Методические указания 49

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060101 –Лечебное дело (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 21

ТЕМА: «Психосоматические взаимоотношения»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

1. Занятие № 21

Тема: «Психосоматические взаимоотношения».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы:

Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют лишь различные стороны единого живого конкретного человека, поэтому отрывать их друг от друга в исследованиях проблемы болезни представляется принципиально неверным. Поэтому проблема психосоматических заболеваний, их причин и возможностей коррекции продолжает оставаться актуальной. При этом возникает не только ряд вопросов теоретической подготовки, но и необходимость владения практическими навыками и приемами исследования пациента с психосоматическим заболеванием.

4. Цели обучения:

общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).

8 стр., 3799 слов

Развитие творческих способностей у детей на занятиях по резьбе

... является объектом изучения философии, социологии, психологии и педагогики. Взаимодействие природных задатков индивидуума, творческих способностей и активности личности волновала философов и психологов, ... 3. Экспериментальная проверка путей и методов развития творческих способностей школьников среднего возраста на занятиях художественной резьбой. 3.1. Организация и проведение эксперимента по ...

  1. — учебная: знать широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность, уметь осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние, владеть навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

1. Теоретические основы психосоматических взаимоотношений в организме человека с позиций философии, биологии.

2. Системный подход к пониманию психосоматических заболеваний, связь биологического и социального в психике человека.

3. Понятие о психогениях и соматогениях.

4. Какие основные концепции можно выделить в психосоматической медицине?

5. Классификация психосоматических расстройств.

6. Какие вещества осуществляют взаимосвязь между нервной, иммунной и эндокринной системами?

7. Какие изменения личности происходят при хронических соматических заболеваниях?

8. Каковы механизмы влияния соматической болезни на психику?

9. Роль медицинского психолога в лечении психосоматических заболеваний.

5.2. Основные понятия и положения темы

Психосоматика — область медико-психологических знаний, в которой наиболее тесно прослеживается связь между психикой и телом, их взаимодействие и взаимовлияние.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических, (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание.

В общей проблеме психосоматических взаимоотношений В.В. Николаева выделяет два важных аспекта: во-первых, какое влияние оказывает на психику соматические заболевания (соматогении), и, во-вторых, какую роль играет психика в возникновении и развитии патологических процессов тех или иных органов систем организма (психогении).

В.М. Банщиков отмечает двусторонний, но единый характер психосоматических нарушений со взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот (механизм «замкнутого круга»).

3 стр., 1421 слов

Психосоматические расстройства 2

... Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 2012 15. Уилбер К. Никаких границ. – М., 2010. 16. Фрейдимен Дж., Фрегер Р. Теория и практика личностно-ориентированной ... и эндокринной системами. Основными трансмиттерами (веществами, передающими сигналы нервной системы) в организме служат кортизол (гормон коры надпочечников), тироксин (гормон щитовидной железы) и адреналин ...

К объяснению взаимодействия этих процессов можно подойти с 2-х позиций: с философской и естественно-научной.

Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации: характерологически ориентированные теории, теория профилей личности Ф. Данбар, психоаналитическая концепция З. Фрейда, теория эмоциональной специфичности Ф. Александера, концепция алекситимии Сифниоса, теория стресса Кэннона и Г. Селье) рефлекторная теория И.П. Павлова, кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и т.п.

В настоящее время более целесообразно рассматривать многофакторную теорию возникновения психосоматических расстройств, патогенез которых складывается из следующих факторов:

  1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами (эмбриопатия, недоношенность и д.р.);
  2. наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам;
  3. нейродинамических сдвигов (нарушений деятельности ЦНС);
  4. личностных особенностей;
  5. психического и физического состояния во время действия психотравмирующих факторов;
  6. фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
  7. особенностей психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, тем самым, облегчая возникновение и утяжеляя течение психосоматических расстройств.

Сверхактуальное переживание фиксируется, образуя установочную доминанту, являющуюся функциональным очагом психической патологической импульсации. Свойственное больным смутное чувство физического дискомфорта обусловливает при определенных воздействиях реализацию болезненных ощущений и их фиксацию. Повторение психотравмирующих воздействий астенизирует нервную систему, кора становится более чувствительной к внешним воздействиям и интероцептиным сигналам.

Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный для жизнедеятельности организма в представлении индивида. Инициатива в выборе органа принадлежит всегда корковым связям, влияющим на эмоциональные подкорковые аппараты и программирующим степень вовлечения тех или иных органов в стрессовую ситуацию.

Выделяют три группы расстройств, отражающих психосоматические взаимоотношения при болезнях:

Психосоматические расстройства — это соматические заболевания функциональной или органической природы, в происхождении, проявлениях и течении которых существенную роль играют наряду с прочими психологические и психосоциальные факторы.

Манфред Блейлер выделяет три типа психосоматических расстройств.

  • психосоматозы — органические соматические заболевания, в происхождении и развитии которых существенную роль играют психологические факторы:
  • психосоматические дисфункции — относительно кратковременные и обратимые расстройства, тесно связанные с психическим состоянием человека:
  • личностно обусловленные расстройства — болезни, не вызванные стрессом, но имеющие связь с личностью пациента:

Соматопсихические расстройства — это психические синдромы различной выраженности (от невроза до психоза), обусловленные имеющимся у пациента соматическим заболеванием, тесно связанные с тяжестью и опасностью этого заболевания.

16 стр., 7746 слов

Исследование психосоматических расстройств на примере онкологических заболеваний

... -психологическое исследование психосоматических расстройств на примере онкологических заболеваний. Объект исследования: психосоматические расстройства онкологических больных. Предмет исследования: клинико-психологическое исследование психосоматических расстройств на примере ... условием его деятельности независимо от специальности и места работы. Прививать это качество следует еще на студенческой ...

Эти расстройства являются вторичными по отношению к имеющемуся соматическому заболеванию. Болезнь, которая исходно никак не была связана с нарушениями психики (острая инфекция, травма, опухоль), становится причиной повреждения мозга или расстройства психики вследствие переживаний по поводу прогноза. Имеются два вида патогенетического влияния соматической болезни на психику – соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС, нарушение кровоснабжения головного мозга, повышение внутричерепного давления, органическое поражение клеток коры головного мозга и т.п.) и психогенный (интерорецептивный путь, эмоциональная реакция личности на заболевание).

Эти виды влияний представлены в различных соотношениях в зависимости от нозологии.

Соматоформные расстройства — это психические заболевания, сопровождающиеся функциональными изменениями в работе внутренних органов или имитирующие своими проявлениями какое-либо соматическое заболевание.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Опросник Дженкинса для определения поведенческих типов

(экспресс – вариант)

Теоретическая основа — выделение поведенческих факторов риска ИБС:

1) малой активности, 2) повышенного веса тела, 3) курения.

Инструкция: «Вам необходимо ответить на 15 вопросов, выбрав один из вариантов ответа. Старайтесь отвечать, не задумываясь, первое, что приходит в голову. Неправильных ответов здесь нет».

Текст опросника:

  1. Ваша повседневная жизнь в основном наполнена:
  1. делами, требующими решения;
  2. обыденными делами;
  3. делами, которые вам скучны.
  1. В случае, если вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком многого требуют от вас, то вы:
  1. теряете аппетит и (или) меньше едите;
  2. едите больше и чаще обычного;
  3. не замечаете существенных изменений в (привычном) аппетите.
  1. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас есть заботы, то вы:
  1. немедленно принимаете соответствующие меры;
  2. тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.
  1. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, работаете и едите:
  1. всякий раз, как это возможно;
  2. только когда не хватает времени;
  3. редко или никогда.
  1. Когда вы слушаете кого-либо, и он слишком долго не может закончить свою мысль, вы чувствуете желание его подогнать:
  1. часто;
  2. иногда;
  3. почти никогда.
  1. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (шахматы, домино, волейбол…), то вы:
  1. напрягаете все силы для победы;
  2. стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
  3. играете скорее для удовольствия, чем серьезно.
  1. Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе:
  1. предпочитаю избегать этого;
  2. принимаю, так как это неизбежно;
  3. получаю от этого удовольствие, так как это меня подбадривает.
  1. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?
  1. я чувствую себя хорошо, потому что после неожиданного перерыва работается лучше;
  2. я чувствую лишь легкую досаду;
  3. я чувствую раздражение, потому что большинство таких перерывов излишни.
  1. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?
  1. ежедневно или чаще;
  2. еженедельно;
  3. ежемесячно.
  1. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:
  1. не вызывает напряжения, потому что она привычна, однообразна;
  2. вызывает сильное напряжение, потому что срыв срока может повлиять на работу целой группы людей.
  1. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о работе?
  1. да, часто;
  2. да, иногда;
  3. нет, никогда.
  1. В последние 3 года вы получили похвальную грамоту, премию и т.п. (не считая прогрессивки):
  1. нет, никогда;
  2. иногда;
  3. да, часто.
  1. Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материала, связанные с работой?
  1. редко или иногда;
  2. раз в неделю;
  3. чаще, чем раз в неделю.
  1. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб и повышенная температура?
  1. да;
  2. нет.
  1. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:
  1. некоторое время работаете медленно, пока силы не вернуться к вам;
  2. продолжаете работать в прежнем темпе, несмотря на усталость.

Каждый вариант ответа оценивается определенным числом баллов.

1. 1,7,13

  1. 1,7,13
  2. 1,13
  3. 1,7,13
  4. 1,7,13
  5. 1,7,13
  6. 13,7,1
  7. 13,7,1
  8. 1,7,13
  9. 13,1
  10. 1,7,13
  11. 13,7,1
  12. 13,7,1
  13. 13, 1
  14. 13, 1

Диагностическое суждение о выраженности типа поведения принимается на основании суммы балльных оценок по всем 15 пунктам: до 87 – тип А, 88 – 119 – тип АВ (средне выраженный или промежуточный), 120 и выше – тип В.

Тип А — это сверхактивные люди, которые ради успеха в работе жертвуют всем. Они амбициозны, быстро принимают решения, для достижения цели способны через многое перешагнуть, Их мимика и пантомимика очень активные. Такие личности любят спорить, а когда получается, не так как они считают, у них развивается фрустрация с аффективными вспышками, что приводит к формированию психосоматических расстройств. Такие люди в 2 — 2,5 раза чаще болеют инфарктом миокарда и ИБС.

Тип АВ — переходный, более гармоничный.

Тип В — риск развития язвенной болезни желудка. Этим людям свойственны чрезмерная неторопливость, рациональность в работе, скупость движений, подчеркнутое дружелюбие к окружающим, отсутствие стремления к соревновательности, трудность в смене стереотипов и, как следствие, трудности в социализации. Личности типа В практически лишены возможности отреагировать конфликты.

Алекситимическая шкала

Является специальным тестом для диагностики психосоматических расстройств. Алекситимия представляет собой дефект вербализации чувств («нет слов для чувств»).

Для таких больных характерно:

  • невозможность описать свои чувства (описывает соматические жалобы).
  • бедные сновидения и фантазии или их полное отсутствие.
  • редко плачут.
  • речь направлена на описание поступков и действий.
  • обедненная образная жизнь.

Инструкция: «Укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, ставя знак «Х» в соответствующем месте:1(совершенно не согласен),2(скорее не согласен),3(ни то, ни другое),4(скорее согласен),5(совершенно согласен)»

1

2

3

4

5

1. Когда я плачу, я всегда знаю почему.

2. Мечты – это потеря времени.

3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.

4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.

5. Я часто мечтаю о будущем.

6. Мне кажется, я также способен легко заводить друзей, как и другие.

7. Знать, как решать проблемы более важно, чем понимать причины этих решений.

8. Мне трудно находить правильные слова для своих чувств.

9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже врачам.

11. Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.

12. Я способен с легкостью описать свои чувства.

13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.

14. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол.

15. Я часто даю волю воображению.

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни чем другим.

17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле.

18.Я редко мечтаю.

19.Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.

24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.

25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.

26. Я часто не знаю, почему я сержусь.

Оценка результатов производится с помощью специального ключа: Прямые ответы (1 –1б, 2 – 2б, 3 – 3б, 4 – 4б, 5 – 5б) – 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26. Обратные ответы (1 – 5б, 2 – 4б, 3 – 3б, 4 – 2б, 5 – 1б) – 1, 5, 6, 9, 11, 12. 13, 15. 16, 21. Полученные баллы суммируются.

Интерпретация: Алекситимия диагностируется при полученной сумме 74 балла и выше — для мужчин и 62 и выше – для женщин.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

1.АЛЕКСИТИМИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:

1) неспособность сопереживать

2) неспособность сконцентрировать внимание на своих чувствах

3)неспособность даже короткое время быть в одиночестве

4) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние

2.ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПО З. ФРЕЙДУ ФОРМИРУЮТСЯ ВСЛЕДСТВИИ:

1) острых психических травм

2)хронических психических травм

3) внутриличностного конфликта

4) межличностного конфликта

3.К КЛАССИЧЕСКИМ ПСИХОСАМОТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ («СВЯТОЙ СЕМЕРКЕ») ПРИЧИСЛЯЮТ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ БОЛЕЗНИЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ:

1) инфаркта миокарда

2) эссенциальной гипертонии

3) язвенной болезни

4) атопической бронхиальной астмы

4.ОСНОВНЫМ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОМ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ КОНФЛИКТ:

1) между потребностями в опеке и самостоятельности

2) между потребностями владеть и отдавать

3) между агрессивными импульсами и чувством зависимости

4) между любовью и враждебностью по отношению к родителям

5.КОРОНАРНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К:

  1. бронхиальной астме
  2. язвенной болезни
  3. сахарному диабету
  4. инфаркту миокарда

6.ТАКИЕ КАЧЕСТВА КАК ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, ВЫРАЖЕННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ, СТРЕМЛЕНИЕ К КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ ВХОДЯТ В СТРУКТУРУ:

  1. типа личности А
  2. типа личности В
  3. типа личности С
  4. типа личности D

