А.Г. Никифоров Методология научного творчества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Методические указания и планы семинарских занятий для студентов-магистрантовочной формы обучения по направлению 552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств”

Составитель А. Г. Никифоров

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 26.03.02

Рекомендованы к печати методической комиссией по направлению 552900 Протокол № 328 от 24.04.02

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Представленные методические указания для магистрантов включают планы семинарских занятий, определенный минимум терминов и понятий, тематику лекций, список основной и дополнительной литературы по изучаемым проблемам.

Современные образовательные стандарты XXI века в области мировоззренческихнаукнацеленынатворческое, поисковое, осмыслениезнанийкак преодолениесложившихсястереотиповвфилософиииметодологиинауки.

Наукасложноемногоуровневое системноеявление, апроцессразвития научногознанияипознаниявсилуегомногослойностииструктурирования — неоднонаправленныйпроцесс, аспиралевидноепротиворечивое, интеллектуальноеитворческоесобытие.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят эвристика, история науки и логики, психология научного творчества, социология, науковедение и другие дисциплины. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно — познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, социально-культурнуюдетерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.

Творчеством называют всякое внесение нового в действительность, в частности, создание эйдосов, конструктов, образов, знаков, символов, проявление воображенческой фантазии: всё творение — рефлексия человеком действительности и природы в переработанном виде материальной и духовной культуры. Важнейшую роль в этом выполняет методология научного творчества.

5 стр., 2076 слов

Сущность научного творчества

... кто занимается творчеством, до сих пор терпят неудачу. 2. Сущность научного творчества Многие считают, что талант — ... что одних научных и технических знаний и правильных установок еще не достаточно, чтобы выработать новые идеи. Все попытки свести творчество к точной методологии, применяемой каждым, ...

К научному творчеству и его методологии существуют два диаметрально противоположных подхода: одни ученые полагают, что творчеству научить нельзя, это — «дар божий» и случайное явление в жизни человека, инженера, врача, художника, писателя, поэта; другие мыслители возлагают большие надежды на закономерности познания: творчество, интуицию, фантазию, воображение — по аналогии с природой. Очевидно, что сегодня имеет местокогнитивныйдиссонанс.

Когнитивный диссонанс — интеллектуальный конфликт, вызревший к началу третьего тысячелетия, когда имеющимся научным мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи защитных действий: диалектики раскрытия случайного и закономерно-

2

го, феноменального и существенного, хаотического и системного подходов к изучению творчества инженерных, технических и технологических открытий.

Задачи курса — подготовить магистрантов к рациональной творческой деятельности, умело оперировать понятиями, не страшиться инноваций, открытий, смело решать инженерно-техническиепроблемы.

Цель данного курса — научить молодых специалистов эвристике, составить ясное представление о методологии научного творчества, критически относиться к стогнационным идеям, выработать жизненную позицию новаторства.

3

Темы и содержание лекционного курса (36 часов)

1. Образ науки и методологии XXI века, их творческая

2

интерпретация

 

а) плюрализм определения науки; методология и её дефини-

 

ции; б) цели науки, что производит наука; в) наука и её мето-

 

ды, специфика методов познаний в различных науках.

 

2. Методология научного творчества как предмет

2

исследования

 

а) понятие эвристики в истории философии; б) понятие се-

 

миотики и её проблемы; в) идеи творчества в истории фило-

 

софии (античность, средние века, новое время, новейшее вре-

 

мя).

 

3. Воображение, интуиция, фантазия как мотивы

2

побуждения к творчеству

 

а) формы воображения в науке и творчестве; б) интуиция и её

 

философская интерпретация; в) фантазия и ее сложность; г)

 

полиативы творчества.

 

4. Структура творческой деятельности

2

а) новаторство, изобретательность, фантазия; б) принципы и

 

стимулы творческой деятельности; в) идеи и находки — пути к

 

открытию.

 

5. Проблемы истинности в творчестве

2

а) вероятность и доказательность в опыте; б) доказательность,

 

достоверность и истинность в эксперименте; в) проблемность

 

в измерениях и наблюдении.

 

6. Эмпирические творческие подходы в практике

2

а) орудиминтарная, приборная и техническая деятельность; б) на-

 

учное и учебное кино, кинофотосъемка как исторический факт.

 

Фактообразующая деятельность; в) космическая геологоразведка,

 

археологические раскопки, экспонирование выставочной деятель-

 

ностикакобменопытом.

 

7. Методы научного познания как пути

2

творческого подхода к технике

 

а) теоретические методы в технике. Аксиоматические методы.

 

Гипотетико-дедуктивныеметоды в технике; б) конструктиви-

 

стские, общенаучные методы в технологии; в) сравнительные

 

методы в технологии.

 

4

8. Общенаучные методы исследования и творчество

2

а) индукция в истории философии; историческое и логическое

 

как формы познания; б) абстрактное и конкретное, формали-

 

зация и математизация в науке; в) система, структура, орга-

 

низация и элемент. Теория систем.

 

9. Аналогия как специфический метод творчества

2

в науке и технике

 

а) метод сравнения и сходства с реальностью; б) метод разли-

 

чия, соединение сходства и различия; в) метод сопутствую-

 

щих изменений, остатков; г) виды аналогий и гипотез.

 

10. Моделирование и творчество

2

а) понятие модели и моделирования. Виды моделей; б) значе-

 

ние моделей в творческом познании техники; в) открытия по-

 

средством моделирования.

 

 

11. Высокие технологии и творчество

2

а) понятие технологии в техноведческом знании; б) пер-

 

спективные технологии XXI века; в) высокие технологии

 

нашего времени: нанотехнологии, биотехнологии, грави-

 

тационные технологии, ПСИ-технологии,безлюдные, без-

 

бумажные, безводные, безотходные, цитотехнологии и др.

 

12. Творчество ученого как акт созидания нового

2

а) установки и мотивы деятельности. Коммуникация в учёном

 

сообществе; б) рабочая атмосфера в научном коллективе,

 

группе; в) общие оценки творческой деятельности молодого

 

ученого.

 

 

13. Кейс-стади(Case Study)

как метод исследования,

2

предложенный в западноевропейской философии

 

а) общая характеристика Case

Study; б) оценки учеными

 

науки и методологии нового типа; в) исследование Т. Пинча

 

как пример радикального перехода к Case Study; г) «черные

 

ящики» Т. Пинча как соединяющие прошлое, настоящее и бу-

 

дущее.

 

 

14. Постпозитивизм философии и методологии науки

2

а) метод фальсификаций К. Поппера; б) идея «парадигм» Т.

 

Куна; в) концепция исследовательских программ И. Лака-

 

тоса; г) плюрализм и реконструкция, история науки П.

 

Фейерабенда.

 

 

5

15. Философия техники как особый вид творчества

 

2

а) история техники как история развития орудий труда; б)

 

 

техника как социальное явление; в) техносфера, основные

 

 

проблемы техники; г) техника и этика. НТР и творчество.

 

 

Техноэтика и биоэтика.

 

 

16 . Инженерно-техническаяпроблема создания

 

2

искусственного интеллекта

 

 

 

а) понятие естественного интеллекта и творческое сознание; б)

 

 

искусственный интеллект (ИИ) и его границы; в) творческий ин-

 

 

теллект и его бесконечность. Проблема сознательного и бессоз-

 

 

нательного. Рациональностьитворчество.

 

 

17. Социальная психология и мотивы научного

 

2

творчества

 

 

 

а) психология научного творчества; б) проблемы нравствен-

 

 

ной оценки творчества; в) научно-техническийпрогресс и

 

 

творчество.

 

 

18. Работа магистра над диссертацией

 

2

а) выбор темы. Разработка плана исследуемой проблемы.

 

 

Сбор материала; б) обзор научно-техническойи методологи-

 

 

ческой литературы; в) интерпретация и обобщение материала;

 

 

г) апробация открытия и проведения эксперимента; д) оформ-

 

 

ление полученных результатов и выпуск реферата. Защита

 

 

идей работы.

 

 

Тематика семинарских занятий (18 часов)

 

1. Методология научного творчества и круг её проблем

2

2. Некоторые факторы побуждения к творчеству

2

3. Основные посылки творческой деятельности

2

4. Специфика творческой аргументации

2

5. Опытные и научные методы познания как пути творческого

2

подхода к технике

 

6. Высокие технологии и творчество

2

7. Проблемы философии и методология науки в пост-

2

позитивизме

 

8. Творчествомолодогоученогокакактсозиданиянового

2

6

9. Работа над магистерской диссертацией

2

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

РАЗДЕЛ 1. История науки и методологии XXI века и их творческая интерпретация

Занятие 1. Методология научного творчества и круг её проблем

1.Образ науки и методологии XXI века. Плюрализм определения науки. Цели, задачи, специфика методов познания и средств в различных науках.

2.Методология научного творчества как предмет исследования.

3.Идеи творчества в истории философии.

Основные понятия темы

Эвристика. Семиотика. Методология. Традиционная наука. Образ науки. Нормальная наука. Новации. Методы и процедуры познания.

Сообщения магистрантов

1.Идеи творчества в античной философии.

2.Принцип креационизма в логике средневековой философии.

3.Гуманистические, эстетические и этические «начала» в творчестве «титанов» эпохи Ренессанса.

4.Механистические и метафизические поиски в творчестве мыслителей Нового времени.

5.Информационные процессы в современном творчестве и их проблемы.

Литература

1.Дудченко В. С. Основы инновационной методологии. М., 1996.

2.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI-ХIXвв. М., 1984.

3.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. шк., 1980.

4.Кириллин В.А. Страницы науки и техники. М., 1986.

5.Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

6.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

7.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

7

Занятие 2. Некоторые факторы побуждения к творчеству

1.Воображение, интуиция, фантазия, логика как побуждающие основы к творчеству.

2.Формы воображения в науке и творчестве.

3.Интуиция и её философская интерпретация.

4.Полиативы логического творчества и фантазии.

Основные понятия темы

Воображение. Интуиция. Фантазия. Виды логики. Логические операции. Творческие понятия, суждения, умозаключения.

Сообщения магистрантов

1.Творчество и интуиция в методологическом аспекте инженерной деятельности.

2.Интерпретация творчества в техноведении и поиски новых технологий.

3.Процесс научного творчества и фантазия.

Литература

1.Андрос Е.И. Эвристические функции мировоззренческого сознания / Е.И. Андрос, Р.А. Ануфриева, М.А. Братко, В.Г. Табачковский, В.И. Шинкарук. Киев: Лыбидь, 1980.

2.Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.

3.Ворожцов В.П. Методологические установки ученого: природа и функции / В.П. Ворожцов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1986.

4.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания.

М., 1991.

5.Лакатос И. Методология научно-исследовательскихпрограмм // Вопросы философии. 1995. № 4.

6.Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.

7.Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

8.Соловьёв В.С. Статья из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона // Мир философии. Ч. I. М.: Политиздат, 1991. С. 554-562.

8

РАЗДЕЛ 2. Структура творческой деятельности

Занятие 3. Основные посылки творческой деятельности

1.Структура творческой деятельности: новаторство, изобретательность, конструктивизм, революционность техноведческого знания.

2.Принципы и стимулы, идеи и находки — пути к открытию.

3.Взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности, откры-

той и закрытой научной рациональности.

Основные понятия темы

Элементы творчества. Новаторство и конформизм. Рациональность и иррациональность открытия. Находки и потери в творчестве.

Сообщения магистрантов

1.Новые образы познания и реальность.

2.Гносеологические, методологические основы научной деятельности.

3.Рефлексия и рациональность в социальном познании.

Литература

1.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

3.Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опёнков. М., 1997.

4.Наливайко И.В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990.

5.Рефлексия и рациональность в социальном познании. М., 1998.

Занятие 4. Специфика творческой аргументации

1.Специфика творческой аргументации в науке.

2.Топы и топика. Риторика и диспут. Спор и поиск.

3.Доказательность, вероятность, достоверность, истинность.

Основные понятия темы

Аргумент. Топ. Риторика. Вероятность. Доказательство. Истинность. Дискурс. Заблуждение. Ложь. Относительность творческого знания.

Сообщения магистрантов

1.Идеи античной топики со времен Аристотеля.

2.Виды топов и их творческая специфика как фигура рассуждения.

3.Метод СООР (совместного обсуждения организации работ) как вид дискуссионного творчества и планирования деятельности.

9

Литература

1.Вайшвилло Е.К. Аналогия. Риторика и диспут. М., 1989.

2.Кириллов В.И. Логика / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. М.: Высш.

шк., 1987.

3.Философия и методология науки: В 2-хч. М.: Аргус, 1994.

РАЗДЕЛ 3. Эмпирические и теоретические методы научного творчества

Занятие 5. Опытные и научные методы познания как пути творческого подхода к технике

1.Фактофиксирующая, орудиментарная деятельность. Применение приборов и техники. Экспонирование, кинофотосъёмка, космическая геологоразведка.

2.Теоретические методы в технике. Аксиоматические методы. Гипо- тетико-дедуктивные,конструктивистские, общенаучные методы.

3.Аналогия и моделирование как специфические способы творчества в науке и технике.

Основные понятия темы

Опыт. Эксперимент. Наблюдение. Измерение. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Абстрактное и конкретное. Формализация и математизация. Проблема. Гипотеза. Программа. Система и элемент. Структура и организация. Историческое и логическое.

Сообщения магистрантов

1.Многообразие аналогий как путей творчества в технике.

2.Понятие моделирования. Вида моделей. Значение моделей в творческом познании.

3.Рабочие, естественнонаучные и философские гипотезы на путях разработки эвристической теории.

Литература

1.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростовн/Д: Феникс, 2001.

2.Канке В.А. Философия. М.: Логос, 1996.

3.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Фе-

никс, 1999.

4.Купцов В.И. Философская методология науки / В.И. Купцов, С.В. Девятова, А.В. Кезин. М.: Аргус, 1994.

А.Г. Никифоров Методология научного творчества — Стр 2

10

Занятие 6. Высокие технологии и творчество

1.Понятие технологии в техноведческом знании.

2.Перспективные технологии XXI века.

3.Высокие технологии нашего времени: нанотехнологии, биотехнологии, цитотехнологии, гравитационные технологии, ПСИ-технологии,возможности клонировать живых существ.

4.Философия техники как особый вид творчества и биоэтика.

5.Безотходные технологии и современность.

Литература

1.Войтов А.Г. Технология диалектического мышления / II Российский философский конгресс. 7-11июня 1999 г., г. Екатеринбург.

2.Ламан Н.К. Технология — материалы — машины (история, современность, перспективы) / Н.К. Ламан, Н.И. Корягин, В.И. Васильев. М., 1994.

3.НоваятехнократическаяволнанаЗападе: Сб. ст. М.: Прогресс, 1986.

4.Смирнов А. Философия НТР и стратегическая оценка технологий // Вопросы экономики. 1992. № 10.

5.Стёпин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М.: Контакт-Альфа,1995.

РАЗДЕЛ 4. Методология исследовательских программ и творчество

Занятие 7. Проблемы философии и методологии науки

впостпозитивизме

1.Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

2. Концепция смены научных парадигм и “методологические директивы” Т. Куна.

3.Методология научно-исследовательскихпрограмм И. Лакатоса.

4.Реконструкция истории науки П. Фейерабенда. Его теоретикометодологический плюрализм.

Основные понятия темы

Критический метод. Фальсифицизм. Парадигма. Ядро программы. Методологические директивы. Реконструкция истории науки. Плюрализм.

Сообщения магистрантов

1.Понятие научной программы и элементы творчества в ней.

2.Вопросы фаллибализма. Старые и новые парадигмы.

11

3.Алгоритмы научных задач в “ядре программы”.

4.Проблемы плюрализма в методологии и творчестве.

Литература

1.Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д: Фе-

никс, 1999.

2.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

3.Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2-хт. М., 1992.

4.Поппер К.Р. Нищета историзма. М., 1993.

5.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

6.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательскихпрограмм. М., 1995.

7.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

РАЗДЕЛ 5. Творчество молодого ученого как акт созидания нового

Занятие 8. Творчество молодого ученого как акт созидания нового

1.Психология научного творчества. Мотивация деятельности. Коммуникация в учёном сообществе. Рабочая атмосфера в научном коллективе.

2.Общие оценки творческой деятельности молодого учёного.

3.Предварительная работа над статьями и рефератом.

4.Научно-техническийпрогресс и творчество.

Основные понятия темы

Установка. Мотив. Стимул. Потребность. Деятельность. Роль знания. Коммуникация. Средства информации. Ученое сообщество. Научный поиск.

Сообщения магистрантов

1.Когнитивная психология и её проблемы познавательного творчества.

2.Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы.

3.Методологический анализ как направление изучения науки.

Литература

1.Солсо Р.П. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

2.Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

3.Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения нау-

ки. М., 1986.

4.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

12

5. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

Занятие 9. Работа над магистерской диссертацией

1.Выбор темы и разработка плана исследуемой проблемы.

2.Сбор материала и обзор научно-техническойи методической литературы.

3.Интерпретация и обобщение материала. Публикация статей и глав диссертации по результатам исследования.

4.Проведение научно-техническихэкспериментов, апробация открытия.

5.Оформление полученных результатов и выпуск реферата к защите.

6.Защита работы. Продолжение исследований проблем.

Литература

1.Спирин А.Д. Методические указания по выполнению реферата для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум по философии / А.Д. Спирин, С.Б. Максюкова, А.Г. Никифоров. Кемерово, 2000.

2.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

3.Егоров П.В. Методические указания к написанию магистерской диссертации / П.В. Егоров, Ю.А. Шевелев. Кемерово, 1999.

13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА

После прослушивания лекций необходимо продумать материал, выделить существенное и главное. Восстановить логико-структурныесхемы сказанного.

Обратить внимание на рекомендованную литературу и выписать, законспектировать основное. Все классики философии считали книги не прочитанными, если не написаны конспекты.

Советуем поработать в библиотеке, найти дополнительную литературу по намеченным вопросам семинара или сообщения, подготовиться к выступлению. По каждой теме можно задать вопросы на семинаре преподавателю, вызвать дискуссию по проблеме или неясным сложным вопросам. Желательно дополнять выступление своих товарищей на семинаре по актуальным проблемам и проявлять элемент самостоятельного творчества.

В силу того, что проблемы эвристики являются завершающими в философии и методологии науки, следует проработать вопросы вашего реферата, раскрыть изученную тему перед сокурсниками и “провентилировать” пережитые вами вопросы, ибо «истина не только должна быть открыта, но и пережита перед слушателями». При таких условиях вам легче будет защищать идеи перед содружеством ученых и подтвердить опыт защиты идей перед массовой аудиторией.

Умейте выбирать необходимую литературу по освещаемому вопросу, самые верные друзья — хорошие книги, а великие учителя — учебники!

14

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2.Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: МГУ, 1998. Гл. 10.

3.Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. М.: Наука, 1965.

4.Батароев К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М.: Высш. шк., 1974.

5.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6.Бергсон А.П. Творческая эволюция. М., 1998.

7.Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль.

8.Возможности и границы познания. М., 1995.

9.Ворожцов В.П. Методологические установки ученого: Природа и функции / В.П. Ворожцов, А.Т. Москаленко. Новосибирск, 1986.

10.Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1988.

11.Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 12.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: Центр, 1997.

13.Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М: Высш. шк., 1998. 14.Дубнищева Т.Н. Современное естествознание: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Н. Дубнищева, А.Ю. Пигарёв. Новосибирск:

ЮКЭА, 1998.

15.Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания: Учеб. посо-

бие. М.: ИМПЭ, 1998.

16.Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс. М., 1998. 17.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

18.Кокин А.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1998.

19.Кохановский В.Ц. Философия и методология науки: Учеб. для высш. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

20.Крылов А.А. Психология: Учеб. М., 2000.

21.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-иссле-довательских программ. М., 1995.

22.Майданов А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.

15

23.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М., 1998.

24.Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.

25.Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992. 26.Родин С.М. Идея коэволюции. Новосибирск, 1991.

27.Стёпин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1996.

28.Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнесшкола», Интел-Синтез,1998.

29.Философия и методология науки: В 2-хч. М., 1994. 30.Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1996.

31.Эвристическая и методологическая функция философии в научном познании. Л., 1980.

32.Эксперимент. Модель. Теория. М.; Берлин: Наука, 1982.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен).

М., 1996.

2.Баранов Г.В. Проблема научного метода. Саратов, 1990.

3.Барсков А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.

4.Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки / М.С. Бургин, В.Л. Кузнецов. М., 1994.

5.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

6.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

7.Граница науки: О возможности альтернативных моделей познания.

М., 1991.

8.Диалектика и диалог. М., 1992.

9.Истина и ценности в научном познании. М., 1991.

10.Кемеров В.К. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, песпективы. Екатеринбург, 1990.

11.Князев В.Н. Человек и технология. Киев, 1990. 12.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

13.Курдюков С.П. Синергетика — новые направления. М., 1989. 14.Миронов В.Б. Техника и человек. М.: Наука, 1988.

15.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

16

16.Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.

17.Новая технологическая волна на Западе: Сб. ст. / Отв. ред. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986.

18.Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. 19.Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

20.Ракитов А.И. Будущее России: социально-техническаямодель // Общественные науки и современность. 1996. № 2.

21.Руткевич М.П. Диалектика и теория познания / М.П. Руткевич, И.Я. Лойфман. М., 1994.

22.Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. Сб. науч. ст. / Пер. с англ.; Под ред. В.Л. Стефанюка. М., 1987.

23.Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1999. 24.Теория и метод. М., 1987.

25.Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1987.

26.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 27.Философия науки: Проблема рациональности. М., 1995. 28.Философия науки: Проблема анализа знания. М., 1997.

29.Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.

М., 1978.

30.Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.

17

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ МАГИСТРАНТОВ

1.Многофакторность некоторых определений науки как творческая проблема.

2.Методология научного творчества и круг её проблем.

3.Идеи творчества в истории философии (античность, средневековье, ренессанс, Новое время, современность).

4.Элементы и формы воображения в науке и творчестве.

5.Фантазия, интуиция, логика — рациональные побуждения к творчеству.

6.Структура творческой деятельности.

7.Принципы и стимулы, идеи и находки — пути к открытию.

8.Специфика творческой аргументации в науке.

9.Топы и топика, риторика и диспут, спор и поиск — восхождения к полиативам творческой деятельности.

10.Доказательность, вероятность, достоверность в творчестве. 11.Опытные и научные методы как способы творческого подхода к технике и технологии.

12.Аналогии и моделирование. Рабочие гипотезы и предположения — прорывы в будущее.

13.Высокие технологии и творчество.

14.Перспективные технологии XXI века.

15.Философия техники и биоэтика.

16.Философия и методология науки в постпозитивизме.

17.Понятие научной программы и возможные элементы творчества в ней.

18.Проблема старых и новых “парадигм”.

19.Проблемы естественного, искусственного и творческого интеллекта. 20.Психология научного творчества: установки, мотивы, стимулы, коммуникации. Рабочая атмосфера в научном коллективе.

21.Творчество молодого ученого как акт созидания.

22.Вопросы выбора темы, разработка плана магистерской диссертации. 23.Сбор материала, обзор научной литературы, публикации по итогам исследований.

24.Возможности проведения научных экспериментов и апробация открытий.

18

Составитель Анатолий Григорьевич Никифоров

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Методические указания и планы семинарских занятий для студентов-магистрантовочной формы обучения по направлению 552900 “Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств”

Редактор З.М. Савина

ИД № 06536 от 16.01.02.

Подписано в печать 25.04.02. Формат 60X84/16. Бумага офсетная. Отпечатано в ризографе.

Уч.- изд. л. 1,0. Тираж 50 экз. Заказ______

Государственное учреждение Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Государственного учреждения Кузбасский государственный технический университет.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.