1) Междисциплинарный подход к воспитанию. Психологическая сущность воспитания

«Воспитание»:

ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.

СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.

ИСТОРИЯ — изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.

ПЕДАГОГИКА — рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.

ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

И другие науки.

Психологическая сущность воспитания заключается:

1) в формировании мотивов поведения.

2) в формировании привычек поведения, в которых реализовались бы эти мотивы.

Виды мотивов:

Таким образом, воспитание – есть управление потребностями (развитие – выращивание способностей).

2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.

Проблемы психологии воспитания:

— проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;

— проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;

— проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;

— проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;

— и др.

Принципы воспитания:

1) Ориентация на ценностные ориентации.

( постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду и т. д.))

5 стр., 2213 слов

Философия предмет, круг рассматриваемых проблем, функции

... и логики. Примененная к проблемам познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет ... переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий ( ... отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и ...

2) Принцип субъектности.

( педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений)

3) Принятие ребёнка как данности.

( признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, её уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей)

3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

СТАНОВЛЕНИЕ – термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.

Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:

1)воспитание — это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

2)воспитание – это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).

3)воспитание — это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и содержанием которого, является создание и поддержание условий для саморазвития, самостановления, самореализации.

4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека

Развитие человека – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития:

Физическое развитие – изменение роста, веса, силы, пропорции тела человека.

Физиологическое развитие – изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это ... выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, ...

Психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций.

Социальное развитие – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и др.отношения.

Духовное развитие – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Виды воспитания:

Задание: Как виды развития вы знаете? Как они соотносятся с видами воспитания?

5) Типы взаимосвязи обучения и воспитания.

1) Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения).

Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2) Воспитание осуществляется в образовательном процессе определённой системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и оно, в свою очередь, должно действовать на воспитание.

3) Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4) Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.

Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

Способы влияния в воспитании:

УБЕЖДЕНИЕ – включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.д.

ВНУШЕНИЕ – направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.

ЗАРАЖЕНИЕ – чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.

ПОДРАЖАНИЕ – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.

Возрастные особенности подражания:

От 1 года до 3 лет – ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст – копирует и перенимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.

Юность – основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.

Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:

  • Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
  • Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
  • Принцип психологии – развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
  • Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:

дошкольный возраст, младший шк.возраст – оценка взрослого;

подростковый возраст – оценка сверстников;

юношеский возраст – самооценка.

  • Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц.звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
  • Учет возрастных особенностей:

дошкольный возраст – может быть категорическое требование;

младший школьный возраст – этап наглядного образа (конкретного, литературного);

подросток – убеждение, доказательство, общение на равных;

юноша – аргументация.

Смысловой барьер (Л.И.Божович)- это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.

Виды смысловых барьеров:

1) По содержанию (разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);

2) По форме предъявления требования (содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);

Как результат первого и второго:

3) К определённому человеку (проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).

Пути формирования барьеров:

1) По форме:

  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
  • Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
  • Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);

2) К определённому человеку:

  • Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);

При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:

— от возрастных особенностей ребёнка;

— от сформированной самооценки;

— межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);

— и пр.

7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания

К основным внутренним факторам развития человека относятся:

1. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

2. Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленных на собственное развитие.

3. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Методы самовоспитания.

— самонаблюдение — самоубеждение — самоутверждение

— самоанализ — самоконтроль — самоодобрение

— самооценивание — самоприказ — самопоощрение

— самосравнение — самовнушение — самонаказание

— самоподкрепление — самоограничение

— самопринуждение

— самоисповедь

Приемы самовоспитания:

1)Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение сформировать у себя те или иные качества).

2)Самоотчёт (ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь.

3)Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин и неуспехов)

4)Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

8) Дети риска, школьная дезадаптация.

Категории трудных детей:

1)Дети с небольшими отклонениями в нравственном развитии.

2)Дети с акцентуацией черт характера и свойств темперамента.

3)Дети с асоциальным поведением или дети правонарушители.

Остановимся подробней на каждой из этих категорий.

1)Первая категория детей проявляется ещё в дошкольном возрасте:

недисциплинированные

дети

лживые дети

ленивые дети

упрямые, капризные дети

причины

-неуравновешенность нервной системы, чрезмерное эмоциональное возбуждение;

— особенности воспитания в семье;

— стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослых;

— нравственная незрелость ребёнка;

и др.

— нравственная незрелость ребёнка;

— страх наказания;

— богатое воображение ребёнка;

-особенности воспитания в семье;

и др.

-не воспитывали у ребёнка потребность в посильном системати-ческом труде;

— эгоцентризм

— особенности воспитания в семье (автори-таризм взрослых) и др.

В дошкольном возрасте, помимо небольших отклонений в нравственном развитии возможна деформация личности. Если в первом случае к детям необходим индивидуальный подход, то во втором случае необходима психокоррекционная работа.

Деформации личности в дошкольном возрасте:

1) Истероидность личности.

В основе лежит эгоцентризм 3-4хлетнего малыша, как возрастная закономерность. Если не удовлетворяются эгоцентические потребности ребёнка, от ребёнка постоянно «отмахиваются», то это приводит к истерии.

2)Реакция протеста. (может проявляться в виде энуреза, страхов, особенностей личности, форм проявления)

Причиной реакции протеста является стена запретов со стороны взрослых на «я хочу».

3)Немотивированные агрессивности и страхи.

Ребёнку не хватает слов и поэтому он дерется. Деформация проявляется тогда, когда ребёнок, не наблюдавший проявлений агрессии, начинает сам проявлять агрессию.

Закрепление страхов проявляется тогда, когда ребёнок сживается с ними (страх пустой квартиры, смерти близких людей и т.д.).

4) Ранний детский аутизм.

«Ауто» — сам. Проявляется в своеобразной моторике ребёнка (ходит как бы на цыпочках, как марионетка, очень осторожно, боязно; своеобразие речи (не всегда связана с реальными обстоятельствами, витание в воображении); отсутствие или парадоксальные реакции на внешние раздражители (воображение начинает осуществляться реально: побежит за мячом под машину; спрыгнет с зонтиком с балкона, как Вини-Пух) и др.).

Ребёнок живёт во внутреннем мире, внешний мир мало интересен (не общительны, мало вступают в контакт).

Не реальные образы для ребёнка более реальны.

2)Акцентуации характера — это усиленное, чрезмерное развитие одной черты или свойства при умеренном развитии других.

Выделяют две формы проявления акцентуации:

— явная (характеризуется пограничным состоянием личности — патопсихология)

— скрытая (проявляется только в психогенных ситуациях) (классификация акцентуаций характера см. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Владос, 1994.- с.348).

3)Асоциальное поведение – это поведение человека несоответствующее нормам и правилам, принятым в обществе. Такое поведение может быть юридически наказуемо. Дети с асоциальным поведением – это педагогически запущенные дети. Их поведение – это следствие педагогических просчётов.

Группы детей с асоциальным поведением:

1)Дети агрессивные, совершающие проступки сознательно. Для них характерна властность, организационные способности, стремление к лидерству, антиобщественные взгляды, потребительские точки зрения, стремление к достижению поставленных целей, упорство (это и есть та положительная основа, на которой их надо перевоспитывать)

2)Дети, которые подражают представителям первой группы. Они эгоистичны, властолюбивы. В ситуации отсутствия официального лидера они занимают позицию лидера. Но у них нет лидерских качеств, организационных способностей, зато они более жесткие, агрессивные.

3)Дети, у которых есть негативные и позитивные потребности. Но позитивные не становятся регуляторами их поведения. Характерны эгоизм и слабоволие. Для их перевоспитания необходима смена социальной среды (убрать негативное влияние)

4)Дети внушаемые, комфорные, слабовольные, с отсутствием личностного стержня (нет иерархии личностных качеств).

Для перевоспитания необходимо формирование личностного стержня мотивов поведения.

Общие принципы подхода к трудным детям:

  • Выявление причин нравственного отклонения.
  • Установление причин вызывающих нарушения.
  • В перевоспитании опора на позитивные потребности и качества ребёнка.
  • В перевоспитании недопустимы: шантаж, запугивание, устрашение.
  • Начинать перевоспитание надо с формирования правильных мотивов поведения
  • И т.д.

3.Завершение занятия:

— вопросы для самоконтроля:

1) Какой вид социального опыта, по вашему мнению, усваивается через воспитание(научный, эстетический, этический, физический, производственный и т.д.)?

2) Какая сфера развития ребёнка (по Д.Б.Эльконину) преимущественно задействована в воспитании? Почему?

3) Сравните понятия «формирование», «становление», «социализация», «воспитание» с пониманием «воспитания» Л.М.Лузиной. Сделайте вывод. Как вы понимаете, что такое «воспитание»?

4) Обоснуйте точку зрения Р.С.Немова, который трактует «воспитание», как процесс формирования и изменения социальных установок.

5) Как соотносятся виды развития с видами воспитания? Каковы, по вашему мнению, воспитательные возможности обучения?

— рефлексия;

— подведение итогов;

— домашнее задание: Подготовить сообщение о школьной дезадаптации.

10