йоги. Повторение ранее изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

4. Самоконтроль.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

5. Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

6. Развитие силы.

Длительная статическая задержка поз Хатха -йоги: «Мост», «Березка», «Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические разработки).

Подтягивание на перекладине максимальное количество раз, имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение сесть — лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в воде, плавание.

7. Элементы Хатха — йоги.

Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу: «Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло — качалка», «Саранча», «Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические разработки).

8. Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

9. Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

10. Развитие координации движений.

Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.

11. Очистительное дыхание.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).

12. Оздоровительное плавание.

Специальные плавательные упражнения: погружение под воду, лежать на воде, скользить на груди и спине, задержка дыхания, дыхательные упражнения в воде. Игры на воде: «Плавучие стрелы», «Пятнашки с мячом», «Ныряльщики», «Водолазы» и др.

13. Проведение контрольных мероприятий.

а).

тесты — по плану учителя.

б).

медицинский контроль — по плану.

в).

педагогический контроль — в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК).

14. Задания на дом.

Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под постоянным контролем учителя и рдителей.

1. Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа, аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.

2. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха — йоги.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

4. Оздоровительная Хатха — йога.

Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).

5. Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз Хатха — йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

6. Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

7. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание.

8. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические разработки).

Совершенствование ранее изученных упражнений.

9. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя на коленях…), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.

10. Аутогенная тренировка.

Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин («Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление.

11. Оздоровительное плавание.

Кроль на груди, на спине; повторение навыков дыхания в воде; плавание способом брасс. Игры на воде: «Карась и щука», «Салки», «Водное поло и др.

12. Проведение контрольных мероприятий.

а).

тесты — по плану учителя.

б).

медицинский контроль — по плану.

в).

педагогический контроль — знания, умения и навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения; самоконтроль и взаимоконтроль.

13. Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.

Требования к уровню подготовки учащихся. К концу 1 — го года обучения:

К концу 1 — го года обучения:

Знания:

параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом: «Выпрямись!»).

Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.

Умения:

Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед — назад в группировке, наклоны вперед — назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь — дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.

Навыки:

Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.

Личностные качества:

Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.

К концу 2 — го года обучения:

Знания:

Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н. Стрельниковой, оздоровительного плавания.

Умения:

Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника (висы, «Вытяжения», «Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»); упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики», «Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями; выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация специальных упражнений различной координационной сложности:"Крестики", «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической палкой; подвижные игры).

Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов).

Уметь правильно дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в подвижные игры целенаправленного (2 — 3 игры) и общего характера (4 — 5 игр); не бояться воды, выполнять упражнения в воде, играть на воде. Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 — 8 упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.

Навыки:

Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены, осуществлять подготовку рабочего места.

Личностные качества:

Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.

К концу 3 — го года обучения:

Знания:

Соблюдение режима дня и ортопедического режима — главное условие правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность).

Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.

Умения:

Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха — йоги («Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.); длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож», «Березка», «Поза саранчи» и др.).

Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять специальные плавательные упражнения, погружаться в воду, лежать, скользить на груди и спине, выполнять элементы плавания способом «Кроль». Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры — «Тише едешь — дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой», «Вышибалы на четвереньках» и др.

Навыки:

Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.

Личностные качества:

Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические качества, коммуникативные качества; память.

К концу 4 — го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа, аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол. Выполнять упражнения Хатха — йоги, мысленно пропуская ток энергии через тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук», «Поза лотоса», «Поза полного расслабления»).

Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец», «Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать любым способом или держаться на воде.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление, воображение.

Учебно — методическое обеспечение

1 -ый год обучения.

1. Материально — техническое обеспечение:

* обручи на всех детей;

* коврики для всех детей;

* скамейка;

* мяч;

* мешочки с песком на всех детей;

* булавы — 4 -6 штук;

* гантели — по 2 штуки на каждого;

* ребристая доска, дорожка с песком, с кмешками.

2. Учебно — методическое обеспечение:

* учебная программа, методические разработки;

* литература по курсу.

2 -ой год обучения.

1. Материально — техническое обеспечение:

* коврики на всех детей;

* груз — мешочки или гантели на каждого ребенка;

* наличие гимнастической стенки, перекладины;

* гимнастические палки на каждого ребенка;

* скамейка;

* гантели по 2 шт. на каждого.

2. Учебно — методическое обеспечение:

* учебная программа, методические разработки;

* литература по курсу.

3 — ий год обучения.

1. Материально — техническое обеспечение :

* гимнастические палки на всех детей;

* гимнастическая стенка;

* пиалы — по 2 штуки на каждого ребенка;

* коврики на каждого ребенка;

* музыкальное сопровождение.

2. Учебно — методическое обеспечение:

* учебная программа, методические разработки;

* литература по курсу.

4 — ый год обучения.

1. Материально — техническое обеспечение:

* коврики на всех;

* гимнастические маты;

* гимнастические скамейки;

* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.

2. Учебно — методическое обеспечение:

* учебная программа, методические разработки;

* литература по курсу.

Корректировка программы

«Лечебная физическая культура»

В программу внесены изменения — введены уроки здоровья (один из разделов программы Г. П. Зайцева «Здоровье»).

Цель:

формирование оздоровительных и физических способностей и потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения базовых возможностей оздоровительной и двигательной деятельности.

Задачи:

1. Формировать базовые способности, необходимые для двигательной деятельности и укрепления здоровья.

2. Обеспечить социально задаваемые нормы физического развития и физической подготовленности.

3. Формировать потребности в эффективном использовании средств по профилактике заболеваний и укрепления здоровья различными средствами физической культуры.

Требования к выпускнику школы:

· Овладение основами знаний, определенных программой, как минимум на уровне воспроизведения.

· Овладение системой базовых способов оздоровительной и физкультурной деятельности, определенных программой.

· Достижение социально задаваемых норм (на уровне не ниже среднего) физического развития и физической подготовленности.

С учетом сформированных цели и задач, уроки здоровья должны содержать знания, способы оздоровительной, гигиенической и физкультурной деятельности.

Расти здоровым. (1−4 классы)

Задачи курса: формирование потребностно — мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно — психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

Предметы курса: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита — Правила на всю жизнь», «Уроки Знайки», «Уроки Айболита — Половое воспитание», «Физическое воспитание».

Предмет «Физическое воспитание».

— Мышцы, кости и суставы.

— Осанка. Избыточная и недостаточная масса тела.

— Как закаляться. Солнечные и воздушные ванны.

— Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны.

— Как закаляться. Обтирание и обливание.

— Как правильно вести себя на воде.

— Игры и упражнения на воде.

— Народные игры.

— Подвижные игры.

— Спортивные игры.

Твое здоровье. (5−8 классы)

Задачи курса: создание мотивации здорового образа жизни; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля, программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Предметы курса: «Твое здоровье», «Укрепление организма», «Твое здоровье: Регуляция психики», «Твое здоровье: Формирование сексуальности», «Физическое воспитание».

Предмет «Физическое воспитание»:

— Скелет. Позвоночник.

— Скелетные мышцы.

— Физическое развитие и телосложение.

— Двигательная активность как средство саморегуляции.

— Программирование силовой подготовки.

— Обучение и совершенствование в избранном виде физкультурной деятельности или спорте.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector