специальности Кваліфікація: вчитель історії в основної школи

38

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

по дисциплине «ОБЩАЯ ЭТНОГРАФИЯ»

подготовки для студентов за спеціальності 6.20 302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія

направления Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».

специальности Кваліфікація: вчитель історії в основної школи

Симферополь, 2013

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этнология как наука

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Этнология в системе социогуманитарных наук.

2. Изменение представлений об объекте и предмете исследований.

3. Виды источников в этнологии.

4. Методы сбора материалов и исследований в этнологии.

5. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.

Темы докладов и рефератов:

  1. Способы проверки степени достоверности материалов полевых опросов.
  2. Методика составления вопросников и анкет для полевых исследований.
  3. Генеалогические данные как источник для изучения этнической истории.
  4. Роль вещественных источников в этнологических исследованиях.

Темы эссе:

7 стр., 3468 слов

Лабораторные занятия по учебной дисциплине

... речь). Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы (72 ч.), из них 16 ч. аудиторных занятий, 56 часов самостоятельной ... . Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии, 2001, №5, с.75-89. ... . «___» _________ 2012 г. Технологическая карта дисциплины Практикум по решению профессиональных задач Направление 050100 педагогическое ...

Определить тип и вид различных источников, к примеру:

— выписки из метрических книг XIX в.,

— выписки из брачных обысков XIX в.,

— выписки из книг похозяйственного учета населения XX в.,

— данные материалов переписи 2002 г.,

— экспедиционные фотографии с изображениями элементов материальной культуры,

— аудиозаписи беседы с информантом.

Дать характеристику информационным возможностям представленных источников, определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.

Литература:

Основная:

  1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
  2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.

Дополнительная:

  1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
  2. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
  3. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Формы идентичности, этапы их становления.
  2. Факторы трансформации идентичности.
  3. Значение этничности в идентификации человека.
  4. Факторы этнической истории.

Темы докладов и рефератов:

12 стр., 5863 слов

Занятия физической культурой как средство повышения психологической готовности к школьному обучению

... образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания. 1.3 Использование занятий физической культурой для развития основных ... результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти ... В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. ? 1983. 2. Козлова С.А., ...

  1. В рамках системно-статистического подхода дать характеристику основных компонентов этноса:
  2. этнос как популяция,

Темы эссе:

  1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
  2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. проявление и формы использования этнического языка,
  2. формы и нормы стереотипов поведения (быта),
  3. проявление и закрепление этнической идентичности,
  4. психологические особенности, модели жизнедеятельности.

Литература:

Основная:

  1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
  2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.
  3. Дополнительная:
  4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
  5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
  6. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этническая культура

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. . Системно-компонентный анализ этнической культуры
  2. Функции этнической культуры
  3. Традиции и инновации в культуре
  4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования.

Темы докладов и рефератов:

4 стр., 1754 слов

Этнопсихологические особенности турецкого народа

... (рождение ребёнка, свадьба). Этнопсихологические особенности турецкого народа Турция всегда была перекрестком цивилизаций ... событие, с которым в турецкой культуре связано множество традиций и обычаев. ... важные посты, однако в некоторых вопросах общественная мораль очень строга к женщинам ... . Вне зависимости от рода занятий и положения в обществе турецкая ... - одни из самых красивых в мире, и к тому же они ...

  1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
  2. хозяйственно-производственная сфера,
  3. социальная стратификация, социальные институты,

Темы эссе:

  1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
  2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Культура как этнический маркер.
  2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре.
  3. Обряды перехода: структура, функции, семантика.
  4. Обряд, обычай, ритуал в культуре.

Литература:

  1. Основная:
  2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4.
  3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.
  4. Знаковые функции культуры. М., 1991.
  5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с.
  6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.

Дополнительная:

  1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
  4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
  5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

ПЛАН

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ребенка до поступления в школу

... ситуация развития в пожилом и старческом возрасте. Зависимость содержания старости от культуры общества. Особенности мировоззрения ... занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» Общая характеристика учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Классификация ... их преодоления. Стили общения. Задание Определите стиль педагогического общения любимого и нелюбимого ...

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Классификация народов мира

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Критерии классификации народов мира.
  2. Географическая классификация народов мира.
  3. Этнолингвистическая классификация народов мира.
  4. Антропологическая классификация народов мира.
  5. Хозяйственно-культурная классификация народов мира.

