Направление подготовки: Психология

41

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Направление подготовки: Психология

Профиль подготовки: Психология

Квалификация выпускника: бакалавр

Пермь

ПГПУ

2011

Рецензент:

д.псх.н., проф., зав.каф. психологии и педагогики Пермского государственного института искусств и культуры Дорфман Леонид Яковлевич

Авторы-составители: д.псх.н., проф., директор ИП ПГПУ Вяткин Бронислав Александрович;

к.псх.н., доцент Порошина Татьяна Ивановна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в профессию» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Психология.

Дисциплина входит в профессиональный цикл, базовая часть, относится к (Б3., Б.2) учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся по профилю Психология, преподавателей психологических дисциплин и аспирантов.

Согласовано:

Декан _______________ факультета психологии (Кирилова Н.А.)

Утверждено на заседании

учебно-методической комиссии

факультета ___________________:

Протокол № _______

«___» ________________2011г.

Председатель УМК _____________

Утверждено на заседании кафедры _________________:

Протокол № _______

«___» ________________2011г.

Зав. кафедрой _______________

Содержание

1. Цель изучения дисциплины 5

2. Место дисциплины в структуре ООП 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины 6

3.1. Принятая структура компетенций 6

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций 7

4. Объем дисциплины 8

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 9

5. Содержание дисциплины 9

5.1. Программа дисциплины 9

5.2. Содержание семинарских и практических занятий 11

6. Формы и методы обучения 22

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 23

1.1.Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 23

1.2.План-график самостоятельной работы студентов 24

7.3. Тематика эссе и методические рекомендации по их выполнению 24

7.4. Тематика исследовательских проектов и методические рекомендации по их выполнению 25

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 26

8.1. Основная литература 27

8.2. Дополнительная литература 27

8.3. Учебно-методические материалы 27

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 28

8.5. Материально-техническое обеспечение 28

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 29

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 29

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 31

9.2.1. Формы текущего контроля знаний 31

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций 31

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов 34

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации 35

9.4. Тестовые задания для проверки уровня сформированности компетенций, заявленных в рамках дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» 37

1. Цель изучения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются: ознакомление студентов с основными отраслями научной психологии, видами и сферами работы психологов-практиков, спецификой психологии как профессии. Формирование образа психолога-профессионала (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая).

Содействие развитию мотивации к освоению профессии психолог. Указанные цели конкретизируется в следующих задачах:

— сформировать у будущих психологов установку на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями,

— сформировать представление об основных направлениях работы психолога,

— способствовать формированию мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования,

— обеспечить условия для усвоения и утверждения этических принципов во взаимоотношениях с коллегами.

В содержании курса рассматриваются социальная значимость профессии психолога, требования, предъявляемые к личности психолога, его профессионально-важные качества.

2. Место дисциплины в структуре ооп

Дисциплина входит в профессиональный цикл, базовую часть учебного плана ООП.

Освоение дисциплины «Введение в профессию» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

  1. Психология труда, инженерная психология и эргономика (7 семестр);
  2. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях (5 семестр);
  3. Психологическая служба (7 семестр)

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Психология»

Общекультурные компетенции:

способность к пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Профессиональные компетенции: готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

Научно-исследовательская деятельность: способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

  • Знать: о целях и задачах основных направлений деятельности психолога-профессионала; основные виды профессиональной деятельности психолога в различных отраслях образования, народного хозяйства, медицины, промышленности; квалификационные требования к психологам различного профиля; морально-этические принципы работы психолога.

Уметь: навыками теоретического анализа научной психологической литературы; организовывать самообразование; способами обобщения и логического изложения материала

Владеть: ориентироваться в классификациях психологических профессий; анализировать типичные приемы работы психолога; выделять психические реалии из наблюдаемых жизненных ситуаций; определять индивидуально-личностные причины выбора специальности; определять свою профессиональную позицию психолога

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

ОК-10

ПК-3

ПК-10

Раздел 1.

+

+

+

1.

+

+

2.

+

+

+

3

+

+

Раздел 2.

+

+

+

4

+

+

5

+

Раздел 3.

+

+

+

6

+

+

+

7

+

+

8

+

+

Итого:

72

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вариант 1: для одного профиля с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная (полная)

Заочная (сокращенная)

Номера семестров:

4

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

72

Лекции (Л)

12

Практические занятия (ПЗ)

10

Семинарские занятия (СЗ)

6

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

44

Подготовка к лекциям

6

Подготовка к практическим занятиям

18

Конспект в рабочей тетради

4

Конспектирование и аннотирование статей и глав монографий

8

Подготовка тематических докладов

4

Участие в тестировании с обработкой и первичной интерпретацией результатов диагностики

4

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

72/2

Входной контроль (вид, № семестра)

Анкета – 1 семестр

Текущий контроль (вид, № семестра)

Тесты, доклады, эссе – 1 семестр

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) — № семестров

Зачет – 1 семестр

  

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

п/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. Работа

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

Обяз.

Доп.

Раздел 1.

1.

2.

3

Раздел 2.

4

5

Раздел 3.

6

7

8

Итого часов:

72

12

6

10

44

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1.

Тема 1.

Основные понятия.

Содержание темы.

Тема 2.

Основные понятия.

Содержание темы.

Тема 3.

Основные понятия.

Содержание темы.

Раздел 2.

Тема 1.

Основные понятия.

Содержание темы.

Тема 2.

Основные понятия.

Содержание темы.

Раздел 3.

Тема 1.

Основные понятия.

Содержание темы.

Тема 2.

Основные понятия.

Содержание темы.

Тема 3 .

Основные понятия.

Содержание темы.

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1. Занятие N 1 (семинарское).

Тема: Психология в современном обществе

Задание N 1.

Вопросы для подготовки и обсуждения на занятии:

1. Накопление и развитие психологических знаний в процессе исторического развития.

2. Объект и предмет психологии.

3. Психология — призвание и профессия.

4. Социальный заказ на психологические услуги.

Задание N 2.

Вспомните из собственной жизни или подберите в художественной или научной литературе, прессе примеры описания деятельности практического психолога.

Каким представлен практический психолог? Чем он занимается как специалист? Каково отношение к нему окружающих?

Литература:

Базовый учебник

Список источников и литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию М., 1994.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.

3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1997.

4. Роджерс К. Взгляд на терапию. Становление человека. М., 1994.

5. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии, 1990, №1.

6. Степанова М.А. Профессия: практический психолог. // Вопросы психологии, 2001, №5.

7.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1995. С.33-143, 584-632.

Темы презентаций и докладов:

1. Основные направления психологической науки.

2.История развития практической психологии в России.

3.Приоритетные направления развития психологии.

Тема 2. Занятие n 2 (семинарское) Тема: Этические основы профессиональной деятельности психолога

Задание 1.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Этика и мораль в жизни общества.

2.Социальная ответственность психолога.

3. Гуманистические ценности в деятельности психолога.

4. Этические стандарты профессиональной деятельности психолога.

Задание 2.

Подготовьте на основе материалов Этического кодекса психолога проблемную ситуацию для группового обсуждения с коллегами.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию М., 1994.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2002. С.31-35.
  3. Профессиональный кодекс этики для психологов. // Вопросы психологии, 1990.
  4. Роджерс К. Взгляд на терапию. Становление человека. М., 1994.
  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1995. С.423-471.
  6. Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога. // Вопросы психологии, 2002, №1.
  7. Этические стандарты психолога. //Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161.
  8. Этический кодекс психолога.// Психологическая газета, Иматон, 1996. N 2-10.

Занятие n 3 (практическое) Тема: Психодиагностика и психокоррекция в деятельности практического психолога

Задание N 1.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Психодиагностика как один из основных видов деятельности практического психолога: цели, содержание, особенности позиции практического психолога.

2. Психокоррекция: задачи, возможности, условия эффективности.

3. Соотношение психодиагностической и психокоррекционной деятельности в деятельности психолога.

Задание N 2.

Подберите в психологических журналах (“Вопросы психологии”, “Психологический журнал”, “Магистр”) или газетах (“Психологическая газета”) статью, относящуюся к одному из рассматриваемых видов деятельности, проанализируйте ее по следующему плану:

— цель деятельности,

— содержание деятельности,

— применяемые в работе средства.

Задание N 3.

Приведите примеры описаний жизнедеятельности психологов, занимавшихся (или занимающихся) психодиагностической, либо коррекционной работой.

Литература:

1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина. // Вопросы психологии, 1994, N 2, с. 123-130.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2002.

3. Психология. Словарь. // Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.

6. Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. // Вопросы психологии, 1995, N5.

7. Положение о психологической службе в образовании. // Вопросы психологии, 1989, N 6.

8. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1997.

Занятие n 4 (практическое) Тема: Психологическое консультирование в деятельности практического психолога

Задание N 1.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Психологическое консультирование как один из видов деятельности психолога.

2. Цели и содержание психологического консультирования.

3. Групповое и индивидуальное консультирование, их разновидности.

4. Особенности позиции психолога в консультировании.

Задание N 2.

Подберите в психологических журналах (“Вопросы психологии”, «Психологический журнал”, “Магистр”) или газетах (“Психологическая газета”, «Иматон») статью, раскрывающую особенности психологического консультирования, проанализируйте ее по следующему плану:

— цель деятельности,

— содержание деятельности,

— применяемые в работе средства,

— результат деятельности,

— личностные качества, необходимые для успешности деятельности.

Задание N 3.

Приведите из литературы примеры описания жизнедеятельности психолога — профессионального консультанта.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  2. Арнольд О.Р., Бутова Е.Л. Психологические эффекты дельфинотерапии. // Психологический журнал, 2001, №5.
  3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: МГУ, 1990.
  4. Вацлавик П. Конструктивизм и психотерапия. // Вопросы психотерапии, 2001, №5.
  5. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние. // Психологический журнал, 2000, №2.
  6. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Габардина И.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса. // Психологический журнал, 2001, №4.
  7. Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций. // Вопросы психологии, 2000, №3.
  8. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1997.
  9. Мелибруда Е. Я — ты — мы. М.: Прогресс, 1986.
  10. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов. // Вопросы психологии, 1999 №1.
  11. Молоканов М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. // Вопросы психологии, 1995, N5.
  12. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании. // Вопросы психологии, 2002, №1.
  13. Рабочая книга школьного психолога. // Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.
  14. Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии. // Вопросы психологии, 2001, №2.
  15. Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования. M., 1994.

Занятие n 5 (практическое) Тема: Психотерапия как направление в деятельности практического психолога

Задание N 1.

Вопросы для подготовки:

1. Немедицинская психотерапия — одно из направлений в деятельности практического психолога: специфика и взаимосвязь с другими видами деятельности.

2. Цели психотерапевтического воздействия.

3. Основные школы психотерапии:

— психоаналитическая,

— бихевиористская,

— экзистенциально-гуманистическая терапия,

— рациональная психотерапия и др.

4. Индивидуальная и групповая психотерапия.

5. Требования к личности психотерапевта.

Задание N 2.

Подберите в психологических журналах (“Вопросы психологии”, «Психологический журнал”, “Магистр”) или газетах (“Психологическая газета”) статью, относящуюся к одному из рассматриваемых видов деятельности, проанализируйте ее по следующему плану:

— цель деятельности,

— содержание деятельности,

— применяемые в работе средства.

Задание N 3.

Приведите из литературы примеры описания жизнедеятельности психолога — психотерапевта.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993.
  3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М., 1997.
  4. Мелибруда Е. Я- ты — мы. М.: Прогресс, 1986.
  5. Рабочая книга школьного психолога. // Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.
  6. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  9. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. М.: Класс, 1994.
  10. Цвейг С. Зигмунд Фрейд. // Врачевание и психика. М.,1990.
  11. Яновский М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии. // Вопросы психологии, 2001, №1.

Занятие №6 (семинарское) Тема: Самовоспитание и саморазвитие личности будущего психолога

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Научная организация умственного труда студента-психолога.

2. Условия развития профессионально важных качеств и умений психолога.

3. Слагаемые успеха в деятельности психолога.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1988.

3. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993.

4. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов. // Вопросы психологии, 1999, № 2.

Занятие №7 (практическое)

Тема: Профессиональная деятельность психолога

Деловая игра: Моделирование профессиональной деятельности психолога

Изучение данной темы осуществляется в форме деловой игры. Проведение деловой игры имеет целью формирование у первокурсников представлений о конкретных сферах психологии и направлениях осуществляемой на факультете подготовки специалистов по специализациям: психология в образовании, юридическая психология, психология управления и экономическая психология.

В процессе подготовки к игре студенты пытаются найти ответы на вопросы: Каков мой идеал практического психолога? Что сегодня во мне не соответствует моим представлениям о психологе? Что надо сделать, чтобы приблизиться к желаемому идеалу? Составление программы саморазвития.

Задачи участия в игре для студентов-первокурсников:

1. Конкретизация представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от специализации.

2. Усиление мотивации студентов на профессиональную подготовку.

3. Развитие опыта группового взаимодействия при решении интеллектуально-практических задач.

4. Обобщение и структурирование в систему знаний по курсу «Введение в профессию».

Подготовка к деловой игре предполагает выбор каждым студентом определенной специализации психологии (психология образования, психология управления, экономическая психология, юридическая психология, психология здоровья), чтение соответствующей литературы, общение со специалистами и студентами-старшекурсниками, структурирование материала по вопросам туров деловой игры.

Программа игры:

Первый тур. Самоопределение в игре. «Кто такой психолог…? «

Вопросы для обсуждения:

1. Мои ожидания от игры? Что я хочу получить от игры?

2. Чем занимается психолог соответствующей специализации?

3. Каковы объект и предмет деятельности психолога, специализирующегося в данной сфере?

4. Кто является клиентом и заказчиком?

5. Какие проблемы решает психолог?

Второй тур. Что надо сделать, чтобы стать психологом?

1. Разработка профессиограммы (определение личностных особенностей, умений, знаний, навыков, необходимых для успешной работы психолога).

2. Выяснение основного содержания программы саморазвития.

Третий тур. Представление ситуации из деятельности психолога. (Домашнее задание).

6. Формы и методы обучения

В ходе формирования компетенций по дисциплине «Введение в профессию» используются как традиционные, так и более современные технологии.

В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские занятия); технологии проблемного обучения (проблемные лекции, интерактивные лекции с использованием современных мультимедийных средств; выступление с докладом, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет); игровые и имитационные технологии (мозговой штурм и дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы);

Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии (конспектирование литературы, подготовка доклада, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике), а также технологии формирования научно-исследовательской деятельности (использование психодиагностического инструментария, подготовка отчетов и презентаций по итогам учебной работы).

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

  1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины

Наименование раздела

дисциплины

Формы самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

(ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование

в рабочей тетради

Написание реферата

Работа с монографией и статьями

Написание эссе

Составление аналитических таблиц (по итогам диагностики)

Составление глоссария по учебной дисциплине

исследовательская работа

Подготовка доклада

1.

6/0,17

6/0,17

6/0,17

18/0,5

2.

6/0,17

6/0,17

12/0,5

3

4/0,11

2/0,06

2/0,06

2/0,06

4/0,11

2/0,06

16/0,44

Итого:

16/0,44

14/0,39

6/0,17

2/0,06

2/0,06

4/0,11

2/0,03

46/1,28

  1. План-график самостоятельной работы студентов

п/п

Формы

самостоятельной работы

Раздел

дисциплины курса

Вид сам.

работы

Сроки

(неделя семестра)

Форма

контроля

Обязат.

Допол.

1.

Конспектирование

в рабочей тетради

№№ 1 – 3

+

1-15

Проверка

2

Работа с монографией и статьями

№№ 1 – 3

+

1-15

Ответы на семинарах, доклады

3

Написание эссе

№ 1

+

1-3

Проверка

4

Составление аналитических таблиц (по итогам диагностики)

№ 3

+

14-15

Проверка задания

5

Составление глоссария по ученой дисциплине

№ 3

+

13-15

Проверка глоссариев (групповые проекты)

6

исследовательская работа

№ 3

+

13-15

Проверка задания

7

Подготовка доклада

№№ 1-3

+

По выбору, с 1-12

Заслушивание на семинаре

8

Подготовка мультимедийной презентации

+

7.3. Тематика эссе и методические рекомендации по их выполнению

Студент-бакалавр в ходе усвоения дисциплины «Введение в профессию» должен подготовить минимум 1 эссе по темам, соответствующим вопросам семинарских занятий. Поощряется также разработка своих авторских тем. Темы эссе студенты выбирают к концу 1-й недели изучения дисциплины. Эссе также может быть связано по содержанию с докладом к семинарскому заданию.

