Новгородские берестяные грамоты 1 страница

ИСТОРИЯ

 

Методические материалы по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы для обучающихся
по направлению подготовки 37.03.01 Психология,
квалификация выпускника – бакалавр, ведомственный профиль –
организация психологической работы в УИС,
заочная форма обучения

 

Вологда

2018

История: Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология, квалификация выпускника – бакалавр, ведомственный профиль – организация психологической работы в УИС, заочная форма обучения. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 91 с.

 

Подготовили:

А.Л. Кузьминых – профессор кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор исторических наук, доцент.

Н.А. Белова – доцент кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России 25 марта 2018 г., протокол № 3

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2018

© А.Л. Кузьминых, Н.А. Белова, 2018

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой изучения дисциплины «История» по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата).

Изучение отечественной истории составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Знание истории способствует интеллектуальному развитию личности, формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений.

Специфическая особенность заочного обучения в вузе – преобладающий характер самостоятельной работы. Являясь одним из важнейших элементов учебного процесса, самостоятельная работа слушателей заочной формы обучения представляет собой вид внеаудиторной учебной деятельности, направленной на непрерывное самообразование, который предполагает определенный уровень самостоятельности обучающихся от постановки задач до осуществления самоконтроля, обеспечивает творческое овладение профессионально необходимыми знаниями и навыками.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся должны руководствоваться принципами: а) целеустремленности и сознательной активности в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умениями и навыками к самостоятельному творческому мышлению; б) системности и последовательности в работе; в) планомерности. В самостоятельной работе слушателям рекомендуется использовать разработанные сотрудниками кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России учебно-методические пособия[1], а также литературу и ресурсы из фондов библиотеки института и других библиотечно-информационных систем. Самостоятельная работа слушателей предполагает: изучение и освоение рекомендуемой учебной и научной литературы, первоисточников; работу с конспектами лекций и семинаров; самопроверку полученных знаний путем ответов на вопросы; подготовку контрольной работы. Только такой подход к самостоятельной работе позволит каждому обучающемуся разобраться в учебном материале и успешно сдать экзамен.

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...

... особенности дистантного индивидуального консультирования? Назовите типичные ошибки консультантов. II. Самостоятельное изучение вопроса: «Мои представления об идеальном психологе-консультанте»: составление ... Назовите общие принципы эффективного индивидуального консультирования. Назовите основные направления работы с семейными проблемами в индивидуального консультировании. Охарактеризуйте процесс ...

Методические материалы по изучению дисциплины «История» включают методические рекомендации и указания по изучению теоретического материала, подготовке к семинарским занятиям, выполнению различных форм самостоятельной работы, подготовке к промежуточной аттестации (экзамену), а также материалы для проведения промежуточной аттестации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Для качественного усвоения материала, изложенного в лекциях по дисциплине «История», целесообразно придерживаться следующего алгоритма работы. На первом этапе следует ознакомиться с названием темы и формулировкой учебных вопросов, внимательно прочитать краткий текст лекции по данной теме, уделяя в ходе чтения особое внимание ключевым понятиям и определениям, а затем законспектировать прочитанное. На втором этапе для закрепления материала необходимо ответить на контрольные вопросы. На третьем этапе предполагается обращение к списку рекомендованной литературы с целью расширения знаний и закрепления учебного материала.

Тема 1. Методология истории

Учебные вопросы лекционного курса

1. Предмет исторической науки, ее роль в жизни общества

2. Методы исторической науки. Научные подходы к изучению прошлого.

3. Источниковедение. Виды исторических источников.

4. Историография. Научные подходы к изучению истории

 

Основные сведения по теме

1. Термин «история» (от греч. historia) имеет греческое происхождение и буквально означает «рассказ о прошлом». История – наука, изучающая прошлое человечества. Отечественная история изучает многовековой опыт формирования Российского государства и общества. История принадлежит к числу социально-гуманитарных наук. Она тесно связана с правом, экономикой, политологией, социологией, философией и другими социально-гуманитарными дисциплинами.

История выполняет ряд социально значимых функций:

— познавательная – изучение истории развития общества, выявление закономерностей исторического развития;

— воспитательная – формирование гражданских и нравственных качеств (патриотизм, уважение к традициям, гражданская ответственность и т. п.);

— мировоззренческая (функция социальной памяти) – идентификация и ориентация общества и личности в пространстве и времени;

9 стр., 4493 слов

Историческое развитие человеческого сознания

... этому становится возможным продолжение развития человеческого рода, его истории, которая состоит из многочисленных историй развития отдельных людей каждого нового поколения. В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для ...

— практически-прикладная – определение тенденций развития общества, выработка научно обоснованного политического курса.

2. Объективное освещение исторического прошлого возможно лишь при использовании различных методов. Метод – это путь исследования, способ получения и обоснования знаний. К числу специальных методов исторического исследования относятся:

1. историко-типологический – классификация исторических явлений и событий;

2. историко-генетический – выявление причин, этапов и итогов развития того или иного исторического явления;

3. историко-системный – установление взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии;

4. историко-сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени;

5. проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

6. ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий.

Методология – совокупность основных подходов и методов исследования.

Основные подходы к изучению истории:

1) субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди;

2) географический детерминизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда;

3) рационализм – подход, в соответствии с которым единственным источником исторического развития является разум;

4) эволюционизм – рассмотрение истории как процесса восхождения человечества на все более высокий уровень развития;

5) теологический подход – рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа;

6) формационный (марксистский) подход – рассмотрение исторического процесса как последовательной смены общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию.Человеческая история едина и прогрессивна, все страны проходят аналогичные стадии развития. Создатели формационной теории – К. Маркс и Ф. Энгельс (середина XIX века).

7) цивилизационный подход – рассмотрение исторического процесса как нелинейного (прерывистого) движения, смены различных культурно-исторических типов, обладающих неповторимым обликом, яркими характерными чертами и переживающих, как живой организм, этапы становления, расцвета и упадка. Большую роль в разработке цивилизационной теории сыграли А. Тойнби, О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский. Наибольшую популярность эта теория получила в конце ХХ века.

8) теория этногенеза – рассмотрение истории человечества как истории отдельных этносов (народов).

Каждый этнос существует не более 1500 лет, его исторический возраст определяется количеством пассионарности – биохимической энергии, приходящей из космоса в виде излучения и дающей способность к сверхнапряжению сил. Уменьшение запаса пассионарности приводит к гибели этноса. Автор теории – Л.Н. Гумилев (2-я половина XX в.).

4 стр., 1977 слов

Исторический подход в изучении педагогических явлений 3

... проблемы обучения и образования.( Вольфганг Ратке ) Знания это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.(источник Wikipedia ) Умения ... Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.(источник Wikipedia ) Педагогический процесс это специально ...

3. Любая наука строится на фактах. Историки извлекают факты в исторических источниках. Исторический источник – это любой носитель информации о прошлом. Вопросами изучения исторических источников занимается источниковедение. Выделяют три основные группы исторических источников:

1. Вещественные источники (предметы быта, одежда, инструменты, орудия труда, вооружение, украшения и т. д.).

2. Письменные источники появляются с возникновением письменности (летописи, жития, хроники, судебники, законодательные акты, грамоты, служебная и личная переписка и т. д.).

3. Устные источники (мифы, сказки, былины).

Изучению истории способствуют различные вспомогательные исторические дисциплины: хронология (изучает системы летоисчисления), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), генеалогия (родословные), нумизматика (деньги), метрология (системы измерения веса, длины, объема и т. п.), ономастика (собственные имена), топонимика (географические названия) и др.

4. Историография – историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли («история исторической науки»).

В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке. Ее основоположником считается современник Петра I В.Н. Татищев. В послепетровский период немецкие историки Г. Байер и Г. Миллер на основе изучения русских летописей создали норманнскую теорию (о призвании варягов).

Основоположником антинорманнизма (незначительной роли варягов в создании государства на Руси) считается М.В. Ломоносов.

Большое влияние на развитие исторической науки в России в 1830–1840 гг. оказали дискуссии между западниками (П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилами (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы).

Первые рассматривали российскую историю как часть общеевропейского процесса, вторые отстаивали ее самобытность. В XIX веке в России сложилась государственная школа историографии. Ее представители – Н.М. Карамзин «История государства Российского» (12 томов), С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» (29 томов), В.О. Ключевский «Курс лекций по русской истории» (78 лекций).

После Октября 1917 года в основу отечественной историографии был положен марксистский подход. Его родоначальником считается М.Н. Покровский – автор труда «Историческая наука и борьба классов». Значительный вклад в развитие исторической науки внесли М.Н. Тихомиров («Древняя Москва XII–XV вв.»), Б.А. Рыбаков («Язычество Древней Руси»), Л.Н. Гумилев («От Руси к России») и др.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает история? Каковы функции исторической науки?

2. Охарактеризуйте основные методы и научные подходы к изучению прошлого.

3. Что изучает источниковедение? Какие существуют виды исторических источников?

4. Перечислите вспомогательные исторические дисциплины и предмет их изучения?

5. Что такое историография? Назовите имена известных русских историков.

Литература

1. Белова Н.А. Отечественная история: учебно-методическое пособие для подготовки к экзамену / Н.А. Белова, А.А. Желтов, А.Л. Кузьминых. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. С. 8–27.

10 стр., 4717 слов

История становления и развития социальной психологии

... и в России. 1. Донаучный период становления социальной психологии Социальная психология прошла длительный путь развития. История ее развития как науки значительно моложе истории так называемого ... линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги «Государство» и «Законы»), где он высказал «коллективистское», общественно-центристское суждение: общество ...

2. История России: учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., переб. и доп. – М., 2015. С. 1–17. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=872766

3. История России: учебный словарь-справочник / под общ. ред. В.Ф. Блохина. – Брянск, 1996. 324 с.

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Электронный ресурс]. – М., 2018. С. 3–21. http://znanium.com/bookread2.php?book=944062

5. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 1: Образование и развитие Русского государства в IX–XVII веках. – Вологда, 2009. С. 9–44.

6. Мунчаев Ш.М. История России: учебник [Электронный ресурс] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2015. С. 9–17. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

7. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. – М., 2008. С. 8–18.

Тема 2. Образование и развитие Русского государства в IX–XVII вв.

Учебные вопросы

1. Этногенез восточных славян. Образование Древнерусского государства

2. Русские земли и княжества в условиях феодальной раздробленности и монголо-татарского ига (XI–XIII вв.)

3. Объединение русских земель и создание единого Русского государства в XIV–XVI вв.

4. Политическое развитие России в XVII в.

5. Социально-экономическое развитие России в XVI–XVII вв.

6. Русская культура в X–XVII вв.

 

Основные сведения по теме

1. Предки славян (праславяне) издавна населяли территорию от Балтийского моря на севере до южных степей, от Эльбы на западе до Оки на востоке. Греки их называли «сколотами» или «борисфенитами» – по месту обитания – реке Борисфену (так в древности назывался Днепр).

Примерно в VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие украинцы, белорусы, русские).

В среднем течении Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра – кривичи, по берегам Припяти – древляне. На Днестре, Пруте и северном побережье Черного моря жили угличи и тиверцы. Севернее, в западных областях современной Украины – волыняне. Еще севернее – от Припяти до Западной Двины – дреговичи. По левому берегу Днепра и вдоль Десны – северяне, по реке Сож, притоку Днепра – радимичи. Вокруг озера Ильмень – ильменские словене.

Основным занятием восточных славян являлось земледелие. У славян существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система (рубили лес – сжигали – сеяли зерно).

В южных районах основной системой земледелия был перелог. Из-за большого количество плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения оставляли отдыхать, затем переходили на новые поля вплоть до их истощения. Затем снова все повторялось.

С развитием земледелия было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Важное место в хозяйстве занимали также охота, рыболовство и бортничество. Пушнина и мед издавна являлись предметом торговли славян с соседними народами.

12 стр., 5606 слов

Общая характеристика основных теорий происхождения государства

... практике деятельности государственные интересы последних зачастую доминируют над интересами общества. Государство обладает характерными признаками и чертами отличающими его как от ... связывает именно с расцветом производящей экономики становлением земледельческих обществ раннеклассовых государств. Энгельс весьма вульгарно схематически привязал развитие первобытного общества к решающим ...

Славяне были язычниками. Язычество – форма религии, для которой характерно почитание множества богов (бог грозы и войны – Перун, богиня плодородья – Макошь, бог скота – Велес, бог ветра – Стрибог и т. д.).

К богам славяне обращались с помощью магических заклинаний. Существовали крупные культовые центры – святилища, где ставились идолы, совершались моления и приносились жертвы. Языческие жрецы назывались волхвами.

В VII–VIII вв. под влиянием появления новых орудий труда и повышения земледельческой технологии, у славян происходит разложение родового строя. Основной хозяйственной единицей вместо родовой общины становится соседская община, основной ячейкой которой являлась отдельная семья, которая обрабатывала свои надел. За общиной оставалось право распоряжения лесными и сенокосными угодьями, пастбищами, водоемами.

В 859 г. новгородцы, платившие тогда дань варягам (так в Древней Руси называли скандинавов, служивших дружинниками у русских князей), изгнали их за море. После этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы предотвратить кровопролитие, новгородцы решили пригласить варяжских князей, как третью сторону, стоявшую над борющимися группировками. В 862 г. князь Рюрик, живший на землях за Ладогой, был призван на Русь новгородцами, и с него началась княжеская династия. Один из его братьев Синеус сел в Белоозере, а Трувор – в Изборске.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив правивших там Аскольда и Дира, он объединил северные и южные земли в составе единого государства. Поскольку столица стала находиться в Киеве, это государство стало называться Киевской Русью.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые ее сформулировали приглашенные в Россию в XVIII в. немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Согласно этой теории, русские обратились к норманнам, для того чтобы те навели порядок на русской земле. В ответ на Русь пришли трое князей: Рюрик и два его брата – Синеус и Трувор. Основанием для подобной теории стало укоренившееся в трудах немецких историков положение об отсутствии предпосылок для образования государства у восточных славян.

По мнению антинорманистов (М.В. Ломоносов), определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами государство создать невозможно. Современные историки отмечают, что варяги сами не имели государственности и выступали в качестве наемных воинов (Л.Н. Гумилев).

Конец IX–X вв. – присоединение к Руси всех восточнославянских племен. Политический строй – раннефеодальная монархия во главе с великим князем, опиравшимся на войско (дружину: «старшую» – бояре, «младшую» – отроки) и совет старейшин. Важные функции выполняло народное собрание (вече), органом самоуправления была территориальная община (вервь).

Основная отрасль экономики – земледелие. В IX в. начинают складываться две формы поземельной собственности: земли великого князя и вотчины бояр (наделы за службу у князя, передаваемые по наследству).

13 стр., 6285 слов

Общая характеристика лит-ры Киевской Руси.

... и приобретает общественное значение. Личность автора: üКнязь должен заботиться о благе государства, его единстве, сохранении мира, и о народе. üКнязь – пример высокой нравственности. üОсновной порок ... злободневность, публицистичность, резкое осуждение княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Руси. Применяется хронологический принцип изложения материала, который придает летописи эффект цепи ...

Большинство сельского населения – свободные крестьяне-общинники (смерды).

К категории полузависимых относились закупы, отрабатывавшие полученную от землевладельца купу (ссуду) и рядовичи, работавшие на феодала по договору (ряду).

В личной зависимости находились холопы и челядь. Городское население составляли бояре, духовенство, купцы (лица, торговавшие с иностранцами – «гости»), ремесленники и пр. Основная масса горожан жила в посадах (торгово-ремесленных поселениях за стенами Кремля).

Форма взимания дани в Киевской Руси (объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани) называлась полюдьем. После подавления восстания древлян в 945 г., вызванного попыткой князя Игоря вторично взять с них дань, княгиней Ольгой были установлены пункты («погосты») и сроки для сбора дани, ее размеры («уроки»).

Укреплению государственности на Руси способствовало принятие православия в 988 г. при князе Владимире Святославовиче («Красном Солнышке»).

Возглавлял церковьмитрополит.

В первом письменном своде законов Древней Руси – «Русской правде» (краткая редакция – XI в., пространная – XII в.) содержались нормы, определявшие правовой статус отдельных групп населения и систему наказаний. Один из основных видов наказания – «вира» – денежный штраф, назначавшийся за убийство. С усилением местных феодалов (XI–XII вв.) возник новый орган власти – княжеский съезд. Съезд князей в г. Любече (1097) был созван с целью остановить междоусобицы. Расцвет Киевской Руси связан с именами Ярослава Мудрого (1019–1054) и Владимира (Всеволодовича) Мономаха (1113–1125).

Ее распад начинается после смерти Мстислава Великого в 1132 г.

2. Причины феодальной раздробленности: рост и укрепление городов, господство натурального хозяйства (экономическая самостоятельность, замкнутость вотчин), усиление политической власти князей и бояр на местах, борьба за лучшие княжения и территории, разделы вотчин между наследниками. Призыв к объединению Руси содержался в «Слове о полку Игореве».

Важнейшие центры политической раздробленности:

1. Владимиро-Суздальское княжество (северо-восток Руси, междуречье Оки и Волги).

Для него характерны обширные леса, плодородные речные долины, сильная княжеская власть. Наиболее выдающиеся князья: Юрий Долгорукий (1125–1157 гг., первое упоминание о Москве – 1147 г.), Андрей Боголюбский (1157–1174 гг., расцвет княжества), Всеволод Большое Гнездо (1176–1212).

2. Галицко-Волынское княжество (юго-запад Руси, территория от Полесья до Карпат).

Плодородные почвы, близость с Европой. Сильная власть князя. Наиболее выдающиеся князья: (Галицкий) Ярослав Осмомысл (1152–1187), (Волынский) Роман Мстиславович (1157–1174 гг., объединение обоих княжеств – 1199 г.), Даниил Романович (1176–1212).

3. Новгородская земля (Европейский Север от Карелии до Урала).

Развитие ремесел, промыслов, торговли. Форма правления – феодальная республика. Решающая сила – бояре, высший орган управления – вече, выбиравшее главу города (посадника) и руководителя ополчения (тысяцкого).

11 стр., 5093 слов

Иван IV Грозный

... Ивана: он якобы велел задушить пятнадцатилетнего князя Михаила, сына служилого князя Богдана Трубецкого. До поры до времени участие князя Ивана IV в управлении государством было простой видимостью. Власть ... Земский собор Во время правления Ивана Грозного был создан орган власти для обсуждения политических, экономических ... престол и стал государем великим и Всея Руси. Образовавшееся в конце XV - начале ...

Власть князя ограничена, наиболее выдающий из них – Александр Невский (даты жизни: 1220–1263 гг.) Республика существовала и в Пскове (1348–1510).

Последствия феодальной раздробленности: положительные – расцвет культурное и хозяйственное освоение новых территорий, рост городов, ремесла, торговли в княжествах; отрицательные – ослабление обороноспособности княжеств, их уязвимость перед внешней военной угрозой.

В XIII в. Русь вела борьбу на востоке с Золотой Ордой, на западе – со шведскими и немецкими феодами. 1223 г. – первое крупное сражение дружин южнорусских князей и половецкого войска с монголами и на р. Калке. 1237 г. – начало нашествия монгольских войск во главе с ханом Батыем на Северо-Восточную Русь. Первой была разорена Рязань. В 1240 г. пал Киев. Результатом походов Батыя на Русь в 1237–1241 гг. стало установление даннической зависимости от Орды. Дань с Руси в пользу Золотой Орды называлась выходом. Ее сбор осуществляли баскаки – чиновники, назначенные ханом. Русские князья получали у хана специальные грамоты на правление (ярлыки).

Русский народ вел долгую и упорную борьбу с завоевателями.

Немецкие и шведские феодалы, поддерживаемые католической церковью, претендовали на северо-западные земли Руси. 1240 г. – нападение шведов, 15 июля – битва на р. Неве. За эту победу князя Александра Ярославовича стали называть Невским. Через два года он возглавил борьбу с немецкими рыцарями и 5 апреля 1242 г. разбил их в Ледовом побоище на Чудском озере. Победы князя Александра Невского позволили Новгороду и Пскову отстоять независимость Руси и сохранить выход к Балтике.

3. Первое летописное упоминание оМоскве относится ко времени правления Владимиро-Суздальского князя Юрия Долгорукого (1147).

По мнению историков, возвышению Москвы способствовали следующие причины: выгодное географическое положение; удаленность от внешних врагов; большой приток населения, бежавшего от завоевателей с юга; гибкая политика московских князей по отношению к Орде; перенос из Владимира в Москву резиденции митрополита (1326).

Основателем династии московских князей стал Даниил Александрович (1276–1303) – сын А. Невского, получивший Москву в удельное правление. Важную роль в укреплении Московского княжества сыграли Иван IКалита (1325–1340) и Дмитрий Донской (1359–1389).

Центром объединения русских земель Москва стала в результате победы в Куликовской битве (1380).

На это сражение князя Дмитрия благословил Сергий Радонежский.

Завершение централизации русских земель связано с именем Ивана III. В период его правления были присоединены: Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485) и др. Иван III стал именоваться «государь всея Руси», в качестве герба от Византии был заимствован двуглавый орел. В 1480 г. окончательно свергнуто ордынское иго: «стояние» на р. Угре русских войск князя Ивана III и войск хана Ахмата закончилось отступлением последних. В 1497 г. принят Судебник – первый общерусский свод законов, установивший полноту власти царя (которому подчинялся высший совещательный орган – Боярская дума) и положивший начало юридическому оформлению крепостного права (введение «Юрьева дня», ограничившего крестьянские переходы двумя неделями в год после уплаты «пожилого» за проживание на земле феодала).

6 стр., 2732 слов

Сравнение психологических портретов Ивана Грозного и Петра Первого

... и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач ... выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие ... участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При ... 8 февраля] 1725 года) Последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и ...