Темы докладов и рефератов:

  1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
  2. хозяйственно-производственная сфера,
  3. социальная стратификация, социальные институты.

Темы эссе:

  1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
  2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Формирование и развитие языка.
  2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления.
  3. Этапы процесса расообразования.
  4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование.
  5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.

Литература:

Основная:

  1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.
  2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.

Дополнительная:

4 стр., 1516 слов

Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Особенности развития словаря в дошкольном возр

... словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Задачи исследования: 1. Определить основные теоретические аспекты к проблеме развития активного словаря дошкольников. 2. Изучить уровень ... №13. Глава 1. Теоретические аспекты развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях 1.1. Особенности развития словаря в дошкольном возрасте Совокупность ...

  1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
  2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.
  3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX — нач. XX в.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма.
  2. Изучение первобытных верований.
  3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака.
  4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.
  5. Основные методы исследования в эволюционизме.
  6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

13 стр., 6199 слов

Основные идеи философии Ф. Ницше

... предмету: Философия тема: Основные идеи философии Ф.Ницше. Студента ... заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет ... .............................................................................................3 2) Ранние сочинения и развитие философских идей..........................5 3) Новое философское мировоззрение ...

  1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.
  2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.
  3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».
  4. Практическое задание
  5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).
  6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

Литература:

Основная:

  1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936.
  2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Дополнительная:

  1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.
  3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Расистское направление

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки формирования расизма. Идеологические, «научные», бытовые основания развития расистских идей.
  2. Расовая классификация Ж.А. Гобино.
  3. Идеи О. Аммона и Ж.В. де Ляпужа о факторах социального развития и истории.
  4. Идеи Л. Вольтмана.
  5. Идеи Х. Чемберлена.
  6. Расизм в поле научной и общественной мысли кон. XIX — нач. XX в. Критика расизма

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.
  2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.
  3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».
  4. Практическое задание
  5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).
  6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

Литература:

Основная:

  1. Марков Г. Е. Коричневая тень над немецкой этнологией // Этнографическое обозрение // 1996. № 4.
  2. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

Дополнительная:

  1. Темы для обсуждения
  2. Научные критерии выделения рас.
  3. Альтернативные расовые классификации (арийская, лемурийская, атлантическая, тибетская).

    Основания их несостоятельности в науке.

  4. Исторические корни расизма.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Психоаналитическая школа в этнологии

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие фрейдистского направления и основные идеи.
  2. З. Фрейд о происхождении тотемизма и экзогамии.
  3. Идеи Г. Рохейма.
  4. Понятие коллективного бессознательного в работах К.Г. Юнга.
  5. Метод психоанализа в этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Сновидения как культурный феномен
  2. Архетипы сновидений
  3. Изучение коллективного бессознательного

Литература:

Основная:

  1. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: ТГУ, 2001.
  2. Соколовский С.В. Сновидческая реальность — бессознательное российской антропологии? // ЭО. 2006. № 6. С. 3
  3. Тедлок Б. Бикультурное сновидение как межличностный коммуникативный процесс // ЭО. 2006. № 6. С. 16.

Дополнительная:

  1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  2. Фрейд З. Тотем и табу. (Психология культуры).

    М., 1998.

  3. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  4. Юнг К.Г. Бог и коллективное бессознательное. М., 1998.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Социологическая школа.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития направления.
  2. Социологические исследования Э.Дюркгейма. Предмет и методы исследования.
  3. Происхождение религии, ее значении в общественной жизни (Э. Дюркгейм).
  4. Идеи Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля о коллективных представлениях.
  5. Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль).
  6. Исследования М. Мосса.
  7. Вклад социологической школы в развитие этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Социальные факты современной жизни.
  2. Взаимообусловленность личных и коллективных представлений.
  3. Иррациональное в жизни человека (формы, функции, факторы актуализации).

Литература:

Основная:

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
  3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Прогресс, 1994.
  4. Мосс М. Социальные функции сакрального. М., 2000.