7.ПО Ф. АЛЕКСАНДЕРУ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРИЧИНОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. напряжение бронхиального дерева в связи с длительным нервным расстройством
  2. хронические заболевания легких
  3. регрессия к детскому страху перед разлукой с матерью
  4. регрессия в младенчество с желанием быть накормленным

8.ТИПИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИЕЙ НА СООБЩЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. предоперационная депрессия
  2. предоперационная фрустрация
  3. предоперационная тревога
  4. предоперационная истерия

9.СУЩЕСТВО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф. ДАНБАР СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО:

  1. эмоциональное напряжение, вызывающее соматические расстройства, обусловлено прежде всего особенностями личности пациента
  2. соматические болезни возникают в результате стойкого переживания человеком своей соматической неполноценности
  3. определенные эмоциональные конфликты патологически «инфицируют» определенные органы
  4. соматические симптомы являются физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний.

10.ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В РАБОТЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ИЛИ ИМИТИРУЮЩИЕ СВОИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ КАКОЕ-ЛИБО СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.

  1. психосоматические расстройства
  2. соматопсихические расстройства
  3. соматоформные расстройства
  4. личностно-обусловленные расстройства

11.ПСИХИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИМЕЮЩИМИСЯ У ПАЦИЕНТА СОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТЯЖЕСТЬЮ И ОПАСНОСТЬЮ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ:

  1. психосоматические расстройства
  2. соматопсихические расстройства
  3. соматоформные расстройства
  4. личностно — обусловленные расстройства

Ситуационные задачи:

  1. Для пациента Д., 38 лет, характерна преувеличенная потребность в деятельности, сверхвовлеченность в работу, нехватка времени для отдыха, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, неумение выполнять однообразную, монотонную работу. Все делает быстро, его отличает выразительная эмоциональная речь, яркая жестикуляция и мимика. Импульсивен, несдержан, амбициозен. Стремится к доминированию.

О каком поведенческом типе личности идет речь? Развитие каких заболеваний мы можем ожидать у таких личностей в условиях стресса.

  1. Больные обычно держаться внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны. Хотя они открыто гнева не выражают, у них может потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов.

О каком психосоматическом заболевании идет речь? К какому типу психосоматических расстройств по М. Блейеру оно относится?

  1. Считается, что для этих больных характерна повышенная потребность в зависимости. По мнению Ф. Александер, у них выражена сильная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери (или лица, ее заменяющего).

    Приступы болезни развиваются при фрустрации этой потребности. Больные находятся в состоянии внутреннего конфликта между желанием завоевывать доверие и страхом перед этим.

О каком психосоматическом заболевании идет речь? Какие особенности личности могут способствовать возникновению заболевания?

  1. Этому заболеванию часто предшествует сильное переживание, характерна семейная предрасположенность к болезни. В личностном плане для больных характерна постоянная готовность перевыполнять свои задания. Они производят впечатление личностной зрелости, но она адекватна не всем ситуациям и с трудом скрывает страх и слабость. Согласно психодинамической теории, в детстве эти больные испытывали сильную привязанность и зависимость от матери, поэтому они не переносят угрозы потери любви.

О каком психосоматическом заболевании идет речь? Каков механизм развития заболевания по Ф. Александеру?.

  1. Пациент Ф., 23 г. обнаруживает выраженные затруднения в оценке и описании своих собственных чувств, а также способности отличать эмоциональные состояния от телесных ощущений. Все нюансы собственных душевных; движений остаются для него скрытыми. Отмечается выраженное отсутствие фантазий и сложное описание действий окружающих. Сновидения бывают редко; аффект обычно несоответствующий, неадекватный. Тенденция к действию импульсивна; действие кажется доминирующим способом в жизни. Интерперсональные связи бедны, с предпочтением одиночества.

Какой психологический феномен имеет место у данного больного? Какое значение имеет этот феномен в развитии психосоматических расстройств?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Классификация психосоматических расстройств.

2. Понятие о психогениях и соматогениях.

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Психофизиологические и нейроэндокринные механизмы развития психосоматических заболеваний.

2. Стадии развития психосоматического процесса.

3. Интегративная теория возникновения и развития психосоматической болезни.

4. Влияние преморбидных особенностей личности на развитие психосоматического процесса.

5. Исследование уровня тревожности у больных психосоматическими заболеваниями.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1.Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС,

2008.

2. Ред. П.И. Пидкасистый. Педагогика: учебное пособие . М.: Юрайт

2011.

3. А.Г. Маклаков. Общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер

2010.

4. И.П. Подласый. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование

2009.

Дополнительная:

1. Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт

2012.

2. Л. Д.Столяренко, В. Е. Столяренко. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М. : Юрайт, 2011.

3. сост. Е. В. Котова, Н. Н. Вишнякова. Психология и педагогика: сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студ. Красноярский медицинский университет. — Красноярск: КрасГМУ, 2011.

Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт
  4. Ресурсы Интернет