Место дисциплины в структуре ООП 10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра общей психологии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.15 «Экспериментальная психология»

Направление подготовки бакалавров

Психология

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Ижевск 2014


А.В. Фефилов.

Основные требования к уровню подготовки бакалавра по специальности 030300. «Психология».

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

На основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.

Участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования.

Владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека. Предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях…

В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

Диагностическую и коррекционную,

Экспертную,

Учебно-воспитательную,

Научно-исследовательскую,

Культурно-просветительную.

 

Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Экспериментальная психология» является овладение основами основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теории и практики проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов и применению основных методов в психологическом исследовании.

11 стр., 5168 слов

Характеристика компетенций бакалавров – психологов образования

... образование" квалификация "бакалавр" состоит из 7 пунктов: . Область применения . Используемые сокращения . Характеристика направления подготовки . Характеристика профессиональной деятельности бакалавров ... дисциплины как: основы педиатрии и гигиены (всего 108 ч.); экология (всего 72 ч.); безопасность жизнедеятельности (всего 72 ч.); психология ... процесс и овладения знаниями о движущих силах ...

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Теоретический курс «Экспериментальная психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б3.Б.15 Является одним из курсов по методологии организации исследований в психологии и предваряет последующее

прохождение курса «Экспериментальная психология» обеспечивает теоретическую подготовку и работу студента в общих практикумах; является основой для прохождения последующих специализированных практикумов.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: (ОК- 1, 2, 3, 4, 5, 6, ПК- 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 17).

способность и готовность к:

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности (ПК- 12 ).

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: основания выбора методов исследования; основные типы исследований в психологии; подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах; основы содержательного и формального планирования экспериментов; критерии оценивания валидности исследований.

 

Уметь: различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); выделять инварианты исследовательских методов в психологии; различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом; критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования; рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования.

Владеть: системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов; коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований; быть готовым к их самостоятельному выполнению.

 

4. Структура и содержание дисциплины«Экспериментальная психология».

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3зачетные единицы — 108 часов, в т. ч. 54 аудиторных (18 лекционных и 36 лабораторных), 27 (или 54) час. самостоятельных.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семинар Лаборат. Практич Самост. раб.
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.     2 (4) Компьютерный опрос
Методологические вопросы организации психологического исследования.     1 (2) Компьютерный опрос
Классификации исследовательских методов в психологии. Экспериментальный метод и качественные методы в психологических исследованиях.     2 (4) Компьютерный опрос
Выделение иизмерение переменных; психологические шкалы.     2 (4) Компьютерный опрос
Основы планирования психологических экспериментов и классификации экспериментальных схем.     2 (4) Компьютерный опрос
Систематизация экспериментальных исследований в различных областях психологии.     2 (4) Компьютерный опрос
Количественное представление эмпирически установленной зависимости.     2 (4) Компьютерный опрос
Факторный эксперимент.     2 (4) Компьютерный опрос
Корреляционный подход при проверке психологических гипотез.     2 (4) Компьютерный опрос
Квазиэксперименты и исследования, тяготеющие к экспериментальному методу. Специфика валидизации качественных исследований.     2 (4) Компьютерный опрос
Организация психологического исследования и эксперимент как вид практической деятельности.     2 (4) Обсуждение экспериментальных моделей (мысленные эксперименты)
Современные методы обработки данных в психологическом исследовании.     2 (4)  
Мета-аналитические исследования в психологии.     2 (4) Компьютерный опрос
Обобщения и контроль за выводом в психологическом эксперименте и в других типах исследований.     2 (4) Компьютерный опрос
  ИТОГО     27 (54) Экзамен час.

Содержание дисциплины:

 

Наименование раздела. Содержание
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Нормативы научного мышления в психологии. Теории разной степени общности. Верификация и фальсификация теоретических гипотез (в подходе К.Поппера).

Психологические данные, факты закономерности. Реконструкции психологической реальности в разных научных школах. Критерий ограничения теоретизирования в схеме К. Хольцкампа. Операционализация переменных. Эмпирические зависимости и теоретические интерпретации. Психологический эксперимент и естественнонаучный. Номотетический и идеографический подходы.

Методологические вопросы организации психологического исследования. Понятия метода и методики. Типы данных и основания классификации психологических методик. Этапы становления экспериментального метода в психологии. Условия причинного вывода и специфика каузальной гипотезы. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод. Обобщения как цель исследования. Критерий различения пассивно-наблюдающих и активного метода исследования. Управление независимой переменной (НП) и понятие психологического воздействия. Критерии объективности методов психологического исследования.
Классификации исследовательских методов в психологии. Экспериментальный метод и качественные методы в психологических исследованиях. Типы психологических гипотез и виды эмпирических исследований. Классификации методов (старые и новые).

Эксперимент в системе других методов психологического исследования. Наблюдение как метод и методика. Выборочные обследования. Качественные исследования в психологии. Неэкспериментальные типы сбора данных – анализ продуктов деятельности, беседа, опрос, архивный метод. Экспериментальный метод как система нормативов проверки психологических гипотез. Уровни и виды гипотез в эксперименте. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. «Третья» конкурирующая гипотеза. Индуктивные законы в логике планирования эксперимента. Принятие решения об экспериментальном эффекте как результате действия НП. Специфика психологического эксперимента (по сравнению с естественнонаучным).

Выделение и измерение переменных; психологические шкалы. Психологическое измерение как условия выделения переменных. Виды шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных. Первичные и производные шкалы. Психологическое измерение как установление количественных функциональных зависимостей. Психологическое шкалирование и психодиагностика. Психодиагностика как способ выделения переменных.
Основы планирования психологических экспериментов и классификации экспериментальных схем. Формальное и содержательное планирование эксперимента. Мысленный эксперимент и мысленные образцы экспериментов. Валидность как цель экспериментального контроля. Конструктная и операциональная валидность. Гипотетические конструкты. Виды переменных в психологическом эксперименте. Зависимая переменная и исследуемый базисный процесс. Доэкспериментальные планы. Критерий рандомизации и истинные экспериментальные планы. Экспериментальный контроль. Внутренняя валидность, ее компоненты. Основные источники смешений и формы их контроля. Несистематическая изменчивость, величина выборки и надежность данных. Репрезентативность выборки и компонентов методики. Контроль систематических и сопутствующих смешений. Интраиндивидуальные и межгрупповые экспериментальные схемы. Кроссиндивидуальные схемы и репрезентативность устанавливаемых зависимостей. Величина эффекта и уровень значимости. Планы с малым n. Схемы контроля сопутствующих смешений. Внешняя валидность и типы психологических экспериментов. Обобщения и контроль за выводом.
Систематизация экспериментальных исследований в различных областях психологии. Эксперимент в научных целях и практических. Специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии и в психологических школах. Эксперимент в культурно-исторической психологии и в школе К.Левина. Эксперимент в когнитивной психологии и в исследованиях, ориентированных на деятельностный подход.
Количественное представление эмпирически установленной зависимости. Качественный и количественный эксперименты. Прояснение базисных процессов при установлении количественных зависимостей. Виды количественных гипотез в психологии. Статистические решения при установлении экспериментальных эффектов. Формальное планирование как выбор минимального эффекта.
Факторный эксперимент. Факторные схемы и виды взаимодействий. Принцип изолированных условий и субъектные переменные. Планы полные и лоскутные. Многоуровневый эксперимент как факторный. Латинский квадрат. Аналитическое и графическое представление результатов факторных экспериментов.
Корреляционный подход при проверке психологических гипотез. Корреляционный подход как метод исследования и как способ обработки результатов исследования. Вариаты и связи между переменными в корреляционных исследованиях. Виды коэффициентов корреляции. Основные схемы корреляционных исследований в психологии. Ковариация и корреляция как меры связей в экспериментальном и корреляционном исследовании.
Квазиэксперименты и исследования, тяготеющие к экспериментальному методу. Специфика валидизации качественных исследований. Квазиэксперименты. Основные типы квазиэкспериментальных схем. Статистический контроль и контроль «пост фактум». Типы исследований с аналогами НП (кросскультурные исследования, формирующий эксперимент и др.).

Лонгитюдный метод, выделение кривых развития. Контроль за выводом в квазиэкспериментах. Интерсубъективность понимания и валидизация в качественных исследованиях.

Организация психологического исследования и эксперимент как вид практической деятельности. Дискриптивный обзор литературы. Использование электронных баз данных. Определение выборки и ее размера. Этические аспекты исследований. Выбор метода и методик. Исследования с использованием Интернета. Этапы отчета о проведенном исследовании. Мета-анализ в психологии.
Современные методы обработки данных в психологическом исследовании. Структурное моделирование как установление неявных и направленных связей между измеренными переменными. Понятие латентной переменной. Метод перекрестно-отсроченных корреляций. Регрессионный анализ. Эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. Иерархическое моделирование. Анализ лонгитюдных данных.
Мета-аналитические исследования в психологии. Мета-анализ как новое средство интеграции психологических исследований. Отличие от дискурсивного литературного обзора. Два основных подхода к его проведению. Этапы мета-анализа. Размер эффекта и уровень значимости в мета-анализе.
Обобщения и контроль за выводом в психологическом эксперименте и в других типах исследований. Типы эксперимента (естественный, искусственный и лабораторный), широта и направленность обобщений. Статистические выводы, выводы об экспериментальной гипотезе и теоретические обобщения. Обобщения при проверке научных моделей в лабораторном эксперименте. Связь обобщений с оценкой разных видов валидности. Роль дополнительной переменной и типа эксперимента. Обобщения на популяции. Обобщения о виде установленной зависимости. Специфика обобщений на основе квазиэкспериментов, корреляционных исследований, статистических данных.

 

Во всех вышеуказанных разделах и блоках теоретических занятий, как и в лабораторных и практических занятиях, проводимых в т.ч. с использованием новых тестов и аппаратурных методик из лаборатории психофизиологии и экспериментальной психологии ИППСТ УдГУ, у студентов и бакалавров формируются следующие вышеуказанные компетенции.

Методические рекомендации студентам по изучению курса

Формы самостоятельной работы студентов: устные выступления и доклады на практических занятиях, контрольные работы, рефераты и их защиты, помощь в проведении и обработке данных экспериментов.

Преподаватель поощряет любую подготовку студентов к занятиям, особенно устных выступлений и докладов на семинарах, желательно с привлечением новой и более редкой научной литературы. При этом выбор тематики и источников должен соответствовать и текущим темам занятий, и научным и практическим интересам самого учащегося. Но строгих ограничений на тематику и источники не существует. Студентам следует иметь ввиду, что максимальное количество их сообщений и докладов ограничено, особенно если желающих сделать их будет много, а качество некоторых недостаточно высоко! Тогда только в порядке исключение, при наличии времени, может предоставляться возможность дополнительных сообщений.

Методические рекомендации преподавателям по проведению занятий и организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Преподавание учебной дисциплины, как и содержание самой рабочей программы и УМКД, должно прежде всего соответствовать «Общим требованиям к содержанию образования» (Статья 14, глава 2, Закон РФ «Об образовании»), государственным образовательным стандартам примерных образовательных программ, (требованиям по общепрофессиональным дисциплинам).

Принимаются во внимание сборники программ общих и специальных дисциплин, учебники и монографии, написанные авторитетными на данный момент в науке и образовании авторами.

Общей целью преподавания учебной дисциплины является формирование и закрепление знаний специальной терминологии, представлений об основных парадигмах, законах и закономерностях, освоение необходимой части методов науки. В обозначенных пределах автор обеспечивает процесс овладения студентами основами различных подходов и теоретических концепций науки, самостоятельное выделение проблем и формулирование запрос к средствам изучения – формам исследований, диагностическим процедурам, конкретным методикам. Развиваемый подход предполагает овладение студентами конкретными научными методами, в т.ч. планирования и проведения экспериментов с привлечением сложной аппаратуры.

Вместе с тем, для более эффективного процесса обучения и повышения учебной мотивации студентов преподаватель не должен слепо руководствоваться темами, содержанием и продолжительностью занятий и контрольными и тестовыми вопросами, указанных(ми) в учебной программе и УМКД. Ему следует активно учитывать свой опыт преподавания подобных дисциплин, логику изложения материала в новых книгах по предмету. Также он может опираться на свою интуицию, особенно в вопросах налаживания взаимодействия со студентами на лекционных и семинарских занятиях и при оценивании знаний и активности студентов во время выставления оценок.

Для оптимизации самостоятельной работы студентов, прежде всего на первых занятиях, рекомендуется выдавать им хотя бы примерные планы занятий на 2 (4) месяца, со списками основной и дополнительной литературы. Также можно проводить консультации по особенностям чтения научных книг и статей, сообщать о возможности получения некоторой важной и дефицитной литературы у самого преподавателя или в иных доступных местах.

 

Примерная тематика рефератов, самостоятельных работ

1. Понятие причины и закона в психологическом исследовании.

2. Особенности идеографического и номотетического подходов в психологии.

3. Проблема выделения переменных как управляемых факторов в психологическом эксперименте.

4. Особенности пассивно-наблюдающих исследований в психологии.

5. Сравнительный анализ экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований в психологии.

6. Корреляционный подход в различных областях психологических исследований.

7. Психологическое шкалирование как способ выделения переменных и как самостоятельный вид исследования.

8. Проблема репрезентативности испытуемого и репрезентативности выборки.

9. Формы контроля систематических смешений в психологическом эксперименте.

10. Проблема определения величины выборки, охвата вариабельности переменных и уменьшения несистематической изменчивости.

11. Квазиэксперименты с ограничениями в управлении независимой переменной.

12. Квазиэксперименты с интеллектуально-личностными переменными (субъектными); cпецифика форм контроля и обобщений.

13. Конструктная валидность и характеристики «правильной» формулировки экспериментальной гипотезы.

14. Внешняя валидность и виды обобщений за пределами исследовательской ситуации.

15. Позитивистская ориентация бихевиоральных исследований и ее преодоление при реконструкции ненаблюдаемых процессов в психологических школах.

16. Критический рационализм К. Поппера как основа методологии организации научного исследования и развития критического мышления.

17. Специфика лабораторных экспериментов в психологии.

18. Гендер как дополнительная переменная в психологических исследованиях.

19. Коореляционные исследования как основа в психодиагностических разработок и при проверке психологических гипотез о связях.

20. Структурное моделирование как современный подход к обработке данных и как реализация моделирующего подхода при проверке психологических гипотез, предполагающих латентные переменные.

21. Специфика экспериментов в отдельных областях психологии (социальной, психологии труда, психологии личности и т.д.).

 

Вопросы к экзамену по предметудля психологов

1. Гипотезы в исследованиях, целесообразность, их виды, классификации.

2. «Безупречный эксперимент», его виды и практическое значение. Планирование эксперимента, отчет об эксперименте, его формы.

3. Внутренняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внутренней валидности.

4. Внешняя валидность исследования, критерии оценки, факторы, угрожающие внешней валидности.

5. «Корреляционные» планы, исследования «ex — post — facto», их отличия от плана «безупречного эксперимента».

6. «Доэкспериментальные» и «квазиэкспериментальные» планы исследований, их отличия от плана «безупречного эксперимента».

7. Явления «Систематического» и «Несистематического» смешения экспериментальных переменных, примеры их влияния на валидность, способы борьбы с ними.

8. Эффекты «Симметричного» («однородного») и «Несимметричного» («неоднородного») переноса в экспериментах на одной группе испытуемых, примеры их влияния на валидность.

9. Основные схемы позиционного уравнивания переменных в экспериментах на одной группе испытуемых, ограничения их использования.

10. Причины межиндивидуальных различий и внутрииндивидуальных изменений, методы распределения испытуемых в группы (в исследованиях с межгрупповым сравнением).

11. Виды количественного представления и первичной обработки результатов в научных исследованиях и в тестах.

12. Шкалы интервалов, «квазиинтервалов», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения.

13. Шкалы отношений, «квазиотношений», особенности «точки отсчета», их отличия от «слабых» шкал, примеры, области применения.

14. Виды преобразования шкал (количественных переменных), примеры применения в научных исследованиях и в тестах.

15. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-абсолютных и относительно-абсолютных сопоставлениях, области применения, примеры.

16. Экспериментальные гипотезы об абсолютно-относительных и относительно-относительных сопоставлениях, области применения, примеры.

17. Альфа- и бета- уровни, ошибки разного рода при отвержении- неотвержении «Нуль-гипотезы».

18. Экспериментальная психофизика процессов ощущения и восприятия: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

19. Проблемы психофизиологии функциональных и эмоциональных состояний в исследованиях межполушарных отношений: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

20. Проблемы психологии и психофизиологии интеллектуальных процессов в исследованиях с применением тестов на время реакции, анализа ЭЭГ и «Вызванных потенциалов»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

21. Проблемы психологии и психофизиологии «здоровья и спорта» на пересечении изучения функциональных и эмоциональных состояний и анализа ритмов и их фаз: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

22. Проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии в исследованиях особенностей развития интеллекта и структуры способностей, «сцепленных с полом»: Методы и схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

23. Проблемы дифференциальной психогенетики при изучении «сцепленных с полом» наследственных факторов развития интеллекта и способностей: Схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

24. Проблемы этнопсихологии при изучении расовых и социально-культурных различий и факторов развития интеллекта и способностей: Методы и схемы исследований, возможные побочные переменные и способы борьбы с ними.

25. Исследования на пересечении дифференциальной психофизиологии и психологии «межличностных и партнерских отношений»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

26. Исследования на пересечении когнитивной психофизиологии и «психологии истории», «нейроистории»: Методы и схемы исследований, возможные побочные факторы и способы борьбы с ними.

 

Дополнительная литер

11. Айзенк Г.Ю. Супертесты Ай-Кью. М., «Эксмо», 2004, 207 с.

12. Анастази А. Дифференциальная психология. (Индивидуальные и групповые различия в поведении).

М., «Эксмо-Пресс», 2001, 747 с.

13. Аракелов Г.Г., Фефилов А.В. Особенности изменения узкочастотных ЭЭГ- показателей при арифметическом счете у младших школьников. // Психологический журнал, 2003, № 5, с. 81-88.

14. Баранов А.А., Фефилов А.В. Дифференциальная психология личности. Ижевск, Издат. УдГУ, 2002.

15. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб, М., «Питер», 2006, 362 с.

16. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., «Мир», 1988, 248 с.

17. Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. М., Инстит. Общегуманитарн. исследований, 2004, 366 с.

18. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., «Речь». 2000, 440 с.

19. Великие психологи. Составл. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Ростов-н/Дону, «Феникс». 2000, 575 с.

20. Гэймон Д., Брэгдон А. Игры, в которые играет мозг. М.: Издат. «Эксмо», 2005. — 350 с.

21. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

22. Гоклен М. Досье космических влияний. (Характеры и темпераменты).

М., «Крон-Пресс», 1998, 345 с.

23. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. Издат. МГУ. 1989, 206 с.

24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб, «Питер», 2001.

25. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб, М. «Питер», 2005. 411 с.

26. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации. Ижевск, УдГУ, 2002.

27. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

28. Либин А.В. Дифференциальная психология. 2-е изд. М., «Смысл», «Пер Се». 1999, 2000, 534 с.

29. Лэмберг Л. Ритмы тела. М., «Вече», «АСТ». 1998, 412 с.

30. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, НПО «Модэк». 1993, 160 с.

31. Найт К., Батлер А. Мистерия Луны. М., «Эксмо». 2007, 303 с.

32. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

33. Пуанкаре А. О науке (в т.ч.: Наука и гипотеза. Наука и метод).

М., «Наука». 1990, 735 с.

34. Ратанова Т.А. Психофизическое шкалирование и объективные физиологические реакции у взрослых и детей. М., Издат. МПСИ. Воронеж. 2002, 320 с.

35. Русалов В.М. Темперамент. Современная психология. Справочное руководство. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 1999.

36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000г.

37. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Выпуски 1, 2: СМИЛ, МЦВ Люшера. М., 1990.

38. Способности и склонности: комплексные исследования. Под редак. Э.А. Голубевой. М., «Педагогика», 1989.

39. Способности. К 100- лет. со дня рождения Б.М. Теплова. Ред. Э.А. Голубевой. Дубна, Центр «Феникс», 1997, 387 с.

40. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

41. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев.: Издат. «Олимпийская литература», 2001 г. 336 с.

42. Фефилов А.В. Механизмы, лежащие в основе определения силовых и скоростных свойств нервных процессов и структуры умственных способностей. //«Вестник Удмуртского Университета», сер. «Психология и педагогика», Ижевск, УдГУ, 2003-04, с. 127-136.

43. Фефилов А.В. Изменения функционального состояния и эмоционально-мотивационных компонентов отношения к работе в зависимости от фаз биологических ритмов и уровня эмоциональности (на примере инженеров-проектировщиков).

//Вестник Удмуртского Университета, сер. «Психология и педагогика», Ижевск, УдГУ, № 9. 2007, с. 167-176.

44. Цветовой личностный тест. Под ред. В.В. Драгунского, А.Е. Тараса. Минск, «Харвест», 2004, 444 с.

45. Шалвен М.Ж. Мозги, которые нами правят. М., «Рипол», 2004, 431 с.

46. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. (5-е изд.) СПб, «Питер», 2003, 924 с.

Дополнение к УМКД, рабочим программам по дисциплинам экспериментальная психология (в список основной литературы).

 

Таблица 1. Обеспеченность ООП основной учебно-методической литературой.

22.

Наименов. Дисциплины Наименов. учебников, учебно-методических, методических пособий (с 2007- гг.) Кол-во экземпляр. (в библиоте-ке УдГУ) Обеспеченность студентов учебной лит-рой (экз. на студента)
1. Экспериментальная психология. Экспериментальная психология: учебник для вузов …/ В.Н. Дружинин. – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2008. – 318 с. 1 шт .  
2. Экспериментальная психология. Экспериментальная психология: учебник для вузов …/ В.Н. Дружинин. – 2-е издан. – СПб.: Питер, 2007. – 318 с. 21 шт  
3. Экспериментальная психология Основы психологического исследования: учебное пособие для вузов… / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Академия, 2010. – 492 с. 2 шт.  
4. Экспериментальная психология Введение в психофизиологию и экспериментальную психологию: основные парадигмы и методы исследования: учебно-методическое пособие. / А.В. Фефилов, ГОУВПО «УдГУ». – Ижевск, 2009. – 85 с. 5 шт.  
5. Экспериментальная психология Введение в профессиональную консультацию и диагностику: основные парадигмы и методы исследования: учебно-методическое пособие. / А.В. Фефилов, ГОУВПО «УдГУ». – Ижевск, 2009. – 96 с. 5 шт.  
Экспериментальная психология Психологическая диагностика: учебник для психол. специал. Вузов. / Под ред М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2006. – 650 с. 35 экз.  
7. Экспериментальная психология Психологическая диагностика: учебник для психол. специал. Вузов. / Под ред М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – 650 с. 12 экз.  
8. Экспериментальная психология. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / З.Я. Баранова, О.В. Кожевникова, ФГБОУ ВПО «УдГУ». – Ижевск, 2011. – 103 с. 48 шт.  

