Гоу впо «Красноярский государственный медицинский университет

им. профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Кафедрапсихологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Теории развития человека»

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2011 г.

Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития

д.псх.н., доцент И.О.Логинова ______________________

Составитель: к.псх.н. С.М. Колкова

Красноярск

2011

  1. Тема«Теории развития человека»

  1. Значение изучения темы:
  • Учебное– формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.
  • Профессиональное- знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
  • Личностное- формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
  1. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о теориях развития человека,знатьназвания и авторов основных теорий,уметьвыделять отличительные черты классических теорий.
  2. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):

1. Общие закономерности развития.

2. Концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе.

3. Основные положения культурно — исторической концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского.

4. Основные направления развития культурно-исторической парадигмы.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

Напишите краткую характеристику биогенетических и социогенетических концепций.

4 стр., 1811 слов

Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплины ...

... основой для получения студентом профессионального образования, полноценного изучения общепрофессиональных и специальных навыков, формирования общих и профессиональных компетенций. Однако в методической литературе уделено мало внимания развитию творческих способностей студентов в ...

5. Основные положения темы:

Согласно Г. Крайг (2000), термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как: размеры и форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные и моторные (двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая конкретную организацию мышления. В психосоциальную область входят свойства и социальные навыки.

Закономерности процесса развития:

1. Развитие человека в трех областях происходит одновременно и взаимосвязано. Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других областях.

2. Процесс развития происходит в соответствии с генетическим планом (созреванием).

3. Развитие происходит индивидуально и оригинально.

4. Процесс развития носит непрерывный (континуальный) или скачкообразный (ступенчатый) характер. Представители одних психологических направлений придерживаются концепции непрерывного развития (теория научения), другие психологические направления являются сторонниками стадиального развития.

Отечественная психологическая наука исходит из диалектического понимания развития. Применительно к проблеме психического развития ребенка это означаетследующее. Во-первых, каждый возрастной этап не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении человека, а приводит к качественным изменениям в психике. Развитие, согласно Выготскому Л.С. (2000) прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Во-вторых, движущей силой психического развития считается саморазвитие, которое идет через разрешение внутренних противоречий личности. В-четвертых, для психического развития характерно не только эволюционные периоды, но и возрастные кризисы (Выготский, 2002).

Рассмотрим некоторые концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе.

Бихевиоризм, Не принимают в расчет наследственную предрасположенность. Наследственность многообразна и открыта. Поведение определяется исключительно окружением (культурой и воспитанием).

Развитие — приобретение новых поведенческих реакций и способов реагирования.

Теории научения. Психическое развитие понимается в терминах непрерывного взаимодействия между поведенческими, средовыми и когнитивными факторами. Научение происходит посредством прямого опыта. Развитие это результат научения через наблюдение в приобретении навыков поведения (Бандура, Роттер).

18 стр., 8581 слов

Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна

... и сновидений в психическом и физическом развитии человека, будет изучена история исследований сна и сновидений, а также рассмотрены: ь процессы, происходящие в организме человека во время сна, ь теории ... условий функционирования для психического аппарата» (Фрейд 1900). Этим Фрейд показывает своё знание того, что противоречия, присущие сну, а именно, противоречия между физиологическим и психическими ...

Классический психоанализ Фрейда. Рассматривает развитие как прохождение через психосексуальные стадии. Выделяется несколько стадий, каждая из которых служит фундаментом для достижения последующей. С точки зрения Фрейда, ребенок вступает в жизнь, стремясь к удовольствию. Удовольствие достигается посредством стимуляции «эрогенных зон» — особенно чувствительных к прикосновению (рот, анус, гениталии).

По мере развития значение каждой из зон меняется. Сексуальная энергия (либидо) перемещается по этим зонам, определяя этапы развития.

Индивидуальная психология Адлера. Движущей силой развития личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности особенно остро проявляется к телесным недостатка. Ребенок с наследственными органическими недостатками пытается компенсировать их за счет более интенсивного развития дефектной функции. Позднее Адлер включил в понятие неполноценности все виды физических, душевных или социальных недостатков. Слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведут к проявлению чувства неполноценности, присущее каждому человеку. Ребенок осознает свою беспомощность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Эпигенетическая теория Эриксона. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной проблемой развития выступает поиск собственной идентичности. Согласно Эриксону, человек проходит восемь психосоциальных стадий. Каждая стадия включает в себя конфликт или кризис. Кризисы неизбежны и нормативны. Каждый кризис требует своего разрешения. Человек может выбирать между основными путями разрешения кризиса: адаптивным и неадаптивным. Когда кризис завершается, человек приобретает адаптивное или неадаптивное качество и готов к преодолению нового кризиса.

Генетическая психология Пиаже. В основе развития заложено когнитивное развитие человека. Человеческое знание имеет статус биологического органа психики. Процесс приобретения знания рассматривается как эволюционный процесс. Приобретение знания является средством достижения адаптации. Пиаже проводил параллель между тем, как дети приобретают знания (в частности, научные идеи) и историческим развитием знания. Однако, это не означает, что последовательность стадий в приобретении знаний детьми повторяет развитие научных идей.

Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформи-рованный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Например: эмбриональное развитие.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... экономичность гибкость устойчивая структура управления Проектирование организационных структур – процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организации (люди, структура, задачи, ...

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов.

Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе.

Согласно Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Важно проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Согласно Выготскому, человек в процессе своего развития возвысился до сознания новых движущих сил своего поведения. Выготский вводит исторический принцип в область детской психологии.

Основные положения концепции Выготского Л.С.:

1) В качестве источника развития выступает среда.

2) Специфика детского развития состоит в подчинении действию не биологических, а общественно — исторических законов.

3) Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка.

4) Движущая сила психического развития — обучение. Обучение является внутренне необходимым и всеобщим моментом в развитии ребенка. Обучение не тождественно развитию. Обучение развивает не природные, а исторические особенности человека.

5) Обучение создает зону ближайшего развития.

6) Для психического развития детей характерно прохождение кризисов (кризис новорожденного, 1 года, 3, 7, 13, и 17 лет).

Основные направления развития культурно-исторической парадигмы. Идеи Выготского нашли свое продолжение в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович. Основные . идеи, связанные с разработкой взглядов Выготского заключены в следующем:

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... цели и задачи, а также функции, психологии речевого воздействия; ? Второй главы, в которой автор сокрыл нержавеющее изяществу свойство наблюдения процесса написания текста для рекламы. Как сказал В. ... установления межличностных отношений участники коммуникации.3 Деловое общение в рекламе можно определить как процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, где все участники выступают в ...

1) В основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность.

2) Существует различие между понятиями «обучение» и «деятельность».

3) Ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьев и др.) является критерием периодизации психического развития и показателем психологического возраста ребенка.

4) Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов.

5) Психические процессы зависят от характера и строения внешней, предметной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

6) Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, имеет свою особенность и закономерность (Д. Б. Эльконин).

6. Задания для уяснения темы занятия

  • Тест:

1).

Выберите правильный вариант ответа.

Автор структурной теории развития личности:

1. Р. Декарт

2. К. Коффка

3. З. Фрейд

4. Э. Эриксон

5. А. Фрейд

2).

Выберите правильный вариант определения.

1. Групповая идентичность формируется благодаря конфликту между ‘Оно’ и ‘Сверх-Я’ в процессе развития личности

2. Групповая идентичность формируется благодаря ориентации воспитания индивида на включение его в определенную социальную группу

3. Групповая идентичность формируется благодаря разрешению задач психомоторного развития

4. Групповая идентичность формируется благодаря появлению у субъекта чувства устойчивости своего ‘Я’

3).

Выберите правильный ответ.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, кризисы это:

1. Болезнь личности и проявление невротического расстройства

2. Время для выбора между прогрессом и регрессом в развитии личности

3. Переход от одной стадии развития к другой

4).

Выберите правильный вариант ответа.

Термин ‘социальное научение’ был введен в 1941 г. исследователями:

1. Р. Сирсом, Дж. Уайтингом

2. Дж. Уотсоном, Э. Торндайком

3. И. П. Павловым

4. Н. Миллером, Дж. Доллардом

5. З. Фрейдом, А. Фрейд

6. Э. Эриксоном

5).

Выберите правильный вариант ответа.

Показ детям фильмов с образцами агрессивного и неагрессивного поведения взрослого с последующим наказанием или поощрением, использованный в исследовании А. Бандуры, направлен на выявление:

1. Роли эмоциональной регуляции поведения в социальном взаимодействии

2. Особенностей возникновения условно-рефлекторных связей между действием и его последствиями

3. Роли подражания модели в процессе усвоения социального опыта

4. Влияния психотравмирующих переживаний на поведение ребенка

6).

Выберите один правильный вариант ответа.

По Ж. Пиаже, эгоцентризм — это:

1. Личностная особенность

2. Фактор познания

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, ... к понятийным ее формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоци­онально-волевой, потребностной сферы. Одним ... Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...

3. Особенность речи

4. Фактор восприятия

7).

Выберите правильный вариант содержания закона развития высших психических функций

1. ВПФ рождаются дважды. Первоначально как интрапсихическая форма сознания ребенка, а затем как форма коллективного поведения (т.е. интерпсихическая функция)

2. ВПФ рождаются дважды. Первый раз как форма коллективного поведения ребенка (т.е. как интерпсихическая функция), а затем как индивидуальная (интрапсихическая) функция.

  • Задание:

— Подготовьтесь к проигрыванию спора между сторонниками биогенетических и социогенетических концепций.

— Приготовьте краткие сообщения по теориям американского психолога С. Холла, русского физиолога И.П. Павлова, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда, американский психолог Дж. Б. Уотсона, немецкого психолога В. Штерна, американского психоаналитика Э. Эриксона, американского психолога А. Бандуры, швейцарского психолога Ж. Пиаже и по культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

— Подготовьте доклады

1. Бихевиоризм и детская психология.

2. Воспитание и развитие.

3. Поощрение и наказание как условия формирования нового по­ведения.

4. Роль подражания в формировании нового поведения.

5. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

6. Эгоцентризм детского мышления.

7. Стадии интеллектуального развития ребенка.

8. Л.С. Выготский и его школа.

9. Концепция Д.Б. Эльконина.

10. Концепция А.В. Петровского.

7. Рекомендуемая литература:

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. — М.: Когито-Центр, 2000.

2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. -М., 1967.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / сост. И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2001.

4. Крайг, Г.Психология развития [Текст] / Г. Крайг. — СПб. : Пи­тер, 2002. С. 60-109.

5. Миллер, С. Психология развития [Текст] / С. Миллер. — СПб. : Питер, 2002.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология разви­тия, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. — М. : Академия, 2002.

7. Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер. — МПСИ, 2005.

8. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. -М., 1999.

9. Психология развития [Текст] / под. ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2001. Гриф УМО.

10. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект-Пресс, 2001. Гриф МО РФ.

11. Слободчиков, В. И. Психология развития человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.,2000.

12. БД «MedArt»

13. БД «Медицина»

14. ЭК КрасГМУ

15. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

16. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

17. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Дидро, В.Г.Плеханов, Д.И. Писарев, Э.В. Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. ... позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ...

18. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru