Г.В. Пинигина Методические указания. Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по самоконтролю усвоения дисциплин

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии и педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по самоконтролю усвоения дисциплин «Педагогика и психология высшей школы» и «Социальная психология»

Составители Г.В.Пинигина Е.С.Мичурина

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 2 от 25.09.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 319 от 14.10.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

2

Вместо предисловия

В целях самоконтроля усвоения дисциплин психологопедагогического цикла, изучаемых магистрантами направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», в данной методической разработке приведены программы дисциплин и вопросы для самопроверки усвоения содержания дисциплин.

Контролируя усвоение содержания психолого-педагогическихдисциплин, магистрант должен помнить, что общая и главная цель у всех этих дисциплин одна– формирование психологической готовности магистранта к педагогической деятельности. А поэтому особое внимание следует обратить на вопросы, общие для всех дисциплин:

каково влияние содержание данной дисциплины на формирование положительного отношения к педагогической деятельности;

влияло ли содержание данной дисциплины на осознание профессиональной пригодности в педагогической деятельности;

на формирование каких педагогических умений повлияют знания, полученные при изучении данной дисциплины.

Г.В.Пинигина

3

ПРОГРАММА

По дисциплине « Педагогика и психология высшей школы»

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.1.ЦЕЛИ дисциплины:

6 стр., 2722 слов

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика ...

... и методов интерактивного обучения на занятиях психологии. Методы проблемного обучения в преподавании психологических дисциплин. Специфика методов преподавания психологии в детском саду и начальной школе ... ценных качеств личности? Перечислите психологические характеристики внимания преподавателя и студента? Назовите педагогические приёмы привлечения и удержания внимания студентов. По каким критериям ...

сформировать у магистрантов психологическую готовность к педагогической деятельности.

1.2.ЗАДАЧИ дисциплины:

раскрыть социальную значимость и особенности педагогической деятельности, что способствовало бы формированию у магистрантов положительного отношения к ней;

вооружить знаниями, необходимыми для формирования педагогических умений;

сформировать установку на самообразование и самосовершенствование педагогических способностей.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование

разделов

часов

тем

1.

Педагогиче-

 

Лекция 1. Структура педагогической

ская

деятель-

6

деятельности.

ность.

 

Лекция 2. Педагогические умения.

 

 

 

Лекция 3. Педагогические способности.

 

 

 

Педагогическое мастерство.

2.

Педагогиче-

 

Лекция 4. Общее понятие дидактики.

ский

процесс и

16

Структура педагогического процесса.

законы дидакти-

 

Лекция 5. Педагогические цели. Содер-

ки.

 

 

жание образования.

 

 

 

Лекция 6. Теория образования. Сущ-

 

 

 

ность обучения.

 

 

 

Лекция 7. Педагогические принципы.

 

 

 

Лекция 8. Современные дидактические

 

 

 

принципы высшей школы.

 

 

 

Лекция 9,10. Методы обучения.

 

 

 

Лекция 11. Педагогические средства и

 

 

 

формы организации педагогического

 

 

 

процесса.

 

 

 

4

 

 

 

 

3.

Проблемы

 

Лекция 12. Основной тезис педагогики –

воспитания.

4

обучая, воспитываем. Воспитательный

 

 

 

потенциал учебного процесса.

 

 

 

Лекция 13. Формирование социально-

 

 

 

психологической зрелости студента.

4.

Элементы

 

Лекция 14. Исследование процессов раз-

психологии

6

вития в процессе обучения.

высшей школы.

 

Лекция 15. Психологические особенно-

 

 

 

сти студенческого возраста.

 

 

 

Лекция 16. Психология познания. Пси-

 

 

 

хологические особенности общения

 

 

 

преподавателя и студента в вузе. Пока-

 

 

 

затели психологической готовности к

 

 

 

педагогической деятельности.

5. Перспективы

 

Лекция 17. Педагогическое проектиро-

развития педа-

4

вание.

гогики и психо-

 

Лекция 18. Педагогические технологии.

логии

высшей

 

 

школы.

 

 

 

Всего

36

 

2.2. Практические занятия

 

Темы занятий

Содержание занятий

Кол.час.

1.

Диагностирование педа-

Тестирование, самооценка,

 

гогических способностей

самоанализ своих педагоги-

10

 

 

ческих способностей.

 

2.

Педагогическое мастер-

Посещение

занятий препо-

 

ство

давателей

с последующим

8

 

 

обсуждением.

 

 

 

 

Всего

18

5

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

В процессе самостоятельной работы студенты прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1.Брунер.Дж. Психология познания. М.: Прогресс,1977.

2.Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск,1983.

3.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.:

ЛГУ,1988.-563с.

4.Столяренко Л.Д. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Ростов н/Д: Март,2000.

Дополнительная литература по дисциплине

1.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-воБГУ,1981.