Дело отца продолжил Василий III (1505–1533), присоединивший Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521).

Все русские земли объединились в Российское государство, в котором действовали общее законодательство и управление.

Иван IV Грозный (1533–1584) в три года остался без отца (Василия III).

За него правила мать Е. Глинская, которая умерла, когда сыну было восемь лет. Иван IV рос в обстановке борьбы за власть боярских группировок, дворцовых интриг и заговоров. Большую роль в наведении порядка в стране сыграл митрополит Макарий, венчавший в 1547 г. Ивана IV на царство. Сторонники царя светские (А. Адашев, А. Курбский) и духовные (Сильвестр, Макарий) объединились в Избранную раду – негласное правительство, инициировавшее реформы в стране. 1549 г. – созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного органа в государстве. 1550 г. – принятие нового Судебника, подтвердившего ограничение крестьянских переходов в «Юрьев день». 1551 г. – созыв Стоглавого собора, регламентировавшего церковную жизнь. Середина 1550-х гг. – отмена кормлений; введение должностей губных и земских старост; создание стрелецкого войска; формирование системы органов государственного управления – приказов. 1565–1572 гг. – опричнина (система жестких внутриполитических мер Ивана IV, направленная на укрепление самодержавия; разделение земель государства на царский удел (с особым войском и аппаратом управления) и земщину (территории, на которые переселялись подозреваемые «в измене» потомки удельных князей и бояре).

Внешняя политика Ивана IV: восточное направление (укрепление границ от внешних врагов) – взятие Казани (1552), Астрахани (1556), начало присоединения Сибири (походы Ермака – 1581–1582 гг.); западное (борьба за выход в Балтику) – Ливонская война (1558–1583).

После распада Ливонии (1561) основной противник – Речь Посполитая (Литва и Польша, объединенные по Люблинской унии 1569 г.), войско которой возглавлял Стефан Баторий.

4. Причины Смутного времени (1598–1613) – династический, хозяйственный, политический кризисы. Повод к началу Смуты – пресечение династии Рюриковичей и провозглашение царем Б. Годунова (1598) – первого избранного Земским собором правителя России. Он продолжил политику Ивана IV, которая вызвала недовольство всех слоев населения. Ситуацию не спасла и отмена из-за неурожаев 1601–1602 гг. «урочных» (сроков сыска беглых крестьян) и «заповедных лет» (временного запрета на их переходы).

Кризисом воспользовалась Речь Посполитая, и после смерти Б. Годунова в 1605 г. на престоле оказался польский ставленник Лжедмитрий I (Г. Отрепьев).

После его свержения и убийства в 1606 г. власть перешла в руки В. Шуйского, который при вступлении на престол подписал договор с боярами – «крестоцеловальную запись». Ему удалось подавить восстание И. Болотникова (1606–1607), с военной помощью Швеции начать действия против поляков (в 1609 г. разбиты под Москвой войска «тушинского вора» – Лжедмитрия II).

В 1610 г. В. Шуйский был свергнут своим окружением – советом бояр («Семибоярщиной»).

Бояре, присягнув польскому королевичу Владиславу, впустили поляков в Москву. Одновременно началось вторжение Швеции на Балтийское побережье.

Угроза утраты независимости России привела к идее всенародного ополчения. Февраль 1611 г. – формирование первого ополчения в Рязани (П. Ляпунов), октябрь 1611 г. – организация второго ополчения на Нижегородской земле (К. Минин и Д. Пожарский).

1612 г. – освобождение Москвы от поляков. 1613 г. – избрание на Земском соборе царем М.Ф. Романова.

1613–1645 гг. – правление Михаила Федоровича Романова. 1645–1676 гг. – правление его сына – Алексея Михайловича («Тишайшего»), 1676–1682 гг. – правление Федора Алексеевича. XVII век вошел в историю как «бунташный век» (1648 г. – «соляной бунт», 1662 г. – «медный бунт», 1668–1676 гг. – Соловецкий бунт, 1670–1671 гг. – восстание С. Разина).

Важнейшие события эпохи первых Романовых: 1649 г. – принятие первого печатного свода законов России «Соборного уложения», завершившего юридическое оформление крепостного права (установление бессрочного сыска беглых крестьян).

1653 г. – созыв последнего Земского собора; начало церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (сверка богослужебных обрядов и книг с греческими образцами).

1654 г. – присоединение к России Левобережной Украины. 1682 г. – отмена местничества (порядка назначения на должности в зависимости от знатности).