Государственное образовательное учреждение 51

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж имени С.П. Боткина

Департамент здравоохранения города Москвы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме: «Аутопластическая (Внутренняя) картина болезни»

Дисциплина: «Психология»

Специальность: 060109 — 51 «Сестринское дело», 51

Курс 3

Семестр V

Москва

2012 г.

Составитель: преподаватель 2-й квалификационной категории ММК имени С.П.Боткина

по дисциплине: Психология Молокина Н.И.

Рецензенты:

Обсуждено

На заседании Цикловой комиссии

общих профессиональных дисциплин

Протокол №_____

от «____»______________ г.

Председатель ЦК__________ /__________/

Утверждено

на заседании

Методического Совета

Протокол №_____

от «____»______________ г.

Согласовано:

С методистом ММК имени С.П. Боткина

_____________________ Радыгиной Н.В.

«____»______________ г.

Методическая разработка предназначена преподавателям психологии для организации и проведения занятия по теме «Аутопластическая (Внутренняя) картина болезни».

Предложение:

Пояснительная записка к методической разработке семинарско-практического занятия по теме «Аутопластическая (Внутренняя) картина болезни».

Методическая разработка предназначена преподавателям по дисциплине «Психология» для организации и проведения семинарско-практического занятия по теме «Аутопластическая (Внутренняя) картина болезни» на 3-м курсе отделения «Сестринское дело» в медицинском колледже. Семинарско-практическое занятие по теме является вводным в разделе «Медицинская психология». Занятие предполагает изучение нового материала и отработку практических навыков по тактике профессионального общения в форме решения ситуационных задач. Освоение нового материала проводится с применением проблемно-поисковых методов обучения, с опорой на творческий потенциал студентов.

Актуальность составления настоящей методической разработки продиктована необходимостью адаптировать материал по теме с учетом специфики обучения по специальности «Сестринское дело». Большинство учебников, в том числе для медицинских колледжей, не содержат материал по тактике общения в различных клиниках, в зависимости от типов реагирования на заболевания. Настоящая методическая разработка включает организационно-методический, информационный блоки, блок контроля и приложения. Обозначенная тема соответствует программе изучаемого курса. Материал методической разработки также может быть использована на занятии по психологии специальность «Лабораторная диагностика» по теме «Общение с пациентом».

Для упрощения усвоения часть нового материал в разработке представлен в виде структруно-логических схем и наглядной таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование блоков и их содержание

Страницы

1.

Организационно-методический блок

5-8

  1. Тип занятия
  2. Цели занятия
  3. Методика проведения
  4. Оснащение занятия
  5. Актуальность
  6. Междисциплинарные связи
  7. Хронокарта

2.

Информационный блок

9-15

  1. 2.1. Конспект занятия
  2. 2.2. Основные понятия темы

3.

Блок материалов для контроля

16-21

3.1. Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

3.1.1. Эталоны ответов на вопросы для определения исходного уровня знаний

3.2. Ситуационные задачи с эталонами ответов для контроля усвоения материала

3.3. Критерии оценивания ответов и выполнения заданий

3.4. Домашнее задание

3.5. Список литературы для студентов

4.

Приложения

22-25

4.1. Приложение I (Таблица «типы реагирования на заболевания и тактика профессионального взаимодействия»)

4.2. Приложение II (Ситуационные задачи)

5.

Литература

26

Организационно-методический блок

Предмет: Психология

Раздел: Медицинская психология»

Тема: Аутопластическая (Внутренняя) картина болезни

Тип занятия: Семинарско-практический

Количество часов: 2 часа

Цели занятия:

Конкретная цель: научиться определять тип ВКБ и выстраивать тактику профессионального взаимодействия в зависимости от типа реагирования на заболевания.

Для этого учащиеся должны:

  • Уметь определять тип ВКБ на задачах-моделях
  • Знать структуру ВКБ, факторы, влияющие на формировании ВКБ, типы реагирования на заболевания и характеристику этих типов.

Воспитательная цель: воспитание профессиональной этики.

Методика проведения: Практическое занятие с использованием проблемно-поисковой методики, наглядно-иллюстративного и информационно развивающего методов обучения

Место проведения: учебная аудитория

Оснащение занятия:

1.Методическая разработка

2.Доска, мел

3.Конспекты

4.Раздаточный материал (таблица «типы реагирования на заболевания», ситуационные задачи)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание вопроса

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

Методические указания

1.

Приветствие, проверка по списку, готовность студентов к занятию; внешний вид (халат, сменная обувь); наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.

Отмечает присутствующих

Готовятся к занятию

Подготовка бригады к занятию

2.

Сообщение плана занятия

Студенты записывают тему и план занятия в тетрадь

Активизация внимания бригады

3.

Проверка исходного уровня знаний

Задает вопросы

Отвечают на вопросы в устной форме

Ответы на контрольные вопросы

4.

Мотивация

Задает вопросы, активизирующие познавательные интересы студентов

Отвечают на вопросы, слушают

Цель, актуальность, связь с практической деятельностью

5.

Изучение нового материала

Раздает таблицу «Типы реагирования на заболевания и тактика профессионального взаимодействия»

Записывают конспект, составляют таблицу, отвечают на вопросы

Проводится в форме беседы с использованием проблемно-поискового обучения

6.

Контроль эффективности усвоения материала

Задает вопросы, раздает ситуационные задачи и контролирует выполнение задания

Отвечают на вопросы, решают ситуационные задачи

Ответы на вопросы, решение ситуационных задач с целью проверить усвоение материала по теме

7.

Подведение итогов занятия

Проверяет правильность решения ситуационных задач и выставляет оценку за работу

Сдают в письменном виде выполненное задание

Оценивается работа бригады и индивидуальная работа студентов

8.

Домашнее задание

Контролирует, чтобы все студенты записали домашнее задание в тетрадь

Записывают домашнее задание

Для повторения, обобщения, систематизации знаний с использованием творческого потенциала студентов

Актуальность и значимость темы

Внутренняя картина болезни является центральным образованием в психике человека в условиях соматического заболевания. Медицинская сестра должна знать особенности ВКБ каждого своего пациента. Чтобы помочь пациенту справиться с болезнью, адаптироваться к новым жизненным условиям, возникшим под влиянием болезни, необходимо выстраивать процесс взаимодействия с пациентом с учетом его реакции на свое заболевание.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Дисциплины, обеспечивающие:

основы сестринского дела

Дисциплины, обеспечиваемые:

сестринское дело в терапии, сестринское дело в гериатрии, сестринское дело в невропатологии, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, сестринское дело в педиатрии, биоэтика

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 5 минут

2. Обозначение темы и цели занятия – 5 минут

3. Контроль исходного уровня знаний и умений – 10 минут

4. Мотивация – 5 минут

5. Изучение нового материала – 40 минут

6. Закрепление полученных знаний – 15 минут

7. Подведение итогов, оценка работы отдельных учащихся и бригады в целом – 5 минут

8. Домашнее задание – 5 минут

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Вопрос 1. Понятие и структура ВКБ.

Любая болезнь, даже если она не сопровождается разрушительными изменениями мозговой деятельности, обязательно видоизменяет психику больного, вследствие появления новых, отсутствовавших до болезни форм реагирования больного на болезнь. Хронические соматические заболевания протекают длительно и в результате связаны с перестройкой всей жизни человека. Они могут различаться по степени тяжести и влияния на соматическое состояние человека, но те или иные изменения в психике происходят независимо от этих условий.

Болезнь меняет восприятие и отношение больного к окружающим событиям, к самому себе, в результате болезни для него создается особое положение среди близких людей, иное положение в обществе.

Наиболее общими изменениями психики у соматогенных больных можно считать перестройку интересов от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям собственного тела, к ограничению интересов. При этом происходят различные изменения всех сторон личности: меняются аффективная настроенность, мимика, речь. При серьезной угрозе жизни и благополучию может измениться восприятие времени в виде его ускорения или замедления.1

Таким образом, болезнь отражается в переживаниях больного, т.е. в новой жизненной ситуации – в условиях болезни человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в сложившихся обстоятельствах, т.е. внутреннюю картину болезни (ВКБ).

Внутренняя картина болезни (аутопластическая картина болезни) – возникающий у больного целостный образ своего заболевания, отражение в психики больного своей болезни.

Уровни ВКБ:

чувственный (сенситивный) – комплекс субъективных болезненных ощущений;

эмоциональный – реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

интеллектуальный – знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания;

мотивационныйотношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья.

Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений больного, вызванных болезнью. Это могут быть боль, зуд, тошнота, головокружение и др. Субъективные ощущения пациента динамичны, они то ослабевают, то снова набирают силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др.

Эмоциональный уровень отражает переживание больным своего заболевания. Он взаимосвязан с чувственным уровнем. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска. Эмоциональное состояние больного, как правило, также динамично. Сестринский персонал должен чутко и внимательно относиться к любым эмоциональным переживаниям больного, не оставаясь безучастным к его жалобам и просьбам, проявлять сочувствие, по возможности нейтрализовать отрицательные эмоции.

Интеллектуальный уровень – представление пациента о своей болезни, основные знания о ее причинах, сущности, тяжести, течении и возможных последствиях. Этот уровень зависит от общей культуры пациента и его интеллекта.

Мотивационный уровень – в борьбе с болезнью многое зависит от больного, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и умения медицинских работников привлечь пациента на свою сторону.

Вопрос 2. Факторы, влияющие на вкб

Субъективное отношение к болезни формируется на базе множества факторов, которые можно объединить в группы:

ГРУППЫ ФАКТОРОВ

Социально-конституциональные факторы

— пол

— возраст

— профессия

Индивидуально-психологические факторы (преморбидные особенности личности)

— свойства темперамента

— особенности характера

— особенности качеств личности

Например, для каждой возрастной группы свой реестр тяжести заболеваний – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Дети, подростки, молодежь – наиболее тяжело в психологическом отношении реагируют на болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным (любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции).

Лица зрелого возраста – более психологически тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания (онкологические, хронические соматические болезни, т.н. «стыдные» болезни – венерические и психические заболевания, геморрой, аборты)

Пожилые и престарелые люди – наиболее значимыми болезнями для них будут те, которые могут привести к смерти. Такие как, инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли – ассоциируются со смертью.

От типа темперамента может зависит как человек реагирует на болевые ощущуения.

Так, экстраверты и интраверты различно реагируют на боль. Болевой порог чувствительности имеет связь с уровнем эмоциональности. Более низкие пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвиником и флегматиком.

Особенности характера

Субъективное отношение к болезни формируется на основании семейного воспитания отношения к болезням, способам переносимости болезней, определения места параметра здоровье-болезнь в иерархии ценностей человека.

Противоположные семейные традиции воспитания субъективного отношения к болезни

«Стоическая»:

«Не хнычь»

«Ипохондрическая»:

«Будь бдителен, иначе заболеешь и умрешь»

Особенности личности

Существует множество мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний:

  • Болезнь как кара
  • Болезнь как испытание
  • Болезнь как назидание другим
  • Болезнь как расплата за грехи предков
  • Болезнь как неизбежность
  • Болезнь как стечение обстоятельств
  • Болезнь как собственная ошибка
  • Болезнь вследствие зависти
  • Болезнь вследствие ревности

Вопрос 3. Типы отношения к болезни и тактика профессионального общения в зависимости от типа реагирования на болезнь.

Каждая болезнь характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые для пациента сферы жизнедеятельности. Выделяют следующие параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

  • Вероятность летального исхода
  • Вероятность инвалидизации и хронификации.
  • Болевая характеристика болезни
  • Необходимость радикального или паллиативного лечения
  • Влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения
  • Социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме
  • Влияние болезни на семейную и сексуальные сферы
  • Влияние болезни на сферу развлечений и интересов

Существуют различные варианты (типы) отношения к болезни

Тактика профессионального общения определяется типом реагирования на заболевания.

Тип реагирования на заболевание

Краткое описание

Возможная тактика профессионального взаимодействия

1.

нормальное

Пациент трезво оценивает свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремится во всём содействовать успеху лечения, не желая обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела.

В любом случае пациент нуждается в поддержке и сочувствии.

2.

