МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ

КАРТЫ « MEMORY»

В переводе с английского Memory – Память

АВТОР ИДЕИ: НАТАЛИЯ ГЛОТОВА — психолог по методу Символдрамы, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт, психотаролог, ведущая психологических игр, руководитель клуба психологии, развития и творчества «ДЖУМАНДЖИ», автор психологической игры «MUTABOR».

АВТОР РИСУНКОВ: ВИТА МЕЛАНИЧ – психолог по методу Символдрама, художник, реставратор, мастер хенд-мейд.

РЕКОМЕНДОВАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:

Поначалу карты задумывались как инструмент по работе с травматическим опытом и вытесненными переживаниями, затем я пересмотрела концепцию и решила не обозначать жестких границ в использовании. Однако практическая работа и многочисленные отзывы показали, что из-за монохромной цветовой гаммы, выбранных архитепических символов и передачи образов карты все-таки чаще всего вызывают у клиентов переживания, так или иначе связанные с травмой. То есть – в качестве рекомендации предлагается использовать карты «Memory» в ситуации готовности клиента работать с темой травмы, при спонтанном состоянии флешбека на играх и тренингах, при устойчивом невротическом уровне и просьбе клиента, звучащей как «хочу вспомнить». Вместе с этим карты отлично себя зарекомендовали в работе с любым актуальным запросом, в качестве ресурса или даже в эзотерическом смысле этого слова (по отзывам клиентов).

По моему мнению, не стоит специально пытаться «достать» травму и «порвать» клиента на части. К идее работы с травматическим опытом я подхожу как к родам – все должно быть вовремя, экологично и естественно. То есть важна некая готовность клиента к такого рода работе: устойчивость психологических защит, отсутствие сопротивления, отсутствия в анамнезе психических заболеваний или обострения соматических и так далее. Будьте осторожны и осознанны.

ИДЕЯ ОБРАЗОВ: в качестве образов, передающих определенные послания бессознательному и предсознанию клиента, используются архитепические символы Юнга при работе со сновидениями. Глядя на каждую картинку психолог с классическим образованием без труда сможет определить, какой именно конфликт личности или тематику травмы может затронуть образ. Однако я намеренно не перечисляю эти символы, потому что истиной для клиента являются не наши знания символов, а его субъективные мысли, чувства и, конечно же, опыт жизни относительно образов и символов. Если вам важно с профессиональной точки зрения знать значение символики, то вы можете обратиться к литературным источникам или получить супервизию у меня (skype: tetiva77 – Наталия Глотова).

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеально­му образу клиента и его модели поведения. Подходы к личности клиента в социальной работе имеют бо­лее широкий ...

КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ:

Метафорические ассоциативные карты (МАК)– это уникальный инструмент и помощник практического психолога в области исследования ассоциаций и образов клиента.

МАК являются эффективной методикой, позволяющей достаточно быстро получить доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания.

Чаще всего МАК представляют собой набор или колоду рисунков или картинок различного размера, на которых изображены люди, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Можно также дополнительно использовать карточки со словами, которые создадут дополнительный смысл и обогатят контекст изучаемой темы актуальной для клиента в текущее время.

Карты являются проективной методикой и поэтому важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный (субъективный) отклик каждого клиента на попавшееся ему изображение. Хозяин истории тот, кто вытаскивает картинку и описывает ее. Мнения клиента и терапевта могут не совпадать. Вы можете поделиться своими переживаниями с клиентом при необходимости, но только в качестве фантазий. Интерпретации с позиции терапевта не рекомендуются.

С помощью карт вы можете:

— исследовать множество тем и комбинировать их;

— быстро и наглядно получить объем информации и качественно проработать тему клиента;

— диагностировать, помочь понять и осознать проблему клиента, а также актуальные переживания, связанные с этой проблемой;

— разрешить незавершенные внутренние процессы клиента;

— через метафору, минуя блокирующие защиты (я уважительно отношусь к защитам, на то они и защиты J, здесь же речь идет о патогенных блокирующих процессах) создать безопасное пространство для обращения к психотравмирующей ситуации и найти наилучшее решение для этой проблемы;

— метафора позволяет клиенту избежать ретравматизации и почувствовать себя в безопасности при обращении к непростой теме;

— довольно часто работа с картами является дополнительным стимулом для процесса самоисцеления и получения внутреннего ресурса, помогающего справиться с травматическим опытом.

— карты можно использовать отдельно, а также в качестве дополнительного инструмента на тренингах, мастер-классах, психологических играх и т.д.

— карты, минуя сопротивление, позволяют на метафорическом плане вербализировать переживания, которые в другой ситуации клиент не может озвучить. Таким образом, реконструируемое событие проживается в безопасной обстановке. В результате человек получает терапевтическую помощь, которая является часть исцеления души.

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, ... конечно не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, яснее) осознаете ... компании и большинство специалистов, предлагающие услуги коучинга, и большинство клиентов на эти услуги находятся в Москве. Сложность ситуации ...

 

КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАВАТЬ:

У вас могут быть свои вопросы, а также клиент может воскликнуть (как часто бывало) «Я знаю про что это!», или даже «Ну, и что это значит? Мне непонятно…». Однако в работе с данной колодой я рекомендую обширную беседу. Я предлагаю перечень вопросов, которые могут помочь в работе с картами:

1) «Что изображено на картинке?» (пусть клиент опишет, что конкретно он видит – предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений).

Тут важно спросить: «Что-то еще?», для себя можно отметить, что клиент «не заметил» и это тоже материал для работы.

2) «Что, по вашему мнению, сейчас происходит на картинке?».

3) «Что чувствует этот персонаж? А этот?» (даже если изображено дерево).

4) «Что происходило до того и что будет происходить после?». Как вариант: «Откуда направляется объект и куда?».

5) «Что на картинке привлекло вше внимание больше всего и почему? Как вы думаете, почему?».

6) «Что самого плохого и что самого хорошего?».

7) «Что на картинке есть, а вы не заметили?».

8) «Есть ли на этой картинке вы?», или «Кто это может быть из вашей реальной жизни?».

9) «Какие переживания и чувства это вызывает у вас?».

10) «Как то, что изображено на картинке о вас и вашем запросе?».

11) «Что хотелось бы сделать?».

12) «Что может помочь?».

И так далее. Можно вытягивать несколько картинок поочередно или одновременно. Тут уже вам подскажут ваша фантазия, профессиональные чутье и этика.

ВАЖНО!!! При работе с непростыми переживаниями рекомендую вам иметь ресурсную колоду без ассоциаций, но с метафорами. Какие-то мудрости или позитивные послания, то, что вам по душе. Работа с картами представляет собой мини-терапевтический сеанс и важно соблюдать определенные правила экологичности.

КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ:

— закрытые вопросы, например те, на которые можно ответить «Да» или «Нет». «Надо ли заканчивать отношения с этим мужчиной?».

— вопросы, в которых содержится дата, например «В каком году я рожу ребенка?».

— вопросы однозначно негативного направления и направленные во вред другим людям. Даже пример не буду приводитьJ.

Люди по-разному работают с данной колодой, многие получают ответы и на вопросы такого характера. Это ваше право, но и ваша ответственность. Нет строгих правил, есть лишь моя рекомендация, как автора.

УПРАЖНЕНИЯ: