Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях общежития

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях общежития

Обеспечение высокой эффективности идеологической работы с учащейся молодёжью – одна из актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждений образования. Демонстрация достижений белорусского государства в социально-экономическом, политическом и культурном развитии, убедительное на конкретных примерах, раскрытие сущности белорусского пути развития должны способствовать формированию у подрастающего поколения глубокого уважения к своему Отечеству, помогать будущим гражданам стать активными строителями сильной и процветающей Беларуси. Для учащейся молодёжи целесообразно осмысление идей гуманизма и социальной справедливости, национальной идентификации и поликультурности, мира и насилия, здорового образа жизни и безопасности человека.

   1. Основные документы, регламентирующие воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования, являются:

          * Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003г. № 216-3;

          * Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь от 14.12.2006 № 125;

          * Концептуальные подходы по созданию системы воспитания в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях (2001 г.);

          * Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

          * Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь от 28.12.2006 № 132;

          * Примерная программа воспитания учащейся молодёжи в общежитиях учебных заведений среднего специального образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы от 16.05.2007;

23 стр., 11326 слов

Психолого-педагогическое воспитание приемных детей

... государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого типа показывает, что данная система объективно приводит ... исследования позволит расширить наши представления по вопросам психолого-педагогического воспитания и развития детей в приёмных семьях. Практическая значимость исследования. Результаты исследования ...

          * Примерная программа воспитания учащихся ПТУЗ, ССУЗ (2003г);

          * Приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы» от 26.12.2003 г. №497;

          * Документ Министерства образования Республики Беларусь «Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов» от 8 мая 2003 г. № 20 — 12/20;

          * Постановление Коллегии Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью, об организации студенческого и ученического самоуправления в учебных заведениях Республики Беларусь» от 28 августа 2002 г. № 8.

   2. Методическая база.

          * Методические рекомендации «Организация идеологической и идейно-воспитательной работы в профессионально-технических учебных заведениях», издательство РИПО, 2003г.

          * Сборник методических материалов «Организация идейно-воспитательной работы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2003 г.).

          * Сборник методических материалов «Организация воспитательной работы в общежитиях учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования», РИПО, 2004 г.

          * Сборник методических материалов «Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы в современной системе воспитания», РИПО, 2003 г.

          * Учебно-методические рекомендации «Мониторинг качества системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования», РИПО, 2005 г.

          * Методические рекомендации по проведению мониторинга морально-психологического климата и качества воспитательной работы в общежитиях учебных заведений. Минск, 2004г.

          * «Примерная программа воспитания учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», РИПО, 2008г.

   3. Организация мониторинга.

      Одной из основных задач реформирования системы образования является целенаправленное формирование и развитие личности учащегося в соответствии с его интересами, потребностями, а так же требованиями социума. Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди учащихся, проживающих в общежитии.

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... работы проверить формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы Структура работы: курсовая работа ... и психологи, считает, только целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, детей в художественную творческую способны ... образования. В соответствие с актуальностью, противоречиями и проблемой нами была выбрана тема исследования: «Эстетическое воспитание ...

      Педагоги, осуществляющие воспитательную работу в условиях общежития, обязаны знать, что одна из сложнейших задач – это обеспечение социализации учащейся молодёжи, создание морально-психологического климата в коллективе и условий для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни. Морально-психологический климат представляет собой согласования мнения, оценки и отношения учащихся, а так же педагогов и воспитателей к условиям проживания в общежитии, удовлетворённости и привлекательности взаимоотношений в коллективе. Изменение морально-психологического климата в условиях общежития требует участия в данном процессе воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов учебных групп, других заинтересованных. Необходимым звеном в организации мониторинговой деятельности является системная и поэтапная оценка уровня морально-психологического климата воспитания.

      Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы в общежитии должны дать возможность оценить степень сформированности мировоззрения и идеологических позиций личности, её общественно-полезной и трудовой активности, отношение к общественным нормам и нравственно-этическим началам, к правилам общежития. Необходимо изучать мотивацию поступков учащихся.

      Проведение мониторинга морально-психологического климата и качества воспитательного процесса в условиях общежития учреждения образования должно носить системный характер, а его результаты должны учитываться при определении целей, задач и планировании воспитательной работы, а, следовательно, способствовать более высокому её качественному уровню. Постоянное и целенаправленное изучение результатов воспитания учащихся в условиях общежития позволит качественно решать важнейшую государственную задачу – подготовки будущих специалистов с высоким уровнем идейного и гражданского сознания, культуры.

   4. Направления работы.

          * воспитание гражданственности и патриотизма, развитие национального самосознания;

          * формирование культуры поведения, быта, здорового образа жизни;

          * воспитание нравственно-эстетитческой культуры личности и семейных отношений;

          * формирование ответственного поведения учащихся, социально-педагогическое и психологическое обеспечение воспитательного процесса.

   5. Примерный перечень мероприятий.

19 стр., 9478 слов

Методические рекомендации по организации работы с родителями ...

... поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. 2.1. По оценкам специалистов ... Поэтому считаем своевременным предложение методических рекомендаций по организации профилактической антинаркотической работы с родительской общественностью, разработанных на основе обобщения научно-практических ...

          * изучение уровня организации идеологической и воспитательной работы в условиях общежития, её информационного обеспечения;

          * изучение индивидуальных особенностей и уровня адаптированности;

          * оказание педагогической поддержки ученическому самоуправлению, первичной организации ОО БРСМ;

          * обновление в общежитиях информационных стендов, бюллетеней, наглядной агитации по актуальным вопросам деятельности государства в области молодёжной политики;

          * проведение воспитательных мероприятий, направленных на формирование гражданской зрелости, воспитание национального самосознания;

          * вовлечение учащихся в акции гражданско-патриотической направленности, историко-краеведческой и здоровозберегающей направленности;

          * информирование учащихся по актуальным вопросам практики избирательных компаний, проведение выборов в Республике Беларусь, организация тематических встреч, круглых столов с учащимися, голосующими первый раз;

          * организация оперативной обратной связи с учащимися, в том числе: телефон доверия, «горячая линия», интернет-конференции, встречи с руководителями учреждений образования);

   6. Формы работы.

      Эффективной формой работы с учащейся молодёжью являются лидерские программы, которые дают возможность всем ребятам развить свои природные качества, попробовать себя в роли организатора, сформировать лидерские навыки. Основные формы работы с обучающимися:

          * пресс-клубы,

          * политклубы,

          * фестивали,

          * лидерские программы,

          * слёты лидеров и активистов молодёжного общественного объединения БРСМ.

   7. Планирующая документация воспитателя.

          * Журнал воспитателя.

          * План воспитательной работы на год.

          * План воспитательной работы на месяц.

          * План индивидуальной работы.

6 стр., 2852 слов

Формы воспитательной работы с осужденными

... нужно организовывать. 2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ .1 Понятие о формах воспитательного взаимодействия Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых ... отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня. Достижению именно этих задач ...

          * Учёт индивидуальной работы.

          * Учёт работы с родителями.

          * Журнал воспитателя общежития.

   8. Организация работы самоуправления в общежитии.

      Важно обратить внимание на развитие ученического самоуправления, поддержку творческих проектов и инициатив (конкурсы «Лучший молодёжный проект», «Трудовое лето», «Дебаты», «Ученическое радио» и др.).

Обучение ученического актива в школе «Лидер» позволит наилучшим образом развить у обучающихся организаторские способности, приобрести знания и опыт общественной деятельности.

      Совет общежития работает в соответствии со следующими документами:

          * Анализ работы за год с определением целей и задач;

          * Положение о работе самоуправления;

          * Годовой план идеологической и воспитательной работы;

          * План воспитательной работы на месяц;

          * Документация Совета общежития:

          * План работы Совета общежития;

          * Протоколы заседаний совета;

          * Отчеты о работе.

      Основные направления деятельности Совета:

          * идеологическая работа;

          * культурно-массовая и информационная работа;

          * работа по формированию ответственного поведения;

          * работа по укреплению физического и нравственного здоровья;

          * работа по созданию надлежащих жилищно-бытовых условий;

          * индивидуальная работа с учащимися.

          * работа по формированию здорового образа жизни;

          * работа по созданию надлежащих жилищно-бытовых условий;

      Структура совета общежития:

          * председатель совета;

10 стр., 4666 слов

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...

... не преподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичными в содержании профессиональной готовности (деятельности) педагога. Приоритеты воспитательной деятельности педагога Выбор приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет стратегическое значение. Заметим, ...

          * секретарь;

          * идеологический сектор;

          * санитарно-бытовой;

          * культурно-массовый;

          * здорового образа жизни, физкультуры и спорта;

          * охраны правопорядка;

          * организационный;

          * редакционный;

   9. Взаимодействие.

          * с учреждениями культуры, здравоохранения, внутренних дел, МЧС;

          * общественными организациями;

          * ОО БРСМ, профсоюзной организацией;

          * семьями учащихся;

          * социально-педагогической и психологической службой учреждения образования;

          * кураторами учебных групп и мастерами производственного обучения.

Общежития учебных заведений – особая среда жизнедеятельности молодых людей, в которой они приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. Социокультурные условия общежития и личность воспитателя значительно влияют на личностное и профессиональное становление учащейся молодёжи, кроме того, именно в общежитии в большей степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека. Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого учащегося, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Организация воспитательной работы в общежитиях направлена на развитие воспитывающей среды как совокупности окружающих учащегося социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе. Особый приоритет воспитательной работы в общежитиях учреждений образования – формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей.

Воспитательная работа в общежитиях учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, направлена на становление и самоактулизацию личности. Поддержать и развить Человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания – задача воспитателя общежития. Воспитатель должен помочь молодому человеку построить свойственный только ему одному индивидуальный образ жизни, найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми.

2 стр., 881 слов

Семейные отношения и их воспитательное значение

... детей и формирование их личности. Значительный вклад в разработку проблемы семейных отношений и их воспитательного значений внесли А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, ... надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, ...