—       практический психолог = житейский (совпадают в одном лице)

  1. Специфика психологии как науки. Принципы научной психологии: активности, детерминизма, развития..

Психология — наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Психологические факты – отражение человеческой психики. Психология характеризует особенности конкретного индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера.

Научная Психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Взаимосвязь научной и житейской психологии:

—       активно проникают друг в друга (ЖП отстает от НП на 100 лет, но является ее основанием);

—       практический психолог = житейский (совпадают в одном лице)

Житейская психология — совокупность расхожих взглядовиверованийолюдяхижизни, характерных для основного населения.

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания — конкретны, носят интуитивный характер, основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, сильно подвержены моде, настроениям и слухам, часто иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональными наблюдением и организованным экспериментом

Вся житейская психология — по сути, практическая, но лишь часть практической психологии — житейская. Лучшая часть практической психологии имеет вполне научные корни, продумана, обобщена, рациональна, обоснована профессиональными наблюдениями и организованным экспериментом

Активность– категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой).

По Л.С.Выготскому, отношение человека к среде – есть отношение активное. Активность человека – направленное движение в социальном.

В процессе своего развития ребёнок учится управлять своей активностью.

19 стр., 9199 слов

Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...

... психология. Своебразный подход к выделению основной проблематики соц. психологии проявили представители таких научных направлений, как психология ... делится на 2-а вида: Житейская и Профессиональная Житейская – результат социализации, адаптации ... и отсутствия социального интереса. Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. ... –складывается из научных картин мира и знаний в области общения. ...

Л.С.Выготский использует понятие «активность» в том смысле, в котором его ввел в психологию Г. Дженкинс. Каждое живое существо обладает своим поведением (активностью), которое обусловленно органическим строением организма. Система активности ребёнка определяется на каждой ступени его возрастного развития степенью его органического развития, и степенью овладения орудиями (культурного развития)

Детерминизм в психологии(от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Психология развития(Возрастная психология) — отрасльпсихологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трех подотраслей:геронтопсихологии,детской психологии,пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

  1. Фундаментальные проблемы психологии. Психофизиологическая проблема и подход А.Р.Лурии.

психофизиологическая – проблема соотношения психики и тела, прежде всего — мозга;

психосоциальная – о зависимости психики от социальных процессов и роли психики в реализации социальных ролей индивидуально и в группах;

психопрактическая -.о психической регуляции практической деятельности и об изменениях психики в процессе этой деятельности;

психогностическая – об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности; частью этой проблемы является психофизическая – о соотношении субъективных качеств воспринятого образа и физических параметров воспринимаемого сигнала. 

Психофизиологическая проблема— вопрос об активном системном взаимодействиителаипсихики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.

Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом .А. Р. Лурия сформулировал генеральный принцип психофизиологических способов выявления у человека скрываемой им информации.

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях. В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

7 стр., 3163 слов

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

... разных видов деятельности. Психология в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются ... интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — ... чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного ...

5.Психология сознания. Законы ассоциаций. Метод интроспекции

Среди наиболее продуктивных идей научной психологии идея потока сознания, выдвинутая американским психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных. С т. з. Джемса,сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности и присваивает последней все остальные элементы познания. Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное сознание составляет основу личности какэмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей.

Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-то вещь, человек вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация. Различным видам ассоциаций было посвящено множество психологических трактатов. Когда психология превратилась в науку, ассоциации стали изучать экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других психических процессов. Было выяснено, с какими представлениями ассоциируются у испытуемых различные слова, сколько раз нужно повторить список слов, чтобы между ними возникли связи, позволяющие его целиком либо частично запомнить и т. д. Во всех случаях ставилась задача изучения работы сознания. Фрейд же использовал материал ассоциаций в других целях. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, он полагал, ассоциации следует вывести из-под контроля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась процедура психоанализа, его технический прием.

 Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работахР. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, иДж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекциюаналитическую,систематическуюифеноменологическое самонаблюдение.

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... направления (бихевиоризм, фрейдизм), игнорирующие ведущую роль сознания в поведении человека. В рамках диалектического материализма сознание понимается как ... человеческого Я рассматривается в истории философии. Сознание и психика Категория сознания в современной философии определяется как « ... развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок ...

ИНТРОСПЕКЦИЯ

— метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция).

Состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. Согласно Дж. Локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством — рефлексией.

6.Современные методы исследования сознания и расширение предмета психологии сознания. Семантические пространства и личностные конструкты.

7. Психология поведения. Закон эффекта. Оперантные рефлексы. Эксперимент в психологии

Психология поведения— общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях —активность,деятельность,действие,психическая энергия,психическое напряжение,психологические уровни,психологический автоматизм,психическая силаи др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и другие, которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

Закон Эффекта

закон, согласно которому люди стремятся повторить тот тип поведения, который позволяет им удовлетворить свои потребности, и избегают таких действий, которые не приводят к удовлетворению потребностей.

Оперантное поведение — это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели.

Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили

14 стр., 6994 слов

Психология девиантного поведения

... всегда строго осуждалось и наказывалось. Понятие нормы в психологии девиантного поведения Выше был оговорен предмет психологии девиантного поведения. Он включал отклоняющиеся от разнообразных норм: - ... расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни ...

8. Необихевиористкие методы исследования поведения и расширение предмета психологии поведения. Научение через наблюдение

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее и 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.

Следуя методологии операционализма сторонники необихевиоризма считали, что содержание понятия переменных промежуточных, обозначавшее <<наблюдаемые>> познавательные и мотивационные компоненты поведения, можно выявить экспериментально по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа реакций условных (наряду с классическими павловскими), получивших название реакций инструментальных, или оперантных.

Согласно теории, обусловливание классическое и инструментальное — универсальные механизмы научения, общие для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический: подкрепление приводит буквальна к закреплению в системе нервной связей и успешных реакций независимо от воли, желания или иной активности субъекта. Отсюда делались далеко идущие выводы, что посредством стимулов и подкреплений можно лепить любое поведение, манипулировать индивидом; что поведение жестко детерминировано и он в какой-то мере — раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Все эти выводы были в конечном счете следствием игнорирования сознания. Неисследование сознания всегда оставалось требованием бихевиоризма.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией о мире и зависимость от потребностей организма.

Используя идеи гештальт-психологии и фрейдизма, а также павловского учения о высшей нервной деятельности, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

9. Проблема бессознательного. Инстанции психики в психоанализе. Метод беседы в психологии

Бессозна́тельноеилинеосознава́емое— совокупностьпсихическихпроцессов, в отношении которых отсутствуетсубъективныйконтроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется вфилософии,психологииипсихоанализе, а также впсихиатрии,психофизиологии,юридическихнауках,искусствоведении. Впсихологиибессознательное обычно противопоставляетсясознательному, однако в рамкахпсихоанализабессознательное (Ид) исознательноерассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному (Ид) — осознаётся.

Я (Эго)— согласнопсихоаналитическойтеории, та часть человеческой личности, которая осознается какЯи находится в контакте с окружающим миром посредствомвосприятия.Яосуществляетпланирование,оценки,запоминаниеи иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.[1]

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

... законодательствах устанавливаются также возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязанности. А с ... изучающими человека. Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных ...

Сверх-Я(Супер-Эго) — впсихоанализетак обычно называютморальныеустановки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет.Совесть,стыд— всё это проявления Сверх-Я.

Оно, иногдаИд(лат.id,нем.das Esоно́) впсихоанализеявляется одной из структур, описанной Фрейдом. Являет собой бессознательную частьпсихики, совокупностьинстинктивныхвлечений.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза(сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг — собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Существуют два важных аспекта, связанных с этим умением. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

Рефлексивное слушание— стиль ведения беседы, в котором предполагается активноеречевоевзаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражениепсихологом чувств респондента
  4. Резюмирование

Нерефлексивное слушание— стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

10. Неофрейдисткие методы исследования неосознаваемого и расширение предмета психологии бессознательного. Архетипы, отчуждение, социальный характер, базовое доверие

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... конформное поведение; групповое давление. БЕСЕДА - получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Источником информации являются устные суждения индивида. ... человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции ...

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнгв рамках созданной им научной дисциплины —аналитической психологии— ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению спсихоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичныхпаттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается впсихоанализе.

Французский психоаналитик Жак Лаканпредложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлыхпсихотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком ианализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законамилингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современныхлакановских школах

Архети́п(отгреч.Αρχέτυπο — первообраз) — ваналитической психологии, основаннойКарлом Г. Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержаниеколлективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символикимифов, волшебныхсказок. Набор архетипов ограничен.

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.[1]

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой ( ... объясняет развитие и структуру личности, действие бессознательных сил, влечений, которые имеют врожденный характер. Ведущие ... Заключающееся в активном взаимоотношении субъекта с объектом мира, создание субъектом внутренней картины мира и регулированием на этой ...

Отчуждение (в психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности).

Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. В психологии понятие отчуждения впервые было использовано 3. Фрейдомдля объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически отчуждение выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации).Э. Фроммсущественно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, отчуждение индивида выступает в пяти формах: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии используется отчуждение и при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности (см. Деятельностное опосредование), с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания

Социальный характер— особый склад социального поведения

Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом и историком Э.Эриксоном и широко используется обществоведами. В интерпретации самого психолога, разрешение дилеммы базового доверия/недоверия к окружающему миру является важнейшим фактором становления личности. Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи по-разному определяют продолжительность этого периода – от года до 3-х), если нет «обрыва «в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь. Считается даже, что примерно первые пять месяцев жизни ребенок не воспринимает себя как отдельное от мамы существо. Ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослых.

11. Проблема структурирования реальности. Гештальтпсихология: методы исследования и основные результаты

Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

11 стр., 5108 слов

Методы изучения соматических и вегетативных реакций как отражения ...

... метод вызванных потенциалов; - томография. Среди методов изучения вегетативных реакций, как отражения психических явлений, можно выделить следующие группы методов: - методы оценки глазных ... оценки вегетативных сдвигов общего характера. 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1.1 Электроэнцефалография Электроэнцефалография - это метод регистрации спонтанной электрической ...

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение.

12.Проблема переработки информации и моделирования реальности. Когнитивизм: методы исследования и основные результаты (не менее трёх, на выбор)

Когнитивность может ярко выражаться в «домысливании» ситуации. Если брать, к примеру, два канала передачи информации телевидение и книгу, то можно отметить, что при просмотре ролика когнитивизм проявляется в меньшей степени, чем при прочтении книги. При чтении в мозге человека возникают яркие картины, домысливаются нерешенные ситуации, происходит работа мысли. Огромную роль в становлении когнитивизма сыграла теория когнитивного диссонанса, разработанная Леоном Фестингером в 1956 году. Он рассматривал состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни. Когнитивный диссонанс должен вызывать стремление либо изменить представления и знания в соответствии с реальностью (то есть стимулировать процесс познания), либо перепроверить поступающую информацию на предмет её истинности. Как таковой, когнитивизм редко используется как теоретическая основа для создания предвыборной кампании. Большинство политконсультантов делают упор на поведенческие реакции избирателей. Это выражается в желании сформировать общественное мнение, в социальном программировании.

13. Проблема развития личности. Гуманистическая и экзистенциальная психология: методы исследования и основные результаты (не менее трёх, на выбор

Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализацияличности,творчество,любовь,свобода,ответственность, автономия,психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-хгодовXX века, как протест против доминированиябихевиоризмаипсихоанализав США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесеныА. Маслоу,К. Роджерс,В. Франкл,Ш. Бюлер,Р. Мэй,С. Джурард,Д. Бьюдженталь,Э. Шостроми другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме вЦинциннатив сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Otvety_1_semestr — Стр 2

Экзистенциальная психология[лат. existentia — существование] — одно из направлений «гуманистической психологии». Э. п. изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Э. п. подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей Э. п. является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной Э. п. используются многие достижения психоанализа.

15. Психическое отражение и его свойства. Гипотеза уподобления (А.Н.Леонтьев

Психическое отражение– это наиболее сложный вид отражения, оно свойственно только человеку и животным.

Критерием психического отражения является способность организма реагировать не на непосредственно жизненно значимый раздражитель, а на другой, который сам по себе нейтрален, но несет в себе информацию о присутствии жизненно значимого воздействия.

Например, в одном из экспериментов по изучению поведения простейших животных – одноклеточных инфузорий, живущих в воде, их помещали в протяженный аквариум, одну часть которого подогревали до оптимальной для этих существ температуры и одновременно подсвечивали внешним источником света. Температура – жизненно значимое для инфузорий воздействие, поэтому они перемещались в нагретую зону. Свет же для них не является жизненно значимым воздействием.

Было проведено несколько таких серий экспериментов, а затем в контрольном эксперименте в аквариум с участниками прошлых опытов подсадили других инфузорий, после чего начали подсвечивать часть аквариума, не подогревая его. Оказалось, что инфузории ведут себя по-разному: те, что участвовали в предыдущих опытах, начали перемещаться к источнику света, инфузории же новички продолжали передвигаться хаотично, без всякой системы. В данном эксперименте эти простейшие существа демонстрируют способность к психическому отражению, которое существенно расширило возможности живых существ по их взаимодействию с внешней средой.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием внешнего мира (как зеркало, фотоаппарат или сканер), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Иными словами, психическое отражение – это субъективное отражение объективного мира, оно не существует вне субъекта и зависит от его субъективных особенностей.