— принцип обучения;

Тема: Методика обучения основному иностранному языку как наука. Ее предмет и основные методические категории.

Вопросы:

  1. Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе.
  2. Методика как наука, ее связь с другими науками.
  3. Основные методические понятия.

  1. Научно-теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.

Термин «методика обучения иностранным языкам» используется для обозначения разных по содержанию понятий. Например, описание конкретных приемов и форм работы отдельных учителей – новаторов, мастеров своего дела, описание методов их работы в журнале «ИЯШ» в рубриках «Нам пишут» или из «Опыта работы школы» можно охарактеризовать как практическую методику обучения иностранного языка.

Термин «методика обучения» обозначает также учебную дисциплину в педагогических учебных заведениях, которая должна обеспечить теоретическую и практическую подготовку студентов по методике.

В педагогической и методической литературе существует положение о том, что методика обучения иностранному языку является «относительно самостоятельной наукой».

Методика как наука имеет собственный предмет и объект исследования.

Объектом исследования методики обучения иностранному языку является процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях, в том числе и в средней школе.

Научную основу методики обучения иностранному языку составляют теоретические положения общей методики и экспериментальные данные методических исследований, закономерности базисных и смежных с методикой наук: педагогики, лингвистики, психологии, психолингвистики (лингвопсихологии), теории информации, кибернетики и др.

  1. Методика как наука, ее связь с другими науками.

Предметом методики обучения иностранного языка является научное обоснование целей, содержания обучения, т.е. объема материала, его организации, последовательности его изучения, его воспитательной ценности, характера требований к уровню владения им, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения и учения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.

24 стр., 11863 слов

Курсовой проект — Развитие речи в раннем детстве и дошкольном ...

... закономерности развития речи у детей дошкольного возраста; рассмотрение психологических аспектов раннего овладения иностранным языком; проведение диагностики на развитие речи дошкольников; подбор методических рекомендаций по данному ... nbsp;                   25 2.1. Методики диагностики речи                   & ...

В своем научном обосновании методика опирается на данные базисных и смежных с ней наук. К базисным наукам относятся:

  • психология (общая, возрастная, педагогическая, в т.ч. психология речевой деятельности);
  • лингвистика;
  • дидактика.

Наряду с базисными науками методика опирается на данные смежных с нею наук, к которым относятся:

  • теория информации;
  • методика преподавания русского языка в национальной школе.

Научность методик определяется тем, насколько обоснованно она привлекает данные базисных и смежных с ней наук при решении общетеоретических и практических вопросов обучения, что позволяет избежать односторонней ориентации методики на какую-либо одну базисную науку, например, лингвистику, как это было раньше.

К.Д. Ушинский указывал на вред односторонней ориентации педагогики на какую-либо одну науку, т.к. на практике такая ориентация оборачивается, по его словам, крайностями и просчетами. Одной из главных задач методики как теоретической науки является научный синтез данных базисных и смежных с нею наук и создание на этой основе цельной и стройной теории обучения языкам.

3. Основные методические понятия.

К основным понятиям в методике относятся:

— принцип обучения;

— метод обучения;

— система обучения;

— методический прием;

— методическое средство.

Методические принципы обучения любому школьному предмету, в т.ч. и иностранному языку в своей совокупности «определяют содержание, методы и организацию обучения».

В методической литературе последних лет высказывается точка зрения о том, что школьный предмет «Иностранный язык» отличается особой спецификой и дидактическими принципами обучения, общепринятыми в других предметах. Для методики преподавания иностранного языка эти принципы неприемлемы, потому что они разработаны на основе исследования процесса обучения основам наук, в то время как школьный предмет «иностранный язык» приобщает учащихся к речевой деятельности, расширяя их возможности в сфере речевого общения, а не к какой-либо науке. Дидактические принципы (такие как мотивированность, осознанность, доступность, научность социально-ценностная и культурно-ориентированная направленность, соблюдение коммуникативно-деятельностного, проблемно-тематического, индивидуально-личностного подходов в обучении иностранному языку) — являются основными принципами обучения иностранного языка в средней школе.

2 стр., 778 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

... по вопросу введения повсеместного раннего дошкольного обучения иностранному языку, не разработаны многие проблемы методики обучения детей дошкольного возраста иностранным языком, не говоря уже, о программах. Они ... настоятельная необходимость в практическом владении хотя бы одним иностранным языком специалистами всех областей науки, культуры и производства. Люди, имеющие возможность выезда за ...

Расшифруем основные методические категории:

  1. Метод обучения в общепедагогической литературе определяется как «система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования.
  2. Под «методом обучения иностранному языку» понимается совокупность педагогических действий учителя и форм деятельности учащихся, обеспечивающих достижение коммуникативных, воспитательных и образовательных целей обучения иностранному языку. В методической литературе последних лет получил распространение термин «методическая система обучения иностранному языку» в связи с системно-структурным подходом к явлениям педагогической действительности.

И.Л. Бим следующим образом дефинирует понятие «система обучения иностранному языку»: прежде всего это информационная система, построенная на процессах приема, переработки, хранения, передачи информации в целях приобщения учащихся к иноязычному речевому поведению, общественному опыту с тем, чтобы обеспечить соответствующий общеобразовательный уровень абитуриента и создать предпосылки для его дальнейшего самообразования»

«Система обучения» реализуется в учебном комплексе» и включает ряд взаимосвязанных компонентов: цель, средства и методы обучения.

«Метод» как методическая категория находит свое воплощение в системе приемов, способов и средств обучения.

Под «методическими приемами» следует понимать элементы метода, «составные его части», определенные организационно-методические мероприятия. (И.Л.Бим).

Под «средствами обучения» подразумевается, с одной стороны, — «материальные средства обучения», т.е. предметы и материалы (учебники, пособия, ТСО), а с другой – виды деятельности, (например, чтение как средство обучения иностранному языку).

Термин «способ» употребляется часто в таких сочетаниях как способ (прием) семантизации, способы (приемы) активизации и т.д.

Способы (приемы) могут варьироваться также в зависимости от этапа обучения, особенностей, условий, характера материала.

Выводы по лекции:

  1. Методика обучения иностранному языку ставит своей целью научное обоснование целей, содержания обучения и воспитания учащихся, определение наиболее рациональных методов обучения в конкретных условиях.
  2. Методика опирается на данные базисных и смежных с нею наук в их органическом единстве, позволяющем избежать односторонней ориентации ее на одну из них.
  3. Методами исследования в методике является:

– обучающий

— естественный

— разведывательный

— основной

— повторный

— лабораторный эксперимент

— опытное массовое обучение

16 стр., 7835 слов

Организация проблемного обучения в начальной школе

... мы считаем одним из основ организации процесса проблемного обучения. Рассмотрим, как проблемное обучение применимо начальной школой. Главная задача начальной школы -- обеспечить развитие личности ребенка на более высоком ... материала и уровень его сложности; время и возможности учителя. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи: 1) проанализировать состояние проблемы ...

— анкетирование

— тестирование

— наблюдение

— изучение и обобщение опыта учителей.

  1. К основным методическим понятиям относятся: принцип обучения, метод, методическая система обучения, способ и средство обучения.

Литература:

  1. И.Л. Бим. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: «Просвещение», 1988. 273 с.
  2. И.Л. Бим. Обучение иностранному языку: поиск новых путей // ИЯШ, 1989. № 1. с. 25-32.
  3. И.Л. Бим, М.З. Биболетова, М.Л. Вайсбурд, О.З. Якушина. К проблеме базового уровня образования по иностранному языку в средне школе. // ИЯШ, 1990. № 5. с.16-26.
  4. С.Ф. Шатилов. Курс лекций по методике преподавания немецкому языку. –М.:

Лекция № 2

Тема: Содержание, цели, задачи и средства обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе. Программа по иностранному языку для различных типов школ.

Вопросы:

  1. Цели, задачи, средства, содержание обучения иностранному языку.
  2. Компоненты содержания обучения иностранному языку.
  3. Программа по иностранному языку для различных типов школ.

  1. Цели обучения иностранному языку в средней школе определяются общественными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека.

Цель обучения иностранному языку должна быть реальной для достижения в заданных условиях, а содержание и методы обучения адекватны целям и заданным условиям.

Новая программа по иностранному языку так формулирует цели обучения иностранного языка в средней школе: «Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, при этом воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком».

Иными словами, ведущей целью обучения иностранным языкам коммуникативная и культурно-сравнительная цели, т.е. практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации.

Практическое владение иностранным языком в устной и письменной форме даже в ограниченных пределах развивает познавательные интересы учащихся, расширяет их кругозор, знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями страны изучаемого языка.

7 стр., 3306 слов

Организация обучения детей в младших классах школы

... того, сколько усилий и времени тратит обеспечение готовности детей к обучению в школе, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует ... организовывать совместную учебную деятельность. Однако такая форма особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, ...

Поскольку обучение иностранным языкам в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, следует рассмотреть в программе обучения, какие изменения будут иметь место при их реализации в условиях образовательной ситуации.

  • При реализации практической цели с учетом существующих в методике обучения новых теоретических подходов недостаточно рассматривать формирование только коммуникативной или только лингвистической компетенции учащихся. Необходимо вести речь о формировании межкультурной компетенции в процессе обучения иностранного языка в целом.
  • Воспитательная цель может быть интерпретирована со следующей позиции:

— ориентация на гуманизацию образования;

— обучение в духе диалога культур;

— воспитание взаимопонимания и терпимости по отношению к чужой культуре, способность относится к ней с уважением, доверием, симпатией, но в то же время критически;

— воспитание ценностных ориентаций по отношению к культурному наследию своей страны (своего региона).

Толкование образовательной цели может быть сформулирована следующей формулировкой:

— более глубокое освоение родной (региональной) культуры посредством соприкосновения с чужой культурой и взаимоотношения с ней;

— расширение языкового, социального, эмоционального и интеллектуального горизонта обучающихся.

Достижение развивающей цели обучения иностранному языку и иноязычной культуре должно полагать:

— развитие способности «проникновения» в культуру страны изучаемого языка в ходе сопоставления общественных культурных и языковых реалий;

— развитие умения использовать социокультурный фон для понимания социокультурной принадлежности к национальному (региональному) и мировому сообществу;

— развитие способности ориентироваться в ценностных категориях собственного и чужого общества.

Необходимыми задачами в обучении иностранному языку в средней школе на современном этапе являются такие как:

— приобщение учащихся к приобретению общеобразовательной информации (чтение периодической печати, просмотр познавательных телевизионных передач, прослушивания радиопередач на родном и где возможно, иностранном языках);

— использование общеобразовательных возможностей иностранного языка в урочной и внеурочной работе;

— формирование у школьников правильного представления об историко-культурном прошлом села, района республики, используя краеведческий материал;

— организация экскурсионных поездок по историко-архитектурным и культурно-просветительным местам.

2. Компоненты содержания обучения иностранному языку

К основным компонентам содержания обучения относятся:

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ... логическая стройность и лаконизм композиции; 3) простота сюжета; 4) ясность и четкость языка; 5) отрицание фантастики (кроме античной мифологии, трактуемой как «разумная») В отличие от ...

1. Языковой материал. Пользование всеми видами речевой деятельности осуществляется на основе владения определенным объемом языкового материала: грамматического, лексического и фонетического.

Языковой минимум в связи с требованием «Современного методического стандарта обучения иностранным языкам в школе» должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить учащимся возможность пользоваться иностранным языком как средством общения на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне; он должен быть реальным в заданных условиях. Завышение объема материала, как показывает практика, отрицательно сказывается на качестве его усвоения и, следовательно, на качестве владения различными видами речевой деятельности.

  1. Знание правил оперирования лингвистическим материалом (фонетическим, грамматическим и лексическим, т.е. правил образования и употребления языковых явлений как важнейшего компонента содержания обучения в процессе формирования соответствующих навыков и умений.
  2. Навыки и умения, обеспечивающие владение различными видами речевой деятельности.
  3. Овладение этими навыками и умениями, и соответственно, различными видами и аспектами речевой деятельности, осуществляемом на связном речевом материале (текстах).
  4. Обучение устному общению (итеркультурной коммуникации), связанному с воспитанием эмоциональной сферы учащихся, их эстетическим и этическим воспитанием.

Выводы по теме № 1.

  1. Основными целями обучения иностранному языку являются практические: научить учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения в определенных пределах, т.е. на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне, позволяющем учащимся выражать свои мысли в устной форме и понимать устную и письменную речь определенной сложности и определенного объема. При обучении иностранному языку преследуются: коммуникативная, общеобразовательная и воспитательная цели, которые решаются в единстве с практическими целями и на их основе.
  2. Содержание обучения иностранному языку включает: лексический и грамматический материал, правила оперирования этим материалом для практического овладения им; фонетические, грамматические, лексические, речевые и языковые навыки чтения и письма, а также умения устной речи и чтения, текстовый материал (тексты для обучения различным видам чтения и устной речи).
  3. К основным средствам обучения относятся компоненты учебно-методических комплексов, важнейшими из которых является учебник – основное пособие для ученика, Вспомогательные учебные средства бывают нетехнические и технические. Они предназначены для учащихся и учителей. Учебный комплекс объединяет все эти учебные средства в единое целое.

  1. Содержание обучения иностранным языкам.

В педагогической литературе есть разные точки зрения на содержание обучения иностранным языкам. Согласно одной из них, в понятие «содержание обучения» входит только языковой материал, подлежащий усвоению, т.е. содержание и структура иноязычного учебного материала, обусловленного целями обучения», взаимосвязанного с процессами обучения и методами, реализуемыми в средствах обучения: программ, учебниках, учебных пособиях; другие методисты включают в это понятие и владение материалом, т.е. соответствующие навыки и умения. Последняя точка зрения представляется более правильной применительно к иностранному языку, потому что учитывает специфику целей и задач преподавания, если сравнивать иностранный язык с любым другим учебным предметом, то в каждом из них (история, литература, химия, биология и др.) есть отдельные тематические разделы, овладев знаниями которых учащийся испытывает удовлетворение. Так он может сказать, что он хорошо знает только «историю древнего Рима» как раздел истории. При этом всеми как положительная черта отмечается индивидуальность личностной направленности ученика, постоянство и глубина его интересов. При изучении иностранного языка в условиях школы, когда ставится задача овладения иноязычным общением, такая ситуация невозможна. Изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел «временной формы глагола» и т.д. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для требуемых программой условий общения. Но это «все», например, в лексическом и стилистическом планах в языке не имеет практически границ. В этом смысле язык как учебный предмет беспределен. В этой связи и вводится «ограничение в учебный языковой материал». В методике и психологии обучения иностранным языкам давно осознана необходимость поиска лучших путей такого «ограничения» (В.А. Артемов, И.М. Лучкина, П.Б.Гурвич, В.Л. Скалкин) и др. В качестве основы предлагается структурирование предметного плана речевой деятельности, разграничение «сфер общения», общих тем учебной коммуникации и др.

4 стр., 1506 слов

Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

... полную картину психологического образования. Несоответствие заявленных целей предлагаемому в процессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию и дискредитации психологии как науки. Рассмотрим ... из названных целей, с нашей точки зрения, соответствует определённое содержание психологического образования. Это содержание можно также рассмотреть с точки зрения уровней, так как ...

Наряду с неоднородностью, иностранный язык в сопоставлении другими учебными дисциплинами характеризуется специфическим соотношением знаний и умений. По этому признаку иностранный язык занимает промежуточное место между дисциплинами гуманитарного, общественно-политического цикла (например, история, география, литература), естественно-научными дисциплинами, представляющими точные науки (например, математика, физика, химия) и дисциплинами эстетической, профессиональной, практической, трудовой, спортивной подготовки, (например, музыка, машинопись, шитье, гимнастика).

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является также сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предметом.

  1. Программа по иностранному языку для общеобразовательных учреждений (английский, немецкий, французский) 1-11 классы.

В программе представлена концепция развивающего обучения иностранному языку, разрабатываемая в институте общего образования МО РФ.

В программе рассматриваются такие основные вопросы, как:

23 стр., 11274 слов

Учет психодинамических свойств личности при обучении профессиональному ...

... Однако иностранный язык как средство коммуникации представляет лишь часть этого процесса. Вторым компонентом следует считать непосредственно саму деловую коммуникацию, выражающуюся в умении вести ... целесообразным перенести основные характеристики естественного непосредственного общения в конкретные условия обучения, приближенные к реальным жизненным условиям, к будущей профессиональной деятельности. ...

1) место и роль иностранного языка в системе общего образования молодежи на современном этапе развития общеобразовательной школы;

2) цели и содержание обучения иностранному языку;

3) характеристика основных этапов обучения иностранному языку в рамках модели 1-11 и 5-11 классы;

4) основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку в школе, учет которых необходим для выполнения программных требований.

В приложениях представлены:

Примерный перечень языкового материала по английскому, немецкому, французскому и испанским языкам для 3- х этапов обучения, а также список рекомендованной литературы. Программа предназначена для учителей, методистов и всех, интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе.

В содержательном отношении акцент в программе сделан на характеристике общих концептуальных основ обучения и основных составляющих учебно-воспитательного процесса (цель, содержание, ученик, учитель) с позиции современных требований теории и практики преподавания иностранного языка.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Цели и содержание обучения иностранного языка;
  2. Характеристика основных этапов обучения иностранному языку в средней школе;
  3. Основные особенности современного учебного процесса по иностранному языку;
  4. Приложения.

В целом процесс обучения иностранному языку призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Эта способность предполагает формирование у школьников:

— умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;

— в области обучения устной речи учащиеся овладевают умениями:

— понимать на слух иноязычную речь, построенную на программном материале;

— участвовать в общении с одним или с несколькими собеседниками;

— логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией общения;

В области обучения чтению ставятся задачи научить школьников:

— читать вслух и про себя;

— читать, понимать и осмысливать содержание текстов с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.

В области обучения письму учащиеся овладевают следующими умениями:

— графически правильным письмом;

— письма как самостоятельного вида речевой деятельности в ограниченном объеме (написания поздравления, приглашения и др.);

24 стр., 11691 слов

Формирование знаний и умений учащихся пятого класса

... знаний и умений учащихся через применение синонимов при обогащении английского вокабуляра в рамках коммуникативного подхода. Объектом исследования нашей работы выступает коммуникативный подход в обучении иностранным языкам и синонимия ...

— письма как средства обучения другим видам речевой деятельности (составление плана устного сообщения, плана и тезисов прочитанного текста и др.).

Перевод как вид речевой деятельности в данном варианте программы не является целью обучения; в учебном процессе рекомендуется использовать его в качестве средства обучения, помогающего лучше осмыслить и осознать особенности изучаемого языка.

В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения иностранного языка, освоении школьного образования и включении в производственную деятельность.

1-ая группа общеучебных умений – учебно-организационные – связана с формированием у школьников способности работать в различных режимах: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик – класс и др.; пользоваться разнообразными ТСО и объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

2-ая группа умений – учебно-интеллектуальные – связана с овладением способа мыслительной деятельности и приемами логического мышления.

3-яя группа умений – учебно-информационные, в которых находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний из различного рода источников. В эту группу умений входят умения школьников ориентироваться в письменном и аудиотексте, прогнозировать его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода памятками, справочной литературой и т.п.

4-ая группа умений – учебно-коммуникативная – проявляется в культуре общения, т.е. в умении слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое поведение, обосновывать свою точку зрения и др.

Что включает в себя приложение по данной программе. Оно включает конкретный материал по 4 языкам (английский, немецкий, французский и испанский).

Освоение учащимися этого материала составляет основу практического владения ими иностранным языком и формирования соответствующих лингвистических и лингвострановедческих знаний. Языковой материал распределен по 3 этапам обучения: начальному, среднему и завершающему. Для каждого этапа предлагается лишь минимальный объем лексического и грамматического материала, который может быть превышен в практике обучения. Какой конкретный языковой материал включен в программу по немецкому языку (словообразование и грамматика) см. самостоятельно программу с.167-173.

И очень кратко: О программе курса «Преподавание иностранных языков с естественно- математической направленностью» (Английский, немецкий, французский языки) 7-11 классы.

Программа разработана в лаборатории обучения иностранному языку Института общего образования Министерства образования России. Ведущие авторы: А.Ю. Горчев, В.Н. Иванова.

В программе представлена концепция профильного обучения иностранным языкам, начиная с 7 класса средней общеобразовательной школы. Рассматриваются также основные вопросы, как цель и задачи, а также содержание обучения иностранному языку с естественно – математической направленностью по 2 этапам:

1. подготовительному (7-9 кл.) и 2. основному (10-11 кл.), особенности учебного процесса с профильным обучением иностранному языку, учет которых необходим для реализации программных требований. В содержательном отношении упор сделан на формирование общеучебных умений и познавательных интересов школьников, чтение и перевод технической литературы, использование иностранного языка как средства получения профессионально-значимой информации в контексте межпредметных связей. Программа предназначена для учителей, методистов и всех интересующихся вопросами преподавания иностранного языка в школе на современном этапе ее развития.

В программе развиваются и углубляются важнейшие положения общей программы по иностранному языку для средней школы в ее новой редакции применительно к особенностям курса.

Предполагается, что учитель, проводящий занятия по данному курсу, будет пользоваться обеими программами, соотнося одну с другой с конкретными условиями обучения. Данная программа содержит следующие разделы:

  1. Цели и задачи курса.
  2. Содержание обучения.
  3. Особенности учебного процесса.
  4. Приложения, содержащие различного рода методические материалы для учащихся и учителя, а также библиографию.

В приложениях содержатся образцы памяток для учителя:

1. Памятка по рациональной организации технического перевода;

2. Памятка по составлению реферата;

3. Памятка по составлению аннотации;

4. Памятка по подготовке и проведению устного сообщения (более подробно об этих памятках см. стр. 199-201) данной программы. (Что касается конкретных разделов программы и особенностей учебного процесса см. стр. 178-203).

Основные связи между элементами содержания предметов естественно-математического цикла и предмета «иностранный язык» представлены в программе в виде таблицы на стр. 181.Таблица содержит следующие разделы: 1) взаимодействие, отражающее общую проблематику (тематику);

2) средства реализации взаимодействия (с примерами);

3) что подлежит формированию и развитию (воспитанию).

Литература:

  1. Проект временного государственного образовательного стандарта иностранного языка. // ИЯШ № 2, с. 4-15.
  2. Диссертация к.п.н. Поторочиной Г.Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза.(с. 18-33, Гл. 1).
  3. Савинова Н.Б. Иностранные языки в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1997. 35 с.
  4. Программа по иностранному языку для различных типов школ (англ., нем., франц., испанский) 1-11 классы.