Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности

Введение

Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность. Такими важнейшими способностями выступают социальный интеллект и коммуникативные способности. В настоящее время наблюдается противоречие между необходимостью обладания современной личностью высоким уровнем развития интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. Разрешение этого противоречия заключается в увеличении компетентности личности в общении и, в целом, компетентности при познании социального мира.

Адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность — социальный интеллект. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности.

Целью исследования является изучение характера взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности.

Объектом исследования является коммуникативная и интеллектуальная деятельность личности.

Предметом исследования являются психологические аспекты взаимосвязи между социальным интеллектом и коммуникативной компетентностью личности.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что социальный интеллект, являясь когнитивной составляющей коммуникативной компетентности личности, выступает как средство и результат ее (коммуникативной компетентности) развития. Конкретизируя основную гипотезу, можно предположить, чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше коммуникативная компетентность человека, а также, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень социального интеллекта.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность» и к проблеме их исследования.

. Определить психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно решить проблему выявления взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности.

. Определить уровень развития социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности (на примере сотрудников ОАО «ВЭСК») и на этой основе изучить особенности взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности.

29 стр., 14330 слов

Особенности коммуникативной компетентности активных пользователей ...

... 2. Эмпирическое исследование особенностей коммуникативной компетентности пользователей, в зависимости от активности/неактивности в социальных сетях 2.1 Программа исследования 2.2 Результаты эмпирического исследования 2.2.1 Различия ... С.Г. Иванова, О.В. Кривцова и др.). Коммуникативная компетентность может определяться как ориентированность личности в различных ситуациях общения, опираясь на ...

Глава 1. Характеристика понятий «социальный интеллект» и «коммуникативная компетентность личности» и их исследование в современной психологии

.1 Развитие представлений о природе интеллекта в психологии

С момента возникновения и на протяжении своего развития психология в качестве одной из категорий рассматривает интеллект, а к числу своих «вечных» относит проблему его происхождения и сущности. Ещё до выделения психологии в самостоятельную науку учёные-философы и естествоиспытатели рассматривали такие характеристики индивидов, которые можно назвать интеллектуальными. Ими обсуждались такие проблемы, относящиеся к интеллекту, как происхождение и эволюция разума, его связь с сенсорными процессами и чувствами, роль разума в жизни человека, возможности разума в познании окружающей жизни и себя. Были выдвинуты гипотезы относительно закономерностей функционирования мышления, рассматривались вопросы о сущности и характере интеллектуальной активности, были предприняты попытки выделить и изучить отдельные мыслительные приёмы [13].

Таким образом, период от античной философии до философии конца XVIII в. важен для прогресса психологии как науки и проблемы изучения интеллекта.

Традиционно интеллект исследовался с помощью тестов (тестологический подход) или психологического эксперимента (экспериментально-психологический подход), а их результаты ложились в основу моделей интеллекта, выделения его базовых структур [4].

На начальном этапе исследования интеллект отождествлялся с психофизиологическими функциями, подчёркивался врождённый (органический) характер интеллектуальных различий между людьми.

Созданная в 1905 году по указанию французского министра просвещения комиссия, сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления отстающих в познавательном развитии детей и не способных обучаться в обычных школах. Этот год стал переломным в изучении интеллекта. Французские ученые создали серию из 30 заданий (тестов) для измерения уровня умственного развития ребёнка. С этого момента началось формирование тестологической парадигмы в исследовании интеллекта. Позднее, в качестве меры развития интеллекта, было предложено рассматривать соотношение «умственного возраста» с хронологическим умноженным на 100%, которое получило название «коэффициента интеллекта» (IQ) [4].

Тестологический подход стал доминирующим на многие десятилетия. Он принёс существенные научно-практические результаты, касающиеся развития когнитивной сферы, её подверженности воздействиям окружающей среды. Были обнаружены и проанализированы различия в когнитивных характеристиках, связанных с принадлежностью к социально-экономическим, этническим, культурным группам. Изучая когнитивные показатели, их взаимоотношения посредством факторизации и создавая модели структуры интеллекта, интерпретируя результаты интеллектуальных тестов с позиций разных психологических школ и направлений, психологи пытались уяснить сущность интеллекта, найти удовлетворительное, поддерживаемое многими исследователями, его определение.

Однако, тестологический подход оказался перед лицом целого ряда существенных противоречий, обусловивших иллюзию «исчезновения» интеллекта [13]. Во-первых, возникла проблема низкой надёжности тестов интеллекта в плане предсказания интеллектуальных достижений человека в реальных жизненных условиях (т.е. понятие «интеллект» заменило понятие «способность к обучению»).

7 стр., 3432 слов

Интеллект стадии развития психики

... человеку, как и развитие органическое. Для этого Келер попытался найти у обезьян зачатки тех специфических для человека форм поведения, которые обозначают обычно общим именем - разумного поведения или интеллекта. ...

Во-вторых, выяснилось, что интеллектуальные тесты чувствительны к особенностям социализации испытуемых. Правильнее было бы их назвать «тестами психического развития, адекватного данной культуре» [4]. В-третьих, оказалось, что в оценках IQ представлены такие психологические свойства человека, которые, оказывая влияние на величину IQ, тем не менее, не имеют прямого отношения к интеллектуальной компетентности. В-четвёртых, факты подтверждали, что интеллект — открытое понятие, так как под него можно подвести практически бесконечное количество описываемых разными исследователями типов поведения и т.д [13].

1.2 Социальный интеллект: структура и функции

Социальный интеллект — интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей).

К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий [12].

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек — человек», а также некоторых профессиях «человек — художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей — эмпатия.

Социальный интеллект — это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. [11] считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д.

Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов [6], изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности — повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [6, c. 69].

2 стр., 904 слов

изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность ...

... Интуиция органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся информации). «Хорошая» ... профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самовоспитания ... Цель настоящего исследования – изучить способности, знания и умения учителя, определяющие успешность педагогической деятельности. ...

Емельянов [6] так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, — всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем); в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм); д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура); е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»); ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания — жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.) [6].

Одним из наиболее распространенных исследований социального интеллекта является психологический тест Гилфорда [10]. Согласно Дж. Гилфорду [10], социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек-человек» и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

Сегодня проблема социального интеллекта освещается в рамках исследований способностей к творчеству. Ряд исследователей утверждает, что способность к творчеству и социальная адаптивность личности имеют обратную корреляцию. Другие ученые считают, что креативность повышает успешность в общении и адаптивность личности в обществе [11].

Итак, социальный интеллект — относительно новое понятие психологии, которое находится в процессе верификации и уточнения. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта, и определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия.

1.3 Психологическая сущность коммуникативной компетентности

5 стр., 2205 слов

Теоретические аспекты проблемы содействия педагогам дошкольного ...

... его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно ...

Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. [2] и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность — это «…ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на: знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды». [12]

По определению В.И. Жукова [11] коммуникативная компетентность — это “психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”.

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты [5].

Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.

В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.

На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения [6].

В результате изучения коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

коммуникативные знания;

коммуникативные умения;

коммуникативные способности.

Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны.

6 стр., 2662 слов

психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности ...

... коммуникативной компетентности. Определено понятие «коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе. Систематизирован материал о сущности, структуре и дифференциации понятий «компетенции», «компетентность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность». Выявлены свойства личности, обусловливающие развитие коммуникативной компетентности социальных ...

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, — и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление. [11,5]

Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.

Емельянов Ю.Н. [6] характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности. По его мнению коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности — особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием.

Можно выделить следующие источники развития социального интеллекта:

. Жизненный опыт, — ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие: он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.

. Искусство, — эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.

. Общая эрудиция — это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

. Научные методы — предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества [6].

6 стр., 2988 слов

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него; выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов. Помните следующие правила: не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову; старайтесь не прибегать слишком ...

Основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. В состав коммуникативной компетентности включаются три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные.

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении [7].

Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [6].

Коммуникативная компетентность, являясь одной из сторон психологической компетентности, входит компонентом в психологическую культуру.

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным психологическим образованием, включающим в себя следующие компоненты (составляющие):

. Мотивационно-личностный.

. Когнитивный.

. Поведенческий.

Содержанием мотивационно — личностного компонента являются: мотивы общения, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность, самооценка и др [7].

Когнитивный компонент включает когнитивно-коммуникативные умения, понимаемые как система коммуникативных действий, основанных на знаниях об общении и позволяющих свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве. Можно выделить умения, связанные с восприятием, анализом информации, с моделированием и передачей информации, с коррекцией общения в связи с изменяющейся ситуацией.

Поведенческий компонент составляют умения и навыки общения, в том числе, и профессионального общения; стили и способы общения.

Однако, коммуникативная компетентность не определяется только знаниями, умениями, навыками и способностями. Коммуникативная компетентность личности возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, при этом необходимо, чтобы познание строилось как субъект-субъектное. Решающей в коммуникативной компетентности будет система сложившихся отношений человека к процессу общения, т. е. его коммуникативная позиция, проявляемая в соответствующем поведении и поступках. В ситуации общения позиция означает стремление и умение опираться на психологический анализ поведения, включающий анализ мотивов, мыслей, чувств и других психологических характеристик участников ситуации. Компетентное общение предполагает субъект-субъектную позицию, тогда ценностью для каждого участника коммуникации оказывается возможность понимания и осуществления совместного действия, причем, возможность понимания обеспечивает социальный интеллект. Таким образом, общепсихологический анализ проблемы коммуникативной компетентности позволяет признать компетентным такое общение, в рамках которого используется компетентная позиция (позиция «на равных») [5].

12 стр., 5874 слов

Формирование коммуникативной компетентности учащихся

... на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно ... свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. Особенностью коммуникативной компетентности является её ...

Итак, «коммуникативная компетентность» — это система внутренних средств регуляции коммуникативных действий, в которых выделяется ориентировочная и исполнительная составляющие, обеспечивающих эффективное коммуникативное взаимодействие.

Коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативном поведении, которое предполагает применение интеллектуальных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия (общения), то есть, коммуникативная компетентность связана с результатом деятельности. Следовательно, высокий уровень коммуникативной компетентности вряд ли достижим при низком уровне социального интеллекта или вообще без социального интеллекта. Учитывая то, что социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, а социальная компетентность — как продукт этого познания, полагаем, можно повысить социальную компетентность, а, следовательно, и коммуникативную (так как она входит в понятие социальной компетентности) через научение, расширение знаний и опыта, тренинги, вследствие чего, социальный интеллект можно развивать через формирование личностных и коммуникативных свойств и саморегуляцию.

1.4 Психологические аспекты взаимосвязи коммуникативной компетентности и социального интеллекта

Применение диалектического принципа всеобщей связи и взаимодействия позволяет познавать предмет исследования в зависимости от другого явления в каком-либо отношении. Это объясняется тем, что явления мира находятся не только во взаимной зависимости, но и взаимодействуют: один предмет воздействует определенным способом на другой и испытывает его воздействие на себе [3].

Принцип развития в психологии указывает на то, что психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Говоря иначе, развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Системный подход не является чем-то принципиально новым, возникшим в последние годы. Философские аспекты этой проблемы поднимались задолго до современных исследователей. Это и объективный идеализм Платона, и идеи Анаксагора об упорядоченности мира благодаря уму, и учение Пифагора, а впоследствии У. Оккама о знаковых и числовых элементах, на основе которых строится целое. Впоследствии были высказаны идеи объединения понятий различных наук для объяснения сложных, по сути системных, явлений [12].

В России системный подход к личности стал разрабатываться благодаря Л.С. Выготскому [3], который считал, что «индивид в своем поведении обнаруживает в застывшем виде различные законченные уже фазы развития» и придерживался культурно-исторической теории.

Системный подход к личности и ее психическим проявлениям означает, что отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как взаимодействующие, взаимообусловленные части единого целого.

В 1960-е годы появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности, большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения.

Рассматривая коммуникативную компетентность как процесс обеспечения многофункциональности общения, в ее содержании выделяют три ведущих компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

Когнитивный компонент — владение системой знаний по обмену информацией и познанием людьми друг друга в процессе общения. Аффективный компонент — умения по формированию межперсональных взаимоотношений. Регулятивный компонент умения управления и корректирования собственного поведения и поведения других людей, организация совместной деятельности [7].

Вероятно, в отношении коммуникативной компетентности именно социальный интеллект, являющийся когнитивной составляющей коммуникативных способностей и определяемый как способность адекватно оценивать и понимать свое поведение и поведение других людей, определяет уровень выраженности компетентных позиций в общении и успешность реализации субъектом своего коммуникативного потенциала.

Однако в отечественной и зарубежной литературе взаимосвязь социального интеллекта и компонентов коммуникативной компетентности специально не изучалась. Поэтому экспериментальная разработка этих аспектов будет являться новым направлением в исследовании роли социального интеллекта в формировании коммуникативной компетентности.

Глава 2. Исследование взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности

.1 Организация эмпирического исследования

Целью настоящего исследования стало выявление связи между уровнем социального интеллекта человека и его коммуникационными способностями. Была выдвинута гипотеза, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше коммуникативная компетентность человека, а также, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень социального интеллекта.

Задачами эмпирической части исследования являлись:

. Диагностика уровня социального интеллекта;

. Диагностика коммуникативной компетентности;

. Сравнительный анализ уровня развития социального интеллекта и коммуникативных способностей личности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ОАО «ВЭСК» г. Воронеж, в нем приняли участие сотрудники организации в возрасте от 23 до 50 лет.

Общий объём выборки составил 25 человек.

В процессе исследования использовались следующие методики: тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливен [10] и 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла [8]. В соответствии с задачами исследования мы сопоставляли уровень развития социального интеллекта испытуемых с развитием их коммуникативной компетенции по результатам теста Кэттелла.

Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно.

Методика исследования социального интеллекта Гилфорда-Салливен вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию. Российская адаптация теста Гилфорда-Салливен была проведена Е.С. Михайловой (Алешиной).

Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику феномена социального интеллекта (способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии).

Термин «социальный интеллект» (СИ) был введен в психологию Э. Торндайком [10] в 1920 году для обозначения дальновидности в межличностных отношениях. Г. Оллпорт [10] связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, СИ представляет собой особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

Автор методики Дж. Гилфорд [10] рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации. Возможность измерения СИ вытекала из общей модели структуры интеллекта, разработанной им с сотрудниками. В отечественной психологии понятие СИ было введено Ю.Н. Емельяновым [6], под которым он понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.

Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

) познание элементов поведения — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

) познание отношений поведения — способность понимать отношения;

) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

) познание преобразовнаия поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

) познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

В результате проведенных исследований, Гилфорд разработал тестовую батарею, состоящую из следующих 4-х субтестов:

-й субтест — Истории с завершениями;

-й субтест — Группы экспрессий;

-й субтест — Вербальная экспрессия;

-й субтест — Истории с дополнением.

Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения.

Тест позволяет не только измерять общий уровень развития социального интеллекта, но и оценивать частные способности к пониманию поведения людей: способность предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимать внутренние мотивы поведения людей Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей:

§  способность предвидения последствий поведения,

§   адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии,

§   понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,

§   понимание внутренних мотивов поведения людей.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут

Первый субтест позволяет измерить фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, хотя такие прогнозы могут оказаться ошибочными, если иметь дело с людьми, ведущими себя неординарным, нетипичным образом.

Диагностика способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе реальных жизненных ситуаций общения (семейного дружеского), предсказывать события. Понимание чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

Испытуемые, получившие высокие оценки по субтесту, умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание норморолевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Люди успешно выполнившие данный субтест отличаются способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии, они способны к расшифровке невербальных сообщений, а также отличаются дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Испытуемые с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Во втором субтесте испытуемый имеет дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека. Данный субтест выявляет умение правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, и придают большое значение невербальному общению, обращая внимание на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.

Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, скорее всего, лежит в основе интуиции. Как правило, большая часть информации передается невербально.

Люди с высокими оценками по субтесту:

§  могут точно, полно, нестереотипно и пластично описать личность незнакомого человека по фотографии;

§   отличаются чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;

§   разнообразны в экспрессивном репертуарв в общении;

§   открыты и дружелюбны в общении;

§   эмоционально стабильны;

§   сенситивны к обратной связи в общении, восприимчивы к критике, совестливы;

§   обладают высокой самооценкой и степенью принятия себя;

§   обладают насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;

§   отличаются глубиной рефлексии; способны точно понимать, как собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой

§   успешной самопрезентации;

§   обладают эмпатией и невербальной чувствительностью.

У испытуемых с низкими оценками по субтесту можно отметить плохое владение языком телодвижений, взглядов и жестов. Они больше ориентируются на вербальное содержание сообщений и могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что мало учитывают сопровождающие их невербальные реакции

В каждом задании третьего субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл. В каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, выявление умения разбираться в речевой экспрессии.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту имеют высокую чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, помогающую им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди могут находить подходящий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой выбор ролевого поведения, обладая ролевой пластичностью.

Люди, успешно выполнившие данный субтест, способны точно описать личность незнакомого человека по фотографии, а также обладают насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

Испытуемые с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто говорят невпопад и ошибаются в интерпретации слов собеседника

В четвёртом субтесте используются персонажи комикса «Фердинанд», включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена.

Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную. Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Трудность данного субтеста в анализе межличностного взаимодействия и ориентации в межличностном общении.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников.

Путем логических умозаключений такие люди могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Испытуемые, успешно выполнившие данный субтест, способны адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Они умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе, могут точно, полно, дифференцированно и гибко описать незнакомого человека по фотографии, дифференцировать Я-концепции, обладают глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью. социальный интеллект коммуникативный компетентность

Испытуемым с низкими оценками по субтесту трудно анализировать ситуации межличностного взаимодействия и они, как правило, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Данный субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Дискриминативная валидность методики исследования социального интеллекта (то есть независимость измерения социального интеллекта от измерения других способностей) обеспечивалась уже самой процедурой построения тестовой батареи: тесты, измеряющие факторы познания поведения и вошедшие в состав методики, были выделены в результате факторных исследований с использование более 40 тестов, диагностирующих различные семантические и символические способности.

Для определения конструктной валидности устанавливались связи методики исследования социального интеллекта с уже известными надежными тестами сходного содержания.

Прогностическая валидность методики определялась путем установления связи между успешностью выполнения теста и различными критериями повседневной жизни, показателями реального поведения. В целом эти исследования показывают, что методика измеряет способности, проявляющиеся в понимании других людей и, следовательно, имеет связь с умением жить в обществе, социальной адаптированностью.

Было установлено также, что методика исследования социального интеллекта обладает высокой прогностической валидностью относительно предсказания успешности интерпретации личности человека по его внешности, а также точности восприятия эмоционального состояния другого человека и своего собственного состояния в процессе делового общения [10].

-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела [8]. Это одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является «теория личностных черт», согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт [8] выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Выбранный для исследования опросник состоит из 187 вопросов, на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).

Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q 3 — наличие внутренних напряжений; Q 4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — социальная смелость; F — сдержанность — экспрессивность ; N — социальная проницательность (социальная наивность).

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других [8].

2.2 Результаты исследования

Для определения параметров коммуникативной компетентности испытуемых был использован 16-факторный опросник Р.Кэттелла, исследовались результаты по шкалам A, F, H, N, поскольку данные шкалы входят в коммуникативный блок. Кроме этого был определен средний арифметический балл по этим шкалам.

Для определения уровня социального интеллекта был использован тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Исходные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты исследования коммуникативной компетентности по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла и социального интеллекта по тесту Дж.Гилфорда и М. Салливена

Инициалы

16-факторный опросник Р. Кэттелла

Тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена

Шкала А

Шкала F

Шкала H

Шкала N

Среднее арифме-тическое

Компо- зитная  оценка

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 3

1

 ГС

5

6

8

3

5,5

4

4

5

3

4

2

ЧА

5

7

8

5

6,25

4

4

4

3

3

3

ГО

6

6

5

8

6,25

4

4

4

3

5

4

БМ

6

8

7

4

6,25

4

3

4

4

4

5

НТ

5

6

4

2

4,25

3

3

2

3

4

6

УМ

8

5

9

7

7,25

3

3

3

2

3

7

НВ

5

8

7

4

6

3

3

3

2

3

8

КЛ

8

7

8

3

6,5

3

4

3

3

4

9

МВ

2

6

7

4

4,75

3

2

3

4

3

10

КН

3

5

4

10

5,25

3

2

3

3

4

11

НВ

5

6

4

2

4,25

3

4

3

3

2

12

КМ

8

5

9

7

7,25

3

4

3

3

3

13

ТВ

5

8

7

4

6

3

2

3

3

3

14

ОЛ

8

7

8

3

6,5

3

3

3

2

15

МР

2

6

7

4

4,75

3

3

4

2

3

16

КЮ

3

5

4

10

5,25

3

2

3

3

2

17

МП

4

6

9

7

6,5

2

3

2

1

3

18

МЮ

3

5

10

7

6,25

2

2

1

2

3

13

АМ

4

4

4

7

4,75

2

2

2

3

2

14

ЛЕ

3

8

6

5

5,25

2

2

2

1

3

22

АП

4

6

9

7

6,5

2

3

3

1

2

23

МД

3

5

10

7

6,25

2

2

4

1

1

24

АС

4

4

4

7

4,75

2

2

3

3

1

15

ИА

6

5

3

4

4,5

1

2

1

2

2

25

АЕ

5

6

3

4

4,25

1

2

1

1

2

Для подтверждения наличия или отсутствия взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и коммуникативной компетентностью личности мы использовали метод корреляционного анализа по Пирсону.

Коэффициент линейной корреляции отражает меру линейной зависимости между двумя переменными. Коэффициент корреляции будет положительным числом, когда при повышении X происходит повышение Y (прямопропорциональная связь), отрицательным при обратнопропорциональной связи.

Общая формула:

Где xi и yi — сравниваемые количественные признаки, n — число сравниваемых наблюдений, σx и σy — стандартные отклонени в сопоставляемых рядах.

Полученный коэффициент корреляции проверяется на значимость с помощью таблицы критических значений. Для этого вычисляем количество степеней свободы df=N-2 и на пересечении с необходимым уровнем значимости находим критическое значение коэффициента.

В результате проведенного анализа было установлено, что имеется значимая корреляция между среднеарифметическим значением по исследуемым шкалам Кэттелла и композитной оценкой теста социального интеллекта. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых, развиты не только коммуниативные навыки, но и умение применять эти навыки в своей повседневной социальной жизни, то есть высоко развит уровень социального интеллекта. Данные корреляционного анализа отображены в таблице 2.

Таблица 2 — Матрица корреляций между композитной оценкой социального интеллекта и среднеарифметическим значением личностных факторов по опроснику Р. Кэттелла (по Пирсону)

Композитная оценка социального интеллекта

Среднеарифметическое значение личностных факторов по опроснику Кэттелла

Р  (при N = 25)

В нашем случае df=23, уровень значимости выбираем 0,1. Получаем критический коэффициент r=0.505.

В нашем случае r=0.59

Так как 0,59 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,59;p≤0,1).

Также была выявлена значимая корреляция между показателями по шкале Н опросника Р. Кэттелла и результатами по третьему субтесту Дж. Гилфорда. Эта зависимость говорит о взаимосвязи способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, умения разбираться в речевой экспрессии и коммуникативной смелости, то есть спонтанности и живости в эмоциональных реакциях и поведении, готовности иметь дело с незнакомыми людьми в разных ситуациях. Таким образом люди хорошо чувствующие преобразование поведения не испытывают затруднений при общении, любят публичность, имеют тягу острым ощущениям. Данные анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Матрица корреляций между показателями по шкале Н опросника Р. Кэттелла и результатами по третьему субтесту Дж. Гилфорда. (по Пирсону)

Показатели по шкале Н опросника Р. Кэттела Результаты по 3 субтесту Дж. ГилфордаР (при N = 25)

В нашем случае r=0.601

Так как 0,601 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,601;p≤0,1).

Еще одна корреляционная зависимость была выявлена между показателями по шкале F (озабоченность — беспечность) и вторым субтестом методики Дж. Гилфорда, который выявляет умение правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые умеющие хорошо понимать и правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, позволяют им быть жизнерадостными, беспечными и энергичными. И напротив, испытуемые, не обладающие способностью читать невербальные знаки, получили низкие показатели по шкале F, что характеризует их как серьезных, озабоченных, осторожных людей, тщательно планирующих свои поступки и медленно принимающих решения. Данные анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Матрица корреляций между показателями по шкале F опросника Р. Кэттелла и результатами по второму субтесту Дж. Гилфорда. (по Пирсону)

Показатели по шкале Н опросника Р. Кэттела Результаты по 3 субтесту Дж. ГилфордаР (при N = 25)

В нашем случае r=0.51

Так как 0,51 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,51;p≤0,1).

Выводы

Анализ полученных данных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы:

При обследовании 25 испытуемых было выявлено, что существует связь между коммуникативной компетентностью личности и уровнем социального интеллекта.

Изучение взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше показатели по факторам, входящим в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность

В ходе эксперимента проявилась также связь между отдельными факторами социального интеллекта и определенными свойствами личности: так умение правильно понимать невербальное поведение связано с беспечностью, жизнерадостностью и общительностью, а фактор познания поведения с социальной смелостью.

Заключение

В настоящем исследовании была выявлена связь между коммуникативной компетентностью личности и уровнем развития социального интеллекта. Проблема социального интеллекта разрабатывалась в зарубежной науке

(Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, М. Саливен, Р. Стернберг).

В российской психологической науке проблема социального интеллекта привлекла внимание исследователей (Н. А. Аминов, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницина, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова) в последней четверти 20 века. При различиях концептуальных решений, предлагаемых специалистами по проблеме социального интеллекта, можно констатировать, что социальный интеллект рассматривается большинством из них как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта способность является чрезвычайно важной и необходимой современному человеку для эффективного межличностного взаимодействия.

В исследовании решались задачи диагностики коммуникативной компетенции испытуемых и уровня развития их социального интеллекта; а также выявления связи между этими показателями.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы.

. Существует связь между коммуникативной компетенцией испытуемых и уровнем развития их социального интеллекта

. Следует предположить, что высокий уровень социального интеллекта связан с развитыми коммуникативными способностями личности.

. Испытуемые обладающие низким уровнем социального интеллекта имеют трудности в общении и коммуникации .

Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что социальный интеллект, являясь когнитивной составляющей коммуникативной компетентности личности, выступает как средство и результат ее развития. Задачи работы были выполнены и цель достигнута.

Список использованных источников

. Ананьев Б.Г. Человека как предмет познания. — Л., 1968. — 336 с.

2.     Бодалев А.А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. — 188 с.

3.      Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.-Т. 2.- С. 5-361.

.        Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии, 1980. -№2.-С.53-64. (39)

.        Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Питер.,1999. -289 с.

.        Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. — Автореф. дис. док. психол. наук. — Л., 1991.-36 с.

.        Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с.

.        Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб.: Речь, 2001.

.        Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. — 220 с.

.        Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию,- СПб., 1996.-53с.

.        Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»)

.        Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Минск: Хорвест, 1997.-800 с.

.        Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.