Организационно-методический раздел. Программа по курсу «Психодиагностика»

С.Г. Максимова

Программа по курсу «Психодиагностика»

  1. Организационно-методический раздел

Пояснительная записка (цель курса, задачи курса, требования к уровню освоения содержания курса)

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.).

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы.

1. Психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений – от детских садов и школ до интернатов разного типа. Это определение готовности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

2. Проведение диагностики является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая ведется в пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или должность, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

6 стр., 2725 слов

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

... и сможет ответить мне тем же.   Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов Ощущения: В связи со спортивной деятельностью ... абсолютно соответствуют моему поведению в быту или на работе. Например, когда приходит моя очередь прибирать в комнате, ... где на даныный момент являюсь студентом 2 курса.   2.Психологические особенности личности: Спокойный, уверенный в себе ,имею свои ...

3. Результаты психодиагностических испытаний используются в клинико-консультационной и психотерапевтической работе. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т. д.), а также выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

Психологическая диагностика – современная, быстро развивающаяся, нужная обществу научная дисциплина и область практики. Данный учебный курс представляет собой достаточно систематичное изложение основных проблем психодиагностики.

2. Учебная программа состоит из двух тесно взаимосвязанных частей.

В первой из них излагаются теоретические и научно-методические основы предмета. Во второй – сосредоточена тематика и технология практических занятий, имеющих целью отработку умений и навыков правильного применения и интерпретации психодиагностических методов. Содержание предмета сконструировано на основе последних достижений отечественной и зарубежной психодиагностики, психологии, возрастной психологии, педагогики.

В первой части учебной программы изложены сведения из истории возникновения психологической диагностики, рассказывается об этапах ее становления, новых направлениях и тенденциях развития. Подробно обсуждаются основные классы методик (тесты, опросники, проективные и психофизиологические методы), общие требования к ним, их достоинства и недостатки, возможности и ограничения, особенности интерпретации.

В лекционном курсе показано, как за последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение акцента в сторону ее гуманизации. Это нашло отражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен статистической нормы), в реализации принципа коррекционности, поиске развивающего и психотерапевтического эффектов психодиагностических методик и т. д.

Будущие работники должны хорошо представлять себе возможности психодиагностических методов, знать области их применения, уметь грамотно использовать результаты обследований в практике обучения и воспитания детей. Практическому обучению этому ориентирована вторая часть учебной программы.

В ходе практической занятий будут освоены методы психологической диагностики. Большое значение имеют методики психологической диагностики в изучении возрастной периодизации, в определении психических возможностей каждого возраста. По результатам диагностических испытаний можно судить как о некоторых общих возможностях личности определенного возраста, так и об индивидуальных вариантах возможностей психического развития.

9 стр., 4012 слов

Тема «Психодиагностика личности»

... чтобы раскрыть скрытые психофизиологические и психические особенности. Объект: Психодиагностика в кадровой работе. Предмет: Психодиагностика личности. Цель – раскрыть психические и психофизиологические особенности ... тип мышления; Провести диагностику и выявить особенности самоорганизации. Диагностика психодинамических свойств личности и психических состояний Опросник EPQ (методика Айзенка) Цель – ...

Изложение тем лекционного курса предваряет практические занятия. Практические занятия целесообразно проводить в группах в составе 12 — 15 человек.

Учебным планом на курс «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» отводится 102 часа (62 часа – лекции, 40 часов – практические занятия)

Таким образом, данный учебный курс поможет будущим специалистам овладеть системой основных понятий психодиагностики, ознакомиться с теорией и практикой психодиагностических обследований, сформировать адекватные представления о роли и месте соответствующих методик в системе психологической работы с людьми.

3. Текст программы

Введение в психодиагностику возрастного развития

Предмет психодиагностики. Психическое как предмет диагностирования. Система отношений в психодиагностике: интраиндивидуальные связи; интериндивидуальные вариации свойств;отношения «объект – субъект».