Дополнительная:

  1. Мосс М. Общество. Личность. Обмен: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  2. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Спб.: Алетейя, 2001.
  3. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

План семинарского занятия № 9

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Структурный функционализм

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития направления. Основные школы в рамках структурного функционализма.
  2. Функционализм Б. Малиновского. Методы и подходы. Теория потребностей. Изучение религиозных представлений в первобытном обществе.
  3. Социальная антропология. Методы и подходы. Изучение социальных отношений в работах А.Р. Радклифф-Брауна. Исследования Э. Эванс-Причарда.
  4. Французский структурализм. Изучение первобытного мышления в работах К. Леви-Строса.
  5. Значение структурного функционализма в этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Пределы изучения культуры.
  2. Моделирование в этнологических исследованиях.
  3. Магия и миф в традиционном и современном обществе.

Литература:

Основная:

  1. Бутинов Н.А. Леви-Стросс и проблемы социальной организации австралийских аборигенов // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.114−148.
  2. Веселкин Е.А. Структурализм: претензии на философию (теоретические проблемы британского экологического структурализма) // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С. 88 -113.
  3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  4. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7.
  5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
  6. Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 2000.
  7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  8. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.
  9. Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004.
  10. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.
  11. Никишенков А.А. Эдуард Э. Эванс-Причард и противоречия этнографического познания // ЭО. 1997. № 3. С. 126.
  12. Островский А.Б. К. Леви-Строс о тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления // Этно-культурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С. 81−92.
  13. Островский А.Б. Школа французского структурализма: вопросы методики // Советская этнография. 1988, № 2. С. 33.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 10

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская школа исторической этнологии

(Школа Боаса)

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития школы исторической этнологии.
  2. Вклад Ф. Боаса в развитие этнологии.
  3. Изучение культурных ареалов в работах К. Уисслера.
  4. Изучение природы культуры, учение о культурных моделях в работах А.Л. Крёбера.
  5. Научное наследие американской школы исторической этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Релятивизм в этнологии.
  2. Общее и особенное понятий «культурные регионы», «культурные ареалы» и «хозяйственно-культурные типы».
  3. Шаблоны диффузии как инструмент анализа.

Литература:

Основная:

  1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979.
  2. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.;Л., 1926.
  3. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  4. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 11

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская этнопсихологическая школа

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития американской этнопсихологической школы.
  2. Изучение национального характера, понятие «основная личность» в работах А. Кардинера.
  3. Этнопсихологические исследования Р. Бенедикт.
  4. Этнопсихологические исследования М. Мид.
  5. Изучение проблем аккультурации.
  6. Общий вклад этнопсихологической школы в развитие этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Релятивизм в этнологии.
  2. Общее и особенное понятий «культурные регионы», «культурные ареалы» и «хозяйственно-культурные типы».
  3. Шаблоны диффузии как инструмент анализа.

Литература:

Основная:

  1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.
  2. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 190.
  3. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998.
  4. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  5. Лурье С.В. Психологическая антропология. М., Екатеринбург, 2003.
  6. Рощин С.К. Личность в понимании культурной психологии или психологической антропологии // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.23−47.
  7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  8. Этнография за рубежом. М., 1979.
  9. Этнология в США и Канаде. М., 1989.
  10. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: ИНИОН, 1991.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 12

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская культурно-эволюционная школа

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные направления исследования в рамках американской культурно-эволюционной школы.
  2. Теория культуры и концепция эволюции культуры в работах Л. Уайта.
  3. Концепция многолинейной эволюции Д.Х. Стюарда.
  4. Экологические аспекты эволюции культуры в работах М. Харриса и М. Салинса.
  5. Интерпретативная антропология К. Гирца.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Аверкиева Ю.П. Историко-философские взгляды Лесли А. Уайта (1900−1975) // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.48−69.
  2. Веселкин Е.А. Культурная антропология в США: теория и действительность // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 3−24.
  3. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: итерпретация культур (Рецензия) // ЭО. 1992. № 3. С. 144.
  4. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86−107.
  5. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С.15−61.
  6. Работы Лесли Уайта по культурологии: (Сб. переводов).

    М., 1996.

