Локус контроля и самооценка

Тема № 5 (мотивационная сфера)

Локус контроля

– это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям

экстернальный,

внешний локус контроля

качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам

интернальный,

внутренний локус контроля

качество, характеризующее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям

Людям более свойственна неуверенность в своих силах, тенденция пустить дела на самотек, несамостоятельность, зависимость. Зачастую свойственны большая неуравновешенность и более высокий уровень тревожности.

Более самостоятельны и ответственны; они проявляют большую уверенность в себе, настойчивость в достижении целей, независимость в суждениях и поступках.

Больные с внутренним локусом контроля обычно лучше осведомлены о своем заболевании, о больничном режиме и т.п; стремятся принимать активное участие в процессе лечения.

Локус контроля рассматривают как особый вид каузальной атрибуции (Р.С.Немов)

Ильин Е.П. :

Интернальность (интернальный локус контроля)– свойство принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.

Эстернальность (экстернальный локус контроля) – свойство приписывать ответственность за события внешним факторома (другим людям, случаю, судьбе).

Каузальная атрибуция – мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение тех или иных причин его поступков, а главное – на развитии у человека способности их предсказывать.

САМООЦЕНКА

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследования теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-пси­хологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как цент­ральное личностное образование и центральный компонент Я-кон­цепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаи­моотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и дея­тельности. Высшая форма саморегулирования на основе само­оценки состоит в своеобразном творческом отношении к собст­венной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личнос­ти, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процес­сов самосознания, которая проходит различные этапы, и нахо­дится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершен­ствуется. Процесс установления самооценки не может быть ко­нечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а сле­довательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе яв­ляется его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результа­ты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для по­нимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формиро­вании играет сопоставление образа реального Я с образом иде­ального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психоте­рапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психи­ческого здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного инди­вида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки сущест­венное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значи­тельнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуаль­ные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравствен­ных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооце­нок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и пос­ледовательность устанавливаются на основе реальных проявле­ний личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекват­ную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъектив­но, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек само­уверенно берется за работу, превышающую его реальные воз­можности, что при неудаче может приводить его к разочарова­нию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоя­тельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его само­оценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека на­дежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную щенку окружающих он воспринимает как временные и случай­нее. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окру­жающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.