«Воспитание»:
ФИЛОСОФИЯ – рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
СОЦИОЛОГИЯ – рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
ИСТОРИЯ — изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержание и методов воспитание в различные исторические эпохи.
ПЕДАГОГИКА — рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитание.
ПСИХОЛОГИЯ – рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.
И другие науки.
Психологическая сущность воспитания заключается:
1) в формировании мотивов поведения.
2) в формировании привычек поведения, в которых реализовались бы эти мотивы.
Виды мотивов:
Таким образом, воспитание – есть управление потребностями (развитие – выращивание способностей).
2) Проблемы психологии воспитания. Принципы воспитания.
Проблемы психологии воспитания:
— проблема механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях образовательного процесса;
— проблема соотношения и разграничения воспитания, обучения и социализации;
— проблема зависимости формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
— проблема мотивационной сферы учащегося, её направленности, нравственных установок;
— и др.
Принципы воспитания:
1) Ориентация на ценностные ориентации.
( постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду и т. д.))
Философия предмет, круг рассматриваемых проблем, функции
... и логики. Примененная к проблемам познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет ... переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий ( ... отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и ...
2) Принцип субъектности.
( педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений)
3) Принятие ребёнка как данности.
( признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, её уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей)
3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.
ФОРМИРОВАНИЕ — процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
СТАНОВЛЕНИЕ – термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.
Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:
1)воспитание — это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.
2)воспитание – это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).
3)воспитание — это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и содержанием которого, является создание и поддержание условий для саморазвития, самостановления, самореализации.
4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека
Развитие человека – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Виды развития:
Физическое развитие – изменение роста, веса, силы, пропорции тела человека.
Физиологическое развитие – изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.
Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека
... немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это ... выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, ...
Психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций.
Социальное развитие – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и др.отношения.
Духовное развитие – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Виды воспитания:
Задание: Как виды развития вы знаете? Как они соотносятся с видами воспитания?
5) Типы взаимосвязи обучения и воспитания.
1) Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения).
Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2) Воспитание осуществляется в образовательном процессе определённой системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).
Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и оно, в свою очередь, должно действовать на воспитание.
3) Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.
4) Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.
6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.
Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
Способы влияния в воспитании:
УБЕЖДЕНИЕ – включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.д.
ВНУШЕНИЕ – направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.
ЗАРАЖЕНИЕ – чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.
ПОДРАЖАНИЕ – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.
Возрастные особенности подражания:
От 1 года до 3 лет – ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.
Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.
Младший школьный возраст – копирует и перенимает личностные качества взрослого.
Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.
Юность – основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.
Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:
- Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
- Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
- Принцип психологии – развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
- Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:
— дошкольный возраст, младший шк.возраст – оценка взрослого;
— подростковый возраст – оценка сверстников;
— юношеский возраст – самооценка.
- Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц.звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
- Учет возрастных особенностей:
— дошкольный возраст – может быть категорическое требование;
— младший школьный возраст – этап наглядного образа (конкретного, литературного);
— подросток – убеждение, доказательство, общение на равных;
— юноша – аргументация.
Смысловой барьер (Л.И.Божович)- это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.
Виды смысловых барьеров:
1) По содержанию (разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);
2) По форме предъявления требования (содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);
Как результат первого и второго:
3) К определённому человеку (проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).
Пути формирования барьеров:
1) По форме:
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
- Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
- Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);
2) К определённому человеку:
- Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
- Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:
— от возрастных особенностей ребёнка;
— от сформированной самооценки;
— межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);
— и пр.
7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания
К основным внутренним факторам развития человека относятся:
1. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
2. Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленных на собственное развитие.
3. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Методы самовоспитания.
— самонаблюдение — самоубеждение — самоутверждение
— самоанализ — самоконтроль — самоодобрение
— самооценивание — самоприказ — самопоощрение
— самосравнение — самовнушение — самонаказание
— самоподкрепление — самоограничение
— самопринуждение
— самоисповедь
Приемы самовоспитания:
1)Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение сформировать у себя те или иные качества).
2)Самоотчёт (ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь.
3)Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин и неуспехов)
4)Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
8) Дети риска, школьная дезадаптация.
Категории трудных детей:
1)Дети с небольшими отклонениями в нравственном развитии.
2)Дети с акцентуацией черт характера и свойств темперамента.
3)Дети с асоциальным поведением или дети правонарушители.
Остановимся подробней на каждой из этих категорий.
1)Первая категория детей проявляется ещё в дошкольном возрасте:
|
недисциплинированные дети |
лживые дети |
ленивые дети |
упрямые, капризные дети |
причины |
-неуравновешенность нервной системы, чрезмерное эмоциональное возбуждение; — особенности воспитания в семье; — стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослых; — нравственная незрелость ребёнка; и др.
|
— нравственная незрелость ребёнка; — страх наказания; — богатое воображение ребёнка; -особенности воспитания в семье; и др.
|
-не воспитывали у ребёнка потребность в посильном системати-ческом труде; |
— эгоцентризм — особенности воспитания в семье (автори-таризм взрослых) и др. |
В дошкольном возрасте, помимо небольших отклонений в нравственном развитии возможна деформация личности. Если в первом случае к детям необходим индивидуальный подход, то во втором случае необходима психокоррекционная работа.
Деформации личности в дошкольном возрасте:
1) Истероидность личности.
В основе лежит эгоцентризм 3-4хлетнего малыша, как возрастная закономерность. Если не удовлетворяются эгоцентические потребности ребёнка, от ребёнка постоянно «отмахиваются», то это приводит к истерии.
2)Реакция протеста. (может проявляться в виде энуреза, страхов, особенностей личности, форм проявления)
Причиной реакции протеста является стена запретов со стороны взрослых на «я хочу».
3)Немотивированные агрессивности и страхи.
Ребёнку не хватает слов и поэтому он дерется. Деформация проявляется тогда, когда ребёнок, не наблюдавший проявлений агрессии, начинает сам проявлять агрессию.
Закрепление страхов проявляется тогда, когда ребёнок сживается с ними (страх пустой квартиры, смерти близких людей и т.д.).
4) Ранний детский аутизм.
«Ауто» — сам. Проявляется в своеобразной моторике ребёнка (ходит как бы на цыпочках, как марионетка, очень осторожно, боязно; своеобразие речи (не всегда связана с реальными обстоятельствами, витание в воображении); отсутствие или парадоксальные реакции на внешние раздражители (воображение начинает осуществляться реально: побежит за мячом под машину; спрыгнет с зонтиком с балкона, как Вини-Пух) и др.).
Ребёнок живёт во внутреннем мире, внешний мир мало интересен (не общительны, мало вступают в контакт).
Не реальные образы для ребёнка более реальны.
2)Акцентуации характера — это усиленное, чрезмерное развитие одной черты или свойства при умеренном развитии других.
Выделяют две формы проявления акцентуации:
— явная (характеризуется пограничным состоянием личности — патопсихология)
— скрытая (проявляется только в психогенных ситуациях) (классификация акцентуаций характера см. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Владос, 1994.- с.348).
3)Асоциальное поведение – это поведение человека несоответствующее нормам и правилам, принятым в обществе. Такое поведение может быть юридически наказуемо. Дети с асоциальным поведением – это педагогически запущенные дети. Их поведение – это следствие педагогических просчётов.
Группы детей с асоциальным поведением:
1)Дети агрессивные, совершающие проступки сознательно. Для них характерна властность, организационные способности, стремление к лидерству, антиобщественные взгляды, потребительские точки зрения, стремление к достижению поставленных целей, упорство (это и есть та положительная основа, на которой их надо перевоспитывать)
2)Дети, которые подражают представителям первой группы. Они эгоистичны, властолюбивы. В ситуации отсутствия официального лидера они занимают позицию лидера. Но у них нет лидерских качеств, организационных способностей, зато они более жесткие, агрессивные.
3)Дети, у которых есть негативные и позитивные потребности. Но позитивные не становятся регуляторами их поведения. Характерны эгоизм и слабоволие. Для их перевоспитания необходима смена социальной среды (убрать негативное влияние)
4)Дети внушаемые, комфорные, слабовольные, с отсутствием личностного стержня (нет иерархии личностных качеств).
Для перевоспитания необходимо формирование личностного стержня мотивов поведения.
Общие принципы подхода к трудным детям:
- Выявление причин нравственного отклонения.
- Установление причин вызывающих нарушения.
- В перевоспитании опора на позитивные потребности и качества ребёнка.
- В перевоспитании недопустимы: шантаж, запугивание, устрашение.
- Начинать перевоспитание надо с формирования правильных мотивов поведения
- И т.д.
3.Завершение занятия:
— вопросы для самоконтроля:
1) Какой вид социального опыта, по вашему мнению, усваивается через воспитание(научный, эстетический, этический, физический, производственный и т.д.)?
2) Какая сфера развития ребёнка (по Д.Б.Эльконину) преимущественно задействована в воспитании? Почему?
3) Сравните понятия «формирование», «становление», «социализация», «воспитание» с пониманием «воспитания» Л.М.Лузиной. Сделайте вывод. Как вы понимаете, что такое «воспитание»?
4) Обоснуйте точку зрения Р.С.Немова, который трактует «воспитание», как процесс формирования и изменения социальных установок.
5) Как соотносятся виды развития с видами воспитания? Каковы, по вашему мнению, воспитательные возможности обучения?
— рефлексия;
— подведение итогов;
— домашнее задание: Подготовить сообщение о школьной дезадаптации.
10