Влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Оглавление.

Введение. 2

Глава 1. Взгляд современных исследователей на проблему речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 6

1.1. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в норме. 6

1.2. Общие сведения о задержке психического развития. 10

1.3. Поведение и особенности его эмоциональной регуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 23

1.4. Влияние эмоциональных состояний на речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 31

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение влияния эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на речевые нарушения. 35

2.1. Программа исследования. 35

2.2. Анализ результатов исследования. 38

2.3. Выводы исследования. 43

Глава 3. Методические рекомендации по преодолению речевых нарушений у старших дошкольников с задержкой психического развития. 45

Заключение. 70

Список литературы. 72

Приложения. 74

Введение.

Актуальность работы определяется следующими положениями.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.).

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Задержка в формировании речи у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

15 стр., 7367 слов

Особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста

... работы мной была поставлена цель: рассмотреть особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста. Для достижения цели мной были поставлены и ... 2.1 Развитие памяти у людей дошкольного возраста Существенные изменения у детей дошкольного возраста происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно ...

Также у дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяются также особенностями их аналитико-синтетиче-ской деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

Необходимо отметить также, что в отличие от дошкольников с церебрально-органической задержкой психического развития и преимущественным нарушением эмоционально-волевой сферы, характеризующейся чертами незрелости функциональной организации мозга, наиболее ярко несформированность ряда речевых и неречевых процессов проявляется у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преобладанием нарушений познавательной деятельности и имеющей в своей основе наиболее выраженные органические повреждения.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов эмоциональных нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР.

Цель исследования: изучить влияние эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Предмет исследования: речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования: 20 старших дошкольников с ЗПР, обучающихся в ДОУ № 732 г. Москвы.

Гипотеза исследования: особенности влияния эмоциональных состояний на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут эффективно корригироваться, если изучение этих особенностей включается в процесс педагогической технологии, а сама технология будет отражать потребности, возможности ребенка и поступательный характер педагогического влияния на него.

Задачи:

1) рассмотреть развитие речи у старших дошкольников в норме;

2) дать общие сведения о задержке речевого развития;

3) изучить речевые нарушения у старших дошкольников с ЗПР и влияние на их выраженность эмоциональных состояний;

4) охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на развитие речи старших дошкольников с ЗПР;

23 стр., 11159 слов

Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших ...

... направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Глава II. Констатирующий эксперимент 2.1 Организация, методы и методики исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития 2.2 ...

5) провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей влияния эмоционального состояния на речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, и сделать выводы по нему.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 732 г. Москвы, старшая группа. Теоретической и методологической основой исследования является гетерологическая концепция понимания мира человека и его взаимодействия с окружающими. В рамках этой концепции наиболее важными являются положения о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С.Выготский,1956); компенсаторная возможность развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С.Выготский, 1990; П.К.Анохин, 1949; В.В.Лебединский, 1985; А.Р.Лурия, 1969; С.С. Ляпидевский, 1956); коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих нарушения в развитии (Т.А.Власова, М.С. Певзнер, 1973; К.С. Лебединская, 1975; В.Г. Петрова, 1981; Л.П. Носкова, 1989; Г.М.Дульнев, 1981).

В качестве методов исследования использовались известные методики, адаптированные к российским условиям (предъявление картинок с изображением эмоциональных состояний и карта наблюдений Дж. Скотта).

Также использовались: изучение личных дел детей, изучение продуктов деятельности (рисунков), психологическое наблюдение. При обработке результатов исследования применены методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что влияние эмоциональных состояний на речевые нарушения детей с ЗПР рассматривается как самостоятельная проблема коррекционной педагогики и специальной психологии, вытекающей из проблем отражения человека человеком и психологической готовности детей с интеллектуальной патологией к интегративным процессам в обществе. Установлена определенная зависимость адекватного восприятия и понимания речи от модальности эмоций, индивидуально-типологических и личностных особенностей субъекта и от степени эмоциональной напряженности в процессе межличностного взаимодействия.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание……

Список литературы.

1. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. № 1.

3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 1983 — т.5.

5. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд пед наук. СПб., 1996.

6. Голубева Г. Г. Формирование темповой организации высказывания у дошкольников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997.

7. Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.

8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984.

9. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно ...

10. Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992.

11. Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.-1990

12. Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.

13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

14. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.

15. Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 1987

16. Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1991.

17. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. № 3.

18. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ).

Составитель К. С. Лебединская М., 1980.

19. Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1978.

20. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

21. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976.

22. Торсуева И. Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 1976. № 2.

23. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.

24. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005

25. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.