2.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.:

ЛГУ, 1985.

3.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. М.: МГУ,1986.

4.Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности. Учеб. пособие по курсу «Общая педагогика» для самостоятельного изучения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

Методические материалы

1.Развитие социально-психологическойзрелости студентов младших курсов технического университета / Под ред. Г.В.Пинигиной. Кемерово:Изд-воКузГТУ, 1998.

2.Самосовершенствование профессионально важных качеств у студентов технического университета в процессе их психологопедагогической подготовки / Под ред. Г.В.Пинигиной. Кемерово: Изд-воКузГТУ, 1999. – 107с.

6

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы»

1.Требования производства к современному выпускнику технического университета.

2.Современная концепция обучения.

3.Требования к вузовскому педагогу.

4.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его организационной деятельности?

5.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его гностической деятельности?

6.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его конструктивной деятельности?

7.Какие педагогические умения обеспечивают успех вузовскому педагогу в его коммуникативной деятельности?

8.Почему профессионально важные качества управленца совпадают с профессионально важными качествами педагога?

9.Что означает тезис «Обучая – воспитываем!»?

10.Раскройте содержание тезиса: «Процесс обучения обладает огромным воспитательным потенциалом».

11.Что необходимо для реализации воспитательного потенциала каждой дисциплины?

12.Что обеспечивает успех преподавателю вуза в его педагогической деятельности?

13.Основные педагогические проблемы высшей школы.

14.Что определяет педагогическое мастерство преподавателя

вуза?

15.Особенности студенческого возраста.

16.Особенности взаимодействия студентов и преподавателей.

17.Что понимается под психологической готовностью к педагогической деятельности?

18.Основные дидактические принципы высшей школы.

19.Первостепенные мероприятия, реализация которых необходима в вузе, на ваш взгляд, в целях повышения качества подготовки специалистов.

7

ПРОГРАММА

По дисциплине «Социальная психология»

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.ЦЕЛИ дисциплины:

раскрыть теоретические основы науки «Социальная психология»;

создать предпосылки для овладения практическими умениями и навыками, необходимыми для самовоспитания, успешного общения и управления.

1.2.ЗАДАЧИ дисциплины:

приобретение магистрантами знаний о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, и ознакомление с психологическими характеристиками этих групп для успешного взаимодействия в коллективе и достижения поставленных целей;

ознакомление с основными методами социального воздействия;

создание предпосылок для овладения элементарными умениями, необходимыми для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия

Наименование

Кол-

 

разделов

во

Наименование тем

 

часов

 

1. Введение в

 

Лекция 1. Предмет и задачи социальной

социальную

2

психологии. Основные этапы развития

психологию.

 

социальной психологии как науки. Со-

 

 

циальная психология и смежные науки.

 

 

Влияние человеческих ценностей на

 

 

концепции науки.

2.Социальное

 

Лекция 2. «Я» — в социальном мире. По-

мышление.

6

нятие самоэффективности. Предраспо-

 

 

ложения в пользу своего «Я». Мотива-

 

 

ция самоуважения. Управление впечат-

 

 

лениями и самопрезентация.

8

 

 

Лекция 3.Социальные убеждения и суж-

 

 

дения. Фундаментальная ошибка атри-

 

 

буции. Наши суждения о других. Вос-

 

 

приятие и интерпретация событий.

 

 

Стойкость убеждений. Убеждение са-

 

 

мореализации.

 

 

 

 

Лекция 4. Поведение и установки.

 

 

Влияние установок на поведение. Влия-

 

 

ние поведения на установки. Причины

 

 

влияния поступков на установки. Тео-

 

 

рии самопрезентации,

когнитивного

 

 

диссонанса и самовосприятия. Сравне-

 

 

ние теорий.

 

 

 

3. Социальные

 

Лекция 5. Культура и поведение. Соци-

воздействия.

8

альные роли. Подходы к интерпретации

 

 

социальных ролей. Влияние социальной

 

 

роли на развитие личности. Гендерные

 

 

роли. «Я»-концепцияи социальные

 

 

взаимоотношения.

 

 

 

 

Лекция 6. Конформизм. Сила воздейст-

 

 

вия ситуации. Когда и почему проявля-

 

 

ется конформизм. Сопротивление соци-

 

 

альному давлению. Убеждение. Два

 

 

способа убеждения: прямой и косвен-

 

 

ный. Слагаемые убеждения. Сопротив-

 

 

ление убеждению: прививка установок.

 

 

Лекция 7-8. Понятие группы. Классифи-

 

 

кация групп. Социальная фасилитация.

 

 

Социальная

леность в

повседневной

 

 

жизни. Деиндивидуализация. Групповая

 

 

поляризация. Огруппление мышления и

 

 

его предотвращение. Влияние мень-

 

 

шинства. Лидерство.

