Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики по 2

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «История психологии»

для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 12

ТЕМА: «Возникновение и развитие советской психологии. Психология в России постсоветского периода»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

Составитель:

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

Красноярск

2011

1. Занятие № 12

Тема: «Возникновение и развитие советской психологии. Психология в России постсоветского периода».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы).

  • Учебное – формирование представлений о возникновении и развитии советской психологии; психологии в России постсоветского периода, понимания специфичности и уникальности исторического психологического знания для решения профессиональных проблем.
  • Профессиональное — знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
  • Личностное — формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о возникновении и развитии советской психологии; психологии в России постсоветского периода, знать прикладные области психологии, уметь различать подходы к пониманию психологических школ.

13 стр., 6104 слов

Проблемы самоиндификации подростков в субкультурах постсоветского ...

... работы является определение: 1.закономерностей образования и развития молодежных субкультур постсоветского периода; 2.причин объединения подростков в группу; .социальной структуры, символики, норм ... сущностных особенностей субкультур, определение субкультур, получивших распространение в современной России. Феномен «субкультура» рассмотрен с точки зрения современных психологический концепций. ...

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос):

— Состояние психологии в 20-е — 30-е гг.

— Развитие естественно-научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.

— Исследования в области методологии и теории.

— Система культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

— Деятельность как психологическая проблема.

— Становление психологической концепции С.Л. Рубинштейна.

— Грузинская школа психологии установки. Д.Н. Узнадзе.

— Психология в годы Великой отечественной войны и в период с 1945 по 1950 г.г.

5.2. Основные понятия и положения темы

Дифференциальная психология Интеллигенция Педология

Поведенчество Профессиография Психоанализ

Психотехника Реактология Рефлексология Соотносительная деятельность

Развитие советской психотехники

Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е гг. в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определять ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное научно-практическое движение, включившее в себя, наряду со специалистами-психологами, как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.

Формирование и быстрое развитие психотехники, шедшее в унисон с охватившим в 20-е гг. страну движением за научную организацию труда (так называемое НОТовское движение), объяснялось не только насущной необходимостью решения задач повышения производительности труда, роста темпов производственного строительства, но имело и определенные социальные предпосылки. Очевидно, что государство диктатуры пролетариата, каким изначально являлась послереволюционная Россия, не могло не уделять серьезного внимания проблемам руководства, управления человеческими ресурсами, различным формам воздействия на человека, включая и психологическое воздействие. Известно, как глубоко был знаком В.И. Ленин с приемами и методами рационализации труда Р. Тейлора, многократно подчеркивая необходимость использования опыта капиталистической науки для нужд социалистического строительства и совершенствования государственного управления страной. К вопросам НОТ обращались в своих работах известные государственные и партийные деятели — Л.Д. Троцкий, Г.М. Кржижановский, М.В. Фрунзе, Н.А. Семашко, А.Д. Цурюпа, Е.М. Ярославский, Н.К. Крупская и др. С начала 20-х гг. в России возникают многочисленные научные учреждения по изучению производства (Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве, Казанский институт НОТ, Всеукраинский институт труда в Харькове, Центральная лаборатория труда в Институте мозга и психической деятельности в Петрограде и др.).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое ... диалектическими переходами от чувственных к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним из основ­ных внутренних ...

В 1923 г. создается общественная организация Лига «Время», ставящая задачей развитие и пропаганду идей НОТ. Ее руководители — П.М. Керженцев, И.Н. Шпильрейн, А.К. Гостев, В.Э. Мейерхольд; почетные председатели — Ленин и Троцкий.

Большое влияние на становление российского психотехнического движения оказал опыт зарубежной психотехники, которая бурно развивается в начале XX в. в Европе и Америке, и прежде всего работы Г. Мюнстерберга, В. Штерна и др. С достижениями зарубежной психотехники знакомится И.Н. Шпильрейн в период своего обучения за рубежом (см. дополнительный материал 13.1).

