Московский государственный университет 5

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

___________________________________________________

­

Отделение высшего профессионального образования

Р. М. Лагидзе

Ю. Н. Харитонов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

’’КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ’’

Москва 2009 г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В настоящее время естественнонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, приобретая общекультурное значение.

Введение дисциплины «Концепции современного естествознания» в систему подготовки специалистов по специальности ’’Бухгалтерский учет, анализ и аудит’’ диктуется необходимостью преодоления различий между чисто гуманитарным и естественнонаучным образованием. Цель данного курса состоит в том, чтобы через систему знаний о законах, действующих в природе, расширить представления студентов:

  • о месте человека в эволюции Земли;
  • о направлениях развития организационно-экономической и научно-технической деятельности человека;
  • об использовании новых подходов во взаимодействии человека и природы в связи с ухудшающейся экологической обстановкой.

В результате изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны иметь широкое представление:

  • об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
  • о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
  • о самоорганизации в живой и неживой природе;
  • о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
  • о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
  • о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
  • о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования,
  • о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры;

Изучение предмета включает выполнение контрольной работы.

10 стр., 4776 слов

Человек – феномен природы

... Экологическое неблагополучие планеты оказывает негативное воздействие на здоровье людей. Разрушая природу, человек разрушает себя. В России процесс физической деградации человека усиливается нищетой, плохими условиями жизни, деморализацией больших масс ...

Тематическое содержание дисциплины

Введение

Научный метод. Методы эмпирического и теоретического познания. Общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия и моделирование. История развития естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития.

Континуальная концепция описания природы

Физические основы классической механики и границы ее применимости. Законы сохранения в механике.

Корпускулярная концепция описания природы

История создания квантовой механики. Волны де Бройля. Принцип неопределенности. Методика решения задач квантовой механики.

Фундаментальные взаимодействия в природе

Типы взаимодействий между частицами и классификация субъядерных частиц. Близкодействие и дальнодействие. Полевая модель взаимодействия. Квантовомеханическая модель взаимодействия. Иерархия объектов в природе.

Основы статистической физики

Динамические и статистические закономерности. Классическая и квантовая статистика. Принцип Паули. Распределение электронов по энергетическим уровням атома.

Химические системы

Строение молекул. Молекулярная энергия. Энергетика химических процессов. Взрыв. Горение. Реакционная способность веществ. Регатное состояние вещества

Вещество в статическом поле

Электрическое и магнитное поля. Вещество в электрическом и магнитном полях.

Колебания и волны

Основные понятия. Колебания и волны в живой и неживой природе. Колебания в экономике и социологии.

Основы теории относительности

Постулаты специальной теории относительности и следствия из них. Понятие об общей теории относительности. Принцип эквивалентности и симметрия в природе.

Термодинамика открытых и закрытых систем

Первое и второе начала термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Принцип возрастания энтропии. Статистический смысл второго начала термодинамики. Самоорганизация в живой и неживой природе. Основы синергетики.

Основы современной космологии

Общее представления. Наша Галактика. Прошлое и будущее Вселенной. Проблемы начала космического расширения. Эволюция звезд. Квазары. Кометы, метеоры и метеориты. Солнце и его влияние на планету Земля.

Вопросы геологии

История геологического развития Земли. Современная концепция развития геосферных оболочек.

Живые системы

Биомолекулы. Особенности биологического уровня организации материи. Происхождение жизни. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

Биосфера

Многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек.

Физиологические основы здоровья человека

Физиологические основы психики и социального поведения человека. Эмоции, творчество, работоспособность.

25 стр., 12359 слов

Теория развития личности Э. Эриксона

... исследования: этап развития личности школьного возраста. Цель курсовой работы: Изучить сущность и содержание теории развития личности Эрика ... на природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у Фрейда. Центральным для эриксоновской теории развития эго ... заканчиваются вступлением ребенка в пубертат. В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим ...

Человек и проблемы сохранения жизни на Земле

Человек, биосфера и космические циклы. Экология и здоровье. Биоэтика. Необходимость охраны природы и рационального природопользования. Человек и эволюция Земли. Путь к единой культуре.

Особенности подготовки контрольной работы

Контрольная работа является важнейшей формой изучения дисциплины.

Она развивает самостоятельность мышления студента, формирует навыки информационного поиска, изложения мыслей своими словами, составления тезисов работы. Именно в процессе самостоятельной работы происходит глубокое усвоение концепций, законов, выводов.

Текст контрольной работы может быть подчинен раскрытию одной из проблем естествознания, одному явлению, закону, концепции. Контрольная работа может носить также обзорный характер.

Контрольная работа должна состоять из следующих частей:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Основной текст.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Образец оформления титульного листа представлен на странице ­­­­19.

Во Введении необходимо показать актуальность рассматриваемой проблемы, определить основную цель работы.

В Основной части работы следует провести достаточно подробное теоретическое освещение как темы в целом, так и отдельных вопросов, относящихся к ней. В работе не следует брать более пяти – шести вопросов, так как это приведет к их поверхностному рассмотрению. Основную часть работы рекомендуется изложить на 20-25 страницах стандартного листа, через 1,5 интервала.

В Заключении необходимо привести обобщение сведений, приведенных в основной части работы, дать выводы.

Список тем курсовых работ приведен на странице­­­­ 8. На страницах 9 – 18 вместе с темами приведены те вопросы, которые должны быть освещены для полного раскрытия темы. Каждая тема сопровождается также рекомендуемой литературой. Следует отметить, что вопросы, входящие в тему, и литература носят рекомендательный характер, и студент самостоятельно может компоновать основную часть курсовой работы и расширить список необходимой литературы.

Перечень тем контрольных работ

№ темы

  1. Предмет изучения и функции современного естествознания.
  2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
  3. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
  4. Законы сохранения в механике.
  5. Физика полей.
  6. Квантовые свойства света.
  7. Волновые свойства частиц.
  8. Вероятный характер физических законов микромира.
  9. Континуальная и корпускулярная концепции физики.
  10. Фундаментальные взаимодействия в природе.
  11. На пути построения единой теории поля.
  12. Классическая и квантовая статистика.
  13. Специальная теория относительности.
  14. Элементы общей теории относительности.
  15. Предмет познания химической науки и ее место в естествознании.
  16. Развитие химических концепций.
  17. От физики и химии к геологии и биологии.
  18. Синергетика как наука о процессах самоорганизации различных систем.
  19. Энтропия и информация в живых системах.
  20. Современные представления о возникновении и развитии Вселенной.
  21. Влияние Космоса на земные процессы.
  22. Панорама современного естествознания.
  23. Симметрия и асимметрия в природе.
  24. Проблема ’’порядок – беспорядок’’ в природе и обществе.
  25. Особенности биологического уровня организации материи.
  26. Проблема возникновения жизни на Земле.
  27. Генетика и эволюция.
  28. Развитие идей об эволюции жизни.
  29. Законы экологии.
  30. Происхождение и эволюция человека.
  31. Проблема человеческого сознания в современной науке и философии.
  32. Субъективный мир человека.
  33. Биологические и социальные факторы в развитии личности.
  34. Ноосфера.
  35. Принцип универсального эволюционизма.

Рекомендуемые вопросы и литература к контрольным работам

Тема 1

4 стр., 1527 слов

Темы контрольных работ по дисциплине «Теория обучения»

... анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению. Тематика контрольных работ по курсу «Теория обучения и нормативно-правовое обеспечение образования» 1. Сущность и ... правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе. Темы контрольных работ по дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников» Понятие, сущность и содержание воспитательного ...

Предмет изучения и функции современного естествознания

  1. Синтезирующая роль естествознания.
  2. Объяснение окружающего мира и предвидение его развития – основная задача естествознания.
  3. Естествознание – источник научно – технического прогресса.

Литература

[3,5,12 – 16].

Тема 2

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

  1. Два типа мышления: рациональное и гуманитарное.
  2. Преодоление противоречий между гуманитарной и технической культурами – настоятельная необходимость современности.
  3. Гуманитарный и естественнонаучный способы моделирования окружающего нас мира.

Литература

[1, 17 – 20].

Тема 3

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости

  1. Основные понятия классической механики.
  2. Основные законы классической механики.
  3. Преобразования Галилея. Принцип относительности в классической механике.
  4. Границы применимости классической механики.

Литература

[1, 20 – 23].

Тема 4

Законы сохранения в механике

  1. Работа. Механическая энергия.
  2. Закон сохранения механической энергии.
  3. Закон сохранения импульса.
  4. Закон сохранения момента импульса.

Литература

[20 – 23]

Тема 5

Физика полей

  1. Гравитационное поле.
  2. Электрическое поле.
  3. Магнитное поле.
  4. Теория близкодействия и дальнодействия.

Литература

[20 – 23]

Тема 6

Квантовые свойства света

  1. Тепловое излучение. Формула Планка.
  2. Тормозное рентгеновское излучение.
  3. Фотоэффект. Фотоны.
  4. Эффект Комптона.

Литература

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в ... Методы контроля сознания, мышления, поведения. Общие принципы вывода из деструктивных культов. Прочитать и ... эмоции: зачем, влияние этого воздействия на жизнь, жизнедеятельность, эмоц окраска. Эмоции как регулятор ... времени, степени выраж и адекватности. Теория функц систем Анохина - повторить! Акцептор ...

[20 – 23]

Тема 7

Волновые свойства частиц

  1. Постулаты Бора.
  2. Гипотеза де Бройля.
  3. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Литература

[1, 17, 20 – 23].

Тема 8

Вероятный характер физических законов микромира

  1. Что такое пси – функция?
  2. Уравнение Шредингера.
  3. Принцип суперпозиции.
  4. Туннельный эффект.

Литература

[1, 17, 19 – 23].

Тема 9

Континуальная и корпускулярная концепции физики

  1. Проблема материи – важнейшая проблема философии и естествознания.
  2. Корпускулярная концепция.
  3. Континуальная концепция.
  4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов.

Литература

[6, 24, 25,26].

Тема 10

Фундаментальные взаимодействия в природе

  1. Типы фундаментальных взаимодействий между частицами.
  2. Полевая модель взаимодействия.
  3. Квантовомеханическая модель взаимодействия.

Литература

[1, 17, 20 – 23].

Тема 11

На пути построения единой теории поля

  1. Концепции единой теории поля.
  2. Структурные единицы вещества.
  3. Единая калибровочная природа различных типов физических взаимодействий.
  4. Концепция вакуума.
  5. Антропный принцип.

Литература

[2 (часть 1), 5, 27 – 30].

Тема 12

Классическая и квантовая статистика

  1. Классическая статистика.
  2. Принцип Паули.
  3. Квантовая статистика.

Литература

[1, 20 – 23, 31].

Тема 13

Специальная теория относительности

  1. Опыт Майкельсона – Морли.
  2. Преобразования Лоренца.
  3. Основные постулаты и следствия специальной теории относительности.
  4. Интервал.
  5. Преобразование и сложение скоростей.
  6. Релятивистские импульс и энергия.

Литература

[1, 20 – 23, 32 — 34].

Тема 14

Элементы общей теории относительности

  1. Принцип эквивалентности.
  2. Основные выводы общей теории относительности.
  3. Искривление световых лучей Солнца. Гравитационное красное смещение.

Литература

[1, 35, 36].

Тема 15

Предмет познания химической науки и ее место в естествознании

  1. Предмет познания и структура химической науки.
  2. Взаимосвязь химии и физики.
  3. Взаимосвязь химии и биологии.

Литература

5 стр., 2060 слов

Презентация на тему: Современные методы диагностики в психиатрии

•Беседа с психически больным человеком может осложняться тем, что не все больные добровольно обращаются за помощью к врачу, у них может вообще отсутствовать желание и способность вступать в контакт, многие из них склонны скрывать свои душевные переживания. По этой причине, отношения между врачом и больным в психиатрии оказывает значительное влияние на то, что больной расскажет доктору о своем ...

[5, 8, 19, 37].

Тема 16

Развитие химических концепций

  1. Предмет химической науки.
  2. Развитие химических знаний.
  3. Взаимосвязь химии и физики.
  4. Синтез новых материалов.
  5. Химические элементы и самоорганизация сложных систем.

Литература

[4, 19, 38].

Тема 17

От физики и химии к геологии и биологии

  1. Соотношение между физическим и химическим взаимодействиями.
  2. От физики и химии к геологии и биологии.

Литература

[3, 39, 40].

Тема 18

Синергетика как наука о процессах самоорганизации различных систем

  1. Второе начало термодинамики.
  2. Открытые системы.
  3. Самоорганизация различных систем и синергетика.
  4. Примеры самоорганизации различных систем (физических, химических, биологических, социальных).

Литература

[1, 6, 41 — 43].

Тема 19

Энтропия и информация в живых системах

  1. Взаимосвязь энтропии и информации.
  2. Понятие ценности информации.
  3. Физические модели, объясняющие живую природу.

Литература

[1, 2 (часть 2), 44 – 47].

Тема 20

Современные представления о возникновении и развитии Вселенной

  1. Модель Большого Взрыва, ее условность.
  2. Принцип несотворимости и неуничтожимости материи.
  3. Эволюция галактик.
  4. Проблема ’’тепловой смерти’’ Вселенной.

Литература

[5, 48, 49, 50].

Тема 21

Влияние Космоса на земные процессы

  1. Земля как элемент Солнечной системы.
  2. Космизм как особая форма мировоззрения.
  3. Влияние солнечной активности на жизнь на Земле.

Литература

[3, 51 — 54].

Тема 22

Панорама современного естествознания

  1. Достижения современной физики.
  2. Современная астрофизика.
  3. Достижения современной химии.
  4. Биология XX века: познание молекулярного уровня жизни.

Литература

[3, 5, 55 — 61].

Тема 23

Симметрия и асимметрия в природе

  1. Примеры симметрии и асимметрии в неживой и живой природе.
  2. Связь симметрии с законами сохранения.
  3. Принцип Вейля.
  4. Хиральность молекул живой природы.

Литература

6 стр., 2789 слов

Глава 1. Кейнсианская концепция теории потребления

... а также, в известных пределах, денежную эмиссию. Глава 1. Кейнсианская концепция теории потребления В кейнсианской концепции поведение потребителя интерпретируется принципиально иным образом. Во-первых, величина дохода ... Здесь обозначился его интерес к теории денег, верность которой он сохранял всю жизнь. В 1919 году выходит книга «Экономические последствия Версальского договора», ставшая ...

[2 (часть 1), 62 – 68].

Тема 24

Проблема ’’порядок – беспорядок’’ в природе и обществе

  1. Основные понятия синергетики. Бифуркация.
  2. Диссипативные структуры.
  3. Самоорганизующиеся системы.
  4. Принцип производства минимума энтропии.

Литература

[2 (часть 1), 13, 69 — 72].

Тема 25

Особенности биологического уровня организации материи

  1. Историзм – фундаментальный принцип науки о живой природе.
  2. Использование термодинамического метода для изучения живого организма.
  3. Концепции происхождения живого.

Литература

[2 (часть 2), 45, 73 — 75].

Тема 26

Проблема возникновения жизни на Земле

  1. Развитие основных идей о зарождении жизни на Земле.
  2. Гипотеза А.И. Опарина о коарцеватной стадии зарождения жизни.
  3. Этапы предбиологической эволюции простейших форм жизни.
  4. Новейшая концепция о первичном зарождении белковых и нуклеиновых систем.

Литература

[3, 76 — 79].

Тема 27

Генетика и эволюция

  1. Основные понятия генетики.
  2. Развитие генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Генетика популяций.
  3. Генная и клеточная инженерия.

Литература

[3, 80 — 83].

Тема 28

Развитие идей об эволюции жизни

  1. Исторические этапы развития жизни.
  2. Эволюционная теория Ламарка.
  3. Дарвиновская эволюционная теория.

Литература

[3, 84 — 86].

Тема 29

Законы экологии

  1. Дарвинизм и экология.
  2. Биосфера и эволюционный процесс.
  3. Синтетическая теория эволюции.

Литература

[3, 81, 82, 83, 87].

Тема 30

Происхождение и эволюция человека

  1. Место человека в научной классификации живых существ.
  2. Этапы становления и эволюции человека.
  3. Проблемы антропосоциогенеза.

Литература

[3, 81, 88 — 91].

Тема 31

Проблема человеческого сознания в современной науке и философии

  1. Современные подходы к проблеме сознания.
  2. Информация в неживой и живой природе.
  3. Понятие психики.
  4. От психики животных к сознанию и речи человека.

Литература

[3, 92 — 94].

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... Рубинштейн, Б.М. Теплов, В. Штерн, А. Бине и Т. Симон и др.). Основные современные зарубежные концепции одарённости. (Дж. Рензули, Ф. Монкса, К. Хемлера и др.). Концептуальные подходы ... положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и ...

Тема 32

Субъективный мир человека

  1. Эмоции, творчество, интеллект.
  2. Сознание и самосознание.
  3. Сознательное и бессознательное.

Литература

[3, 95 — 98].

