Методика обучения и воспитания

2

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра начального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

050100.62 Педагогическое образование

профиль подготовки начальное образование

код и наименование направления подготовки (специальности)

очная

форма обучения

(Для студентов, обучающихся на 3 курсе, 5 семестре)

Составитель:

Яковлева Е.В.,

д.п.н., профессор

г. Череповец — 2014г.

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания»

Содержание разделов дисциплины

1. Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. Детство как социальный феномен.

Ребенок как субъект социальной заботы и защиты. Соотношение государственных и общественных учреждений, восстанавливающих социальные и образовательные статусы ребенка. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Профилактический, адаптационный, коррекционный, реабилитационный потенциал учреждений временного и постоянного пребывания ребенка.

Современные миграционные процессы. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления. Социальные проблемы детей мигрантов. Образовательные проблемы детей-мигрантов. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.

2. Социальное развитие ребенка. Факторы развития личности. Этапы психического и физического созревания индивида. Становление самосознания. Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. Помощь социальному развитию ребенка. Социально-педагогическая поддержка ребенка как вид деятельности, обеспечивающий предупреждение и решение его проблем.

3. Ребенок как субъект процесса социализации. Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь.

Особенности социализации младших школьников. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Проблемы и трудности социализации младших школьников.

4. Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка.

Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. Профилактика и оздоровление ситуации социального развития ребенка в семье. Приемная семья, содержание деятельности приемных родителей по включению ребенка в систему социальных отношений.

Образовательное учреждение как институт социализации. Социальные и образовательные проблемы ребенка, пути их решения в системе основного и дополнительного образования. Отторжение от жизни школы как условие дезадаптации ребенка в социуме. Профилактика, адаптация, коррекция и реабилитация ребенка в системе основного и дополнительного образования.

Улица как сфера социализации ребенка. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.

Социально-педагогические возможности СМИ.

5. Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов. Социально-педагогическая деятельность как вид помогающей деятельности, ориентированный на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессах социализации. Субъект-субъектные основания, цели, ценности, содержание и процесс осуществления социально-педагогической деятельности. Профилактическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности. Социальная забота и социальная защита в системе социально-педагогической деятельности. Формы организации психолого-педагогической деятельности.

Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также умения и навыки, необходимые для эффективной организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Методика обучения и воспитания» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (П.Б.04.), осваивается во 2-7 семестрах.

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Возрастная анатомия и физиология» и др.

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Модуль 2. Основная учебная литература

Учебники, учебные пособия

  1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 *
  2. Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу: «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога»: Учеб пособ. — Череповец: ЧГУ, 2003
  3. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006

Модуль 3. Дополнительная литература, дидактические материалы

Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988*
  2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современном мире – М.: Школьная пресса, 2005 *
  3. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Пед. общество России, 2005
  4. Васильева Т.П. Практические занятия по дисциплине «Социализация личности ребенка в системе начального образования. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2006 *
  5. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. — СПб, 1997
  6. Дик Н.Ф. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов н./Д., 2005 *
  7. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. — Ростов н./Д: Феникс,2004 *
  8. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  9. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  10. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
  11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008*
  12. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004
  13. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
  14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для вузов. М.: Академия, 2005*
  15. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  16. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы. – М., 2004
  17. Семейный кодекс Российской Федерации. М., Проспект,2005
  18. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  19. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
  20. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Уч. пос. – Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2004*
  21. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Уч.-мет. пос. — Вел. Новгород: НовГУ им Я. Мудрого. – 2000*

Словарно-справочные издания

  1. Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010*
  2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004
  3. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000 *
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2001
  7. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ. – Ростов н/Д, 2005
  8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
  9. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
  10. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002
  11. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М.: Контур, 1998
  12. Социальная энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000

Периодические издания по дисциплине:

  1. Воспитание школьников
  2. Народное образование
  3. Начальная школа*
  4. Начальная школа + до и после*
  5. Педагогика*
  6. Социальная работа в школе
  7. Социальный педагог

Примечание: литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб.

Модуль 4. Материально-технические оснащение дисциплины

компьютерный класс (827 каб.)

кафедральное мультимедийное оборудование (727 каб.)

оборудование для просмотров фильмов (727 каб.)