Объем эссе не превышает 9-ти страниц текста, напечатанного в редакторе Word, шрифт Times New Roman, все поля 2 см, абзацный отступ 1, 25 см, интервал 1,5.

Структура эссе включает в себя: введение с обоснованием выбора темы работы и описанием проблемы, лежащей в ее основе, основную часть, имеющую заголовок, а также 2-3 параграфа, раскрывающего содержание эссе. Каждый такой параграф завершает краткое Резюме (2-3 основных вывода).

Завершается эссе кратким заключением и небольшим списком литературы (возможен даже только 1 источник), который оформляется в соответствии с принятыми требованиями (см., например, Положение о курсовой работе в Институте психологии ПГПУ, 2010 г).

В отличие от реферата и тем более курсовой или выпускной работы жанр эссе имеет значительно более свободную форму изложения. Особо поощряется преподавателем высказывание своей авторской позиции относительно восприятия того или иного вопроса, научной концепции, публикации, а также возможных перспектив их исследования и развития.

В эссе должна быть показана способность автора к индивидуальной адаптации научных текстов в рамках задаваемой тематики.

7.4. Тематика исследовательских проектов и методические рекомендации по их выполнению

  1. Особенности и динамика профессионального развития.
  2. Профессиональная пригодность и профессиональные способности.
  3. Формирование стиля общения как самостоятельной характеристики будущего психолога.
  4. Основные формы профессионального общения психолога.
  5. Определение морально-нравственных норм профессиональной деятельности психолога.
  6. Профессиограмма как краткое описание основных особенностей профессии.

7. Основные задачи и разделы практической психологии.

8. Студент как субъект учебной деятельности.

9. Особенности профессиональной подготовки психологов.

10. Гендерные аспекты профессионализации.

Темы презентаций по дисциплине

1. Понятие о профессии и ее роль в жизни человека.

2. Профессиональное самоопределение личности.

3. Основные направления психологической науки.

4.История развития практической психологии в России.

5.Приоритетные направления развития психологии.

6.Практический психолог сферы образования и обучения.

7.Методы исследовательской и практической работы психолога.

8.Профессионально-этический кодекс психолога.

9.Обзорная характеристика жизнедеятельности факультета психологии.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

№ п/п

Автор и название литературного источника

Выходные данные

Примечание

1.

В библиотеке и метод. кабинете – 40 экз.

2.

20 экз. в метод.кабинете.

3.

В метод.кабинете имеется электронная копия журнала

8.2. Дополнительная литература

№ п/п

Автор и название литературного источника

Выходные данные

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

20 экз.в библиотечном фонде ПГПУ

8.3. Учебно-методические материалы

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

 Автор

Наименование материалов

(с указанием шифра библиотеки, в случае, если он опубликован)

1.

Учебное пособие. – Пермь: ПОИПКРО, 2002. – 262 с.

(20 экз.в публичной библиотеке ПГПУ)

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. www.http/twirpx.com/ (сайт научной психологической литературы, доступной для прочтения и скачивания);

2. www.http/cepsydex.ru (сайт центра психодиагностики и экспериментальных исследований Института психологии ПГПУ).

8.5. Материально-техническое обеспечение

  • Для проведения лекционных и практических занятий используется ноутбук и мультимедийный проектор преподавателя, презентационное оборудование аудитории № 25 ИП ПГПУ, а также кабинет информатики ИП ПГПУ.
  • Используются также мультимедийные презентации, разработанные Т.И.Порошиной.

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

Входной контроль проходит на первом-втором занятиях по дисциплине (1-2 недели).

Содержание входного контроля включает в себя Анкетирование с целью выявления потенциальной готовности к формированию следующих компетенций (их составными частям):

1. способность к пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Профессиональные компетенции: готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

Научно-исследовательская деятельность: способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

Для изучения дисциплины студент должен:

знать:

уметь: использовать освоенный при изучении …………..понятийный научный аппарат в работе с научными публикациями

владеть: понятийным минимумом на уровне общей …………навыками конспектирования научных текстов, также студент должен владеть определенными навыками организации совместной деятельности субъектов образовательной среды.

Проведение входного контроля осуществляется с использованием процедуры анкетирования, включающей в себя вопросы……………., направленные на измерения уровня сформированности мотивационных параметров к овладению указанных компетенций по указанным дисциплинам, непосредственно связанных с дисциплиной «Введение в психолого-педагогическую деятельность».

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма текущего контроля

Контрольная (проверочная) работа

Компьютерное тестирование

Исследовательский (курсовой) проект (работа)

Работы на семинарских занятиях

Работы на практических занятиях

Лабораторная работа

Проверка конспектов

Парный взаимоконтроль

Обработка данных диагностики

1.

+

+

+

2.

+

+

+

3

+

+

+

+

+

Итого:

+

+

+

+

+

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

  • Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;
  • Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.

Код компетенции

Уровень сформированности

компетенции

Содержательное

описание уровня

Критерии оценки

знает

умеет

владеет

ОПК-

Пороговый

Знает:.

Основные понятия и положения концепции активности субъекта сферы жизни;

Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание компонентов структуры …………субъекта в конкретной сфере жизни.

отдельными приемами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной педагогической активности.

Повышенный

Способен с относительно большей самостоятельностью планировать и проводить обследование и сравнительный анализ …………….школьников и студентов с последующим консультированием учащихся и педагогов.

Результаты исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов с различным уровнем …….профессиональной активности.

С помощью специалиста более высокой квалификации проводить психодиагностическое обследование …….школьников или студентов

1).

Психодиагностическим и исследовательским инструментарием для организации сравнительного исследования ……….

2. Приемами консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и техник в рамках…….

ПК-3

Пороговый

Обучающийся должен:

Знать: Психологическую структуру и закономерности ……..субъекта сферы образовательных взаимодействий;

Уметь: Совместно со специалистами более высокой квалификации создавать условия для развития ……субъектов образовательной среды.

Основных понятий и положений концепции …..

Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание компонентов структуры …….субъекта в конкретной сфере жизни.

Отдельными приемами психолого-педагогического анализа ……..при взаимодействии с педагогами и другими специалистами

Повышенный

На этом уровне студент владеет основными навыками диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования по проблемам …….

Результатов исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов с различным уровнем их ……

С помощью специалиста более высокой квалификации проводить мониторинг …..

1).

Приемами интерпретации результатов сравнительных исследований уровня и особенностей…….

Код компетенции

Уровень сформированности

компетенции

Содержательное

описание уровня

Критерии оценки

знает

умеет

владеет

ПК-10

Пороговый

Знает:.

Основные понятия и положения концепции активности субъекта сферы жизни;

Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание компонентов структуры …………субъекта в конкретной сфере жизни.

отдельными приемами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной педагогической активности.

Повышенный

Способен с относительно большей самостоятельностью планировать и проводить обследование и сравнительный анализ …………….школьников и студентов с последующим консультированием учащихся и педагогов.

Результаты исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов с различным уровнем …….профессиональной активности.

С помощью специалиста более высокой квалификации проводить психодиагностическое обследование …….школьников или студентов

1).

Психодиагностическим и исследовательским инструментарием для организации сравнительного исследования ……….

2. Приемами консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и техник в рамках…….