пренебрежительное

Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на

прогнозе заболевания

Возможно, такое отношение к болезни – защитная реакции и важно понять причину такой реакции, чаще всего это страх. Такой пациент нуждается в поддержке, необходимо дать понять ему, что вы рядом и поможете ему. В некоторых случаях пациенты сознательно отказываются от лечения. Необходимо объяснить о последствиях такого отношения к своему здоровью. Но выбор пациента необходимо уважать.

3.

отрицающее

Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Такая реакция свойственна пациентам, когда они узнают о тяжелом заболевании и необходимости трудного лечения (например, онкологические больные).

Необходимо дать время, чтобы пациент мог переработать информацию и принять ее.

4.

ипохондрическое

Пациентам с этим типом реагирования свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своем заболевании, непрерывный поиск «авторитетов». Таких пациентов интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов), чем собственные ощущения, поэтому они больше слушают высказывания других, чем предъявляют жалобы. Настроение у таких пациентов тревожное, угнетенное. Тревожный тип реагирования на заболевание явл. одним из типичных!!!

Чаще всего такая реакция свойственна тревожно-мнительным пациентам, чрезмерно заботящимся о своем здоровье. Такие пациенты нуждаются в постоянной поддержке и внимании со стороны всего медперсонала. Их нельзя оставлять «в неведении», необходимо информировать о ходе лечения, о назначаемых препаратах, чтобы ослабить тревогу и снять беспокойство.

5.

нозофобное

Пациент осознает, что его опасения за свое здоровье преувеличены, но ничего поделать с ними не может.

Тревожность мнительная пр. вс. касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а т.ж. возможных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные.

Чаще всего пациенты нуждаются в дополнительной консультации специалиста (психотерапевта).

Медработнику необходимо быть терпеливым, не высмеивать страхи и опасения пациентов.

6.

нозофильное

Пациент испытывает удовлетворение от возможности освободиться от ряда обязанностей из-за болезни. Может выставлять напоказ близким и окружающим свои страдания.

Чаще всего такая реакция свойственна эгоцентричным, инфантильным людям. Тем не менее нельзя пренебрегать жалобами пациента.

7.

утилитарное

Пациент стремится получить моральную или материальную выгоду от болезни. Иногда это может быть «бегством» от реальных проблем.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – возникающий у больного целостный образ своего заболевания, отражение в психики больного своей болезни.

Преморбид – личностные особенности, на фоне которых развивается болезнь.

Ипохондрия – чрезмерная озабоченность собственным физическим здоровьем.

Блок контроля знаний и умений

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

  1. Вспомните, что является предметом изучения медицинской психологии.
  1. Какие методы исследования применяются в медицинской психологии?
  1. Дайте определение медицинской деонтологии.
  1. Дайте определение сестринской деонтологии.
  1. Вспомните понятие ятрогении.
  1. У каких пациентов чаще всего развиваются ятрогении?

Эталоны ответов на вопросы контроля исходного уровня знаний

  1. Предметом изучения медицинской психологии являются психологические факторы, влияющие на болезни, личность пациента с в связи с его болезнью или здоровьем и социальной микросредой, личность медицинского работника и система отношений в медицинском отношении.
  1. Беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения); метод наблюдения за поведением пациента; эксперимент, анкетирование; интервью, тестирование; исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.д.).
  1. Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos – долг, должное; logos – учение) — наука о профессиональном долге медицинских работников. Медицинская деонтология неразрывно связана с медицинской этикой, изучающей морально‑нравственные аспекты медицины.
  1. Сестринская деонтология – часть сестринской этики, которая рассматривает как, с точки зрения сестринской этики, должна поступить сестра в конкретной ситуации, возникшей в процессе ее профессиональной деятельности.
  1. Ятрогении (от греч. Iatros– врач,genes– порождающий, т.е. «болезни порожденные врачом») – это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств либо процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, ограничению привычной деятельности, инвалидизации или смерти; осложнения медицинских мероприятий, развившиеся в результате как ошибочных, так и правильных действий медицинского работника.
  1. Ятрогении развиваются чаще всего у мнительных пациентов, т. е. относящихся к своим ощущениям с повышенным чувством тревоги, которые даже в относительно безобидных медицинских терминах и симптомах видят указания на наличие у них серьезного заболевания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

  1. Дайте определение ВКБ.
  1. Перечислите и кратко охарактеризуйте уровни ВКБ.
  1. Какие факторы влияют на формирование ВКБ?
  1. Какие заболевания вызывают переживания у подростков и молодых людей?
  1. На какие заболевания острее реагируют люди среднего возраста?
  1. Какие основные параметры имеют значение при оценивании болезни?
  1. Перечислите типы реагирования на заболевания.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

  1. Внутренняя картина болезни (ВКБ) – возникающий у больного целостный образ своего заболевания, отражение в психики больного своей болезни.

  1. Уровни ВКБ: чувственный (сенситивный) – комплекс субъективных болезненных ощущений; эмоциональный – реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом; интеллектуальный – знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания; мотивационный – отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья.
  1. На формирование ВКБ оказывает влияние 2 группы факторов: социально-конституциональные (пол, возраст, профессия) и индивидуально-психологические факторы (преморбидные особенности личности такие как свойства темперамента, особенности характера и качеств личности).
  2. Заболевания, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции.
  1. Инвалидизирующие заболевания.
  1. Вероятность летального исхода, вероятность инвалидизации и хронификации, болевая характеристика болезни, необходимость радикального или паллиативного лечения, влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения, социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме, влияние болезни на семейную и сексуальные сферы, влияние болезни на сферу развлечений и интересов.
  1. Нормальное, пренебрежительное, отрицающее, ипохондрическое, нозофобное, нозофильное, утилитарное.

Ситуационные задачи с эталонами ответов для контроля усвоения материала

Задача

Примерный вариант ответа

1.

Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность , прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю).

Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Пренебрежительное.

2.Необходимо выяснить, что больная знает о своем заболевании и прогнозе. Если пациентка не осознает, что несоблюдение требований врача по поводу диеты и образа жизни может привести к негативным последствия, вплоть до летального исхода, необходимо провести с ней беседу. В том случае, если пациентка знает о тяжести своего заболевания и не выполняет предписания врача по иным причинам, например, хочет жить полноценной жизнью и иной жизни не представляет, то необходимо уважать ее выбор. Необходимо стремиться к тому, чтобы больная адаптировалась к изменившимся под влиянием болезни условиям жизни.

2.

Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Ипохондрический.

2.Необходимо учитывать, что многие пациенты, перенесшие инфаркт, бояться повторения случившегося. Можно посоветовать пациенту обраться к психотерапевту (психологу).

3.

Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Нормальное.

2.Пациентке предстоит сложная операция и поэтому ее реакция является нормальной. Во время беседы с больной необходимо сделать акцент на важности и необходимости этой операции с целью сохранения жизни и здоровья. Рассказать, что врач обязательно даст рекомендации по поводу интимной жизни.

4.

Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Отрицающее.

2.Это нормальная реакция на онкологический диагноз. Но необходимо убедить пациентку начать лечение, рассказать о последствиях отказа от лечения.

5.

Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Нозофобное

2.Необходимо объяснить пациентке, что ее опасения напрасны. Можно порекомендовать обраться к психотерапевту.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«ОТЛИЧНО»

Ответы студентов демонстрируют хорошее владение материалом по теме, знание и понимание терминологии. Умение последовательно и логично излагать материал, проводить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. Допускается одна незначительная ошибка (неточность)

«ХОРОШО»

Студент демонстрирует уверенное знание основных понятий темы, владение и понимание терминологии по теме, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может не достаточно точно определено значение некоторых понятий (не более двух), возможны отдельные недостатки в формулировке выводов.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, не демонстрируется владение терминологией по теме. Допущены ошибки в речевом оформлении высказывания.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Ответ обнаруживает незнание или неверное понимание основных понятий темы и неготовность ответить на наводящие вопросы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Форма работы:

составление ситуационных задач по типам реагирования на заболевания

Требование к оформлению работы:

представить работу в письменном виде

Инструкция по составлению задачи:

вы можете вспомнить реальный случай (из своей практики) или составить задачу, опираясь на личный опыт, по примеру задач, которые вы разбирали на занятии. К задаче обязательно должен быть эталон ответа.