Сайты:

Учительская газета http: //www.ug.ru

Российская газета http: //www.rg.ru

РИА Новости http: //www.rian.ru

Все образование http: //www.alledu.ru

Первое сентября http: //www.1september.ru

Российский общеобразовательный портал http: //school.parking.ru

Российское образование http: //www.portal.edu.ru

Электронная библиотека статей по образованию http: //www.cl.ru/education/lib

Школа 2100: http//www.openworld.ru\schoolиhttp//www.school2100.ru

Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru

Проект «Дистанционная поддержка учителей начальной школы» htpp:www.iro.yar.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ htpp:www.ed.gov.ru

Российская государственная библиотека htpp:www.rsl.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp:www.gnpbu.ru

Педагогическая библиотека htpp:www.pedlib.ru

Педагогический энциклопедический словарь htpp:www.dictionary.fio.ru

Журнал «Образование и общество» htpp:www.education.recom.ru

Полнотекстовые версии журнала «Начальная школа» htpp:www.openworld.ru

В 720 кабинете имеются таблицы по курсу:

  1. Социализации, ее факторы и механизмы.
  2. Виды педагогических взаимодействий.
  3. Процесс самовоспитания.
  4. Механизмы социализации.
  5. Факторы социализации.
  6. Младший школьный возраст.

Модуль 5. Учебно-методические указания и рекомендации

2 Структура и содержание дисциплины

2.1 Распределение аудиторной и самостоятельной работы по семестрам

Виды учебной работы:

Курсовая работа — Ку/р; Курсовой проект — К/пр;

Расчетно-графические задания — РГЗ;

Контрольные работы — КР;

Реферат — Р;

Другие виды самостоятельной работы — Д.

Формы промежуточного (итогового) контроля (по УП):

Собеседование — С; Зачет — З; Экзамен — Э.

Сем

Название дисциплины в семестре

За-чет-ных еди- ниц

Кол- во ча- сов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Формы контроля

Всего

Л

ЛР

ПЗ

Ку/р

К/пр

РГЗ

КР

Р

Д

Э

З

С

050100.62 Педагогическое образование,

профиль подготовки – начальное образование, шифр плана 050100.62-П1-12

2

Методика обучения и воспитания

5

180

70

38

12

20

110

+

3

Методика обучения и воспитания

5

180

80

36

12

32

100

+

4

Методика обучения и воспитания

4

144

64

30

34

80

+

5

Методика обучения и воспитания

2

72

26

12

14

46

+

6

Методика обучения и воспитания

2

72

34

14

20

38

+

7

Методика обучения и воспитания

2

72

30

14

6

10

42

+

Итого:

20

720

304

146

30

130

80

336

Учебно-методическая карта дисциплины

5 Семестр

№ п/п

Раздел дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

Форма контроля

1

Ребенок – субъект социальной заботы и защиты

4

4

Опрос на практическом занятии, проверка выполнения практических заданий

2

Социальное развитие ребенка

2

3

Ребенок как субъект процесса социализации

6

1

4

Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка

5

5

Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов

4

Всего:

12

14

Лекции

№ раздела

дисциплины

Тема лекции

Количество часов

1

Детство как социальный феномен.

2

1

Ребенок – субъект социальной заботы и защиты.

2

2

Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация.

2

3

Характеристики социализации.

4

3

Особенности социализации младших школьников

2

Всего:

12

Практические занятия

№ раздела

дисциплины

Тема практического занятия

Количество часов

1

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка младшего школьного возраста

2

1

Социально-педагогические проблемы детей-мигрантов

2

3, 4

Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

2

4

Улица как сфера социализации ребенка

2

4

Социально-педагогические возможности СМИ

2

5

Технологии и формы социально-педагогической деятельности

4

Всего:

14

Практическое занятие 1

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения

  1. Понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура», «социокультурный мир ребенка».
  2. Сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка.
  3. Характеристика основных компонентов социокультуры ребенка, особенности ее проявления.
  4. Основные факторы, влияющие на социокультурный мир ребенка.
  5. Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка.
  6. Влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников на социокультурный мир ребенка.
  7. Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка.
  8. Роль личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенствовании.
  9. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления.
  10. Современные сценарии социализации детей в школах России.

Литература

  1. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед произв. М., 1979
  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000
  3. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  4. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
  8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994
  9. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
  10. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произ.: В 5 т. Киев, 1980. Т.4

Практическое занятие 2

Социально-педагогические проблемы детей мигрантов

Вопросы для обсуждения

  1. Современные миграционные процессы.
  2. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления.
  3. Социальные проблемы детей мигрантов.
  4. Образовательные проблемы детей-мигрантов.
  5. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.

Литература

  1. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  3. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
  4. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  5. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
  6. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  7. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*

Практическое занятие 3

Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике.
  2. Основные наследственные причины и приобретенные своеобразия, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.
  3. Ошибки и упущения родителей в воспитании ребенка, обусловливающие его трудности в воспитании.
  4. Типичные группы трудновоспитуемых детей.
  5. Особенности деятельности учителей начальной школы по предупреждению формирования детей трудных в воспитательном отношении.
  6. Особенности деятельности различных категорий воспитателей по предупреждению трудновоспитуемости.
  7. Проблемы воспитательной работы с детьми, трудными в воспитательном отношении.

Литература

  1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000
  2. Курчинка М.Ш. Ребенок «с характером». СПб., 1996
  3. Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение. В 3 ч. // Избр. пед. соч. / Сост. И.Н. Решетень, М., 1988. Ч. 3
  4. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990
  5. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  8. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
  9. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
  10. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  11. Семья: краткий справочник социального педагога / Сост. Л.А. Легостаева. – Череповец: ЧГУ, 2003*
  12. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991
  13. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  14. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
  15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998
  16. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв: В 5 т. Киев, 1980

Практическое занятие 4

Улица как сфера социализации ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
  2. Основные причины формирования «детей улицы».
  3. Понятие «социального сиротства».
  4. Типичные группы «детей улицы» и их характеристика.
  5. Сущность и содержание профилактики безнадзорности и беспризорности.
  6. Основные этапы социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми улицы и их характеристика.
  7. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.

Литература

  1. Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. М., 1997, 2000
  2. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  3. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.,1991*
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  5. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
  6. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
  7. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  8. Нормативно-правовые основы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: документы и материалы. В 2 ч. М., 1997
  9. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ № 1338 от 6.09.1993 г. // Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994).

    М., 1994

  10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.
  11. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  12. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*

Практическое занятие 5

Социально-педагогические возможности сми

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «средства массовой информации»
  2. Основные виды СМИ, их социально-педагогическая характеристика.
  3. Основные функции СМИ.
  4. Характеристика основных факторов, обусловливающих влияние СМИ на аудиторию.
  5. Наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека.
  6. Специфика методов и приемов, используемых в СМИ для достижения психологического эффекта воздействия на личность и группу.
  7. Информационные потребности человека, его информационно-педагогическая культура.
  8. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.

Литература

  1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991
  3. Воробьев В.В. Твоя информационная культура. М., 1988
  4. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация – поведение – творчество. М., 1991
  5. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7
  6. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. – Рязань: РГПУ, 1999*
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997
  9. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
  10. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991*
  11. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  12. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  13. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
  14. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001

Практическое занятие 6-7

Технологии и формы социально-педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Технологии социально-педагогической деятельности:

  1. Социально-педагогические технологии: сущность и классификация.
  2. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.
  3. Технология социально-педагогической диагностики.
  4. Социально-педагогический мониторинг.
  5. Технология социально-педагогической поддержки (помощи) детям.
  6. Технология социально-педагогической профилактики.
  7. Технология коррекционной и реабилитационной социально-педагогической деятельности.

2. Формы организации психолого-педагогической деятельности:

  1. Социально ориентирующие игры.
  2. Социально-психологический тренинг.
  3. Психокоррекционное занятие.
  4. Этическая беседа, диспут, «круглый стол».
  5. Анализ социально-педагогических ситуаций.

Литература

  1. Дудинова И.Ю., Косачева Е.П., Першина Т.В., Шишова А.В. Лекции по курсу «Организация психолого-педагогической деятельности социального педагога». Череповец: ЧГУ, 2003
  2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997
  3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008
  4. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. — М.: Академия, 2006
  5. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2008
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001
  7. Педагогика общей заботы: Понятийный аппарат / Под ред. Е.В. Титовой. – СПб., 1998
  8. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000
  9. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина – М., 2000*
  10. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Пед. общество России, 1999

Модуль 6.Средства контроля качества обучения

1. Контроль за самостоятельной работой студента

Текущий контроль — Контрольные работы

п/п

Примерные вопросы контрольных работ

1

диктант проводится по тезаурусу дисциплины.