23.

Периодические издания и их Интернет-ресурсы:

1. Вестник Московского университета (МГУ).

Серия 14. Психология. М., Издат. МГУ.

2. Вестник Удмуртского Университета, сер. «Философия. Психология. Педагогика», Ижевск: Издат. ГОУВПО УдГУ.

3. Психологический журнал РАН. М., Издат. РАН.

4. Вопросы психологии РАО. М.

5. Мир психологии. М.

6. Русский Репортер. Еженедельный журнал. М., до 96 (120) с.

7. Мир ПК. Ежемесячный журнал. М., до 96 с. + DVD.

8. Chip Россия. Ежемесячный журнал информацион. технологий, в т.ч. спецвыпуски. М., до 146 (98) с. + DVD.

9. Computer Bild (Россия).

Еженедельный журнал, в т.ч. спецвыпуски. М., до 96 с. + DVD.

http://www.voppsy.ru/

http://voppsy.ru — журнал «Вопросы психологии»

— «Психологический журнал»

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/ — «Вестник Московского университета», Серия 14. Психология

http://window.edu.ru/window/library

(Институт практической психологии ИМАТОН)

http://www.psychology.ru/whoswho — Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) и другие образоват. Ресурсы, свободное и лицензионное программное обеспечение:

http://lib.udsu.ru УдГУ библиотека

http://e.lanbook.com «Лань» (Ланбук) библиотека

http://ibooks.ru «Айбукс» библиотека

http://www.twirpx.com «Твирпикс» библиотека

http://univertv.ru «Универтиви» библиотека

http://edu-lider.ru универсальная библиотека образовательных ресурсов и информационных технологий

библиотека

http://www/i-u.ru Библиотека Интернет-университета

сайт экспериментальных и виртуальных исследований

http://udsu.adobeconnect.com — система дистанционного образования и Интернет-конференций (в т.ч. платная Adobe-connect)

http://elibrary.ru/

Таблица. Примеры изданий и электронных ресурсов с возможностью свободного доступа (для всех студентов, магистрантов, аспирантов УдГУ) к фондам учебно-методической, научной и научно-популярной литературы.

Наименов. дисциплины Ссылка на информацион. Ресурс Наименов. разработки (учебников, учебно-методических, методических пособий) в электрон. форме (с 2007-08 гг.)  
Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Экспериментальная психология. / Т.В. Корнилова. – 2-е издан. – «Юрайт», 2012. – 640 с.  
2. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Дифференциальная психология: учебное пособие. / С.К. Нартова-Бочавер. – 3-е издан. – «Флинта», 2008. – 280 с.  
3. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Психология познавательных процессов. / Л.П. Баданина. – 2-е издан. – «Флинта», 2012. – 240 с.  
4. психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии. / Л.П. Баданина. – «Флинта», 2012.  
5. Психофизиология, дифференциальная психология. http:// e.lanbook.com/ Анатомия и возрастная физиология. / А.О. Дробинская. – «Юрайт», 2012. – 527 с.  
    http://ibooks.ru/    
    http://lib.udsu.ru    

 

Доступ к электронно-библиотечным системам «Лань» (Ланбук) и «Айбукс» осуществляется после первой регистрации в системе (только с IP- адреса УдГУ) с помощью личного кабинета, интернет-сети (компьютера или смартфона) с любого IP- адреса. Подтверждения статуса преподавателя, иного работника, студента или аспиранта УдГУ с помощью документов не требуется. Через полгода требуется продление или перерегистрация.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программы SPSS, Excel, Statistika, (EQS).