Тема 33

Биологические и социальные факторы в развитии личности

  1. Эволюционная теория развития.
  2. Революционная теория развития.
  3. Стохастическая теория развития.
  4. Функциональная теория развития.

Литература

[5, 99 — 102].

Тема 34

Ноосфера

  1. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
  2. Разнообразие представлений о ноосфере.
  3. Новые подходы к осмыслению ноосферы.

Литература

[5, 103 — 107].

Тема 35

Принцип универсального эволюционизма

  1. Сущность универсального эволюционизма.
  2. Концептуальные основы универсального эволюционизма.
  3. Эволюционизм – важнейшая составная часть научного мышления.

Литература

[5, 69, 108 — 110].

ПРИЛОЖЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

’’КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ’’

на тему: «————————————————»

Выполнил: студент (ка) группы …

——————————

­­(Фамилия И.О.)

Проверил: ——————————-

(Фамилия И.О.преподавателя)

Москва 2— г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Никитенко В.А., Прунцев А.П. Концепции современного естествознания. М., МГУ ПС (МИИТ), 2005.
  2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. Части 1,2. М., Издательство МГУП, 2000, 2001.
  3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., ВЛАДОС, 2003.
  4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., ЮНИТИ, 1998.
  5. Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания.( Под ред. Самыгина С.И.).

    Ростов – на – Дону, ’’Феникс’’, 2002.

  6. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов – на – Дону, ’’Феникс’’, 2000.
  7. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., ’’Проспект’’, 2003
  8. Грушевицкая Т. Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., ЮНИТИ, 2003.
  9. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. М., Юрайт, 2003.
  10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., Культура и спорт, 1997.
  11. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., Центр, 1997.

Дополнительная литература

  1. Иванов Б.П. Физическая картина мира. С.-П., 2000.
  2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г.

Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

4 стр., 1683 слов

Концепции Гальперина и Давыдова

... за рубежом. На начальных этапах развития концепции содержательного обоб-щения под ... современного социализма отчетливо показали, что эмпирико-рассудочный тип мышления не соответствует требованиям общества к развитию ... им совместно с Д.Б. Элькониным теории учебной деятельности. Согласно последней ... соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу. Концепция развивающего обучения В.В. ...

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  2. Наука и общество на рубеже веков. М., 2000.
  3. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  4. Грибов Л.А., Прокофьева Н.И. Основы физики. М., Наука, 1995.
  5. Суханов А.Д. Проблема становления естественнонаучного образования гуманитариев. Вестник РУДН, серия ’’Фундаментальное естественное образование’’. 1995, т. 1, с.8.
  6. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина. Естествознание. М., Агар, 1996.
  7. Орир Дж. Физика, т. 1,2. М., Мир, 1981.
  8. Яворский А.А., Детлаф Б.М. Курс физики. М., Высшая школа, 2001.
  9. Трофимова Т.И. Курс физики. М., Высшая школа, 2000.
  10. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Ф. Основы физики. М., Высшая школа, 2002.
  11. Философские проблемы естествознания (Под ред. Мелюхина С.Т.).

    М., Высшая школа, 1985.

  12. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. Издательство Ростовского университета, 1972.
  13. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л., ЛГУ, 1970.
  14. Дэвис П. Суперсила. М., 1989.
  15. Кейн Г. Современная физика элементарных частиц. М., 1990.
  16. На пути к единой теории поля. М., 1980.
  17. Фундаментальная структура материи. М., 1984.
  18. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., Мир, 1972.
  19. Спасский Б.И. Физика для философов. М., МГУ, 1989.
  20. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., Наука, 1965.
  21. Лили С. Теория относительности для всех. М., Мир, 1984.
  22. Философские проблемы теории относительности Эйнштейна и релятивистской космологии. Киев, Наукова думка, 1965.
  23. Эйнштейн и теория гравитации. М., Мир, 1979.
  24. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.
  25. Браун Т., Лемей Т.Ю. Химия в центре наук. М., 1983.
  26. Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Л., 1976.
  27. Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М., 1973.
  28. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., Мир, 1985.
  29. Хакен Г. Синергетика. М., Мир, 1980.
  30. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990.
  31. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968.
  32. Волькенштейн М.В. Биофизика. М., Наука, 1988.
  33. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. М., Мир, 1967.
  34. Шредингер Э. Что такое жизнь? 1. М., Атомиздат, 1972. г. Ижевск, Редакция журнала ’’Регулярная и хаотическая динамика’’, 1999.
  35. Иванов Б.П. Физическая модель Вселенной. С. – П., 2000.
  36. Новиков П.Д. Как взорвалась Вселенная. М., 1988.
  37. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1987.
  38. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977.
  39. Философия русского космизма. М., 1993.
  40. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1977.
  41. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиоотараксия. М., 1995.
  42. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XXстолетия. Учебное пособие. М., Логос, 2000.
  43. Физика XIX-XXвв. в общенаучном и социокультурном контекстах. ФизикаXXвека и ее связь с другими разделами естествознания. М., Янус – К, 1997.
  44. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.
  45. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: Частицы, поля, заряды. М., 1988.
  46. Научно – технический прогресс. Словарь. М., 1987.
  47. Структура и развитие науки. М., 1978.
  48. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  49. Вейль Г. Симметрия. М., Наука, 1968.
  50. Вигнер Ю. Этюды о симметрии. М., Мир, 1971.
  51. Гильде В. Зеркальный мир. М., Мир, 1982.
  52. Раушенбах Б.В. Пристрастие. М., Аграф, 1997.
  53. Тарасов Л.В. Этот удивительный симметричный мир. М., Просвещение, 1982.
  54. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. М., Просвещение, 1985.
  55. Эллиот Дж., Добер П. Симметрия в физике. М., Мир, 1983.
  56. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., Наука, 1990.
  57. Климонтович Ю.Л. Нелинейная динамика открытых систем. М., Наука, 1995.
  1. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в философских науках. М., Наука, 1985.
  2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Мир, 1986.
  3. Мэрион Дж. Общая физика с биологическими примерами. М., Высшая школа, 1986.
  4. Певзнер Л. Основы биоэнергетики. М., 1977.
  5. Петухов С.В. Биосилитоны. Тайна живого вещества. М., 1999.
  6. Бернал Дж. Возникновение жизни. М., 1969.
  7. Камшилов М.М. Материалистическая диалектика как общая теория развития: Проблема развития в современных науках. М., 1983.
  8. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1960.
  9. Удуман Н.К. Концепция самоорганизации и проблемы молекулярной эволюции. М., 1994.
  10. Вавилов В.И. Жизнь коротка, надо спешить. М., 1990.
  11. Общая биология. М., 1980.
  12. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М., 1980.
  13. Яблоков А.В. Популяционная биология. М., 1987.
  14. Солопов Е.Ф. Движение и развитие. Л., 1974.
  15. Смирнов И.Н. Эволюция живой природы как диалектический процесс. М.,1975.
  16. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. М., 1969.
  17. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
  18. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1986.
  19. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
  20. Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. Новосибирск, 1990.
  21. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.
  22. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.
  23. Сергеев Б. Тайны памяти. М., 1995.
  24. Шерстюк Л. Неопознанное в психике человека. М., 1982.
  25. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М., 1977.
  26. Лейбин В.М. Фрейд, Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  27. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  28. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.
  29. Немов Р.С. Психология. М., 1994. В двух книгах.
  30. Попов С. Сознание и социальная среда. М., 1979.
  31. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.М., 1995.
  32. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  33. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  34. Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная. М., 1995.
  35. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1991.
  36. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: Истоки, становление, перспективы. М., 1991.
  37. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
  38. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  39. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. М., 1991.
  40. Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  41. Некрасов В.В., Никитенко В. А. Концепции современного естествознания в примерах и упражнениях. М. МГУ ПС (МИИТ), 2005.
  42. Концепции современного естествознания. Коллектив авторов. Феникс», Ростов-на-Дону, 1999.
  43. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М., Высшая школа, 2007.
  44. Концепции современного естествознания. М., Логос 2007.
  45. Агеев О. В. Концепции современного естествознания. Краткий курс, «Окей-книга», 2008.
  46. Садохин А. П. Концепции современного естествознания., «Омега-Л», 2008.

Содержание

  1. Цель и задачи дисциплины стр. 3
  2. Тематическое содержание дисциплины стр. 5
  3. Особенности подготовки контрольной

работы стр. 8

  1. Перечень тем контрольных работ стр. 9
  2. Рекомендуемые вопросы и литература

к контрольным работам стр. 11

  1. Образец оформления титульного листа стр. 23
  2. Список литературы стр. 24