Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации»
ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития
России
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Психология и педагогика»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 29
ТЕМА: «Психология общения»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск
2012
1. Занятие № 29
Тема: «Психология общения».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы: Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами и с начальством. Поэтому изучение основных закономерностей межличностного общения и его средств очень важная составная часть профессиональной подготовки врача.
4. Цели обучения:
— общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК–8); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
Психология труда Занятие 2
... ♦ оперативного покоя; ♦ адекватной мобилизации; ♦ динамического рассогласования. Оперативный покой характеризует готовность человека включиться в рабочий процесс, но не отражает его специфики. Состояние адекватной ... личности на трудность; 3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения. Можно различить три основных уровня ТСЖД: 1) трудность как потенциальная угроза ...
(ПК-1)
— учебная: знать основы профессиональной этики деятельности медицинских работников
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое общение?
- Функции общения.
- Социальная ситуация общения.
- Каналы невербального общения.
- Конгруэнтность.
- Основные правила считывания невербальных сигналов.
- Функции речи.
- Требования к речи.
- Рефлекторное, нерефлекторное слушание.
- Психологические особенности открытых и закрытых вопросов.
- Требования к конструированию вопросов.
5.2. Основные понятия и положения темы.
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Другими словами –это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения.
Цели общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установление отношений, оказание влияния.
Существует веский аргумент в пользу приоритета невербального языка над вербальным. Во-первых, это связано с тем, что такие элементы невербального языка, как жесты, мимика первыми усваиваются в онтогенезе и лишь значительно позже — речь. Во-вторых, основные мимические картины, позы, жесты, характер, жестикуляции носят интернациональный характер, являясь генетическими признаками человека (например, врожденные способы выражения эмоций: удивление, гнев, радость, страх, страдание. По мере того как человек овладевает речью — и каждый человек в детстве, и человечество в целом в своей истории, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план.
В принципе, между речевым и неречевым сообщениями возможны три типа соотношений.
Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста
... матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком. Общение и развитие речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ ... потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Кормление грудью. Кормление грудью ...
- Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).
- Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицая собственные слова).
Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.
Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, естественности звучания голоса, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения.
3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми.
Каналы невербальной коммуникации человека
Оптический канал: поза, жесты, мимика лица, походка, одежда, косметика, украшения, прическа, пантомимика, нервно-мускульный грим.
Акустический канал: громкость голоса, темп речи, высота, тембр голоса, интонация, паузы, плач, причитания, смех, хохот, кашель аплодисменты.
Тактильно- кинестетический канал: рукопожатие, поцелуй, поглаживания, объятия, похлопывание.
Контакт глаз: направление взгляда, частота, ритм.
Ольфакторныи канал: запах тела, запах косметики, запахи окружающей среды.
Пространственно-временной канал: пространство, барьеры, взаимное расположение, временная точность
Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Во-вторых, невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности. В-третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и прочее.
Правила считывания невербальных сигналов.
Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний
Не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе
Не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.
Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.
Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.
Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, ...
... 2004 7. Контроль (тесты): 1) Коммуникация – это … . а) действующий канал связи б) кодирование и выбор канала для передачи информации в) общение, при помощи которого «я» обнаруживает себя ... Oxford, 2004 7. Контроль (тесты): 1. I уровень общения в аптечном коллективе – это … . а) фармацевт – врач б) фармацевт – пациент в) фармацевт – фармацевт 2. 6 этапов профессиональных фармацевтических ...
Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая — осуществление процесса общения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.
Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность.
Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.
Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.
Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы — однозначных или конкретных ответов.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Игра «Пантомимика».
Группа делится на 2 подгруппы, и слушателю одной группы называют слово, которое он должен жестами показать своей команде. А они, на основании жестов и мимики, должны назвать загаданное слово.
Ролевая игра «Кабинет врача»
В игре участвуют два человека. Один играет роль «врача», другой – «пациента. Остальные члены группы со стороны наблюдают за соблюдением этапности беседы, за вопросами «врача» (как и в какой форме он их задает), какие приемы рефлексивного слушателя он использует, за его невербальными характеристиками поведения. «Пациент» в своем вербальном и невербальном поведении ведет себя так, как он представляет общение с врачом. Задачи «врача»: уметь вызвать эмпатию у пациента, убедить в необходимости лечения, мотивировать «пациента» на преодоление тех трудностей, которые могут возникнуть в процессе лечения.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Тесты
- КАКАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБМЕН ДЕЙСТВИЯМИ МЕЖДУ ОБЩАЮЩИМИСЯ, Т.Е. ОРГАНИЗАЦИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- коммуникативная
- перцептивная
- интерактивная
- побудительная
- ЦЕЛЬЮ, КАКОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ, НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЕГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
- контактная
- оказание влияния
- побудительная
- координационная
- ЦЕЛЬЮ, КАКОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО МЕСТА В СИСТЕМЕ РОЛЕВЫХ, СТАТУСНЫХ, ДЕЛОВЫХ,МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СВЯЗЕЙ СООБЩЕСТВА:
- информационная
- оказание влияния
- установление отношений
- контактная
- ЖЕСТЫ, МИМИКА И ПАНТОМИМИКА – СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
- оптико-кинетические
- паралингвистические
- экстралингвистические
- пространственно-временные
- ПРОИЗНОШЕНИЕ, ТЕМБР, ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА ОТНОСЯТСЯ К СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ:
- оптико-кинетическим
- паралингвистическим
- экстралингвистическим
- пространственно-временным
- В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ УЧИТЫВАЮТСЯ СУБМОДАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОДХОДЕ К ОБЩЕНИЮ:
- социально-психологическому
- нейролингвистическому
- психолингвистическому
- психолого-педагогическому
- ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ:
- Предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное
- Способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения
- Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации
- Стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами
- ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЛЬФАКТОРНЫЙ КАНАЛ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
- Направление взгляда, частота, ритм
- Рукопожатие, поцелуй, объятия
- Запах тела, косметики, окружающей среды
- Интонацию, ритм речи, расположение
- КАКОЙ КАНАЛ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЖЕСТЫ,ПОЗЫ, МИМИКУ ЛИЦА, ПОХОДКУ, ОДЕЖДУ?
- Тактильно — кинестетический
- Оптический
- Пространственно – временной
- Верных ответов нет
- НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ – ЭТО:
- простейший прием, состоящий в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями
- простейший прием, состоящий в умении внимательно слушать и делать свои замечания собеседнику
- простейший прием, состоящий в том, что собеседник горит желанием высказать свою точку зрения или высказать свое мнение и отношение
слушание, которое происходит независимо от воли слушающего.
Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном ...
... теории коммуникации. Сайт: http://adhdportal.com/book_2549_chapter_8_5.1._PRIRODA_NEVERBALNOJJ_KOMMUNIKA%D0%A1II.html) В психологии выделяют четыре дистанции общения: интимная ... процессе профессионально общения врача с пациентом. 2. Общение врача и ... компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание». «Говорящий» ... техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. ...
Ситуационные задачи:
- Пациент зашел в кабинет нерешительно, медленно прошел к стулу, сев на краешек. На вопросы отвечает тихим голосом.
Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?
- Пациент с шумом «ворвался» в кабинет, начал громко и взахлеб рассказывать о своем состоянии, периодически обвиняя окружающих в непонимании.
Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?
Психология общения 10
... достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. ... но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно ...
- Пациент вальяжно вошел в кабинет, ровно и спокойно прошел до стула. Сев, также ровным, спокойным, даже монотонным голосом стал рассказывать о себе.
Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?
- На приеме пациент рассказывает о своем болезненном состоянии, о приступах боли в эпигастрии, при этом на лице улыбка, голос с веселыми нотками.
Какой феномен имеет место?
- Больной на приеме у врача.
1. Врач: Что Вас беспокоит?
Больной: Болит в правом боку (показывает правой рукой).
2. Врач: Как болит? Опишите боль.
Больной: Чувствую тяжесть, периодически возникает острая, как ножом режет.
3. Врач: Боль отдает в спину?
Больной: Да и даже в правую ключицу.
4. Врач: Данные приступы боли возникают после еды?
Больной: Да, особенно…
Определите: какие вопросы в беседе врача можно считать открытыми? Какие закрытыми? Дайте характеристику открытых и закрытых вопросов.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия
1. Функции общения.
2. Каналы невербального общения.
3. Рефлекторное, нерефлекторное слушание.
7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1.Возрастные особенности общения.
2.Особенности общения от акцентуации характера.
3.Профессиональные виды общения.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
Обязательная:
1.Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС,
2008.
2. Ред. П.И. Пидкасистый. Педагогика: учебное пособие . М.: Юрайт
2011.
3. А.Г. Маклаков. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер
2010.
4. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование
2009.
Дополнительная:
1. Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт
2012.
2. Л. Д.Столяренко, В. Е. Столяренко. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М. : Юрайт, 2011.
3. сост. Е. В. Котова, Н. Н. Вишнякова. Психология и педагогика: сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студ. Красноярский медицинский университет. — Красноярск: КрасГМУ, 2011.
Электронные ресурсы:
- ЭБС КрасГМУ
- Медиатека
- БД МедАрт
- Ресурсы Интернет