2

практическая работа — составление матрицы обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

3

практическая работа — составление карты социума конкретного ребенка

Матрица обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

п./п.

Социальные характеристики семьи

Балл

1.

Состав мать: мать, отец, дедушка, бабушка;

только мать и Отец; мать и отчим; отец и мачеха;

одна мать; один отец;

родителей нет: бабушка, дедушка;

только другие родственники

5

4

3

2

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи: благоустроенная отдельная квартира;

отдельная квартира с родителями супругов;

более одной комнаты в коммунальной квартире;

одна комната в коммунальной квартире с удобствами;

комната в общежитии, бараке без удобств

5

4

3

2

1

3

Доход семьи: могут практически ни в чем себе не отказывать;

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг;

на повседневные расходы хватает, но покупка одежды вызывает трудности;

живут от зарплаты до зарплаты;

денег до зарплаты не хватает.

5

4

3

2

1

4.

Педагогический стиль семьи: постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия;

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость; первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям; равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы;

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

5

4

3

2

1

5.

Уровень социального здоровья семьи: атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви;

здоровый образ жизни семьи без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке»;

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке; судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей;

родители стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.

5

4

3

2

1

6.

Ценность детей в семье: дети — главная ценность в семье;

дети — равнозначная ценность наряду с супружеством;

дети дополняют супружеские отношения;

дети — элемент социального статуса «как у всех»;

дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства.

5

4

3

2

1

7.

Отношения семьи со школой: высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь в школе, высокая информированность о школьных делах ребенка;

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях;

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери;

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний;

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам).

5

4

3

2

1

Инструкцияпо определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания:

Общая сумма баллов: 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

— ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

— от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы, но семье требуется социально-педагогическая помощь;

— более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.

Карта социума конкретного ребенка

  1. Сведения о ребенке.
  • ФИО,
  • Дата рождения,
  • Адрес проживания,
  • Характер занятости,
  • Здоровье,
  • Поведение по месту учебы,
  • Общественная активность,
  • Отношение к учебе и др.
  1. Сведения о родных и близких.
  • Мать, отец, другие дети семьи, другие члены семьи (образование, где и кем работает, здоровье и пр.).
  1. В целом характеристика семьи.
  2. Сведения о жилье
  • Тип жилья,
  • Степень благоустройства,
  • Санитарное состояние,
  • Число фактически проживающих,
  • Культурно-бытовые условия в целом и др.
  1. Отношения
  • Степень выраженности аморального поведения семьи,
  • Степень выраженности асоциальных взглядов семьи,
  • Характер эмоциональных отношений в семье,
  • Характер общения

6. Характеристика ребенка.

На основе полученных данных сделайте выводы и рекомендации.

2. Контроль результатов изучения дисциплины в целом и/или ее разделов

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на зачет

  1. Детство как социальный феномен
  2. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.
  3. Государственная забота о защите детей в современной России.
  4. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.
  5. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов
  6. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.
  7. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.
  8. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.
  9. Этапы социализации.
  10. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.
  11. Основные факторы социализации личности.
  12. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.
  13. Формы нарушения социализации. Трудности социализации.
  14. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
  15. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей. Механизм протекания отклонений в поведении.
  16. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.
  17. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.
  18. Образовательное учреждение как сфера социального самоопределения ребенка
  19. Улица как сфера социализации ребенка.
  20. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.
  21. Социально-педагогические возможности СМИ.
  22. Сущность социально-педагогической работы. Цели, задачи и формы работы социального педагога.
  23. Основные составляющие социально-педагогической деятельности учителя начальных классов, ее принципы и структура. Объект и субъект социально-педагогической деятельности
  24. Цели и задачи, функции социально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
  25. Сущность социально-педагогические технологий. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.
  26. Формы организации психолого-педагогической деятельности.

Форма проведения зачета – компьютерное тестирование.