Методического обеспечения урока

Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение урока, включает следующие документы:

· календарно-тематический план;

· план урока (конспект);

· комплект материалов по разнообразным видам контроля;

· дидактический и раздаточный материал;

· задания для самостоятельной работы;

· презентации и другие материалы на электронных носителях;

· варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания.

Ключевые моменты для беседы с учителем:

1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.

2. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.

3. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.

4. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.

5. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (комбинированный, семинар, практикум по решению задач, лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.

6. Оценка вариантов реализации учебной ситуации.

7. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.

8. Разработка структуры, планирование этапов урока.

 

Педагогические, психологические и гигиенические требования

К проведению урока

1. Педагогические (методические) требования к проведению урока

· Целенаправленность;

· Соответствие урока возрастным и индивидуальным особенностям детей;

· Информативность используемого материала;

· Массовость охвата учащихся разными видами деятельности;

· Привлекательность форм работы;

· Использование разнообразных средств, форм и методов обучения;

· Обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

· Заинтересованность учащихся в тематике урока.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

2. Психологические требования к проведению урока

· Комфортное начало и окончание урока;

· Самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным;

· Учет психических особенностей каждого учащегося: его мышления (репродуктивного, творческого); памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далекие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции;

· Использование приёмов: «психическая гимнастика», «гимнастика эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализация их в движении;

· Формы психологической разгрузки.

3. Гигиенические требования к проведению урока

· Оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

· Воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

· Естественному и искусственному освещению;

· Режиму образовательного процесса;

· Санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

· Соблюдению санитарных правил.

 

Материалы для организации

Наблюдения и анализа уроков учителя

По всем учебным предметам

 

Фотография урока

Учитель:

Предмет:

Тема урока:

Цель урока: (через существительное – ознакомление, повторение…)

Задачи урока: (через глаголы, уточняют, раскрывают цель – расширить, определить, научить…)

Планируемые результаты: (формулировки как УУД)

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Предметные:

Оборудование:

Таблица 2.

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент    
Актуализация знаний    
Сообщение темы урока    
Постановка целей и задач урока    
Планирование    
Практическая деятельность учащихся    
Осуществление контроля    
Осуществление коррекции    
Оценивание учащихся    
Подведение итогов урока    
Домашнее задание    

 

Анализ урока

Структура урока

1.1. Соответствие типа урока содержанию темы учебного занятия. Соответствие типа урока структуре учебного занятия (комбинированный урок, урок – практикум, урок введение нового, урок – семинар, обучающая игра и т.д.).

1.2. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов учебного занятия: объявление темы урока, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог урока, домашнее задание.

(описание каждого элемента структуры урока и заключение о достижении цели на каждом этапе)

1.3. Соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям, уровню общей и предметной подготовки учащихся.

Содержание учебного занятия

2.1. Научность, доступность, новизна и доказательность знаний.

2.2. Наличие в содержании выводов, работа с научными понятиями и закономерностями.

2.3. Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.

2.4. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

2.5. Формирование системных знаний на основе четкого определения места урока, темы в ряду других тем.