ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра психологИИ
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендуется для направления подготовки 37.04.01
ПСИХОЛОГИЯ
Магистерская программа Практическая психология
Квалификация выпускника — магистр
для студентов 2 курса
заочной формы обучения
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Заведующая практикой КГУ к.п.н., доцент Л.И.Шилова __________________ «___» ___________ 2014 г.
|
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии Протокол №1 от 14.01.15 г. Заведующий кафедрой психологии Бура Л.В.____________ «____» ____________2015 г. |
ЯЛТА — 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА психологИИ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебно-методической работе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ Т.А. Кот
«____» ___________ 2015 г.
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Рекомендуется для направления подготовки 37.04.01
ПСИХОЛОГИЯ
Магистерская программа Практическая психология
Квалификация выпускника — магистр
для студентов 2 курса
заочной формы обучения
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Заведующая практикой ГПА-КФУ к.п.н., доцент Л.И. Шилова __________________ «___» ______________ 20__г.
|
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № ___ от ________ г.) Заведующая кафедрой, к.психол.н., доцент без звания Л.В.Бура __________________ «____» ____________20__г. |
ЯЛТА — 2015
Программа Научно-педагогической практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ. Магистерская программа «Практическая психология» для студентов 2 курса очной формы обучения.
Составитель программы:
Султанова И.В., к.психол.н., доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте
Рецензенты:
Бура Л.В. – к. психол.н., доцент, зав. кафедрой психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте
Мартынюк О.Б. – к. психол.н., доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского в г. Ялте
Содержание
1. Цели и задачи научно-педагогической практики………………………..…………………5
2. Перечень результатов прохождения практики, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы ……………………………………………………………………6
3. Место научно-педагогической практики в структуре ООП магистратуры ..…………….6
3.1. Функциональные обязанности руководителей практики…………………………………6
3.2. Функции базы практики и обязанности руководителя практики, закрепленного от учреждения……………………………………………………………………………………….7
3.3. Права и обязанности студентов-практикантов ……………………………………………8
4. Объем практики и виды работы…………………………………………………………..….8
5.Содержание и формы отчетности по научно-педагогической практике……………………………………………………………………………………………9
5.1. Содержание разделов практики, структурированное по закрепленным навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ ……………………………………………………………………..………9
5. 2. Технологическая карта……………………………………………………………………13
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам практики и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………………..13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ………………………15
8. Материально-техническое обеспечение практики…………………………………………15
Приложение 1. Образец титульной страницы ………………………………………………16
- Цели и задачи научно-педагогической практики
Научно-педагогическая практика проводится на базе кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (Филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный Университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, в учреждениях и организациях на основе соответствующих договоров с академией в 4 семестре.
Целью научно-педагогической практики является:
- ознакомление студентов с особенностями преподавательской деятельности в высшем учебном заведении, формами и методами работы, направлениями деятельности научно-исследовательского учреждения, системой организации и проведения научных исследований в условиях научных отделов и лабораторий;
- углубление и закрепление профессиональных знаний, полученных при изучении профилирующих дисциплин;
- развитие умения применять полученные знания в практической деятельности психолога-исследователя, психолога-преподавателя;
- накопление материала для выполнения научно-педагогической диссертации.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач научно-педагогической практики:
— ознакомление с обязанностями научного сотрудника и в качестве его дублера изучения программ исследования выбранной проблемы;
— овладение знаниями о направлениях развития и задачах образования России;
— осознание закономерностей профессионального становления и личностного роста будущих специалистов;
— изучение психологических аспектов обучения и воспитания студенческой молодежи;
— осознание психологических особенностей научно-педагогической деятельности и путей ее освоения;
— содействие профессиональному самоопределению и приобретение студентами профессионально-педагогической идентичности;
— развитие качеств личности, имеющих для будущего преподавателя профессиональное значение;
— ознакомление с организацией работы научно-исследовательского учреждения и работы научных лабораторий;
— ознакомление с обязанностями научного сотрудника, изучение программ психологических исследований;
— изучение состояния актуальной для коллектива психологической проблематике;
— ознакомление с формами и методами научно-исследовательской работы;
— оказание помощи сотрудникам научного отдела в реализации программы психологического исследования;
— сбор материалов для написания научно-педагогической диссертации;
— проведение собственного научного исследования (разработка и апробация практического раздела научно-педагогической диссертации – программы психологической помощи по проблеме исследования);
— подготовка научной статьи по проблеме магистерского исследования;
— подготовка отчета по научно-педагогической практике.
