Личностные качества руководителя 2

КОММЕРЧЕСКО — БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Маркетинг кадровой службы

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:   Личностные качества руководителя.

Выполнила студентка группыВУ-40                                   Грибовская В.А.

Преподаватель                                                                          КосюгаВ.Е.                                                                        

Датадопуска

Датазащиты

Москва2004

СОДЕРЖАНИЕ

1.    

Введение……………………………………………………….3

2.    

Типы руководителей………………………………………….5

3.    

Качественные характеристикируководителя……………….10

4.    

Лидер – этокто?……………………………………………………………….13

5.    

Женщина – плохойначальник………………………………..15

6.    

Искусство строитьотношения………………………………..17

7.    

Заключение……………………………………………………..20

8.    

Психологическийпрактикум………………………………….21

9.    

Список литературы…………………………………………….24

 

Введение

ЗигмундФрейд (австрийский психиатр и психоаналитик) считал: все, что мы с вами делаем,мотивировано двумя факторами – сексуальной потребностью и желанием статьвеликим. А Д. Дьюи (американский философ) считал, что самым глубоким побуждениемчеловеческой натуры является «желание стать значительной личностью». Если бынаши предки не обладали этой пламенной страстью доказывать собственнуюзначимость в глазах других, цивилизация стала бы невозможной. Без этой страстимы так и остались бы животными. Человек рождается на свет уже человеком ис  одной стороны это существоэнергетическое, а с другой – общественное. Строение тела обуславливаетвозможность происхождения, структура мозга — потенциальный развитый интеллект,строение рук — перспективу использования орудий труда и т.д., всеми этимивозможностями оно отличается от детеныша животного. Человек как субъект ипродукт трудовой деятельности  в обществеявляется системой, в которой физическое и психологическое генетическиобусловлено и сформулировано.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения ... «на орбите» рядом с физическим, сознание смещается в сторону, полностью отделяется от физического тела и переходит в « ... на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для ...

Впонятии «индивид» выражено родовая принадлежность человека, этогипотетическое образование — набор наследственных, индивидуальных черт.Появляясь на свет человек становится личностью.

«Личность»- понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда; тот же человек,но рассматриваемый как  общественноесущество.

Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию по­ня­тия лич­но­сти означает, пре­ж­девсе­го, что в объ­яс­не­нии пси­хи­че­ских яв­ле­ний ис­хо­дят из ре­аль­но­гобы­тия че­ло­ве­ка как ре­аль­но­го су­ще­ст­ва, в его взаи­мо­от­но­ше­ни­ях сма­те­ри­аль­ным ми­ром, к об­ще­ст­вен­но­му ок­ру­же­нию, к дру­гим лю­дям.

Эти от­но­ше­ния реа­ли­зу­ют­ся в дея­тель­но­сти лю­дей, втой ре­аль­ной дея­тель­но­сти, по­сред­ст­вом ко­то­рой лю­ди по­зна­ют мир ииз­ме­ня­ют его. Ни­как нель­зя во­все обо­со­бить лич­ность от той ре­аль­нойро­ли, ко­то­рую она иг­ра­ет в

жиз­ни.

   Человек не рождается с готовымиспособностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизничеловека. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будетопределена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.

Потребность в управлениивозникает в повседневной нашей жизни, абсолютно не важно в какой ситуации этопроисходит: договариваясь о месте встречи или строя дом. То есть когда хотя быдва человека объединяют свои усилия для достижения какой либо общей цели,возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто- то изних берет на себя. При этом один становится руководителем, управляющим, адругой – его подчиненным, исполнителем.

Психологией лидерства  интересуются  давно. Лидер — прежде всего  человек, на поведение  которого  ориентированны  члены группы; именно  он  задаёт тон  и  некий стандарт  поведения,определяя  цели  и задачи  группы. Именно  он имеет  психологическое  право принудить  членов  группы выполнять  поставленные  перед ним задачи. Иными  словами,лидер  обладает  властью, высоким профессионализмом,компетентностью, умением соизмерять свою деятельность с существующими законами. И, наконец, самое  главное — лидер  принимает на  себя  ответственность  за  группу  людей и  за  её действия. В результате появляются те, кто специально занимаетсяуправленческой деятельностью. Главной их задачей становится кропотливая  организация и каждодневное управлениепроизводством в целях обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы.

10 стр., 4934 слов

Формальные лидеры студенческих групп

... стихийного лидера. Подобный дуализм обуславливает образ формального лидера как человека обладающего качествами стихийного лидера и руководителя. Вокруг этой двойственности мы и будем выстраивать социально-психологический портрет формального лидера студенческой группы. Прежде ...

Во второй половине прошлого века после победы промышленнойреволюции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всемисферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, которыетребовали большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способныхпринимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массамилюдей, которые были бы свободны в своих поступках.

В наше время лидерами, руководителями становятся не толькомужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель ужебольше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Обэтих особенностях поведения и личностных качествах не только мужчин –руководителей, но и женщин – руководителей пойдет речь в этой работе.

Типы руководителя

Оценкаличностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является однимиз самых сложных аспектов управленческой деятельности. Сегодня фирмы вырослинастолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным.Польский журналист, исследователь  Д.Пассент писал: “Директор должен быть: дипломатом,когда что – то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия;  жестким,когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных иливыполнения договоров от поставщиков; изворотливым,когда беседует с представителями прессы;  многообещающимпри встрече с молодыми работниками;  важным государственным деятелем, когдапринимает заграничные делегации;  святым отцом, когда принимает жалобы отпосетителей”. Помимо этих качеств у руководителей добавляются внешние функции– взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическимидеятелями. Каждымнаправлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорациистановился менеджером-организатором, основная обязанность которого —  координировать деятельность группыменеджеров.

Выполняяэту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ролях.

Во-первых,это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых,это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокийпрофессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты спартнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешниеконфликты. 

В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственнымикачествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужноерусло.

В-пятых, это —  инноватор,он можетоценить роль науки в современных условиях и без промедления внедрить впроизводство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями испособностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то жевремя рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом дляокружающих.

Взависимости  от уровня  управленческой иерархии можно выделить тритипа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг отдруга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формойконтактов, средствами деятельности, объёмом полномочий и возможностей.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... руководитель дошкольного учреждения 2.3 Педагогический совет дошкольного учреждения 3. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников 4. Организация дошкольных учреждений в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы ... их деятельность ... ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы. ...

К высшимруководителям относятся члены совета директоров, президенты,вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числеуправляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что онаинтернациональна по масштабам,  требуетналичия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируетсянормами выработки или времени.

Руководителивысшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличныеформы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции,приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания,планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приёмпосетителей).

Основныефункции высших руководителей организации состоят в формулировке её миссии,ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системыуправления, представительстве на переговорах с государственными органами иглавными контрагентами.

Этифункции и обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких ивсесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата,публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтомув крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать всерешения и, отвечая за всё, переходят круководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не»боссами», а первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбуза власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Командавысшего руководства обычно подбирается первымруководителем, или, по-другому, главнымадминистратором, занимающим свою должность на основании контракта ссобственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимися егодоверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние ирезультаты работы организации.

Вобязанности первого руководителя входиторганизация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другимидокументами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами безспециальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров;открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчинённыхруководителей.

Руководители среднего звена(основных подразделений и предприятий, входящих в даннуюорганизацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%,назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями инесут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранностьимущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.

Черезподчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью:устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятияпо совершенствованию организации и технологии производства, условий труда,соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарныхнорм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы(частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководствуорганизации), поощрять ил наказывать своих подчинённых.

2 стр., 766 слов

Психологические принципы общения руководителя с подчиненными

... и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью. Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью ... деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения ...

Работаруководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации корганизации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем отобщефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых»наверху», и после трансформации в технологически удобную форму передают этирешения низовым руководителям (называемым в западных фирмахменеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникам цехов, участков,групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полнуюответственность за их действия.

Именнона них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределениезаданий; разработка графиков работы, организация и координация трудаподчинённых; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срокпроизводственных заданий; контроль за ходом их осуществления, соблюдениемсроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов,производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействиерационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звенаимеют право в установленном порядке премировать подчинённых,налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующиепредставления руководству подразделений и организации.

Низовойуровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работуперсонала — рабочих и других неуправленческих работников. Большая частьруководителей принадлежит к нему (и большинство начинает здесь свою карьеру).Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач: мастерарешают проблемы в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не болеедвух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение сработниками.

Такимобразом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководителиобладают первичными полномочиями и несут ответственность за определениехарактера и направленности выработки решений; другие, подчинённые имруководители, непосредственно осуществляют этот процесс.

Помимоофициальных обязанностей, закреплённых в соответствующих документах,руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанности неофициальные. Они состоят всправедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личныхинтересах и проблемах, здоровье, успехах, взаимоотношениях в коллективе;оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия на себяих вины.

Руководительдолжен избегать фаворитизма, нарушающего стабильность коллектива, знать оботношении к себе подчинённых и время от времени задавать себе вопрос, хотел быон работать у себя в подчинении.

Всёэто важно, поскольку на практике не только подчинённые зависят от руководителя,но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовностиисполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Кроме того, руководительзависит и от своих коллег, начальников, деловых партнёров, без содействиякоторых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на негообязанности.

19 стр., 9157 слов

Психологические особенности женщины руководителя 2

... лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя-мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, приносят в деловую жизнь новые черты и изменения. ... исследователей бизнеса, те из 22 тысяч фирм, во главе которых стоят женщины, приносят в двое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают ...

Качественные характеристикируководителя

Руководствуясьпринципами японской народной педагогики, провозглашающей, что«усидчивость  и интенсивная работа надсобой всегда ведут к успеху», определяются качества, необходимыеруководителям. Большинство специалистов разделяет на три группы:профессиональные, личные и деловые.

К профессиональнымотносят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладаниекоторыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностейруководителя. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практическихнавыков. Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая,информационная, психолого-педагогическая.  Обязанности руководителя:

—высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности всоответствующей профессии;

— широтавзглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

—стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию ипереосмыслению окружающей действительности;

—поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;

—умение планировать свою работу.

Личные качестваруководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качествдругих работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтомуобладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешногоруководства. Но в первую очередь, здесь можно сказать о честности ипорядочности, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали,скромность и справедливость по отношению к окружающим; упомянуть физическое ипсихологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость,заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

Однакоруководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловыекачества, к которым необходимо отнести:

—    

умение создать организацию,обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять средиисполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление,побуждать к труду;

—    

энергичность, честолюбие, стремлениек власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а поройи любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость и решительность, напористостьи воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

—    

контактность, коммуникабельность, умениерасположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести засобой;

—    

целеустремлённость, инициативность,оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное исконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;

—    

стремление к преобразованиям,нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.

Деловыекачества присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимымкачеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловойруководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, в этом проявляется егопрофессионализм. По своей природе женщина более обязательна по сравнению смужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку, но она постараетсядовести его до конца, а не бросить при появлении трудностей и заняться чем-тоболее важным. Самый трудный психологический барьер при этом – заставить себяделать не то, что хочется, а то, что нужно. А.М. Коллонтай называла этопреодоление – «застегнуть себя на всепуговицы». Если дело и руководитель – не одно целое, напрасно ждать от негоубежденности. У деловой женщины,  посравнению с мужчиной при доведении начатого дела до конца есть своеобразноепреимущество – она умеет вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонностремится к цели. Всякая остановка задевает его самолюбие. Постоянно налегая надело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело неидет, она останавливается, исподволь накапливая силы и изыскивая болееэффективные средства для «наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижениирезультатов – один из ключевых в процессе руководства. Деловитость руководителяпроявляется в умении кратко и ясно изложить суть проблемы, длинные ипространные речи можно расценивать как расточительство времени. Многословие –враг деловитости. Единство слова и дела является важным признакомпрофессионализма руководителя, будь он мужчиной или женщиной. Лучше неговорить, но делать, чем не делать, но говорить. Еще одно из характерныхпроявлений деловитости – знание цифр, фактов, умение оценить ситуацию. Уделовой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные методы.Сколько мужчин погорело из-за своей мужской привычки доверяться одномуисточнику информации.

14 стр., 6997 слов

Женщина-лидер. Гендерные различия

... в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Насколько ... в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все ... к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотру

Требованияк руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровняхуправления. На низшем уровне  ценятся —  решительность, коммуникабельность, некотораяагрессивность; на высшем  уровне — напервое место выдвигаются умение стратегически мыслить и оценивать ситуацию,ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческийпроцесс подчинённых.

Лидер – это кто?

Лидерство возникает там,где есть потребность в инициативных действиях. Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состояниипредложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указатьнужное направление деятельности. Власть лидера основывается на хорошем знанииподчиненных, анализе ситуации, определении ближайших и отдаленных последствийсвоих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность,сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведениесотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Должностьформально создаёт для руководителя необходимые предпосылки быть лидеромколлектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом ворганизации, но не являться фактически лидером, так как он не утверждаетсяприказом, а психологически признаётся окружающими как единственный, кто способенобеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы,  безвыходных ситуаций.

Существуетдва типа лидеров:

инструментальный— в деловых отношениях;

экспрессивный— в межличностных отношениях (обычнонаиболее уважаемый человек), который обычно сглаживает конфликты, напряжение,что повышает эффективность работы; в противном случае он может стать зачинщикомасоциального поведения. В качестве лидеров, как правило, выступают разные люди,но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.

11 стр., 5273 слов

Личностные качества руководителя

... В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже больше не ... управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Во второй половине прошлого века после победы промышленной ... В-пятых, это - инноватор, он может оценить роль науки в современных условиях и без промедления внедрить ...

Человек,претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к превосходствуи действительно чем-то превосходить остальных, обладать чётким видениембудущего и путей движения к нему. Лидерам приходится выполнять три основных роли:

Во-первых,это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающегодиалог между ними. Эту роль  фактическийможет играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий и вдохновляющий действиялюдей, направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор,создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых,это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного родаинформации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных,сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространительидей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников,информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель,разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих,это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущийновые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск,связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсовфирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры спартнерами.

Лидерство — это искусство влияния на людей,вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

Несмотряна то, что руководство — существенный компонент эффективного управления,эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими.Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияютна других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.Например, влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллективначнёт ограничивать выпуск продукции или производить товары или услуги низкогокачества. Файли, Хаус и Керр устанавливаютразличие между управлением и лидерством: »Управление можно определить какумственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчинённыевыполняют предписанные им официальные поручения и решают определённые задачи.Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членовгруппы». Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякойпривязки к его или её формальной должности в иерархии. В некоторых ситуацияхподчинённые могут даже вести за собой старших по должности.

Женщина – плохой начальник

Почему– то принято считать, что женщина не способна быть лидером?! Так в 1996 Д.Виткин издает “Правда о женщинах” (женщина – плохой начальник – это миф,придуманный мужчинами).

Считается,что…

ü

Женщины слишком мягки, нежны изаботливы, чтобы быть хорошими начальниками.

ü

Прежде чем стать начальником, женщинастановится «стервой».

ü

Женщина не может одновременнозаботиться о семье и руководить коллективом.

ü

Став матерью, женщина готова уйти сработы.

10 стр., 4971 слов

Руководитель и лидер

... В.А. и других. 1. Понятие, сущность и типы руководителя и лидера 1.1 Сущность и типы лидерства Понятия "лидер" и "руководитель" похожи по значению, поэтому часто употребляются как ... особенности, постоянно обновляют свои организации. Лидеры создают сетевые структуры и играют в них доминирующую роль. Через сети лидеры преобразуют внешнюю среду. Лидеры всегда проявляют неуступчивость и упорство. ...

ü

Женщины больше, чем мужчины,пользуются больничными и отпусками.

ü

Женщины работают ради«кое-каких» денег — настоящие деньги зарабатывают мужья.

ü

Женщины на самом деле не хотятстановиться начальниками — они боятся ответственности.

ü

Женщины не могут быть хорошимиигроками в команде, и потому мужчины не принимают их в свои игры.

ü

Женщины не лояльны.

Правда же состоит в том,что…

ü

Женщины-руководители имеют болеевысокий рейтинг по сравнению с женщинами — исполнителями (данные приводятся наосновании исследования более 19000 сотрудников 100 больших и малых предприятий(опрос ERIQ)).

Мужчины-рабочие уважают женщин-начальников даже больше и ставятих выше начальников-мужчин.

ü

Женщины хорошо выполняют свою работу.Исследование показало, что женщины-руководители повсеместно проявляют себяличностями яркими, сильными, гибкими, устойчивыми, прямыми и способнымиработать много часов подряд. Кроме того, они самодостаточны и уверены в себе,им не требуется внешний контроль.

ü

Женщины могут играть в команде.Женщины-руководители примерно на 5% более, чем руководители-мужчины, склоннывыслушивать мнение подчиненных — согласно опросу ERIQ, проведенному в 1998году. Что касается лояльности по отношению к подчиненным, то результатыисследований показали, что 29% женщин и 22% мужчин считают, чтоженщины-начальники более лояльны к своим подчиненным. (60% женщин и 59% мужчинсчитают, что руководители обоих полов в этом равны).

ü

Женщины способны управиться и ссемьей, и с работой. Подавляющее большинство — 94% из 100 работающих матерей, укоторых дети находились дома, считают, что они хорошо справляются с обеимиработами. Как это им удается? 39% считают, что они являются оченьорганизованными людьми, 21% считают, что им в этом помогают мужья. Психологисогласны с тем, что хотя женщины и получают меньшую плату за равный с мужчинамитруд, работа для них важна сама по себе, просто для самоуважения. На самомделе, работающая женщина с детьми менее подвержена риску депрессии, чемнеработающая.

Такимобразом, мы видим, что и мужчина и женщина способны достаточно хорошосправляться со своими обязанностями. Важным фактором лидерства является то, чтоон прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров,противников, умело их использует в официальных и неофициальных контактах.Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.Помимо ролей, которые выполняет лидер, им свойственны психологические типы: «игроки»и «открытые».

«Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными,гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции,следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачейи плохо справляются с проблемами.

«Открытые»  лидеры не столь заметны, но онипоследовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестново все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшнимднем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами,обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

  Считается, что преуспевающий лидер обладаетпочти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такоесвойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талантсвойственно не многим. Но талант без труда — ничто, поэтому лидер долженпостоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорнодвигаясь к собственной цели.

Искусство строитьотношения.

По своему характеру работа руководителя являетсяуправлением людей с целью получения конкретного результата. Работа поуправлению людьми предполагает, что руководитель хорошо знает себя, своиспособности и возможности. Он должен хорошо знать и своих подчиненных, ихинтересы на работе, да и вообще в жизни. Чем лучше руководитель все это знает,тем больше у него возможностей для успеха. Лидер отражает интересы коллектива, он следит за тем, чтобыконкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, неподрывали единство группы. Для этого необходимо быть настойчивым, испытыватьпотребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи иноваторские решения, систематически ими пользоваться, прислушиваться кокружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами,добиваться обратных связей, понимать позицию других, везде находить людей,представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

    Для всех ведущих компаний характеренпринцип «не оставлять ни одного предложения, пусть даже незначительного, безответа». С этой целью, например на фирме «Toyota» ведется ежемесячный учетпредложений, которые рассматриваются на различные уровнях в зависимости от  ценности предложения.

  Отличным примером этого может служить такжеполитика фирмы IBM. Два раза в год там проводятся опросы общественного мнения.Это анонимные и добровольные опросы, охватывающие почти всех сотрудников IBM.Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые разныестороны жизни IBM — от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплатыи условий труда на рабочем месте. По их результатам каждый руководитель готовитплан действий по устранению выявленных недостатков и согласовывает его сосвоими подчиненными.

Общая обстановка в коллективе; уважение к мнению каждогосотрудника; понимание того, что любой сложный вопрос, решенный в одиночку или вузком кругу, не будет решен оптимально; готовность вынести всякий серьезныйвопрос на коллективное рассмотрение — является основным условием творческогообсуждения. Наиболее яркая и выраженная форма творческого обсуждения –дискуссия. Но такое обсуждение не возникает само собой. Его надо готовить. Кнему надо приучать коллектив, воспитывать в нем привычку к тому, что каждоемнение сотрудника — это ценность, что оно будет выслушано и не отброшено безаргументов, а либо опровергнуто силой фактов и доказательств, либо учтено ипринято.

Следовательно, от нас требуется готовность строить такиеотношения, которые бы, работая на решение стоящих перед коллективом задач, в тоже время приносили нам удовлетворение. Одного только понимания другого человеканедостаточно для организации отношений с ним. Что же тогда необходимо еще? Руководителюне мешает настроиться на соответствующие отношения с подчиненными, памятуя отом, что тем самым он демонстрирует им готовность и желание общаться, как быпредлагает себя в качестве партнера по взаимодействию, вызывая своих визави нааналогичные встречные шаги, побуждая их к обоюдности.  «Если вы хотите внушать работающим у васлюдям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, — говорит Л. Якокка — нужно уметь внимательно слушать».

Выделяют несколько причин неумения слушать.

1.    

Отсутствие слова от мысли. Дело в том, что мы думаемзначительно быстрее, чем говорим, нам скучно следить за смысловым содержаниемречи собеседника, и фактически «выключаемся» из разговора или, что нелучше, перебиваем своего визави.

2.    

Стремление дать собеседнику желательный для него ответ.Вызывается это разными моментами: ситуация взаимодействия (жесткие ролевыеотношения, нежеланием дискутировать, просто симпатией к собеседнику).

3. &n