Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГБОУВПО

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»

Факультет эксплуатации водного транспорта и судовождения

*

Кафедра «Радиоэлектроника»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Психология и педагогика

На тему: «Мозг и психика человека».

Выполнил: курсант 341 учебной группы ФЭВТ и СВ, спец. «ТЭТР»

Якимов А.Н.

Проверил: Рудаков Л.В.

СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание

1

Введение

2

1

Психика: сущность, функции, структура и ее понимание в современной отечественной психологии

3

2

Сознание и его области

9

3

Сознание человека в психологи: состояния, виды.

11

4

Понятие нервной системы, функциональной активности нервных клеток и рефлексов

12

5

Система познавательных процессов и их характеристика

12

Список источников

15

Введение

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 — ок. 377 г. до н. э.).

В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.        В начале XX века из двух разных областей знаний — физиологии и психологии — оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. 

  1. Психика: сущность, функции, структура и ее понимание в современной отечественной психологии.

На первый взгляд кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Действительно, каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Однако при попытке так или иначе понять сущность психики, дать ей четкое определение, тотчас же оказывается, что одних внешних представлений недостаточно для ответа на вопрос, что такое психика. Обнаруживается, например, что в структуре этого сложного явления трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех ее сторон, которые принадлежат внешнему миру.

Специалисты-психологи давно, заметили, что психика буквально растворяется во всех образах мира и нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре загадочной и неопределенной.

Эта загадочность и порождает множество попыток дать более или менее ясное определение сущности психики.

Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом. Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция — обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Говоря о психическом отражении, следует иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к прошедшему, и к будущему. Это означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.

В целом психическое отражение имеет следующие специфические особенности:

• это самый сложный и наиболее развитый вид отражения;

• оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой;

• оно имеет активный характер, т.е. связано с поиско и отбором способов действий, адекватных условиям среды;

• оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности; •оно субъективно;

• оно носит опережающий характер.

Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует иметь ввиду, что оно имеет процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Психическое отражение идеально по форме, это — мысли, ощущения, образы, переживания, т.е. то, что находится внутри человека, что нельзя потрогать руками, зарегистрировать с помощью измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.

Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов. Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную психику.

Управляющая психика — личность. За побуждающую и управляющую функцию в головном мозгу животных и человека в первую очередь отвечают, по современным данным, как специализированные мотивационно-эмоциональные структуры (гипоталамус, лимбическая система), так и лобные доли коры головного мозга. С учетом этих нейропсихологических и нейрофизиологических данных, а также представлений о решающей роли потребностей и эмоций на первых стадиях запуска и управления поведением, можно допустить, что Управляющая психика и является тем фундаментальным психическим механизмом, который мы называем личностью. Личность можно рассматривать скорее как центральную подсистему (тогда как в качестве «периферических» индивидуальных подсистем выступают сенсорно-перцептивные процессы), как главный регулятор взаимодействия субъективного мира психической реальности с объективной социальной и предметной средой.

Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, ориентировки, познания («отражения», сохранения и переработки информации), выполнения инстинктивных или задаваемых Управляющей психикой программ движений, речи. Другими словами, сюда можно отнести следующие психические механизмы и функции:

Сознание — в данной модели структуры психики рассматривается как «поле» ясного видения, создающее возможность более отчетливого и глубокого понимания поступающей здесь и теперь, извне и изнутри, информации. Важно, что это не сама поступающая информация, а «экран», на который она проецируется. Сознание позволяет не только четче видеть и понимать происходящее внутри и снаружи, но и соотносить в одном психическом поле актуальную целевую (мотивационную) и внешнюю ситуационную информацию, а также соотносить эти мотивационно-эмоциональные и когнитивные психические образования с актуальными моторными характеристиками выстраиваемого поведения. Такой подход к пониманию сознания отличается от традиционного, смешивающего сознание то со всей психикой, то с личностными отношениями и качествами, то со всем содержанием психики. Познавательные процессы — это традиционно обозначаемые как «психические» процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти, мышления и воображения. Психомоторные процессы — процессы осуществления движений тела, конечностей, головы, органов чувств. Речь — механизмы и процессы восприятия и артикуляции языковых знаков, т.е. «вторичных кодов», которые могут обозначать любые процессы и явления, протекающие в психике и за ее пределами. Эта языковая способность универсальна и в другом отношении — она всемодальна, функционирует в любой психической модальности. Исполнительные психические процессы и функции изначально прописаны в психике. В процессе онтогенеза они проходят закономерные этапы своего созревания и развития в процессах обучения и спонтанного саморазвития.

Взаимодействие Управляющей и Исполнительной психики. Все механизмы Исполнительной психики являются средствами для организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний и целей личности. Т.е. они обслуживают Управляющую психику, выполняя ее побуждающие, направляющие и организующие указания. Такое естественное деление психических функций и механизмов на «цели и средства» мы обнаруживаем как в психике в целом, так и отдельно в структуре личности. Под инициирующим руководством актуальных потребностей и целей, выражающих их эмоций, а также аппарата субъекта, в процессе прижизненного развития механизмами Исполнительной психики нарабатываются полезные психоинформационные средства-ориентиры — когнитивные образы и представления, слова и предложения, схемы действий. Они существенно расширяют диапазон заданных генотипом значимых ориентиров и способов осуществления первичных потребностей и производных стремлений. Существенно, что сама природа первичных потребностей при этом всегда остается одной и той же. Они действительно многократно и различным образом «опредмечиваются», т.е. их изначальная метанаправленность конкретизируется в соответствии с особенностями и возможностями текущей внешней и внутренней ситуаций. Но потребность не превращается с помощью находимых индивидом конкретных ориентиров и схем действий ее удовлетворения в какую-то другую. Например, потребность человека в пище, в достижении состояния сытости, сущностно остается той же самой и при еде с помощью тарелки, вилки и ложки, и при еде руками. Правильнее считать, что потребность в течение жизни все более «вооружается» разнообразными средствами своего осуществления, но по сути остается той же.

Если рассматривать живой организм как целое, то мы увидим, что психика является лишь одной из его функций. Органом психики является нервная система и, возможно, как утверждают некоторые гипотезы, некая волновая биополевая структура. В любом случае, орган психики — лишь часть целого организма, тела. Психику можно рассматривать и как средство осуществления желаний тела. Можно и наоборот, тело представлять как инструмент осуществления желаний личности, являющейся своего рода «сердцем», центральным регулятором психики и всего организма. Истина, видимо, где-то посередине между этими крайними взглядами. По большому счету, личность органически содержит в себе как желания тела, так и законы и устремления всей Природы, всего Космоса. И в этом смысле личность не только физиологична, но одновременно и космична. С помощью психики живое существо активно взаимодействует как со своим телом, так и с различными факторами природного и социального окружения, в котором оно изначально находится. Здесь важно добавить, что взаимодействие психики и личности с внешним окружением не сводится лишь к взаимодействию с социумом. Думается, абсурдно и сводить все многообразие личности к мифической социальной сущности. Не меньшую роль, чем взаимодействие с социумом, играет в развитии психики и личности человека его взаимодействие с собственным организмом, с живой и неживой природной средой и с характеристиками своей психики и личности.

Сознание и его области

    В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

    Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

    С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

    1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

    2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

    3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

    4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

    Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. В психологии различают несколько видов сознания человека:

    • житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

    • проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

    • научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

    • эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

    • этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности).

    В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

    Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

    1. Сознание человека в психологи: состояния, виды.

    Современные психологи выделяют следующие виды сознания человека. Рассмотрим основные из них. Итак, первое – состояние бодрствования, еще известное, как  активное состояние сознания.  Второе – это период отдыха, сон. Однако некоторые ученые утверждают, что период отдыха сознания человека подразделяется на сновидения и глубокий сон.  Данные виды состояния сознания относят к «обычным» или «естественным» состояниям.

    Также существуют измененные виды человеческого сознания, то есть,  определенные отклонения   в переживаниях и психологическом функционировании, которые значительно отличаются от типичных. Данные отклонения либо фиксируются наблюдателями, либо рефлексируются человеком самостоятельно. По мнению некоторых ученых-психологов,  измененные уровни сознания  также классифицируются.  Итак, выделяют следующие типы состояния сознания:

    — обусловленные различными психологическими техниками: религиозные обряды,  аутогенные тренировки и т.д.

    — спровоцированные искусственно: различные психологические процедуры. Кроме того, существует несколько инструментов, которые провоцируют   искусственное изменение состояние человеческого сознания. Чаще всего это алкоголь, наркотические препараты и психоделиками (галлюциногенные грибы, марихуана и т.д.)

    — возникающие спонтанно в обычных или экстремальных  условиях для человека: роды, спортивная игра, переживания спортсменов перед серьезным мероприятием и т.д.

    Измененное состояние сознания выполняет адаптивные и дезадаптивные функции, которые могут положительно влиять на жизнь человека. Адаптивные функции направлены на улучшение физического и душевного состояния человека, на борьбу с болезнями (в лечении бронхиальной астмы, артритов и других видов болезней) и болью, обострение понимания смысла жизни, своего назначения на земле и в обществе, увеличивает коллективную сплоченность. Дезадаптивные функции способствуют уходу от реальности, благодаря, чему человек решает определенные психологические потребности.

    1. Понятие нервной системы, функциональной активности нервных клеток и рефлексов

    Не́рвная систе́ма — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

    1. Система познавательных процессов.

    Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

    Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

    Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

    Познавательными процессами являются:

    1. Ощущение — есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека. 

    Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха. 

    Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты — рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны. Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.  2. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. 

    Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью. 

    3. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. 

    Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. 

    В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью него. 

    4. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. 

    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей а основе развития и обучения. 

    5.Воображение — психический процесс, выражающийся: 

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 

    3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. 

    Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

    Список источников:

    1. http://studentbank.ru/view.php
    2. http://www.forpsy.ru/referat-206782
    3. http://www.referatnatemu.com
    4. http://azps.ru/articles

    Новороссийск 2013