Общие требования:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Методические указания и варианты контрольной работы по дисциплине «История экономических учений»

(для заочной формы обучения)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «История экономических учений»

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Вариант можно получить на кафедре ЭТ и МЭ (7 этаж, ауд. 2706) или у старосты группы. Работа состоит из двух частей: теоретического вопроса и тестового задания.

I.Теоретическая часть. Выбирается одна из трех предлагаемых тем (1,2 или 3).

Выбранную тему следует раскрыть глубоко и подробно в объеме 12-15 страниц печатного текста.

II.Тестовые задания в количестве шести выполняются на отдельных листах, где указывается номер теста, перечисляются предлагаемые варианты ответов, а затем приводится правильный ответ (или ответы) с необходимыми пояснениями.

Требования к оформлению контрольной работы. Работа должна иметь титульный лист,на котором указывается дисциплина, номер варианта, ф.и.о. студента, специальность, курс, номер группы, номер зачетной книжки.

I часть (теоретическая) должна иметь план изложения, включающий 2-3 вопроса. После изложения теоретического вопроса следует привести список использованной литературы: 3-4 источника с подробным указанием всех необходимых элементов библиографического описания изданий (автор, название работы, место и год издания, том, название и номер журнала, если речь идет о статье).

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной ...

... II. Самостоятельное изучение вопроса: «Мои представления об идеальном психологе-консультанте»: составление плана и тезисов ответа, библиографии и т.д Итого 68 ч. Контрольная работа №1 1.Дайте ... качества). 3.Факторы, ведущие к «профессиональному выгоранию» и меры профилактики этого явления. Контрольная работа №3. 1.Перечислите физические компоненты консультативного контакта, их значение в ситуации ...

Список должен включать в себя источники, которые были непосредственно задействованы при выполнении работы, а также упомянуты в тексте работы (цитируемые источники).

Общие требования:

  1. Работу выполняют на стандартных листах белой бумаги формата А4. Контрольная работа должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа через полтора интервала. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее – 20мм; нижнее – 20 мм; левое боковое – 20 мм; правое – 10 мм; отступ абзаца – 13 мм. Шрифт – «Times New Roman», размер — 12. Межстрочный интервал – 1,5.
  2. Страницы работы (кроме 1-ой — титульного листа) должны быть пронумерованы. Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, начиная со 2-й страницы.
  3. Оформленная работа должна иметь строго унифицированную структуру, в том числе:

а) титульный лист (1-я стр.), на котором наряду с номером варианта указываются: ф.и.о. студента; наименование факультета и специальности; № группы и № зачетной книжки; ф.и.о., ученая степень и ученое звание лектора по данной дисциплине;

б)I часть: указывается тема (одна из трех предлагаемых на выбор) и приводится план ее изложения (2-3 вопроса);

в) изложение теоретической части (одной из трех тем по выбору);

г) список используемой литературы;

д) II часть: тестовые задания (текст задания приводится полностью, затем выделяется правильный ответ с пояснениями);

е) литература, использованная при выполнении тестов (2-3 наименования учебников и учебных пособий)

4. Кроме того, сдавая контрольную работу строго в установленный срок (не позднее, чем за неделю до начала экзаменационной сессии) для регистрации лаборанту кафедры экономической теории и мировой экономики (7 этаж, ауд. 2706), студенту необходимо на последней странице работы поставить личную подпись.

Представленные на рецензию контрольные работы проверяются преподавателем в течение 7-10 дней. В рецензии отражаются положительные и отрицательные стороны работы, недостатки в изложении выбранной темы и ошибки, допущенные при выполнении тестовых заданий. По итогам рецензирования работа получает одну из трех возможных оценок: «допускается к собеседованию», «допускается к собеседованию (с доработкой)» или «не допускается к собеседованию». При получении оценки «допускается к собеседованию» автор работы во время экзаменационной сессии проходит устное собеседование с преподавателем по содержанию варианта, в результате которого работа получает оценку «зачтено» или «не зачтено». Зачтенная работа является допуском к теоретическому зачету по истории экономических учений. При получении оценки «допускается к собеседованию (с доработкой)» студент устраняет допущенные ошибки, дорабатывает теоретическую часть (если имеются замечания преподавателя) и с исправленной и доработанной контрольной приходит на устное собеседование к преподавателю. На повторное рецензирование в этом случае работу сдавать не нужно.

10 стр., 4815 слов

Анализ работ Э. Мейо, значение хоторнских экспериментов

... сильно специализирован и требовал поддержки и координации, интеграции и систематизации работы. Была необходима наука управления. У истоков возникновения научного менеджмента стояли Ф. Тейлор, ... рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности. Понимая, что система работы зависит от тщательного планирования, Ф.Тейлор основал концепцию управлениями заданиями, ...

При получении оценки «не допускается к собеседованию» работу следует основательно доработать (или даже переделать), учитывая все замечания преподавателя. После тщательной доработки контрольная работа сдается на кафедру для повторного рецензирования. После получения положительной повторной рецензии студент может пройти устное собеседование по контрольной работе с преподавателем.

Образец оформления титульного листа

МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине «История экономических учений»

Вариант №

Выполнил студент: ____Ф.И.О. _____

гр.______факультет______курс___

№ зачетной книжки __________

Преподаватель_____Ф.И.О.__

Санкт-Петербург

201_

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

«История экономических учений» и выполнения контрольной работы

а) основная литература:

  1. История экономических учений / Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие – М.: ИНФРА -М, 2008.
  2. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Холопов А.В. История экономических учений: Учеб. Пособие. М.: Эксмо, 2008.

4. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА — М, 2008.

б) дополнительная литература:

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник – М.: Экономист, 2007.
  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. — М.: Дело Лтд, 1994.
  3. Всемирная история экономической мысли. В 6тт. /Гл. ред. В.Н. Черковец – М.: Мысль, 1987 – 1997.
  4. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений: Учебник. — М.: Омега -Л, 2007.
  5. Демидова М.Г. История экономических учений: от Аристотеля до Монкретьена / Уч. пособие. СПбТЭИ, 2001
  6. Демидова М.Г. Классическая политическая экономия: А. Смит, его предшественники, последователи и критики: Учебное пособие. СПбТЭИ, 2009
  7. Демидова М.Г., Жилинкова И.Н. История экономических учений: немецкая историческая школа и использование ее идей в российской экономической науке XIX-XX веков./Учебное пособие. СПбТЭИ, 2001
  8. Институционализм и три его течения: Методические указания по курсу «История экономических учений»/Сост.: Демидова М.Г.- СПбТЭИ, 2008
  9. Развитие институционализма во второй половине XX века: методические указания по курсу «История экономических учений»/Сост.: М.Г. Демидова – СПбТЭИ, 2008
  10. Демидова М.Г. Маржиналистская революция и формирование неоклассического направления экономической теории/Учебное пособие. — СПб: ТЭИ, 2006.
  11. Демидова М.Г. Классическая политическая экономия: А.Смит, его предшественники, последователи и критики./Учебное пособие. СПб: СПбТЭИ, 2009.
  12. История экономических учений (Современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: ИНФРА -М, 2009.
  13. История экономических учений: Учебник/Под ред. А.С.Квасова. – М.: ЮНИТИ, 2011.
  14. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело; Вита – пресса, 2000.
  15. Потапова И.С. История экономических учений: Учебное пособие – М.: МГИУ; 2006.
  16. Соколов Р.Е. История экономических учений: учеб. пособие — М.: Маркет ДС, 2007.
  17. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  18. Шумпетер Й. История экономического анализа Т. 1-3 – СПб: Экономическая школа, 2005.

Варианты контрольной работы

3 стр., 1130 слов

Экономические, административные, социально-психологические, финансовые ...

... Альберт М., Хедоури Ф. и др. 1. Экономические, административные, социально-психологические, финансовые методы менеджмента организации, их различие и сферу применения. Метод управления - это совокупность приемов и спо ... литературы 1. Аудит системы внутреннего контроля в среде компьютерной обработки данных: Практ. пособие / Е.В.Кузнецова, Л.В. Сотникова; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ- ...

Вариант 1

I.Теоретическая часть (раскрыть содержание одной из трех тем на выбор):

  1. Основные этапы в истории мировой экономической мысли.
  2. Роль «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди.
  3. Теоретические положения австрийской школы маржинализма об «экономических благах», «хозяйстве Робинзона» и экономическом обмене.

II.Тест:

1. Из ниже перечисленного выберите положения, относящиеся к Кодексу законов царя Хаммурапи (несколько правильных ответов):

1) долговое рабство объявлялось временным состоянием;

2) сочинение, прославляющее профессию писца (чиновника);

3) статьи, регулирующие передачу имущества по наследству;

4) предусматривались жестокие наказания за бегство и неповиновение рабов;

5) запрет продажи и отчуждения за долги наделов царских воинов;

6) содержит древнейшие молитвы, религиозные гимны и магические заклинания;

7) первый свод правовых норм

2. Предметом изучения меркантилизма является:

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

9 стр., 4176 слов

Теории агрессии. Методы изучения агрессии

... положения. Но агрессивность «пропитала» не только экономические отношения, она широко реализуется в быту ... можно отметить актуальность изучения проблемы теории агрессии и методов ее изучения. 1. Понятие и ... противоправного насилия или остающихся в рамках закона. Отчасти проблема агрессивного поведения окончательно не ... политике и и 28,3% в социальной сфере. Наиболее очевидным выражением этих реалий ...

3. В классической политической экономии приоритетным мето­дом экономического анализа является:

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. «Невидимая рука» А. Смита – это:

1) механизм государственного управления экономикой

2) действие объективных экономи­ческих законов

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провиде­нием

4) действие природных законов

5) взаимодействие законов природы и экономики

5. Дж.Коммонс – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:

1) традиционное

2) конъюнктурно-статистическое

3) технократическое

4) социально-психологическое

5) социально-правовое

6. Выберите термины и понятия, используемые маржиналистами (несколько вариантов правильных ответов):

1) предельная полезность;

2) потребительная стоимость;

3) стоимость;

4) ценность;

5) товар;

6) экономическое благо;

7) предельная производительность;

8) предельная конкуренция;

9) предельный доход;

10) потребность;

11) предельная потребность;

12) настоятельная потребность;

13) предельная трудовая стоимость;

14) предельные издержки.

Вариант 2

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности.
  2. «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смита: содержание и структура произведения.
  3. Теории макроэкономического равновесия Л. Вальраса и В. Парето и их значение для развития экономического анализа.

II.Тест:

1. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с це­лью:

1) ликвидации системы рабовладения

2) улучшения экономического положения рабов

3) скорейшего перехода к рыночной экономике

4) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

2. Приоритетным методом экономического анализа меркантилиз­ма

является:

1) эмпирический метод

3 стр., 1456 слов

Вариант 2 Выберите один или несколько правильных ответов

... ориентация зданий южная или северная Вариант 4 Выберите один или несколько правильных ответов Вопрос Варианты ответов Отметьте правильное понятие "погода" физическое состояние атмосферы в данном месте, в данное ... 10-20° Влажности на 20-40% Скорость ветра более 19 м/сек Нет правильного ответа Ответы по освещению и микроклимату № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 ...

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

3. Согласно учению ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается:

1) в торговле

2) в промышленности

3) в банковской сфере

4) в мелкотоварном хозяйстве

5) в сельскохозяйственном производстве

4. Историческая школа Германии рассматривает в качестве пред­мета

экономического анализа:

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

4) сфера сельскохозяйственного производства

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

5. Представители первого этапа маржиналистской революции определя­ют стоимость (ценность) на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

2) трудовой теории

3) теории издержек

4) теории предельной полезности

5) теории предельных издержек

6. На каких допущениях построена модель общего экономического равновесия л.Вальраса (несколько правильных ответов):

1) рынок совершенной конкуренции;

2) монополистический рынок;

3) небольшое число покупателей и продавцов;

4) большое число покупателей и продавцов;

5) свободные цены;

6) монопольные цены;

7) чистый рынок;

8) идеальная информированность экономических субъектов;

9) рынок с участием профсоюзов;

10) учет фактора времени?

Вариант 3

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Теоретико-методологические позиции представителей раннего и позднего канонизма.
  2. Реформаторская концепция Дж.С. Милля и ее значение для завершения классической политической экономии.
  3. Теоретические положения А. Маршалла об эластичности спроса и возможности их применения в современном микроэкономическом анализе.

II.Тест:

1. Аристотель относит к сфере хрематистики:

1) земледелие

2) ремесло

3) пчеловодство

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

5) мелкую торговлю

2. Автором термина «политическая экономия» является:

1) Аристотель

2) Фома Аквинский

3) Антуан Монкретьен

4) Адам Смит

5) Карл Маркс

3. «Невидимая рука» А. Смита – это:

1) механизм государственного управления экономикой

2) действие объективных экономи­ческих законов

3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провиде­нием

4) действие природных законов

5) взаимодействие законов природы и экономики

4. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются (несколько правильных ответов):

2 стр., 836 слов

Выберите один, несколько ответов из предложенных или впишите правильный ответ.

... Зачетный ТЕСТ по курсу «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ» ВАРИАНТ Выберите один, несколько ответов из предложенных или впишите правильный ответ.   1. Кто из древних врачей-философов считал, что ... В) Орбитальная (со стороны больших полушарий) поверхность коры ____________   8. Теоретическая нейропсихология является: А) отраслью нейропсихологии Б) направлением нейропсихологии   9. Проба « ...

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

5. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:

1) остаются на прежнем уровне

2) увеличиваются в геометрической прогрессии

3) опережают темпы прироста доходов

4) увеличиваются в арифметической прогрессии

5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы

6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мнению В. Парето, следует считать:

1) максимизацию полезности;

2) выявление суммарной полезности;

3) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;

4) выявление предельной полезности.

Вариант 4

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Концепции национального богатства раннего и позднего меркантилизма.
  2. Американская школа: теория предельной производительности Дж.Б. Кларка.
  3. Теория рациональных ожиданий: Дж.Мут, Р.Лукас.

II.Тест:

1. Согласно концепции «справедливой цены» Фомы Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

1) нравственный принцип

2) затратный принцип

3) морально-этический принцип

4) затратный и морально-этический принцип одновременно

5) принцип предельного анализа

2. В соответствии с меркантилистской концепцией источником де­нежного богатства является:

1) рост заграничных инвестиций

2) насильственное завоевание внешних рынков

3) неограниченная свобода предпринимательской деятельности

4) превышение импорта над экспортом

5) превышение экспорта над импортом

3. По мнению д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как:

1) предприниматели занижают цену труда рабочих

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда

3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих

4) уровень инфляция постоянно повышается

5) доля живого труда в производимом продукте постоянно снижается

4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

2) трудовой теории

4 стр., 1744 слов

Эталоны ответов. Теория и практика сестринского дела

Основные принципы философии сестринского дела - это... а) уважение к правам пациента б) уважение к достоинствам в) уважение к жизни г) все выше перечисленное* 6. Предмет изучения биоэтики а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми* б) профессиональный долг медицинской сестры в) история сестринского дела г) профессиональные знания и умения медицинской сестры 7. Ассоциация ...

3) теории издержек

4) теории предельной полезности

5) теории предельных издержек

5. Из нижеприведенных положений основу методологии иссле­дования

Дж.М. Кейнса составляют (несколько правильных ответов):

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности

6. Из числа названных ученых-экономистов лауреатами Нобелевской премии являются (несколько правильных ответов):

1) Дж.М.Кейнс;

2) П.Самуэльсон;

3) Э.Чемберлин;

4) В.В.Леонтьев;

5) М.Фридмен;

6) У.К.Митчел;

7) Р.Коуз;

8) Дж.Робинсон.

Вариант 5

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор)

  1. Теоретические положения У. Петти о стоимости, заработной плате и ренте.
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и цены производства К. Маркса.
  3. Особенности реформаторских концепций родоначальников институционализма.

II.Тест:

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция:

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представ­ляют:

1) производительный класс

2) класс собственников земли

3) бесплодный класс

4) пролетариат

5) класс капиталистов

3. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются (несколько правильных ответов):

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводствен­ного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,

подвижны

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

4. Равновесная цена – термин, введенный А. Маршаллом. По его мнению, он означает, что:

1) количество денег в обращении соответствует стоимости товаров, предназначенных для продаж;

2) цена товаров совпадает с их стоимостью;

3) спрос покупателей уравновешивается предложением продавцов;

4) цена равна сумме издержек и прибыли.

5.Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие (несколько правильных ответов):

9 стр., 4071 слов

Ответы по социологии труда

... работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально ... дисциплин. Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе ...

1) торговый капитализм

2) денежное хозяйство

3) финансовый (банковский) капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм

6) предпринимательский капитализм

6. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает (несколько правильных ответов):

  1. государственные меры по инвестированию убыточных и низко-

рен­табельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

Вариант 6

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Физиократические воззрения Ф. Кенэ о чистом продукте, классах и капитале.
  2. Ф.Лист и его «Национальная система политической экономии».
  3. Неокейнсианские теории экономического роста.

II.Тест:

1. Из ниже перечисленного выберите положения, отражающие взгляды Томаса Мэна (несколько правильных ответов):

1) защита от критики Ост-Индской торговой компании ;

2) «Богатство Англии во внешней торговле»

3) «Трактат политической экономии»;

4) «нет иных способов получить деньги, кроме торговли»;

5) вывоз денег выгоден для страны, их обилие в стране даже вредно;

6) «Трактат о договорах и ростовщичестве»;

7) рекомендации учиться у голландцев;

8) «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией»;

9) классическая формулировка теории торгового баланса;

10) «монета – это кровь экономического организма»

2. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части:

1) первоначальные и ежегодные авансы

2) основной и оборотный капитал

3) постоянный и переменный капитал

4) постоянные и переменные издержки

5) текущие и предстоящие расходы

3. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются (несколько правильных ответов):

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

4. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базиру­ется на

исследовании:

1) суммарных экономических величин

2) средних экономических величин

3) предельных экономических величин

4) макроэкономических величин

5) микроэкономических величин

5. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются (несколько правильных ответов):

1) каузальный

2) историко-экономический

3) функциональный

4) эмпирический

5) логической абстракции

6) социальной психологии

6. Из ниже перечисленных выберите термины и категории, введенные в научный оборот Дж.М.Кейнсом (несколько правильных ответов):

1) процент;

2) инвестиции;

3) ликвидность;

4) кризис;

5) совокупный спрос;

6) основной психологический закон;

7) занятость;

8) предпочтение ликвидности;

9) совокупное предложение;

10) ставка ссудного процента;

11) мультипликатор;

12) мультипликатор занятости;

13) мультипликатор дохода;

14) мультипликатор инвестиций;

15) предельная склонность к потреблению;

16) акселератор;

17) сверхкумулятивный процесс

Вариант 7

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Концепции А. Смита об «экономическом человеке», «невидимой руке», разделении труда и капитале.
  2. Общие и отличительные положения в концепции реформ С. Сисмонди и П. Прудона и их практическое значение.
  3. Экономическая теория предложения: М.Фелдстайн и А.Лаффер.

II.Тест:

1. Порчей национальной монеты правительство занималось в период:

1) раннего меркантилизма

2) позднего меркантилизма

3) на всем протяжении меркантилизма

2. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция:

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

3. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как (несколько правильных ответов):

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий реализации общественного

продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

4. Укажите причины, приводящие к сужению рынка и, следовательно, к невозможности саморазвития капитализма, выдвинутые Сисмонди являющиеся ошибочными (несколько правильных ответов):

1) сокращение дохода рабочих;

2) безработица;

3) сокращение спроса рабочих;

4) сокращение спроса капиталистов;

5) стремление капиталистов к расширению производства;

6) втягивание в капиталистическое производство отсталых стран;

7) сужение внешнего рынка

5. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы:

1) мелкой

2) специализированной

3) средней

4) многопрофильной

5) крупной

6. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы (несколько правильных ответов):

1) приоритетности неденежных факторов

2) приоритетности денежных факторов

3) стабильности «кривой Филлипса»

4) нестабильности «кривой Филлипса»

  1. стабильности темпа роста количества денег с учетом «естествен­ной

нормы безработицы» (ЕНБ)

Вариант 8

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Интерпретации теории стоимости в творчестве А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.
  2. Историческое значение реформаторских концепций социалистов-утопистов.
  3. Теория государственного регулирования экономики Дж.М.Кейнса и ее историческое значение.

II.Тест:

1. Какие положения соответствуют раннему меркантилизму?

1) теория денежного баланса;

2) поощрение развития мануфактурной промышленности;

3) административное регулирование денежного обращения;

4) деньги выполняют функцию средства накопления;

5) система активного торгового баланса;

6) «статут об истрачивании»;

7) Мариана, Даванцатти, Стаффорд;

8) «Чтение о монете»;

9) Мэн, Уллоа, Устарис, Серра

2. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране:

1) координирующими мерами государства

2) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь

3) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь

3. Чистый продукт у физиократов – это:

1) избыток сельскохозяйственной продукции, который образуется за вычетом всех издержек производства;

2) весь продукт, созданный в обществе за год;

3) ближайший прообраз прибавочного продукта и прибавочной стоимости;

4) промышленный продукт

4. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется осуществить такие мероприятия, как (несколько правильных ответов):

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производи­тельной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приноси­мых ею доходах каждого члена общества

5. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:

1) Л. Вальраса

2) У. Джевонса

3) А. Маршалла

4) Дж.Б. Кларка

5) В. Парето

6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов (несколько правильных ответов):

  1. конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо
  2. автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяй­ства»
  3. синтез между свободным и «социально обязательным обществен­ным

строем»

4) концентрация власти и коллективизм

5) социальное выравнивание посредством справедливого распреде­ления

Вариант 9

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. «Закон рынков» Ж.Б. Сэя и его роль в истории экономической мысли.
  2. Методологические особенности исторической школы Германии и их значение в развитии экономической науки.
  3. Современный монетаризм и его практические рекомендации в сфере экономической политики.

II.Тест:

1. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Фомы Аквинского деньги – это:

1) совершенно бесполезный товар

2) результат соглашения между людьми

3) единственное проявление богатства человека и государства

4) техническое средство, облегчающее обмен

5) стихийно возникший товар

2. У. Петти и п. Буагильбер – родоначальники теории стоимос­ти, определяемой:

1) затратами труда (трудовая теория)

2) производственными издержками (теория издержек)

3) предельной полезностью

4) на основе правовых факторов

5) на основе дифференциации продукта

3. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит:

1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике

2) допускает деление капитала на постоянный и переменный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

4) придерживается теории интенсивного воспроизводства

5) придерживается теории расширенного воспроизводства

4. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эк­сплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Ж.Б. Сэй

4) К. Маркс

5) Ф. Кенэ

5. Автором учения о статике и динамике и теории предельной производительности является:

1) У. Джевонс

2) Л. Вальрас

3) Дж.Б. Кларк

4) А. Маршалл

5) В. Парето

6. «Денежное правило» м.Фридмена предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, соответствующими:

1) темпу роста процентной ставки;

2) темпу роста уровня цен;

3) темпу роста скорости оборота денег;

4) потенциальному темпу роста реального валового национального продукта (ВНП);

5) уровню цен.

Вариант 10

I.Теоретическая часть (одна из трех тем на выбор):

  1. Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки.
  2. А.Маршалл как основоположник неоклассического направления в экономической теории..
  3. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона и ее значение в новейшей истории экономической мысли.

II.Тест:

1. Экономика по Аристотелю – это:

1) деятельность, направленная на накопление капитала в форме денег;

2) предоставление денежных или натуральных средств под процент;

3) деятельность, направленная на поддержание нормального жизнеобеспечения человека и его семьи.

2. А. Смит считает труд производительным, если он приложен:

1) в сельскохозяйственном производстве

2) в любой отрасли материального производства

3) в отраслях материального и нематериального производства

4) во внешней торговле

5) в сфере науки

3. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эк­сплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Ж.Б. Сэй

4) К. Маркс

5) Ф. Кенэ

4. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать:

1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

2) максимизацию полезности

3) выявления суммарной полезности

4) выявление предельной полезности

5) равенство доходов потребителей благ

5. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:

1) традиционное

2) конъюнктурно-статистическое

3) технократическое

4) социально-психологическое

5) социально-правовое

6. Дж.М.Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики тем, что:

1) без него она падет жертвой иностранных интервентов;

2) без него трудовые ресурсы будут покидать страну в массовом порядке;

3) экономика может нормально функционировать в условиях неполного использования ресурсов;

4) экономика не может нормально функционировать в условиях полного использования ресурсов.