2. Перечень результатов прохождения практики, соотнесенные с результатами освоения образоватиельной программы
№ пп |
Индекс компетенций |
Планируемые результаты обучения |
1 |
ОПК — 6 |
Готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. |
2 |
ПК — 13 |
Способность и готовность к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам. |
3. Место научно-педагогической практики в структуре ооп магистрата
Входит в раздел «Производственная практика». Студенты используют знания и умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин, освоенных ранее: «Общая психология», «Психодиагностика», «Количественные и качественные исследования в психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», а также опирается на предыдущие знания студентов по специальным дисциплинам, включающим теоретический, методический и практический аспекты. Благодаря этому студенты имеют возможность интегрировать и накапливать информацию из разных курсов и успешно использовать ее во время практики и дальнейшей профессиональной деятельности. Магистерская практика по специальности является завершающим этапом обучения и проводится после освоения теоретической части профессиональной подготовки и перед защитой научно-педагогической диссертации.
3.1. Функциональные обязанности руководителей научно-педагогической практики
Методическое руководство научно-педагогической практикой осуществляет кафедра психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный Университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, руководителями практики назначаются преподаватели кафедры. Все виды работ, предусмотренные программой, студенты-практиканты выполняют самостоятельно под руководством руководителей практики кафедры. В научном учреждении студенты закрепляются за сотрудниками соответствующего научного отдела.
Обязанности руководителя практики вуза:
1. Своевременно ознакомиться с наличием базы практики, проверить условия работы студентов-практикантов, возможности рабочих мест по выполнению требований программы практики.
2. Разработать программу практики.
3. Согласовать рабочую программу практики с руководством предприятия, организации.
4. Управление разработкой студентами индивидуального плана прохождения практики.
5. Обеспечить студентов программой практики, уточнить индивидуальные планы работы студентов, их задачи.
6. Ознакомить студентов с системой отчетности о практике и требованиям к ней.
7. Проводить инструктаж практиканта о порядке прохождения практики.
8. Проводить инструктаж практиканта по вопросам охраны труда и техники безопасности; контролировать выполнение студентами трудовой дисциплины.
9. Не менее одного раза в две недели проводить со студентами производственные совещания.
10. Контролировать прохождение студентами практики и выполнения индивидуального плана, подавать всестороннюю консультативную и методическую помощь.
11. Осуществлять контроль за сбором материалов для написания научно-педагогической диссертации.
12. Контролировать ведение студентами дневников прохождения практики, в дневнике практики отмечать выполнение программы практики, индивидуальных планов, выполнение трудовой дисциплины.
13. Систематически информировать заведующего кафедрой о ходе практики с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов, способствовать решению организационных проблем и преодолению возможных конфликтных ситуаций при подготовке и прохождения практики.
14. Анализировать и оценивать отчетную документацию о практике.
15. Составить и представить на кафедру письменный отчет о выполнении программных требований практики и выполнения трудовой дисциплины.
3.2. Функции базы практики и обязанности руководителя практики, закрепленного от учреждения
Сотрудник научного отдела, за которым закреплены студенты, должен:
1. Обеспечить студентов рабочими местами и необходимыми материалами в соответствии с программой и графиком прохождения практики.
2. Проводить инструктаж практиканта по вопросам охраны труда и техники безопасности; контролировать выполнение студентами трудовой дисциплины.
3. Ознакомить студента с организацией работы научно-исследовательского учреждения и научных лабораторий.
4. Подробно ознакомиться с программой и графиком прохождения практики и осуществлять методическое руководство и помощь студентам во время ознакомления с деятельностью лаборатории.
5. Помогать студентам в сборе исследовательских материалов для подготовки магистерских диссертаций, оказывать методическую помощь при написании научной статьи.
6. Контролировать работу студентов и выполнения ими трудовой дисциплины, организовать учет выхода на практику.
7. Участвовать в проверке отчетов о практике, составить на каждого студента письменный отзыв о выполнении программных требований практики, отношение студентов к работе, выполнение трудовой дисциплины и подписать отчет студента после окончания практики.
3.3. Права и обязанности студентов-практикантов
Практиканты имеют право:
- по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики ВУЗа, администрации организации и учреждения;
- получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от ВУЗа, организации учреждения;
- пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Обязанности студентов-практикантов:
До начала прохождения научно-педагогической практики студент должен получить от руководителя практики образцы оформления необходимых документов.
