Восприятие времени детьми младшего школьного возраста

Введение

Актуальность: в процессе роста ребенка происходит также становление его характера и психики. Особую роль в череде возникающих и развивающихся психологических процессов в раннем возрасте играет восприятие ребенка. Ведь у ребенка и поведение, и осознание происходящего в первую очередь связано с его восприятием окружающего мира.

Для примера можно указать на память маленького человека, ведь для ребенка памятью является узнавание близких людей, обстановки и предметов, те есть их восприятие.

Даже мышление детей до трех лет в основном связано с восприятием, они обращают внимание на то, что находится в поле их зрения, соответственно все остальные поступки и действия также связаны с тем, что ребенок видит.

Восприятие, как процесс, характеризуется различными аспектами. Одним из них является восприятие времени.

Данная категория формируется у детей сложнее, чем остальные, но начинает развиваться рано. Это зависит от обстановки, в которой находится ребенок.

У детей раннего возраста восприятие времени тесно связано с режимом дня. Если ребенок находится в соответствующей обстановке, то данная категория усваивается им легко, ориентируясь на мероприятия, связанные с режимными моментами.

Исследованиям в данной области большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования особенностей развития восприятия времени у детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Цель исследования: изучить процесс восприятия времени детьми раннего возраста.

Объект исследования: процесс восприятия у детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности развития восприятия времени детьми раннего возраста.

7 стр., 3441 слов

1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность)

Лекция 24. Психология ранней юности. План: 1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность). 1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность). Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в ...

В процессе работы будут решаться следующие задачи:

анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме;

изучение особенностей развития восприятия у детей от года до трех лет;

изучение особенностей развития восприятия времени детьми раннего возраста;

выделение роли режима дня в развитии восприятия времени у детей раннего возраста;

проведение диагностики уровня развития восприятия времени у детей раннего возраста;

осуществление педагогической работы по развитию восприятия времени детьми раннего возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

анализ научной литературы по проблемам исследования;

методическая разработка процедур психологической диагностики;

обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования.

Структура работы включает две главы, введение, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития восприятия времени у детей раннего возраста

.1 Особенности развития восприятия детей в раннем детском возрасте

математический время дошкольник память

Сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие [1;76].

Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.

Восприятие у детей раннего возраста развивается вместе с тем, как они начинают отличать один предмет от другого, выполнять осознанно те или иные действия.

По словам О. Е. Дрень, момент появления ребёнка на свет — это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери — работает обоняние, чувствует тепло её тела — включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус [12;230].

7 стр., 3220 слов

Ранний возраст

8.Анемии недоношенных.Этиология,клиника,диагностика,лечение.Прогноз. Патологическое состояние,при котором происходит снижение содержания гемоглобина в единице объема крови. Классификация: 1.Анемии,вызванные недостатком гемопоитических факторов(преимущественно железодефицитная,белководефицитная,витаминодефицитная) 2.Анемии гипо- и апопластические(наследственные,приобритенные) 3.Постгеморрагические ...

В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение и мышление, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Взрослый человек знает, что игрушечный мишка — это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабарина особенно акцентируют внимание на действия, называемые соотносящими, или же действия с несколькими предметами, в которых ребенок уже начинает различать форму, расположение, то какова та или иная вещь на ощупь и т.д. [4; 90].

Научившись различать и играть сразу с несколькими предметами, ребенок не сразу может рассортировать их, например, по форме, цвету, и тем более смыслу.

Очень много игрушек для детей раннего возраста, такие как кубики, пирамидки, созданы именно для того, чтобы ребенок учился соотносящим действиям. Но если он в какой-то степени сможет со временем воспринимать ряд предметов, без помощи взрослого он не сможет научиться делить их по смыслу, цвету или форме, поэтому очень важным является контакт детей и родителей во время игры, ведь именно во время совместных игр родители направляют ребенка на верные действия, поправляют его, помогают, указывают на то, как должно быть.