 

 

4. Социальные

 

Лекция 9.

Предрассудки.

Социальные

отношения.

4

источники

предрассудков.

Стереотипы

 

 

понимания социального развития чело-

 

 

века. Влияние стереотипов на суждения.

 

 

Агрессия. Теории агрессии. Что влияет

 

 

на агрессию. Ослабление агрессии.

9

Лекция 10. Конфликт. Социальные дилеммы. Искаженное восприятие. Примирение. Контакт, сотрудничество и коммуникация. Примирение в реальной жизни. Альтруизм: помощь другим. Причины оказания помощи. Усиление альтруизма.

Всего: 20

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

В процессе самостоятельной работы студенты прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

2.Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред.В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.

3.Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,1997.

4.Милграм С. Экспериментальная социальная психология. СПб.:

Питер,1999.

5.Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

Дополнительная литература по дисциплине

1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социальнопсихологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

2.Бернс Р. Развитие Я-концепциии воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс,1986.

3.Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.

4.Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. СПб.: Питер, 1999.

5.Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.Жукова, А.Петровской, О.Соловьевой. М., 1994.

10

6.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

7.Гришина Н.В. Если возникает конфликт // Психология в управ-

лении. Л., 1983.

8.Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

9.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическоеобуче-

ние. Л., 1985.

10.Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

11.Квинн В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.

12.Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. М., 1991.

13.Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ,1964.

14.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии

иприкладных исследованиях. М., 1980.

15.Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство Союз,

2000.

16.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологическойтеории. М.,

1971.

17.Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э.Пайнс., К.Маслач, СПб.: Питер, 1999.

18.Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. -М.:Институт практической психологии, 1998.

19.Прутченков А.С. Социально-психологическийтренинг межличностного общения. М., 1991.

20.Психология социальных ситуаций / Сост. и общая ред. Н.В.Гришиной. – СПб.: Питер, 2001.

21.Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999.

22.Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.

23.Скрипкина Т.П. Психология доверия. Ростов-н/Д,1998.

24.Хьелл Л. Теории личности. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. СПб.: Питер,

1998.

25.Чалдини Р. Психология влияния.СПб.: Питер, 1999.

26.Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-н/Д.,1998.

Г.В. Пинигина Методические указания. Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по самоконтролю усвоения дисциплин — Стр 2

11

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Социальная психология»

Раздел 1. Введение в социальную психологию

1.Какое определение социальной психологии вы можете дать?

2.В чем отличие социальной психологии от других наук?

3.Как человеческие ценности влияют на восприятие действительности и научные исследования?

Раздел 2. Социальное мышление

1.В чем вы видите различие между эмпирическим «Я» и чистым

«Я»?

2.Дайте определение «зависимой» и «независимой» позиции личности.

3.Объясните, что такое предрасположения в пользу своего «Я»?

4.В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции?

5.Что оказывает влияние на ваше восприятие и ваши суждения?

6.В чем причины изменения установок?

7.Какие существуют объяснения влияния поступков на установки?

8.Что такое самомониторинг и какую роль он играет в самопрезентации?

9.Как социальная среда влияет на социальное познание?

Раздел 3. Социальные воздействия

1.Каким образом культура влияет на гендерные роли?

2.Каковы причины гендерных различий в социальном поведении?

3.Какие виды конформизма вы знаете и в чем их отличие?

4.Почему проявляется конформизм?

5.Какие способы убеждений вам встречаются чаще?

6.Что влияет на эффективность процесса убеждения?

7.Каковы причины образования групп?

8.Какие коллективные влияния вы знаете?

9.Как проявляется групповая поляризация?

10.Существует ли «противоядие» от огруппления мышления?

12

11.Каково влияние лидера на группу?

12.От чего зависит изменение стиля руководства?

Раздел 4. Социальные отношения

1.Есть ли отличие в понятиях «предрассудки» и «стереотипы»?

2.Что порождает предрассудки?

3.Как фрустрация влияет на предрассудки?

4.Что такое агрессия и какие существуют типы агрессии?

5.В чем причины агрессивного поведения?

6.В чем отличие теории катарсиса и социального научения?

7.Что такое конфликтоген?

8.Как зеркальное восприятие отражается на конфликте?

9.Какие вы знаете стратегии примирения?

10.Какие существуют пути избежания конфликта?

11.Почему люди проявляют альтруизм?

12.Какие теории объясняют альтруизм?

13

Составители Галина Вениаминовна Пинигина Елена Сергеевна Мичурина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Программы и вопросы для магистрантов направления 552900 по

самоконтролю усвоения дисциплин «Педагогика и психология высшей школы» и «Социальная психология»

Редактор З.М. Савина

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 23.10.01. Формат 60х84/16 Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд.л. 1,00. Тираж 50 экз. Заказ

ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул.Весенняя,28.

Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет.

650099, Кемерово, ул. Д.Бедного, 4А.