ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ИСТОЧН

Содержание

1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 3

2. ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 4

3. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 5

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 6

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 7

6. САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 8

7. УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ 9

8. ВАРИАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ 10

9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 11

10. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЛИ (ВЫГОТСКИЙ, ИВАННИКОВ, ВАСИЛЮК) 12

11. ТЕОРИЯ «САМОДЕТЕРМИНАЦИИ» Р. РАЙЕНА И Э. ДЕЙСИ 13

12. ВОЛЯ КАК ПРОЦЕСС СОЗНАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 14

13. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15

14. СМЫСЛ ДЕЙСТВИЯ И БОРЬБА МОТИВОВ 16

15. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И СОВЛАДАНИЕ -МЕХАНИЗМЫ ОВЛАДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ 17

16. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА, СМЫСЛА ЖИЗНИ В КОНЦЕПЦИИ В. ФРАНКЛА 18

17. ПОИСК СМЫСЛА И ПРИНЯТИЕ ВОЛЕВОГО РЕШЕНИЯ О ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 19

18. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 20

19. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ 21

20. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ 22

21. МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА 23

22. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭГО В ПСИХОАНАЛИЗЕ 24

23. ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ 25

24. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ К. ЮНГА 26

25. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА В КОНЦЕПЦИИ К. ЮНГА 27

26. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ К. ЮНГА 28

27. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ В КОНЦЕПЦИИ К. ЮНГА 29

28. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. АДЛЕРА 30

29. СТИЛЬ ЖИЗНИ И ТИПОЛОГИЯ УСТАНОВОК В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ АДЛЕРА 31

30. ИНДИВИДУУМ КАК ТВОРЧЕСКОЕ И САМОРЕГУЛИРУЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ (ПО А. АДЛЕРУ) 32

31. СРАВНИТЕ ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ К. ЮНГА И А. АДЛЕРА В ОТНОШЕНИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА 33

32. СРАВНИТЕ И ПРОТИВОПОСТАВЬТЕ ПОЗИЦИИ К. ЮНГА И А. АДЛЕРА ПО ВОПРОСАМ: ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ 34

33. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (ПЕРЛС) 35

34. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 36

35. БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Б. СКИННЕРА К ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 37

36. КОНЦЕПЦИЯ ПОДКРЕПЛЕНИЯ В ТЕОРИИ Б. СКИННЕРА 38

14 стр., 6649 слов

Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

... Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес­сознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, ко­ ... личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, ... эти важнейшие пробле­мы, ученые строили свои концепции о роли наследственности и среды в развитии ...

37. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РЕСПОНДЕНТНЫМ И ОПЕРАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. ЧТО СКИННЕР ПОДРАЗУМЕВАЛ ПОД ТЕРМИНОМ «ОПЕРАНТ» ПРИ РАССМОТРЕНИИ НАУЧЕНИЯ? 39

38. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ПО Г. ОЛЛПОРТУ 40

39. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО ЭТАПЫ 41

40. ПОНЯТИЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРЫ И ТЕОРИИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ ПО Р. КЕТТЕЛЛУ 42

41. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ПО Г. АЙЗЕНКУ 43

42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ Г. ОЛЛПОРТА, Р. КЕТТЕЛЛА И Г. АЙЗЕНКА НА ПОНЯТИЕ «ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ» 44

43. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (ДЖ. КЕЛЛИ) 45

44. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОНСТРУКТА, ТИПЫ КОНСТРУКТОВ В ТЕОРИИ ДЖ. КЕЛЛИ 46

45. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ ДЖ. КЕЛЛИ? 47

46. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ (А. БАНДУРА) 48

47. НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ В КОНЦЕПЦИИ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ (БАНДУРА) 49

48. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (А. МАСЛОУ) 50

49. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (А. МАСЛОУ) 51

50. САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ А. МАСЛОУ 52

51. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС) 53

52. СУЩНОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ФЕНОМЕНОЛОГИЧ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ РОДЖЕРСА 54

53. ПОНЯТИЕ «Я-КОНЦЕПЦИЯ», ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ РОДЖЕРСА 55

54. ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПО К. РОДЖЕРСУ) 56

55. ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (ПО К. РОДЖЕРСУ) 57

56. К. РОДЖЕРС ОБ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ 58

57. ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Р. МЭЯ 59

58. СЛАГАЕМЫЕ ЛИЧНОСТИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Р. МЭЯ 60

1. Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Индивидуальность личности – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубин-штейн, Ананьев).

Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции – личность как субъект деятельности. А.Н.Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности – на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности той или иной общности, в субъект социальной группы и класса, коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными, в т.ч. противоречивыми мотивами, тем в меньшей степени она остается лишь продуктом прошлого опыта. При превращении ее из объекта в субъект общественного развития прошлые события и собственные действия субъекта становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое приобретает прежде не виденное им значение, а что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается в его памяти. Возникающая переоценка прежнего приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... диагностика Адаптация ребенка к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, ... Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

Асмолов отмечает: изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности.

2. Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

Личность – человек, взятый в системе таких его психологических характери-стик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Индивид – это то, в чем данный человек подобен остальным. Индивидом рождаются, а личностью становятся (Леонтьев, Рубинштейн).

Биологические особенности человека состоят в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции. Индивидные свойства делятся на возрастно-половые и индивидуально-типические. Наивысшая форма интеграции индивидных свойств – темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств: 1. они характеризуют формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов; 2. определяют диапазон возможностей выбора деятельности; 3. они приобретают особое значение, если становятся осознаваемыми, т.е. приобретают символ, означивание. Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей деятельности.

Отдельные индивидные свойства и их роль: 1) Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).

2) Потребности — если они проявляются на уровне условий существования дея-тельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. 3) Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

3. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности

Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источ-нике развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей – оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни. Тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено, ввел Рубинштейн и разработан Головахой и Кроником, которые выделили 4 формы детерминации времени жизни человека: 1) физическое или хронологическое время; 2) биологическое время (биоритмы жизни, биологические часы); 3) историческое время, обусловленное особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей; 4) психо-логическое время личности (это условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути личности).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня. Развитие бытовой деятельности в младенчестве С первого дня взрослый организует жизнь новорожденно­го, включая ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Ось исторического времени образа жизни личности в данном обществе дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленную протяженность детства в этой культуре; объективный режим смены игры – уче-бой, учебы – трудом и пр. Без учета исторического времени те или иные особенности деятельности человека, вовлечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящими либо из самого ребенка, либо из его непосред-ственного социального окружения. Они могут лишь чуть замедлить или ускорить исторический ритм образа жизни, но не изменить его в рамках данной эпохи.

Другая ось образа жизни – это социальное пространство, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность к общественно-историческому опыту.

Социально-исторический образ жизни личности – источник развития лично-сти, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества.

4. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений

Личность – человек, взятый в системе таких его психологических характери-стик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях. Изучая детерминацию развития личности в системе общественных отношений, Асмолов отмечал роль совместной деятельности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность заявляет о себе как об индивидуальности, становится все более активным творцом общественного процесса. Идея опосредованности всех общественных отношений личности деятельностью принадлежит А.Н.Леонтьеву. Но центром личности являются не столько сами по себе «узлы» многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятельностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности социальные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяются. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие. Движущая сила развития личности — противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуаль-ности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества (от «времени жизни» к «времени жить»).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... из важнейших двигателей развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) ... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

5. Социализация и индивидуализация как формы развития личности

Становление личности есть процесс социализации человека, состояящий в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обще-стве социальных функций и ролей, норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных со-обществах.

Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возник-шее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Таким образом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность.

Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно про-цесс воспитания интериоризуется и че…….