Логопедия 4

1. Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция

Логопедия как специальная педагогическая наука: предмет и задачи логопедии; связь с другими науками; принципы и методы логопедии. Этиология нарушений речи: экзогенно-органические, наследственные и социальные факторы возникновения речевых нарушений. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи. Методы и этапы логопедического воздействия. Профилактика речевых нарушений.

2. Нарушения голоса, терминология, этиология, механизмы

Акустические параметры голоса. Способы подачи голоса.

Значение дыхания в голосообразовании. Типы физиологического дыхания. Механизмы голосообразования.

Развитие и становление голоса. Период мутации голоса у детей — начальная, пиковая и конечная стадии.

Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Этиология и патогенез нарушений голоса.

3. Дислалия: статистика, терминология, определение, классификация

Определение дислалии. Формы дислалии — функциональная и механическая (органическая).

Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического, или фонетического или их комбинаций.

Простые и сложные дислалии. Механическая дислалия (органическая).

Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопроизношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Методика коррекционной работы при дислалии. Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи каждого этапа работы. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

4. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика

Недостатки произношения звуков «Р»-«Р`» (ротацизм и параротацизм).

23 стр., 11290 слов

Устранение заикания у дошкольников с использованием арттерапевтических ...

... заикания у дошкольников в системе комплексного логопедического воздействия Заключение Библиография Введение Заикание является одним из наиболее сложных речевых расстройств и характеризуется нарушением плавности речи, обусловленной судорожным состоянием ...

Характеристика фонем «Р»-«Р`». Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены и их приемы. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки Р-Р`. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения «Л»-«Л`» (ламбдацизм и параламбдацизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения свистящих звуков «С»-«С`», «3»-«3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели).

Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

5. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последовательность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения «J» (йотацизм), «К»-«К`», «Г»-«Г`», «Х»-«Х`» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).

Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.

6. Ринолалия: определение, классификация, формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация

Определение, причины и механизм нарушения. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба. Виды врожденных расщелин.Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Сроки хирургического лечения.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...

Структура дефекта. Первичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии. Вторичные нарушения.

Комплексное медико-психолого-педагогическое исследование лиц с ринолалией.

Коррекционная работа с детьми с ринолалией. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба. Послеоперационная работа по устранению ринолалии. Коррекционная работа с детьми от 1-го года до 3-х лет. Отличие открытой ринолалии и ринофонии.

7. Дизартрия терминология, определение

Определение дизартрии. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием чего является дизартрия.

Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий.

Методика коррекционной работы при дизартрии. Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи и особенности работы на каждом этапе работы.

8. Дизартрия: классификация; формы и методы логопедического воздействия

Псевдобульбарная дизартрия.

Спастический и паретический параличи как основные патогенетические механизмы дизартрии псевдобульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки параличей, избирательность поражения произвольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности логопедического воздействия.

Бульбарная дизартрия.

Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Особенности логопедического воздействия.

9. Дизартрия: классификация; формы и методы логопедического воздействия

Подкорковая дизартрия.

Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений.

Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Особенности логопедического воздействия.

Корковая дизартрия.

Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии. Особенности логопедического воздействия.

Мозжечковая дизартрия.

Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи. Особенности логопедического воздействия.

10 стр., 4842 слов

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи

... виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять лого­педическое воздействие с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка. [2 ...

10. Фонетико-фонематическое нарушение речи

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Характеристика структуры дефекта. Организация логопедической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Обследование фонетико-фонема-тической стороны у детей дошкольного возраста. Структура дефекта при ФФН. Организация логопедической помощи детям с ФФН. Этапы коррекционного воздействия.

11. Нарушение темпа речи. Определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика

Понятие о темпе речи. История изучения вопроса. Клинические и психологические особенности проявления нарушений темпа речи. Классификация, механизм нарушения, структура дефекта. Речевые и неречевые симптомы при нарушениях темпа речи. Обследование детей с нарушениями темпа речи. Система лечебно-педагогической комплексной работы.

12. Заикание: определение, классификация, степень проявления симптомов

Определение заикания. Клинические и психологические особенности проявления заикания. Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная, выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации, артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мышц речевого аппарата: легкая, средняя, тяжелая.

Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи: покраснение лица и шеи, усиленная потливость, учащенное сердцебиение и др. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Речевые уловки, эмболофразии. Характер личностного реагирования на заикание, логофобии. Типы течения заикания: регредиентные, прогредиентный, рецидивирущий, стационарный.

13. Классификация заикания, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика невротической формы заикания

Биологические и социальные факторы риска в развитии невротической формы заикания. Роль наследственности, среды, воспитания Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической

14. Классификация заикания, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика неврозоподобной формы заикания

Биологические и социальные факторы риска в развитии неврозоподобной формы заикания. Роль наследственности, среды, воспитания Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функ­ции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания.

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...

... и повреждения опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989. 2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: ... реализовать дифференцированный подход в логоритмическом воздействии на разные формы дизартрии. Коррекция и воспитание детей с дизартрией осуществляется за счет интеграции межанализаторного взаимодействия ...

15. Комплексный метод, преодоления заикания

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания.

Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.).

Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у детей дошкольного возраста. Роль логопедических занятий, логоритмики, психотерапии. Коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых: роль психотерапии (ее формы), логоритмических и логопедических занятий. Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при неврозоподобном заикании. Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при неврозоподобной форме заикания у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых, их отличие от принципов реабилитации при невротической форме заикания. Роль комплексного медико-педагогического воздействия в реабилитации больных с неврозоподобной формой заикания.

16. Профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов заикания

Методы адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям, применяющиеся в комплексе различных систем реабилитации.

Исполъзование некоторых методик в системе медико-педагогического комплекса реабилитации заикающихся: приемы моделирования поведения в рамках специализированного аутотренинга; психологическая коррекция мотивационной, коммуникативной и перцептивной сторон общения.

Использование различных систем в рамках логопсихотерапевтического подхода к реабилитации заикающихся подростков и взрослых. Предупреждение рецидивов заикания

17. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения при алалии

Определение алалии. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Место алалии в системе нарушений речи. Алалия как системное нарушение языка.

18. Динамика развития, обследование детей с алалией

Уровни недоразвития речи при алалии. Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями недоразвития речи.

Обследование безречевого (неговорящего) ребенка.

Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника. Основные методические принципы обсле­дования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестических сведений о детях с недоразви­тием речи. Формы и материал обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...

... для воспитателей логопедических групп и логопедов по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Структура, объем и содержание работы определены ... диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблемой общего недоразвития речи занимались ...

19. Организация коррекционного воздействия при алалии

Организация коррекционного воздействия при алалии. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии. Координация работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей при коррекции речи. Работа над личностью ребенка с алалией. Роль игры и наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией. Развитие психических процессов и функций детей с алалией. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

20. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии

Моторная алалия. Причины, механизм, симптоматика. Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения всех звеньев порождения речевого высказывания при алалии.

Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

Принципы, коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии.

Организация и содержание коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы.

Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при разных уровнях недоразвития речи.

21. Общее недоразвитие речи. Определение, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика, содержание коррекционного обучения

Научная школа Р.Е. Левиной. Понятие «недоразвитие речи». Недоразвитие речи как нарушение овладение системой языка.

Критерии составления уровневой характеристики недоразвития речи. Состояние фонетических и фонематических операций. Лексико-семантические представления. Словообразовательные умения. Морфолого-синтаксическая характеристика речи. Состояние связной речи.

Психолого-педагогическое обоснование основных направлений коррекционного обучения. Задачи и содержание коррекционного обучения детей с различными уровнями недоразвития речи. Принципы и методы группового обучения. Дифференцированный и индивидуальный подход и специфика его реализации. Учет клинико-психологических механизмов нарушения речевой деятельности.

22. Нарушение письменной речи: дисграфия, дислексия Механизмы, классификация, дифференциальная диагностика нарушений письменной речи

Распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия).

Вторичные нарушения письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия).

Проблемы терминологии. Отличия понятий дислексия и dyslexiа. Этиология и патогенез нарушений письма и чтения. Специфические ошибки письма и «ошибки роста». Современные классификации нарушений письма и чтения. Дисграфия и дисорфография.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... особенности развитие речи дошкольников с нарушениями слуха .1 Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, ...

Проведение массового обследования учащихся начальных классов. Индивидуальное обследование. Комплектование групп.

23. Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии

Организация и проведение коррекционных логопедических занятий. Планирование занятий (перспективное, индивидуальное, тематическое).

Документация и оборудование логопедического пункта. Методическая работа учителя-логопеда. Работа логопеда с родителями. Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. Коррекция нарушений устной речи и фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. Коррекция нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики рук.

Устранение дислексии (вербальной, литеральной).

Формирование предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамматически правильного письма, предупреждение дисграфии и дислексии. Анализ существующих методик коррекции дисграфии и дислексии у детей.

24. Моторные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения

Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия. Афферентная моторная афазия.

Локализация поражения, диагностические симптомы, степень выраженности речевых и неречевых симптомов. Особенности содержания обследования этой формы афазии. Этапы, принципы и методы комплексной психолого-медико-педагогической восстановительной работы Длительность восстановительного обучения.

25. Сенсорные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения

Акустико-гностическая сенсорная афазия. Акустико-мнестическая афазия. Амнестико-семантическая.

Локализация поражения, диагностические симптомы, степень выраженности речевых и неречевых симптомов. Особенности содержания обследования этой формы афазии. Этапы, принципы и методы комплексной психолого-медико-педагогической восстановительной работы Длительность восстановительного обучения.

Логопедические практикумы

1.Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи

Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета. Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми. Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

2. Индивидуальные формы логопедической работы

Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.

21 стр., 10224 слов

Использование активных методов обучения в современной школе

... данной курсовой работы. школа учебный активный обучение 1. Научно-теоретические основы проблемы активных методов обучения 1.1 История возникновения активных методов обучения Идеи активизации обучения высказывались учеными ... вопросов. Платон (427?347 до н.э.) подчеркивал особую важность эстетического развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству [1]. Среди ...

3. Фронтальные формы логопедической работы

Содержание и организация фронтальных занятий. Составление перспективных и текущих планов фронтальных форм логопедической работы. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала к конкретному занятию. Разработка моделей (фрагментов) фронтальных занятий. Проведение студентами фрагментов занятий по разработанным моделям. Разработка планов-конспектов.

  1. Логопсихология
  1. Теоретические основы логопсихологии

Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Понятие о дефекте и компенсации в специальной психологии

Понятие о дефекте. Частный и общий дефект. Структура дефекта: первичные и вторичные нарушения. Специфичность вторичных отклонений. Положительные возможности лиц с отклонениями в развитии. Компенсация нарушенных функций. Формы компенсации: внутрисистемная, межсистемная. Учение о сверхкомпенсации (А.Адлер, Л.С. Выготский).

2. Специальная психология: предмет, задачи, методы, связь с другими науками

Специальная психология как наука. Задачи специальной психологии. Методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, анкетирование, интервью. Связь специальной психологии с другими науками: неврологией, генетикой, философией, отоларингологией, специальной педагогикой, возрастной и детской психологией.

психолого-педагогическая диагностикаРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1. Предмет, цели и задачи, методы психолого-педагогического изучения детей

Определение психолого-педагогической диагностики, ее цели и задачи. Психолого-педагогическая диагностика как область психологи­ческой науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Сферы применения психодиагностики: образование, профессиональная под­готовка и отбор, психологическое консультирование.

Методы психолого-педагогического изучения детей: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития, анализ продуктов деятельности, метод беседы, тестирование.

30 стр., 14904 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...

... молчaливость, зaстенчивость, у детей рaзвивaется уверенность в своих силaх. Очень важное знaчение оказывает обучение рaсскaзыванию и других видов работы по рaзвитию речи, таких как: ... I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-лингвистические основы развития связной речи дошкольников Рaзвитие устной связной речи детей состaвляет главную зaдaчу ...

2. Процедура и принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования

Процедура обследования. Основные этапы обследования: этап сбора данных; этап переработки и интерпретации; этап принятия решения.

Этап сбора данных: получение запроса, его предварительное изучение, заключение договора; формулировка проблемы, изучение анамнестических данных, установление контакта с обследуемым, проведение диагностики. Принципы психологической диагностики: принцип комплексного изучения детей, принцип всестороннего и целостного изучения ребенка, принцип динамического изучения детей, качественно-количественный принцип. Этические принципы работы практического психолога: принцип не нанесения ущерба, принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности. Обеспечение тайны результатов обследования.

3. Оформление, изучение и использование результатов диагностики

Фиксация результатов изучения и измерения диагностических показателей. Протокол обследования, структура протокола. Заключение и психолого-педагогическая характеристика как результаты проведения психолого-педагогического обследования, требования к составлению. Разработка рекомендаций по результатам проведения диагностики. составление Требования к обсуждению результатов диагностики с родителями и педагогами.

4. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей

Своевременное выявление недостатков и трудностей у детей как проблема психолого-педагогической диагностики нарушений развития. Этапы диагностики нарушений развития: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленная диагностика. Определение наличия отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины как цель скрининг диагностики. Дифференциальная диагностика отклонений в развитии, основные трудности. Определение направления обучения ребенка, вида и программы образовательного учреждения, оптимального педагогического маршрута, соответствующего особенностям и возможностям ребенкакак результат дифференциальной диагностики. Выявление индивидуальных особенностей ребенка на этапе углубленной диагностики для построения наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы с ребенком, организации своевременной помощи с затруднениями в учебе, решении социально-эмоциональных проблем.

Психолингвистика

1. Структура речевого акта

Структура акта коммуникации. Намерения отправителя и адресата. Предпосылки успешности речевого общения: общность опыта, общность языка, минимизация помех.

Основные характеристики процесса восприятия речи. Анализ фазовой структуры порождения речи. Мотив как исходное звено речепорождения. Смысловое программирование речевого высказывания. Механизм грамматического структурирования. Моторное программирование речевого высказывания.

Логопедическая ритмика

1. Содержание и структура логопедической ритмики

Особенности и основные звенья логопедической ритмики. Музыкально-ритмическое воздействие на детей с речевой патологией. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей. Методы и приемы обучения в логопедической ритмике. Общая характеристика средств логопедической ритмики. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения, активизирующие внимание. Счетные упражнения. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Ритмические упражнения. Пение. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная самостоятельная деятельность. Игровая деятельность. Упражнения для развития творческой инициативы. Заключительные упражнения.

2. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик

Методика обследования психомоторных и сенсорных функций у лиц с нарушениями речи. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися. Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, с расстройствами голоса. Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией.

Филологическое обеспечение профессиональной деятельности

1. Лингвистические основы методики развития речи и обучения родному языку детей с нарушениями развития

Характеристика слова, его роль в языке и речи. Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность. Значение и смысл слова. Задачи словарной работы в С(К)ДОУ. Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы в С(К)ДОУ и ее направления. Принципы, методы и приемы словарной работы в С(К)ДОУ. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Морфологически и синтаксически оформленная речь как средство общения. Основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями развития: освоение морфологической, синтаксической сторонами речи, элементами словообразования. Характеристика звуковой стороны русского языка и ее компоненты: фонетическая и орфоэпическая правильность речи, выразительность и четкая дикция. Разделы звуковой культуры речи: культура речепроизношения и речевой слух. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Языковое оформление диалога. Характеристика монологического высказывания. Способы соединения фраз в тексте. Обучение диалогической речи в С(К)ДОУ. Общеречевое развитие детей с ОВЗ, речевая рефлексия и сознательное оперирование языком как основа подготовки к обучению грамоте. Элементарный лингвистический анализ: ознакомление детей со словом (вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы), с предложением, со словесным составом предложения, со звуко-слоговым строением слова.

2. Лингвистические основы методики работы с художественной литературой в с(к)доу. Лингвистический анализ художественного произведения в коррекционной школе

Методы ознакомления с художественной литературой: чтение педагога-дефектолога по книге или наизусть, рассказывание педагога-дефектолога, инсценирование. Литературный анализ художественного текста педагогом-дефектологом. Объяснение незнакомых слов. Методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах. Особенности занятий по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями разных жанров. Использование художественной литературы вне занятий. Уроки литературного и объяснительного чтения в специальной (коррекционной) школе. Основные этапы лингвистического анализа художественного произведения младшими школьниками с нарушениями развития. Принципы анализа художественного произведения в школе. Содержательная и эмоциональная подготовка к первичному восприятию текста. Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения (первичный синтез), анализ художественного произведения и вторичный синтез. Работа с текстом до, во время и после чтения. Особенности оформления конспекта урока литературного чтения.

Общеметодические аспекты обучения в соу

1. Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Медико-социально-педагогический патронаж. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

Педагогические системы обучения и воспитания детей в специальных образовательных учреждениях

1. Педагогические системы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Специальное образование детей с нарушениями речи. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Группы детей, выделяемые в психолого-педагогической классификации. Программы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Коррекционно-педагогическая работа с детьми школьного возраста, имеющими нарушения речи. Проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями.

Логопедические технологии

1. Технология логопедического обследования

Цель и задачи логопедического обследования. Этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: ориентировочный; дифференцировочный; основной; заключительный (уточняющий) этап. Обследование речедвигательной сферы. Приемы обследования мимической мускулатуры, моторики артикуляционного аппарата, произвольной моторики пальцев рук, общей моторики. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия; обследование импрессивной стороны речи (понимание слов, предложений, логико-грамматических отношений, грамматических форм, значения предлогов) и экспрессивной стороны речи (обследование лексического запаса, грамматического строя языка и связной речи).

2. Логопедические технологии развития речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Технология формирования речевого дыхания при заикании: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот), парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой, формирование длительного фонационного и речевого выдоха. Технология коррекции дыхания при дизартрии: общие дыхательные упражнения, использование рефлекс-запрещающих позиций, логоритмические упражнения и игры на дыхание, фонацию и артикуляцию, использование аппарата В.Ф. Фролова в коррекции нарушений дыхания при дизартрии. Технология коррекции дыхания при ринолалии: дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков, включение голоса при длительном ротовом выдохе, формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков, обучение направленному дутью после операции и вокальные упражнения.

3. Логопедические технологии развития голоса, темпо-ритмической и интонационной сторон речи

Развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения и развитие мелодических характеристик голоса при заикании. Нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения при ринолалии до пластической операции нёба и после. Технология коррекции голоса при дизартрии: упражнения по развитию силы и высоты голоса, использование ортофонического метода при коррекции голоса детей с дизартрией (соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений).

Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, повествовательные, побудительные), нормализация процесса речевого паузирования и формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз при заикании. Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией: формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной и экспрессивной речи: знакомство с повествовательной, воспросительной и восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании: темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики. Развитие чувства ритма.

МетодикА развития речи (специальная)

1. Теоретические основы и содержание методики преподавания русского языка (специальной)

Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные возможности обучения русскому языку. Обучение произношению: формирование звуковой и ритмоинтонационной сторон речи, развитие слоговой структуры слова. Типы уроков русского языка. Содержание и методика их проведения: обучение грамоте: добукварный период (развитие оптико-пространственной ориентации, моторики рук, навыков фонемного и слогового анализа и синтеза), букварный период. Уроки чтения. Формирование навыков чтения произведений разных жанров. Преподавание фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации. Развитие речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Моделирование уроков по разделам русского языка.

3. Теоретические основы и содержание методики преподавания литературы (специальной)

Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы и этапы литературного образования. Перераспределение программного материала по годам обучения. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями, трудности восприятия художественного текста, особенности творческого воссоздающего воображения, воссоздания образов литературных героев.

4. Организация учебной деятельности при изучении литературы в специальной (коррекционной) школе 5 вида

Учет степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приемов анализа текста. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров. Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1. Специальная педагогика как наука: понятие, объект, предмет, задачи

Сущность и назначение специальной педагогики, её место в системе педагогического знания. Объект, предмет, цель, задачи и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Основные отрасли специальной педагогики. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями в развитии.

2. Основы дидактики специальной педагогики

Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальном образовании. Разновидность форм обучения, используемых при специальном обучении. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Характеристика основных групп технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

  1. Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция
  2. Нарушения голоса, терминология, этиология, механизмы
  3. Дислалия: статистика, терминология, определение, классификация
  4. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика (ротацизмы, сигматизмы свистящих звуков)
  5. Дислалия: формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика (сигматизмы шипящих звуков, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков)
  6. Ринолалия: определение, классификация, формы и методы логопедического воздействия, эффективность, профилактика, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация
  7. Дизартрия терминология, определение
  8. Дизартрия: классификация; формы и методы логопедического воздействия (псевдобульбарная и бульбарная формы)
  9. Дизартрия: классификация; формы и методы логопедического воздействия (подкорковая, корковая и мозжечковая формы)
  10. Фонетико-фонематическое нарушение речи
  11. Нарушение темпа речи. Определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика
  12. Заикание: определение, классификация, степень проявления симптомов
  13. Классификация заикания, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика невротической формы заикания
  14. Классификация заикания, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика неврозоподобной формы заикания
  15. Комплексный метод, преодоления заикания
  16. Профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов заикания
  17. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения при алалии
  18. Динамика развития, обследование детей с алалией
  19. Организация коррекционного воздействия при алалии
  20. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии
  21. Общее недоразвитие речи. Определение, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика, содержание коррекционного обучения
  22. Нарушение письменной речи: дисграфия, дислексия Механизмы, классификация, дифференциальная диагностика нарушений письменной речи
  23. Коррекция дисграфии и дислексии
  24. Моторные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения
  25. Сенсорные формы афазии: дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз; специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения

  1. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями речи
  2. Индивидуальные формы логопедической работы
  3. Фронтальные формы логопедической работы
  4. Теоретические основы логопсихологии
  5. Понятие о дефекте и компенсации в специальной психологии
  6. Специальная психология: предмет, задачи, методы, связь с другими науками
  7. Предмет, цели и задачи, методы психолого-педагогического изучения детей
  8. Процедура и принципы проведения психолого-педагогического диагностического обследования
  9. Оформление, изучение и использование результатов диагностики
  10. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей
  11. Структура речевого акта
  12. Содержание и структура логопедической ритмики
  13. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик
  14. Лингвистические основы методики развития речи и обучения родному языку детей с нарушениями развития
  15. Лингвистические основы методики работы с художественной литературой в С(К)ДОУ. Лингвистический анализ художественного произведения в коррекционной школе
  16. Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
  17. Педагогические системы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями
  18. Технология логопедического обследования
  19. Логопедические технологии развития речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи
  20. Логопедические технологии развития голоса, темпо-ритмической и интонационной сторон речи
  21. Теоретические основы и содержание методики преподавания русского языка (специальной)
  22. Теоретические основы и содержание методики преподавания литературы (специальной)
  23. Организация учебной деятельности при изучении литературы в специальной (коррекционной) школе 5 вида
  24. Специальная педагогика как наука: понятие, объект, предмет, задачи
  25. Основы дидактики специальной педагогики