Срок сдачи: следующее практическое занятие.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Оценка «отлично»: работа сдана вовремя, оформлена в соответствии с требованиями, используется терминология по теме

Оценка «хорошо»: работа сдана вовремя, оформлена в соответствии с требованиями, но есть неточности в использовании терминологии по теме.

Оценка «удовлетворительно»: работа вовремя не сдана, есть неточности в использовании терминологии.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Основная:

Островская И. В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М., 2008. – 400 с.

Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. мед. учеб заведений. – М., 2006. – 320 с.

Полянцева О. И. психология для средних медицинских учреждений. – Ростов н/Д., 2008. – 414 с.

Дополнительная:

Менделевич В. Д. Клиническая медицинская психология. – М., 2002. – 592 с.

Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. – Ростов н/Д., 2003. – 512 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Таблица «Типы реагирования на заболевания и тактика профессионального взаимодействия»

Тип реагирования на заболевание

Краткое описание

Возможная тактика профессионального взаимодействия

1.

нормальное

Пациент трезво оценивает свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремится во всём содействовать успеху лечения, не желая обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела.

В любом случае пациент нуждается в поддержке и сочувствии.

2.

пренебрежительное

Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на

прогнозе заболевания

Возможно, такое отношение к болезни – защитная реакции и важно понять причину такой реакции, чаще всего это страх. Такой пациент нуждается в поддержке, необходимо дать понять ему, что вы рядом и поможете ему. В некоторых случаях пациенты сознательно отказываются от лечения. Необходимо объяснить о последствиях такого отношения к своему здоровью. Но выбор пациента необходимо уважать.

3.

отрицающее

Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Такая реакция свойственна пациентам, когда они узнают о тяжелом заболевании и необходимости трудного лечения (например, онкологические больные).

Необходимо дать время, чтобы пациент мог переработать информацию и принять ее.

4.

ипохондрическое

Пациентам с этим типом реагирования свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своем заболевании, непрерывный поиск «авторитетов». Таких пациентов интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов), чем собственные ощущения, поэтому они больше слушают высказывания других, чем предъявляют жалобы. Настроение у таких пациентов тревожное, угнетенное. Тревожный тип реагирования на заболевание явл. одним из типичных!!!

Чаще всего такая реакция свойственна тревожно-мнительным пациентам, чрезмерно заботящимся о своем здоровье. Такие пациенты нуждаются в постоянной поддержке и внимании со стороны всего медперсонала. Их нельзя оставлять «в неведении», необходимо информировать о ходе лечения, о назначаемых препаратах, чтобы ослабить тревогу и снять беспокойство.

5.

нозофобное

Пациент осознает, что его опасения за свое здоровье преувеличены, но ничего поделать с ними не может.

Тревожность мнительная пр. вс. касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а т.ж. возможных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные.

Чаще всего пациенты нуждаются в дополнительной консультации специалиста (психотерапевта).

Медработнику необходимо быть терпеливым, не высмеивать страхи и опасения пациентов.

6.

нозофильное

Пациент испытывает удовлетворение от возможности освободиться от ряда обязанностей из-за болезни. Может выставлять напоказ близким и окружающим свои страдания.

Чаще всего такая реакция свойственна эгоцентричным, инфантильным людям. Тем не менее нельзя пренебрегать жалобами пациента.

7.

утилитарное

Пациент стремится получить моральную или материальную выгоду от болезни. Иногда это может быть «бегством» от реальных проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Задача № 1.

Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю).

Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

Задача № 2.

Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

Задача № 3.

Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки с придатками. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

Задача № 4.

Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

Задача № 5.

Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

Менделевич В. Д. Клиническая медицинская психология. – М., 2002. – 592 с.

Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.

Островская И. В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М., 2008. – 400 с.

Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. мед. учеб заведений. – М., 2006. – 320 с.

Полянцева О. И. психология для средних медицинских учреждений. – Ростов н/Д., 2008. – 414 с.

Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. – Ростов н/Д., 2003. – 512 с.

Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. – Будапешт, 1981. – 287 с.

1

25