Условия становления психодиагностики с точки зрения различных областей психологии: экспериментальной психологии; дифференциальной психологии; прикладной психологии; тестологии.

Предмет диагностирования. Цель психодиагностики. Задачи психодиагностики. Области применения психодиагностики в социальной педагогике: диагностика способностей; коррекция поведения; диагностика профессиональной пригодности; оценка личности.

Проблема диагностически релевантных свойств в возрастном развитии

Теория личности как основа психодиагностики. Концепции личности и их значение для диагностики: агностическая бихевиористская концепция личности; дуалистические концепции личности; эндогенетическая концепция личности; деятельностная концепция личности.

Концепции диагностирования и концепции личности, лежащие в их основе: операциональный подход; концепция изолированных свойств; структурный подход; концепция взаимосвязи личности и среды; деятельностный подход.

О понятии свойства в психодиагностике (гипотеза идентичности; гипотеза абстракции; гипотеза диспозиции; деятельностная концепция).

Диагностически релевантные аспекты понятия свойства в психологии: 1) Свойства как отношения взаимодействия; 2) Уровень осознания свойств; 3) Степень генерализации свойств; 4) Степень выраженности свойств; 5) Степень стабильности свойств.

Процесс диагностирования

Переменные диагностического процесса (психическая структура, то есть системы психических свойств; структура требований, то есть системы методов, диагностического исследования, которая может быть названа структурой индикаторов, и структура поведения, то есть структуры предметно-практических действий, возникающей .при столкновении субъекта с системой предъявляемых требований, которую можно назвать внешней структурой деятельности.

Структурные элементы процесса диагностирования. Основные структуры процесса диагностирования. Фазы диагностического процесса. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

3 стр., 1357 слов

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА

... в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ... и о самом себе. Такая индивидуальная философия носит название «Я-концепция». «Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически ...

4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

Вопросы к зачету по «Психодиагностике»

  1. Предмет психодиагностики
  2. Условия становления психодиагностики
  • Экспериментальная психология
  • Дифференциальная психология
  • Прикладная психология
  • Тестология
  1. Предмет диагностирования
  2. Цель психодиагностики
  3. Задачи психодиагностики
  4. О понятии свойства в психологии
  • Гипотеза идентичности
  • Гипотеза абстракции
  • Гипотеза диспозиции
  • деятельностная концепция

7. Диагностически релевантные аспекты понятия свойства в психологии

  • Свойства как отношения взаимодействия
  • Уровень осознания свойств
  • Степень генерализации свойств
  • Степень выраженности свойств
  • Степень стабильности свойств

8. Области применения психодиагностики

  • Диагностика способностей
  • Коррекция поведения
  • Диагностика профессиональной пригодности
  • Оценка личности

9. Направления исследований в психодиагностике

  1. Процесс диагностирования
  2. Переменные диагностического процесса
  3. Структурные элементы процесса диагностирования
  4. Основные структуры процесса диагностирования
  5. Фазы диагностического процесса
  6. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
  7. Теория личности как основа психодиагностики
  8. Концепции личности и их значение для диагностики
  • Агностическая бихевиористская концепция личности
  • дуалистические концепции личности
  • эндогенетическая концепция личности
  • деятельностная концепция личности.

18. Концепции диагностирования и концепции личности, лежащие в их основе

  • Операциональный подход
  • Концепция изолированных свойств
  • Структурный подход
  • Концепция взаимосвязи личности и среды
  • Деятельностный подход.

19. Классификация методов психологического исследования (психодиагностических методов)

  • С. Л. Рубинштейна
  • Генчо Д. Пирьова
  • Классификации методов по Н. Шванцаре
  • Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
  • Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину
  • Ананьев Б.Г.
  1. Характеристика методов исследования
  2. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
  • Определение понятия психологического теста
  • Психологический тест как объективное измерение
  • Этапы стандартизации
  • Определение норм для теста

Вопросы к экзамену по психодиагностике

20 стр., 9711 слов

Тестирование как метод исследования

... психодиагностика в изменяющейся России: сборник тезисов Всероссийской научной конференции. Челябинск: Издательство ЮурГу, 2008. – С. 43 – 45. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: ... теста. Тестовые нормы и стандартизация тестов. Принципы построения теста. Инструкция к тесту. Спецификация теста. Тестовые методики психологического и психофизиологического обследования. Тест- ...

  1. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
  2. Определение понятия психологического теста
  3. Психологический тест как объективное измерение
  4. Этапы стандартизации
  5. Определение норм для теста
  6. Характеристики эффективных психологических тестов
  7. Типы шкал
  8. Надежность метода
  9. факторы, снижающие точность измерений
  10. Определение надежности измерительного инструмента
  11. Определение стабильности изучаемого признака
  12. Определение константности, т.е. относительной независимости результатов от личности экспериментатора
  13. Валидность метода
  14. Диагностика интеллекта
  15. Измерения в психодиагностике
  16. Уровни измерений
  17. Номинальный уровень
  18. Ординальный уровень
  19. Интервальный уровень
  20. Измерение отношений
  21. Виды измерений
  22. Нормативное измерение
  23. Критериальное измерение
  24. Ипсативное измерение
  25. Статистические гипотезы
  26. Нулевые гипотезы
  27. Альтернативные гипотезы
  28. Направленные гипотезы
  29. Ненаправленные гипотезы
  30. Параметры нормального распределения
  31. Математическое ожидание
  32. Дисперсия
  33. Ассиметрия
  34. Эксцесс
  35. Степень свободы
  36. Уровень значимости
  37. Достоверность различия
  38. Статистические критерии
  39. Непараметрические критерии
  40. Параметрические критерии
  41. Критерий Фишера
  42. Критерий Стьюдента
  43. Дисперсионный анализ
  44. Суммарная дисперсия
  45. Выборочные дисперсии
  46. Общие представления о корреляционном анализе
  47. Отрицательная корреляция
  48. Положительная корреляция
  49. Корреляционное отношение
  50. Общие представления о факторном анализе
  51. Метод главных компонент

Экзамен в форме «Защиты экспериментальной работы»

Методы психологического исследования (психодиагностические методы)

Методология научного познания определяет методику и технику конкретных научных исследований, но в свою очередь зависит от их реального состояния и прогресса фактических знаний, добытых посредством определенных методических и технических средств.

6 стр., 2573 слов

Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности» АБВ

... личности  принцип развития Психологические отрасли, изучающие личность  социальная психология  дифференциальная психология  персонология Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности ... влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:  психоанализу Н Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:  невыделение причинно-следственных связей; возможно ...

Одним из способов такого рассмотрения может быть построение классификаций методов исследования и их модификации.

Одна из первых попыток построения системы методов психологии была осуществлена С. Л. Рубинштейном (1946).

Он выделил в качестве основных методов:

  • наблюдение
  1. «внешнее» (объективное): в виде прямого или косвенного наблюдения.
  1. «внутреннее» (самонаблюдение)
  • эксперимент:
  1. лабораторный,
  2. естественный
  3. психолого-педагогический с программой активных формирующих воздействий на психическое развитие ребенка.
  4. В качестве дополнительного или вспомогательного экспериментального метода — физиологический эксперимент, особенно метод условных рефлексов,
  5. беседа в различных вариантах: психоаналитическая (клиническая) беседа Фрейда; психолого-педагогическая беседа Пиаже и т. п.
  6. анкета как важное средство при изучении массовидных явлений.

Кроме наблюдения и эксперимента, составляющих основу всего научного аппарата психологии, С. Л. Рубинштейн выделял разнообразные

  • приемы изучения продуктов деятельности (например, памятников культуры или орудий труда в исторической психологии, детских рисунков или других продуктов художественного творчества ребенка в генетической психологии и т. д.).
  • сравнительный метод (особенно сопоставление данных нормального и патологического развития)
  • генетический метод (универсальное значение в детской психологии)

В современной психологии наиболее полную классификационную схему методов психологического исследования предложил болгарский психолог Генчо Д. Пирьов (1968)

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

§1. Классификации методов по н. Шванцаре

И. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.):

2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3) тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;

4) по психической активности испытуемых:

• интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа:

• экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений):

• проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. ... С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически ...

• исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

§2. Классификации психодиагностических методов по в.К.Гайде, в.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные,нестандартизованные;

2) по назначению:

• общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

• тесты профессиональной пригодности;

• тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

• тесты достижений;

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

• бланковые;

• предметные (кубики Косса, «сложение фигур» из набора Векслера);

• аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта):

8) По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты:

11) по характеру умственных действии: вербальные, невербальные.

§3. Классификации психодиагностических методов по а.А.Бодалеву, в.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) по характеристике того методического принципа, который поло­жен в основу данного приема:

• объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания):

• стандартизованные самоотчеты:

  • тесты-опросники. открытые опросники;
  • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
  • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;

проективные техники:

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры):

2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые — большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

10 стр., 4642 слов

Тест психология ад. пов

... что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным Тест психология ад. пов - Стр 2 № Утверждения 1 2 3 4 5 95 Меня ...

ОБЪЕКТИВНЫЕ:

  • тесты
  • многие опросники
  • шкальные техники

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ:

  • беседы
  • интервью
  • диагностические игры
  • патопсихологический эксперимент
  • некоторые проективные методики

Ананьев Б.Г. предлагает следующую классификацию, в которой выделяет 4 группы методов:

  1. Первая группа методов (организационные), с помощью которых строится весь цикл исследования и регулируется взаимодействие всех других методов, вводимых в тот или иной момент исследования. К ним относятся:
  • сравнительный,
  • лонгитюдный
  • комплексный.

Эти методы действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим или практическим – в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т. д.).

  1. Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические способы добывания научных данных, получения фактов. К этой группе относятся:
  • наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы);
  • экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический);
  • психодиагностические методы (тесты стандартизированные и прожективные, анкеты и вопросники современных типов, социометрия, интервью и беседы);
  • приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ, в том числе ученических, произведений разного рода, и т. д.), которые можно назвать праксиметрическими методами;
  • моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.);
  • биографические методы (анализ фактов, дат и событии жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

Использование отдельных методов зависит от того, каким организационным методом, (сравнительный, лонгитюдным или комплексным) пользуется исследователь.

  1. Третью группу методов составляют приемы обработки данных (экспериментальных и других).

    К этим методам относятся

  • количественный (математико-статистический) анализ,
  • качественный (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями центральных тенденций).
  1. Четвертую группу – интерпретационных методов – составляют различные варианты
  • генетического
  • и структурного методов.

Вариантами генетического метода являются

17 стр., 8469 слов

А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная ...

Военные специальности 16. История 17. Литература 18. Журналистика 19. Общественная деятельность 20. Педагогика 21. Право, юриспруденция 22. Сфера обслуживания, торговля 23. Математика 24. Экономика 25. Иностранные языки 26. Изобразительное искусство 27. Сценическое искусство 28. Музыка 29. Физкультура и спорт     Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе. & ...

  • филогенетический,
  • онтогенетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств),
  • социогенетический,
  • исторический (в исторической психологии).

Генетический метод может охватывать все уровни/развития, от нейронного до поведенческого, т. е. от молекулярного (в широком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями.

Взаимосвязи между частями и целым, т. е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни, определяются структурными методами

  • психографией,
  • типологической классификацией,
  • психологическим профилем.

Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих весь цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).

Краткая характеристика методов исследования

Из четырех выделенных нами групп методов наиболее подробно охарактеризуем организационные методы.

Наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методом является сравнительный, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах.

Сравнительный метод как общий метод организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействие всех методик, в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение больных со здоровыми, людей с дефектами – сенсорными, моторными, интеллектуальными – с нормально видящими, слышащими и т. д.)..

В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил в специальном виде метода «возрастных» или «поперечных» срезов. Подавляющее большинство исследований в этой области выполнены с помощью именно этого метода, хотя и отличаются по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям, сравнительно-возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления).

Таковы капитальные работы Ж. Пиаже (Флейвелл, 1967), в том числе и одна из наиболее значительных в области генезиса мышления (Пиаже, Инельдер, 1963).

Другую модификацию сравнительно-возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. Одним из наиболее интересных и поучительных исследований такого рода является цикл исследований А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти, где сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей (Смирнов, 1967).

Параллельно со сравнительным методом в возрастной и генетической психологии разрабатывался лонгитюдный метод (метод «длинника»), но он применялся в несравненно меньших масштабах.

Лонгитюдный метод более чувствителен в определении возможностей психического развития.

Его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем:

  1. предсказания дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психического прогноза и
  2. определения генетических связей между фазами психического развития.

Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка их жизненного пути, измеряемого иногда десятками лет.

Он устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного), как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции. Эти лица на самом деле могут не оказаться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем.

По сравнению с методом поперечных срезов лонгитюдный метод является более сложным и индивидуализированным методом организации исследования в области возрастной, генетической и дифференциальной психологии.

Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет. Следует заметить, что чем короче период наблюдения, тем менее эффективно применение лонгитюдного метода. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т. д.) –все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла.

Недостатки лонгитюдного метода.

Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека, – дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность и т.д. могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, которое успешно осуществляется посредством сравнительного метода «поперечных срезов». Именно это обстоятельство и учитывал Р. Заззо, рекомендуя сочетать в генетической психологии оба метода (Zazzo, 1966).

Комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем обоснование такой концепции.

Программа комплексного междисциплинарного исследования объединяется

  • общностью изучаемого объекта
  • и разделением функций между отдельными дисциплинами,
  • периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающимся связей и зависимостей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т.п.).

Методика и техника комплексных исследований лишь начинает разрабатываться.

Среди эмпирических методов психологии, с помощью которых добываются факты исследования, исходное значение имеет объективное наблюдение (сплошное или выборочное), методика которого претерпела за последнее время значительное преобразование благодаря применению различных фиксационных и других технических средств как для наблюдения, так и для обработки получаемых данных.

Несомненно, что сама возможность самонаблюдения, т. е. уровень самоанализа, является показателем психического развития человека, отражающего особенности становления его самосознания.

Самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним методом самопонимания человека; самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции.

В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т. д.).

В различных областях психологии используют данные самонаблюдения в соответствии с предметом и общей организацией исследования.

В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза).

Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что ни в одном из пособий по экспериментальной психологии невозможно полное описание всех экспериментальных методик, так как это сложные системы специальных операций и процедур, осуществляемые в специально оборудованных камерах и кабинах с помощью сложных приборов, аппаратов и других технических устройств.

Первой формой экспериментального метода в психологии является так называемый лабораторный эксперимент. Обозначение это, конечно, чисто формальное и имеет смысл лишь в сопоставлении с другими видами эксперимента – «естественным» и психолого-педагогическим.

Классические, формы лабораторного, эксперимента

  • метод психических реакций, существующий во многих вариантах (простой, сенсорной и моторной реакции; реакции выбора, реакции на движущийся объект и т. д.),
  • психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности – абсолютной и дифференциальной – различных модальностей).

Усложнение методов психологических измерений привело к созданию особой области экспериментальной психологии, инженерных и экономических основ экспериментальной психологии, в ведении которой находится проектирование лаборатор­ных помещений, выбор изоляционных материалов и устройств, конструирование новой техники (аппаратуры) и т. д.

Одной из актуальнейших проблем современной экспериментальной психологии, по мнению П. Фресса (Фресс, Пиаже, 1966, с. 93-95), является переход от исследования психики в лабораторных условиях к изучению ее в условиях реальной жизни.

Этот вид экспериментально-психологического метода можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращенные циклы экспериментальных процедур.

В настоящее время полевые эксперименты широко практикуются

  • в психофизиологии труда,
  • авиационной и космической психологии
  • и особенно в психологии спорта и военной психологии.

Весьма интересные перспективы для развития лабораторного и полевого эксперимента открывает социально-психологическое исследование межличностных отношений в малых группах, групповые и коллективные эксперименты с помощью гомеостатов разных типов, телевизионных установок с обратной связью, методики «подставной группы» и т. д.

Естественный и психолого-педагогический эксперимент весьма основательно разработаны в советской психологии и подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, М. Н. Шардакова и др.).

В современных условиях беседа представляет собой дополнительную к экспериментальным методам методику или, что характерно для генетической и патологической психологии, – вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации.

В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью со своей специальной техникой сбора информации, принципами градуирования ответов и шкалой оценок.

На основании интервью, так же как и анкет различных типов и вопросников, распознаются состояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения) и осуществляется принятие решений. Иначе говоря, интервью, анкеты и вопросники (например, вопросники Айзенка, на основании анализа которых определяется экстраверсия-интроверсия, мера нейротизма и т. д.) являются психодиагностическими средствами и должны быть отнесены к этой группе эмпирических методов.

К психодиагностическим методам относятся также социометрические, «посредством которых определяется статус личности в группах (малой и большой), показатели эмоциональной экс­пансии и т.д.

Обширный и все более увеличивающийся ряд методических приемов представляют тесты, или массовые психологические испытания.

Критика этого «метода в советской научной литературе была обращена главным образом на тенденцию буржуазной интерпретации данных, получаемых с помощью одного из главнейших видов тестов, притязающих на определение интеллектуальных способностей или умственной одаренности. Использование этих тестов в целях социального отбора носит реакционный характер и направлено против демократизации образования и культуры.

Обращалось внимание на чрезмерную формализацию оценок и ориентацию на результаты решений задач, игнорирующую своеобразие процесса интеллектуальной деятельности. Серьезным недостатком многих тестов на интеллект является их произвольный характер: конструирование и введение в массовую практику, тестов и субтестов, не прошедших нормальный исследовательский цикл в условиях специальных лабораторий.

В диагностические методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальных методов, особенно полевых. Некоторые психодиагностические тестовые системы (например, система и шкала Д. Векслера) удовлетворяют этим требованиям, поскольку большинство субтестов взято из экспериментальной практики.

Среди тестов следует различать стандартизованные и нестандартизованные,

причем стандартизованные тесты имеют разное назначение:

  • тесты успешности (шкала оценок знаний) бланковых типов, широко применяемые в процессе обучения;
  • тесты интеллекта, среди которых имеются не только такие, которые преследуют цель прямого определения умственной одаренности, но и многие испытания, ориентированные на определение уровня и структуры интеллекта (вербального и невербального, общего);
  • тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей.

В целях психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт и мотивов деятельности чаще применяются прожективные тесты (например, «пятна Роршаха» и др.).

Существующая техника обработки данных прожектнвных тестов еще очень несовершенна и не исключает возможности субъективистских толкований, особенно в психоаналитическом направлении. Однако усовершенствование прожективных тестов и построение объективных систем оценок их результатов вполне возможно и будет способствовать развитию психодиагностики.

В качестве психодиагностических средств могут быть использованы психомоторные испытания (например, тесты Н. Озерецкого или бразильского психолога Мира Лопеца), психовегетативные пробы (особенно кожно-гальванической реактивности, потоотделения, измерения артериального давления при различных физических и умственных нагрузках).

Благодаря успехам советской психофизиологической школы Б.М.Теплова вводится в систему психодиагностических средств много ценных функциональных проб или тестов нейродинамических свойств человека (силы возбудительного и тормозного процесса, подвижности, динамичности и т. д.).

В этих же целях используется нейрохронометрия, разрабатываемая Е.И. Бойко и его сотрудниками.

Среди праксиметрических методов хорошо разработанные методику и технику имеют

  • хронометраж рабочих или спортивных движении,
  • циклографическая запись актов поведения или трудовых действий,
  • профессиоведческое описание целостного производственного комплекса.

Иначе обстоит дело с анализом продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных и научных произведений, изобретений и рационализаторских предложений, школьных сочинений и учебных работ).

Для каждого из этих видов «продукции» человеческой деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа (измерения определенных ко­личественных характеристик и оценка качества, в том числе но­визны и индивидуализированности результатов теоретической и практической деятельности).

Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.) – еще слабо разработан в психологии.

Специальную группу «обрабатывающих» методов исследования составляют количественные (статистические) методы и Качественный анализ, который заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, вообще в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследований.

Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика – описание случаев, как наиболее типичных для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключениями.

Интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в настоящее время в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений

  • «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития
  • и «горизонтальных» структурных связей между всеми изученными характеристиками личности.

Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.

Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т. д. Специфическое выражение этого метода представ­ляет собой психография.

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.Н. — М. : Педагогика 1982. С. 114-119.
  2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.
  3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

4. Практикум по психодиагностике: дифференциальная ncuxoметрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. — М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

1. Бызова В.М. Основы психодиагностики, учебное пособие, Сыктывкар, Гос. университет, 1992, 59 с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. — СПб РИО, СПб ГУ, 1991, 75 с.

3. Гарбер Е.И., Казча В. В. Методика профессиографии. — Саратов:

Изд-во Саратовского ун-та, 1992, 196 с.

4. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психоло­гической дианостики: учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с.

5. Кто есть «Я». Тесты. / Сост. А.О.Бурдин. — Пермь: МП «Книга», РЦПО Голос, 1992, 57 с.

6. Левитан К. М. Знаете ли Вы себя ? Сборник психологических тестов и рекомендаций. — Екатеринбург: Профтех, 1991.

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации:

описание и руководство к использованию / Отв.ред. А.Ф.Кудря-шев. — Петрозаводск: Петроком, 1992, 318с.

8. Методики изучения интеллекта. 4.1 / И.Н.Агафонова и др. — СПб:

Гор.институт усовершенствования учителей, Кафедра педагогики и психологии,1991, 221 с.

9. Можете ли Вы стать бизнесменом ? Научно-популярные тесты. Авторы-составители В.П.Фоминых, Е.В.Гунина, О.И.Волошин.-Изд-во Чувашского университета, 1992, 131 с.

10. Познай себя и других: популярные тесты. / Сост. И.Г.Леонтьев. — М.:

ИВЦ Маркетинг, 1993, 132с.

11. Потапенко Т.М. Как стать миллионером. Психологические тесты. -Киев: Будивельник, 1991, 94с.

12. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / И.Ю.Беляева и др. — М., Изд-во МГУ, 1992, 116с.

13. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, 272 с.

14. Предчувствие портрета. Сборник тестов 1 Сост. Е.Владимирова. -Екатеринбург: Ладъ, 1992, 158 с.

15. Проблема цвета в психологии / Oтв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. -М.: Наука, 1993,204с.

16. Проблема цвета в психологии/От», ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. -М.: Наука, 1993,204с.

17. Психологический статус личности в различных социальных условиях:

диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. — М.: Прометей, 1992, 198 с.

18. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. — М.: Наука, 1992, 179 с.

19. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.

20. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. Психологические тесты. — Л.: Кудьтурно-досуговый центр «Просветитель», ЛГИК, 1990, 24 с.

21. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. — М.: Педагогика, 1989, 199 с.

22. Суслов В. И., Чумакова Н.П. Психодиагностика. Учебное пособие.-СПб РИО, СПб ГУ, 1992, 59 с.

23. Тесты. Вып.2. — М.: Информационно-коммерческое агенство «Информбанк» центрального правления Всесоюзного экономического общества, 1990, 28 с.

24. Тесты. Полезные советы / Сост. С.Х.Меретухова. — Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1992, 168с.

25. Черепанова Н.С.. Дорожкин Ю.П. Графологическая диагностика. Методическое пособие. — М.: НМПИО «МАГ», 1992, 32 с.