1.3. Анализ понятия:

План

1. Методологическая часть

1.1. Тема исследования

1.2Актуальность исследования

1.3. Анализ понятия

1.4. Анализ литературы

1.5. Цель исследования

1.6. Задачи исследования

1.7. Объект и предмет исследования

1.8. Гипотеза исследования

2. Методическая часть

2.1. Образец анкеты

2.2. Матрица-таблица обработки результатов

3. Результаты социологического исследования

4. Разработанные рекомендации

5. Список литературы

1. Методологическая часть.

1.1. Тема исследования:

Гражданский брак, как форма отношений.

1.2. Актуальность исследования:

Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца. В настоящее время, особенно в студенческой среде, такое положение встречается довольно часто. Вот почему нет необходимости особо доказывать актуальность выбора темы исследования по этому вопросу.

Считается, что самой распространенной причиной заключения гражданского брака является попытка репетиции семейных отношений, где проверяется бытовая совместимость, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь. Согласны ли с этим студенты?

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... уровнях. •Методологические требования к проведению психологопедагогического исследования. •Методологические требования к результатам исследования. 4 Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика •Компоненты научного аппарата психолого-педагогическогоисследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, ...

Иногда ученые рекомендуют гражданский брак как временную форму личной жизни всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную свободу. Нужны ли студентам такие отношения – ведь они изначально создаются именно как временные?

Считается, что в гражданских браках есть и свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни – такими, к примеру, как «женщина – домохозяйка, мужчина – добытчик», «бюджет должен быть общим», «ни шагу налево», «нужно понравиться всем родственникам супруга». Склонны ли молодые люди воспринимать «вторую половину» гражданского брака как свою собственность?

На Западе время, когда гражданский брак должен уступить место законному определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка. Как определяют этот «водораздел» студенты?

И, наконец, общеизвестно, что у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Кроме того, неофициальные семейные отношения – это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети.

Как гласит пословица: «Милые бранятся — только тешатся». И мы с этим полностью согласны, ведь если увлечься процессом, однажды окажется, что милый — уже не милый, а просто чужой человек. Ссору легче не допустить, чем погасить. По этому не менее интересным является изучение «идеального брака», а именно как современная молодежь понимает такой тип отношений. Что подразумевает студент под понятием «идеальный брак»? По мнению британских ученых, дольше всего могут продержаться те семьи, в которых жена превосходит мужа по умственным способностям, а по возрасту моложе его на пять лет. Об этом свидетельствуют результаты исследования группы ученых из британского университета города Бат, опубликованные в журнале European Journal of Operational Research. Анализ отношений 1,5 тысяч пар, которые состоят в браке или в серьезных отношениях, показал, что долгая супружеская жизнь обеспечена тем семьям, где муж старше жены. Если же супруга старше мужа на три года и более, их шансы на развод в три раза выше,

чем если бы они были одного возраста. А наибольшую вероятность прожить долго и счастливо имеют пары, в которых жена намного образованнее мужа. Кроме того, исследователи выяснили, что союзы, где только один из супругов был разведен, намного стабильнее, чем те, в которых оба супруга прошли через развод. Ученые пришли к выводу, что сократить количество разводов можно в том случае, если мужчины и женщины будут подбирать себе пару не только на основе любви, физической привлекательности и похожих взглядов, но также после оценки возраста, образования и социального происхождения.

23 стр., 11425 слов

Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов

... Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В.Н. Дружинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. ... совмещается с образом рогоносца. К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на ...

Родиной гражданского брака еще в XVI веке стала Голландия. Когда ее подданные, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, не могли обвенчаться в церкви, власти разрешили оформлять им свои отношения в мэрии. Именно такой брак и стал называться гражданским.

Это понятие появляется во второй половине ХIХ века для обозначения супружеского союза, заключенного без религиозного освящения в органах государственной власти. Большевистская политика после 1917 года лишила законного статуса церковные браки. Гражданскими браками стали называться светские браки – как прошедшие регистрацию в отделах ЗАГС, так и не зарегистрированные. Вплоть до 1944 года незарегистрированные союзы по закону были уравнены в правах с зарегистрированными, то есть давали возможность наследования, раздела совместно нажитого имущества в случае развода, а также автоматического признания отцовства детей, рожденных в таких союзах. В послевоенный период незарегистрированные союзы запрещаются, и против них разворачивается идеологическая кампания. Штамп в паспорте стал также важен для социальной успешности: продвижения по службе, выезда за рубеж. С этого времени выражение «гражданский брак» начинает использоваться как эвфемизм для обозначения сожительства без юридического оформления. Незарегистрированные союзы стали относительно редким явлением и были распространены, главным образом, среди маргинальных слоев общества.

Семейная нестабильность, незарегистрированные союзы, частая смена партнеров, промискуитет были характерны для лиц, находящихся на дне общества, по разным причинам оказавшимися нелегалами, алкоголиками, преступниками. «Презрение к загсовскому штампику» было характерно и для советских диссидентских кругов, в которых крещение детей, совместная жизнь без официальной регистрации или частая смена партнеров выступали формой инакомыслия и инакодействия в условиях, когда открытый протест невозможен (Zdravomyslova, 2001; Чуйкина, 1996).

Пренебрежение официальными нормами брачного и сексуального поведения отличало также и «золотую» молодежь – выходцев из среды номенклатурной и культурной элиты в позднесоветском обществе (Козлова, 2005).

В постсоветское время практика совместного проживания без регистрации брака становится не просто распространенной, но воспринимаемой многими как нормальная; она не ассоциируется больше с маргинальными слоями общества. Незарегистрированные союзы становятся возможными благодаря либерализации гражданского и семейного законодательства. Упрощенная процедура установления отцовства для детей, рожденных вне брака, право получения матерями социальных льгот и выплат вне зависимости от семейного положения, возможность оформления имущества в совместную собственность и заключения договора о совместном проживании – все это позволяет гражданским супругам не только регулировать имущественные отношения между собой, но и претендовать на некоторые социальные льготы и гарантии.

11 стр., 5021 слов

Брак — основа семьи

... понятие брака; 2. рассмотреть брак как основу семьи; 3. рассмотреть заключение брака. Объект исследования - брак - основа семьи. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением брака - основы семьи. Основная ... 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Церковные браки, совершенные до принятия указанного Декрета, ...

Во второй половине 2000-х в медиа наблюдается политизация общественного обсуждения незарегистрированных союзов, прежде всего, в связи с идеологией укрепления семьи, решения демографической проблемы и повышения рождаемости. Консервативно настроенные социологи и демографы определяют гражданские союзы как «ненастоящие» или «неполноценные» браки; распространение таких союзов считается ими причиной снижения рождаемости. Нормативной моделью супружеских отношений вновь провозглашается официально зарегистрированный брак. Православная Церковь также высказывается против гражданских союзов. Например, православная литература и публикации на Интернет-сайтах называют такие браки

«греховными», «школой безответственных наслаждений», «блудом». Принятая в 2007 году «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи» вводит понятие «благополучной семьи», основным критерием которой является наличие зарегистрированных брачных отношений между родителями, а также наличие детей, количество которых равно двум, трем и более для обеспечения «расширенного воспроизводства населения по данному региону» (Концепция государственной политики… 2007).

Сегодня сложно сказать, насколько эффективной оказывается эта пропаганда, останется ли она исключительно формой политической риторики или найдет какой-то отклик в сердцах граждан.

Теперь под этим названием подразумевают добровольное совместное проживание и ведение общего хозяйства двумя людьми: мужчиной и женщиной «без каких бы то ни было взаимных обязательств». Хотя в юриспруденции понятие гражданского брака сохранило первоначальную сущность и относится к парам, которые оформили свой союз официально в ЗАГСе без венчания в церкви. Свободные же семейные отношения в действующем законодательстве Украины принято называть фактическим браком.

С нашей точки зрения, гражданский брак – это такие семейные отношения, которые не зарегистрированы государственными органами регистрации браков, а основаны на добровольном сожительстве.

1.4. Анализ литературы:

Для нашего исследования, в первую очередь, важны работы, рассматривающие различные аспекты «гражданского брака» как формы семейных отношений. Для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных аспектов незарегистрированного брака, поскольку подобные отношения полностью отрицались. Однако в настоящее время уже сделаны попытки исследований проблематики, связанной с распространением внебрачных отношений. Здесь можно отметить работы Т. А. Богдановой и А. Щукиной, И. Голода, Т. А. Долбик, Воробей, Л. В. Карцевой, Чуйкиной, А. Б.Синельникова, М. Босанаца, О. Ю. Косовой, Клецина А. А. и др.; Антонов. А. И. Микросоциология семьи (методология исследования

структур и процессов) / А.И. Антонов. — М.: Издат. дом «Nota Bene», 1998. — 360 с; Медков В.М. Демография.- М.: Инфра, 2005.- 576 с; Артюхов А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России / А.В. Артюхов // СОЦИС. — 2002. — № 7. – с. 6-8 ; Голод И. Семья и брак: историко-социологический анализ / И. Голод. — СПб.: TOO TK «Петрополис», 1998. — 272 с; Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства / T.A. Гурко // СОЦИС — 2000. — № И. — 90 — 97; Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.- 74 с.; Харчев А. Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль. 1979; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М, Наука. 1978.; Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. 2003. № 7; Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // СОЦИС. 2003. № 11; Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформирующегося общества // СОЦИС. 2003. № 7 ; Босанац M. Внебрачная семья. — М.: Прогресс, 1981; Косова О. Ю. Среди исследователей, непосредственно изучающих незарегистрированные отношения, необходимо отметить А. Р. Михееву, Е. Вовк. В её работах наиболее полно освящены проблемы незарегистрированных союзов и внебрачной рождаемости.

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; ... тонких инструментов усиливать мотивационную составляющую воздействия рекламы. На основании исследований о воздействии определенных ароматов на состояние человека ученые ...

Среди работ дальневосточных исследователей семейно-брачных отношений в первую очередь необходимо отметить исследования группы хабаровских социологов во главе с профессором Н.М. Байковым.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что сам социальный институт семьи достаточно глубоко изучен с различных сторон. Явление «гражданского брака» в нашем обществе распространяется все больше, однако полностью еще не изучено и оставляет за собой массу вопросов, требуя определения его места в современной семейной системе. За гранью четкого понимания остается вопрос, какое значение «гражданский брак» имеет для самого социального института семьи. Это обусловливает выбор темы, объекта и предмета исследования, определяет исходные позиции и задачи.

1.5. Цель исследования:

Цель исследования – узнать мнение студентов о проблемах, возникающих у партнеров в гражданском браке , а также их отношение к гражданскому браку как приемлемому союзу.

1.6. Задачи исследования:

Цель представленного исследования реализована средствами решения конкретных задач: в ходе анкетирования собрать и проанализировать информацию по вопросам:

  • считается ли гражданский брак приемлемой формой для студентов?
  • должен ли гражданский брак уступить место законному, и, если да, то когда?
  • значимы ли для студентов социальный статус супругов и связанные с ним стереотипы?
  • ценит ли молодежь семейные узы и что для них «идеальный брак»?

1.7. Объект и предмет исследования:

Объектом представленного исследования выступают студенты IV-V курса Сумского государственного университета им. А.С. Макаренко в возрасте 19-22 лет в количестве 50 человек.

Предмет представленного социологического исследования – проблемы, возникающие у партнеров по гражданскому браку и понимание современной молодежи «идеального брака».

3 стр., 1316 слов

Исследование уровня алекситимии студентов первого курса технических ...

... студентов к психологу. В исследованиях участвовали 353 студента первого курса технического вуза, 50 студентов первого курса и 15 студентов третьего курса педагогического вуза. Исследования проводились на добровольных началах, студенты ... глубокие знания, умения и навыки в области БЖД, не только формировать гражданскую позицию, но и учить понимать себя, свое состояние, состояние других людей. ...

1.8. Гипотеза исследования:

Предварительный анализ позволяет выдвинуть следующие непротиворечивые взаимосвязанные научные гипотезы представленного исследования, соответствующие исходным принципам социологии; не противоречащие теориям, истинность которых для данной области уже доказана, известным и проверенным фактам; доступным проверке в процессе социологического исследования при помощи специально разработанной анкеты:

  • гражданский брак для студентов есть приемлемой формой отношений;
  • общепринятое мнение о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются.
  • для студентов социальный статус супругов и связанные с ним стереотипы не являются значимыми.
  • для большинства студентов семейные узы не является ценностью, а понятие «идеальный брак» -не имеет смысла.

2. Методическая часть. Рабочий план социологического исследования по теме: «Гражданский брак»

1.Этап підготовки к исследованию.

1.1 Обсуждение и утверждение программы конкретно-социологического исследования.

1.2 Составление проекта выборки и бланка ее корректировки.

1.3 Разработка инструкций для группы, которая занимается сбором первичной социологической информации.

1.4 Тиражирование ( печать ) мотодического инструментария для проведения пробного (пилотажного) исследования.

1.5 Проведение пробного исследования.

1.6 Анализ результатов пробного исследования.

1.7 Внесение коректив в программу, методические документы и инструкции относительно опроса соответственно к выводам пробного исследования.

1.8 Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации.

1.9 Формирование группы сбора первичной информации ( анкетеров).

2. Этап полевого иссдедования.

2.1 Утверждение организационных вопросов полевого исследования c руководителем.

2.2 Подготовка респондентов к исследованию.

2.3 Проведение полевого исследования (массового сбора первичной информации).

3. Подготовка первичной информации к обработке на компьютерах.

3.1 Подготовка инструкций для выбраковки неправильно заполненных анкет.

3.2 Выбраковка негодных для обработки анкет.

3.3 Выписывание полученных ответов на открытые вопросы для их дальнейшей типологизации.

3.4 Разработка инструкций относительно кодирования открытых вопросов.

3.5 Кодирование открытых вопросов.

3.6 Составление программы для компьютера.

3.7 Перенисение полученной информации с анкет в компьютер.

3.8 Обработка первичной информации на компьютере.

10 стр., 4925 слов

Исследование уровня тревожности студентов

... реактивной и личностной тревожности»; )Д. Тейлор «Личностная шкала проявления тревоги». В исследовании принимали участие студенты второго и четвёртого курса факультета психологии, учащиеся ВятГГУ. Всего - 52 ... и четвёртого курса. Гипотеза: Н1: уровень тревожности у студентов первого и четвёртого курса различен. Исследование проводилось при помощи следующих методов: )метод количественной обработки и ...

4. Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

4.1 Анализ результатов исследования и подготовка предыдущего отчета.

4.2 Научно-практическое обсуждение предыдущего отчета, выводов и рекомендаций за выводами исследования.

4.3 Доработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций за выводами исследования.

4.4 Подготовка и утверждение аналитической справки за выводами исследования для органов управления.

2.1. Образец анкеты

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета – часть социологического исследования по теме «Гражданский брак», проводимого нами с целью изучения проблем, возникающих у партнеров по гражданскому браку. Нам важно именно Ваше отношение к данной проблеме.

Инструкция к заполнению анкеты.

  1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов.
  2. Обведите, тот вариант ответа который соответствует выбранному Вами ответу.
  3. Возможен только один вариант ответа на вопрос.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

1. Укажите ваш пол?

1. М 2. Ж

2. Укажите ваш возраст?

____________

3.Состоите ли Вы в гражданском браке?

1.Да 2. Нет

4.Считаете ли гражданский брак приемлемой для Вас формой отношений?

1. Да 2. Нет

5. Какое из понятий «гражданский брак» вы считаете верным?

1. Семейные отношения, не освященные таинством венчания

2. Семейные отношения, не признанные церковью и государством

3. Обыкновенное сожительство, названо браком, чтоб дать почувствовать женщине, что её отношения хоть как то узаконены

4. Брак, не зарегистрированный государственными органами регистрации актов гражданского состояния.

6. Вы считаете союз гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство…

1. С первого дня

2. 1 месяц

3. 6 месяцев

4. Более одного года

7. С какой целью Вы вступили бы в гражданский брак?

1. Проверка совместимости характеров

2. Проверка бытовой совместимости

3. Проверка сексуальной совместимости

4. Свой вариант:_______________________________

8. В гражданском браке можно приобрести…

1. Умение ценить свободу

2. Опыт совместного проживания

3. Умение идти на компромиссы

4. Свой вариант:______________________________

9. Когда гражданский брак должен уступить место законному браку?

1. Когда партнеры решают завести ребенка

2. Когда позволяет материальное положение

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской ...

3. Когда партнеры убеждены в прочности союза

4. Свой вариант:______________________________

10. Какие по Вашему мнению могут быть причины не регистрации брака?

1. В гражданском браке партнерам легче разойтись

2. Препятствия со стороны родственников

3. Финансовые затруднения

4. Уход от ответственности

5. Партнеры не уверены в своих чувствах

6. Возможность сохранить свободу

11. Склонны ли вы воспринимать свою «вторую половину» в гражданском браке как свою собственность?

1. Да

2. Нет

12. Возможно для Вас рождение ребенка в гражданском браке?

1. Возможно

2. Невозможно

3. Затрудняюсь с ответом

13. Как вы считаете, необходимо ли регистрировать гражданский брак при рождении ребенка?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь с ответом

14. Возможно ли полноценное воспитание ребенка в гражданском браке?

1. Возможно

2. Невозможно

3.Свой вариант__________________________________________________________________

15. Какие недостатки гражданского брака имеют значимость для Вас?

1. У людей, состоящих в гражданском браке, нет социального статуса

2. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений

3. Это огромный юридический риск

4. Против такой формы брака обычно активно возражают родители – мои и моего партнера

5. У гражданского брака нет недостатков

6. Свой вариант:__________________________________

16. Как вы считаете, нужны ли студентам такие отношения – ведь они изначально создаются именно как временные?

1. Да

2. Нет

3. Свой вариант

17. Являетесь ли вы противником гражданского брака?

1.Да

2.Нет

18 .Что вы подразумеваете под понятием «идеальный брак»?

19. Имеет ли место «идеальный брак» в Украине?

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________ _

Спасибо за откровенность!

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

3. Результаты социологического исследования.

Социологическое исследование позволяет получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении при помощи системы логически последовательных методологических и организационно-технологических процедур.

В представленной работе описано социологическое исследование по теме «Гражданский брак».

В программе исследования осуществлена попытка проведения системного анализа, позволяющего прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы.

Цель описанного исследования – узнать мнение студентов по проблемам, возникающим у партнеров в гражданском браке и их отношение к гражданскому браку как приемлемому союзу – реализована средствами решения конкретных задач: в ходе анкетирования собрать и проанализировать информацию по вопросам:

  • считается ли гражданский брак приемлемой формой для студентов?
  • должен ли гражданский брак уступить место законному, и, если да, то когда?
  • значимы ли для студентов социальный статус супругов и связанные с ним стереотипы?
  • значим ли для супругов юридический риск гражданского брака?

Объектом представленного исследования выступают студенты IV курса Сумского государственного университета им. А.С. Макаренко в возрасте 19-23 лет в количестве 50 человек, предметом – проблемы, возникающие у партнеров по гражданскому браку.

Предварительный анализ позволил выдвинуть две гипотезы: «гражданский брак для студентов есть приемлемой формой отношений» и «общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются».

В работе описаны теоретические основы некоторых методов социологического исследования, представлен образец анкеты и матрица – таблица обработки результатов.

Социологическое исследование при помощи специально разработанной анкеты позволяет подтвердить выдвинутые гипотезы:

-гражданский брак для студентов есть приемлемой формой отношений;

-общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются.

При этом, результаты исследования позволили нам также опровергнуть следующие гипотезы:

-для студентов социальный статус супругов не является значимым;

-для большинства студентов семейные узы не является ценностью, а понятие «идеальный брак» — не имеет смысла.

4. Разработанные рекомендации

1. Интересуйтесь партнером Постарайтесь узнать его получше: интересоваться им, его мнением, его увлечениями. Старайтесь узнать не только его положительные качества, но и пытаться понять его слабые стороны. Тому, кто интересуется лишь собственными проблемами, будет трудно контактировать с людьми и, естественно, со своим спутником жизни. Понимание другого значительно сокращает число поводов к проявлению агрессии. 2. Слушайте свою вторую половину Умение внимательно слушать обеспечивает хороший контакт с людьми и часто бывает более ценным, чем умение говорить. И семья в этом плане не является исключением. благоприятного психологического климата в семье. 3. Говорите о том, что интересует партнера Говорящий должен чувствовать, что собеседник не только слушает, но и следит за ходом его мысли, понимает его. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы супруга интересовало содержание беседы. 4. Не злоупотребляйте критикой Критика — это бумеранг, который всегда возвращается. Если мы начинаем критиковать, можно не сомневаться: нам отплатят тем же. Когда жена говорит мужу, что он небрит и плохо выглядит, она может услышать в ответ: «Сначала посмотри на себя, как ты выглядишь». 5. Осторожнее с приказами! Большинство людей не любят, когда им кто-то приказывает, напоминает об их обязанностях, особенно это касается супружеских отношений, брака, где партнеры чувствуют себя равными. Чтобы избежать спонтанного, естественного сопротивления приказам, следует облечь их в форму вопроса или просьбы о помощи. 6. Признавайте свои ошибки Если своевременно признать свои ошибки и исправить их, то ссоры или конфликта можно избежать. Когда мы добровольно принимаем на себя как ошибку то, что в прямом смысле ошибкой не является, мы можем успешно овладеть конфликтной ситуацией. 7. Чаще хвалить и слегка идеализировать Обычно мы ругаем то, что нам не нравится. Когда же нам что-то нравится, мы чаще всего молчим. Если мужу по вкусу блюдо, приготовленное женой, он ест его молча. Когда же еда ему не нравится, он начинает высказывать претензии. С точки зрения супружеской тактики должно быть наоборот. В разговоре целесообразно слегка идеализировать партнера, говорить о нем так, как если бы он уже стал таким, каким мы хотели бы его видеть. 8. Входите в положение другого На спорные вопросы каждый смотрит несколько под иным углом и видит их по‑своему. Например, муж опоздал к ужину, да и ест без аппетита. Он, усталый, нервный, сосредоточен на своих мыслях, отодвигает недоеденный ужин. Обиженная жена уходит в другую комнату, между супругами нарастает напряжение. Жена думает, что муж невнимателен по отношению к ней, а он не догадывается, что жена хотела сделать ему приятный сюрприз в виде вкусного ужина в уютной обстановке. Если каждый попытается поставить себя на место другого, постарается понять ситуацию и переживания партнера, будет более терпим к нему и найдет правильный выход из положения, это позволит избежать конфликтов. 9. Не ссорьтесь! Деструктивная ссора не решает возникшей проблемы, а лишь усиливает напряженность и чувство несправедливости. Принцип «не ссориться» вовсе не предполагает полного молчания — тактически он означает «быть выше ссоры», участвовать в разговоре, но при этом не противоречить тому, что говорит партнер. Если мы начинаем возражать партнеру, повторяя «ты не прав», «это твоя вина», мы как бы даем ему понять, что он глуп или плох, а мы сообразительнее и лучше: это любому будет неприятно. Тем самым мы лишь затрудняем принятие нашего мнения, даже если оно правильно. 10. Улыбайтесь чаще! Приветливая улыбка диаметрально противоположна конфликту. В присутствии добродушно улыбающегося человека у других пропадает желание ругаться и ссориться, скорее возникает столь же доброжелательное отношение. Настроение легко передается. Если вы будете улыбаться партнеру, то можете быть уверены, что и он ответит вам улыбкой. Приветливость и доброжелательность одного вызывают аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение.

5.Список литературы

  1. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А.И. Антонов. — М.: Издат. дом «Nota Bene», 1998. — 360 с.
  2. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.- 74 с.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М. «Центр», 1997
  4. Фролов С.С. Основы социологии. – М., «Юрист», 1997
  5. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.- М.: Наука, 1978.
  6. Ядов В.А. Социологическое исследование. – М., 1995
  7. http://w-day.com.ua/tradition/articles/civil.htm
  8. http://www.all4wedding.com/articles_1042.htm
  9. .
  10. http://www.ladyboss.com.ua/family/grazhd_brak/
  11. http://www.ladyjob.com.ua/articles/2009/21/1765.html