Магистерская программа Практическая психология

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра психологИИ

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Рекомендуется для направления подготовки 37.04.01

ПСИХОЛОГИЯ

Магистерская программа Практическая психология

Квалификация выпускника — магистр

для студентов 2 курса

заочной формы обучения

СОГЛАСОВАНО

Заведующая практикой КГУ

к.п.н., доцент Л.И.Шилова

__________________

«___» ___________ 2014 г.

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры психологии

Протокол №1 от 14.01.15 г.

Заведующий кафедрой психологии

Бура Л.В.____________

«____» ____________2015 г.

ЯЛТА — 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА психологИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-методической работе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

_____________ Т.А. Кот

«____» ___________ 2015 г.

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Рекомендуется для направления подготовки 37.04.01

ПСИХОЛОГИЯ

Магистерская программа Практическая психология

Квалификация выпускника — магистр

для студентов 2 курса

заочной формы обучения

СОГЛАСОВАНО

Заведующая практикой ГПА-КФУ

к.п.н., доцент Л.И. Шилова

__________________

«___» ______________ 20__г.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № ___ от ________ г.)

Заведующая кафедрой, к.психол.н., доцент без звания Л.В.Бура

__________________

«____» ____________20__г.

ЯЛТА — 2015

Программа Научно-педагогической практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ. Магистерская программа «Практическая психология» для студентов 2 курса очной формы обучения.

Составитель программы:

Султанова И.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте

Рецензенты:

Бура Л.В. – к. психол.н., доцент, зав. кафедрой психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте

Мартынюк О.Б. – к. психол.н., доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте

Содержание

1. Цели и задачи научно-педагогической практики………………………..…………………5

2. Перечень результатов прохождения практики, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы ……………………………………………………………………6

3. Место научно-педагогической практики в структуре ООП магистратуры ..…………….6

3.1. Функциональные обязанности руководителей практики…………………………………6

3.2. Функции базы практики и обязанности руководителя практики, закрепленного от учреждения……………………………………………………………………………………….7

3.3. Права и обязанности студентов-практикантов ……………………………………………8

4. Объем практики и виды работы…………………………………………………………..….8

5.Содержание и формы отчетности по научно-педагогической практике……………………………………………………………………………………………9

5.1. Содержание разделов практики, структурированное по закрепленным навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ ……………………………………………………………………..………9

5. 2. Технологическая карта……………………………………………………………………13

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам практики и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………………..13

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ………………………15

8. Материально-техническое обеспечение практики…………………………………………15

Приложение 1. Образец титульной страницы ………………………………………………16

  1. Цели и задачи научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика проводится на базе кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (Филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный Университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, в учреждениях и организациях на основе соответствующих договоров с академией в 4 семестре.

Целью научно-педагогической практики является:

  • ознакомление студентов с особенностями преподавательской деятельности в высшем учебном заведении, формами и методами работы, направлениями деятельности научно-исследовательского учреждения, системой организации и проведения научных исследований в условиях научных отделов и лабораторий;
  • углубление и закрепление профессиональных знаний, полученных при изучении профилирующих дисциплин;
  • развитие умения применять полученные знания в практической деятельности психолога-исследователя, психолога-преподавателя;
  • накопление материала для выполнения научно-педагогической диссертации.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач научно-педагогической практики:

— ознакомление с обязанностями научного сотрудника и в качестве его дублера изучения программ исследования выбранной проблемы;

— овладение знаниями о направлениях развития и задачах образования России;

— осознание закономерностей профессионального становления и личностного роста будущих специалистов;

— изучение психологических аспектов обучения и воспитания студенческой молодежи;

— осознание психологических особенностей научно-педагогической деятельности и путей ее освоения;

— содействие профессиональному самоопределению и приобретение студентами профессионально-педагогической идентичности;

— развитие качеств личности, имеющих для будущего преподавателя профессиональное значение;

— ознакомление с организацией работы научно-исследовательского учреждения и работы научных лабораторий;

— ознакомление с обязанностями научного сотрудника, изучение программ психологических исследований;

— изучение состояния актуальной для коллектива психологической проблематике;

— ознакомление с формами и методами научно-исследовательской работы;

— оказание помощи сотрудникам научного отдела в реализации программы психологического исследования;

— сбор материалов для написания научно-педагогической диссертации;

— проведение собственного научного исследования (разработка и апробация практического раздела научно-педагогической диссертации – программы психологической помощи по проблеме исследования);

— подготовка научной статьи по проблеме магистерского исследования;

— подготовка отчета по научно-педагогической практике.