Вернувшись в 20-е гг. в Россию, он начинает реализовывать здесь основные идеи психотехники. В частности, апеллируя к зарубежному опыту, где оправдало себя взаимодействие производственников, медиков и психологов в решении совместных задач развития производства, повышения качества труда и квалификации работников, Шпильрейн рассматривал прикладную психологию как составную часть НОТ. Поэтому первая психотехническая лаборатория создается им в 1922 г. на базе ЦИТ.

В 1923 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского государственного института охраны труда. Одновременно он создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике. Двадцатые годы становятся временем активной психотехнической практики. Объектами ее выступают: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д. По сути, речь шла о широкой программе участия психологов в социалистическом строительстве, в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях обобществленного экономического механизма.

Огромный размах психотехнического движения требовал, в свою очередь, создания единого координирующего органа, который и был организован в 1927 г. — Всероссийское (а позднее Всесоюзное) общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОПиПП).

В 1934 г. оно насчитывало уже более 900 членов. Председателем его был избран И.Н. Шпильрейн. Он становится и главным редактором учрежденного Обществом журнала «Советская психотехника» (первоначальное название — «Психофизиология труда и психотехника»), который выходил с 1928 по 1934 гг. Отделения ВОПиПП создаются в Москве, Ленинграде, Свердловске, Перми, Н. Новгороде, Саратове, а также на Украине и в Средней Азии. Сформировалась сеть профконсультационных служб, психотехнических и психофизиологических лабораторий на транспорте, производстве, в армии. Психотехническое движение собрало вокруг себя многих талантливых и инициативных исследователей-психологов, таких как С.Г. Геллерштейн, А.М. Мандрыка, Н.Д. Левитов, М.Ю. Сыркин, Д.И. Рейтынбарг, А.И. Колодная, К.К. Платонов, К.Х. Кекчеев, Н.А. Рыбников, В. Коган, А.А. Толчинский, А.И. Розенблюм и многие другие.

3 стр., 1172 слов

Психология 25

... Свойства, выражающие отношение к обществу и отдельным людям. Свойства, выражающие отношение к труду. Свойства, выражающие отношение человека к себе. Свойства, выражающие отношение к вещам. ... Способности Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в ...

В концентрированном виде оценка достижений и научных результатов, полученных в данной области, представлена в следующем суждении одного из участников психотехнического движения: «Советская психотехника, насчитывающая десяток лет существования, имеет за собой ряд достижений. Сравнительно за короткое время мы имеем большой охват сетью научно-исследовательских и научно-практических учреждений в промышленности, транспорте и Красной Армии. Советскими психотехниками был поставлен и разработан целый ряд вопросов, отражающих нужды советской промышленности. Так, например, область профессиографии, почти не разрабатываемая буржуазными учеными, рядом наших психотехников далеко продвинута вперед как в отношении методов этой работы, так и в отношении содержания ее… Эта профессиографическая работа позволила усовершенствовать метод профотбора… В вопросах изучения утомления в некоторых работах правильно был выпячен социальный момент его и важность изучения утомления именно с учетом этого обстоятельства. Советскими психотехниками проделан ряд интересных рационализаторских работ по рабочей мебели и т.д., имеются достижения и в области рационализации и изучения советского конвейера, в области рационализации режимов труда и т.д.» (Рахмель Э.А., 1931. С. 173).

Показателем роста авторитета советской психотехники в стране и за рубежом являлись и факты участия делегации советских ученых во всех международных психотехнических мероприятиях, а также то исключительное право, которое было получено нашим психотехническим сообществом на подготовку и проведение в СССР в 1931 г. очередной Международной научной конференции по проблемам психотехники, ставшей первым международным научным форумом, проведенным на территории нашей страны в послереволюционный период. В собственно научном отношении представляет интерес и та разнообразная фактология, которая была получена в ходе психотехнических разработок, и апробированные в них методы, а также те теоретические обобщения, которые возникали на этой основе.

