ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Вопрос 1: Теория организации как научная дисциплина.

Организацию можно рассматривать с самых разнообразных точек зрения, но прежде всего как процесс или явление.

Как процесс организация представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию или совершенствованию взаимосвязи людей в процессе трудовой деятельности. Как явление организация – это совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой для достижения определенной цели. Первый научный подход к изучению процесса организации связан с именем Фредерика Тейлора, основателя школы научного управления.

Представители этой школы считали, что используя наблюдение, замеры и анализ можно в значительной степени усовершенствовать операции ручного труда. Они выступали за отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.

Вопросами изучения организации как системы занимались представители классической (административной) школы управления. Наиболее яркими представителями этой школы являются Анри Файоль, Элтон Мейер. Свою основную задачу они видели в разработке универсальных законов и принципов управления, следуя которым любая организация несомненно добьется успеха.

Исследования представителей классической школы осуществлялись по двум основным направлениям:

1. Разработка рациональной системы организации (т.е. определение оптимального способа разделения организации на рабочие группы)

2. Построение структуры организации, т.е. формирование вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между элементами.

Исследования представителей школы научного управления и классической школы положили начало формированию нового научного направления – теории организации.

Основными целями теории организации являются:

1. Изучение законов и принципов построения организации как системы.

2. Разработка практических рекомендаций по применению законов и принципов организации.

3. Изучение методов построения и развития организации.

4. Получение сведений об организационном аудите.

5. Разработка практических рекомендаций по управлению организационными процессами.

Вопрос 2: Организационные отношения.

Организационное отношение – это взаимодействие элементов организации друг с другом и с внешней средой. Внутреннюю среду организации представляют все её составляющие элементы и коммуникационные процессы между ними.

внешнюю среду организации можно условно разделить на среды прямого и косвенного воздействия . К среде прямого воздействия относятся поставщики, профсоюзы, конкуренты, законы и государственные органы. К среде косвенного воздействия относятся международные события, научно-технический прогресс, политические и социально-культурные факторы, экономическая ситуация на рынке и др.

8 стр., 3750 слов

Г. Лассуэл. Принцип тройного воздействия

... политика — это одновременно и наука, и искусство управления, свои средства воздействия она должна адресовать всем основным отделам личности. Трехкомпонентная структура предполагает в качестве метода политического управления принцип тройного воздействия. Применить трехкомпонентный подход можно ...

Оптимизация организационных отношений является одной из основных задач профессионального управления.

Вопрос 3: Организация как система.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели.

Любая система характеризуется наличием трех основных элементов:

1. вход в систему (поступающие ресурсы)

2. преобразование ресурсов в продукт

3. выход из системы (продукт)

Социально-экономические системы, в т.ч. хозяйственные организации, выделяются из общего ряда систем за счёт наличия четвертого элемента (субъекта управления), который соединяется с остальными элементами системы информационными взаимосвязями.

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопрос 1. Роль и место человека в хозяйственной организации.

В истории развития организации сложились 4 типичных представления о человеке:

а) стереотип «экономический человек», согласно которому любой человек может за деньги сделать всё, что захочет его начальник;

б) стереотип «технический человек»: человек организационно подчинен рабочим операциям и по сути является заложником НТП;

в) стереотип «этический человек»: человек, подчиненный требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики;

г) стереотип «психологический человек»: базируется на умелом использовании психологии для достижения определенных выгод.

Вопрос 2: Основные сегменты поведения человека в организации.

4 основных стереотипа поведения человека в организации, совмещаясь в сознании и поведении персонала создают 4 основных сегмента организационного поведения

этический человек

Ригористический Автономный

сегмент сегмент

технический психологический человек

человек

Прессинговый Мобилизационный

сегмент сегмент

экономический человек

I – ригористический: подчинение человека служебному долгу

II – прессинговый: подчинение человека рабочим операциям

III- мобилизационный: психологическая готовность к работе

IV – автономный: свобода организационного поведения человека.

ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРАГНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Вопрос 1: Предмет организационного поведения.

О.п. – поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы.

Управленческие процессы имеют двойственную природу: с одной стороны они направляются усилиями руководителей, а с другой – реализуются в поведении непосредственных участников.

Управленческие процессы могут складываться стихийно и целенаправленно. Соотношение стихийности и целенаправленности является одним из основных показателей организационной среды поведения. Если преобладает стихийность, то поведение работников может быть искажено по причине зависимости от дезорганизующих факторов.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и поведения человека. Высшими регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами ... понимать устойчивые образования, которые обеспечивают определенный уровень деятельности и поведения, характерный для данного человека. Свойства личности многообразны, можно выделить свойства интеллектуальной, или ...

Если преобладает целенаправленность, то поведение работников может искажаться по причине зависимости от организующих алгоритмов управляющего,т.е. алгоритмы управления далеко не всегда учитывают всю мотивационную гамму работников.

Основная задача любого руководителя: найти оптимальное соотношение между стихийностью и целенаправленностью и выстроить организационный порядок таким образом, чтобы он оптимизировал поведенческую среду.

Вопрос 2: Факторы, определяющие организационное поведение.

О.п. существует на пересечении двух основных сил:

а) субординационная — проявляется в официальном поведении руководителей и подчиненных.

б) координационная – проявляется в неофициальных служебных контактах.

Руководитель должен поддерживать оптимальное соотношение субординационных и координационных сил. Эта задача м.б. успешно выполнена, если работники испытывают чувство приобщенности к делам своего предприятия. Для фирмы, где доминирует приобщенный тип работника характерен высокий уровень взаимосогласованности, а там, где доминирует отчужденный тип, проявляется высокий уровень рассогласований.

Вопрос 3: Управленческие отношения в организации.

Организационное поведение работников определяется их субъективным отношением к своей компании и к конкретным представителям её высшего руководства. Поэтому именно отношения высшей администрации к работникам является фактором, определяющим их поведение.

Отсюда следует главный управленческий закон: как высшая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.

В организации различают два основных типа отношений руководителей к подчиненным:

а) инструментальное отношение («экономический человек», «технический человек») – характерно для организаций с жёстко регламентированными управленческими процессами.

б) ценностные отношения («психологический человек», «этический человек») – выражается в требованиях и ожиданиях персонала организации.

Перекосы здесь недопустимы. Если в организации преобладают инструментальные отношения, то блокируется инициатива работников, а если преобладают ценностные отношения, то руководство может потерять контроль над компанией.

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ.

В наиболее общем виде личность можно определить как прижизненно формирующуюся совокупность черт, определяющих характер поведения, строй чувств и образ мышления конкретного человека.

В основе любой личности лежит её структура, т.е. совокупность основных относительно устойчивых компонентов личности.

Основными компонентами личности являются:

4. способности

5. темперамент

6. характер

7. воля

8. эмоции

9. мотивация

Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности.

От темперамента зависит реакция человека на окружающий мир.

Характер определяет поступки человека в отношении других людей.

Воля характеризует стремление человека к достижению поставленных целей.

12 стр., 5832 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

... все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и ... а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первокурсников "тренируют" вставать при входе ...

Эмоции – это переживания людей.

Мотивация – это совокупность стимулов, побуждающих человека к осуществлению активной деятельности.

ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Вопрос 1: Понятие и сущность процесса коммуникации.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии 4 основных элементов:

а) отправитель информации

б) получатель информации

в) сообщение (информация)

г) канал связи.

Основными этапами процесса коммуникации являются:

1. отбор информации и формирование сообщения

2. кодирование информации

3. Выбор канала связи и передача сообщения

4. Декодирование сообщения и восприятие информации

5. Формирование ответа и передача его отправителю

Вопрос 2: Виды и формы организационного общения.

Любая организация представляет собой двуединство формализованных и персонализованных отношений. Балансировка этих отношений является главным организационным эффектом управления. Наиболее ярким показателем с этой точки зрения является сотрудничество. Сотрудничество представляет собой интеграционную характеристику организационного поведения, основными параметрами являются:

1. результативность (показывает, в какой степени достигнута поставленная цель)

2. эффективность (свидетельствует о том, насколько оптимально достигнута цель)

3. осмысленность (степень осознания каждым работником необходимости сотрудничества в процессе осуществления трудовой деятельности)

4. этичность (показывает, какие средства были использованы для достижения поставленной цели)

В сотрудничестве можно выделить 6 психологических установок:

1. Ригористическая установка – требует от сотрудников вести себя в соответствии со своими должностными обязанностями;

2. Конвенциалистская – результат взаимных договоренностей, оформленных в виде определенного документа (договора);

3. Функциональная – определяется необходимостью сотрудничества работников при выполнении ими определенных видов работ;

4. Прагматическая – выгода от контактов работников друг с другом;

5. Альтруистическая – желание работников безвозмездно оказывать помощь своим коллегам.

6. Новаторская — сотрудничество определяется потребностью инициативных работников в творческом осмыслении происходящего.

Вопрос 3. Влияние целей организации на коммуникативное поведение

В зависимости от содержания целей организации, ее руководство постоянно стремится влиять на коммуникативное поведение работников.

Этот процесс неразрывно связан с понятием «управленческая концепция». Термин «управленческая концепция» охватывает все рефлекторные процессы, происходящие в сознании руководителя под влиянием изменений во внутренней и внешней среде организации.

Управленческие концепции принято разделять на командные и индивидуальные. Командные управленческие концепции представляют собой продукт совместного творчества управленческой группы единомышленников, а индивидуальные концепции – продукт управленческой деятельности главы высшей администрации предприятия.

Управленческая концепция включает в себя следующие основные элементы:

5 стр., 2339 слов

Теории мотивации потребностей: Карл Юнг, Зигмунд Фрейд

... потребность etc. В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским. Системная организация мотиваций Мотивации ... Теория мотивации потребностей з. фрейда Психоаналитические теории мотивации 3. Теория мотивации потребностей К. Юнга Заключение Библиографический список Введение Поведение человека направляется ожиданием, оценкой ...

1. Осмысление проблемной ситуации

2. Формирование стратегического замысла

3. Общее видение перспектив развития организации

4. Разработка возможных способов, использование имеющихся ресурсов

5. Определение многообразия ограничив-х условий

6. Формирование персонала организации, уверенности в возможности реализации стратегического плана

Вопрос 4. Роль информации в коммуникативном поведении

Важность информации в процессе в процессе формирования организационного поведения определяется действием одного из объективных з-в организации, а именно з-на информированности-упорядоченности.

Этот закон имеет следующую фор-ку: чем > информацией обладает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность устойчивого функционирования этой организации. Под упорядоченностью в д. сл. понимается гармоничное развитие всех элементов организации.

ТЕМА 6: МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопрос 1. Сущность и методы мотивации

Мотивация – процесс побуждения работников к активной деятельности, направленной на удовлетворение своих потребностей посредством достижения целей организации. Теория мотивации берет свое начало в исследованиях представителей школы психологии управления. Наиболее яркими представителями этой школы являются Мэри Фоллет и Элтон Мэйо.

М.Фоллет впервые определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью двух лиц: руководитель и подчиненный. Тем самым, она подчеркнула соц. псих. природу управленческого труда.

Элтон Мэйо обратил внимание на то, что четко разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Иногда работники реагируют гораздо сильнее на замечания коллег по группе, чем на приказы руководителя и материальные стимулы. Позднее психолог А.Маслоу более глубоко изучил это явление и пришел к выводу, что мотивами поступков людей являются не материальные стимулы, а различного рода потребности, которые могут быть лишь частично или косвенно удовлетворены с помощью денег.

Всю совокупность человеческих потребностей Маслоу разделил на два основных уровня: 1) высший; 2)низший

К потребностям низшего уровня относятся:

1. физиологические потребности (потребности в еде, одежде);

2. потребность в безопасности (экзинстенциальные) – необходимость уверенности в завтрашнем дне;

3. социальные потребности или потребности в коммуникациях (необходимость общения людей друг с другом);

Потребностями высшего уровня являются:

1. потребность в уважении

2. потребность в самовыражении

Расположив эти потребности в иерархическом порядке можно построить пирамиду потребностей, которая отражает цели и устремления каждого человека.

Вопрос 2. Основные задачи мотивации

v формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивационных установок;

v обучение персонала и руководителей психологическим основам внутрифирменного общения;

v формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению (убеждение, участие);

Процесс мотивации в любом случае представляет постоянный анализ и усовершенствование. Объектами усовершенствования в данном случае могут являться:

5 стр., 2426 слов

Мотивация человека

... побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, ... других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит ...

1. мотивационная система организации в целом

2. методы групповой мотивации (касаются отд-х структурных подразделений организации)

3. методы индивидуальной мотивации

4. необходимость постоянного усовершенствования

Вопрос 3. Методы мотивации

Вся совокупность методов мотивации может быть условно разделена на три основные группы:

v административные методы

v экономические методы

v психологические методы

Система административных методов мотивации на формализованных правилах привлечения работника к ответственности за невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей. Такие методы мотивации используются в условиях командно – административной системы при повторяющихся рутинных операциях.

Экономические методы мотивации представляют собой разветвленную систему материальных вознаграждений, выплачиваемых работнику в случае добросовестного выполнения им производственного задания. Самым распространенным видом материального поощрения является заработная плата; премии – это вид материального поощрения, размер которого зависит от эффективности труда конкретного работника или от результатов деятельности организации в целом. Наряду с этим применяются методы косвенного материального стимулирования: приобретение жилья за счет фирмы, оплата обучения и т.д.

Психологические методы основаны на действии таких нематериальных стимулов, как самоуважение, признание со стороны коллег по работе, моральное удовлетворение результатами своего труда, гордость за свою организацию и т.д. Подобные методы базируются на изучении потребностей человека, т.е. определении осознанного ощущения личности, нед — ка в чем либо.

Вопрос 4. Теория Выгодского

Среди отечественных ученых наибольших успехов в развитии теории мотивации достиг Выгодский и его ученики: Леонтьев и Ломов. Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития: высший и низший. Эти уровни и определяют высокие и низкие потребности человека. При этом удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

Основное содержание теории Выгодского – это вывод о том, что высшие и низшие потребности человека развиваясь параллельно и самостоятельно, в совокупности определяет специфику поведения человека.

Теория Выгодского более прогрессивна, чем все остальные. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека. Исходя из системного пред-я о человеческой деятельности, сформировавшегося в наши дни можно утверждать, что человек принимает решения регулирования, адаптации, самоорганизации. В соответствии с этим потребности человека должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно.

Низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и управляются человеком на всех уровнях его организации. То есть существует тройственный характер удовлетворения индивидуальных потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.

Вопрос 5. Процессуальная теория мотивации

Процессуальный подход к мотивации состоит в рациональном распределении усилий работников и в выборе определенного вида их поведения для достижения конкретной цели. Наиболее яркими представителями этого подхода являются Врум, Портер, Лоулер.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – ... в условиях цейтнота Сделаю Потом бессилен) Попытки подтолкнуть (усилят растущие сомнения) Силовые методы (будет действовать наперекор и уклоняться от ответственности) Что делать: Цель – научить ...

Врум является основоположником теории ожидания, согласно которой необходимым условием мотивации является не только потребности человека, но и выбранный им тип поведения.

Тип поведения сотрудников определяется поведением:

* руководителя, стимулирующего работу подчиненных;

* сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

* сотрудника и руководителя, допускающих, что при улучшении качества работы им будет выдано определенное вознаграждение;

С теорией ожиданий тесным образом связана теория справедливости, согласно которой эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно, с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам.

Портер и Лоулер являются продолжателями исследований Врума. Они ввели три переменных, которые влияют на размер вознаграждения работника: 1) затраченные работником усилия; 2) степень осознания работником своей роли в производственном процессе; 3) личные качества работника.

Элементы теории ожидания проявляются в том, что работник оценивает свое вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями, а элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу адекватности полученного ими вознаграждения.

ТЕМА 7: ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Вопрос 1. Малые группы в организации

Группа (по определению М. Шоу) – это два лица и более, которые постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Исходя из этого определения можно утверждать, что любая организация состоит из нескольких групп. Все группы организации можно разделить на два основных вида:

1) формальные

2) неформальные

Формальными считаются группы, созданные по воле руководителя для решения конкретных производственных задач. Выделяют три вида формальных групп:

1. группа руководителя — состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных;

2. группа исполнителей — состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием;

3. комитет – постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель;

Неформальные группы в отличие от формальных, создаваемых по заранее продуманному плану, возникают спонтанно, как реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Вопрос 2. Факторы группового поведения

Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на групповое поведение:

* профессиональная сработанность группы (проявляется в нормах, взаимозаменяемости, взаимодополняемости и взаимоответственности);

* морально – психологическая сплоченность (основана на нормах взаимопомощи и взаимной поддержке);

* профессиональная согласованность и межличностная совместимость (психологическая готовность работников сотрудничать со своими коллегами;

К переменным факторам группового поведения относятся:

1. групповой уровень притязаний, т.е. настроенность работников на достижение промежуточных и конечных результатов;

2. квалификационный потенциал, достаточный для реализации плановых показателей;

3. требования к конечному результату;

4. открытость оценки работы группы со стороны руководителя;

5. особенности взаимодействия с др. профессиональными группами;

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

... и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека. Вопрос 3. Психические процессы, их динамика и ... и поведении человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким ... группа концепций, полагающих, что в поведении человека тот или иной фактор является ведущим. В первой группе ...

Вопрос 3. Управление стрессами в деятельности хозяйственной организации

Стресс – сост-е напряженности, возникающее в организме человека под влиянием внешних воздействий. Сам по себе стресс полезен, так как является неотъемлемым элементом механизма выживания человека.

Норм-й механизм стресса, сформированный природой в процессе эволюции включает в себя четыре основных элемента:

1. внешнее воздействие (может быть положительным или отрицательным);

2. состояние напряжения организма;

3. активное действие – реакция на внешнее воздействие;

4. расслабление или релаксация (нейтрализация негативных последствий внешнего воздействия);

Однако в условиях современного общества, человек далеко не всегда в состоянии в полной мере реализовать механизм стресса. Очень часто в процессе соблюдения установленных в обществе общих норм поведения, человек не может совершать активные действия в качестве реакции на воздействие факторов внешней среды. В этих случаях активные действия и расслабления оказываются заблокированными. Если внешнее воздействие на организм человека имеет место постоянно, то рано или поздно у него возникает состояние хронического напряжения, то есть дистресса.

В зависимости от причины возникновения, различают дистрессы:

v физиологический (возникает в следствие накопления критической массы усталости или иного вредного физического воздействия на организм);

v психологический (подразделяют на два подвида: информационное –в следствие информационных перегрузок и эмоциональное – возникает в ситуации угрозы, опасности, обиды);

В отличие от стресса дистресс крайне вреден для организма человека, так как ведет к возникновению таких негативных последствий как заторможенная реакция, аритмия, гипертония и т.д.

Существует два основных подхода нейтрализации негативных последствий дистресса:

1. внести изменения в м-т с целью устранения базы стрессов

2. принимать конкретные меры индивидуального характера (программы психологической разгрузки)

Вопрос 4. Конфликты и их роль в деятельности организации

Конфликт – это столкновение людей или соц. групп с противоречивыми интересами.

Конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из причины конфликта и субъектов конфликта (оппонентов).

Оппоненты вступают в конфликт, обладая различной силой к-и и определяют возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента.

Оппоненты 1-го ранга:

— люди, преследующие общие цели

Оппоненты 2-го ранга:

— личности, которые выражают интересы соц-х групп

Оппоненты 3-го ранга:

— соц. группы и организации

В зависимости от субъектов конфликта выделяют следующие виды конфликтов:

1.