Методические рекомендации 32

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Филиал МГУ в г. Севастополе

Кафедра психологии

Методические рекомендации

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ПО ПСИХОЛОГИИ

Севастополь

2013

УДК 159.9

Методические рекомендации подготовили: к.п.н., доцент В.Н. Ковалев, кандидат психологических наук, старший преподаватель С.А. Наличаева, кандидат психологических наук, доцент С.И.Дьяков, кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Лопатина, старший преподаватель З.В. Борисенко, преподаватель В.С. Сиволобов.

Рецензенты:

доктор биологических наук, профессор О.Н. Чечина

доктор педагогических наук, доцент А.И. Долженко

Дьяков С.И., Борисенко З.В., Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н., Наличаева С.А., Сиволобов В.С. Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по психологии. – Севастополь, Изд. СФ МГУ, 2013.

21 стр., 10432 слов

И.В. Гудовский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ...

... студентов с основными разделами современной психологии труда. Также в них представлен терминологический словарь основных понятий психологии труда. В методических указаниях содержится, рекомендуемый список ... в хозяйственной жизни общества. Психология труда в зарубежной психологии. Психология труда в работах отечественных психологов. Место психологии труда в системе наук, смежные области научного ...

Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ предназначены студентам выпускного курса факультета психологии составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Психология», на основе методических материалов кандидатов психологических наук, доцентов Л.В. Скрипко, В.Г. Моисеева

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры психологии от 1 июня 2012 года, Протокол № 9.

Рекомендовано к печати методическим Советом Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова ____ ноября 2013 года. Протокол №___

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дипломная работа является итоговой учебно-исследовательской работой выпускника по одному из направлений практической деятельности специалиста – организационного психолога: психодиагностике, психологическому консультированию, психологии управления, психологической профилактике и др..

Цели дипломной работы:

  • расширение и углубление теоретических знаний студентов выпускного курса;

  • формирование у студентов умения выбирать экспериментальные психологические методики и тесты, адекватные практическим задачам исследования;

  • совершенствование навыков математико-статистической обработки эмпирического материала;

  • развитие навыков исследовательской работы и привитие интереса к ней;

  • проверка готовности выпускника к самостоятельной деятельности по выбранной специальности.

Тематика дипломных работ определяется кафедрой психологии филиала МГУ в июне предвыпускного учебного года и утверждается Ученым советом филиала в сентябре месяце текущего учебного года. Окончательно тема формулируется на основе письменного заявления студента (см. Приложение Ж).

Она должна отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать профилю подготовки специалистов;

  • учитывать актуальность и проблематику исследований в современной фундаментальной и практической психологии;

  • способствовать приобщению студентов к научно-исследова-тельской работе университета и кафедры.

Студент может предложить свою тему работы, обосновав ее актуальность и практическую значимость. Решение о возможности разработки данной темы принимается на заседании кафедры.

Формулировка темы дипломной работы с указанием научного руководителя и рецензента утверждается по предложению кафедры Ученым советом филиала МГУ и изменению не подлежит.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... Дипломное исследование служит развитию навыков самостоятельной исследовательской работы и выявляет подготовленность выпускника к профессиональной деятельности в области психологии. Задачи дипломной работы. При выполнении дипломной работы студент ... и заведующим кафедрой, помещается в дипломную работу после титульного листа при брошюровке ВКР. Студент в ходе выполнения дипломной работы имеет право ...

Руководство разработкой дипломных работ осуществляется сотрудниками кафедры путем систематического консультирования студентов с момента закрепления за ними темы исследования.

Дипломная работа должна иметь полный объем в пределах 50-80 страниц машинописного текста, включая табличный и иллюстративный материал (без учета приложений).

Работа должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и научному стилю.

Черновой вариант дипломной работы сдается для анализа научному руководителю за 1,5 месяца до защиты.

Отзыв научного руководителя и рецензия оформляются после анализа чистового варианта дипломной работы.

Защита дипломной работы является формой аттестации бакалавра и специалиста в соответствии с требованиями государственных стандартов подготовки и переподготовки специалистов.

Защита дипломных работ осуществляется в Государственной экзаменационной комиссии. Оценка выставляется в экзаменационную ведомость и приложение к диплому.

Дипломные работы хранятся на кафедре в течение пяти лет. Их материалы могут быть рекомендованы к опубликованию в виде докладов и тезисов на научно-практических конференциях студентов и молодых ученых.

Структура дипломной работы

Дипломная работа должна содержать:

  • титульный лист;

  • автореферат;

  • оглавление;

  • введение (в пределах 5% от общего объема работы), отражающее актуальность темы, формулировку гипотезы, целей и задач исследования;

  • теоретическую часть (не более 35 — 40% от общего объема работы), содержащую основные положения теории по теме работы, обзор научных исследований по избранной проблеме;

  • экспериментальную часть (50-55% от общего объема работы), включающую описание общей методики и инструментария (основных методов и методик исследования), обсуждение результатов экспериментального исследования и краткие выводы;

  • заключение (около 5% от общего объема), содержащее общие выводы по работе и предложения по практическому применению ее результатов;

  • список использованных источников, содержащий полное библиографическое описание всех видов публикаций, изученных в ходе выполнения дипломной работы;

  • приложения (при необходимости).

Содержание дипломной работы

Титульный лист дипломной работы содержит наименование высшего учебного заведения и выпускающей кафедры; название дипломной работы; фамилию, имя, отчество выпускника – автора работы; научную степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя; город и год. (Образец оформления титульного листа дипломной работы дан в Приложении А).

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...

... – СПб., 2004. 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической ... равную степень общности и соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются эго-состояния личности, предложенные ...

Оглавление отражает основные структурные элементы дипломной работы, приводится после титульного листа и содержит наименование и номера начальных страниц всех глав, параграфов и пунктов (если они имеют название), а также номера страниц, на которых расположены: выводы, заключение, список использованных источников, приложения. (Образец оглавления дан в Приложении В).

Введение раскрывает сущность и состояние научной проблемы, избранной для исследования в дипломной работе. Путем сравнительного анализа результатов известных исследований обосновывается актуальность избранной темы и целесообразность разработки дипломной работы.

Существование проблемы является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

  • обнаружение дефицита знаний, информации;

  • осознание потребности в устранении выявленного дефицита;

  • описание проблемной ситуации;

  • формулирование проблемы в научных терминах.

Доказать, что проблема существует, можно опираясь на литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности проблемы: насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты; особо выделить не изученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие.

  • необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

  • потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

  • потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, коррекции, реабилитации, применения в труде;

  • потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования.

Желательно актуальность темы сформулировать в виде объективно существующего противоречия.

После обоснования актуальности работы необходимо охарактеризовать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи исследования, методологический базис.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. Например, объектом исследования в практической психологии являются социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия, в совместной деятельности и др.

19 стр., 9496 слов

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет

... дипломная работы являются первыми научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. Реферат представляет собой краткое письменное изложение научной проблемы, ... материала по тексту необходимо давать пояснения. В курсовых работах используются цитаты, статистические ... или фазы); организация управления психическим явлением (формирование или образование) или эффективностью ...

Предмет исследования содержится в пределах объекта. Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и др.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Предмет исследования определяет тему дипломной работы.

Формулируется рабочая гипотеза, цель дипломной работы, и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Цель исследования – желаемый конечный результат: описание характеристик психического явления, выявление или уточнение взаимосвязей психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение научных представлений, сведений, создание классификации, типологии. В дипломной работе формулируется только одна цель.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования.

Исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений необязательно должна быть схожа с теорией. Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне достаточно предположить существование или отсутствие какого-либо феномена, взаимосвязь двух или нескольких свойств, степень их выраженности, условия возникновения или проявления. Схема полной гипотезы может быть выражена так: если…, то …, так как … (возможен и более краткий вариант).

Не корректно формулировать более одной — двух гипотез. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее предположения, то более ясной будет схема дальнейшего изучения психического явления или процесса.

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: построить модель изучаемого явления, получить характеристики, оценить эффективность психокоррекционного воздействия, модифицировать, адаптировать психодиагностическую методику. Задачи могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые помогут прийти к цели исследования. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

8 стр., 3845 слов

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

... общими. Экспериментальное и эмпирическое исследования – разные явления. Эксперимент, как известно, ... квалификационной работы……………………… 5 3 Технические характеристики работы…………………………………….. 10 4 Этапы подготовки работы………………………........................................ ... Явления: финансовый кризис, мода, отношение ко времени, доверие в Интернет-общении, чрезмерное употребление алкоголя россиянами. Описание ...

Не следует подменять формулировку исследовательских задач описанием плана работы (проанализировать литературу, провести эксперимент, обработать эмпирические данные, проанализировать полученные результаты и сделать выводы).

В исследовательских задачах должны быть отражены следующие аспекты:

  • что предстоит сделать с предметом исследования (модифицировать, адаптировать, построить модель, получить новые характеристики, оценить эффективность и т.д.);

  • какого рода эксперимент планируется (обучающий, формирующий, констатирующий и т.д.);

  • характер исследования (пилотажный, лонгитюдный).

В дипломной работе рекомендуется формулировать не более 4 – 5 задач.

Далее во введении приводится перечень методов и методик исследования для достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Количество методик исследования определяется в зависимости от характера планируемого эксперимента (констатирующий или формирующий) по согласованию с научным руководителем.

Дипломная работа должна содержать определенную новизну – поиск новых знаний, новых методов исследования или психологической практики, применение существующих методов в новых условиях, адаптация психокоррекционных техник.

В конце введения дается краткая характеристика базы исследования: учреждение, предприятие, группы испытуемых (количественный состав, возраст, сроки проведения исследования и др.).

Теоретическая часть дипломной работы

Теоретическая часть дипломной работы, как правило, размещается в первой главе, которая содержит 2-4 параграфа, и представляет собой аналитический обзор специальной литературы по теме. Не желательно дробить главы на большое количество параграфов. Каждый параграф по объему должен быть не менее 3 страниц и не более 10. Желательно, чтобы теоретических глав в дипломной работе было не более одной-двух. Не желательно параграфы дробить на более мелкие части (подпараграфы).

Аналитический обзор должен полно и систематически освещать состояние проблемы, которой посвящена дипломная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по теме дипломной работы. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления научно-практической работы.

Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Для углубления понимания природы изучаемого явления литературный обзор рекомендуется строить по логическому принципу, а не хронологическому. Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Структура может быть примерно следующей:

  • феноменологическое описание – сущность, область проявлений, их частота, временные, пространственные, интенсивностные, модальностные и другие характеристики;

  • место данного явления среди других психических явлений – взаимосвязи, факторы, его обусловливающие;

  • рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному, функциональному и др.;

  • сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании разными авторами;

  • закономерности, которым подчиняется явление;

  • прикладное, практическое использование явления, свойства, функции или учет его характеристик.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых анализируются или обобщаются. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов, включенные в список использованных источников.

23 стр., 11407 слов

Исследование и пути коррекции зрительных агнозий у больных с ...

... проблемы в рамках данной выпускной квалификационной работы. Целью нашей работы является исследование нейропсихологических особенностей зрительных гностических функций ... энцефалопатией; .        произвести статистический анализ данных, полученных в ходе исследования; .        сформулировать практические рекомендации по ...

Приступая к написанию дипломной работы, целесобразно составить картотеку литературы по изучаемой теме. Картотека организует и облегчает работу с литературными источниками и может содержать дополнительную информацию по сравнению с библиотечными каталогами. Используя картотеку, легче составить библиографический список литературы, который представляется в дипломной работе. Изучая специальную литературу, необходимо делать выписки. Над каждой выпиской целесообразно указывать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Эта информация поможет избежать ошибок при оформлении ссылок в тексте дипломной работы.

Каждый параграф должен иметь логическое завершение, а в конце главы обязательно формулируются выводы. После того, как раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, освещены различные теоретические концепции и подходы к изучению вопроса, необходимо дать оценку разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с основной задачей исследования.

Экспериментальная часть дипломной работы

Вторая глава содержит описание программы самостоятельного экспериментального исследования и состоит из 2- 4 параграфов.

В этом разделе должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты.

В части, посвященной описанию экспериментального исследования, необходимо указать цель и представить полную программу экспериментов, изложить их суть, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными. Желательно обосновать целесообразность выбранных диагностических методик.

Планом исследования предусматривается:

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... корпоративной культуры РГСУ. 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список литературы. 63 Приложение 66 Введение ... действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и характер жизнедеятельности организации. Структура (уровни) корпоративной культуры. Организационная культура, будучи ...

1. Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными о их валидности, надежности и объективности).

Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках дипломной работы, чаще всего, проводят психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик Их количество зависит от цели работы, типа эксперимента, выборки и других факторов. На этапе планирования задач дипломной работы комплекс методик необходимо согласовать с научным руководителем.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации и т.д.

Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, могут быть подтверждены данными, полученными по другим.

Перечисление методов должно сопровождаться кратким описанием цели их применения, т.е. для получения каких именно характеристик и свойств они использовались в дипломной работе.

2. Подбор выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование.

Необходимо дать полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, учреждение, другие характеристики (условия деятельности и др.).

3. Очередность и сроки проведения серии экспериментов.

Если планируется проведение констатирующих и формирующих экспериментов, то необходимо дать полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп.

4. Описание условий и процедуры эксперимента.

5. Перечислить и дать краткое описание методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании. Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных. Чаще всего в процессе экспериментального исследования в рамках дипломной работы решаются такие типы задач:

9 стр., 4076 слов

Требования к структуре курсовой работы (проекта)

... в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов; - список используемой литературы; - приложения. 2.5. Дипломная работа, носящая опытно-экспериментальный ... и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, картинами, сценариями и другими изделиями или продуктами творческой деятельности ...

* Дать лаконичную информативную характеристику психологических особенностей какой-либо выборки.

* Выполнить группировку и классификацию объектов.

Для решения таких задач применяют вычисление мер центральной тенденции распределения (среднего арифметического значения выборки, моды, медианы) и стандартного отклонения (δ), графическое представление данных.

*Сравнить между собой две или больше выборок (установить сходство или различие):

а) для оценки динамики изменения какого-либо признака: например, эффективности организационной, консультативной, коррекционной и др. работы;

б) для оценки значимости различий в уровне развития какого-либо признака между разными группами;

в) для оценки степени согласованности изменений двух и более признаков (корреляционный анализ).

При выборе метода статистической обработки эмпирического материала можно воспользоваться таблицей, приведенной в Приложении Г.

Оценка полученных в эксперименте результатов производится также на основании определенных критериев, которые позволяют выполнить качественный анализ экспериментальных данных.

6. Исследование проводится в соответствии с намеченным планом и заключается в сборе и фиксации фактического материала, позволяющего подтвердить рабочую гипотезу и сделать предварительные выводы об изучаемом явлении.

Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, то их лучше дать в Приложении. В Приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в Приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.

Наглядное представление результатов исследования

Для того, чтобы наглядное представление информации способствовало переходу осмысления полученных результатов на новую ступень необходимо: а) отображать только существенные для данной задачи связи и параметры рассматриваемого явления; б) помнить об ограниченности объема восприятия: максимальное число одномоментно охватываемых единиц 5-9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации.

Диаграммы используются главным образом для изображения отношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма (столбчатая гистограмма) субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы. На оси абсцисс отложены чувства, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизованных баллах.

Рисунок 1. Распределение субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например, в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых).

При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например, в процентах встречаемости каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных частей выборки с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентов встречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 — диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).

Рисунок 2. Встречаемость чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых

Рисунок 3. Встречаемость чувств (в центрированных процентах) при сердечно-сосудистых расстройствах

Номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1 — бодрость: 4 ~ гнев; 7 — растерянность: 10 — печаль; 2 — радость; 5 — страх;8 — стыд; 11 — безразличие; 3 — азарт; 6 — тревога; 9 вина.

На рисунке 2 линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (п = 13); 2 — гипертонической болезни (п = 24); 3 — ишемической болезни сердца (п = 26); 4 — у здоровых людей (п =34).

Секторная диаграмма – диаграмма (циклограмма или сегментограмма), в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Рисунок 4. Распределение показателей сформированности фазы «Резистенция»

Гистограмма (столбчатая диаграмма) — графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков).

По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины. Высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками.

Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси Х отмечаются значения или порядок признака, на оси Y-численность, доля, частота и т. п. Градации на оси Х могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен масштабу соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами.

Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин «график» часто используется как синоним термина «диаграмма». В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины.

Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4. Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толще неоцифрованных.

5. Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т. п.).

Графические иллюстрации должны быть четки, строги и немногоцветны.

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.

Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многофакторных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования — отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.

В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения. Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.

Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности. Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу. Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.

Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить в виде корреляционного кольца. Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию. Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные, — прерывистыми; связи, достоверные на нижнем уровне значимости — одной линией, на более высоких уровнях значимости — большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5 %, — одной линией, а достоверные на уровне 1 %, — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком.

Корреляционные плеяды являются формой графического отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра).

В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, или использовать результаты факторного анализа. Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбит вокруг центра плеяды.

Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют и корреляционные ряды — две-три параллельные линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются так же, как и в кольцах или плеядах. Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т. п.

Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью исследователями могут быть предложены десять отличающихся описаний и интерпретаций.

Во-вторых, творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. В результате такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у исследователя сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы экспериментатора должны быть «натренированы» на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления, охватываемая одноактно (одномоментно), тем «прозрачнее» его сущность.

Значение наглядных форм представления информации заключается в том, чтобы дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления.

При описании результатов вначале целесообразно дать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анкетирования. Затем необходимо представить оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что — нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие — с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники эксперимента воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т. п.).

Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.

Представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, другие параметры. Анализируя первичные статистики или построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистики, констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской выборками, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных статусов и др.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач всего исследования, которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем к все более частным аспектам. Важно словесное описание каждой таблицы, каждой диаграммы, корреляционной плеяды и проч. Должны быть названы все сходства и различия. Различия должны быть оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей и т. п. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам.

В любом массиве данных можно выделить какие-либо части, назвав и обосновав (хотя бы кратко, предположительно) критерий разделения, найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и пытаться их объяснить.

выводы (общие выводы по всей работе) представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Целесообразно представить выводы как самостоятельный раздел дипломной работы. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией.

Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество, равное 5 – 7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты.

Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых получены доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.

В Заключении дается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п.

В Заключении подводится итог решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов.

Список использованных источников. Источники приводятся в алфавитном порядке. Работы одного автора в списке располагаются в хронологическом порядке. Источники на иностранном языке даются в конце списка. Образец оформления библиографического списка дан в Приложении Д. В библиографическом списке должно быть указано не менее 40 литературных источников. В списке литературы должно быть не менее 2-3 источников на иностранных языках (зарубежные издания)

В Приложение включается вспомогательный материал, к которому относятся: таблицы вспомогательных (первичных) цифровых данных; протоколы индивидуальных и групповых экспериментов; инструкции; методики, иллюстрации вспомогательного характера и т.п.

Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых доказательствах, интерпретации, классификации помещаются в основном тексте.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Не рекомендуется использовать более 10 приложений. Нет необходимости к работе прилагать общеизвестные диагностические методики.

Оформление дипломной работы

Общие требования

Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Объем работы 50 – 70 основного текста включая список литературы, но без приложений.

Текст печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4.

Параметры страницы: левое поле -30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм;

шрифт текстового редактора Word: Times New Roman, кегль 14; интервал — 1,5.

Текст на иностранных языках может быть целиком впечатан или вписан от руки. Сочетание напечатанных и частично вписанных от руки букв или цифр не допускается.

Формулы должны быть вписаны в текст тщательно и разборчиво, обязательно черными чернилами или тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие:

  • прописные буквы 7-8 мм,

  • строчные — 4 мм,

  • показатели степени и индексы — не менее 2 мм.

Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка букв на букву и дорисовка букв не допускается.

При выявлении ошибок, опечаток и неточностей их необходимо аккуратно выправить с помощью черной ручки и специального средства «Штрих». Допускается не более трех исправлений на странице. В случае четырех и более исправлений страница должна быть перепечатана.

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах А4 или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

Текст дипломной работы делится на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей дипломной работы печатают прописными буквами симметрично относительно текста: ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ. Точка в конце заголовка не ставится. Каждую структурную часть дипломной работы необходимо начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов печатают без специального знака (§), с первой прописной буквы, с красной строки. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений (как исключение), их разделяют точкой.

Заголовки пунктов и подпунктов печатают с первой прописной буквы, с красной строки в подбор к тексту (разрядкой).

В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка.

Расстояние между заголовком (кроме пунктов и подпунктов) и текстом должно составлять 3-4 интервала.

Нумерация

Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу без точки в конце.

Такие структурные части дипломной работы как ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ не имеют порядкового номера, нумеруются страницы, на которых они расположены.

Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая — непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. — так обозначается третий параграф второй главы, знак параграфа не используется).

Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы.

Иногда возникает необходимость деления параграфа на смысловые части, тогда эти части нумеруются следующим образом: 2.3.1. – это первая часть третьего параграфа второй главы. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. Злоупотреблять такими делениями не желательно.

Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.) обозначаются единым наименованием «Рисунок». В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстрированного материала независимо от его характера в пределах главы. Номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рисунок 1.2. (второй рисунок первой главы).

Все надписи на иллюстрированном материале пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки в конце. Надпись располагается под рисунком.

Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы сверху с правой стороны. Номер таблицы состоит из номера главы и номера таблицы, между которыми ставится точка (например, таблица 1.2 – вторая таблица первой главы).

В тексте, где это уместно по содержанию, делаются ссылки на таблицу (например: «Данные… приведены в таблице 2.3»).

Если в работе приводится таблица из какого-либо литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

В случае если таблица большая или для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а таблицу помещают на следующей странице. В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц.

Обычно диаграммы, схемы, графики выполняются на основе данных, вошедших в таблицы. В этом случае иллюстрированный материал должен в работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их.

Общие правила цитирования и ссылок на использованные источники

При изложении текста дипломной работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте дипломной работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованной литературы. Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6,54], где вторая цифра обозначает номер страницы, из которой взята эта цитата).

Если приводится цитата, взятая не из первоисточника, то необходимо указать автора, цитирующего первоисточник: (Цит. по [33]).

В работе не следует злоупотреблять цитатами, но при необходимости их использования текст цитаты из книги или какого-либо официального документа следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. При цитировании следует придерживаться таких правил:

а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той грамматической форме, как он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского изложения. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, за исключением тех, которые вызвали общую полемику и не являются общепринятыми. В этих случаях используется выражение «так называемый»;

б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается многоточием. Многоточие может быть поставлено в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце);

в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник;

г) при непрямом цитировании (изложении мысли другого автора своими словами) следует быть точным в передаче основной мысли автора, соблюдать корректность в оценке его достижений и давать ссылку на источник.

Защита дипломной работы в государственной экзаменационной комиссии

Чистовой вариант дипломной работы в сброшюрованном виде в 2-х печатных экземплярах и третьем на электронном носителе представляется на выпускающую кафедру (методисту) не позднее, чем за месяц до защиты. После регистрации дипломная работа передается научному руководителю. Научный руководитель проверяет дипломную работу, дает письменный отзыв со своей оценкой и направляет работу рецензенту.

В рецензии отмечается актуальность исследования, насколько успешно студент справился с рассмотрением теоретических и практических задач, указываются положительные стороны работы и ее недостатки. Рецензент также делает заключение об общем уровне и качестве дипломной работы.

Дипломная работа, отзыв и рецензия анализируются и подписываются зав. кафедрой.

Выпускающая кафедра не позднее, чем за 7 дней до защиты, представляет в Государственную экзаменационную комиссию:

— ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ, оформленную в соответствии с перечисленными требованиями и сброшюрованную в специальной папке для дипломных работ;

— ОТЗЫВ научного руководителя;

— РЕЦЕНЗИЮ.

ЗАЩИТА дипломной работы проводится на открытом заседании ГЭК. Весь необходимый иллюстрированный материал студент излает в форме видеопрезентации. Для доклада о выполненной работе студенту отводится до 10 минут.

Общий план выступления студента на защите дипломной работы

  1. Тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

  2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь перечислить).

  3. Выборка (испытуемых, обследованных, респондентов): количество, состав по возрасту и полу, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима).

    Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

  4. Процедура исследования (в общих чертах).

  5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались и анализировались.

  6. Основные результаты исследования. Этот раздел целесообразно структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.

  7. Выводы, их практическая значимость.

Студенту полезно помнить, что во время доклада:

Обстоятельно доказывать актуальность исследования не стоит, она должна быть прописана во введении дипломной работы.

Пространно характеризовать современное состояние обсуждаемой в работе проблемы не следует, достаточно оценить ее состояние.

Следует избегать противоречивой информации. Содержание доклада должно быть четким, ясным, понятным.

Необходимо продемонстрировать умение отвечать на вопросы, анализировать результаты, давать их психологическую интерпретацию.

Если у вас много количественных данных или вы предложили классификацию, типологию и т.д., рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, графиков, диаграмм, таблиц.

Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов для размещения на стенде или размножен на листах формата А-4 (по количеству членов ГЭК).

Наиболее желательным вариантом иллюстрации материала является его презентация через мультимедийный проектор. Желательно использовать не более 5 – 7 слайдов с основным иллюстративным материалом.

По окончании доклада члены ГЭК задают студенту вопросы по содержанию работы и доклада. Затем на заседании ГЭК зачитывается основное содержание отзыва и рецензии.

Оценка содержания, теоретического и методического уровня выполнения дипломной работы дается на закрытом заседании ГЭК.

Критерии оценки дипломной работы:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания работы ее названию;

  • постановка проблемы и ее обоснование;

  • логическая согласованность объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования;

  • соответствие выбранных методов исследования поставленным задачам;

  • характеристика выборки и адекватность методов математической обработки результатов;

  • четкость, логическая последовательность и структурированность текста;

  • грамотность, стиль изложения;

  • знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы;

  • информативность представленных результатов в таблицах, графиках, диаграммах, правильность их оформления;

  • представленность результатов работы в выводах и рекомендациях, их соответствие поставленным задачам;

  • оригинальность и новизна проведенного исследования;

  • степень самостоятельности в работе,

  • соответствие оформления работы требованиям;

  • четкость изложения доклада на защите работы;

  • правильность ответов на вопросы;

  • оценка дипломной работы научным руководителем и рецензентом.

Оценка объявляется одновременно всем студентам, защищавшим дипломную работу, в день защиты. Оценка за дипломную работу вносится в приложение к диплому.

Приложение А

Образец оформления титульного листа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В. ЛОМОНОСОВА

факультет ПСИХОЛОГИИ

Зав. Кафедрой психологии

доцент

_О.А. Тихомандрицкая_________

Исследование конфликтных зон в производственном коллективе малого предприятия

Дипломная работа образовательно-квалификационного уровня

СПЕЦИАЛИСТ

студентки группы ПС -501

специальности ПСИХОЛОГИЯ

ГАЕВОЙ АННЫ ИВАНОВНЫ

Научный руководитель

ПЕТРОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

кандидат психологических наук, доцент

Севастополь

2012

Приложение Б

Примерная схема доклада-презентации

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество

Тема:

Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество

Объект:

Предмет:

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

Методики

1. 2. 3. 4. 5…

Использование математических методов обработки данных:

1.

2.

3.

Аннотация к работе.

Примечание: С описанием системы коррекционных (профилактических, реабилитационных) мероприятий

(что включает в себя разработанная система мероприятий).

Например:Предложена (разработана) программа корпоративного тренинга для персонала организации с целью сплочения трудового коллектива. Тренинг включает в себя 10 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие: мотивационно-потребностной сферы; навыков саморегуляции, комформности, толерантности, эмпатии и др..

В программу тренинговых занятий включены интерактивные методы обучения и развития: ролевые игры, мозговой штурм, психогимнастические упражнения по развитию

сензитивности и рефлексии.

Краткие выводы по работе:

1.

2.

3.

4.

5.

Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников)

Приложение В

Образец оформления оглавления

оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Феномен эмоционального выгорания …………………

1.2. Личностные факторы эмоционального выгорания …..

Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ синдрома эмоционального выгорания у ВРАЧЕЙ

2.1. Диагностика синдрома эмоционального выгорания ..

2.2. Взаимосвязь личностных особенностей и выраженности синдрома эмоционального выгорания …………………

Заключение ………………………………………………..

Список использованных источников ……….

Приложение ………………………………………………..

3

6

10

25

35

44

47

50

Приложение Г

Краткая классификация задач и методов их статистического

решения

Задачи

Условия

Методы

1. Выявление различий в уровне исследуемого признака

а) 2 выборки

испытуемых (несвязанные)

серийный критерий S

Т-критерий Уайта

Q-критерий Розенбаума

Х-критерий Ван-дер-Вардена

φ-критерий (угловое преобразование Фишера)

t-критерий Стьюдента

F-критерий Фишера

6) 3 и больше выборок испытуемых

S-критерий Джонкира;

Н-критерий Крускала-Уоллиса

2. Оценка

сдвига (изменений) значений исследуемого признака

а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых

Z-критерий знаков

G критерий знаков

Т-критерий Вилкоксона

t-критерий Стьюдента

М-критерий Макнамары (для дихотомических шкал)

φ-критерий (угловое преобразование Фишера)

б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых

L критерий тенденций Пейджа

3. Выявление различий в распределении признака

а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим

χ2 -критерий Пирсона

t-критерий Стьюдента

б) при сопоставлении двух эмпирических распределений

χ2-— критерий Пирсона

φ-критерий (угловое пре­образование Фишера)

4. Выявление степени согласованности изменений

а) двух признаков

r-коэффициент корреляции Пирсона

τ-коэффициент корреляции Кендалла

R-бисериальный коэффициент корреляции

ρ-коэффициент ранговой корреляции Спирмена

φ-коэффициент ассоциации Пирсона

Линейная и криволинейная регрессии

б) трех или большего числа признаков

р коэффициент ранговой корреляции Спирмена

г коэффициент корреляции Пирсона

Множественная и частная корреляции

Линейная, криволинейная и множественная регрессия

Факторный и кластерный анализ

5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

а) под влиянием одного фактора

L критерий тенденций Пейджа

Однофакторный дисперсионный анализ

Множественное сравнение независимых выборок

б) под влиянием двух факторов одновременно

Двухфакторный дисперсионный анализ

Рекомендации по выбору математических методов анализа данных

При разработке программы экспериментального исследования необходимо запланировать характеристики сопоставляемых выборок и вид используемого статистического критерия. Решение этой задачи можно осуществить, следуя такому алгоритму:

  1. Определить типы измерительных шкал, сопоставимость единиц измерения.

  2. Определить, являются ли выборки зависимыми (связанными) или независимыми (несвязанными).

  3. Определить однородность – неоднородность выборки.

  4. Оценить объем выборки (выборок) и, зная ограничения каждого критерия по объему, выбрать соответствующий критерий.

  5. Оценить уровень сложности и доступности статистического критерия, наличие соответствующих таблиц.

Работать с таблицей рекомендуется следующим образом:

  1. По первому столбцу таблицы, выбирается задача, стоящая в исследовании.

  2. По второму столбцу таблицы определяются условия реше­ния задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп может быть разбита обследо­ванная выборка.

  3. Выбирается соответствующий статистический метод.

Приложение Д

Образец оформления библиографического списка

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности //Вопросы психологии. 1989, № 1, С.172 – 176.

  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1995, №1, С. 54 – 55.

  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Смысл, 1996. – 496 с.

  4. Величковский Б.М. Автоматизмы памяти //Исследование памяти. М.: Наука, 1990. – 642 с.

  5. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

  6. Семиченко В.А. Психология общения. К.: Магистр-S, 1997. – 152 с.

  7. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учеб­ных заведений по направлению 521000 -«Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с. Доступный с < psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads>

Приложение Е

Контрольные точки исследования (по В. С. Безруковой)

Операции

Дата выполнения

1

Выбор темы

+

2

Первичное ознакомление с научными источниками

+

3

Определение возможностей исследования темы

+

4

Первичное ознакомление с экспериментальной базой

+

5

Корректировка и утверждение темы

+

6

Разработка научного аппарата исследования

+

7

Разработка программы исследования

+

8

Разработка примерного плана написания работы

+

9

Изучение литературы, конспектирование

+

10

Анализ теоретических подходов

+

11

Разработка плана обобщения опыта работы

+

12

Разработка программы эксперимента

+

13

Подготовка экспериментального материала

+

14

Обработка теоретического материала

+

15

Написание теоретических глав работы

+

16

Обсуждение глав с научным руководителем

+

17

Проведение констатирующего эксперимента

+

18

Обработка экспериментального

материала

+

19

Описание эксперимента

+

20

Написание эмпирической главы

+

21

Написание практических рекомендаций

+

22

Подготовка приложения

+

23

Согласование глав

+

24

Разработка заключения

+

25

Составление списка использованных источников

+

26

Обработка и литературная правка всего текста

+

27

Чтение работы научным руководителем

+

28

Доработка по замечаниям

+

29

Предзащита

+

30

Оформление работы

+

31

Представление к защите

+

32

Оформление документов (отзывы, рецензии)

+

33

Подготовка выступления к защите

+

34

Публичная защита работы

+

Этой таблицей можно воспользоваться для более четкой организации и последовательного выполнения дипломной работы. Сроки поэтапного выполнения работы и представления результатов согласовываются с научным руководителем.

Приложение Ж

Заведующему (название кафедры, фамилия, имя, отчество) от студента(ки) __ курса __ группы _____________________________ (фамилия, имя, отчество)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему дипломной работы (название темы) по кафедре (название кафедры).

Дата Подпись

40

2

39

3

38

4

37

5

36

6

35

7

34

8

33

9

32

10

31

11

30

12

29

13

28

14

27

15

26

16

25

17

24

18

23

19

22

20

21