Оценивая вклад психотехники в развитие психологической науки, необходимо отметить ряд моментов.

1. Серьезное внимание и глубокий интерес психотехников к проблемам дифференциальной психологии. Опираясь на концепцию персонализма В. Штерна, они стремились ответить на глубинные вопросы, возникающие при изучении человека: «…какие… признаки могут быть признаками классово-обусловленными, какие критерии существуют для того, чтобы считать различие устойчивым признаком или нет, случайно явившимся или проявлением типа, какие критерии имеются для того, чтобы считать уклонение от нормы действительно установленным, какие критерии для того, чтобы считать явление повторяющимся, чтобы считать его закономерным, чтобы считать его зависящим от того, а не от другого факта» (Шпильрейн И.Н., 1930. С. 95).

Обращение к дифференциально-психологической теории, с одной стороны, являлось важным для психотехники, работавшей с реальными людьми в естественных условиях их жизнедеятельности, с другой стороны, тем самым вносился определенный вклад в изучение конкретного человека в его своеобразии и во взаимодействии с разнообразными, определяющими его деятельность, условиями среды, в накопление огромного фактологического материала по проблеме индивидуальных различий. Его осмысление и анализ, к сожалению, исторически оказался существенно отсрочен и является уже результатом научных исследований последних десятилетий (История советской психологии труда, 1983; Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психол. журн. 1990. Т.11. №2. С. 111-133; Котелова Ю.В.,1986; Носкова О.Г., 1997).

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации ...

... В середине 20-х годов в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. ... о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида ...

Позитивным являлось также стремление изучить реального человека как активного деятеля, вносившее новую стратегию в саму процедуру и направленность психологического исследования. И в этом отношении Шпильрейн и его сотрудники, по сути, развивали идеи А.Ф. Лазурского о естественном эксперименте, но объект у них был еще более сложный — взрослый человек, профессионал, осуществляющий ту или иную производственную деятельность.

Сам Шпильрейн так определял влияние психотехники на психологию в целом: «Заставляя работников теоретической психологии следовать за своими успехами, психотехника тем самым разрушает старую психологическую лабораторию, изучавшую отвлеченного, отделенного от общества человека, ведя ее работников к постановке и решению теоретических вопросов, тесно связанных с конкретизацией психологии как науки, стоящей на грани естествознания и обществоведения» (Шпильрейн И.Н. Предисловие // Руководство по психотехническому профессиональному подбору / Под ред. И.Н. Шпильрейна и др. М.;Л., 1929. С. IV, С. IV).

2. В научном отношении по-новому и фактически впервые рассматривались И.Н. Шпильрейном такие сложные интегральные характеристики человека, проявляемые им в процессе освоения и осуществления трудовой деятельности, как профессиональное мастерство, профессиональные способности и т.д. Разработан и специфический метод изучения психологических механизмов овладения человеком профессией — метод «искусственной деавтоматизации» сложившихся у человека автоматизированных структур регуляции действий. Оригинальную трактовку в трудах советских психотехников получил и метод психологического анализа профессий. Накапливаемые в конкретных исследованиях данные, раскрывающие обусловленность профессиональных особенностей психики характером целей и задач трудовых действий, их содержанием, спецификой обстановки труда, подготавливали почву для возникновения деятельностного подхода в советской психологии.

3. Представляется интересной и приобретающей в настоящее время актуальное звучание реализованная в работах психотехников непосредственная практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием их истинности выступала практика в ее высшей форме — научных предсказаний и конструктивных, целенаправленных изменений изучаемого объекта (Шпильрейн И.Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 4-6. С. 245-246).

Являющаяся новаторской для своего времени и решительно порывающая с антипрагматической традицией российской научной мысли и менталитета в целом (см. дополнительный материал 13.2), указанная методологическая стратегия направляла усилия ученого на полезный результат и в нем видела критерии и эталоны истинности научных поисков. И хотя полезность и истинность — не однопорядковые явления, но при учете таких характеристик, как целенаправленность изменений объекта, соотношение планируемого и осуществленного (реализованного) изменения, прогноз результатов воздействия и т.д., данный критерий получает необходимые основания для обретения статуса научности. К сожалению, глубокие теоретические поиски в этой области после запрещения психотехники не проводились. Некоторые же исследователи, признавая на словах важность практики как критерия науки, «де факто» в качестве и исходной, и конечной инстанций и критериальных признаков со временем начинают использовать прежде всего соответствие теоретических основ и результатов, полученных в ходе исследования, господствующей методологической парадигме. У этих психологов происходил как бы сдвиг критерия «вверх» при явном умалении и недооценки роли и значения практической ориентированности научного результата.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...

4. С этим же связана и еще одна важная идея, развиваемая психотехниками — об относительной независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Не бесспорная в теоретическом смысле и имеющая позитивистский оттенок, эта идея тем не менее открывала некоторый простор для развития поисковых исследований и обоснования взаимодействия советской психологии с зарубежными научными психологическими школами и направлениями. На примере психотехники Шпильрейн доказывал идейную «нейтральность» науки, называл психотехнику «винтовкой», которая одинаково хорошо может служить и белым, и красным. И эта идея ученого (пересмотренная им самим в конце 20-х гг.) сейчас вновь обретает особую актуальность.

Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.

Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л.С. Выготский в 30-е гг. отмечал, что психотехническая практика «пробила брешь» в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии» (26, с.393)

Развитие советской педологии

Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. Возникновение педологии в конце Х1Х в. связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, В. Прейера, Д. Болдуина и др.

В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. Поварнина, В.П. Кащенко и др. (2; 17; 59).

В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекало требование глубокого изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов как отправных моментов развития, применение гуманистических принципов заботы о ребенке и индивидуального подхода к нему в выборе средств и методов воздействия (А.А. Никольская, В.В. Большакова, В.В. Аншакова и др.).

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... биологическое развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. ... умений и навыков. Какой из нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон изменчивости чувствительности анализаторов; B) непосредственная ...

После Октябрьской революции педология обретает благоприятную почву для развития: новое общество поставило задачу — сформировать нового человека. Об этом неоднократно заявляли Л.Д. Троцкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие идеологи государства. Так, Троцкий указывал, что, сформирование нового «улучшенного издания человека» составляет важнейшую задачу социалистического общества.

Особенно острое звучание вопрос о воспитании нового типа личности, человека-строителя социализма, приобретает в конце 20-х гг., когда в политической сфере на повестку дня выносится проблема «кто кого».

Страна стояла перед выбором: либо дальнейшее движение по пути развития рыночных отношений, усиления кооперативного движения, альтернативности и плюрализма в сфере культуры, науки и образования, либо возврат к политике жесткой регламентации всех аспектов жизнедеятельности общества.

Одновременно это была борьба за человека: или признание его личностных и гражданских прав и свобод, или полное подчинение его интересам классовой борьбы и на этой основе — формирование психологии «нового человека» как «винтика», части единого механизма государственной машины. Постепенно верх берет антидемократическая тенденция. И в этих условиях на педологию возлагались задачи воспитания этого «нового человека». Она была призвана разработать научно обоснованные методы формирования, обучения и воспитания ребенка.

Среди авторитетных ученых, откликнувшихся на призыв государства, были: П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.С. Моложавый, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др. Возникает сеть педологических центров и учреждений; в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающиеся изучением ребенка. Таким образом, педология приобретает характер комплексного знания о человеке. О размахе педологического движения свидетельствовал I-й съезд по педологии, состоявшийся в конце 1927 — начале 1928 г. в Москве. В работе съезда приняло участие около трех тысяч человек из разных регионов страны; было представлено около 350 докладов, работало 7 секций. Съезд принял решение о создании Педологического Общества и специального журнала «Педология». На внимание к проблемам педологии со стороны государства указывало присутствие на съезде известных политических и общественных деятелей Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Н.А. Семашко, Н.К. Крупской. В их выступлениях был четко сформулирован социальный заказ педологии: «…процесс производства нового человека наравне с производством нового оборудования…»(53, с.9).

25 стр., 12363 слов

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

... дошкольный коррекционный игра Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста 1.1 Общее представление о памяти Память является важнейшей характеристикой психической жизни человека, она обеспечивает единство и ... незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом. Джон Локк В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным, почти загадочным. Реб ...

Попытки определения предмета и методов, выделения научных постулатов педологии пронизывают всю недолгую историю ее существования и представлены прежде всего в трудах ее главных теоретиков. Именно это складывающееся новое понимание ребенка и условий его развития составляет главную ценность педологического наследия. Какова же педологическая интерпретация психического мира ребенка? Прежде всего, это признание биосоциальной природы ребенка. Социальное (среда) и биологическое (наследственность) рассматривались как неразрывно связанные, подчеркивалась невозможность как их противопоставления, так и чисто механической внешней связи. Среда оценивалась как условие социально-биологической эволюции ребенка. А отсюда вытекало требование всестороннего его изучения на разных онтогенетических стадиях, анализа закономерностей и тенденций развития, выявления внутренних его предпосылок (склонностей, способностей, мотивов, интересов) и особенностей среды обитания. Это стало основой понимания педологии как синтетической научной дисциплины, призванной дать целостное знание о ребенке. Блонский отмечал, что педология должна пониматься как наука о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды (13, с.9).

Глубокое знание личности ребенка, законов ее развития и воспитания рассматривалось в качестве основания эффективного педагогического процесса, включающего не только познание ребенка, но и его целенаправленное изменение. Разрабатывались и использовались разнообразные приемы и средства исследования детей, их диагностики: опросники, интервью, тесты. Объектом изучения и воздействия выступали как трудные дети, так и одаренные, талантливые. Тем самым практически отрабатывался принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе его обучения и воспитания. Среди педологов имелись расхождения в понимании соотношения роли биологических и социальных факторов, сознательного и бессознательного, среды и воспитания.

В теоретическом смысле педологическое движение не было однородным, в нем было представлено несколько направлений:.

последователи психоаналитического учения (И.Д. Ермаков);

рефлексологически ориентированные педологи (И.А. Арямов, К.И. Поварнин, А.А. Дернова-Ярмоленко);

сторонники биогенетического подхода (П.П. Блонский);

сторонники социогенетического подхода (А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, А.С. Залужный и др.).

Автор биогенетической концепции П.П. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества.

Несмотря на спорность отдельных аспектов этого подхода, благодаря ему в психологии утверждалась идея развития, ставшая одним из методологических оснований не только педологии, но и всей современной психологической науки. Генетический принцип в исследовании ребенка развивался также в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского и др. Благодаря же социогенетическому подходу, возглавляемому А.Б. Залкиндом, методология психологии обогащалась не менее конструктивной идеей об обусловленности внутреннего психического мира человека внешними, социальными факторами.

В силу ряда причин, и в первую очередь под влиянием идеологического давления, границы применимости второго подхода все больше расширялись. Это привело на определенном этапе развития советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблемы задатков и способностей, одаренности, индивидуально-психологических различий и проблемы индивидуальности в психологии в целом, роли бессознательного, а также умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждению примата коллективного над индивидуальным. И хотя лидеры педологического движения П.П. Блонский, Н.К. Крупская и др. выступали за углубленное изучение индивидуальных наследственных предпосылок развития ребенка, большинство исследователей в 30-е гг. уже не рисковало включаться в разработку этих «идеологически опасных» тем. Например, в ходе организованной в 1932 г. в Обществе педагогов-марксистов дискуссии по педологии, Н.К. Крупская подчеркивала: «Как-то неприлично даже считается говорить о наследственности. А между тем, отрицать наследственность — значить говорить против здравого смысла… Мы должны научиться подходить к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, являющиеся результатом наследственности и тех условий, в которых ребенок рос. Это не противоречит коллективности — коллектив не обезличка» (46, с.40).

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

Указывала Крупская и на позитивное значение некоторых идей Фрейда: «Вопрос о переводе подсознательных импульсов поведения человека в сознательные — очень важен с педагогической точки зрения» (46, с.41).

Тем не менее к этому времени уже был закрыт Психоаналитический институт (директор — И.Д.Ермаков), сворачивается индивидуально-психологическая тематика в ряде центров, начинаются гонения на генетиков и т.д. Тем самым рядовые педагоги и педологи «воспитывались» на примерах того, что может быть с каждым, кто будет заниматься «буржуазными», «лженаучными» проблемами.

Таким образом, в результате проведения в 20-е гг. широкомасштабных прикладных исследований, психология в нашей стране, во-первых, накопила значительную новую научную фактологию, необходимую для построения системы психологической науки; во-вторых, обрела чрезвычайно полезный опыт взаимодействия с практикой. Укрепление фактологического базиса психологии вновь остро поставило вопрос о важности теоретико-методологических оснований ее развития.

5.3. Итоговый контроль знаний:

— решение тестовых заданий по теме.

1)Чем обусловлен тот факт, что молодое советское правительство до поры до времени терпело критику интеллигенцией методов управления в государстве и не предпринимало репрессивных мер:

1. необходимостью сохранять перед мировой общественностью видимость сотрудничества с представителями разных слоев российского общества (в том числе и учеными) в деле строительства государства рабочих и крестьян

2. нацеленностью всех усилий революционного правительства на решение первоочередной задачи — удержание власти

3. желанием привлечь научную интеллигенцию к работе по строительству молодого государства

4. личным знакомством политических руководителей советского государства со многими учеными

2)Одними из первых психологов, выступивших за перестройку методологии психологии на основах марксизма были:

1. П.П. Блонский

2. В.М. Бехтерев

3. А.П. Нечаев

4. К.Н. Корнилов

3)В каком году было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) ‘О педологических извращениях в системе Наркомпросов’:

1. 1929

2. 1931

3. 1936

4. 1938

4)Автор какой монографии был удостоен Государственной премии:

1. С.Л. Рубинштейн — ‘Основы общей психологии’

2. П.П. Блонский — ‘Педологию’

3. Л.С. Выготский — ‘Основы педологии’

4. В.М. Бехтерев — ‘Коллективная рефлексология’

5)Какая из дискуссий проходила раньше:

1. реактологическая

2. рефлексологическая

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

Какие два этапа отношений между государством и интеллигенцией в первые послереволюционные годы можно выделить?

Чем было обусловлено возрастание интереса к психологии в первые послереволюционные годы?

Как понимался предмет педологии?

Перечислите основные методологические установки поведенчества.

В чем состояла, по мнению В.М. Бехтерева, суть комплексного подхода к изучению психики человека?

В чем проблематика и основное содержание методологических дискуссий 20-30-х гг. в отечественной психологии — реактологической и рефлексологической?

Как понимал предмет психологии В.М. Бехтерев?

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Зарубежная деятельность психологов, насильно высланных из Советской России.

Основные этапы в развитии отечественной психотехники и психотехнического движения и их характеристика.

Основные этапы в развитии отечественной педологии и педологического движения и их характеристика.

Поведенчество и формы его реализации в советской послереволюционной психологии.

Пропаганда марксистской методологии и ее внедрение в психологические исследования.

Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.

Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.

Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии.

Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

  1. Ананьев Б.Г О современном состоянии психологической науки в СССР // Советская педагогика. М., 1941. №5. С. 106-117.
  2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
  3. Баммель Г. Философский метод Ленина и некоторые черты современного ревизионизма // Воинствующий материализм. М., 1924. Кн.1. С. 226-261.
  4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1926.
  5. Басов М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Рукопись (Личный фонд М.Я. Басова, Научн. Архив ИП РАН).
  6. Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е изд. М.; Л., 1928-1930.
  7. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.; Пг., 1921.
  8. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М.;Л., 1928.
  9. Бехтерев В.М. Основные задачи рефлексологии труда. Пг., 1919.
  10. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911.
  11. Блонский П.П. Избр. пед. произ. М., 1961.
  12. Блонский П.П. Избр. психол. произв. М., 1964.
  13. Блонский П.П. Материалы дискуссии по педологии… // На путях к новой школе. 1932. № 6. С. 33-54.
  14. Блонский П.П. Педология. М., 1934.
  15. Блонский П.П. Реформа науки. М., 1920.
  16. Богданчиков С.А. История проблемы «психология и марксизм». (Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов) // Автореф. дис… канд. псих. наук. М., 1993.
  17. Большакова В.В. Экспериментальное изучение психологии школьников в трудах А.П. Нечаева // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. С. 189-199.
  18. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.
  19. Брушлинский А.В. Субьект: мышление, учение, воображение (Сер. «Психологи Отечества»).

    М.; Воронеж, 1996.

  20. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  21. Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М., 1922.
  22. Быховский Б. Метапсихология Фрейда. Минск, 1926.
  23. Вульф М.В. К психоанализу кокетства // Современная психоневрология. 1925. № 3-4. С. 33-43.
  24. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С. 291-436.
  25. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3. С. 5-328.
  26. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М.; Л., 1925.
  27. Выготский Л.С.Основы педологии. Л., 1934.
  28. Гурьянов Е.С., Смирнов И.А., Соколов М.В., Шеварев П.А. Шкала Бине — Термена для измерения умственного развития детей // Работник просвещения. 1930.
  29. Давыдова М.И. Иван Дмитриевич Ермаков // Психол. журн. 1989. Т.10. № 2. С. 156-159.
  30. Дискуссия по докладу В. Рейха // Естествознание и марксизм. 1929. № 4. С. 108-125.
  31. Ермаков И.Д. Очерки анализа творчества Н.В. Гоголя. М.; Пг., 1923.
  32. За нового человека // Просвещение Сибири. 1928. №3.
  33. Залкинд А. Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924. № 4.
  34. Залкинд А.Очерки культуры революционного времени. М., 1924.
  35. Залкинд А.Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926.
  36. Запорожец А.В. Умственное развитие и психологические особенности сиротских // Педология. 1930. № 2. С. 222-235.
  37. История советской психологии труда: Тексты (20-30-е годы ХХ в.).

    М., 1983.

  38. Итоги дискуссии по реактологической психологии // Психология. 1931. Т.4.
  39. Каиров И.А. О научно-исследовательской работе по педагогическим наукам // Советская педагогика. М., 1941. № 7-8. С. 33-40.
  40. Колбановский В.Н. Так называемая психотехника // Известия, 1936, 23 октября.
  41. Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психол. журн. 1990. Т.11. №2. С. 111-133.
  42. Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. 1923. №1.
  43. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («Реактология»).

    М., 1923.

  44. Корнилов К.Н.Современное состояние психологии в СССР // Под знаменем марксизма. 1927.№ 10-11.
  45. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.,1986.
  46. Крупская Н.К. Материалы дискуссии по педологии // На путях к новой школе. 1932. № 6. С. 33-54.
  47. Курек Н.С. О причинах и следствиях запрета педологии и психотехники в СССР. М., 1996.
  48. Левентуев П. Политические извращения в педологии // Педология. 1931. № 3. С. 63-67.
  49. Лейбин В. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. 1991. №1. С. 32-55.
  50. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Под знаменем марксизма. № 3. С. 5-12 (ПСС, Т. 45).
  51. Логинова Н.А. Об институте мозга В.М. Бехтерева (к 75-летию со дня основания) // Психол. журн. 1993. № 5. С. 110-119.
  52. Ломов Б.Ф., Кольцова В.А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной деятельности В.М. Бехтерева // Бехтерев В.М. Объективная психология (Памятники психологической мысли).

    М., 1991. С. 424-444.

  53. Луначарский А.В. Из речей Н.К. Крупской, Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Н.А. Семашко на 1 педологическом съезде // На путях к новой школе. 1928. № 1. С. 9-14.
  54. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии // З. Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994. С. 168-194.
  55. Минин С.К. Философию за борт // Под знаменем марксизма. 1922. № 5.
  56. Муковнин А. Итоги смотра педологии и психологии в Академии Комвоспитания им. Крупской // Педология. 1931. № 4. С. 79-89.
  57. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.
  58. На путях к новой школе // Материалы дискуссии. 1932. № 6. С. 33-54.
  59. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, 1996.
  60. Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917-1957 гг.: Учебное. пособие. М.: МГУ, 1997.
  61. О педологических извращениях в системе Наркомпросов // КПСС в резолюциях и решениях сьездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т.6. С. 364-367.
  62. Перепель И.А. Опыт применения психоанализа к изучению детской дефективности . Л., 1925.
  63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996. Т.1.
  64. Рахмель Э.А. К итогам 1 Всесоюзного съезда по психотехнике и психофизиологии труда // Психология. 1931. Т.5. Вып. 2.
  65. Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. СПб., 1994. Вып.2. С. 317.
  66. Рефлексология или психология // Материалы дискуссии, проведенной методологической секцией Общества рефлексологии, неврологии, гипнотизма и биофизики с 4 мая по 10 июня 1929. Л., 1929. Сб.1.
  67. Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  68. Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок: Очерки по педологии крестьянского ребенка // Работник просвещения. 1930.
  69. Рыжов В. Психоанализ как система воспитания // Путь просвещения. 1922. № 6.
  70. Смирнов Д.А. Общая педология. Днепропетровск, 1927.
  71. Соловьев В.К. Годичный опыт и испытание общей одаренности узбеков и методический анализ серии ВСУ РККА // Психотехника и психофизиология труда. 1929. № 2-3. С. 30-55.
  72. Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма // Пролетарская революция. 1931. № 6. С. 3-12.
  73. Степанова Е.И. В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. С. 102-116.
  74. Сыркин М.Ю. Устойчивость социальных различий в показаниях тестов одаренности // Психотехника и психофизиология труда. 1929. № 1.
  75. Таланкин А. О повороте на психологическом фронте. М.; Л., 1931.
  76. Таланкин А. Против меньшевинствующего идеализма в психологии // Психология. 1932. № 1-2. С. 3-37.
  77. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.
  78. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма // Психология и марксизм. М., 1925. С. 113-159.
  79. Халецкий А.М. Психоанализ личности и творчества Т. Шевченко // Современная психоневрология. 1926. № 3.
  80. Шардаков М.М. Проблематика диссертаций // Советская педагогика. М., 1941. № 10. С. 78-82.
  81. Шемякин Ф., Гершонович Л. Как Троцкий и Каутский ревизуют марксизм в вопросах психологии // Психология. 1932. № 1-2.
  82. Шпильрейн И.Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 4-6. С. 245-246.
  83. Шпильрейн И.Н. Предисловие // Руководство по психотехническому професиональному подбору / Под ред. И.Н. Шпильрейна и др. М.;Л., 1929. С. IV.
  84. Шпильрейн И.Н. Психотехника в реконструктивный период: Стенограмма доклада в Комакадемии 2 дек. 1929 г. М., 1930.
  85. Шпильрейн И.Н., Рейтынбарг Д.И., Нецкий Г.О. Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца Московского гарнизона. М.; Л., 1928.
  86. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. СПб, 1993, 1994.
  87. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
  88. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь (Сер. «Психологи Отечества»), М.; Воронеж, 1996.
  89. Ярошевский М.Г. Павлов и американский бихевиоризм // Психол. журн. 1995. Т.16. № 6. С. 130-134.
  90. Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода // Психол. журн. 1992. Т. 13. С. 137-151.