Но, рано или поздно ребенок начнет повторять за мамой или папой, и будет «знать», какой кубик, куда нужно поставить, но это приведет лишь к тому, что соотносящие действия будут выполняться только в присутствии взрослого, и только вслед за ним.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Е.И. Соколова отмечает, что крайне важно, чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять те или иные действия с предметами, в зависимости от их внешних свойств. Изначально малыш будет пытаться приноровить часть пирамидки наугад, пробуя различные варианты, и проверяя держится элемент или нет, те есть достигает ли он того что хочет либо нет [11; 87].

Затем, в процессе развития, ребенок от ориентированных действий переходит к следующему этапу, на котором начинает визуально оценивать свойства предметов. Итак, от того, что малыш видит предметы, он начинает различать свойства предмета в соответствии с тем, как он выглядит. На примере все той же пирамидки он уже не просто собирает её так, чтобы один предмет держался на другом, он старается подобрать её элементы в соответствии с их формой. Он начинает подбирать элементы не методом подбора, а на глаз различая разницу между тем какой больше, а какой меньше.

К двум — двум с половиной годам ребенок уже может начать подбирать предметы, ориентируясь на предложенный ему пример. Он может выбрать и подать по просьбе родителей или иных взрослых именно тот кубик, который похож на кубик, предложенный ему в качестве примера. Но, как бы там ни было, восприятие ребенка будет развиваться по вполне определенному сценарию, сначала он научиться выбирать предметы одинаковой формы или величины, и лишь только потом одинаковые по цвету.

А.Ф. Яфальян утверждает, что, опираясь на перечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира:

·Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.

·Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.

·Различие понятий относительных величин: большая, средняя, маленькая [8;154].

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... элементами воспри­нимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Недаром еще А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте ... кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником тогда - ... скажем к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, — русский язык ...

Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения (А.Ф. Яфальян, Е.И. Соколова):

В возрасте 1-2 года малыш, как правило, уже должен освоитьследующие навыки сенсорного восприятия [10; 43]:

·Ориентируется в цветовой палитре, различает 3-4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.

·Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4-5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.

·Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.

·Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия:

·Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.

·Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).

·Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5-8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.

·Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.

·Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок ... делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется ...

·Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Таким образом, восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний. Именно поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные способы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и будут фокусироваться на художественно-эстетическом развитии.

В процессе обучения родители и педагоги должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать целостному развитию личности.

.2 Особенности развития восприятия времени детьми в раннем возрасте

К.Н. Предеин в своих работах замечает: время — очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого [12;81].

Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.

Многие положительные качества развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т.д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

ВОПРОСЫ Дисциплина «АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА» РАЗДЕЛ 1 « ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ» Гр. 11101113 -11101613 Зимняя экзаменационная сессия 2013/2014 учебного года. Цели и задачи дисциплины «Архитектурная колористика», ее место в учебном процессе. Явление цвета и предмет «Цветоведение». Определение цвета и его основных параметров. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной ...

По словам Л.М. Маневцовой время имеет ряд особенностей [2; 40]:

. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.

. Время необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошёл. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.

. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм.

. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.

. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днём, а день, в свою очередь, вечером).

В восприятии времени ведущую роль играют кинестетический и слуховой анализаторы. В различении времени огромную роль играют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы и многое другое. Важнейшие системы организма также работают циклично.

Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом является основой для переживания времени.

В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

На восприятие времени существенно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по-разному: если оно было богато по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.

Отношение к настоящему времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.

Будущее время переживается так: ожидание желательного события удлиняет время, а не желаемого — его сокращает.

На оценку длительности времени влияют эмоции и чувства, переживаемые человеком. Время, заполненное событиями с положительным эмоциональным зарядом, сокращается в переживании, с отрицательным — удлиняется.

Дети по сравнению с взрослыми склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени. Одни склонны недооценивать время, другие — переоценивать его.

А.Д. Арманд отмечает, что для ребёнка незаметно протекает время, заполненное творческой деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность этого времени кажется ребёнку меньше. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется более «тягучим». Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно [17; 77].

Причинами этого являются:

Своеобразие времени как формы проявления реальности;

Несформированность у ребёнка механизмов познания времени;

Особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;

Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени.

Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Дети долго не понимают, что время существует объективно, не зависит от сознания, воли или действий людей.

Ребёнок считает, что время подчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, менять его ход, манипулировать им.

Ему очень трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определённой последовательности и очерёдности в прошлом времени.

В сознании ребёнка события давно прошедших лет и в недавно прошедших событиях могут произвольно отдаляться или приближаться, меняться местами. Часто нарушается логика временных отношений даже в недавно прошедших событиях, и это нисколько не смущает ребёнка. Это проявляется в детских рассказах о каком-либо событии или происшедшем случае.

Несмотря на трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Ведь ребёнок живёт, подчиняясь, времени: через определённые промежутки времени его кормят, укладывают спать, купают.

У маленького ребёнка настоящее господствует над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее — и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времён.

Ребёнок постепенно осознаёт, что одни события быстро наступают и быстро проходят, а наступления других надо ждать. События могут отстоять друг от друга на ту или иную длительность. В речи детей для обозначения временной последовательности начинают использоваться достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «раньше», «после», «скоро». Эти слова появляются в речи около полутора лет.

Время воспринимается ребёнком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребёнка служит деятельность, связанная с определённым временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День — это обед», «Вечер — это когда все приходят домой», — говорят дети.

Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?».

Но особый интерес ко времени пробуждается у детей к концу 4 года жизни, когда буквально все малыши становятся «почемучками» и задают много вопросов.

С трёх лет вопросы о времени группируются ребёнком вокруг собственного «я» («Как я говорила, когда была маленькой?», «Когда я родился?»), а несколько позже интерес распространяется на других.

С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребёнком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети вплоть до 7 лет не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?».

Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Из частей суток дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частым употреблением этих слов взрослыми. Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей.

Довольно трудной задачей для детей является последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку отсчёта — утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши, не понимая текучести и непрерывности времени.

Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребёнка. Применяются эти слова сначала беспорядочно — одно вместо другого. Только по прошествии года после появления их в речи ребёнок начинает постигать, что каждому «завтра» предшествует «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера».

Неравномерно происходит и освоение ребёнком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, — суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни запоминаются хуже.

Название месяцев ребёнок связывает с праздниками: Новый год — в январе, в марте есть «Женский день» — 8 марта, а 1 сентября дети идут в школу и т.д.

Представления о временах года осваиваются детьми по мере знакомства с сезонными изменениями и связанной с ними деятельностью людей. Наблюдение ритмически повторяющихся закономерностей в природе и действиях человека приводит детей к верным умозаключениям.

Знание отдельных временных категорий даётся ребёнку легче, чем осознание связей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно, по порядку части суток, дни недели, месяцы, времена года. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребёнка привычным.

Таким образом, восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно, расширяя свой опыт с помощью взрослых.

У детей раннего возраста оказывается слабо развитым «чувство времени». Без специального обучения они не умеют определять время по часам. Часы скорее рассматриваются дошкольниками как атрибут интерьера или украшение на руке, чем как прибор для измерения времени.

Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу младшего дошкольного возраста успешно осваивают отдельные единицы измерения времени.

.3 Значение режима дня для развития восприятия времени в раннем детском возрасте

При воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать не только особенности восприятия у детей цвета и звуков, но и времени. Возникающие трудности психологи обычно связывают со специфическими особенностями времени, как объективной реальности, а именно его текучестью, отсутствием наглядных форм и необратимостью.

Восприятие детьми времени формируется постепенно, поскольку его можно осознать только опосредованно — через деятельность, чередование каких-либо постоянных явлений или движение. Сложность состоит в понимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно».

Для развития понимания ребенком времени лучше всего использовать ритмичные процессы жизнедеятельности и их чередование с состоянием покоя. По мере развития восприятия мира детьми увеличивается, и их возможность оценивать и оперировать фактором времени.

Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.

Дети младшего и раннего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть, распределена по времени, то двух-, трехлетний ребенок уверенно отмечает утро («мы еще не завтракали») или вечер («за нами скоро придут») [7; 321].

Они различают день («скоро полдник») или ночь («все спят»).

Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени («Утро (зимой) — еще не совсем светло», «Вечер — уже темно, солнца нет»).

Однако дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей.

Дети раннего возраста дошкольного возраста почти совершенно не умеют регулировать длительность своих игр, занятий. Их начало, и окончание зависят больше от настроения, увлеченности, от случайных обстоятельств или от прямого вмешательства взрослого.

Вот почему дошкольники не могут самостоятельно соблюдать установленный для них режим и нуждаются здесь в постоянном контроле со стороны родителей и воспитателей.

Вместе с тем именно в ходе выполнения режима у детей вырабатываются первые привычки, связывающие определенную деятельность с определенным временем. В этом смысле действенно воспитывает сама строгость соблюдения распорядка дня — как по содержанию, так и по своевременному исполнению каждого требования.

Становясь для ребенка жизненно важной, потребность в точной ориентации во времени, в свою очередь, формирует такие важные качества поведения, как организованность и дисциплинированность, самостоятельность и собранность, в целом ускоряет развитие юной личности.

Наряду с названными привычками и качествами важно выработать у дошкольников ясные представления и понятия о времени, учить их определять длительность времени, знакомить с его исчислением в течение суток, формировать умение сознательно рассчитывать время, учить определять временные аспекты.

Уже при выполнении гигиенических процедур или других требований режима следует обращать внимание малыша на то, что каждое из них требует определенного времени. Фиксируя его по часам, вы сообщаете ребенку, что на умывание он потратил столько минут, на одевание — столько-то, на завтрак — столько-то. Все эти методы будут способствовать развитию чувства времени у детей раннего возраста.

Полезно создавать практическое ощущение длительности разных отрезков времени (одна минута, три-пять минут, полчаса, час и т.д.).

Скажем, предложите малышу посидеть молча, без движения одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится.

Затем в течение той же минуты предложите ему поиграть с мячом, или порисовать, или заняться каким-либо другим делом. Такие задания не только помогут ему реально ощутить длительность минуты. Он почувствует, что сама эта длительность по-разному воспринимается в зависимости от того, чем она заполнена [6; 63].

Как правило, восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции у детей, как и у взрослых, вызывают желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени.

Процесс формирования представления о времени обычно длительный и требует от родителей и воспитателей терпения и настойчивости.

Глава 2. Организация работы по развитию восприятия времени у детей раннего возраста

.1 Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень развития восприятия времени у детей раннего возраста.

Задачи:

выявить уровень сформированности временных представлений у детей;

разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей;

провести контрольную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей раннего возраста.

В исследовании участвовали дети в возрасте 2,5-3 года, в количестве 10 человек.

Для диагностики использовалась методики Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. [13;231]

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок:

1.первый — 4 картинки размером с изображением действий ребенка, характерных для разных частей суток;

2.второй — 4 картинки размером с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток.

3.Третий — 4 картинки с временами года.

Проведение исследования.

Первая серия. С ребенком беседуют, чтобы выяснить, какие действия он относит к определенной части суток, например: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

Вторая серия. Выясняют, как дети определяют время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Сначала ребенка просят рассказать «Когда это бывает?», показывая в случайном порядке картинки первого набора. Через 1-2 дня ему предлагают разложить эти же картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Третья серия. Проводится аналогично предыдущей серии с использованием второго набора картинок. Выясняют, как дети определяют время по природным явлениям.

уровень — высокий — верное решение 4-3 заданий.

уровень — средний — верное решение 2 заданий.

уровень — низкий — верное решение 1 задания, отсутствие верных ответов.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования:

Результаты представлены в таблице:

Таблица 1

№ испытуемогоБаллыУровень развитияИ. 13 баллаВысокий уровеньИ. 24 баллаВысокий уровеньИ. 32 баллаСредний уровеньИ. 42 баллаСредний уровеньИ. 52 баллаСредний уровеньИ. 62 баллаСредний уровеньИ.73 балловВысокий уровеньИ.84 баллаВысокий уровеньИ.92 баллаСредний уровеньИ.101 баллаНизкий уровень

Таким образом, из результатов, представленных в таблице, мы видим, что 4 ребенка имеют высокий уровень развития восприятия времени. Дети не испытывали трудностей в определении времени суток по соответствующим картинкам, смогли ответить на вопросы, относящиеся к временам года по картинкам.

детей испытывали трудности в выполнении заданий, смогли только соотнести действия детей с представленными на картинках частями суток. Задания, направленные на восприятие времен года, на восприятие частей суток в соответствии с природными явлениями смогли выполнить только с помощью педагога, используя подсказки.

ребенок показал низкий уровень развития восприятия времени — он отметил, что умываются и делают зарядку утром, едят суп в обед, а спят — ночью. Больше правильных ответов не наблюдалось.

Исходя из полученных результатов, с детьми данной группы следует проводить определенные мероприятия, направленные на развитие восприятия времени у детей раннего возраста.

.2 Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей раннего возраста

Ознакомление детей с временными представлениями осуществлялось в ходе занятий по формированию элементарных математических представлений, в ходе дидактических игр и упражнений. При выборе дидактического материала были использованы разработки М.А. Касицыной и В.Д. Смирновой [3; 216].

При отборе комплекса игр и упражнений руководствовались принципами доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей.

Система мероприятий, направленных на формирование представлений о времени:

. Тематические беседы.

Утро — день — вечер. Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Времена года. Формировать представления о временах года: весне, лете, осени и зиме.

. Дидактические игры, способствующие формированию представлений о времени.

День и ночь. Закреплять знания детей о частях суток.

Части суток. Упражнять детей в различении частей суток.

Времена года. Закреплять представления о временах года

Когда это бывает. Совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках.

. Дидактические упражнения, способствующие формированию представлений о времени.

Наш день. Совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.

Продолжай. Закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года

Назови пропущенное слово. Упражнять в активном запоминании последовательности временных отрезков.

Когда это бывает. Уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.

Для формирования временных представлений использовались разнообразные методы. Все они включались в организацию практической деятельности детей.

Ведущим являлся практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей.

Для закрепления временных представлений проводились такие мероприятия:

закрепление изученного материала в режимных моментах;

чтение художественной литературы: отрывков из рассказов,

стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия;

рассматривание картин о временах года и частях суток;

просмотр мультфильмов «Обучающие уроки тётушки Совы»,«Части суток», «Времена года»;

наблюдения на прогулках.

С детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование временных понятий:

«День и ночь», «Части суток», «Времена года», «Когда это бывает», «Вчера — сегодня — завтра».

В ходе игр дети упражнялись в активном различении временных понятий.

Кроме практического метода использовались наглядные и словесные методы. Они не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. К наглядным методам относилось рассматривание детьми сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине, и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.) помогают ребенку определить и назвать время. Словесные методы предполагали объяснение, беседы и вопросы к детям.

Методические рекомендации [20; 65]:

Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора — двух лет — те, из которых состоит само представление о времени. То есть «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро», «еще долго» и т.д.

Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций — просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя, таким образом, свои действия: «Сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом — гулять». Именно так эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании. Они могут касаться, не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку — например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку.

Затем можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет, что такое «сегодня», «завтра», «вчера».

Это не так просто, как может показаться, — поначалу дети часто путают эти слова. Для того чтобы «закрепить пройденное», чаще спрашивайте у малыша: «Во что ты играл вчера в садике», «Знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?».

Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите ему и что такое позавчера, и что такое послезавтра.

Одновременно с этим можно знакомить с календарем — днями недели, месяцами.

Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди.

Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке — вода.

Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года и все о тех же месяцах.

Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно — ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова.

Исходя из этого, целенаправленная работа педагога будет способствовать развитию ребенка раннего возраста в данном направлении.

2.3 Контрольный эксперимент

После проведения определенной работы по развитию восприятия времени у детей раннего возраста, мы повторно осуществили диагностику, используя методики Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.

Анализ результатов, полученных в ходе повторного исследования, показал результаты:

Таблица 2

№ испытуемогоБаллыУровень развитияИ. 14 баллаВысокий уровеньИ. 24 баллаВысокий уровеньИ. 33 баллаСредний уровеньИ. 43 баллаВысокий уровеньИ. 52 баллаСредний уровеньИ. 62 баллаСредний уровеньИ.73 балловВысокий уровеньИ.84 баллаВысокий уровеньИ.94 баллаВысокий уровеньИ.102 баллаСредний уровень

Таким образом, из повторного обследования и результатов, представленных в таблице, мы видим, что уровень восприятия времени у детей данной группы повысился. 6 детей показали высокий уровень развития восприятия времени. Дети не испытывали трудностей в определении времени суток по соответствующим картинкам, смогли ответить на вопросы, относящиеся к временам года по картинкам.

ребенка показали средний уровень, они испытывали трудности в выполнении заданий, смогли только соотнести действия детей с представленными на картинках частями суток. Задания, направленные на восприятие времен года, на восприятие частей суток в соответствии с природными явлениями смогли выполнить только с помощью педагога, используя подсказки.

Низкого уровня выявлено не было.

Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что работа, проведенная нами, является эффективной, и способствует развитию восприятия времени и развитию временных представлений у детей раннего возраста.

Заключение

Хорошо развитое чувство времени позволяет эффективно планировать игру и учебу, выполнять взятые на себя обязательства и, в конечном счете, добиваться поставленных целей. Понятие времени абстрактно, поэтому его характеристики дети постигают довольно медленно.

У детей раннего возраста наблюдаются характерные особенности в развитии восприятия, к определенному возрасту они должны обладать определенными умениями, знаниями и навыками в этой области.

Наибольшие трудности у ребенка вызывает усвоение временных аспектов, ведь время является абстрактным понятием.

Проще всего бывает дифференцировать в сознании ребенка времена года, потому что их признаки (температура воздуха, дождь, цвет листвы) можно увидеть или почувствовать.

Время суток закрепляется в привязке к привычному распорядку дня и типичным действиям (ночью спим, утром просыпаемся, днем гуляем и ходим в магазин, вечером папа возвращается с работы).

Измерение времени становится полностью доступным ближе к школьному возрасту. Но практически с рождения ребенок слышит родительские комментарии такого типа: пойдем гулять через пять минут, мы и так долго гуляем — почти три часа, ты уже полчаса не можешь съесть суп, как ты мало поспал — всего час. И именно это помогает ему развивать восприятие времени.

В нашей работе мы осуществили диагностическое исследование, направленное на определение уровня развития восприятия времени, изучив полученные результаты, мы провели педагогическую работу в данном направлении.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия времени и пространства у детей. — М.: Просвещение, 2014.

. Болотова А. Формирование восприятия времени //Дошкольное воспитание, 2015, №11.

. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. М., Издательство «Гном — Пресс», 2009.

. Корнеева Г. Современные подходы к обучению детей математике //Дошкольное воспитание, 2012, №3.

. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2014.

. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 2009.

. Мусейибова Т. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание, 2008, №3.

. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста — СПб, «Детство — Пресс» 2015.

. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.

. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой. М.: Мозаика — Синтез, 2010.

. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста — М.: «Просвещение», 2011.

. Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства //Мир психологии, 2009, №4.

. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение; Владос, 2010.

. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. — М.: Просвещение, 2008.

. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 2008.

. Фунтикова О.А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. — М.: Мозаика — Ситнтез, 2005. 17. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. — М.: «Академия», 2013.

. Фунтикова О., Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью наглядной модели //Дошкольное воспитание, 2011, №7.

. Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.).

Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. — Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2015.

. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени //Дошкольное воспитание, 2010, №1.

. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. — Воронеж, НПО «МОДЭК», 2015.