Лекция 1. Понятие о психологии

  1. Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии.
  2. Понятие о психике и психическом отражении. Структура, свойства, функции психики. Активность психики (души).
  3. Психология в системе знаний о человеке. Житейская (обыденная) и научная психология.
  4. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности как основные понятия психологической науки
  5. Основные отрасли психологии.
  6. Методы и методики психологии.
  7. Задачи и место психологии в системе наук. Практическое значение психологии. Прикладные направления психологии.
  8. Психология как профессия. Этические моменты психологической профессии (самостоятельно.)

1.Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии.

Мы живем в окружающей нас предметной среде. Испытываем потребности и пытаемся их удовлетворить:

— получаем информациюиз окружающей среды и ориентируемся в ней;

— формируем сознательные образыдействительности;

— создаем планы и программы действий;

— сличаем результаты своей деятельности с исходными намерениями;

— переживаем эмоциональныесостояния и корректируем допускаемыеошибки.

Все это является психической деятельностью.А наука, изучающая ее, -психологией.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богов и богинь, которые ей помогли. Эроту удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню. Т.о. влюбленные были соединены на веки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души.

Поэтому  Психея  — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Слово «психология» (греч.: «psyche» — душа и «logos» — наука) появилось впервые в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Как самостоятельная наука психология имеет короткую историю.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... эмоционального выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые представ­ ... истинной любви, высшей реали­зации человеческой души. Психея, смертная, обретшая бессмертие, пре­вратившись в богиню, стала символом души, ищущей свой идеал. Часто эту ...

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же, однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

В процессе развития психологии расширялся и изменялся круг изучаемых ею феноменов, а вместе с тем появлялось новое содержания понятия «психика». В настоящее время предметом психологиирассматриваетсяпсихика, ее возникновение, развитие и функционирование.

Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом.

Психология как наука о душе  возникла более двух тысяч лет назад и развивалась внутри философии.

Психология относится к той группе наук, представление о предмете которой менялось с развитием самой науки.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, КОТОРЫЕ ПРОШЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ПОИСКАХ ДУШИ.

1.Впервобытно-общинномстрое люди задумывались, что душа чем-то занята.

Душа — двойник человека. Души образовывают сообщества, так же как и люди. Связь живых и мертвых душ — хозяйственная, материальная. Когда человек спит — душа гуляет, общается, приходит и рассказывает человеку, что видела (сны).

Смерть: душа ушла и не вернулась, рассталась с телом».

Такие представления породили культовое отношение к душе — религию.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ КАК ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ ДРЕВНОСТИ.

2.Анимистические  представленияо душе встречаются у иокийских натурофилософов. Внематериальная природа души:

Фалес

Анаксимен 7-5 в. до н.э.

Гераклит

Душа — оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь).

Анимизм — вся материя одушевлена.

3.Душа -материальный оживотворяющий тело орган, руководимый разумом и состоящий из наиболее мелких и подвижных атомов.

Демокрит

Эпикур 5-1 в. до н.э.

Лукреций

4.Платон(428/427г. -347г. до н.э.).

— основоположник идеалистических идей о душе. «Душа вечна. Душа выбирает подходящее тело и когда попадает в это тело, то учит его тому, что умеет сама».Мы считаем, что рождаемся незрелыми, потом учимся.

Структура души по Платону:

  1. разум — находится в голове, если преобладает эта часть тела, то рождается философ;
  2. мужество — находится в грудной клетке — воин;
  3. вожделение — находится в брюшной полости — раб.

Его противник Аристотель(384-322г. до н.э., трактат «О душе») считал что «душа — функция тела, находится в сердце». До него существовало предположение, что душа и тело могут существовать раздельно. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, действующей, разумной. Первая способность специфична для растений, вторая и третья — для животных, четвертая — для человека.

10 стр., 4945 слов

К вопросу о понятии «душа» в психологии

... привело к тому, что в ХIХ в. понятие души стало вытесняться понятием психики, которому экспериментальная психология и материалистическая философия придавали весьма узкое, операциональное значение. Поэтому нередко возникал ... тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тела. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. ...

Аристотель выдвинул идею формирования характера в реальной деятельности. Считается, что именно тогда наука о душе (психология) стала выделяться в отдельную область знания.

ВЗГЛЯДЫ НА ПСИХИКУ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

5.Позже выяснилось, что разум руководит телесными органами с помощью нервных связок и сухожилий.

Во 2-м в. до н.э. Гален (Римский врач) разделил движения, в которых участвуют внимание, память, которые человек производит во сне (т.е. стали подходить к проблеме сознания).

Приблизительно в это время душу разместили в мозге.

6.В 17 веке был открытрефлекс. И получилось, что отдельно взятая лягушачья лапка может двигаться под воздействием чего-то. Значит душа телу не нужна. Многие ученые придерживались этого мнения.

СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Роне Декарт(математик): рефлексы отдельно, душа отдельно. Поэтомучеловек — это механизм, нервная машина. Декарт подписывался по-латыни Renatus Cartesius, что послужило причиной названия его психологического учения картезианством. Основа его теории христианское учение о бессмертии души.

«Картезианская картина Мира» — картина, где все события имеют прямую причину. Тело человека предстает в виде машины — мышцы способны отвечать на внешние воздействия без участия души, т.е.:

психика

сознание

душа

Но Аристотель оставил душу как особую сущность, независимую от тела. А. Гоббс (1588-1679) душу вовсе отменил.

7.Несколько изменил эти представления математик, создавший интегральные исчисления, Лейбниц (1646-1716).

Он впервые объединил душу, сознание и функционирование тела.

Т.о. психология возникла как наука без души, потом появилась душа, потом сознание. Предмет изучения психологии — это психика.

Постепенно вместо термина «душа» стали употреблять термин «психика». Борьба мнений по поводу предмета психологии существует до сих пор.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Основатель научной психологии — немецкий исследователь Вильгельм Вундт, открыл (1879г.) первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге; узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

  • Психология- наука о возникновении, развитии и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности.

Изучает: 1. Психику человека и животных (восприятие, ощущение, память, мышление,

речь, способности качества и свойства личности).

2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление,

речь,внимание,воображение).

3. Психические свойства и состояния (потребности, мотивы, интересы, волю,

чувства, эмоции, способности, знание, сознание).

3 стр., 1054 слов

Психика. Сознание и бессознательное

... могут трансформироваться в определенные психические свойства характера и личности. 2П. Сознание: сущность, функции, источники, структура, характеристики, виды. Психика, как психологическое явление свойственна человеку ... находятся под контролем сознания. Эта часть психики получила название бессознательное, понятие ввел З.Фрей. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, и состояния, которые ...

4. Общение и поведение, их зависимость от психических явлений.

— Бихевиоризм: (от англ. behaviour — «поведение») — направление в психологии и других научных дисциплинах (например, социологии и политологии), в центре изучения которого находится поведение. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, хотя схожие идеи формулировались и ранее. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

— Гештальт-психология: (нем.Gestalt— целостная форма или структура) — школа психологии началаXX века. ОснованаМаксом Вертгеймеромв1912 году. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

— Психоанализ: Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а так же один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века).

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем психоанализ был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию, в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности»

2. Понятие о психике и психическом отражении. Структура психики, свойства, функции. Активность психики

  • ПСИХИКА – форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром, и регулирующая на этой основе их поведение. (Психика — субъективный образ объективной реальности, отражение действительности в нашем мозге, позволяющий нам воспринимать окружающий мир и адекватно на него реагировать).

Высшая форма психики — сознание. Сознание — продукт деятельности мозга, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку.

  • Отражение- всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, характеристики и отношения других объектов.

Характер отражения зависит от уровня организации материи.

Примеры отражения — раздражимость, избирательная реакция, чувствительность (ощущения), образы и т.д.

  • Психическое отражение- продукт деятельности мозга, субъективные образы объективного мира.

Психика является свойством только живой, высоорганизованной материи – мозга. Следовательно, присуща только тем существам, которые обладают этим специфическим органом.

Разберем более конкретно исходя из определения природу и механизмы проявления психики.

Основные свойства психики

  1. Активное отражение. Это не пассивное, зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия с миром, сложная переработка, сохранение и использование информации с целью успешной адаптации. Активность является ее фундаментальным свойством. Психика не отдыхает никогда, осуществляется постоянный перебор вариантов действия, причем неосознанно; каждое действие оценивается мозгом с т.зр. результата; Ех: ….
  2. Носителем этой формы является субъект, следовательно, психика субъективна, т.е. отражает индивидуальное, пристрастное отношение к объектам к действительности через призму опыта индивида.Субъективность: у каждого свой взгляд на происходящее.
  3. Психика направлена на объективную реальность, существующую не зависимо от человека, а значит, характеризуется адекватностью, т.е. соответствием ситуации (Ех: кричать там, где надо и можно…).Обеспечивается ориентация в окр.среде.
  4. Регуляция поведения обусловлена возможностью реагировать на изменения внешней среды или воздействия объектов. Например, возможность мысленного представления будущего результата деятельности, объекта. Это характеризует опережающий характерпсихики. (перебор вариантов, опережающих результат –упаду или не упаду).
  5. Или человеческая способность к преобразованию знакомого и созданию нового субъективно и объективно: будь это особый «внутренний мир», или шедевры живописи. Что выражает творческий характерпсихики. (каждый может придумать то, что никто и никогда).

    Творчество или импровизация — это нестандартные адаптивные реакции. Повторить в точности нельзя: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «Два раза в одну реку не входят». Однако, опыт дает нам возможности оптимального приспособления.

Функции психики (основные свойства психического отражения)

Все вышеуказанные свойства психики обеспечивают ее основные функции (по Б.Ф.Ломову).

  1. Познавательнаяфункция (когнитивная) – построение «внутренней модели мира», включающая индивида во взаимодействии со средой. Построение возможно с помощью познавательных процессов.
  2. Регулятивнаяфункция – регуляция поведения и деятельности. Мотивация обеспечивает направленность поведения и уровень его активности. Планирование и целеполагания – создание способов и стратегии поведения, выдвижение целей, мотивов, потребностей. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляция внутреннего состояния.
  3. Коммуникативнаяфункция обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми.

Таким образом, психика обеспечивает:

  1. реакцию на психический раздражитель (восприятие, ощущение);
  2. реакцию на прошлый опыт (память);
  3. обобщение воздействия (мышление) и предварение результата (воображение);
  4. тормозящее и активизирующее воздействие на деятельность человека (чувства, эмоции, воля); психика обнаруживает различия в поведении людей (темперамент, характер).

Психика -посредник между нами и окружающим миром

Психика — регулятор ответной деятельности.

Структура психики

Содержит

Имеет

Прошлое

Настоящее

Будущее

Осознанный характер

Неосознанный характер

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика»,обратите взор«внутрь себя»: вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Вы видите то, что находится вокруг вас; слышите, что вам говорят, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные илипсихические явления– этофакты внутреннего субъективного опыта человека.

Все  психические явления — это ответы мозга на воздействия

внешние и внутренние

(окруж. среда) (организм как физиологич.система)

Фундаментальное свойство психических явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, колеблемся или принимаем решения, но и знаем, что мы видим, чувствуем, мыслим, знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические явления не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – эта как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Основные формы проявления психики и их взаимозависимость (т.Е. Явления, изучаемые психологией)

Все психические явления делятся на 3 класса: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Процессы, состояния, свойствавзаимозависимы.

Процессы

Состояния (понятие

условного выделения какого-либо момента жизни индивида) 

Свойства

личности

1.познавательные (когнитивные)

2.эмоциональные

3.волевые

Проявления:

1.чувств (настроения,аффект,тревога, эйфория)

2.внимания (сосредоточенность, рассеянность)

3.воли

(решительность, растерянность, собранность)

4.мышления (сомнения)

5.воображения (грезы, мечты,…)

  1. направленность
  2. темперамент
  3. характер
  4. способности

Психические процессы– илипроцессы психической регуляции.

Первую группу психических процессов составляют когнитивные, или познавательные процессы. Они обеспечивают получение и преобразование информации. К ним относятся ощущение, восприятие память, мышление, воображение. Благодаря данным процессам человек получает сведения о себе и окружающем мире.Например, благодаря кожномуощущениютепла или холода человек узнает о температурном режиме среды или предмета, соприкасающегося с его телом. Или, возможность сделать успешный ход в шахматной партии после анализа расстановки сил на шахматной доске.

Однако сами по себе эти знания для человека не играют никакой роли, если оставляет нас равнодушными. Все наши идеалы, представления, мысли пронизаны чувствами, эмоциями, переживаниями, т.е. являются значимыми или нет. Невозможно представить человека, лишенного чувств, эмоций, настроения. Поэтому выделяют особый класс психических процессов – эмоциональные.Это особое,пристрастное отношение к явлениям действительности и результатам поведения индивида.Интересно, но именно пристрастность разума человека стала непреодолимой преградой для создания искусственного интеллекта, воспроизводящего человеческий.

Если определенное событие вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его поведении, а отрицательные эмоции могут ухудшить состояние человека. Но бывают и исключения, когда отрицательные эмоции повышают его активность и стимулируют к преодолению преград. Подобная реакция свидетельствует о том, что для человека существенны не только эмоциональные, но и волевые процессы. Именно они иобеспечивают произвольную регуляцию целеустремленного поведения.

Внутренний мир человека осознан. Но человек сталкивается и с такими процессами, о которых он не может дать себе ясного отчета, так как причины, или движущие силы их не представлены в сознании. К примеру, наши сны, влечения, автоматические действия, привычки, интуиция. Все это составляет особую группу психических процессов – неосознаваемых, протекающих вне контроля со стороны сознания.

Следующий класс психических явлений – это психические свойстваличности. Они проявляются в виде системы отношений человека к себе, людям, миру, в общении и взаимодействии. Психические свойства образуют структуру личности человека и определяют его неповторимость. Этоиндивидуально-психологические особенности определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К психическим свойствам относят: темперамент, характер, направленность личности, способности.

С психическими процессами и свойствами тесно связаны психические состояния–внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики «здесь и сейчас». К психическим состояниям можно отнести такие явления как угнетенность, бодрость, унынье, радость, страх и т.п., которые способны влиять на течение и результат психических процессов и деятельности человека (благоприятный или неблагоприятный для деятельности).

Итак, понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления, понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство явления, а понятие «психическое свойство» отражает устойчивость, повторяемость и закрепленность в структуре личности исследуемого психического явления.

Кроме того, область психической жизни составляют не только отмеченные явления. Среди них – факты поведения, психосоматические явления, продукты материальной и духовной культуры человека, различные социально-культурные явления – это так называемые психологические факты. Во всех этих фактах и явлениях проявляется богатство и специфика внутреннего мира, в них психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Психологический факт — более широкий — по сравнению с психологическими явлениями- круг проявлений психики, в том числе их объективные формы — акты поведения, телесные процессыи прочее — , которые используются для изучения психики.

  • Т.о. психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • Психология:

1)наука о самом сложном, о том, что пока не известно человеку. Очень много тайного, запутанного в психологии; 2) в нейсливаются объект и субъектпознания;

3)имеет уникальные практические последствия: познавая себя, человек изменяет себя и окружающий мир

4) новое приобретение психологии: от поведения одного человека на­чинает зависеть судьба человечества.

3.Психология в системе знаний человека о человеке

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Каждый из вас, возможно, в какие-то моменты времени задавался вопросом, о том, как понять другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал, а ответы на проблемные вопросы постепенно оформились в особую область человекознания, которая получила название психология.

Термин «психология» часто употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются – это может быть как научное,так иобыденноепсихологическое знание.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую» — это говорит о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни, осознанно или нет, каждый человек исследует свой внутренний мир. С другой стороны, человек – существо социальное, и его успешность во многом определяется тем, насколько он может понять других людей и строить с ними свои взаимоотношения. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии. Для того чтобы более четко определить общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

К примеру, житейская и научная психологии по-разному отвечают на вопросы о том, «Почему черная кошка, перебежавшая дорогу, считается дурной приметой?» или «Почему студенты перед экзаменом не стригутся, не моются и т.п.». Так последнее, имеет связь с архаичным представлением об обновлении, новым рождением, состоянием «чистого листа» (ср.: многочисленные обряды инициации, связанными с манипуляциями волосами и изменением гардероба).

Существенные различия научной и житейской психологий связаны со следующими основаниями: предмет исследования, уровень объективности и обобщенности, способ получения и передачи.

Первое – предмет исследования. Как система стихийно складывающихся жизненных явленийобыденная психологияпредставляет собой своеобразныйконгломерат обрывочных обобщений, неточных интерпретаций научных данных, религиозных, этических установок, нередко имеющих характер предрассудков. Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – и все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными», т.к это всегда конкретные обрывочные суждения овсем многообразии психики, без четкой категоризации.

Так, в истории культуры содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Это и художественные тексты, и произведения живописи, и даже фольклорные жанры, такие как сказки, пословицы, поговорки, притчи, песни и др. Широко известны моральные афоризмы М. Монтеня, Ф. Ларошфуко, К. Пруткова и др.

Для научной психологиихарактерноограничение предметом исследованияпроявлений человеческой психики, которые находятсвое отражение в специальном языке в виде обобщений.

Так, один из основателей психологии, как научной дисциплины В. Вундт для изучения содержание сознания человека использовал музыкальный прибор – метроном. Он определил, что ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению).

Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Однако, это не следует понимать как ограничение ее исследовательских возможностей. Научная психология активно осваивает фактический материал житейского опыта, поэтому закономерны требования использования имеющегося понятийного аппарата.

Так, выдающейся русский физиолог и психолог И.П.Павлов запрещал своим сотрудникам говорить о подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Научное исследование предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – рефлекторной теории высшей нервной деятельности. Поэтому, все действия и реакции собак должны описываться в качестве рефлексов, а не сводиться к обыденному представлению о животных.

Житейские психологические знания конкретны, приурочены к определенной ситуации, к решению конкретных задач, к конкретным людям. Очень часто эти задачи являются прагматическими. В этом и состоит трудность общения: человек понимает другого за счет своего житейского опыта. Это столкновение житейских опытов порождает непонимание между людьми. Научные же знания носят обобщенный характер.

Второе отличие – это уровень объективности знаний. Если для психологии, какнаучнойдисциплины, характерно четкое соблюдение критерия объективности полученных данных как базовой ценности, тожитейские психологические знания отличает их зависимость от культурной принадлежности их носителей.

Например, этническая нетерпимость объясняет интеллектуальное превосходство одной расы или национальности над другой. Хотя с точки зрения объективного критерия оценки интеллектуальных возможностей людей этнический фактор не является доминирующим.

В науке получение знаний идет путем стандартного эксперимента, который можно повторить. В жизни идет постоянный несознательный интуитивный эксперимент.

Третье – уровень обобщенности.Дляжитейскихзнаний характерна эклектичность (неполнота и противоречивость), конкретность суждения о частном случае.Научныезнания обобщены в понятиях, выражающих существенные связи, свойства и отношения.

Например, основания для систематизации житейского опыта в традициях и обрядах, народной мудрости и афоризмах остаются конкретными, ситуативными и очень часто эти выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению): «Делу – время, потехе – час» – «Работа – не волк, в лес не убежит»

Житейские знания отрывочны, фрагментарны, неполны, а научная психология обладает огромным, уникальным материалом, который позволяет психологу работать с системно организованным опытом.

Четвертое – способ получения. Опытжитейской психологии – это всегдаиндивидуальный опыт, который приобретается случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически.Научнаяпсихология базируется на жестких нормах планирования и проведения исследования (гипотеза и ее проверка).

А разработка специальных отраслей (например, патопсихология) располагает обширным, разнообразным и подчасуникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Вот короткий пример. В г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание. И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (А.И.Мещеряков и Э.В.Ильенков).

Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей.

Житейские знания имеют интуитивныйхарактер (много мы осуществляем на уровне интуиции).

Здесь проблема вразличии мужчины и женщины. Психологическийдиапазон человека (радость — гадость) зависит от количества нервных клеток, которые соединяют левое и правое полушария.У женщины количество нервных клеток, а значит и нервных связей в 4 раза больше, чем у мужчины (Ех:часто бывает: она ему объясняет что-то и говорит «Ну как ты не понимаешь?» А ему чисто физиологически трудно понять. То, что женщина понимает на уровне интуиции, мужчине надо объяснить четырежды. Но за счет этого мужчина стабильнее, чем женщина).

И, наконец, пятое отличие – способ передачи знаний. Житейские психологические знания не передаваемы (не накапливаются — они умирают с каждым человеком).

В этом заключается сущность конфликта поколений. Научные психологические знания аккумулируются в системы, отраженные в понятиях и законах, они фиксируются в литературе, поэтому их можно передать.

Для житейской психологии характерна трудность передачи от поколения к поколению, это только свой собственный опыт. Отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта, однако воспользоваться этим опытом не просто, так какобыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто, как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов и ошибки отцов повторяются их детьми.

Иное дело – опыт научнойпсихологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены внаучных теорияхипередаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный примеркоторых –психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.

Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный примеркоторых –психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.

Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Но житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи; наконец, а во-вторых, им проверяется.

Житейские знания

Научные знания

1.Конкретны

2.Нестандартный эксперимент

3.Отрывочны и фрагментарны

4.Интуитивны

5.Непередаваемы

Обобщены

Стандартный эксперимент

Системно организованный опыт Рациональны и осознаны

Зафиксированы в понятиях и законах,

поэтому передаваемы

Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода лишена житейская психология.

Судьба и связь ее с характером – проблема, которая волнует человеческий ум издавна. Однако известный фатализм всегда доминировал в этом вопросе. Каждому человеку для постижения искусства быть счастливым и преуспевающим в жизни необходима (хотя бы в минимальном объеме) та информация, которая поможет ему вовремя понять себя и свое предначертание, сделать правильный выбор в отношении многих сторон жизни и этим вмешаться в фатальность, пытаясь максимально влиять на ход судьбы.

Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь.

Именно в начале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения к собственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов, связанных с его поведением, характером, чтобыне были зря потрачены время, силы, здоровье, деньги.

Научная психология в целом – это попытка осознать, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

4.Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности как основные понятия психологической науки

Понятие «психики» довольно сложное и многомерное. Сейчас мы рассмотрели только ее краткую характеристику. В течение последующей части курса общей психологии мы будем детально разбирать особенности человеческой психики. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах.

Итак, предметом психологии является психика и, прежде всего, психика человека. Человек – один из наиболее сложных объектов познания в реальном мире. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность. И психология занимает здесь одно из важнейших мест.

Каждый из вас имеет свое представление о человеке, которое сформировалось в индивидуальном опыте. Но современная наука формирует некий интегральный образ понятия «человек». Человек предстает как представитель биологического вида; как член общества; в-третьих, изучается его предметная деятельность; а также, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Все науки, изучающие человека, тесно связаны между собой. Но какое бы направление не рассматривалось, в той или иной мере в нем представлены различные разделы психологии. В этом смысле психология – это некая универсальная научная дисциплина, изучающая человека во всей его многогранности. В психологии неоднократно предпринимались попытки сформулировать целостное представление о человеке, интегрируя знания смежных наук. Один из наиболее популярных подходов был предложен Б. Г. Ананьевым, выделившим четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens. Это человек в совокупности его биологических, природных характеристик, в которых зафиксирована его принадлежность к человеческому роду.

Каждый человек имеет определенные врожденные особенности. Например, строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта и креативности, строение руки предполагает возможность использования орудий. Всеми эти чертами младенец человека отличается от детеныша животного уже с момента рождения. Это биологические, т.е. индивидные свойства.

К индивидным свойствам относятся возрастно-половые (возраст и половой деморфизм, т.е. принадлежность к мужскому или женскому полу), конституционные (т.е. особенности телосложения) и нейродинамические свойства мозга. Интеграция индивидных свойств обуславливает темперамент и задатки человека.

Итак, индивид – это характеристика человека как носителя биологических свойств. Но человек это не только биологическое существо. Особенность феномена человека заключается в том, что он выделился из животного мира и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. И все изменения человека в большей мере касаются его социкультурного развития, развития его личности, а биологические изменения имеют второстепенное развитие.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества. Характеристика человека в совокупности его социальных качеств, приобретенных им в процессе культурного развития, определяет понятие личность.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях и имеют существенное значение для него самого и окружающих. К базовым свойствам личности относятся мотивация, характер, способности, воля и чувства.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Конечно, никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида и несет в течение жизни, генетически заложенные характеристики.

Например, сравнительные исследования гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.

Однако, после рождения человек оказывается в определенном социальном окружении, накладывающем отпечаток на формирование тех или иных особенностей его психики. Свидетельством того, что человек может сформироваться как социальное существо (сознание, речь и т.п.) только в условиях культурного окружения являются многочисленные примеры «детей-маугли». Это демонстрирует с одной стороны, высокую пластичность человеческой психики (адаптация к любым условиям, нет жесткого ограничения врожденных программ – пример с насекомыми), а с другой стороны, указывает на социокультурную обусловленность механизма развития человека.

Однако нельзя однозначно определить генетические или социальные детерминанты участвуют в формировании поведения и сложных психических свойств личности. Представляется очевидным заключение о взаимной детерминации психики природными и социальными факторами. Исходной предпосылкой психического развития человека выступает его биологическое развитие. Но биологические процессы не игнорируются и не культивируются, а модифицируются, преломляются через социальный контекст жизни, через отношение человека к своим особенностям. Поэтому, психическое развития зависит от того, каким образом генетическая основа будет реализована в культурном контексте жизни человека.

Например, половой деморфизм – фундаментальное, генетически данное разделение органических свойств человека на 2 качественно разные формы: мужскую и женскую. Однако, биологически заданный пол – это лишь предпосылка становления психологического пола человека. Условием является усвоение и реализация системы социальных стандартов – половых ролей, которым человек должен соответствия, чтоб его признавали как мужчину или женщину, т.е. по принципу «или-или». Важным в этом процессе является осознание собственной половой идентичности с помощью социальных стереотипов половой принадлежности. В тех случаях, когда наблюдается размывание этих стереотипов, затруднено и становление психологического пола.

Наиболее обще модель взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии психики можно описать следующим образом: генотип определяет потенциальные пределы развития, а от среды зависит, насколько потенциал будет реализован.

Следующее понятие – это «субъект деятельности». Это понятие занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Понятие «субъект» соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не мог выступать в качестве субъекта деятельности, то он вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его культурная эволюция невозможна вне деятельности. Именно понятие субъект деятельности интегрирует в себе основные базовые характеристики человека, представляя его как биосоциальное существо. Поэтому в структуру данного понятия входят следующие человеческие свойства: сознание, активность и способность к деятельности.

Человек как субъект – это индивид, обладающий сознанием и способностью к деятельности, а вследствие этого активному воздействию на окружающий мир и себя.

Итак, человек может рассматриваться во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. Объединение этих трех уровней в единое целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности. Таким образом, понятие «индивидуальность» объединяет все свойства человека, которые делают его непохожим на других людей. Человек рождается с индивидуально данными анатомо-физиологическими особенностями, которые служат задатками широкой вариативности проявления его индивидуальности в процессе культурного развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психология изучает многоуровневую организацию природного и социального в человеке. Именно это определяет место психологии в современной системе наук и ее специфику.При этом, связи с различными дисциплинами, с одной стороны обогащают ее новыми фактами, а с другой, продуцируют формирование отраслей психологии на стыке областей научного знания.

Прежде всего это взаимосвязь психологии и философии. «Прежде всего», потому, что до середины XIXв., когда психология стала самостоятельной наукой, вопросы психологии изучались лишь в рамках философии. Но, даже став самостоятельной дисциплиной, психология сохранила тесную связь с философией. Это легко проиллюстрировать так называемыми междисциплинарными проблемами, которые рассматриваются с позиции и психологии, и философии. Например, понятие личного смысла и цели жизни, сущность и происхождение человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышления, политические взгляды, моральные ценности и др.

Психология возникла и развивается на пересечении областей общественного и естественно-научного знания. Заимствуя, например, научные данные из биологии, генетики, антропологии, культурологиипсихология стремиться построить адекватную теорию происхождения и эволюции психики. В тоже время появляются такие отрасли психологии, как зоопсихология, генетическая психология, антропологическая психология, этнопсихология и т.п.

Взаимодействие с другими общественными науками, например с социологией,с одной стороны обогащает психологию данными о процессах социального взаимодействия человека, а с другой способствует развитию социальной психологии.

Это всего лишь небольшой пример тесной связи современной психологии с различными областями науки и практики. С полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому, не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность.

В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии. Это позволяет говорить о том, что структурасовременной психологии – этопамять становления дисциплины, определяющая во многом и пути ее дальнейшего развития. Образно,структуру психологииможно представить как дерево, имеющее множество ответвлений –отраслей.

Основные отрасли (виды психологических дисциплин)

    Интересно, что своим появлением многие отрасли психологии обязаны именно проблемам «человеческого фактора». В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

    Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления психологических исследований. Отличаются они друг от друга тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное направление. Отрасли психологии можно классифицироватьпо различным основаниям: посферам и видам деятельности — психология труда, политическая, экономическая, социальная, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства и другие;по объекту и субъекту анализа:человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология), психология животных (зоопсихология); поконкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

    Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная науказанимается изучением основополагающих проблем психики, установление фактов, механизмов и законов психической деятельности. Фундаментальные знания – это тот базис, который объединяет все отрасли и служит основой для их развития. Примером может служить общая психология, психология сознания, гештальтпсихология и т.п.

    Прикладная занимается изучением и применением знаний в конкретных ситуациях и условиях: 1)практическая ориентирована на психологическое обеспечение (или сопровождение) различных социальных сфер: медицина, педагогика, спорт и т.п.; 2)собственно психологическая помощь, ориентирована на создание особой сферы психологических услуг (методы работы: психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психологический тренинг, психотерапия и др.)

    Конкретной

    Деятельности

    Развития

    Отношения субъекта и

    Объектов

    Психология труда,

    Инженерная,

    Медицинская,

    Юридическая,

    Клиническая,

    Психофизиология,

    Психофармакология,

    Психология безопасности

    и др.

    1.Возрастная (детская,юности,геронто- и т.д.)

    2.Обучения и умственного развития

    3.Аномального развития (сколько видов аномалий столько и психологич. Дисциплин) –

    Психопатология, олигофренопсихология, сурдопсихология и т. д.

    4.Психогенетика

    5.Сравнительная и

    зоопсихология

    (поведение животных позволяет понять специфику человеческой природы).

    Социальная психология

    (микро- и макросреда),

    Экологическая

    Политическая

    Народов и национальностей

    Парапсихология- существуют ли в действительности те психологические явления, которые невозможно объяснить на современном уровне наших знаний.

    Общая психология- общие закономерности; исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.

    Основные разделы психологии как науки

    При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.

    Другие психические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел называют психологией личности.

    Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми – официальные и неофициальные, деловые и личные, и, наконец, интимные отношения (влечение, боязнь, любовь, дружба).

    Психологические аспекты данных явлений, включенность в них психологических состояний и процессов изучает социальная психология. Также, социальная психология занимается проблемами больших и малых групп.

    Изучение психологии начинается с усвоения общих (фунда­ментальных) понятий и положений, характеризующих психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

    Ее дополняют специальные отрасли психологии: генетическая, изучающая наследственные механизмы психики и поведения; дифференциальная, рассматривающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, педагогическая, исследующая психологические аспекты обучения и воспитания и др.

    Отрасли психологии условно классифицируют по трем основаниям:

    • характер человеческой деятельности;
    • развитие человека;
    • отношения личности и общества.

    Существуют нетрадиционные исследования в психологии, которые либо воскрешают уже утраченный психический опыт, либо с помощью специальных психотехнологий создают возможность проникновения в опыт, недоступный традиционному анализу. Обычно нетрадиционные исследования проводятся на стыке наук:

    • физика – природа пространства и времени, применение квантовой физики к исследованию сознания;
    • исследования в области сенсорной изоляции (изоляция от всех чувственных ощущений);
    • психиатрия – в области неординарных состояний сознания;
    • биология и генетика;
    • этнография – шаманские практики, институты жрецов, магов, колдунов;
    • танатология (от греч. танатос – смерть) – восточные религии, дзэн.

    Таким образом, психология тесно взаимодействует с другими науками, пользуется категориальным аппаратом и исследованиями других областей знания.

    1. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, группой людей, социально-психологические проявления в больших и малых группах.
    2. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности человека в процессе обучения и воспитания.
    3. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального и здорового человека, его психологические особенности в различные возрастные периоды. Возрастная психология включает: детскую психологию, психологию юного и зрелого возраста, геронтопсихологию.
    4. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
    5. Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники.
    6. Клиническая психологияизучает проявления и причины нарушений в психике и поведении человека.
    7. Психофизиологияизучает физиологические основы психической деятельности.
    8. Дифференциальная психологияизучает индивидуальные различия в психике людей.

    Помимо названных, существуют и другие, не менее интересные и значимые. Однако все они являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки психологии и используют единые подходы для решения своих специфических задач.

    Для этого психология, как наука, использует разнообразные методы и методикидля получения фактологического материала.

    6. Основные методы и методики психологических исследований

    Метод – способ познания какой-либо реальности, путь научного исследования.Необходимые условия – наличие цели, объекта и плана изучения.

    Методика – конкретный набор операций и инструментов, позволяющий охарактеризовать конкретную психическую реальность в соответствии с методом исследования.То есть методика – это конкретная технология исследования.

    Методология исследования– совокупность базовых, теоретических установок, организующих направление и характер исследования. Методологические принципы научной психологии:

    1. принцип детерминизма – включенность поведения, психики, сознания в причинно-следственную зависимость от окружающего мира;
    2. принцип единства сознания и деятельности – по объективным проявлениям психики можно судить о ее природе и особенностях;
    3. принцип историзма – предполагает изучение всех явлений в их динамике, развитии.

    Научный подход и методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах.

    В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.

    Назовем основные методы исследования.

    Наблюдение – систематическое, целенаправленное восприятие поведения человека в естественных условиях с целью его последующего анализа и объяснения.

    Бывает внешнее– наблюдение за другим человеком ивнутреннее(самонаблюдение);свободное и стандартизированное; включенное(исследователь является и испытуемым одновременно).

    Однако, недостатком наблюдения является длительность ожидания проявления исследуемых психических актов.

    И тогда организуется эксперимент,где в отличие от наблюдения, исследователь вызывает изучаемое явление в проектируемых условиях. И в зависимости от условий, в которых протекает эксперимент, выделяют:естественный и лабораторный. Одним из видов эксперимента являетсяформирующийэксперимент, который заключается в создании специальных условий, не только вызывающих исследуемое явление, но и формирующих, изменяющих его, что позволяет сделать вывод об особенностях развития.

    Тестметод психологической диагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Выделяют по типу: Т – опросники, Т – задание, проективные тесты; по предмету: тесты способностей, достижений, профпригодности и др.

    Наиболее интересными являются проективные тесты (от слова «проекция», отображение), позволяющие определить особенности личности человека через символические формы.

    Опросник – источник информации через анализ суждений (беседа и анкетирование).

    Выделяют устный, письменный; свободный или стандартизованный.

    Моделирование –создание идеального образа, выражающего существенные связи внутри изучаемого объекта. Например, моделирование системы взаимоотношений в коллективе в виде системы включенных кругов позволяет наглядно выделить лидеров, принимаемых и аутсайдеров, а также принятия и отвергания.

    Анализ результатов деятельности позволяет выделить связь между внутренней и внешней формами психологической деятельности. Например, контект–анализ (особенности личности автора по составленному им тексту), или графология (по почерку).

    Наблюдение внешнее — внутреннее

    Свободное — стандартизированное

    Включенное — стороннее (участ. в дискуссии)

    Опрос устный — письменный

    Свободный — стандартизированный

    Тесты опросник — тест-задания

    проективные тесты

    открытые — закрытые

    Эксперимент естественный — лабораторный

    Моделирование математическое, техническое

    логическое, кибернетическое (полностью скопировано с технических дисциплин)

    Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:

    1. организационные методы;
    2. эмпирические способы добывания научных данных;
    3. приемы обработки данных;
    4. интерпретационные методы.

    К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий;) или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т. п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т. д.); к приемам обработки данных — количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам — различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

    Организационные методы

    Сравнительный метод — (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

    Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

    Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

    Обсервационные методы

    Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

    Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

    Экспериментальные методы

    Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

    Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

    Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

    Формирующий (обучающий) эксперимент — метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

    Психодиагностические методы

    Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

    Тесты достижений — одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

    Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

    Тесты креативности — совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

    Тесты личностные — методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

    Тесты проективные — от слова «проекция», отображение;совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей. Позволяют определить особенности личности человека черезсимволические формы, к примеру, по рисунку на заданную тему «Несуществующее животное» или по сочиненной авторской сказке. Анализируя текст, например, можно определить, что основная тема сказки и мотивы поступков главного героя отражает важные для автора в данный момент ценности, стремления; а особенности поведения героя – характер взаимоотношений с окружающими и т.п.

    Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

    Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

    Интервью — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

    Беседа — метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

    Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

    Можно подстроиться под опросник, обладая гибкой психикой, но есть методики как детекторы (СМИЛ, MMPI).

    Метод цветового выбора (Тест Люшера) – на основе цветовой гаммы Юнга.

    Самые банальные вопросы заставляют человека легко раскрываться.

    7. Задачи и место психологии в системе наук. Практическое значение психологии

    Потребность в психологических исследованиях испытывают не только гуманитарные науки, но и технические:

    1) при разработке систем управления,

    2) при создании компьютеров и т.п.,

    3)систем коммуникации (передачи информации),

    4)средств отражения информации, чтобы заранее определить как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами,

    5)данные пс.исследований являются основой технических решений при создании имитационных процессов (Н.: при разработке искусственных органов чувств).

    Т.к. психология включает в себя и сферу практического применения, то профессиональные психологи:

    — проводят научные исследования в области психологии;

    — преподают психологию;

    — непосредственно оказывают психологическую помощь.

    Вильгельм Дильтей в 19 веке разделил все науки о человеке на естественно-научные и гуманитарные. В естественных науках методами изучения являются наблюдение и эксперимент, в гуманитарных – метод понимания.

    Психология изучает программы жизни путем понимания через наблюдение и эксперимент. Таким образом, психология – это единственная наука, относящаяся и к естественным, и гуманитарным.

    Ж.Пиаже: «психология занимает центральное место не только как продукт, всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития»

    А.В. Петровский: психология – это сложное интегрированное знание, основанием структурного представления которого служат психологические аспекты 1) конкретной деятельности, 2) развития , 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие)

    8.Психология как профессия. Этические моменты психологической профессии (самостоятельно.)

    В России профессия психологас каждым годом набирает популярность: вслед за Западом становится модным решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. И вот уже многочисленные психологические центры и частнопрактикующие психологи предлагают своим клиентам широкий спектр услуг: от развития коммуникативных навыков до коррекции детско-родительских отношений… Конкуренция между специалистами жесткая. Успешными становятся настоящие мастера, умеющие к тому же грамотно продвигать свои услуги: реклама в интернете, СМИ. Частная контора по психологическому консультированию может прогореть в любой момент, но если дело пойдет в гору – упсихологаесть шанс неплохо заработать.

    В нашей стране больше всего психологов работаетв сфере образования. Усилиями «сверху» (прежде всего Министерства образования) в школах и детских садах были введены должности педагогов-психологов: они помогают малышам адаптироваться к незнакомой обстановке, проводят тестирование на готовность к школе, работают с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.Психологив образовательных заведениях занимают особое положение: они подчиняются непосредственно директору или заведующей, проводят тренинги и решают проблемы взаимоотношений не только детей, но и учителей, и воспитателей.

    Еще одна сфера применения навыков психолога – здравоохранение. Не только в психиатрических и неврологических больницах, но и в клиниках общего профиля теперь, как и на Западе, в штате есть так называемые клинические психологи. Они работают в службах помощи тяжелым больным – онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. – и помогают пациентам справиться со стрессом, поддерживают их, следят за состоянием здоровья, а в случае необходимости «подключают» к лечению психиатра и невролога. Сампсихологлечить больных с серьезными психическими расстройствами не имеет права, этим занимается врач-психиатр, но он может помочь психиатру в диагностике заболеваний. Например, с помощью специальных тестов выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы или, протестировав пациента, точно указать нейрохирургу, в какой области головного мозга пациента есть повреждение.

    Все медицинские психологи работаютисключительно под руководством и постоянным контролем врачей.

    Психологитребуются многим другим государственным и негосударственным организациям. Например, в каждом округе Москвы есть психолого-медико-социальные центры, где специалисты работают с населением бесплатно, в том числе на телефонах доверия, занимаются проблемами детей и подростков с нарушением психического развития, помогают им решать проблемы, связанные с обучением, общением, адаптацией к школе, выборомпрофессии, проводят тренинги и т. д.

    Еще две большие сферы – армия (здесь огромная нехватка кадров) и пенитенциарные заведения – колонии, тюрьмы, СИЗО. Психологв тюрьме может составить психологический портрет кандидата на службу в Управление исполнением наказания (УИН), он готов к экстремальным ситуациям, знает научные методики прогноза побега заключенных, но самое главное – он может помочь людям, попавшим на зону. К каждому из них нужно найти свой подход, чтобы после тюрьмы эти люди смогли адаптироваться к нормальной жизни и больше не попадали за решетку.

    Более узкая специализация, например, психолог – криминалист.

    Психологвсегда может найти работу и в смежных с психологией областях: так, в последнее время вырос спрос на психологов в сфере управления персоналом. Менеджер по персонал отбирает сотрудников на вакантные места компании: он проводит собеседование и специальные тесты. Для первого нужны интуиция и способность разбираться в людях, для второго – навыки. Кроме того, менеджер по кадрам работает с коллективом фирмы, стараясь поднять эффективность его работы и создавая благоприятную, неконфликтную атмосферу. Конечно, одного лишь психологического образования здесь недостаточно: прием и увольнение сотрудников, проведение аттестаций и разрешение конфликтных ситуаций требует от менеджера юридической грамотности. Он должен знать трудовое законодательство, уметь пользоваться специальными компьютерными программами, часто – владеть разговорным английским (в иностранных компаниях).

    Весьма востребованы психологии в бизнесе: можно, например, стать тренинг-менеджером, проводить тренинги и корпоративные мероприятия, направленные на сплочение команды, развитие лидерских качеств и т. д. Или заняться коучингом (саморазвитием) – индивидуальной психологической работой с бизнесменами, желающими решить какую-то психологическую проблему – от напряженных отношений с сотрудниками до боязни публичных выступлений.

    Сильный психологс определенным складом личности может сделать карьеру и в политической сфере, например, работать в команде по продвижению кандидата в депутаты, мэра или даже президента страны. Разрабатывать имидж клиента, помогать справляться со стрессом предвыборной гонки.

    Можно заняться сбытовой психологией, маркетингом: определять, какой товар понравится покупателям и почему, проводить фокус-группы, опросы…

    Другими словами, хороший психологвсегда найдет себе дело. К примеру, психолог Анатолий Верчинский открыл в Москве курсы, на которых учат грамотно спорить с милиционерами. В доступной форме в виде ролевых игр там объясняют, почему не стоит давать милиционерам взятки и как наказать тех, кто с этим не согласен. Верчинский детально изучил Конституцию РФ, Закон «О милиции» и «Устав патрульно-постовой службы» и на основании этих документов составил правила поведения в конфликтных ситуациях со стражами правопорядка. Карьера и зарплата. Молодому специалисту придется поработать в школе, детском саду, государственном психологическом центре, на телефоне доверия, зарабатывая $ 300-400. Получив ценный опыт, можно стать менеджером по организации тренингов и семинаров ($ 500-800).

    Далее можно работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием (коучингом) или открыть собственную фирму. Доход от $ 900-1000 и значительно выше.

    Мифы о психологах

    Психолог и психиатродно и то же

    Психолог не лечит, а консультирует. В отличие от него, психиатр – врач, получивший образование в медицинском вузе.

    Психолог может решить все проблемы

    Миф о всесильности психолога сильно преувеличен. Психологическая помощь – это, прежде всего, работа самого пациента, его желание изменить себя и свою жизнь.

    Психологочень приятный человек

    Профессия психолога предполагает не только «мягкость», но и изрядную долю провокации, поскольку работа с сопротивлением более плодотворна. Задача психолога – помочь клиенту принять негативные эмоции, уловить, о чем они «говорят» и справиться с ними.

    Консультация у психологапричуда богатых

    С одной стороны, частные консультации психолога действительно стоят дорого. Однако существуют и бесплатные психологические консультации, телефоны доверия, которые оказывают экстренную помощь всем нуждающимся.

    14