При прохождении научно-педагогической (ассистентской) практики студент-практикант обязан:
1. До начала стажировки пройти инструктаж по технике безопасности жизнедеятельности и охраны труда и выполнять все необходимые правила и принципы этих направлений деятельности.
2. Строго соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, правил трудовой дисциплины.
3. Ознакомиться с работой кафедры и научного отдела, изучить актуальную для кафедры и отдела проблему исследования.
4. Вместе с руководителями составить индивидуальный план и график прохождения практики.
5. Систематически вместе с руководителями обсуждать ход выполнения программ практики.
6. Соблюдать обязательного порядка выполнения программы практики, выполнять работу в срок.
7. Составить отчет о результатах прохождения практики. В определенный срок представить руководителю практики от кафедры следующие материалы:
• научную статью по проблеме магистерского исследования;
• отчет о выполнении программы и индивидуального плана практики;
• индивидуальный план практики;
• дневник прохождения практики подписан и оценен;
• рецензию руководителя практики учреждения на выполненную работу практиканта.
8. Результаты прохождения практики студент оформляет в виде письменного отчета, при необходимости в текст включаются таблицы, графики, диаграммы и т.д.
За нарушение правил внутреннего распорядка и нарушение правил трудовой дисциплины практикант несет ответственность перед администрацией.
4. Объем практики и виды работы
Общая трудоемкость научно-педагогической практики
Курс |
Семестр |
Трудоемкость |
Сроки |
Отчетность |
2 |
4 |
162 часа
|
7-27 марта |
Дифференцированный зачет (с отметкой) |
Магистерская практика охватывает следующие направления:
Теоретическое исследование: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблематике научно-исследовательского учреждения и отдела, согласно выбранной проблематики магистерского исследования.
Теоретико-экспериментальное исследование: ознакомление с методологическими основами научного исследования; изучение методики исследования; сбор и анализ эмпирических данных; интерпретация результатов.
Прикладное исследование: изучение опыта профессиональной деятельности психолога в научно-исследовательском учреждении; изучение и внедрение в практику данных, полученных в психологических исследованиях; написание научной статьи, в которых представить результаты собственного магистерского исследования.
Методологию и организацию преподавания психологии в высшей школе: теоретический анализ литературы из особенностей преподавательской деятельности в высшей школе, ознакомление с методологическими основами преподавательской деятельности, с методами и формами работы, изучения опыта профессиональной деятельности психолога-преподавателя (на базе кафедры психологии), внедрение в практику данных, полученных в процессе обучения в университете по специальности «Практическая психология».
5. Содержание и формы отчетности по научно-педагогической практике
5. 1. Содержание разделов практики, структурированное по закрепленным навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ
№ недели семестра |
Наименование раздела |
Наименование закрепленных навыков/видов деятельности |
Кол-во академ. часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения |
||
кол. акад.. час. |
В том числе |
||||
под. рук. преподавателя |
самостоят. |
||||
|
Составление программы психологической помощи в соответствии с магистерским исследованием, согласованное с научным руководителем и руководителем базы практики |
обучающийся должен: уметь: -определять актуальность проблемы, её значимость для психологической науки и практики; -определять актуальные цели и задачи диагностической деятельность с учетом специфики учреждения; — формулировать цель исследования, определять объект и предмет исследования, гипотезы; оптимальные методы исследования; -выбирать репрезентативную выборку для исследования; — создавать условия для получения достоверных результатов и определять статистически значимые полученные результаты; — проводить оценку и интерпретацию полученных результатов. владеть: — приемами организации научного исследования и использовать наработанные алгоритмы и технологии на всех его этапах; — навыками научно-исследовательской и методической работы для разработки отдельных научных и методических проблем. определяются как способность магистра: 1) наблюдать, осуществлять профессиональное общение; 2) применять различные методы и формы преподавательской деятельности; 3) применять различные методы и формы методы научно-исследовательской деятельности; 4) планировать и проводить психологическое исследование; 5) организовывать собственную профессиональную деятельность и анализировать ее результаты. В процессе научно-педагогической практики студент решает профессиональные психологические задачи в соответствующей области профессиональной деятельности. Ценностный смысл практики для магистра состоит в том, что он овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности (с учетом специфики конкретной основной образовательной программы). получения достоверных результатов и определять статистически значимые полученные результаты; — проводить оценку и интерпретацию полученных результатов.
|
20 |
10 |
10 |
|
Проведение психодиагностического обследования в соответствии с программой психологической помощи научно-педагогической диссертации. Проработка соответствующих результатов в виде заключения и рекомендаций. |
20 |
10 |
10 |
|
|
Разработка программы и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальную, групповую) согласно выявленной научной проблематике. |
20 |
10 |
10 |
|
|
Анализ эффективности внедрения программы психологической помощи, оформление полученных результатов в виде научной статьи и ее подача в профессиональное издание |
30 |
10 |
20 |
|
|
Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине, приближенной к тематике научно-педагогической диссертации |
20 |
10 |
10 |
|
|
Проведение лабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное |
20 |
10 |
10 |
|
|
Проведение лекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное |
20 |
10 |
10 |
|
|
Проведение контрольной работы по материалу, который излагался магистрантом, сделать на ее основе анализ работы преподавателя-магистранта |
20 |
10 |
10 |
|
|
Подготовка и проведение 2 профориентационных (профилактических) мероприятий разных типов, один из которых оценивается как контрольный |
20 |
10 |
10 |
|
|
Сбор материалов, оформление и презентация отчета о педагогической практике |
16 |
|
16 |
Научно-педагогическая практика состоит из нескольких этапов.
1-й этап — подготовительный. На этом этапе руководители практики от кафедры разрабатывают программу научно-педагогической практики. В течение семестра, предшествующего практике, студенты знакомятся с программой, на ее основе разрабатывают индивидуальные планы работы, которые проверяет и корректирует руководитель практики.
В процессе подготовки к научно-педагогической практики студенты должны:
1. Подготовить материалы о кафедре на базе, на которой студент проходит преподавательскую практику, научно-исследовательское учреждение и отдел в котором студент проходит научную практику (история создания учреждения и отдела, характеристика сотрудников, основные направления работы, актуальна для данной научной учреждения проблема исследования, основные научные достижения и прочее).
2. Ознакомиться с требованиями организации эффективной и безопасной работы научных сотрудников. Охарактеризовать принципы эргономики рабочего места и рабочего времени. Проанализировать технологическую документацию по охране труда.
3. Подготовить материалы третьего раздела (программу психологической помощи) магистерского исследования (проанализировать эффективность ее внедрения).
4. Написать научную статью, в которой представить результаты магистерского исследования.
5. Провести зачетные учебные занятия по дисциплинам психологического цикла.
6. Оформить отчет по научно-педагогической практике согласно требованиям.
За неделю до начала практики руководители практики от кафедры организуют установочные занятия, где определяется порядок прохождения практики. В этот период студенты распределяются по научным отделами и руководителями, которые будут руководить от базы практики.
2-й этап — основной. В течение отведенного учебным планом на магистерскую практику срока студент-практикант должен доказать, что он способен определиться с собственным планом работы и выполнить основные задачи программы практики.
Рабочий день практиканта определяется правилами трудового распорядка и режимом работы учреждения, где он проходит практику. Практиканты работают по графику, который готовит руководитель от базы практики. В дневниках каждый день отмечают даты, тему, задачи, содержание работы, которая выполняется.
По результатам практики студент должен подготовить «Отчет по научно-педагогической практике» по структуре, представленной ниже.
Структура отчета по научно-педагогической практике
Структурная единица отчета |
Краткое описание содержания |
Титул |
Соответствует стандартным правилам оформления (Приложение А) |
Содержание |
Включает перечень всех структурных единиц отчета (кроме титула) и номера страниц |
Введение |
Описание собственного понимания целей прохождения научно-педагогической (практики |
Инструктаж |
Инструктаж по технике безопасности и охране труда, санитарные нормы |
Общее знакомство с работой кафедры психологии (преподавательская деятельность) |
История создания кафедры, структура, характеристика преподавательской и научной деятельности сотрудников кафедры, основные направления работы и научные достижения |
Общее знакомство с научным отделом |
История создания отдела, характеристика сотрудников, основные направления работы, актуальна для данного отдела проблема исследования, основные научные достижения, знакомство с обязанностями научного сотрудника |
Организация эффективной и безопасной работы |
Принципы эргономики рабочего места и рабочего времени, технологическая документация по охране труда |
Работа над практическим разделом магистерского исследования |
Разработка программы психологической помощи (третий раздел научно-педагогической исследования), описание упражнений, методик, анализ и интерпретация полученных результатов, оценка эффективности предложенной программы |
Научная статья |
Написание научной статьи, в которой представлены результаты магистерского исследования |
Итоги |
Обобщение сделанного за период практики, выводы о достижении личных целей прохождения практики |
Оформление научного отчета |
Сбор материалов для написания научного отчета о практике |
3-й этап — защита отчета по научно-педагогической практике.
Отчет по научно-педагогической практике, подписанный руководителем от базы практики, в установленный срок сдается студентами руководителям практики кафедры для проверки.
Сроки и график защиты отчетов устанавливается кафедрой. При защите студент должен кратко (до 5 мин.) представить характеристику кафедры, научно-исследовательского учреждения, обосновать содержание разработанной программы психологической помощи и довести ее целесообразность и эффективность, представить научную статью, которая освещает результаты магистерского исследования.
В процессе защиты отчета по научно-педагогической практике оценивается глубина знаний студента по методике преподавания в высшей школе, исследуемой проблемы, его умение разрабатывать УМК дисциплин, учебную и рабочую программу дисциплины, конспект лекций, программу семинарского и практического занятия, программу психологической помощи, подготовку научной статьи, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
По результатам защиты отчета по научно-педагогической практике студент получает дифференцированный зачет, оценка которого записывается на титульном листе работы и выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку.
Содержание разделов практики
№ п/п |
Разделы (этапы) практики |
Недели |
Формы текущего контроля |
1 |
Составление программы психологической помощи в соответствии с магистерским исследованием, согласованное с научным руководителем и руководителем базы практики |
1 |
Проверка дневника научно-педагогической практики
|
2 |
Проведение психодиагностического обследования в соответствии с программой психологической помощи научно-педагогической диссертации. Проработка соответствующих результатов в виде заключения и рекомендаций. |
1-2 |
Проверка дневника научно-педагогической практики; оценка исследований выступлений |
3 |
Разработка программы и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальную, групповую) согласно выявленной научной проблематике. |
1-2 |
Проверка дневника научно-педагогической практики; оценка выступлений и проведенной работы |
4 |
Анализ эффективности внедрения программы психологической помощи, оформление полученных результатов в виде научной статьи и ее подача в профессиональное издание |
2-3 |
Оценка эффективности программы и проверка научной статьи |
5. |
Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине, приближенной к тематике научно-педагогической диссертации |
2-3 |
Проверка дневника научно-педагогической практики; оценка УМК дисциплины |
6. |
Проведение лабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное |
2-3 |
Оценка проведенных лабораторных (практических) занятий на основе разработанного УМК |
7. |
Проведение лекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК, одно из них оценивается как контрольное |
3-4 |
Оценка проведенных лекционных занятий на основе разработанного УМК |
|
|||
8. |
Проведение контрольной работы по материалу, который излагался магистрантом, сделать на ее основе анализ работы преподавателя-магистранта |
3-4 |
Проверка дневника научно-педагогической практики; анализ работы преподавателя-магистранта
|
9. |
Подготовка и проведение 2 профориентационных (профилактических) мероприятий разных типов, один из которых оценивается как контрольный |
3-4 |
Проверка дневника научно-педагогической практики; оценка проведенных профориентационных (профилактических) мероприятий |
10. |
Сбор материалов, оформление и презентация отчета о педагогической практике |
4 |
Проверка и анализ отчетных материалов; презентация отчета |
|
Всего |
4 |
|
5.2. Технологическая карта
|
Наименование дисциплины / курса |
Уровень образования
|
Статус дисциплины в рабочем учебном плане |
Количество часов |
Форма отчетности |
Курс, семестр |
|
Научно-педагогическая практика |
магистр |
Базовая часть профессионального цикла |
162 (2 курс)
|
Дифферен- цированный зачет |
4 семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану: |
||||||
«Психология высшей школы», «Педагогика высшей школы», «Методика преподавания психологии в высших учебных заведениях», «Практикум по психологии высшей школы», а также дисциплин профиля и курсов по выбору студентов, ориентированных подготовку к профессионально-педагогической деятельности и др. |
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Система контроля научно-педагогической практики.
Оценка качества научно-педагогической практики осуществляется в форме предварительного и итогового контроля.
Оценка научно-педагогической практики состоит из этапов:
• оценка руководителем практики подготовленных материалов и отчета;
• оценка презентации отчета при защите перед комиссией.
Текущий контроль по научно-педагогической практике является:
- ознакомление с представленными материалами о преподавательской деятельности;
- деятельность научного учреждения;
- анализ разработанной программы психологической помощи;
- оценка подготовленной научной статьи по проблеме магистерского исследования;
- анализ проведениялекционных занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК;
- анализ проведениялабораторных (практических) занятий по учебной дисциплине на основе разработанного УМК
- проверка способности студента использовать приобретенные на предыдущих этапах профессионального обучения знания и умения для решения конкретных задач в процессе прохождения практики.
Задачей итогового контроля является проверка результатов прохождения студентами научно-педагогической практики, систематизация и обобщение приобретенных знаний, умений и навыков.
Объектами текущего контроля являются:
• выполнены студентом задачи по научно-педагогической практике, представленные в соответствующих письменных материалах;
• систематичность работы студентов на консультативных занятиях в процессе прохождения практики;
• соблюдение студентом структуры, содержания, оформления, графика выполнения и на проверку и защиты отчета по практике.
Объектами итогового контроля являются:
- отчет по научно-педагогической практике;
- доклад студента на защите об апробации проведенной методической разработки на практике;
- способность обосновывать и отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
При защите отчета студент должен кратко (3-5 минут) представить разработанную программу дисциплины, рассказать об апробации предложенной методической разработки на практике, представить научную статью по проблеме магистерского исследования, а также дать ответы на замечания руководителя.
При организации контроля кафедрой самостоятельно распределяется общее количество баллов, по которым оценивается деятельность студента, между соответствующими объектами контроля, определяются формы проведения контрольных мероприятий и критерии их оценивания. Соответствующие требования определяются руководителями с научно-педагогической практики в соответствии с личными требованиями, тематики научно-педагогической исследования, выполняется студентом, и доводятся до сведения студентов в начале семестра.
Общие критерии оценки работы студентов
Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:
1) объем проделанной работы;
2) качество аналитического отчета, выводов и предложений;
3) выполнение работы в установленные сроки;
4) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;
5) своевременность и качество представления отчетной документации.
Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности.
«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний по ее оформлению и содержанию. Отзыв руководителя положительный.
«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Отчетная документация представлена с незначительным нарушением сроков в полном объеме, замечания по ее оформлению и содержанию небольшие. Отзыв руководителя положительный.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме. Нуждался в помощи при выполнении заданий практики и подготовке отчета. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Отчетная документация не представлена.
В отношении такого студента кафедрой может быть принято решение о повторном прохождении практики.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики: а) Основная литература
1. Латышева М.А. Написание и оформление научно-исследовательской работы студентов специальности «Психология» и «Практическая психология», направление 0301 «Социально-политические науки». Методическое пособие. – Симферополь, 2011. – 30 с.
2.Пономарева Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов по психологии: [Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей ВУЗ] / Е.Ю.Пономарева. – Ялта: РВВ КГУ, 2013. – 104 с.
3.Пономарева Е.Ю. Теория и практика предупреждения дезадаптации субъектов педагогической деятельности: [монография] / Е.Ю. Пономарева. – Ялта, РВВ КГУ, 2013. – 263 с.
5. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии Автор/создатель: Колпакова Л.М., Курбанова А.Т., Жандарова Л.А., Яныкина А.Н., Пыркова К.В., Нефедова А.В., 2012.
Б) Дополнительная литература
- Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие. М.: Юрайт, 2015. – 315 с.
- Виненко В.Г. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / Виненко В.Г., Блинов В.И.,Сергеев И.С. — М.: Юрайт, 2015. – 315 с.
- Горелов Н.А.,Круглов Д.В. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. —
- Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения.Учебное пособие для вузов / Ю.Н. Лапыгин . — М.: Юрайт, 2015. – 234 с.
- Пряжников Е.Ю. Психология труда: теория и практика. М.: Юрайт, 2015. – 242 с
В) Программное обеспечение:
MSWord,MSPowerPoint.
г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.edu.ru— портал «Российское образование».
www.school.edu.ru— «Российский общеобразовательный портал».
http://school-collection.edu.ru– единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru– федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
8. Материально-техническое обеспечение практики
Для проведения научно-педагогической практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение, соответствующее санитарным и противопожарным нормам:
- оборудованные аудитории – специализированные кабинеты с автоматизированным рабочим местом (АРМ);
- учебники и учебно-методическая литература;
- наглядные средства обучения, в т.ч. схемы и таблицы, макеты;
- аудиовизуальные, технические и компьютерные средства: персональные компьютеры; локальное сетевое оборудование; выход в сеть Интернет; сканер, принтер, оборудование для записи и воспроизведения аудио и видео информации.
Приложение № 1
Образец оформления титульного листа отчета о практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТА
ОТЧЕТ
ПО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Студентки (та) 6 курса
Института педагогики, психологии
и инклюзивного образования
направления подготовки
37.04.01 «Психология»
(магистерская программа – Практическая психология)
_____________________________ (Ф.И.О.)
Ялта — 20____