Методические рекомендации к написанию контрольной работы

69

Контрольная работа по курсу «Психология и педагогика» является одним из видов обучения студентов.

Выполнение контрольных работ способствует решению следующих дидактических задач:

  • углубленное и всестороннее изучение одной из актуальных проблем психологии и педагогики;
  • развитие интереса у студентов к изучению гуманитарных наук;
  • приобретение студентами знаний об психологических особенностях организации межличностного и делового общения, взаимодействия субъекта с внешней средой, а также самопознания;
  • приобретение студентами знаний о психофизиологических особенностях, психологических состояниях, возникающих в процессе межличностого взаимодействия;
  • знакомство студентов с психологическими основами формирования личности, организации взаимоотношений и взаимодеятельности, общения и пр.;
  • развитие навыков и умений работать с научной литературой и периодической печатью, делать на основе этого теоретические обобщения и формулировать собственные выводы.

 Необходимыми условиями успешного выполнения контрольной работы являются:

  • выбор практически актуальной и теоретически недостаточно исследованной в литературе проблемы;
  • максимальная самостоятельность, активность и целеустремленность в поиске, изучении и обработке теоретического материала, статистических данных и фактов;
  • творческое отношение к постановке и освещению вопросов, изложению темы с позиций психологии;
  • насыщение и подкрепление теоретических положений фактическим материалом из отечественной и зарубежной практики, данными статистики.

Выбор темы контрольной работы

Первым шагом в подготовке контрольной работы является выбор ее темы. Тема работы выбирается самостоятельно в соответствии с личным научным интересом.

Как показывает практика, выбор темы облегчает:

  • внимательное ознакомление с тематическим планом и программой курса «Психология и педагогика», личных интересов и предпочтений, методическими рекомендациями;
  • анализ поставленных практикой тех психологических проблем, которые возникают в процессе организации и реализации взаимодействия;
  • консультация у преподавателя психологии и педагогики.

После выбора темы автору работы необходимо составить развернутый план работы, предусматривающий выделение узловых проблем; начать отбор и изучение научной литературы, данных статистики и осмысление фактов; изучить документы, определяющие поле анализируемой проблемы.

24 стр., 11755 слов

Организация психологической работы в дошкольном образовательном учреждении

... средства, методы, приемы работы с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности, реализуя все образовательные области ежедневно. Выбор форм работы осуществляется педагогом в ... всех воспитанников и каждого в отдельности (с учетом возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных особенностей), создавая максимально благоприятные условия для физического и ...

Работа с литературой

Базовыми теоретическими источниками должны быть монографии, учебные и учебно-методические пособия, словари по психологии и педагогике, научные статьи в журналах и газетах, материалы научно-теоретических конференций.

При изучении литературы необходимо делать выписки, содержащие концептуальные положения, данные статистики, интересные факты.

Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т.д., позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по ее обработке, способствуют более глубокому освоению изученного материала. И все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой. К сожалению, опыт показывает, что студенты, как правило, не умеют ориентироваться в сложной и многообразной литературе по гуманитарным наукам, самостоятельно извлекать нужную информацию и правильно оформлять ее. Это ведет к противоречию с постоянно возрастающими требованиями к учебному процессу.

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов. Преподаватель помогает студентам в выработке навыков самостоятельного подбора необходимой литературы.

При изучении гуманитарных дисциплин у студентов должен вырабатываться рационально-критический подход к изучаемым книгам и статьям. Он включает понимание того, что со временем ряд информационных и теоретических материалов устаревает, требует критического отношения. С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже полезно знать. Слова, сказанные десять, сто или две тысячи лет назад, еще могут иметь важное значение.

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр книги позволит решить вопрос, стоит ли ее читать (предварительный просмотр включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением).

Прекрасным профессиональным качеством является умение читать оглавление. Совет здесь прост: оглавление продумывается как задание по воссозданию текста, при этом свои мысли необходимо фиксировать на бумаге. Развивается концептуальное мышление, умение мыслить образно и свободно. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

Следующий этап работы с книгой – прочтение выделенных мест в быстром темпе.

Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

10 стр., 4884 слов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ...

... устной речью, он может читать и беспереводно понимать тексты неадаптированной литературы. Все это с очевидностью показывает важность обучения чтению на английском языке в школе. Все вышеизложенное показывает, ... важно знать разницу между открытым и закрытым слогом. Эти правила помогают осмыслить материал, способствующий более полному и прочному запоминанию. При встрече с аналогичным явлением в ...

Сформулируем следующие рекомендации по методике быстрого чтения:

  • ясно осознать и четко зафиксировать цель чтения: по какому именно вопросу нужна информация, для чего она нужна, ее характер и т.д.;
  • оперативно менять скорость чтения, замедляя на информации, прямо соответствующей цели, увеличивать скорость чтения других частей. Описательный текст читается быстрее, чем текст сложных умозаключений, доказательств;
  • сосредоточенно работать над текстом, без отвлечения. Это обеспечит глубокое понимание текста;
  • уметь определять структуру текста – соподчиненность его частей (глав, параграфов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунками, таблицами, графиками, сносками, примечаниями и приложениями;
  • понимать смысл прочитанного при беглом ознакомлении с текстом (выработать способность при прочтении целого предложения сразу понимать его смысл и значение).

 Скорость правильного чтения должна быть в 3-4 раза выше скорости речи.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям и поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его функции. К отличительным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее типе или жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания, и т.д.), выходные данные, аннотация. Эти сведения, обычно расположенные на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, списки литературы.

Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебрегать и этими элементами аппарата.

Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают читателям возможность подобрать дополнительную литературу поданной тематике. Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в них помогают специальные указатели.

Научно-справочный аппарат, при умелом его использовании, способствует более глубокому усвоению содержания книги.

Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План, являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... азбуки .3 Контрольный срез. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы Заключение Литература Приложение Введение Вопросы ... работе с текстами азбуки будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использовании разнообразных видов заданий с текстами, ... процесс, но и результат: речевые тексты, устные и письменные, - книги, рассказы и т.д. Данное определение ...

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы– сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном его прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.

Аннотация– краткое изложение содержания – дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами.

Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим.

Текстуальный конспектсоздается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста.

Свободный конспектоснован на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино).

В тематическом конспектеза основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Экономию времени при конспектировании дает использование различного рода сокращений, аббревиатуры и т.п.

Аккуратное, разборчивое написание конспекта должно сочетаться со скоростью: 120 знаков в минуту – минимальная скорость, 150 знаков – максимальная скорость.

Для записи данных, подлежащих использованию, многие исследователи рекомендуют систему карточек.

Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать и перегруппировать.

При занесении справочного материала в карточку внизу приводится название источника, наверху – заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться.

Целесообразно пользоваться карточками одинакового размера и писать только на одной ее стороне. На каждой карточке делается только одна запись и при помощи кавычек указывается, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой. Целесообразно хранить карточки в конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.

Без такой систематизации работы с книгой в голове и в записях будет сплошной хаос. «Только система… дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, – говорил К.Д. Ушинский, – похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

После изучения литературы и осмысления узловых проблем  темы необходимо приступить к изложению материала работы.

Написание контрольной работы

Схема подготовки контрольной работы такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста.

6 стр., 2610 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки ...

... и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. В конце контрольной работы укажите используемую литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ссылками на ... Основные компоненты педагогической культуры. 14. Коммуникативная культура педагога. 15. Культура общения и культура речи. Значение педагогической культуры для деятельности профессионала-психолога. ...

Тему контрольной работы предпочтительнее выбирать знакомую, по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Важный этап работы над контрольной работой – отбор литературы. Затем составляется конкретный план. Завершающий этап – написание работы на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.

На последнем этапе производится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста. Изложение должно быть цельным и логичным.

Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким (по возможности – от 3 до 5 слов).

Основные требования к контрольной работе

Основные требования к форме представления информации в контрольной работе можно изложить в следующих положениях:

  1. В контрольной работе следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

  2. Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы.
  3. Ссылки на литературу в тексте можно оформлять следующим образом:
  • подстраничные сноски
  • в квадратных скобках (например [5; 137] – источник № 5 по списку литературы, страница 137).
  1. Иллюстрации и таблицы используются в контрольной работе только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем реферата.
  2. При написании контрольной работы следует избегать длинных запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.
  3. Необходимо избегать штампов и канцеляризмов вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «в свете», «имеет место», «фактически», «практически» и т.п. В работы проникают иногда и давно отжившие канцеляризмы и архаизмы старославянского и даже библейского происхождения: «во главу угла», «тем паче», «дабы», «нежели», «коль скоро», «на предмет» и т.д., что является недопустимым.
  4. Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.
  5. Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов. Не следует также допускать двойного упоминания понятий в одной фразе.

В заключение контрольной работы делаются общие выводы. Заключение пишется без ссылок. В качестве примера приведем стандартное начало: «Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы: 1… 2… 3…».

20 стр., 9760 слов

Влияние уровня самооценки на успешность обучения младших школьников

... возрасте Глава 2. Практическая часть 2.1 Экспериментальная база исследования 2.2 Констатирующий этап 2.3 Формирующий этап 2.4 Контрольный этап Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ ... в младшем школьном возрасте. Поэтому целью данной выпускной квалификационной работы является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. Объект - успеваемость младших ...

В конце работы приводится список использованной литературы.

Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам реферата, по времени издания.

Структура контрольной работы

Примерная структура контрольной работы может быть следующей:

Титульный лист

ПРИМЕР:

Федеральное агентство по образованию

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Кафедра социологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему «Факторы успешного общения»

Выполнил

студент гр.ЭКз-21

Иванов И.И.

Белгород, 2008

Наименование темы и план работы

ПРИМЕР:

Контрольная работа на тему «Факторы успешного общения».

План:

!. Введение

2. Основная часть:

Глава 1. Успешность общения

§1. Критерии успешности общения

§2. Уровни успешности общения

Глава 2. Основные факторы успешности общения

§1. Общительность

§2 . Контактность

§3 . Коммуникативная совместимость…

3. Заключение

4. Список использованной литературы

Введение – 1,5 – 2 страницы.

Основная часть: Глава 1. § 1, 2, Глава 2. § 1, 2 – до 20 страниц

Заключение – 2 страницы

Список использованной литературы – 1,5 – 2 страницы.

Оптимальный объем контрольной работы – от 25 до 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала.

Содержание элементов структуры контрольной работы

Основным содержанием главных элементов структуры работы должны быть:

Введение:обоснование актуальности темы; краткий анализ уровня ее разработки, цели, задачи работы.

ПРИМЕР:

С каждым годом неуклонно растет интерес к проблеме познания самого себя, своих психологических особенностей и возможностей. Это и закономерно, ведь поняв себя, мы сможем конструктивно реализовывать богатейший потенциал, который содержит наша психика.

3 стр., 1186 слов

Нейролингвистическое программирование: основные техники работы ...

... НЛП; • определить место НЛП в современном обществе; • ознакомиться с основными техниками работы; • PR пример на Чешском ресторане Pitnica. Материалом исследования послужили фундаментальные труды классиков НЛП Д. ... Гриндера, Р. Бэндлера, работа С. В. Коледы об особенностях НЛП на территории ...

В современных условиях появилось настоятельная потребность в умении вести разговор, который является одним из важнейших условий успеха. Тем более что как межличностное, так и деловое общение имеют свои специфические особенности и недостаточно иметь общие сведения о человеческом общении.

Традиционно понятие «общение» ассоциируется с такими понятиями, как умение вести переговоры, передача информации, взаимопонимание и т.д. Такой подход нам кажется правомерным, так как грамотно построенное межличностное общение, в конечном итоге, и определяет успешность и эффективность в делах.

Избранная нами тема «Факторы успешного общения» весьма актуальна в настоящее время, так как именно от того, насколько успешно складывается взаимодействие, зависит результаты и делового, и межличностного общения. В современных условиях перегруженности информационных потоков особо важно не только уметь слушать собеседника, но и грамотно организовывать сам процесс общения…

Основная часть:постановка и суть проблемы, ее взаимосвязь с другими психологическими проблемами; содержание и характер проявления проблемы; тенденции (направления) в развитии проблемы; характер последствий функционирования и развития для общества, общественной практики. Раскрытие вопросов основной части должно осуществляться с позиции научности, конкретности, на основе многовариантности подходов, доказательно. В конце каждого вопроса формулируются краткие выводы.

ПРИМЕР:

Глава 1. Успешность общения

Успешность общения является ключевой в проблеме организации делового общения. Попробуем рассмотреть, от каких факторов зависит эта эффективность, каковы критерии и уровни успешности общения…

§1. Критерии и уровни успешности общения

Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формирования успешности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.

Успешность любой групповой деятельности в социально-психологическом аспекте определяется достижением целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт, психологическая близость, доверительные отношения); удовлетворенностью (в данном случае – удовлетворенность самим процессом общения когда в ходе общения не возникает чувства досады, дли тельных пауз и т. п.); отсутствием трудностей (в первую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).

Таким образом, психологическим показателем успешности неформального межличностного общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания

Глава 2. Основные факторы успешности общения

§1. Общительность

По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это – одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. д.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

...   Тема 3. Инженерно-психологические основы эксплуатации систем «человек машина»: концепции деятельности человека и распределение функций в человеко-машинных системах. 1. Психологические характеристики ... 2008. С. 39-77.     Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека. 1. Антропометрические характеристики. 2. Рабочие движения сенсомоторная регуляция. 3. ...

В общительности выражается потребность человека в других людях и контакта с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе.

Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз.

Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой — аутистичность…

Все вышеперечисленное позволяет нам делать вывод о том, что общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера…

Заключение:формирование обобщенных выводов по результатам изучения темы, практические рекомендации и предложения.

ПРИМЕР:

Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Психологическая культура мало зависит от специальных психологических знаний; она является неотъемлемым свойством человека интеллигентного и воспитанного, высоконравственного и зрелого в гражданском плане, доброжелательного и терпимого.

Психологическая культура – это умение признавать свои ошибки, стремление щадить самолюбие собеседника, коллеги, способность не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений, при необходимости выдерживать психологическую паузу в споре, чтобы понять логику и мотивы собеседника, снять ненужный эмоциональный накал…

2. Стиль общения как типичная форма реагирования в человеческих контактах, обусловленная индивидными, личностными, социальными факторами, имеет большое значение для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психологического климата на работе и вне ее; это важный регулятор поведения.

Индивидуальный стиль рассматривается как присущая данному человеку система психологических приемов и способов деятельности с учетом природных, индивидных и личностных характеристик. Эта система используется человеком стихийно или сознательно в целях эффективного приспособления к существующим условиям и позволяет компенсировать те особенности личности, которые мешают успеху деятельности…

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...

3. По аналогии с понятием общей культуры общения, которая предполагает знание и соблюдение норм и правил этики, морали, этикета, можно говорить о психологической культуре общения, которая выражается в устойчивом стремлении сохранять собственное достоинство и не унижать достоинство другого, уважать его индивидуальность, быть терпимым и непредубежденным партнером.

Оптимальный стиль общения предполагает обязательное владение чисто внешними манерами поведения, коммуникативными умениями, выразительность и нестандартность средств общения. В психологическом плане важно отсутствие эгоцентрических установок, чрезмерной рефлексии, наличие искреннего интереса к другим людям, доброжелательности и снисходительности, которые не исключают высокой требовательност)…

Список литературыили перечень фактически использованной литературы при выполнении контрольной работы составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с требованиями стандарта по оформлению библиографического списка.

ПРИМЕР:

для учебников – Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.;

для книг – Петрушин В.И. Настольная книга карьериста – СПб.: Питер, 2002. ;

для статей – Нартова-Бочавер С.К. Два типа нравственной самоактуализации личности (альтруистическое поведение) //Психологический журнал – 2003. – № 4.)

Работа должна быть написана научным литературным языком.

Текст работы может быть напечатан или написан аккуратно и разборчиво. Текст печатается или пишется на одной стороне листа бумаги. Слева остаются поля.

Нумерация страниц производится последовательно, начиная со 2-го листа, т.е. после титульного листа.

Цитаты должны быть взяты в кавычки.

В ссылке на цитируемый источник необходимо указать фамилию и инициалы автора, название цитируемой работы, место и год издания, страницу.