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

  1. Житейская, академическая и практическая психология.
  2. Психология как профессия;
  3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов;
  4. Психологи как профессиональная общность,
  5. Профессиональная этика психолога.
  6. Социальный заказ на психологические услуги.
  7. Основные этапы становления практико-ориентированной психологии.
  8. Гуманистические ценности в деятельности психолога.
  9. Общая характеристика основных видов деятельности психолога.
  10. Психодиагностика как направление практической психологии и отрасль академической психологии.
  11. Основные этапы психодиагностической работы.
  12. Психологическая коррекция: задачи, алгоритм, содержание деятельности.
  13. Психотерапия как направление практической психологии: основные школы, содержание деятельности немедицинского психотерапевта.
  14. Факторы, обеспечивающие эффективность групповой работы в психотерапии.
  15. Психопрофилактика и психологическое просвещение: цели, содержание деятельности.
  16. Психологическое консультирование. Виды психологических консультаций.
  17. Интервью — основной метод консультирования. Стадии интервью.
  18. Классификация методов и техник, используемых в психологии.
  19. Понятие «метод» и «техника» в практической психологии.
  20. Общее понятие о методах психотерапии.
  21. Методология и техника психоанализа.
  22. Применение Т-групп в психотерапии.
  23. Характеристика гештальт-групп.
  24. Психотерапевтические возможности психодрамы.
  25. Арттерапия: сущность метода и возможности его применения в работе психолога.
  26. Группы встреч: характеристика, условия эффективности.
  27. Модели коммуникативного взаимодействия в деятельности психолога.
  28. Личность профессионала-психолога
  29. Профессионально важные качества и умения психолога.
  30. Задачи и индивидуальная программа личностного роста будущего психолога.

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: недифференцированный зачет.

Подготовка к зачету ведется по вопросам, совпадающим с вопросами для самопроверки (см. пункт 9.2.3).

9.4. Тестовые задания для проверки уровня сформированности компетенций, заявленных в рамках дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность»

I. Из предложенных вариантов выберите тот, который в наибольшей степени соответствуют понятию «Профессия»:

ПРОФЕССИЯ – ЭТО:

  1. Труд, выполняемый за вознаграждение
  2. Труд, дающий человеку определенный статус в обществе
  3. Труд, требующий специальной подготовки
  4. Ограниченный вид труда
  5. Труд общественно-полезный
  6. Труд, который признается личным самосознанием

А: 1,2,4

Б: 1,3,6

В: 2,3,5

II. Из вариантов ответа выберите тот, который в наибольшей степени характеризует научную психологию:

  1. знания конкретные, связанные с конкретной жизненной ситуацией, людьми, задачами
  2. знания носят интуитивный характер
  3. передается другим людям в ограниченных вариантах («из уст в уста»)
  4. знания носят обобщенный характер, основанные на общих закономерностях жизни людей
  5. Знания рациональные и осознанные
  6. Знания передаются через специфическую систему фиксации накопленного опыта

( ТV, радио, газеты)

  1. знания, полученные в результате специального исследования

А: 1,4,7

Б: 4,6,7

В:2,5,6

III. Выберите из перечисленных ниже качеств те, которые являются профессионально важными для практического психолога:

  1. высокий интеллект
  2. эмоциональная устойчивость
  3. стремление к самоанализу при работе с клиентом
  4. быстрота реакции
  5. рефлексивные способности
  6. сильная нервная система
  7. подвижность нервных процессов
  8. наблюдательность
  9. умение слушать

А: 2,5,8,9

Б: 1,8,5,3

В: 3,5,6,7

IV. Из перечисленных ниже выберите те правила, с помощью которых реализуется принцип не нанесения ущерба клиенту:

  1. знание разнообразных методов работы
  2. конфиденциальность
  3. знание нормативных документов
  4. беспристрастность психолога
  5. высокий уровень интуиции
  6. безопасность используемых методов работы
  7. добровольность участия клиента

А: 1, 3,4,6,

Б: 2,3,5,7,

В:2,4,6,7

V.Выберите из представленных ниже характеристик ответ, который в наибольшей степени характеризует профессиональную компетентность психолога:

  1. информировать о новых достижениях научной и практической психологии
  2. наличие высшего психологического образования
  3. давать личностно значимые рекомендации
  4. умение определять границу своей профессиональной компетентности
  5. знание нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога
  6. использовать то, чем владеет специалист
  7. умение адекватно определять личностные особенности других людей
  8. умение адекватно определять эмоциональное состояние других людей

А: 2,4,5,7,8

Б: 1,2,5,6, 8

В. 2,3,5,6,7,

Учебное издание

Вяткин Бронислав Александрович Порошина Татьяна Ивановна введение в профессию

Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов,

обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования»

Технический редактор

Компьютерный набор выполнен А.А. Волочковым, Т.И.Порошиной

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 16.06.2011. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,2. Авт. л. 1,2

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

ФГО БУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе

в Пермском государственном педагогическом университете

614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11