  7. Шандыбин С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели // ЭО. 1998. № 1. С. 14.
  8. Этнография за рубежом. М., 1979.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 13

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Неофункционализм

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. История развития функционального подхода в этнологии. Структурный функционализм как теоретическая парадигма в американской социологии в сер. XX в.
  2. Теория действия, общая теория систем и эволюция человеческого общества в работах Т. Парсонса.
  3. Концепция универсальной модели культуры и эволюции социальной структуры в работах Д.П. Мёрдока.
  4. Парадигма функционального анализа социальных явлений Р.К. Мертона.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Мердок Дж.П. Социальная структура. М., 2003.
  2. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2−4.
  3. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
  4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.
  5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

План семинарского занятия № 14

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Отечественная этнология (этнография)

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Накопление этнографических знаний в России в XII -XVII вв.
  2. Роль Великих Географических экспедиций и этнографических научных обществ в расширении этнографических знаний XVIII — первой половине XIX в.
  3. Развитие этнологии (этнографии) во второй половине XIX — нач. XX в.
  4. Разработка этнической проблематики в отечественной этнологии.
  5. Концепция хозяйственно-культурных типов, изучение локальных вариантов ХКТ
  6. Развитие этнической экологии.
  7. Современные проблемы и направления исследований в отечественной этнологии.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
  2. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. 1998. № 2.
  3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  4. Дубова Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 77−99.
  5. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ. 1983. № 1.
  6. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86−107.
  7. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14−43.
  8. Комарова О.Д. Демографические аспекты этнической экологии Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 44−77.
  9. Культура жизнеобеспечения и этнос / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.
  10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.
  11. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

План семинарского занятия № 15

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этнография народов мира (коллоквиум)

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные историко-этнографические области и их характеристика.
  2. Зависимость предметов материальной культуры (пища, жилище, одежда и пр.) от природной среды и хозяйственных занятий. Адаптивные функции материальной культуры. Привести примеры.
  3. Проявление этнических особенностей в материальной культуре. Привести примеры.
  4. Зависимость элементов материальной культуры от социальной структуры общества. Привести примеры.
  5. Понятия «жилище», «жилье», «дом» в традиционной культуре. Соотношение жилого и нежилого пространства.
  6. Социальная организация. Общинная и семейная структура. Гендерные установки.
  7. Организация власти
  8. Семейная и праздничная обрядность.
  9. Общее и особенное в космогонических представлениях народов мира.
  10. Представления о жизни и смерти в традиционной культуре.
  11. Тотемистические и анимистические верования.
  12. Традиционные культы народов мира
  13. Религии народов мира.

14. Народное творчество. Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
  2. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. 1998. № 2.
  3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  4. Дубова Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 77−99.
  5. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ. 1983. № 1.
  6. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86−107.
  7. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14−43.
  8. Комарова О.Д. Демографические аспекты этнической экологии Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 44−77.
  9. Культура жизнеобеспечения и этнос / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.
  10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.

Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 16

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Классификации народов мира.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

Географическая классификация.

  1. Расы и расовые признаки. Антропологическая классификация.
  2. Хозяйственно-культурная классификация.
  3. Лингвистическая классификация.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М., 1973.
  2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.- Л., 1991.
  3. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.- М., 1979.
  4. Народы и религии мира: Энциклопедия.- М., 1999.
  5. Садохин А.П. Этнология: Учебник.- М., 2000.
  6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.- М., 2000.
  7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии.- М., 1978.
  8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.- М., 1971, 1985.
  9. Этнография: Учебник.- М., 1982.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 17

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Народы Украины и Крыма.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Славянские народы: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи и словаки), южные славяне (болгары, сербы).
  2. Германские народы (немцы, австрийцы, шведы).
  3. Романские народы (молдаване, румыны).
  4. Тюркские народы (гагаузы, поволжские и крымские татары, караимы, крымчаки).
  5. Финно-угорские народы (эстонцы и венгры).
  6. Греки, армяне, евреи, цыгане, корейцы.

Темы докладов и рефератов:

  1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
  2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

  1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
  2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
  3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
  4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
  5. Культурно-историческая школа.
  6. Гипердиффузионизм.
  7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

  1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
  2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
  3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

Литература:

Основная:

  1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М., 1973.
  2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.- Л., 1991.
  3. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.- М., 1979.
  4. Народы и религии мира: Энциклопедия.- М., 1999.
  5. Садохин А.П. Этнология: Учебник.- М., 2000.
  6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.- М., 2000.
  7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии.- М., 1978.
  8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.- М., 1971, 1985.
  9. Этнография: Учебник.- М., 1982.

Дополнительная:

  1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100−119.
  2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
  3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
  4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
  6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
  7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

Методические рекомендации составлены

_________________к.и.н., доцентом У. К. Асановой

Утверждены на заседании кафедры (название)

Протокол № ______ от ____ _________ 20____ г.

Заведующий кафедрой ____________к.с.н., доц. Р. Дж. Куртсеитов

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector