Манипулирование ОМ

МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ— один из способов господства и подавления воли граждан путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д.. Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее рассматривается основные девять способов, которые применяются чаще всего. 1. Использование внушения. Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает все на веру, не требуя доказательств.

2.

Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

4. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребенок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.

5. Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже не как зло, а как очень даже добро.

6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

7.

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

Часть 1.      Вы никогда не обращали внимания на то, что одних людей то и дело обманывают? В то время как другим удается избежать подобных ситуаций достаточно легко? Почему? В чем причина некоего "фатализма судьбы"? Если проанализировать, почему некоторые люди снова и снова попадаются на удочку обмана, то получатся интересные результаты.      Для ...

Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чем-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.

8. Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет.

9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создается событие, которого не было, и выдается за факт.

10. Астротурфинг (англ. Astroturfing) — использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо.

Технологии манипулирования общественным мнением

Важнейшее средство манипулирования — СМИ. Основой выступает создание информационных потоков и управление ими. Алгоритм этой деятельности системно описали П. Бурдье и У. Рибер. Формируется «информационный вал» — всеохватный поток несистематизированной, но объективной информации, направляемой в адрес масс или интересуемых манипуляторов общностей, притом в формах, способных вызвать их максимальный интерес и доверие. Отслеживается реакция адресатов на различные информационные блоки этого потока. Когда воспринимаемость информации и доверие к ее источнику укреплены, начинается выборочное, дозированное «сегментирование информационного потока» с помощью:

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... Информационный контроль, например, отсечение или клевета на внешние источники информации ... некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных ... заставляет уходящих казаться предающими доверие. Повторяющиеся угрозы санкций ... специально желает выделить в потоке информации; "подведение итогов" - ... предлагать сотрудничество. Выбирая метод постепенного втягивания, агент ...

— умолчания — невыгодная манипулятору информация из потока изымается, а выгодная подается в выигрышных для восприятия на фоне нейтральной информации формах;

— перестановок — значимая для выработки общественной позиции информация подается как малозначимая, а малосущественная, но необходимая манипулятору, выносится в анонс или начало информационного потока;

— привлечения в качестве субъектов или доведения до сведения, озвучивания необходимой для социального манипулирования информации авторитетных для данной массы или социальной группы источников или деятелей, изданий, государственных и общественных институтов.

Снова отслеживается реакция потребителей такой информации и, если доверие к ней не снижается или снижается несущественно, к указанным приемам добавляются:

— фальсификация истории или реальности путем целенаправленного подбора цитат, статистики и т. д., которые в комплексе работают на требуемый результат;

— фабрикация цитат, статистики, данных выборочных опросов обследований;

-эмоциональная подпитка путем использования вместо конкретных фактов и цифр эмоциональных словесных оборотов, образных клише и т. д., а также такого монтажа фото-, видео-, аудиоматериалов, который обеспечивает необходимое для успеха социального манипулирования психологическое воздействие на сознание масс и общностей.

Происходящие в XXI веке события подтверждают, что сила влияния общественного мнения в политических и социальных процессах возрастает, превращаясь в мощное оружие воздействия при реализации той или иной политической стратегии. Сегодня приёмы информационной войны являются наиболее результативными и быстрыми способами для достижения различных целей. В частности, благодаря возможности создавать новое информационное поле, воспринимаемое общественным сознанием как объективная реальность, т. е. моделировать информационный поток. Таким образом, реальные факты и события окончательно теряют свою значимость в процессе формирования нового миропорядка. При этом актуальным становится умение не просто интерпретировать происходящие события в пользу определённой позиции, но и создавать их в рамках информационной реальности, учитывая тот факт, что общественное мнение, для которого разыгрываются эти постановки, имеет ряд особенностей, делающих его восприимчивым и податливым для подобного рода спектаклей.

11 стр., 5463 слов

Информационные войны в современную эпоху

Реферат на тему: "Информационные войны в современную эпоху" Содержание Введение Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны 1.1 Сущность и особенности информационной войны 1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны Глава 2. Информационное противоборство в современную эпоху Глава 3. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение? 3.1 США 3.2 Европа 3.3 Россия 3.4 ...

Использование средств массовой коммуникации (СМК) в целях политического манипулирования представляет наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Оно представляет собой скрытое управление политическим сознанием и поведением «психологической толпы» с целью принудить её действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование имеет тенденцию стать главной функцией СМК. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства: осуществляется незаметно для управляемых; не влечёт за собой прямых жертв и крови; не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

Манипулятивная деятельность СМК превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Внушение достигается не содержанием информации, а формой её подачи, содержащимся в ней «эмоциональным зарядом», который позволяет снизить критичность восприятия информации.

Рассматривая общественное мнение как состояние массового сознания, где превалируют иррациональные факторы, создающие возможность для манипулятивного воздействия, необходимо отметить, что с одной стороны, развитие информационного общества приводит к усилению демократических институтов, а с другой стороны повышает возможности манипулирования общественным мнением. Несмотря на присутствие некоторых, крайне негативных последствий, в условиях современного информационного общества общественное мнение приобретает особую актуальность, и сила его воздействия возрастает. Дело за малым — создать условия для формирования грамотной и адекватной позиции граждан относительно социально-политических явлений современности.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

Для определения состояний расстроенного созна­ния чаще всего используют набор критериев, предложенных немецким психиатром К.Ясперсом: отрешенность от реаль­ного внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отры­вочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действитель­ность; нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации, реже в собственной личности; нарушение стройности мышления, вплоть до ...