Лидерство в организации 4

Лидерство в организации

Введение

Лидерство в организации основывается на взаимодействии всех структур и элементов. Этот процесс более сложный, требующий высокого уровня взаимозависимости всех участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Синонимами слов лидер и лидерство являются слова руководитель, руководство. Лидерство — одно из составляющих эффективного управления организацией, представляющее собой координацию отношений членов социальной группы и реализующие процессы социального влияния в коллективе [1, с. 12].

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории. Теория черт объясняет феномен лидерства выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров. Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами [4, с. 7].

Актуальность данной темы также обуславливается тем, что в современном мире существует огромное количество различных компаний, которые нуждаются не только в четкой иерархии управления, но и в хороших лидерах, способных в дальнейшем вывести эти организации на новый уровень, внести какие-нибудь изменения.

13 стр., 6332 слов

Система командной деятельности в организации и управление командами

... требует внедрения более эффективных организационных форм и методов коллективного управления, которые позволили бы минимизировать ... командной деятельности вызвано, прежде всего, необходимостью совершенствования управлением организацией, повышением её эффективности и конкурентоспособности. Существуют ... Имеет изначально сильного (часто назначенного) лидера Роль лидера может переходить от одного члена к ...

Объект исследования. Лидерство в организации и его влияние на людей.

Предмет исследования. Организация как система взаимосвязанных элементов.

Целью контрольной работы является — изучение и анализ лидерства в организации.

Задачи контрольной работы заключается в следующем:

. Дать характеристику понятию лидерство.

. Исследовать типологию лидерства в организации.

. Рассмотреть управление лидерством в организации.

Методологическую базу составляют труды отечественных и зарубежных авторов, изучающих лидерство в организации, а именно: Н.П. Беляцкого, Г.В. Бендаса, О.С. Виханский, А.И. Наумов, П.Ф. Друкер и других.

Методы исследования: изучение документов, анализ, синтез.

Контрольная работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографического списка.

1. Основные определения понятия лидерства

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен [6, с. 42].

Изучение понятия лидерства началось со времен Ф. Тейлора. Было проведено множество исследований, но, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. В связи с этим, изучение данного вопроса является актуальным. Для организации управления компанией требуется не просто хороший специалист, а настоящий лидер. В ходе изучения проблемы лидерства ученными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели [3, с. 367]. П.Ф. Друкер определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей [5, с. 89]. Г. Кунц и С.О. Доннел считают, что лидерство связанно с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели [3, с. 368].

3 стр., 1137 слов

Теории лидерства.Определения лидерства и лидера

... Лидерство - одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства - обладаниевластью в конкретных формальных и неформальных организациях самых разныхуровней и масштаба. Лидер ... людей, что придает проблемепонимания и объяснения феномена лидерства поистине глобальный, философскийхарактер. Определения лидерства и лидера Понятие лидерства ... осуществление целей и потребностей организации. ...

Все ученые сходятся во мнении, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести).

Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей [1, с. 26].

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными [1, с. 27].

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются [7, с. 41].

18 стр., 8995 слов

Социально-психологический анализ социальной ситуации развития лидера в группе

... права на общее объяснение происхождения лидерства приобрела так называемая синтетическая теория. Лидерство рассматривается в ней как «процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом». ...

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер — последователь».

Таким образом, в современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. В практике управления лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

. Типология лидерства в организации

лидерство управление власть

Сложность в изучении лидерства и его неоспоримая важность привели к появлению различных типологий лидерства в организации. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера) [9, с. 16]:

. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

15 стр., 7352 слов

Роль лидера в организации

... поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Определить, что такое лидерство в организации. - Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход). - Определить, что такое системный ... рамках системной теории делается акцент на том, что, поскольку лидерство - функция группы, одновременно могут быть лидеры двух типов: - инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и ...

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера [9, с. 21]:

.лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

.лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

.лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

.лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

.лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

.лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают [4, с. 19]:

Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера — внутри группы.

Пассивный — такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера — по возможности незаметное пребывание в стороне. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают [2, с. 48]:

универсальный тип, т.е. Постоянно проявляющий качества лидера;

ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров [11, с. 415]:

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... эффективность руководства. 2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей ... ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара. Функции лидерства 1. Глубокий анализ ...

) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

На практике типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).

Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками [11, с. 419].

Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воз действует на других, с другой лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Подходы к изучению типологии лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер.

3. Управление лидерством в организации

Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Проблема управления лидерством в организации включает пять аспектов [11, с. 512]:

. Выявление лидеров: выявление лиц с прирожденными и (или) сформировавшимися лидерскими качествами и их, привлечение для занятия руководящих позиций, постов. Это направление деятельности может исходить как из тезиса «лидерами рождаются», так и из признания возможности целенаправленного формирования лидеров. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских способностей и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров.

10 стр., 5000 слов

Социальные группы, организации, общности

... социальными организациями, и в этом случае акцент делается на наличии иерархии внутри группы. В средних и особенно в малых группах могут быть выделены фигуры лидера и аутсайдера. Лидер - это ... групповых ценностей индивидом - может оказывать на него сильное влияние. Для вторичных групп такая организация, которая не предполагает непосредственного взаимодействия между их членами (то есть каждого члена ...

. Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Речь идет о возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта.

Для развития лидерства используется ряд процедур [6, с. 124]:

выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.

развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. К таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность; порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.;

обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.;

приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы.

. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству [11, с. 512].

. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства. Подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Живое общение с людьми, уважение в них личностей, внимание к каждому человеку, учет индивидуальных особенностей и наклонностей, личный пример в отношениях к людям и к делу, мотивирование сотрудников, «заражение» окружающих увлеченностью, энтузиазмом и т.п. — все это позволяет руководителю совмещать роли формального и неформального лидера и повышает эффективность руководства [11, с. 513].

3 стр., 1005 слов

Презентация на тему: Лидерство и руководство

... признака: •эмоциональный (его функция – психологический климат в группе. Забота об урегулировании межличностных отношений (чаще женщины); •инструментальный – ... административная; •экспертно-консультативная; •стратегическая; •коммуникативно-регулирующая; •функция представительства группы во внешней среде; •дисциплинарно-воспитательная; •Психотерапевтическая. Авторитарный (автократический) стиль ...

. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деструктивного лидерства. В силу различных причин (индивидуальных способностей, занятости производственными задачами, большого количества подчиненных и др.) даже в первичных организациях далеко не каждый руководитель способен одновременно выполнять все функции неформального лидерства. Очень часто это просто физически невозможно. Интеграция лидеров предполагают обеспечение лояльности существующих руководителей, отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию целей организации, поощрение их профессионально-должностного роста, налаживание добрых отношений и сотрудничества со стихийно сложившимися группами и их лидерами, формализация, если это возможно и целесообразно, лидерства [11, с. 513].

Таким образом, управление — это структурирование организации, обеспечение ее квалифицированным персоналом, мониторинг деятельности; лидерство выходит за рамки этих функций, вдохновляя людей на достижение поставленных целей. Великие лидеры сосредотачивают внимание коллектива на достижении идеального будущего организации, помогая сотрудникам преодолевать все препятствия, которые лежат на их пути. Профессиональное долголетие лидера и продолжительность каждого из этапов его лидерства зависят от многих социально-психологических факторов, но можно сознательно уберечься от столь печального развития ситуации: постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность или поощрять творческую атмосферу и командный дух в организации.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрено понятие лидерства в современной науке. Нами выяснено, что проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер — последователь», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства [8, с. 54].

7 стр., 3165 слов

Руководство и лидерство в организации

... современных руководителей, что влечетза собой неэффективность деятельность организации.          Изучениепроблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства,отбора и ... nbsp;        Извышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации наданный момент стоят довольно остро, и поэтому ...

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие [10, с. 80].

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Сам по себе «лидер» — это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей. Поэтому любому управленцу для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

Библиографический список

1.Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства [Текст]: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. — Минск, 2002. — 250 с.

2.Бендас, Г.В. Психология лидерства [Текст]: учебное пособие / Г.В. Бендас. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 448 с.

.Виханский, О. С Наумов, А.И. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 5-е изд., стер. (ГРИФ).

— 576 с.

.Данилова, Н.И. Лидерство как социальная технология развития организационной культуры [Текст]: автореф. дис…. канд. соц. наук / Н.И. Данилова. — Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.

.Друкер, П.Ф. Эффективное управление предприятием [Текст]: учебное пособие / П.Ф. Друкер. — Москва: Вильямс, 2010. — 224 с.

.Евтихов, О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / О. Евтихов. — Москва: Речь, 2007. — 240 с.

.Кочетков, В.Н. Основы теории управления [Текст]: учебное пособие / В.Н. Кочетков. — Москва: Феникс, 2012. — Серия: Высшее образование. — 350 с.

.Кретов, Б.И. Типология лидерства [Текст] / Б.И. Кретов // Социально-гуманитарные знания, 2004. — №3. — С. 16-22.

10.Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель [Текст]: учебник / Р.Л. Кричевский. — Москва: ИНФРА-М, 2006. — 180 с.

.Кричевский, Р.Л. Психология лидерства [Текст]: учебник / Р.Л. Кричевский. — Москва: Статус, 2007. — 554 с.

.Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф.У. Тейлор. — Москва: Прогресс, 1991. — 343 с.