Программа устного вступительного испытания (собеседования) по направлению «Психолого-педагогическое образование»

  1. Пояснительная записка

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Цель устного вступительного испытания (собеседования): определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу.

Задачи устного вступительного испытания (собеседования):

  • определить склонности к научно-исследовательской деятельности;
  • определить область научных интересов и характер мотивации поступления по данному направлению и конкретизация выбора программы обучения;
  • определить склонности и способности к психолого-педагогической деятельности.

Поступающий в магистратуру должен:

знать:

основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

различные теории обучения, воспитания и развития, основные образовательные программы для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

принципы профессиональной этики, основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

уметь:

использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

4 стр., 1602 слов

Деятельность социального педагога по коррекции агрессии

... организации данного процесса в условиях образовательного социума современной школы определило выбор темы исследования: «Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения у подростков». Цель ... подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности 3. Изучить основные задачи социального педагога при коррекции агрессивного поведения у подростков. 4 ...

учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;

организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;

принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;

организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;

применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;

владеть:

историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений;

моральными нормами и основами нравственного поведения;

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья;

требованиями гигиены, охраны труда, способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие ... путем вы­работки новых способов поведения. Противоречия разреша­ются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни ... Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ ...

качественными и количественными методами в психологических и педагогических исследованиях;

методами диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

рефлексией способов и результатов своих профессиональных действий.

Содержание программы

    Содержание собеседования строится по трем блокам:

    1. Методологический. Опыт научно-исследовательской работы и ее содержательная направленность. Проблема планируемого исследования в магистратуре. Методологические основы исследования. Актуальность выбираемой проблематики исследования. Связь проблемы исследования с профессиональной деятельностью. Конкретный опыт участия в научно-исследовательской деятельности (статьи, конференции, проекты и гранты и др.).

    2. Мотивационный. Обоснование мотивации поступления в магистратуру. Ожидания от получения магистерского образования. Обоснование выбора направления подготовки и выбора магистерской программы. Профессионально-личностные характеристики, значимые для выбираемой области профессиональной деятельности.

    3. Практико-ориентированный. Имеющийся опыт практической психолого-педагогической деятельности. Перспективы профессиональной деятельности по окончанию магистратуры. Позитивные и негативные стороны психолого-педагогической деятельности. Соотнесение выбираемой магистерской программы с практической профессиональной деятельностью. Возможные сферы профессиональной реализации после освоения магистерской программы.

    1. Литература

    Основная литература:

    1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ, 2010. — 672 с.
    2. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. — М.: Академия, 2011. — 624 с.
    3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник для студ. вузов. 13-е изд. — М.: Академия, 2011. — 656 с.
    4. Практическая психология образования: Учебное пособие, 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2009. — 592 с.
    5. Педагогика / Под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. — М.: Юрайт, 2012. — 332 с.
    6. Психология / Под общей редакцией В.А. Сластенина, А.С. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. — 530 с.
    7. Савенков А.И. Педагогическая психология: В 2-х т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009. — Т. 1. — 416 с.; Т. 2. — 240 с.
    8. Савенков А.И. Психодидактика. — М.: Национальный книжный центр, 2012. — 360 с.
    9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч.завед. / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2008. — 576 с.

    Дополнительная литература:

    18 стр., 8577 слов

    Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

    ... - 502 с. (Основы наук) 11. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. ... , саморефлексии и становится активным субъектом учебной деятельности. Выполняя самостоятельную работу под контролем ... . - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 432 с. (Высшее профессиональное образование. ... Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / ...

    1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 432 с.
    2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2002. — 298 с.
    3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
    4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
    5. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: ЭКСМО, 2005. -1136с.
    6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
    7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
    8. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 576 с.
    9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 183 с.
    10. Зинченко В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся пед. спец. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самар. Дом печати, 1998. — 295 с.
    11. Зинченко В.П. Психологические основы деятельности (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова): Учебное пособие / В.П. Зинченко при участии С.Ф. Горбова, Н.Д. Гордеевой. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
    12. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 128 с
    13. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 256 с.
    14. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 383 с.
    15. Кряхтунов М.И. Профессиональное саморазвитие учителя: теория, модель, технология. — М., 2002. — 198 с.
    16. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
    17. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 608 с.
    18. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность).

      19 стр., 9113 слов

      Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

      НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет военного обучения А.С. Калюжный ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Учебное пособие Н.Новгород 2004 ББК 88.4 В 633 В ... отражает определенный вид деятельности. В детстве это игра. Чуть позже - учеба. И, наконец, профессиональная деятельность. Все эти виды деятельности человека протекают ...

      14 стр., 6789 слов

      Психология допроса и методика его проведения

      ... вправе пользоваться документами и записями. допрос психология методика проведение При производстве допроса по инициативе следователя ... стереотипов поведения, действия, характеризующие устойчивые психические качества личности; способ сокрытия преступления, условия, способствовавшие его ... 2006 11. М.И. Еникеев. Психология следственных действий. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2007. 12. ...

      — М.: Смысл, 2001. — 392 с.

    19. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
    20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Академия, 2004. — 352 с.
    21. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
    22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. — 384 с.
    23. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учебное пособие. — М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 480 с.
    24. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 720 с.
    25. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
    26. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
    27. Мудрик А.В. Психология и воспитание. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 472 с.
    28. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты).

      -Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. — 1072 с.

    29. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
    30. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Монография. — М.: Прометей, МПГУ, 2006. — 224 с.
    31. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов;и др.- СПб.: Речь, 2006. — 440 с.
    32. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.
    33. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.
    34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. и англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
    35. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2006 — 240 с.
    36. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 231 с.
    37. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2009. — 400 с.
    38. Реан А. А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 574 с.
    39. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 434 с.
    40. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 384 с.
    41. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
    42. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
    43. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
    44. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
    45. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

    Правила проведения устного вступительного испытания (собеседования)

      1. Перед вступительным испытанием проводится консультация для абитуриентов (в соответствии с утверждённым расписанием).

      14 стр., 6656 слов

      Общая психология. Эмоционально-волевая сфера личности

      ... «Философия», «Введение в профессию», «Общая психология. Введение», «Общая психология. Личность» и др.. 1.2 Цель и задачи ... воли. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Порядок проведения промежуточной аттестации Порядок проведения экзамена по дисциплине осуществляется ... 1. Работая со словарями и энциклопедиями, учебными пособиями и монографиями, выпишите, проанализируйте и выберите, либо ...

      2. Вступительное испытание представляет собой устную беседу по трем блокам вопросов, соответствующим программе для абитуриентов.

      3. При входе в аудиторию, где проводится испытание, абитуриент предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) и экзаменационный лист.

      4. Во время проведения вступительного испытания должны быть отключены мобильные телефоны и другие средства связи.

      5. Во время вступительного испытания не допускается использование абитуриентами своей бумаги, корректирующей жидкости и др.

      6. На вступительном испытании вопросы и ответы поступающего фиксируются в протоколе проведения собеседования.

      7. Консультации с членами предметной (экзаменационной) комиссии во время проведения вступительного испытания допускаются только в части уточнения формулировки вопроса.

      8. Продолжительность вступительного испытания — 0,25−0,3 астрономических часа.

      9. Оценка за вступительное испытание объявляется комиссией по завершению ответа поступающего.

      10. Выход из аудитории во время проведения вступительного испытания допускается только в сопровождении секретаря отборочной комиссии.

      11. Абитуриент имеет право покинуть аудиторию (в т.ч. досрочно) только с разрешения экзаменаторов.

      12. Вступительное испытание оценивается по стобалльной шкале.

      13. В случае несогласия с выставленной оценкой абитуриент имеет право подать апелляцию.

      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

      Отправить запрос

      Adblock
      detector