2. Перечень результатов прохождения практики, соотнесенные с результатами освоения образоватиельной программы

№ пп

Индекс компетенций

Планируемые результаты обучения

1

ОПК — 6

Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

2

ПК — 13

Способность и готовность к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам.

3. Место научно-педагогической практики в структуре ооп магистрата

Входит в раздел «Производственная практика». Студенты используют знания и умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин, освоенных ранее: «Общая психология», «Психодиагностика», «Количественные и качественные исследования в психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», а также опирается на предыдущие знания студентов по специальным дисциплинам, включающим теоретический, методический и практический аспекты. Благодаря этому студенты имеют возможность интегрировать и накапливать информацию из разных курсов и успешно использовать ее во время практики и дальнейшей профессиональной деятельности. Магистерская практика по специальности является завершающим этапом обучения и проводится после освоения теоретической части профессиональной подготовки и перед защитой научно-педагогической диссертации.

3.1. Функциональные обязанности руководителей научно-педагогической практики

Методическое руководство научно-педагогической практикой осуществляет кафедра психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный Университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, руководителями практики назначаются преподаватели кафедры. Все виды работ, предусмотренные программой, студенты-практиканты выполняют самостоятельно под руководством руководителей практики кафедры. В научном учреждении студенты закрепляются за сотрудниками соответствующего научного отдела.

Обязанности руководителя практики вуза:

1. Своевременно ознакомиться с наличием базы практики, проверить условия работы студентов-практикантов, возможности рабочих мест по выполнению требований программы практики.

2. Разработать программу практики.

3. Согласовать рабочую программу практики с руководством предприятия, организации.

4. Управление разработкой студентами индивидуального плана прохождения практики.

5. Обеспечить студентов программой практики, уточнить индивидуальные планы работы студентов, их задачи.

6. Ознакомить студентов с системой отчетности о практике и требованиям к ней.

7. Проводить инструктаж практиканта о порядке прохождения практики.

8. Проводить инструктаж практиканта по вопросам охраны труда и техники безопасности; контролировать выполнение студентами трудовой дисциплины.

9. Не менее одного раза в две недели проводить со студентами производственные совещания.

10. Контролировать прохождение студентами практики и выполнения индивидуального плана, подавать всестороннюю консультативную и методическую помощь.

11. Осуществлять контроль за сбором материалов для написания научно-педагогической диссертации.

12. Контролировать ведение студентами дневников прохождения практики, в дневнике практики отмечать выполнение программы практики, индивидуальных планов, выполнение трудовой дисциплины.

13. Систематически информировать заведующего кафедрой о ходе практики с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов, способствовать решению организационных проблем и преодолению возможных конфликтных ситуаций при подготовке и прохождения практики.

14. Анализировать и оценивать отчетную документацию о практике.

15. Составить и представить на кафедру письменный отчет о выполнении программных требований практики и выполнения трудовой дисциплины.

3.2. Функции базы практики и обязанности руководителя практики, закрепленного от учреждения

Сотрудник научного отдела, за которым закреплены студенты, должен:

1. Обеспечить студентов рабочими местами и необходимыми материалами в соответствии с программой и графиком прохождения практики.

2. Проводить инструктаж практиканта по вопросам охраны труда и техники безопасности; контролировать выполнение студентами трудовой дисциплины.

3. Ознакомить студента с организацией работы научно-исследовательского учреждения и научных лабораторий.

4. Подробно ознакомиться с программой и графиком прохождения практики и осуществлять методическое руководство и помощь студентам во время ознакомления с деятельностью лаборатории.

5. Помогать студентам в сборе исследовательских материалов для подготовки магистерских диссертаций, оказывать методическую помощь при написании научной статьи.

6. Контролировать работу студентов и выполнения ими трудовой дисциплины, организовать учет выхода на практику.

7. Участвовать в проверке отчетов о практике, составить на каждого студента письменный отзыв о выполнении программных требований практики, отношение студентов к работе, выполнение трудовой дисциплины и подписать отчет студента после окончания практики.

3.3. Права и обязанности студентов-практикантов

Практиканты имеют право:

  • по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики ВУЗа, администрации организации и учреждения;
  • получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от ВУЗа, организации учреждения;
  • пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

Обязанности студентов-практикантов:

До начала прохождения научно-педагогической практики студент должен получить от руководителя практики образцы оформления необходимых документов.

При прохождении научно-педагогической (ассистентской) практики студент-практикант обязан:

1. До начала стажировки пройти инструктаж по технике безопасности жизнедеятельности и охраны труда и выполнять все необходимые правила и принципы этих направлений деятельности.

2. Строго соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, правил трудовой дисциплины.

3. Ознакомиться с работой кафедры и научного отдела, изучить актуальную для кафедры и отдела проблему исследования.

4. Вместе с руководителями составить индивидуальный план и график прохождения практики.

5. Систематически вместе с руководителями обсуждать ход выполнения программ практики.

6. Соблюдать обязательного порядка выполнения программы практики, выполнять работу в срок.

7. Составить отчет о результатах прохождения практики. В определенный срок представить руководителю практики от кафедры следующие материалы:

• научную статью по проблеме магистерского исследования;

• отчет о выполнении программы и индивидуального плана практики;

• индивидуальный план практики;

• дневник прохождения практики подписан и оценен;

• рецензию руководителя практики учреждения на выполненную работу практиканта.

8. Результаты прохождения практики студент оформляет в виде письменного отчета, при необходимости в текст включаются таблицы, графики, диаграммы и т.д.

  За нарушение правил внутреннего распорядка и нарушение правил трудовой дисциплины практикант несет ответственность перед администрацией.

4. Объем практики и виды работы

Общая трудоемкость научно-педагогической практики

Курс

Семестр

Трудоемкость

Сроки

Отчетность

2

4

162 часа

7-27 марта

Дифференцированный зачет

(с отметкой)

Магистерская практика охватывает следующие направления:

Теоретическое исследование: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблематике научно-исследовательского учреждения и отдела, согласно выбранной проблематики магистерского исследования.

Теоретико-экспериментальное исследование: ознакомление с методологическими основами научного исследования; изучение методики исследования; сбор и анализ эмпирических данных; интерпретация результатов.

Прикладное исследование: изучение опыта профессиональной деятельности психолога в научно-исследовательском учреждении; изучение и внедрение в практику данных, полученных в психологических исследованиях; написание научной статьи, в которых представить результаты собственного магистерского исследования.

Методологию и организацию преподавания психологии в высшей школе: теоретический анализ литературы из особенностей преподавательской деятельности в высшей школе, ознакомление с методологическими основами преподавательской деятельности, с методами и формами работы, изучения опыта профессиональной деятельности психолога-преподавателя (на базе кафедры психологии), внедрение в практику данных, полученных в процессе обучения в университете по специальности «Практическая психология».

5. Содержание и формы отчетности по научно-педагогической практике

5. 1. Содержание разделов практики, структурированное по закрепленным навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ

№ недели семестра

Наименование раздела

Наименование закрепленных навыков/видов деятельности

Кол-во академ. часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения

кол. акад.. час.

В том числе

под. рук.

преподавателя

самостоят.

Составление программы психологической помощи в соответствии с магистерским исследованием, согласованное с научным руководителем и руководителем базы практики

обучающийся должен:

уметь:

-определять актуальность проблемы, её значимость для психологической науки и практики;

-определять актуальные цели и задачи диагностической деятельность с учетом специфики учреждения;

— формулировать цель исследования, определять объект и предмет исследования, гипотезы; оптимальные методы исследования;

-выбирать репрезентативную выборку для исследования;

— создавать условия для получения достоверных результатов и определять статистически значимые полученные результаты;

— проводить оценку и интерпретацию полученных результатов.

владеть:

— приемами организации научного исследования и использовать наработанные алгоритмы и технологии на всех его этапах;

— навыками научно-исследовательской и методической работы для разработки отдельных научных и методических проблем.

определяются как способность магистра:

1) наблюдать, осуществлять профессиональное общение;

2) применять различные методы и формы преподавательской деятельности;

3) применять различные методы и формы методы научно-исследовательской деятельности;

4) планировать и проводить психологическое исследование;

5) организовывать собственную профессиональную деятельность и анализировать ее результаты.

В процессе научно-педагогической практики студент решает профессиональные психологические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности. Ценностный смысл практики для магистра состоит в том, что он овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (с учетом специфики конкретной основной образовательной программы).

получения достоверных результатов и определять статистически значимые полученные результаты;

— проводить оценку и интерпретацию полученных результатов.

20

10

10

Проведение психодиагностического обследования в соответствии с программой психологической помощи научно-педагогической диссертации. Проработка соответствующих результатов в виде заключения и рекомендаций.

20

10

10

Разработка программы и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальную, групповую) согласно выявленной научной проблематике.

20

10

10

Анализ эффективности внедрения программы психологической помощи, оформление полученных результатов в виде научной статьи и ее подача в профессиональное издание

30

10

20

Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине, приближенной к тематике научно-педагогической диссертации

20

10

10

Проведение лабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное

20

10

10

Проведение лекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное

20

10

10

Проведение контрольной работы по материалу, который излагался магистрантом, сделать на ее основе анализ работы преподавателя-магистранта

20

10

10

Подготовка и проведение 2 профориентационных (профилактических) мероприятий разных типов, один из которых оценивается как контрольный

20

10

10

Сбор материалов, оформление и презентация отчета о педагогической практике

16

16

Научно-педагогическая практика состоит из нескольких этапов.

1-й этап — подготовительный. На этом этапе руководители практики от кафедры разрабатывают программу научно-педагогической практики. В течение семестра, предшествующего практике, студенты знакомятся с программой, на ее основе разрабатывают индивидуальные планы работы, которые проверяет и корректирует руководитель практики.

В процессе подготовки к научно-педагогической практики студенты должны:

1. Подготовить материалы о кафедре на базе, на которой студент проходит преподавательскую практику, научно-исследовательское учреждение и отдел в котором студент проходит научную практику (история создания учреждения и отдела, характеристика сотрудников, основные направления работы, актуальна для данной научной учреждения проблема исследования, основные научные достижения и прочее).

2. Ознакомиться с требованиями организации эффективной и безопасной работы научных сотрудников. Охарактеризовать принципы эргономики рабочего места и рабочего времени. Проанализировать технологическую документацию по охране труда.

3. Подготовить материалы третьего раздела (программу психологической помощи) магистерского исследования (проанализировать эффективность ее внедрения).

4. Написать научную статью, в которой представить результаты магистерского исследования.

5. Провести зачетные учебные занятия по дисциплинам психологического цикла.

6. Оформить отчет по научно-педагогической практике согласно требованиям.

За неделю до начала практики руководители практики от кафедры организуют установочные занятия, где определяется порядок прохождения практики. В этот период студенты распределяются по научным отделами и руководителями, которые будут руководить от базы практики.

2-й этап — основной. В течение отведенного учебным планом на магистерскую практику срока студент-практикант должен доказать, что он способен определиться с собственным планом работы и выполнить основные задачи программы практики.

Рабочий день практиканта определяется правилами трудового распорядка и режимом работы учреждения, где он проходит практику. Практиканты работают по графику, который готовит руководитель от базы практики. В дневниках каждый день отмечают даты, тему, задачи, содержание работы, которая выполняется.

По результатам практики студент должен подготовить «Отчет по научно-педагогической практике» по структуре, представленной ниже.

Структура отчета по научно-педагогической практике

Структурная единица отчета

Краткое описание содержания

Титул

Соответствует стандартным правилам оформления (Приложение А)

Содержание

Включает перечень всех структурных единиц отчета (кроме титула) и номера страниц

Введение

Описание собственного понимания целей прохождения научно-педагогической (практики

Инструктаж

Инструктаж по технике безопасности и охране труда, санитарные нормы

Общее знакомство с работой кафедры психологии (преподавательская деятельность)

История создания кафедры, структура, характеристика преподавательской и научной деятельности сотрудников кафедры, основные направления работы и научные достижения

Общее знакомство с научным отделом

История создания отдела, характеристика сотрудников, основные направления работы, актуальна для данного отдела проблема исследования, основные научные достижения, знакомство с обязанностями научного сотрудника

Организация эффективной и безопасной работы

Принципы эргономики рабочего места и рабочего времени, технологическая документация по охране труда

Работа над практическим разделом магистерского исследования

Разработка программы психологической помощи (третий раздел научно-педагогической исследования), описание упражнений, методик, анализ и интерпретация полученных результатов, оценка эффективности предложенной программы

Научная статья

Написание научной статьи, в которой представлены результаты магистерского исследования

Итоги

Обобщение сделанного за период практики, выводы о достижении личных целей прохождения практики

Оформление научного отчета

Сбор материалов для написания научного отчета о практике

3-й этап — защита отчета по научно-педагогической практике.

Отчет по научно-педагогической практике, подписанный руководителем от базы практики, в установленный срок сдается студентами руководителям практики кафедры для проверки.

Сроки и график защиты отчетов устанавливается кафедрой. При защите студент должен кратко (до 5 мин.) представить характеристику кафедры, научно-исследовательского учреждения, обосновать содержание разработанной программы психологической помощи и довести ее целесообразность и эффективность, представить научную статью, которая освещает результаты магистерского исследования.

В процессе защиты отчета по научно-педагогической практике оценивается глубина знаний студента по методике преподавания в высшей школе, исследуемой проблемы, его умение разрабатывать УМК дисциплин, учебную и рабочую программу дисциплины, конспект лекций, программу семинарского и практического занятия, программу психологической помощи, подготовку научной статьи, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

По результатам защиты отчета по научно-педагогической практике студент получает дифференцированный зачет, оценка которого записывается на титульном листе работы и выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку.

Содержание разделов практики

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Формы текущего контроля

1

Составление программы психологической помощи в соответствии с магистерским исследованием, согласованное с научным руководителем и руководителем базы практики

1

Проверка дневника научно-педагогической практики

2

Проведение психодиагностического обследования в соответствии с программой психологической помощи научно-педагогической диссертации. Проработка соответствующих результатов в виде заключения и рекомендаций.

1-2

Проверка дневника научно-педагогической практики;

оценка исследований выступлений

3

Разработка программы и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальную, групповую) согласно выявленной научной проблематике.

1-2

Проверка дневника научно-педагогической практики;

оценка выступлений и проведенной работы

4

Анализ эффективности внедрения программы психологической помощи, оформление полученных результатов в виде научной статьи и ее подача в профессиональное издание

2-3

Оценка эффективности программы и проверка научной статьи

5.

Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине, приближенной к тематике научно-педагогической диссертации

2-3

Проверка дневника научно-педагогической практики;

оценка УМК дисциплины

6.

Проведение лабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное

2-3

Оценка проведенных лабораторных (практических) занятий на основе разработанного УМК

7.

Проведение лекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное

3-4

Оценка проведенных лекционных занятий на основе разработанного УМК

8.

Проведение контрольной работы по материалу, который излагался магистрантом, сделать на ее основе анализ работы преподавателя-магистранта

3-4

Проверка дневника научно-педагогической практики; анализ работы преподавателя-магистранта

9.

Подготовка и проведение 2 профориентационных (профилактических) мероприятий разных типов, один из которых оценивается как контрольный

3-4

Проверка дневника научно-педагогической практики; оценка проведенных профориентационных (профилактических) мероприятий

10.

Сбор материалов, оформление и презентация отчета о педагогической практике

4

Проверка и анализ отчетных материалов; презентация отчета

Всего

4

5.2. Технологическая карта

Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество часов

Форма отчетности

Курс, семестр

Научно-педагогическая

практика

магистр

Базовая часть профессионального цикла

162

(2 курс)

Дифферен-

цированный зачет

4

семестр

Смежные дисциплины по учебному плану:

«Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы», «Методика преподавания психологии в высших учебных заведениях», «Практикум по психологии высшей школы», а также дисциплин профиля и курсов по выбору студентов, ориентированных подготовку к профессионально-педагогической деятельности и др.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Система контроля научно-педагогической практики.

Оценка качества научно-педагогической практики осуществляется в форме предварительного и итогового контроля.

Оценка научно-педагогической практики состоит из этапов:

• оценка руководителем практики подготовленных материалов и отчета;

• оценка презентации отчета при защите перед комиссией.

Текущий контроль по научно-педагогической практике является:

  • ознакомление с представленными материалами о преподавательской деятельности;
  • деятельность научного учреждения;
  • анализ разработанной программы психологической помощи;
  • оценка подготовленной научной статьи по проблеме магистерского исследования;
  • анализ проведениялекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК;
  • анализ проведениялабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК
  • проверка способности студента использовать приобретенные на предыдущих этапах профессионального обучения знания и умения для решения конкретных задач в процессе прохождения практики.

Задачей итогового контроля является проверка результатов прохождения студентами научно-педагогической практики, систематизация и обобщение приобретенных знаний, умений и навыков.

Объектами текущего контроля являются:

• выполнены студентом задачи по научно-педагогической практике, представленные в соответствующих письменных материалах;

• систематичность работы студентов на консультативных занятиях в процессе прохождения практики;

• соблюдение студентом структуры, содержания, оформления, графика выполнения и на проверку и защиты отчета по практике.

Объектами итогового контроля являются:

  • отчет по научно-педагогической практике;
  • доклад студента на защите об апробации проведенной методической разработки на практике;
  • способность обосновывать и отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

При защите отчета студент должен кратко (3-5 минут) представить разработанную программу дисциплины, рассказать об апробации предложенной методической разработки на практике, представить научную статью по проблеме магистерского исследования, а также дать ответы на замечания руководителя.

При организации контроля кафедрой самостоятельно распределяется общее количество баллов, по которым оценивается деятельность студента, между соответствующими объектами контроля, определяются формы проведения контрольных мероприятий и критерии их оценивания. Соответствующие требования определяются руководителями с научно-педагогической практики в соответствии с личными требованиями, тематики научно-педагогической исследования, выполняется студентом, и доводятся до сведения студентов в начале семестра.

Общие критерии оценки работы студентов

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

1) объем проделанной работы;

2) качество аналитического отчета, выводов и предложений;

3) выполнение работы в установленные сроки;

4) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;

5) своевременность и качество представления отчетной документации.

Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности.

«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний по ее оформлению и содержанию. Отзыв руководителя положительный.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Отчетная документация представлена с незначительным нарушением сроков в полном объеме, замечания по ее оформлению и содержанию небольшие. Отзыв руководителя положительный.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме. Нуждался в помощи при выполнении заданий практики и подготовке отчета. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Отчетная документация не представлена.

В отношении такого студента кафедрой может быть принято решение о повторном прохождении практики.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики: а) Основная литература

1. Латышева М.А. Написание и оформление научно-исследовательской работы студентов специальности «Психология» и «Практическая психология», направление 0301 «Социально-политические науки». Методическое пособие. – Симферополь, 2011. – 30 с.

2.Пономарева Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов по психологии: [Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей ВУЗ] / Е.Ю.Пономарева. – Ялта: РВВ КГУ, 2013. – 104 с.

3.Пономарева Е.Ю. Теория и практика предупреждения дезадаптации субъектов педагогической деятельности: [монография] / Е.Ю. Пономарева. – Ялта, РВВ КГУ, 2013. – 263 с.

5. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии Автор/создатель: Колпакова Л.М., Курбанова А.Т., Жандарова Л.А., Яныкина А.Н., Пыркова К.В., Нефедова А.В., 2012.

Б) Дополнительная литература

  1. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2015. – 315 с.
  2. Виненко В.Г. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / Виненко В.Г., Блинов В.И.,Сергеев И.С. — М.: Юрайт, 2015. – 315 с.
  3. Горелов Н.А.,Круглов Д.В. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. —
  4. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения.Учебное пособие для вузов / Ю.Н. Лапыгин . — М.: Юрайт, 2015. – 234 с.
  5. Пряжников Е.Ю. Психология труда: теория и практика. М.: Юрайт, 2015. – 242 с

В) Программное обеспечение:

MSWord,MSPowerPoint.

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

www.edu.ru— портал «Российское образование».

www.school.edu.ru— «Российский общеобразовательный портал».

http://school-collection.edu.ru– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru– федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

8. Материально-техническое обеспечение практики

Для проведения научно-педагогической практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение, соответствующее санитарным и противопожарным нормам:

  1. оборудованные аудитории – специализированные кабинеты с автоматизированным рабочим местом (АРМ);
  2. учебники и учебно-методическая литература;
  3. наглядные средства обучения, в т.ч. схемы и таблицы, макеты;
  4. аудиовизуальные, технические и компьютерные средства: персональные компьютеры; локальное сетевое оборудование; выход в сеть Интернет; сканер, принтер, оборудование для записи и воспроизведения аудио и видео информации.

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа отчета о практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА

ОТЧЕТ

ПО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студентки (та) 6 курса

Института педагогики, психологии

и инклюзивного образования

направления подготовки

37.04.01 «Психология»

(магистерская программа – Практическая психология)

_____________________________ (Ф.И.О.)

Ялта — 20____