Воображение как психический познавательный процесс

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 5

1. Воображение как универсальная способность человека 5

2. Развитие воображения как условие целостной картины мира 16

Заключение 26

Глоссарий 28

Список использованных источников 30

Приложения 32

Введение

Научный интерес к проблеме значения и роли воображения в жизни человека обусловлен интенсивным развитием современного информационного пространства, буквально пронизанного различными смыслами, идеями и установками. К сожалению, сегодня практически отсутствуют действенные фильтры или барьеры, преграждающие путь деструктивным информационным посланиям, способным провоцировать негативные внушения и самовнушения. В этой связи современному человеку, продолжающему зависеть от доминирующих установок собственного воображения, все чаще и чаще приходится испытывать состояние эмоционального напряжения, повышенной тревоги, беспокойства и неуверенности в себе. Отечественная наука пока еще не предоставила глубокого осмысления этих проблем. Однако многие отечественные и зарубежные исследователи давно заметили огромное влияние воображения на физическое и психическое состояние человека. Широко использовали в борьбе с болезнью свойство человека под- даваться самовнушению такие ученые, как И. Р. Тар- ханов, В. М. Бехтерев, Я. И. Боткин, К. И. Платонов. В 20-х годах XX века широко распространилась методика Эмиля Куэ, названная им «Школой самообладания путем сознательного самовнушения. Механизм внушения и самовнушения раскрыл Иван Петрович Павлов. Частью его учения о физиологии высшей нервной деятельности является учение о первой и второй сигнальных системах и их взаимодействии. Не только научный, но и практический интерес представляет исследование вопроса о влиянии воображения на качество жизни современного человека.

Новая фаза восприятия реальности как единство многообразного познает природу единства микро и макрокосмоса, части и целого, отражает взаимосвязи внутреннего состояния и внешней эколого-социальной среды, что является условием для целостной картины мира. Сегодня философия, психология, педагогика указывают на сверхсознательную природу человека как основание генезиса духовности, это качество опирается на способность воображения, которую можно развивать подобно способности к понятийному мышлению. Воображение как сущностная эстетическая способность сознания реализуется в процедурах познания, в способах хранения полученных знаний, в образах творчества культуры, в процессах воспроизводства культурного опыта поколений, в созидании современных культурных форм.

9 стр., 4282 слов

Э. Фромм сущность человека, его способность к добру и злу

... для достижения непосредственных практических целей; но человек имеет еще и другую умственную способность, которой нет у животных. Он знает ... и любовь к жизни Влиятельность людей, подобных Гитлеру, коренится прежде всего в их способности к неограниченному желанию убивать. За ... неарийцев, коммунисты про­тив капиталистов — при всем многоликом содержании мы имеем дело с психологической точки зрения с одним ...

Целью данной работы является изучение воображения как психического познавательного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать воображение как универсальную способность человека;

— рассмотреть развитие воображения, его формы и этапы.

Основная часть

1. Воображение как универсальная способность человека

Традиционные взгляды на сущность воображения обычно предполагают трактовку его в качестве многоплановой психической деятельности, имеющей чувственное и логическое содержание.

Диффузность термина «воображение» определяется тем, что его трактуют как процесс, который призван получить, формировать нечто новое, оригинальное (в отличие от других познавательных функций).

При этом между воображением и творчеством ставится знак равенства, а остальные психические процессы априори становятся репродуктивными, механическими, рутинными, не подвластными свободе и воле субъекта. Такая трактовка воображения чрезмерно расширяет область его реального действия.

По мнению Т. Рибо, воображение как прямая причина изобретения великого или малого действует без заметного детерминизма; по этой именно причине ему и приписывают самопроизвольность… Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону; оно является следствием схождения в одной точке часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

Традиционно к фантазии относят любые новые образы и знания; образы реального, но в данный момент не присутствующего; любое искаженное отражение реальности, в том числе и иллюзии; неадекватное, неверное представление человека о ранее не воспринимавшемся и т. п. Классическое понимание воображения стирает грань между ним и мышлением, между фантазией и представлением.

16 стр., 7531 слов

Способности человека 2

... же, эта способность помогает успешному усвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу. ... не обязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному воображению, то есть возможность "в уме" ... , | |кандидат медицинских наук, | |руководитель окружного центра по работе | |с интеллектуально одарёнными учащимися | |"Школа сильного мышления" | ...

Размывая границы между воображением, мышлением, представлением, мы обрекаем себя на серьезные трудности не только в теории и методологии психологии, но и в повседневной практической работе. Формируя воображение детей, воспитатели и психологи часто занимаются совсем иным делом и упражняют другие психологические функции воспитанников.

Основные этапы становления личности неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения. Исследованию этой проблемы посвящены многие философские, эстетические, психологические и педагогические работы. Однако до сих пор отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения.

В философско-логической области наиболее интересную характеристику воображения можно найти в трудах Э. В. Ильенкова. Согласно его работам, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть его во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом.

Э. В. Ильенков считал, что в воображении человек строит глобальный образ целостной ситуации раньше детализированных образов ее частей. Кроме того, по мнению В. Т. Кудрявцева, В. Б. Синельникова, сила воображения стягивает в одну неделимую точку всеобщее и единичное, необходимое и случайное, главное и, казалось бы, второстепенное.

И. П. Фарман в одной из последних отечественных монографий, посвященных воображению, выделяет следующие ракурсы исследования проблем воображения, отражающие различные ипостаси этой способности: «1) воображение как акт сознания и его место в структуре мышления; 2) познавательная функция воображения; 3) творческая продуктивная способность воображения». Универсальным началом, составной частью всех указанных аспектов рассмотрения воображения будут являться его познавательные, когнитивные возможности.

Подчеркивая универсально-творческий характер деятельности способности воображения, Ф. Т. Михайлов отмечает, что сила фантазии, воображения, творчества — она же и способность продуктивного воображения — «оказывается искомой и исходной для других сил души. А именно силой, реализующей себя и в сновидениях, и в интуиции, и в интеллекте, и в высших эмоциях, и в нравственном императиве… и в воле».

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Культурно-историческая психология Направление в психологических исследованиях, заложенное Львом ... соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера ...

Следует отметить, что воображение не относится к своим объектам как к чему-то изначально бескачественному, аморфному и нецелостному, как к «чистой доске», на которой дозволительно чертить все, что угодно. Оно «видит» в них прежде всего самобытные целостности, связанные содержательно, по существу в контексте той или иной целостности более высокого порядка. Сама же эта целостность есть не нечто данное, а заданное (от слова «задача»), и ее можно постичь лишь через творческое открытие некоторого скрытого принципа, который лежит в основе развития предметной ситуации.

Воображение обеспечивает как бы замыкание абстрактного знания на частный факт, общего на единичное, что дает решение той или иной задачи, не достижимое чисто абстрактными мыслительными средствами. В поле воображения единичный факт поворачивается в такой ракурс, при котором начинает выступать его всеобщий характер. Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать «с умом», не по штампу, а творчески. Воображение сразу охватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Отсюда следует, по мнению Э. В. Ильенкова, что воображение — это способность видеть целое раньше его частей.

Мы согласны с мнением В. В. Давыдова о том, что, к сожалению, эти принципиально важные положения не получили адекватного и развернутого раскрытия на психологическом материале. Вместе с тем в современной психологии имеется много таких данных, которые позволяют гипотетически описать возможный процесс функционирования воображения.

Отметим, что некоторые особенности воображения и символического замещения изучены в психологии достаточно подробно. Так, в работах Е. Торренса выявлены многие черты переноса свойств и функций одних предметов на образы других. Характерные черты символического замещения описаны Д. Б. Элькониным. Процесс зарождения и развития символической функции прослежен Б. Шильдерем. Однако до сих пор в психологии экспериментально почти не изучается такая особенность воображения, как «схватывание» целого раньше его частей. Более того, гибкость и динамика репродуктивных представлений порой отождествляется с самим воображением (в этой динамике не фиксируется процесс переноса определенных свойств с одного образа на другой).

5 стр., 2202 слов

изучение воображения как психического познавательного процесса.

... аналитико-синтетическим направлением процесса [7, с. 117]. Французский психолог и педагог Т. Рибо, основатель французской экспериментальной психологии, считал существенными чертами воображения внезапность и ... . Один из основателей и сторонник гештальтпсихологии К. Коффка изучал воображение через призму восприятия целостности структур - гештальтов (целостных образов). По мнению Коффки, М ...

Одним из возможных истолкований смысла только что указанной основной особенности воображения может быть следующее. Перенос свойств одного образа на другой образ делает его разнородным, возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесенное свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве еще неразвернутой целостности используется как средство создания своих частей. «Схватывание» и «удержание» «целого» раньше его частей является существенной особенностью воображения.

Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универса…

Список использованных источников

1. Башляр Г. Грезы о воздухе. — М.: Гуманитарная лит., 2009. — 344 с.

2. Башляр Г. Земля и грезы воли. — М.: Гуманитарная лит., 2010. — 266 с.

5 стр., 2249 слов

Вопрос 1. Свойства и виды поведения

... семье, коллективе, обществе. Таким образом, социальные свойства человека вступают в сложное взаимодействие с его психофизическими качествами, а складывающаяся на этой основе сложная структура ... . На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения. Вопрос 5. Виктимологические аспекты совершения преступления Виктимология в буквальном переводе означает ...

3. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Соч. В 4 т. — М.: Московский клуб, 2012. — Т.1, — 325 с.

4. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 127 с.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 2015. — 265 с.

7. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — Самара, 2008.

8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С. 15−30.

9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. — М., 1961.

10. Ильенков Э. Об идолах и идеалах. 2-е изд. — К.: «Час-Крок», 2006. — 312 с.

11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. — М., 1964. — С. 56.

12. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. — 808 с.

13. Кассирер Э.Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 2008. — 784 с. Кроче Б. Эстетика. — М.: Intrada, 2010. — 203 с.

14. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2015. — № 9. — С. 52−59.

15. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. — 2007. — Т. 18. — № 1. — С. 16−29.

16. Михайлов Ф. Т. Избранное. — М., 2011. — С. 107.

17. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 51−54.

18. Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. — Воронеж, 2012.

4 стр., 1992 слов

Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

... деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. В психологии ... (точное, как на фотопленке) и​созидательное (воображение). Психически нормальному человеку присущи оба вида. Однако в ... на трактовке ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных толкований ...

19. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. — М.: Книга по Требованию, 2013. — С. 7.

20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector