Методические указания 48

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 29

ТЕМА: «Психология общения»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

1. Занятие № 29

Тема: «Психология общения».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами и с начальством. Поэтому изучение основных закономерностей межличностного общения и его средств очень важная составная часть профессиональной подготовки врача.

4. Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК–8); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... ♦ оперативного покоя; ♦ адекватной мобилизации; ♦ динамического рассогласования. Оперативный покой характеризует готовность человека включиться в рабочий процесс, но не отражает его специфики. Состояние адекватной ... личности на трудность; 3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения. Можно различить три основных уровня ТСЖД: 1) трудность как потенциальная угроза ...

(ПК-1)

— учебная: знать основы профессиональной этики деятельности медицинских работников

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое общение?
  2. Функции общения.
  3. Социальная ситуация общения.
  4. Каналы невербального общения.
  5. Конгруэнтность.
  6. Основные правила считывания невербальных сигналов.
  7. Функции речи.
  8. Требования к речи.
  9. Рефлекторное, нерефлекторное слушание.
  10. Психологические особенности открытых и закрытых вопросов.
  11. Требования к конструированию вопросов.

5.2. Основные понятия и положения темы.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Другими словами –это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения.

Цели общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установление отношений, оказание влияния.

Существует веский аргумент в пользу приоритета невербального языка над вербальным. Во-первых, это связано с тем, что такие элементы невербального языка, как жесты, мимика первыми усваиваются в онтогенезе и лишь значительно позже — речь. Во-вторых, основные мимические картины, позы, жесты, характер, жестикуляции носят интернациональный характер, являясь генетическими признаками человека (например, врожденные способы выражения эмоций: удивление, гнев, радость, страх, страдание. По мере того как человек овладевает речью — и каждый человек в детстве, и человечество в целом в своей истории, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план.

В принципе, между речевым и неречевым сообщениями возможны три типа соотношений.

13 стр., 6031 слов

Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

... матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком. Общение и развитие речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ ... потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Кормление грудью. Кормление грудью ...

  1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).
  2. Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицая собственные слова).

    Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.

Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, естественности звучания голоса, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения.

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми.

Каналы невербальной коммуникации человека

Оптический канал: поза, жесты, мимика лица, походка, одежда, косметика, украшения, прическа, пантомимика, нервно-мускульный грим.

Акустический канал: громкость голоса, темп речи, высота, тембр голоса, интонация, паузы, плач, причитания, смех, хохот, кашель аплодисменты.

Тактильно- кинестетический канал: рукопожатие, поцелуй, поглаживания, объятия, похлопывание.

Контакт глаз: направление взгляда, частота, ритм.

Ольфакторныи канал: запах тела, запах косметики, запахи окружающей среды.

Пространственно-временной канал: пространство, барьеры, взаимное расположение, временная точность

Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Во-вторых, невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности. В-третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и прочее.

Правила считывания невербальных сигналов.

Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний

Не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе

Не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

6 стр., 2735 слов

Тема №2: Особенности общения «Фармацевт и пациент». Факторы, ...

... 2004   7. Контроль (тесты): 1) Коммуникация – это … . а) действующий канал связи б) кодирование и выбор канала для передачи информации в) общение, при помощи которого «я» обнаруживает себя ... Oxford, 2004 7. Контроль (тесты): 1. I уровень общения в аптечном коллективе – это … . а) фармацевт – врач б) фармацевт – пациент в) фармацевт – фармацевт 2. 6 этапов профессиональных фармацевтических ...

Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая — осуществление процесса общения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность.

Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы — однозначных или конкретных ответов.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Игра «Пантомимика».

Группа делится на 2 подгруппы, и слушателю одной группы называют слово, которое он должен жестами показать своей команде. А они, на основании жестов и мимики, должны назвать загаданное слово.

Ролевая игра «Кабинет врача»

В игре участвуют два человека. Один играет роль «врача», другой – «пациента. Остальные члены группы со стороны наблюдают за соблюдением этапности беседы, за вопросами «врача» (как и в какой форме он их задает), какие приемы рефлексивного слушателя он использует, за его невербальными характеристиками поведения. «Пациент» в своем вербальном и невербальном поведении ведет себя так, как он представляет общение с врачом. Задачи «врача»: уметь вызвать эмпатию у пациента, убедить в необходимости лечения, мотивировать «пациента» на преодоление тех трудностей, которые могут возникнуть в процессе лечения.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

  1. КАКАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБМЕН ДЕЙСТВИЯМИ МЕЖДУ ОБЩАЮЩИМИСЯ, Т.Е. ОРГАНИЗАЦИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
  1. коммуникативная
  2. перцептивная
  3. интерактивная
  4. побудительная
  1. ЦЕЛЬЮ, КАКОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛЯЦИЯ АКТИВНОСТИ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ, НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЕГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
  1. контактная
  2. оказание влияния
  3. побудительная
  4. координационная
  1. ЦЕЛЬЮ, КАКОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО МЕСТА В СИСТЕМЕ РОЛЕВЫХ, СТАТУСНЫХ, ДЕЛОВЫХ,МЕЖЛИЧНОСТНЫХ СВЯЗЕЙ СООБЩЕСТВА:
  1. информационная
  2. оказание влияния
  3. установление отношений
  4. контактная
  1. ЖЕСТЫ, МИМИКА И ПАНТОМИМИКА – СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
  1. оптико-кинетические
  2. паралингвистические
  3. экстралингвистические
  4. пространственно-временные
  1. ПРОИЗНОШЕНИЕ, ТЕМБР, ВЫСОТА И ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА ОТНОСЯТСЯ К СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ:
  1. оптико-кинетическим
  2. паралингвистическим
  3. экстралингвистическим
  4. пространственно-временным
  1. В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ УЧИТЫВАЮТСЯ СУБМОДАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОДХОДЕ К ОБЩЕНИЮ:
  1. социально-психологическому
  2. нейролингвистическому
  3. психолингвистическому
  4. психолого-педагогическому
  1. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ:
  1. Предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное
  2. Способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения
  3. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации
  4. Стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами
  1. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЛЬФАКТОРНЫЙ КАНАЛ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:
  1. Направление взгляда, частота, ритм
  2. Рукопожатие, поцелуй, объятия
  3. Запах тела, косметики, окружающей среды
  4. Интонацию, ритм речи, расположение
  1. КАКОЙ КАНАЛ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЖЕСТЫ,ПОЗЫ, МИМИКУ ЛИЦА, ПОХОДКУ, ОДЕЖДУ?
  1. Тактильно — кинестетический
  2. Оптический
  3. Пространственно – временной
  4. Верных ответов нет
  1. НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ – ЭТО:
  1. простейший прием, состоящий в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями
  2. простейший прием, состоящий в умении внимательно слушать и делать свои замечания собеседнику
  3. простейший прием, состоящий в том, что собеседник горит желанием высказать свою точку зрения или высказать свое мнение и отношение

слушание, которое происходит независимо от воли слушающего.

10 стр., 4715 слов

Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном ...

... теории коммуникации. Сайт: http://adhdportal.com/book_2549_chapter_8_5.1._PRIRODA_NEVERBALNOJJ_KOMMUNIKA%D0%A1II.html) В психологии выделяют четыре дистанции общения: интимная ... процессе профессионально общения врача с пациентом. 2. Общение врача и ... компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание». «Говорящий» ... техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения. ...

Ситуационные задачи:

  1. Пациент зашел в кабинет нерешительно, медленно прошел к стулу, сев на краешек. На вопросы отвечает тихим голосом.

Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?

  1. Пациент с шумом «ворвался» в кабинет, начал громко и взахлеб рассказывать о своем состоянии, периодически обвиняя окружающих в непонимании.

Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Особенности делового общения: Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. ... но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно ...

  1. Пациент вальяжно вошел в кабинет, ровно и спокойно прошел до стула. Сев, также ровным, спокойным, даже монотонным голосом стал рассказывать о себе.

Какова тактика поведения и коммуникации с этим больным?

  1. На приеме пациент рассказывает о своем болезненном состоянии, о приступах боли в эпигастрии, при этом на лице улыбка, голос с веселыми нотками.

Какой феномен имеет место?

  1. Больной на приеме у врача.

1. Врач: Что Вас беспокоит?

Больной: Болит в правом боку (показывает правой рукой).

2. Врач: Как болит? Опишите боль.

Больной: Чувствую тяжесть, периодически возникает острая, как ножом режет.

3. Врач: Боль отдает в спину?

Больной: Да и даже в правую ключицу.

4. Врач: Данные приступы боли возникают после еды?

Больной: Да, особенно…

Определите: какие вопросы в беседе врача можно считать открытыми? Какие закрытыми? Дайте характеристику открытых и закрытых вопросов.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Функции общения.

2. Каналы невербального общения.

3. Рефлекторное, нерефлекторное слушание.

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1.Возрастные особенности общения.

2.Особенности общения от акцентуации характера.

3.Профессиональные виды общения.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1.Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС,

2008.

2. Ред. П.И. Пидкасистый. Педагогика: учебное пособие . М.: Юрайт

2011.

3. А.Г. Маклаков. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер

2010.

4. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование

2009.

Дополнительная:

1. Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт

2012.

2. Л. Д.Столяренко, В. Е. Столяренко. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М. : Юрайт, 2011.

3. сост. Е. В. Котова, Н. Н. Вишнякова. Психология и педагогика: сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студ. Красноярский медицинский университет. — Красноярск: КрасГМУ, 2011.

Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт
  4. Ресурсы Интернет